Автор: Бережная Ольга Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: БОУ "Средняя общеобразовательная школа № 135 им. А.П.Дмитриева"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: Статья
Тема: Успешная подготовка к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию
Раздел: полное образование
Успешная подготовка обучающихся к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ
по истории и обществознанию
Автор: Бережная Ольга Николаевна,
учитель истории и обществознания
высшей категории
БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная
школа № 135 им. А.П.Дмитриева»
На сегодняшний день итоговые испытания по такому предмету, как история,
являются самыми сложными для обучающихся. Многие мои коллеги могут
не согласится со мной, но это факт. В советский период, когда была мода на
историю, и нужно было ответить всего на два вопроса по билету, больших
сложностей история не вызывала. Давали название известных событий, и
нужно было их описать с фактами, причинами и следствиями. При этом в
самих билетах часто указывались и даты событий, что значительно облегчало
задачу испытуемого. Ну и, конечно, же предоставлялись исторические карты,
которые содержали 60% ответа. Многие нынешние учителя сдавали экзамен
по истории именно так, поэтому и считают, что это несложно. Однако
исследования показывают, что средний балл ЕГЭ по истории остается
довольно низким. В 2015 г. – 53,47; в 2018 г. – 52,7 балла; в 2019 г. – 55,3; в
20121 г. – 54,9 балла. Это данные по России. В то время, как средний балл по
русскому языку, например, вырос с 56,5 балла в 2015 г. до 71,4 в 2021 г.
Значительно выросли средние показатели и по другим предметам. Однако по
истории и обществознанию никак не удается выйти на высокие показатели
по сей день. Проблем здесь несколько.
В настоящее время формат итоговых испытаний становится все сложнее и
сложнее. Требуется глубокий анализ событий, текстов, карт, исторических
памятников. Необходимо учитывать критерии каждого задания. Добавилась
потребность в изучении биографий исторических личностей, культуры и
искусства. Правила, по которым оценивают работы, достаточно жесткие.
При этом интересы обучающихся далеки от предмета, который можно было
бы изучать, как захватывающий материал.
Конечно, есть дети, которые с удовольствием смотрят исторические фильмы,
ходят в театры, читают книги. Их результаты поражают. Но их процент
ничтожно мал. И здесь перед учителем истории встаёт, по истине,
невыполнимая задача: подготовить 100% обучающихся к ВПР и итоговой
аттестации. Эта задача значительно осложняется тем, что учитель истории не
имеет возможности, в отличие от других учителей-предметников, работать с
КИМами на уроках из-за огромного объёма материала, необходимого для
изучения. В связи с этим приходится искать пути и способы дополнительной
работы как во время уроков, так и вне их.
Понятно, что для прохождения ВПР или итоговой аттестации общих знаний
недостаточно. Обучающимся предстоит работать с тестовыми заданиями, а
значит, начинать необходимо именно с них. Прежде всего необходимо
понять структуру теста, критерии оценки того или иного задания. В это нам
значительно помогает сайт ФИПИ (Федерального института педагогических
измерений), где ежегодно выкладываются демоверсии ОГЭ и ЕГЭ по всем
предметам, а также кодификаторы и спецификации, подробно описывающие
структуру теста, темы и критерии оценивания. И подготовку мы начинаем
именно с тщательной проработки демоверсии.
В обязательном порядке приобретаются сборники по подготовке к ОГЭ и
ЕГЭ
под
редакцией
Игоря
Анатольевича
Артасова,
являющегося
заместителем
председателя
Федеральной
комиссии
разработчиков
контрольных измерительных материалов ЕГЭ ФИПИ, а также автором
многих тренировочных сборников тестовых заданий ОГЭ, ЕГЭ и ВПР.
Большое доверие вызывают и тренировочные тестовые задания под
редакцией Елены Александровны Мельниковой, российского историка-
медиевиста, главного научного сотрудника Института всеобщей истории
РАН.
С тренировочными сборниками мы работаем во время дополнительных
занятий,
где
непосредственно
прорабатывается
каждое
задание.
На
дополнительных занятиях каждый ученик может сразу задать интересующие
его вопросы, получить консультацию, проработать пошагово вместе с
учителем сложные задания. В настоящее время многие отказываются от
дополнительных занятий в пользу медийных платформ, коих уже множество.
Но не надо забывать, что непосредственное общение учителя и ученика
играет важную роль не только в плане предметной подготовки, но и в плане
психологической подготовки к итоговым испытаниям. Для многих ребят
очень важно непосредственно прийти на занятие, где они слушают друг
друга, дополняют ответы, непосредственно участвуют в обсуждении каких-
либо
проблем. Таким образом дети заряжаются уверенностью в себе,
поднимают свою самооценку, вырабатывают стремление к еще большему
знанию. Не стоит забывать и о том, что не все ученики могут задать свои
вопросы.
