Автор: Екатерина Ивановна Сороквашина
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №398
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей старших комбинированных групп по лексической теме "Весна. признаки весны. Мамин праздник"
Раздел: дошкольное образование
Лексическая тема «Весна. Весенние признаки. Мамин праздник"
Вспомнить признаки ранней весны:
- в погоде: потепление, капель, сосульки, проталины, изменение активности солнца
(пригревает);
- в живой природе: изменение свойств снега (темнеет, становится рыхлым, грязным,
сырым);
- в живой природе: небольшое оживление среди птиц, прилет грачей; изменения в
одежде людей. Значительное увеличение продолжительности дня и уменьшение
продолжительности ночи.
Первый весенний праздник, его традиции (приготовление подарков, разучивание песен,
стихов), поздравление всех женщин. Помощь детей мамам и бабушкам.
Словарь:
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: весна, март, апрель, май, снег, сосульки, проталины, солнце,
ручьи, гонцы весны, половодье, ледоход, капель, паводок, лужи, влага, посевы,
посадки, пробуждение, подснежник, оттепель.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: холодные, журчащие, звонкие, говорливые, буйные, шумливые,
многоводные, весеннее, лучистое, теплое, яркое, приветливое, красное, влажный,
мартовская, вешние воды, лазурное, чистое, ясное, птичье, прохладные, солнечный,
рыхлый, суровый.
ГЛАГОЛЫ: наступила, продвигается, прилетели, вылетели, кружатся, вьются,
хлопочут, вьют, журчат, бегут, звенят, затопляет, тронулся, поют, пробиваются, тает,
светит, греет, пригревает, капает, течет, дышится, пахнет, просыпается, оседать.
ЛГСР
1.
Подбор антонимов
Тепло – холодно высоко – низко
Далеко – близко твёрдый – мягкий
Пасмурно – ясно дождливо - сухо
2.
Подбор признаков (Какой? Какая? Какое?)
Солнышко (какое?) - яркое, весеннее, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, весёлое,
большое, радостное, нежное…; см. словарь
3.
Подбор слов - действий (что делает? что делают?)
Сосулька – листья –
Трава – ручей –
Дождь – птицы –
Рассада – деревья –
Почка – люди –
4.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными
суффиксами «Назови ласково».
Солнце - трава-
Листок- луч-
Ветка - цветок-
Почка - лужа-
Ветер - туча-
Облако - ручей-
5.
«Один – много» (образование существительных во множественном числе):
(одна проталина - много проталин)
Оттепель - ручей-
Подснежник - почка-
Ветка - луч-
Цветок - букет-
Сугроб - фиалка-
6.
Согласование числительных и существительных.
Один (одна) Два (две) Пять
Лужа Цветок Ветка Ручей Туча Подснежник Облако
7.
Упражнение в образовании прилагательных от наречий.
Если днём тепло, то день тёплый.
Если ночью холодно, то ночь холодная.
Днём светло, день светлый.
Ночью темно, ночь тёмная.
Днём жарко, день жаркий.
8.
Образование притяжательных прилагательных «Назови, чей?»
Мама – (значит ты чей? чья?) мамин(а),
Папа – папин(а),
Бабушка – бабушкин(а),
Дедушка – дедушкин(а),
Дядя – дядин(а),
Тётя – тётин(а).
9.
«Исправь ошибку». Употребление сложных предложений с союзом потому
что.
Засветило солнышко, потому что стало тепло,
Пришла весна, потому что прилетели грачи.
Тает снег, потому что текут ручьи. И т. д.
Связная речь
Упражнять в составлении описательных рассказов по сюжетной картинке, заданной
схеме (картинки «Весна в городе», «Весна в лесу»).
Упражнять отвечать на вопросы полным ответом.
Упражнять в распространении предложений прилагательными, наречиями, глаголами
Упражнять в составлении предложений с союзом "ПОТОМУ ЧТО": почему снег тает?
Снег тает, потому что… и т.д.
Фонематическое восприятие, слоговая структура
1.
Уточнить произношение у детей звуков
2.
«Поймай звук» в ряду звуков, слогов, слов
3.
Упражнение «Раздели на слоги» (хлопками) см. словарь
Развитие ВПФ
1.
«4-лишний»
2.
Загадки по теме
Координация речи с движением
На лужайке поутру мы затеяли игру. Дети становятся в круг
Я – подснежник, ты – вьюнок.
