Автор: Тадыкина Кристина Базуевна Должность: учитель алтайского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ "Курайская СОШ" Населённый пункт: село Курай Кош-Агачский район Наименование материала: статья Тема: "Мой древний род кобок" Раздел: среднее образование
Содержание.
1.
Введение……………………………………………………………………….3
2.
О роде «кӧбӧк»………………………………………………………………..4
2.1. Jарынак-родоначальник рода кӧбӧк……………………………........4
2.2. Подразделения рода (кӧбӧктӧрди бӧлийтени) …………………... ...5
2.3.Родовой знак (кӧбӧктӧрдин таҥмазы)…………………. ......................6
2.4Духи-охранители (кӧбӧктӧрдин jайыгы)……………………………….7
2.5.Почитаемая птица рода (байлу кужы) …………………………..........7
2.6.Почитаемое дерево - кустарник (байлу агажы)………………….........7
2.7 . Священное животное (байаназы)………………………………...….....8
2.8. Почитаемая гора или местность (кӧбӧктӧрдиҥ тӧзи)………….......9
3. Заключение……………………………………………………………….….....10
4. Список литературы…………………………………………………………….11
5. Приложение……………………………………………………………………12
2
Введение.
В
2016
году
Республика
Алтай
празднует
260-летие
добровольного
вхождения алтайского народа в состав России. В 1756 году алтайские зайсаны
обратились
к
Елизавете
Петровне,
императрице
Российского
престола
за
подданством. С тех пор, алтайский этнос проживает плечом к плечу со многими
народностями населяющими нашу республику. Люди перенимают друг у друга
культурные традиции, праздники и образ жизни. Данная тема актуальна тем,
что
сейчас
встает
вопрос
о
проблеме
сохранения
этнической
культуры
алтайского народа, которая складывалась веками и передавалась от поколения к
поколению.
Современных
детей
больше
интересуют
сотовые
телефоны
и
интернет нежели традиции и обычаи своего народа.
Все меньше остается людей старшего поколения, которые могут дать
информацию о роде человека, о «символах»
и почитаемых местах данного
рода. Этнические нормы на протяжении длительного
исторического пути
являются гарантом сохранения генетического здоровья этноса.
Новизна темы заключается в том, что, не зная историю своего рода, мы
теряем
собственную
этническую
принадлежность.
Владея
традиционными
знаниями уклада жизни этноса можно сохранить этикоэкологическую культуру
в современном мире.
Цель работы- определить «символы» рода кӧбӧк и их значение.
Исходя из цели работы определены следующие задачи:
- возникновение рода кӧбӧк, почему род так называется;
- какие «символы» характеризуют род кобок;
- популяризация исторических сведений о роде кӧбӧк.
Методы исследования: в работе использовались такие методы исследования
как анализ, синтез, сравнительно-исторический метод, интервьюирование.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения,
списка использованной литературы.
У алтайцев Чуйской степи Кош-Агачского района Республики Алтай
именуемых
иногда
прежним
племенным
именем
теленгит,
имеется
множество различных родов. Почему они так называются, как и откуда
они произошли - обо всем этом у людей возникает множество вопросов, а
объяснить толком некому, хотя каждому хочется больше, глубже узнать
свою родословную. Со слов пожилых людей (Енчинова Торыка, Токтошевой
Сони), знатоков родословных, выходит так, что алтайский народ делится
на сӧӧки - роды.
3
В основе родства у алтайцев лежит родовое начало, в силу того, что
каждый относит себя к определенному роду (сӧӧк), передающемуся от отца.
Сеок буквально означает «кость», и является патрилинейным подразделением
этноса, соответствует понятию «род»
1
.
В народном представлении родство по сеоку считается кровным сколько бы
поколений не отделяло и какое бы расстояние не разделяло людей: «Сеок, как
родовая форма деления… имеет свои традиции .
Сеок, прежде всего, есть
кровное родство… Лица одного рода называют друг-друга по родственному:
дядя, сестры, братья и так далее. Твой род для алтайцев составляет гордость. В
силу кровного родства браки между сородичами одного рода не допускаются.
Эти нормы на протяжении длительного исторического пути стали гарантом
сохранения генетического здоровья этноса.
Среди современных алтайцев почти каждый по отношению к другому
является родственником и ведет себя с учетом того, к какому роду он относится.
Есть понятия родственный сеок (карындаш сӧеок), сватовской сеок (куда сеок),
сеок матери (таай сеок). Алтайцы обычно при знакомстве называют свое имя,
место рождения и свой род и, кроме того, род своей мамы. Даже незнакомый
человек, принадлежащий к одному из таких сеоков, считается родственником.
