Напоминание

Успешная подготовка к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию


Автор: Бережная Ольга Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: БОУ "Средняя общеобразовательная школа № 135 им. А.П.Дмитриева"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: Статья
Тема: Успешная подготовка к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию
Раздел: полное образование





Назад




Успешная подготовка обучающихся к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ

по истории и обществознанию

Автор: Бережная Ольга Николаевна,

учитель истории и обществознания

высшей категории

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная

школа № 135 им. А.П.Дмитриева»

На сегодняшний день итоговые испытания по такому предмету, как история,

являются самыми сложными для обучающихся. Многие мои коллеги могут

не согласится со мной, но это факт. В советский период, когда была мода на

историю, и нужно было ответить всего на два вопроса по билету, больших

сложностей история не вызывала. Давали название известных событий, и

нужно было их описать с фактами, причинами и следствиями. При этом в

самих билетах часто указывались и даты событий, что значительно облегчало

задачу испытуемого. Ну и, конечно, же предоставлялись исторические карты,

которые содержали 60% ответа. Многие нынешние учителя сдавали экзамен

по истории именно так, поэтому и считают, что это несложно. Однако

исследования показывают, что средний балл ЕГЭ по истории остается

довольно низким. В 2015 г. – 53,47; в 2018 г. – 52,7 балла; в 2019 г. – 55,3; в

20121 г. – 54,9 балла. Это данные по России. В то время, как средний балл по

русскому языку, например, вырос с 56,5 балла в 2015 г. до 71,4 в 2021 г.

Значительно выросли средние показатели и по другим предметам. Однако по

истории и обществознанию никак не удается выйти на высокие показатели

по сей день. Проблем здесь несколько.

В настоящее время формат итоговых испытаний становится все сложнее и

сложнее. Требуется глубокий анализ событий, текстов, карт, исторических

памятников. Необходимо учитывать критерии каждого задания. Добавилась

потребность в изучении биографий исторических личностей, культуры и

искусства. Правила, по которым оценивают работы, достаточно жесткие.

При этом интересы обучающихся далеки от предмета, который можно было

бы изучать, как захватывающий материал.

Конечно, есть дети, которые с удовольствием смотрят исторические фильмы,

ходят в театры, читают книги. Их результаты поражают. Но их процент

ничтожно мал. И здесь перед учителем истории встаёт, по истине,

невыполнимая задача: подготовить 100% обучающихся к ВПР и итоговой

аттестации. Эта задача значительно осложняется тем, что учитель истории не

имеет возможности, в отличие от других учителей-предметников, работать с

КИМами на уроках из-за огромного объёма материала, необходимого для

изучения. В связи с этим приходится искать пути и способы дополнительной

работы как во время уроков, так и вне их.

Понятно, что для прохождения ВПР или итоговой аттестации общих знаний

недостаточно. Обучающимся предстоит работать с тестовыми заданиями, а

значит, начинать необходимо именно с них. Прежде всего необходимо

понять структуру теста, критерии оценки того или иного задания. В это нам

значительно помогает сайт ФИПИ (Федерального института педагогических

измерений), где ежегодно выкладываются демоверсии ОГЭ и ЕГЭ по всем

предметам, а также кодификаторы и спецификации, подробно описывающие

структуру теста, темы и критерии оценивания. И подготовку мы начинаем

именно с тщательной проработки демоверсии.

В обязательном порядке приобретаются сборники по подготовке к ОГЭ и

ЕГЭ

под

редакцией

Игоря

Анатольевича

Артасова,

являющегося

заместителем

председателя

Федеральной

комиссии

разработчиков

контрольных измерительных материалов ЕГЭ ФИПИ, а также автором

многих тренировочных сборников тестовых заданий ОГЭ, ЕГЭ и ВПР.

Большое доверие вызывают и тренировочные тестовые задания под

редакцией Елены Александровны Мельниковой, российского историка-

медиевиста, главного научного сотрудника Института всеобщей истории

РАН.

С тренировочными сборниками мы работаем во время дополнительных

занятий,

где

непосредственно

прорабатывается

каждое

задание.

На

дополнительных занятиях каждый ученик может сразу задать интересующие

его вопросы, получить консультацию, проработать пошагово вместе с

учителем сложные задания. В настоящее время многие отказываются от

дополнительных занятий в пользу медийных платформ, коих уже множество.

Но не надо забывать, что непосредственное общение учителя и ученика

играет важную роль не только в плане предметной подготовки, но и в плане

психологической подготовки к итоговым испытаниям. Для многих ребят

очень важно непосредственно прийти на занятие, где они слушают друг

друга, дополняют ответы, непосредственно участвуют в обсуждении каких-

либо

проблем. Таким образом дети заряжаются уверенностью в себе,

поднимают свою самооценку, вырабатывают стремление к еще большему

знанию. Не стоит забывать и о том, что не все ученики могут задать свои

вопросы.

