Напоминание

"Мой древний род кобок"


Автор: Тадыкина Кристина Базуевна
Должность: учитель алтайского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Курайская СОШ"
Населённый пункт: село Курай Кош-Агачский район
Наименование материала: статья
Тема: "Мой древний род кобок"
Раздел: среднее образование





Назад




Содержание. 1. Введение……………………………………………………………………….3 2. О роде «кӧбӧк»………………………………………………………………..4 2.1. Jарынак-родоначальник рода кӧбӧк……………………………........4 2.2. Подразделения рода (кӧбӧктӧрди бӧлийтени) …………………... ...5 2.3.Родовой знак (кӧбӧктӧрдин таҥмазы)…………………. ......................6 2.4Духи-охранители (кӧбӧктӧрдин jайыгы)……………………………….7 2.5.Почитаемая птица рода (байлу кужы) …………………………..........7 2.6.Почитаемое дерево - кустарник (байлу агажы)………………….........7 2.7 . Священное животное (байаназы)………………………………...….....8 2.8. Почитаемая гора или местность (кӧбӧктӧрдиҥ тӧзи)………….......9 3. Заключение……………………………………………………………….….....10 4. Список литературы…………………………………………………………….11 5. Приложение……………………………………………………………………12



2

Введение.
В 2016 году Республика Алтай празднует 260-летие добровольного вхождения алтайского народа в состав России. В 1756 году алтайские зайсаны обратились к Елизавете Петровне, императрице Российского престола за подданством. С тех пор, алтайский этнос проживает плечом к плечу со многими народностями населяющими нашу республику. Люди перенимают друг у друга культурные традиции, праздники и образ жизни.
Данная тема актуальна тем,
что сейчас встает вопрос о проблеме сохранения этнической культуры алтайского народа, которая складывалась веками и передавалась от поколения к поколению. Современных детей больше интересуют сотовые телефоны и интернет нежели традиции и обычаи своего народа. Все меньше остается людей старшего поколения, которые могут дать информацию о роде человека, о «символах» и почитаемых местах данного рода. Этнические нормы на протяжении длительного исторического пути являются гарантом сохранения генетического здоровья этноса.
Новизна
темы заключается в том, что, не зная историю своего рода, мы теряем собственную этническую принадлежность. Владея традиционными знаниями уклада жизни этноса можно сохранить этикоэкологическую культуру в современном мире.
Цель работы-
определить «символы» рода кӧбӧк и их значение. Исходя из цели работы определены следующие
задачи:
- возникновение рода кӧбӧк, почему род так называется; - какие «символы» характеризуют род кобок; - популяризация исторических сведений о роде кӧбӧк.
Методы исследования:
в работе использовались такие методы исследования как анализ, синтез, сравнительно-исторический метод, интервьюирование.
Структура работы:
работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы. У алтайцев Чуйской степи Кош-Агачского района Республики Алтай именуемых иногда прежним племенным именем теленгит, имеется множество различных родов. Почему они так называются, как и откуда они произошли - обо всем этом у людей возникает множество вопросов, а объяснить толком некому, хотя каждому хочется больше, глубже узнать свою родословную. Со слов пожилых людей (Енчинова Торыка, Токтошевой Сони), знатоков родословных, выходит так, что алтайский народ делится на сӧӧки - роды. 3
В основе родства у алтайцев лежит родовое начало, в силу того, что каждый относит себя к определенному роду (сӧӧк), передающемуся от отца. Сеок буквально означает «кость», и является патрилинейным подразделением этноса, соответствует понятию «род» 1 . В народном представлении родство по сеоку считается кровным сколько бы поколений не отделяло и какое бы расстояние не разделяло людей: «Сеок, как родовая форма деления… имеет свои традиции . Сеок, прежде всего, есть кровное родство… Лица одного рода называют друг-друга по родственному: дядя, сестры, братья и так далее. Твой род