Алтайские
роды
подразделяется
на:
кыпчак.
саал,
алмат,
моол,
мундус,
оргончы, дитас, тодош, тӧӧлӧс, дабак, кӧбӧк. Мой род- кӧбӧк. Я представлю вам
свой род- кöбöк.
Первое официальное сообщение о роде-сеоке кӧбӧк содержится в
российских источниках 17-18 веков. В частности в ремезовской чертежной
книге указана река Кӧбӧк впадающая в реку Иртыш. От правобережья реки
Кӧбӧк
до Барабинской степи проживали кӧбӧки в составе Теленгитского
ханства. С добровольно принудительным вхождением Теленгитского ханства
в состав Джунгарского Улуса, кӧбӧки в 1717 году были уведены джунгарским
ханом Галдан Цереном в верховья Иртыша. С разгромом Джунгарского ханства
в 1755 году Цинской империей, основная часть рода кӧбӧк переселилась с
верховий Иртыша в Челушманскую долину с телесам, примкнув к ним в
качестве дючины т.е. как один народ.
Jарынак - родоначальник рода кӧбӧк.
В пределах Большой Теленгитской земли, на берегах великой реки жили
в незапамятные времена предки нынешних теленгитов. Так давно это было, что
позабыли люди, где была Большая Теленгитская земля, где несла свои воды
могучая река Кайракан. Жил в тех местах богатырь из богатырей, равного
которому по силе и храбрости среди других людей не было. Имени его никто не
помнит,
но
величали
его
Кайракан-Досточтимый,
поскольку
он
кочевал
по
берегам той реки. А сохранилась память о нем среди людей потому, что он был
праотцом тех теленгитов рода кӧбӧк, которые и поныне живут в Улагане,
1
Н. Тенгереков. Журнал «Мой Алтай №2»- Горно-Алтайск; 2010г 6с.
4
долине Челушмана и Чуйской степи. От этого богатыря дошли до нас песни, в
которых он жаловался на свою судьбу.
На его владения часто нападали алчные соседи, шли бесконечные войны и
стычки. Много подвигов совершил Кайракан, защищая свой народ и родную
землю, но когда он состарился стали теснить его враги с насиженных мест.
Отвернулась
от
Кайракана
удача,
полегли
на
жестких
сечах
его
войны.
Пришлось ему с двумя сыновьями
Jабагашем и Кӧбӧгӧшем отступить под
вражьим натиском в чужие края. А куда он от врагов скрылся, пел Кайракан в
другой песне:
Мой Алтай-Куурай,
О, Абинская чернь-защита моя,
О, Алтын-Кӧл - мой последний рубеж.
Был богатырь Кайракан так могуч и широк в плечах, что меж лопаток у
него поместилось родимое пятно багрового цвета величиной с баранью голову.
А потому добавили к его почтительному имени еще одно-Jарынак. И стали
звать его с тех пор богатырь Кайракан-Jарынак. По началу поселился Кайракан
с
сыновьями
и
людьми,
которые
с
ними
ушли
к
берегам
Алтын-Кӧл.
Недовольны были желтые сойоны, что по соседству жили. Хотели прогнать его.
Но силен был Кайракан-Jарынак, не смогли его выжить, желтые-сойоны. Так и
остались они там.
Шло время, старел Jарынак, но мужали его сыновья. Пришла им пора
жениться. Кӧбӧгӧш был удалой молодец. Женился он на сойонской красавице
Дитасай. А брат его Jабагаш женился на девушке из своего отока.
Кӧбӧгӧш
счастливо
жил
с
Дитастай.
Она
родила
ему
семь
сыновей.
Потомки
Кӧбӧгӧша
тоже
были
счастливы
в
детях.
Поэтому
род
кӧбӧк
могущественный и многочисленный, везде они есть.
До сих пор люди из рода кӧбӧк с гордостью говорят, что они потомки
Jарынака.
Подразделения рода.
(Кӧбӧктӧрди бӧлийтени)
Существует деление внутри рода кӧбӧк: ак-кӧбӧк, кара кӧбӧк и тас кӧбӧк.
-Ак-Кӧбӧки-коренные кӧбӧки (белые)
-Кара-Кӧбӧки-пришедшие кӧбӧки (черные)
-Тас-Кӧбӧки-безволосые кӧбӧки.
В
прежние
времена
тувинцы ввозили свои товары.