Кто-то

стесняется

спросить,

а

кто-то

боится

показаться

недостаточно умным. Но когда они слышат вопросы других ребят, они

внимательно слушают ответы, проникаясь уверенностью в себе, тоже

включаются в работу. Надо помнить, что живое общение учителя и ученика

было и остается главным фактором успешного обучения.

Отдельные тематические задания из вышеупомянутых сборников, конечно

же, активно используются на уроках. Здесь нужно проявлять учительскую

смекалку, чтобы грамотно и непринужденно использовать подготовительные

задания на разных этапах урока. Так, например, при изучении темы «Начало

царствования Александра I» начать урок уместно с задания №5 ОГЭ: Ниже

приведен перечень фамилий. Все они, за исключением одно, являлись

членами Негласного комитета. Найдите и запишите порядковый номер, чья

фамилия выпадает из общего ряда. И далее перечисляются фамилии: 1)

В.П.Кочубей 2) Н.Н.Новосильцев 3) М.М. Сперанский 4) П.А.Строганов 5)

А.А.Чарторыйский.

Дети еще не знают материал и назвать нужную фамилию не могут. Но мы

ставим вопрос несколько по-другому. Мы перечисляем фамилии и говорим,

что все они связаны с Александром I. Какие из этих фамилий вам знакомы?

Из

всех

фамилий

дети

уже

слышали

фамилию

М.М.Сперанского,

упоминавшегося не раз и на уроках истории в связи с разными реформами

управления, и на уроках обществознания. Поэтому они назовут именно

фамилию Сперанского. А далее учитель задает новый вопрос: а в связи с чем

упоминалась эта фамилия? Но акцентировать внимание на Сперанском в

данном случае не нужно. Детям помогают вспомнить, что Сперанский был

сыном священника и добился высокого положения в обществе. А другие

фамилии как связаны? Как вы считаете, это представители какого слоя

общества?

И вот здесь мы добиваемся нескольких целей: во-первых

акцентируется внимание на Негласном комитете; во-вторых, включается

логическое мышление, поскольку детям необходимо сопоставить эти имена с

Александром и сделать вывод, в-третьих, активно запоминаются члены

Негласного комитета; в-четвертых, включается познавательный интерес и

мотивация. Детям уже интересно знать, если Сперанский не был другом

Александра, выходец из низов, то почему он в этом списке? И таким образом

мы

добиваемся

нескольких

целей

одновременно,

прорабатывая

в

мотивационной части урока задание ОГЭ.

Хороший способ подготовки к ВПР и итоговой аттестации нам предоставила

возможность дистанционного обучения. Поскольку в этот период

дети

выполняют данные им задания, то необходимо включать сюда и задания из

тематических сборников. Так обучающиеся лучше усваивают тему и

одновременно готовятся к экзаменам. Здесь же важно подключать и

интернет-ресурсы,

такие

как

каналы

Ютуба:

Инфоурок,

Школа

обществознания и другие, где содержатся видеоуроки по всем темам, а так

же небольшие увлекательные видеоматериалы, помогающие детям лучше

усвоить и запомнить изучаемый материал. Более того, с помощью таких

ресурсов дети могут самостоятельно изучить темы, которые они пропустили

или темы, вызвавшие у них определенные сложности.

Ну и не надо забывать, что на дворе 21-й век. Дети активно пользуются

Интернетом. И учителям необходимо активно включаться в этот процесс. На

сегодняшний день в Интернете создано несколько очень удобных площадок

для работы с детьми. Это онлайн-школа для детей и подростков Skysmart и

образовательная платформа Сферум.

Skysmart

проводит уроки для детей и подростков с учетом возраста,

интересов и потребностей учеников.

Каждому учителю очень удобно

организовать и дистанционное обучение, давать интересные задания, легко

их проверять, проводить видеозанятия со своими учениками. Платформа

Сферум предоставляет неограниченные возможности. Там вы можете

проводить видеоуроки, видеоконференции, составлять расписание, делиться

учебными материалами, общаться с учениками, собирать задания и даже

проводить родительские собрания. На таких платформах дети легко

включаются в процесс обучения, получают огромные возможности не только

по изучению учебного материала, но и по подготовке к экзаменам и ВПРам, а

также много дополнительных возможностей по развитию своих талантов и

способностей.

А закончить мне хочется словами поэта Евгения Винокурова,

немного

перефразировав:

Мне с юности запомнилась строка,

С которой не могу не согласиться:

«Учитель, научи ученика,

Чтоб было у кого потом учиться!»…

Ответишь им - и поумнел слегка,

Обсудишь – и проблема разрешится.

Учитель, научи ученика,

Чтоб было у кого потом учиться!...



В раздел образования