для алтайцев составляет гордость. В силу кровного родства браки между сородичами одного рода не допускаются. Эти нормы на протяжении длительного исторического пути стали гарантом сохранения генетического здоровья этноса. Среди современных алтайцев почти каждый по отношению к другому является родственником и ведет себя с учетом того, к какому роду он относится. Есть понятия родственный сеок (карындаш сӧеок), сватовской сеок (куда сеок), сеок матери (таай сеок). Алтайцы обычно при знакомстве называют свое имя, место рождения и свой род и, кроме того, род своей мамы. Даже незнакомый человек, принадлежащий к одному из таких сеоков, считается родственником. Алтайские роды подразделяется на: кыпчак. саал, алмат, моол, мундус, оргончы, дитас, тодош, тӧӧлӧс, дабак, кӧбӧк. Мой род- кӧбӧк. Я представлю вам свой род- кöбöк. Первое официальное сообщение о роде-сеоке кӧбӧк содержится в российских источниках 17-18 веков. В частности в ремезовской чертежной книге указана река Кӧбӧк впадающая в реку Иртыш. От правобережья реки Кӧбӧк до Барабинской степи проживали кӧбӧки в составе Теленгитского ханства. С добровольно принудительным вхождением Теленгитского ханства в состав Джунгарского Улуса, кӧбӧки в 1717 году были уведены джунгарским ханом Галдан Цереном в верховья Иртыша. С разгромом Джунгарского ханства в 1755 году Цинской империей, основная часть рода кӧбӧк переселилась с верховий Иртыша в Челушманскую долину с телесам, примкнув к ним в качестве дючины т.е. как один народ.
Jарынак - родоначальник рода кӧбӧк.
В пределах Большой Теленгитской земли, на берегах великой реки жили в незапамятные времена предки нынешних теленгитов. Так давно это было, что позабыли люди, где была Большая Теленгитская земля, где несла свои воды могучая река Кайракан. Жил в тех местах богатырь из богатырей, равного которому по силе и храбрости среди других людей не было. Имени его никто не помнит, но величали его Кайракан-Досточтимый, поскольку он кочевал по берегам той реки. А сохранилась память о нем среди людей потому, что он был праотцом тех теленгитов рода кӧбӧк, которые и поныне живут в Улагане, 1  Н. Тенгереков. Журнал «Мой Алтай №2»- Горно-Алтайск; 2010г 6с. 4
долине Челушмана и Чуйской степи. От этого богатыря дошли до нас песни, в которых он жаловался на свою судьбу. На его владения часто нападали алчные соседи, шли бесконечные войны и стычки. Много подвигов совершил Кайракан, защищая свой народ и родную землю, но когда он состарился стали теснить его враги с насиженных мест. Отвернулась от Кайракана удача, полегли на жестких сечах его войны. Пришлось ему с двумя сыновьями Jабагашем и Кӧбӧгӧшем отступить под вражьим натиском в чужие края. А куда он от врагов скрылся, пел Кайракан в другой песне: Мой Алтай-Куурай, О, Абинская чернь-защита моя, О, Алтын-Кӧл - мой последний рубеж. Был богатырь Кайракан так могуч и широк в плечах, что меж лопаток у него поместилось родимое пятно багрового цвета величиной с баранью голову. А потому добавили к его почтительному имени еще одно-Jарынак. И стали звать его с тех пор богатырь Кайракан-Jарынак. По началу поселился Кайракан с сыновьями и людьми, которые с ними ушли к берегам Алтын-Кӧл. Недовольны были желтые сойоны, что по соседству жили. Хотели прогнать его. Но силен был Кайракан-Jарынак, не смогли его выжить, желтые-сойоны. Так и остались они там. Шло время, старел Jарынак, но мужали его сыновья. Пришла им пора жениться. Кӧбӧгӧш был удалой молодец. Женился он на сойонской красавице Дитасай. А брат его Jабагаш женился на девушке из своего отока. Кӧбӧгӧш счастливо жил с Дитастай. Она родила ему семь сыновей. Потомки Кӧбӧгӧша тоже были счастливы в детях. Поэтому род кӧбӧк могущественный и многочисленный, везде они есть. До сих пор люди из рода кӧбӧк с гордостью говорят, что они потомки Jарынака.
Подразделения рода.