Наши
люди,
перекупив
их
товары, возили
дальше, в китайские
пределы
на своих
верблюдах. Так, однажды поехал туда по торговым делам наш человек из
рода ак- кӧбӧк. С большой выгодой для себя поторговал он в дальних
краях и собирался
было
возвращаться
домой. А был
он
человеком
бездетным, очень хотелось ему детей, да счастья такого не имел. И вот,
заходит он как-то в сойонскую юрту и застает там двух старух за ужасным
занятием. Выяснилось,
дочь
этой
семьи
родила,
не
будучи
замужем.
Большой позор для семьи. Старухи, свив тонкую веревочку из черно-
пестрых нитей, уже собрались задушить младенца, как зашел к ним этот
5
кӧбӧк как раз вовремя. Не хотели старухи огласки ненужной да несчастья
для
семьи. Кӧбӧку
очень
жалко
стало
безвинного
младенца - белого
бурханчика, хоть и был он суразенком
2
. Неслучайно существует поговорка:
«Лучшее пастбище - болото (сас), а лучший из мужей - сурас».
Увидел такое, кӧбӧк подскочил к ним вскричал: «Что же вы делаете,
негодные старухи? Не лишайте жизни младенца, лучше мне отдайте, если
он не нужен вам. Сыном моим будет!».
Оттолкнул старух и вырвал ребенка из их рук. А старухи тому
только рады. И ребенка лишать жизни не придется, и позор минует их
семью. Пусть и в чужом краю, но вырастает, человеком станет. Вот и не
стали они особенно сопротивляться, уступили младенца доброму кӧбӧку. А
ребенок-то какой - с варежку. Пришлось выкармливать его соской. Так и
доставил его к себе бездетный кӧбӧк, завернув в козью шкурку и прижимая
к себе.
А младенец сойонский был от рождения совсем без волос. Когда он
подрос, приемыш, то нарекали его тас- кӧбӧк. И все, кто от него пошел,
прозываются с тех пор тас- кӧбӧк, что означает безволосые кӧбӧки, в память
того,
что предок их
родился безволосыми,
хотя
потом они
отрастают
понемногу.
Сейчас
кӧбӧков
столь
много,
что
следует
несколько
раз
переспросить, уточняя, пока не выяснится, какой он именно кӧбӧк-из белых,
истинных, или же безволосых, приемных, или, наконец, из включенных
позднее в черных кӧбӧков.
Кара-кӧбӧки появились при таких обстоятельствах.
Как-то с
земли Черных Сойонов
приселилось
к
нам
еще
одно
большое семейство. Говорят, произошло это событие уже при зайсане
Очурдяпе,
во
времена
не столь
отдаленные. Там, в Туве,
произошло
большое, кровавое событие и многие, спасаясь от голода и смертного суда,
бежали на Алтай. Очурдяп принял в свой кошун это семейство, выделив
их опять-таки в отдельный- род- кара-кӧбӧк с указанием на то, что они
происходять
от
черных,
отдаленных
сойонов- тувинцев. Так
на
Чуе
появились еще и кара-кӧбӧки, много их и в Улагане, Улаганского района.
Родовой знак
( Кӧбӧктӧрдиҥ таҥмазы).
У каждого алтайского рода (сеока) или у группы родственных родов
существуют свои почитаемые птицы, животные, горы, дерево, духи-охранители
и родовой знак. Поэтому обращались к ним с просьбой даровать здоровье,
благополучие и потомство. У рода кӧбӧк тоже они есть.
Таҥма-это родовой знак у алтайских народов.
У кӧбӧкӧв таҥма-саракай (крест) - связанный с Умай-Эне (богом), с Небесным
Jайаном. Эта таҥма соединяющая три времени - прошлое, настоящее и будущее.
2
Б.Бедюров «Слово об Алтае»- Горно-Алтайск ,2003г .110с
6
Для кӧбӧкӧв саракай (крест) является оберегом рода, защитой от порчи,
сглаза и несчастья.
Родовые духи-охранители
(кӧбӧктӧрдин jайыгы).
Jайык
(духи-охранители)
-
изображение
какого-либо
духа,
один
из
главных почитаемых объектов семейного культа алтайцев.
Дух охранитель рода кӧбӧк – заяц (койон). Для алтайцев заяц является
посредником
между
человеком
и
лунными
божествами.
Он
олицетворяет
возрождение,
возвращение
юности,
а
так
же
интуицию
и
свет
во
тьме.
