Автор: Удалов Сергей Валентинович
Должность: Учитель физики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №304
Населённый пункт: город Санкт-Петербург, Ленинградская область
Наименование материала: Виды занятий с ИКТ
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: полное образование
Занятие с мультимедийной поддержкой.
Цель такого представления развивающей и обучающей информации –
формирование у учащихся системы мыслительных образов . Подача материала в
виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает
ресурсы здоровья детей. Использование на занятиях мультимедийных
презентаций позволяет построить учебно – воспитательный процесс на основе
психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти,
мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических
взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций
целостности. Основа любой современной презентации – облегчение процесса
зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.
Формы и место использование презентации на занятии зависят от содержания
этого занятия и цели, которую ставит педагог.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей
имеет следующие достоинства: - Осуществление полисенсорного восприятия
материала; - Возможность демонстрации различных объектов с помощью
мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно
увеличенном виде; - Объединение аудио-, видео – и анимационных эффектов в
единую презентацию способствует компенсации объема информации,
получаемого детьми из учебной литературы; - Возможность демонстрации
объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе; -
Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка; -
Компьютерные презентационные слайд – фильмы удобно использовать для
вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в
качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками. Виды
обучающих программ для детей школьного возраста 1. Игры для развития
памяти, воображения, мышления и др. 2. "Говорящие" словари иностранных
языков с хорошей анимацией. 3. АРТ-студии, простейшие графические
редакторы с библиотеками рисунков. 4. Простейшие программы по обучение
чтению, математике и др. При организации занятий такого типа необходимо
иметь стационарный или мобильный компьютерный класс, соответствующий
нормам САНПиН, лицензионное программное обеспечение. На сегодняшний
день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной
образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать
подход и внедрять его в свою деятельность.
Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики
и вычислительной техники. Важным правилом при организации таких занятий
является периодичность их проведения. Занятия должны проводится 1-2 раза в
неделю в зависимости от возраста детей по 10-15 минут непосредственной
деятельности за ПК. Диагностическое занятие. С помощью средств прикладных
программ можно разработать тестовые задания и использовать их для
диагностики. В процессе проведения традиционных диагностических занятий
педагогу необходимо фиксировать уровень решения задачи каждым ребенком
по определенным показателям. Использование специальным компьютерных
программ позволит не только облегчить труд педагога и уменьшить временные
затраты (использовать несколько компьютеров одновременно), но и позволит
сохранять результаты диагностики, рассматривая их в динамике. Таким
образом, в отличие от обычных технических средств обучения информационно-
коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка
большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом
организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие
способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно
приобретать новые знания. Использование компьютеров в учебной и
внеурочной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка
и является одним из эффективных способов повышения мотивации и
индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания
благополучного эмоционального фона.
Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед
традиционными средствами обучения: 1. ИКТ даёт возможность расширения
использования электронных средств обучения, так как они передают
информацию быстрее; 2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает
внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому
материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению
материала, развитию памяти, воображения, творчества детей; 3. Обеспечивает
наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию
материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей
дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная,
слуховая, моторная; 4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те
моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения:
например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот
идёт дождь; 5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации,
которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни
(например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.); 6.
Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой
исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет
самостоятельно или вместе с родителями; 7. ИКТ – это дополнительные
возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.