(Кӧбӧктӧрди бӧлийтени)
Существует деление внутри рода кӧбӧк: ак-кӧбӧк, кара кӧбӧк и тас кӧбӧк. -Ак-Кӧбӧки-коренные кӧбӧки (белые) -Кара-Кӧбӧки-пришедшие кӧбӧки (черные) -Тас-Кӧбӧки-безволосые кӧбӧки. В прежние времена тувинцы ввозили свои товары. Наши люди, перекупив их товары, возили дальше, в китайские пределы на своих верблюдах. Так, однажды поехал туда по торговым делам наш человек из рода ак- кӧбӧк. С большой выгодой для себя поторговал он в дальних краях и собирался было возвращаться домой. А был он человеком бездетным, очень хотелось ему детей, да счастья такого не имел. И вот, заходит он как-то в сойонскую юрту и застает там двух старух за ужасным занятием. Выяснилось, дочь этой семьи родила, не будучи замужем. Большой позор для семьи. Старухи, свив тонкую веревочку из черно- пестрых нитей, уже собрались задушить младенца, как зашел к ним этот 5
кӧбӧк как раз вовремя. Не хотели старухи огласки ненужной да несчастья для семьи. Кӧбӧку очень жалко стало безвинного младенца - белого бурханчика, хоть и был он суразенком 2 . Неслучайно существует поговорка: «Лучшее пастбище - болото (сас), а лучший из мужей - сурас». Увидел такое, кӧбӧк подскочил к ним вскричал: «Что же вы делаете, негодные старухи? Не лишайте жизни младенца, лучше мне отдайте, если он не нужен вам. Сыном моим будет!». Оттолкнул старух и вырвал ребенка из их рук. А старухи тому только рады. И ребенка лишать жизни не придется, и позор минует их семью. Пусть и в чужом краю, но вырастает, человеком станет. Вот и не стали они особенно сопротивляться, уступили младенца доброму кӧбӧку. А ребенок-то какой - с варежку. Пришлось выкармливать его соской. Так и доставил его к себе бездетный кӧбӧк, завернув в козью шкурку и прижимая к себе. А младенец сойонский был от рождения совсем без волос. Когда он подрос, приемыш, то нарекали его тас- кӧбӧк. И все, кто от него пошел, прозываются с тех пор тас- кӧбӧк, что означает безволосые кӧбӧки, в память того, что предок их родился безволосыми, хотя потом они отрастают понемногу. Сейчас кӧбӧков столь много, что следует несколько раз переспросить, уточняя, пока не выяснится, какой он именно кӧбӧк-из белых, истинных, или же безволосых, приемных, или, наконец, из включенных позднее в черных кӧбӧков. Кара-кӧбӧки появились при таких обстоятельствах. Как-то с земли Черных Сойонов приселилось к нам еще одно большое семейство. Говорят, произошло это событие уже при зайсане Очурдяпе, во времена не столь отдаленные. Там, в Туве, произошло большое, кровавое событие и многие, спасаясь от голода и смертного суда, бежали на Алтай. Очурдяп принял в свой кошун это семейство, выделив их опять-таки в отдельный- род- кара-кӧбӧк с указанием на то, что они происходять от черных, отдаленных сойонов- тувинцев. Так на Чуе появились еще и кара-кӧбӧки, много их и в Улагане, Улаганского района.
Родовой знак
(
Кӧбӧктӧрдиҥ таҥмазы).
У каждого алтайского рода (сеока) или у группы родственных родов существуют свои почитаемые птицы, животные, горы, дерево, духи-охранители и родовой знак. Поэтому обращались к ним с просьбой даровать здоровье, благополучие и потомство. У рода кӧбӧк тоже они есть. Таҥма-это родовой знак у алтайских народов. У кӧбӧкӧв таҥма-саракай (крест) - связанный с Умай-Эне (богом), с Небесным Jайаном. Эта таҥма соединяющая три времени - прошлое, настоящее и будущее. 2  Б.Бедюров «Слово об Алтае»- Горно-Алтайск ,2003г .110с 6
Для кӧбӧкӧв саракай (крест) является оберегом рода, защитой от порчи, сглаза и несчастья.
Родовые духи-охранители

(кӧбӧктӧрдин jайыгы).
Jайык (духи-охранители) - изображение какого-либо духа, один из главных почитаемых объектов семейного культа алтайцев. Дух охранитель рода кӧбӧк – заяц (койон). Для алтайцев заяц является посредником между человеком и лунными божествами. Он олицетворяет возрождение, возвращение юности, а так же интуицию и свет во тьме. Почитание духов охранителей в религиозном представлении алтайцев занимало огромное место и являлось несомненным условием благополучия и стабильности в семье и социуме.
Почитаемые птица рода.

(кӧбӧктӧрдиҥ байлу кужы)
По отношению к животным и птицам также были выработаны обычаи почитания и совершения различных ритуалов, в основе которых имелась идея общности мира людей и мира животных. Отсюда и сложился сложный ритуальный, обрядовый и поведенческий комплекс отношений, как к своим тотемам, так и вообще к животному миру. Помимо тотемов запрещалось также убивать кукушку (вещая птица), трясогузку (предвестница весны, счастья). В некоторых алтайских деревнях до сих пор существует красивый, проникнутый глубоким смыслом, обычай прошения о благодати, счастье (кешик). Так, например, когда весной прилетали трясогузки, резво бегали и звонко чирикали около дома, то хозяева выходили из дома, их приветствовали и просили будущей весной еще раньше прилететь. А осенью, когда птицы улетали в теплые края, люди выходили с чашей молока и кропили молоко вслед птичьим стаям, желая им счастливой дороги, и просили оставить кешик (счастье - благодать). Для кӧбӧкӧв почитаемая птица это-лебедь (куу). Для людей из рода кӧбӧк, лебедь особенно важна. Лебедь-парная птица, она не может жить одна. Если вдруг охотники подстрелят лебедь, то их постигнет беда. Кӧбӧк не должен ни в коем случае трогать, истреблять эту птицу. Не только у алтайского народа, но и у всех народов мира лебедь означает чистоту и любовь.
Почитаемое дерево-кустарник.