Почитание духов охранителей в религиозном представлении алтайцев занимало
огромное
место
и
являлось
несомненным
условием
благополучия
и
стабильности в семье и социуме.
Почитаемые птица рода.
(кӧбӧктӧрдиҥ байлу кужы)
По отношению к животным и птицам также были выработаны обычаи
почитания и совершения различных ритуалов, в основе которых имелась идея
общности
мира
людей
и
мира
животных.
Отсюда
и
сложился
сложный
ритуальный, обрядовый и поведенческий комплекс
отношений, как к своим
тотемам, так и вообще к животному миру. Помимо тотемов запрещалось также
убивать кукушку (вещая птица), трясогузку (предвестница весны, счастья). В
некоторых
алтайских
деревнях
до
сих
пор
существует
красивый,
проникнутый глубоким смыслом, обычай прошения о благодати, счастье
(кешик). Так, например, когда
весной прилетали трясогузки, резво бегали и
звонко чирикали около дома, то хозяева выходили из дома, их приветствовали
и просили будущей весной еще раньше прилететь. А осенью, когда птицы
улетали в теплые края, люди выходили с чашей молока и кропили молоко вслед
птичьим
стаям, желая им счастливой дороги, и просили оставить кешик
(счастье - благодать).
Для кӧбӧкӧв почитаемая птица это-лебедь (куу). Для людей из рода кӧбӧк,
лебедь особенно важна. Лебедь-парная птица, она не может жить одна. Если
вдруг охотники подстрелят лебедь, то их постигнет беда. Кӧбӧк не должен ни в
коем случае трогать, истреблять эту птицу.
Не только у алтайского народа, но и у всех народов мира лебедь означает
чистоту и любовь.
Почитаемое дерево-кустарник.
(кӧбӧктӧрдиҥ байлу агажы)
С давних времен каждый род алтайского народа имеет свои священные
растения. К этим растения люди относятся с особым почитанием. Естественно,
по отношению к ним существовали определенные нормы поведения (запреты,
7
предписания) и ритуальные действия. Однако
универсальным был запрет
ломать и рубить дерево без особой надобности. Раньше даже на зиму не
заготавливали дрова, а использовали для топлива обычно сухостой и валежник.
Особо почитались так называемые «вечнозеленые» деревья (кедр, сосна, пихта)
к которым относились благоговейно, разумеется, рубить молодые деревья этой
породы также запрещалось. Нарушение запрета могло привести к болезни не
только того, кто срубит дерево, но и его потомков. Береза (кайын) – наиболее
почитаемое
дерево
у
алтайцев
и
многих
народов.
Ее
считают
священным
деревом. Из веток березы делали колотушки к бубну шамана. В определенных
местах на ветки березы повязывают белые ленты (jалама)
3
. Кто повязывают
ленту,клянется
беречь
природу
Алтая,
беречь
традиции
и
обычаи
народа,
хранить верность народу.
Есть много легенд о березах, но одна из них тесно связана с родом кӧбӧк.
Давным-давно когда алтайские народы жили отдельными племенами и
когда между этими племенами без прерывно шли войны, жила девушка по
имени- Кайыла. Она была храброй и на равне с мужчинами держала в руках
оружие.
Однажды, Кайыла решила прогуляться по лесу и встретила парня из
другого племени, его звали - Кӧбӱн. Кӧбӱн и Кайыла полюбили друг - друга и
тайно встречались на стойбище.
Но между племенами влюбленных зарядилась война. Кӧбӱн предложил
сбежать Кайыле, но она отказалась, желая защищать свои земли. Тогда Кӧбӱн
вытащил свой лук и запустил стрелу прямо в сердце Кайыла. А там где она
упала, выросло красивое белоствольное дерево с черными отметинами. С тех
пор народ Алтая называет это дерево-березой (кайын) в честь храброй девушки
Кайыла, которая погибла от рук Кӧбӱн из рода кӧбӧк. Поэтому для кӧбӧков это
дерево стало священным.
Арчын (можжевельник) - это хвойное растение, используется алтайцами
почти во всех обрядах .У алтайского народа можжевельник символ вечности
жизни. По обычаям алтайского народа можжевельник должен быть в каждой
семье. Он служит оберегом для семьи и применяется при изгнании злых духов.
Есть у алтайцев такая легенда: « Давным – давно, на Алтае жила
женщина по роду кӧбӧк. Однажды у нее потерялся сын, ему было три года.
Много дней горевала мать. Однажды к ним пришел старик с белой
бородой и сказал: «Не горюй мать, иди туда, куда я скажу, твой сын будет
там».