Кто-то
стесняется
спросить,
а
кто-то
боится
показаться
недостаточно умным. Но когда они слышат вопросы других ребят, они
внимательно слушают ответы, проникаясь уверенностью в себе, тоже
включаются в работу. Надо помнить, что живое общение учителя и ученика
было и остается главным фактором успешного обучения.
Отдельные тематические задания из вышеупомянутых сборников, конечно
же, активно используются на уроках. Здесь нужно проявлять учительскую
смекалку, чтобы грамотно и непринужденно использовать подготовительные
задания на разных этапах урока. Так, например, при изучении темы «Начало
царствования Александра I» начать урок уместно с задания №5 ОГЭ: Ниже
приведен перечень фамилий. Все они, за исключением одно, являлись
членами Негласного комитета. Найдите и запишите порядковый номер, чья
фамилия выпадает из общего ряда. И далее перечисляются фамилии: 1)
В.П.Кочубей 2) Н.Н.Новосильцев 3) М.М. Сперанский 4) П.А.Строганов 5)
А.А.Чарторыйский.
Дети еще не знают материал и назвать нужную фамилию не могут. Но мы
ставим вопрос несколько по-другому. Мы перечисляем фамилии и говорим,
что все они связаны с Александром I. Какие из этих фамилий вам знакомы?
Из
всех
фамилий
дети
уже
слышали
фамилию
М.М.Сперанского,
упоминавшегося не раз и на уроках истории в связи с разными реформами
управления, и на уроках обществознания. Поэтому они назовут именно
фамилию Сперанского. А далее учитель задает новый вопрос: а в связи с чем
упоминалась эта фамилия? Но акцентировать внимание на Сперанском в
данном случае не нужно. Детям помогают вспомнить, что Сперанский был
сыном священника и добился высокого положения в обществе. А другие
фамилии как связаны? Как вы считаете, это представители какого слоя
общества?
И вот здесь мы добиваемся нескольких целей: во-первых
акцентируется внимание на Негласном комитете; во-вторых, включается
логическое мышление, поскольку детям необходимо сопоставить эти имена с
Александром и сделать вывод, в-третьих, активно запоминаются члены
Негласного комитета; в-четвертых, включается познавательный интерес и
мотивация. Детям уже интересно знать, если Сперанский не был другом
Александра, выходец из низов, то почему он в этом списке? И таким образом
мы
добиваемся
нескольких
целей
одновременно,
прорабатывая
в
мотивационной части урока задание ОГЭ.
Хороший способ подготовки к ВПР и итоговой аттестации нам предоставила
возможность дистанционного обучения. Поскольку в этот период
дети
выполняют данные им задания, то необходимо включать сюда и задания из
тематических сборников. Так обучающиеся лучше усваивают тему и
одновременно готовятся к экзаменам. Здесь же важно подключать и
интернет-ресурсы,
такие
как
каналы
Ютуба:
Инфоурок,
Школа
обществознания и другие, где содержатся видеоуроки по всем темам, а так
же небольшие увлекательные видеоматериалы, помогающие детям лучше
усвоить и запомнить изучаемый материал. Более того, с помощью таких
ресурсов дети могут самостоятельно изучить темы, которые они пропустили
или темы, вызвавшие у них определенные сложности.
Ну и не надо забывать, что на дворе 21-й век. Дети активно пользуются
Интернетом. И учителям необходимо активно включаться в этот процесс. На
сегодняшний день в Интернете создано несколько очень удобных площадок
для работы с детьми. Это онлайн-школа для детей и подростков Skysmart и
образовательная платформа Сферум.
Skysmart
проводит уроки для детей и подростков с учетом возраста,
интересов и потребностей учеников.
Каждому учителю очень удобно
организовать и дистанционное обучение, давать интересные задания, легко
их проверять, проводить видеозанятия со своими учениками. Платформа
Сферум предоставляет неограниченные возможности. Там вы можете
проводить видеоуроки, видеоконференции, составлять расписание, делиться
учебными материалами, общаться с учениками, собирать задания и даже
проводить родительские собрания. На таких платформах дети легко
включаются в процесс обучения, получают огромные возможности не только
по изучению учебного материала, но и по подготовке к экзаменам и ВПРам, а
также много дополнительных возможностей по развитию своих талантов и
способностей.
А закончить мне хочется словами поэта Евгения Винокурова,
немного
перефразировав:
Мне с юности запомнилась строка,
С которой не могу не согласиться:
«Учитель, научи ученика,
Чтоб было у кого потом учиться!»…
Ответишь им - и поумнел слегка,
Обсудишь – и проблема разрешится.
Учитель, научи ученика,
Чтоб было у кого потом учиться!...