(кӧбӧктӧрдиҥ байлу агажы)
С давних времен каждый род алтайского народа имеет свои священные растения. К этим растения люди относятся с особым почитанием. Естественно, по отношению к ним существовали определенные нормы поведения (запреты, 7
предписания) и ритуальные действия. Однако универсальным был запрет ломать и рубить дерево без особой надобности. Раньше даже на зиму не заготавливали дрова, а использовали для топлива обычно сухостой и валежник. Особо почитались так называемые «вечнозеленые» деревья (кедр, сосна, пихта) к которым относились благоговейно, разумеется, рубить молодые деревья этой породы также запрещалось. Нарушение запрета могло привести к болезни не только того, кто срубит дерево, но и его потомков. Береза (кайын) – наиболее почитаемое дерево у алтайцев и многих народов. Ее считают священным деревом. Из веток березы делали колотушки к бубну шамана. В определенных местах на ветки березы повязывают белые ленты (jалама) 3 . Кто повязывают ленту,клянется беречь природу Алтая, беречь традиции и обычаи народа, хранить верность народу. Есть много легенд о березах, но одна из них тесно связана с родом кӧбӧк. Давным-давно когда алтайские народы жили отдельными племенами и когда между этими племенами без прерывно шли войны, жила девушка по имени- Кайыла. Она была храброй и на равне с мужчинами держала в руках оружие. Однажды, Кайыла решила прогуляться по лесу и встретила парня из другого племени, его звали - Кӧбӱн. Кӧбӱн и Кайыла полюбили друг - друга и тайно встречались на стойбище. Но между племенами влюбленных зарядилась война. Кӧбӱн предложил сбежать Кайыле, но она отказалась, желая защищать свои земли. Тогда Кӧбӱн вытащил свой лук и запустил стрелу прямо в сердце Кайыла. А там где она упала, выросло красивое белоствольное дерево с черными отметинами. С тех пор народ Алтая называет это дерево-березой (кайын) в честь храброй девушки Кайыла, которая погибла от рук Кӧбӱн из рода кӧбӧк. Поэтому для кӧбӧков это дерево стало священным.
Арчын (можжевельник)
- это хвойное растение, используется алтайцами почти во всех обрядах .У алтайского народа можжевельник символ вечности жизни. По обычаям алтайского народа можжевельник должен быть в каждой семье. Он служит оберегом для семьи и применяется при изгнании злых духов. Есть у алтайцев такая легенда: « Давным – давно, на Алтае жила женщина по роду кӧбӧк. Однажды у нее потерялся сын, ему было три года. Много дней горевала мать. Однажды к ним пришел старик с белой бородой и сказал: «Не горюй мать, иди туда, куда я скажу, твой сын будет там». Послушавшись старика, люди нашли мальчика. Заблудившийся мальчик спрятался под кустом можжевельника. Он питался семенами можжевельника, а ночью укрывался хвоинками. С тех пор можжевельник стал священным растением алтайцев и рода кӧбӧк».
Священное животное.