Послушавшись
старика,
люди нашли
мальчика. Заблудившийся
мальчик спрятался под кустом можжевельника. Он питался семенами
можжевельника, а ночью укрывался хвоинками. С тех пор можжевельник
стал священным растением алтайцев и рода кӧбӧк».
Священное животное.
(кӧбӧктӧрдиҥ байаназы)
Алтай
воспринимался
нашими
предками
как
богатейшая
страна,
в
которой
равноправно
живут
и
продолжают
свое
потомство
многие
3
Т.Н.Бухтуева «Учение предков- бережное отношение к природе»- Барнаул, 2013г. 36с.
8
представители
флоры
и
фауны.
Согласно
религиозно
–
мифологическим
представлением
алтайцев,
каждое
живое
существо
в
этом
мире
имеет
божественное
происхождение
и
предназначение.
Основой
традиционного
верования
алтайцев
является
представление
о
том
что,
природа
-
живое
существо.
Тотемизим- одна из ранних форм верований, суть которого заключается в
вере в родство отдельных групп людей с определенными животными.
Считалось, что духи многих диких животных равны с людскими.
Каждый
род-сеок
у
алтайцев
имел
своего
общего
перопредка-
основателя- животное или птицу. Их души были призваны охранять и беречь
членов
рода
от
злых
духов
и
всевозможных
опасностей.
Священное
и
почитаемое животное называется « байана».
Священными
животными
кӧбӧков
является
Олень
(сыгын).
Олень
красивое, крупное, стройное животное Алтая.
Однажды встретились кабарга (тооргы) и олень. Заспорили у кого гуще
шерсть. Олень думал так, коли он по величине больше, у него волос должно
быть больше. А когда сосчитали, оказалось, что у кабарги больше волос. Олень
обиделся,
что
проспорил
зверьку
величиной
с
большой
палец
и
пустился
бежать в поле. Кабарга убежала к скалам поближе. С тех пор кабарга стала
священным животным рода оргончы (оргончы-один из алтайских родов), а
олень стал священным животным рода кӧбӧк.
Почитаемых
животных
и
деревьев
кӧбӧкам
нельзя
уничтожать!
Это
запрет
«табу».
За
нарушение
запрета
семь
поколений
может
преследовать
«алым». Алым-это суровое наказание за нарушение запрета! Нарушившего табу
своего
байана-
почитаемого
животного
подвергали
наказаниям.
Самым
страшным наказанием для алтайцев считалось чалу- поочередная смерть членов
одной семьи или рода, как правило, вызываемая мучительными неизлечимыми
болезнями.
Каждый
род
в
определенное
время
должен
совершать
обряд
поклонения
своим
священным
животным,
прося
у
них
помощи
и
покровительства.
Таким образом, каждый алтаец с почтением относился к природе и его
обитателям, соблюдал традиции
Священная гора или местность.
(кӧбӧктӧрдин тӧзи)
Каждый род имеет свою священную гору, которой поклоняются и просят
защиту. Согласно народным преданиям, когда-то эти горы были богатырями,
которые
защищали
и
охраняли
свой
род
от
многочисленных
врагов,
покровительствовали своему народу.
Существуют
несколько
запретов
по
отношению
к
священным
горам.
Запрещается подниматься на вершину этих гор, охотиться, заниматься сбором
растений, скотоводством.
Кӧк-Ыйык-эта священная для кӧбӧков гора. Находится она вблизи села
Кӧкӧря (Кош-Агачского района, Республика Алтай). На подножии священной
горы устанавливают тагыл- место для моления, где проводится обряд почитания
9
гор- Алтайды кӧдӱрери. Он проводится весной и ранней
осенью. В период
новой луны, люди приходят к тагыл, здесь посредством ритуалов привязывания
jалама (ленточку), угощения огня, окропления молоком - всех соответствующих
обрядовых действий молятся духу священной горы, восхваляют его и просят у
него благоденствия для Алтая, благополучия, здоровья и мирной жизни своему
народу, роду своему, своей семье.
Современные кӧбӧки.
Сегодня
представители
древнего
рода
кӧбӧк
принимают
самое
активное
участие в
жизни Республика
Алтай (Алчубаев
Александр
Николаевич,
Пильтин
Григорий
Николаевич-Глава
администрации
Усть-
Канского района; Яйтынов Таукен Тазымаевич-заслуженный работник культуры
Российской Федерации, журналист; ).