Становитесь в наш рядок.
Раз, два, три, четыре – Расходятся
Раздвигайте круг по шире.
А теперь мы ручейки Бегают
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять – Снова становятся в круг
Будем в солнышко играть.
Мы – весёлые лучи,
Мы резвы и горячи. Лексическая тема: Весна. Весенние признаки. Мамин праздник.
Упражнение «Клён»
За окном сосулька тает, Лицом в круг, делают 4 прыжка на носочках.
Ветер тучи рвёт в клочки. Руки вверх, наклоны туловища влево -вправо.
Разжимает, разжимает Руки перед грудью. Локти опущены вниз.
Клён тугие кулачки. Разжимают кулачки.
Прислонился он к окошку. 4 прыжка.
И едва растает снег, Наклоны влево -вправо.
Мне зелёную ладошку Поворачиваются лицом друг к другу.
Клён протянет раньше всех. Протягивают друг другу правые руки, жмут.
Развитие мелкой моторики
1.
Нарисовать портрет мамы, бабушки.
2.
Сделать поздравительную открытку для бабушки (тети, сестры) в виде
аппликации.
3.
Штриховки, обводки, шнуровки
ПГ «Шаловливые сосульки»
Шаловливые сосульки (Поднимаем обе руки вверх, пальцы складываем
щепоткой, острием вниз)
Сели на карниз. (Кладем левую руку на правую, как в школе)
Шаловливые сосульки (Так же)
Посмотрели вниз. (Смотрим вниз)
Стали думать, чем заняться? (Чешем голову то левой рукой, то правой)
«Будем каплями кидаться!» (Поднимаем руки вверх, кистями вниз. Взмахиваем
кистями рук одновременно)
Целый день идет трезвон: (Кистями рук рисуем в воздухе круг)
Дили-дили, дили-дон! (Взмахиваем кистями рук по очереди.)
Пальчиковая игра «Дай нам, солнышко, тепла»
Мы ладошки протянули
И на солнышко взглянули. (Дети протягивают ладошки вперед и ритмично
поворачивают их вверх-вниз)
Дай нам, солнышко, тепла,
Чтобы силушка была. (Делают движение пальцами, словно маня к себе.)
Наши пальчики-малютки
Не хотят ждать ни минутки, (Ритмично сгибают и разгибают пальцы.)
Тук-тук, молоточками, (Наклоняются и поочередно ритмично стучат кулачками
по коленям.)
Хлоп-хлоп, лапоточками, (Ритмично хлопают по коленям.)
Прыг-прыг, словно зайки,
Скачут на лужайке. (Стучат полусогнутыми пальцами по коленям.)
Артикуляционная гимнастика
1.
Дыхательная гимнастика
«Весенний ветерок»: набрать побольше воздуха и длительно подуть, вытянув
губы «трубочкой».
«Подуй на кораблик»: подуть на бумажный кораблик, стоящий на столе.
2. Мимические упражнения
Выразить радость людей от встречи с весной. Показать: вам тепло и приятно,
вы греетесь на солнышке.
Представить себя доброй и ласковой Весной. Изобразить: вы дарите деревьям
листву, лугам траву и цветы.
Медведь в берлоге. Пригрело солнышко, снег растаял, и попала медведю в
берлогу. Показать, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом
обрадовался, поняв, что пришла весна.
3. Упражнения для мышц шеи
Ветерок качает подснежник. Наклоны головы влево-вправо (шея расслаблена).
Дети радуются солнышку и поют ему песенку, состоящую из гласных: «А-э-и-о-
у».
4. Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц
Медведь проснулся после зимней спячки. Открывать рот с глубоким вдохом.
(Имитация зевания.)
На реке трескается лед, плывут льдины. Двигать нижней челюстью вправо-влево.
5. Упражнения для щек и губ
Пускаем кораблики. Кораблики плывут по волнам. Попеременно приподнимать
уголки губ вправо вверх, а затем влево вверх.
Исхудавшие за зиму зверята. Втянуть щеки, затем вернуться и исходное
положение.
6. Упражнения для языка
Сосулька тает. Открыть рот, вытянуть «острый» язык, ли тем опустить
«широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и
«широкого» языка.
Лужи. Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть
сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.
Капель стучит по крыше. Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и
произносить: «Тдд-тдд-тдд». Лопаются почки на деревьях. Подвести «широкий»
язык под верхнюю губу и пощелкать.