Знаменитые люди-кӧбӧки с. Курай Кош-Агаческого района Республики
Алтай - Токтошева
Соня Павловна –мать- героиня, воспитавшая 10 детей.
Енчинов Торык
- аксагал
древнего
рода
кӧбӧк.
Бобронов
Тимур
Мечерткинович-знаменитый художник Кош-Агаческого района РА.
Родовым
князем
Кош- Агачского района
из
рода кӧбӧк -
был
Очурдяпов Мандай.
Основным
местожительством
кӧбӧкӧв
является
Усть-Канский,
Кош-
Агачский и Улагансий районы Республики Алтай. Но так же кӧбӧки проживают
в соседнем Республике Тыва.
10
Вывод.
В настоящее время проблема сохранения нашего культурного, природного
и
духовного
наследия,
на
мой
взгляд,
стоит
на
первом
месте.
В
связи
с
компьютеризацией
современной
молодежи
внедрением
спутникового
телевидения
в
жизни
дети
не
знают
свой
род,
тем
самым
утрачивается
традиционная культура народа. Считаю важным знать из какого ты рода для
того чтобы быть патриотом своего народа и сохранить генетическое здоровье
этноса.
Экологические
знания
передаются
из
поколения
в
поколение
через
обряды,
традиции.
По
их
представлению
окружающий
мир
существует
в
гармонии с человеком, об этом свидетельствуют обычаи, традиции, ритуалы,
сохранившиеся до сегодняшнего дня.
В настоящее время в связи с природными катаклизмами и обострением
экологического кризиса в мире данная тема актуальна. Так как сознавая свою
этническую принадлежность человек не будет нарушать законы природы, будет
ее беречь и соблюдать этикоэкологическую культуру.
В
данной
работе
я
постаралась
определить,
почему
род
кӧбӧк
так
называется,
дать
характеристику
роду
кӧбӧк,
изучить
историографию
рода
кӧбӧк Кош-Агачского района, Республики Алтай.
В работе использовались такие методы исследования как анализ, синтез,
сравнительно-исторический метод, интервьюирование с людьми из рода кӧбӧк
с. Курай и с. Кызыл-Таш, Кош-Агачского района, Республики Алтай.
Исследуя историю и происхождение
своего
рода - кӧбӧк, я изучила
литературу
по
данному
вопросу,
побеседовала
с
информаторами
старшего
поколения из рода кӧбӧк, узнало о своем роде полезную информацию для себя.
Думаю, что каждому современному человеку необходимо хорошо знать о
своих корнях-истоках, славных предках и их истории.
В коренных традициях и образе жизни кобоков, в единстве с природой
заключается самая естественная форма экологического воспитания поколения.
11
Литература:
1.
Б. Бедюров «Слово об Алтае» Г-А, 1990г. Стр.51-56
2.
Б. Бедюров «Слово об Алтае Г-А,, 2003 г. Стр 110.
3.
Б. Бедюроов «Озогы тӱӱкилер» Г-А, 2011г.Стр.209-212.
4.
К. А. Бидинов, В.К.Майхиев «Эрjинелӱ Эре- Чуй» Г-А, 2000 г. Стр.37-38
5.
А. Г. Кокпоева, В.К.Татина «Тӧрӧл jеримнин ар- бӱткени» Г-А, 2007 г.с4
6.
В. И. Вербицкий «Алтайские инородцы» М, 1893 г.Стр.98-99
7.
В. А. Муйтуева, М.А.Чочкина «Алтай jаҥ» Г-А, 2006 г.Стр33
8.
Н. Тенгереков.
9.
Журнал «Мой Алтай № 1,2. 3.4»Г-А, 2010г.Стр.6
10.Н.В.Екеев «Алтайцы» Г-А, 2014г.Стр.206-207
11.Н.Бухтуева «Учение предков- бережное отношение к природе».Барнаул,
2013г. Стр.17-35
Информаторы.
1. Енчинов Торык – сӧӧк кӧбӧк 84 лет. село Курай, Кош-Агачский район,
Республика Алтай.
2. Соня
Павловна
Токтошева –сӧӧк кӧбӧк, 78 лет. село Курай, Кош-
Агачский район, Республика Алтай.
3. Тудаева Мария Яргаковна- сӧӧк кӧбӧк, 66лет. село Курай, Кош-Агачский
район, Республика Алтай.
4. Каланакова Кычык Сергеевна-сӧӧк сагал, 83
лет. .
село Курай, Кош-
Агачский район, Республика Алтай.
12
13