(кӧбӧктӧрдиҥ байаназы)
Алтай воспринимался нашими предками как богатейшая страна, в которой равноправно живут и продолжают свое потомство многие 3  Т.Н.Бухтуева «Учение предков- бережное отношение к природе»- Барнаул, 2013г. 36с. 8
представители флоры и фауны. Согласно религиозно – мифологическим представлением алтайцев, каждое живое существо в этом мире имеет божественное происхождение и предназначение. Основой традиционного верования алтайцев является представление о том что, природа - живое существо. Тотемизим- одна из ранних форм верований, суть которого заключается в вере в родство отдельных групп людей с определенными животными. Считалось, что духи многих диких животных равны с людскими. Каждый род-сеок у алтайцев имел своего общего перопредка- основателя- животное или птицу. Их души были призваны охранять и беречь членов рода от злых духов и всевозможных опасностей. Священное и почитаемое животное называется « байана». Священными животными кӧбӧков является Олень (сыгын). Олень красивое, крупное, стройное животное Алтая. Однажды встретились кабарга (тооргы) и олень. Заспорили у кого гуще шерсть. Олень думал так, коли он по величине больше, у него волос должно быть больше. А когда сосчитали, оказалось, что у кабарги больше волос. Олень обиделся, что проспорил зверьку величиной с большой палец и пустился бежать в поле. Кабарга убежала к скалам поближе. С тех пор кабарга стала священным животным рода оргончы (оргончы-один из алтайских родов), а олень стал священным животным рода кӧбӧк. Почитаемых животных и деревьев кӧбӧкам нельзя уничтожать! Это запрет «табу». За нарушение запрета семь поколений может преследовать «алым». Алым-это суровое наказание за нарушение запрета! Нарушившего табу своего байана- почитаемого животного подвергали наказаниям. Самым страшным наказанием для алтайцев считалось чалу- поочередная смерть членов одной семьи или рода, как правило, вызываемая мучительными неизлечимыми болезнями. Каждый род в определенное время должен совершать обряд поклонения своим священным животным, прося у них помощи и покровительства. Таким образом, каждый алтаец с почтением относился к природе и его обитателям, соблюдал традиции
Священная гора или местность.

(кӧбӧктӧрдин тӧзи)
Каждый род имеет свою священную гору, которой поклоняются и просят защиту. Согласно народным преданиям, когда-то эти горы были богатырями, которые защищали и охраняли свой род от многочисленных врагов, покровительствовали своему народу. Существуют несколько запретов по отношению к священным горам. Запрещается подниматься на вершину этих гор, охотиться, заниматься сбором растений, скотоводством. Кӧк-Ыйык-эта священная для кӧбӧков гора. Находится она вблизи села Кӧкӧря (Кош-Агачского района, Республика Алтай). На подножии священной горы устанавливают тагыл- место для моления, где проводится обряд почитания 9
гор- Алтайды кӧдӱрери. Он проводится весной и ранней осенью. В период новой луны, люди приходят к тагыл, здесь посредством ритуалов привязывания jалама (ленточку), угощения огня, окропления молоком - всех соответствующих обрядовых действий молятся духу священной горы, восхваляют его и просят у него благоденствия для Алтая, благополучия, здоровья и мирной жизни своему народу, роду своему, своей семье.
Современные кӧбӧки.
Сегодня представители древнего рода кӧбӧк принимают самое активное участие в жизни Республика Алтай (Алчубаев Александр Николаевич, Пильтин Григорий Николаевич-Глава администрации Усть- Канского района; Яйтынов Таукен Тазымаевич-заслуженный работник культуры Российской Федерации, журналист; ). Знаменитые люди-кӧбӧки с. Курай Кош-Агаческого района Республики Алтай - Токтошева Соня Павловна –мать- героиня, воспитавшая 10 детей. Енчинов Торык - аксагал древнего рода кӧбӧк. Бобронов Тимур Мечерткинович-знаменитый художник Кош-Агаческого района РА. Родовым князем Кош- Агачского района из рода кӧбӧк - был Очурдяпов Мандай. Основным местожительством кӧбӧкӧв является Усть-Канский, Кош- Агачский и Улагансий районы Республики Алтай. Но так же кӧбӧки проживают в соседнем Республике Тыва. 10

Вывод.
В настоящее время проблема сохранения нашего культурного, природного и духовного наследия, на мой взгляд, стоит на первом месте. В связи с компьютеризацией современной молодежи внедрением спутникового телевидения в жизни дети не знают свой род, тем самым утрачивается традиционная культура народа. Считаю важным знать из какого ты рода для того чтобы быть патриотом своего народа и сохранить генетическое здоровье этноса. Экологические знания передаются из поколения в поколение через обряды, традиции. По их представлению окружающий мир существует в гармонии с человеком, об этом свидетельствуют обычаи, традиции, ритуалы, сохранившиеся до сегодняшнего дня. В настоящее время в связи с природными катаклизмами и обострением экологического кризиса в мире данная тема актуальна. Так как сознавая свою этническую принадлежность человек не будет нарушать законы природы, будет ее беречь и соблюдать этикоэкологическую культуру. В данной работе я постаралась определить, почему род кӧбӧк так называется, дать характеристику роду кӧбӧк, изучить историографию рода кӧбӧк Кош-Агачского района, Республики Алтай. В работе использовались такие методы исследования как анализ, синтез, сравнительно-исторический метод, интервьюирование с людьми из рода кӧбӧк с. Курай и с. Кызыл-Таш, Кош-Агачского района, Республики Алтай. Исследуя историю и происхождение своего рода - кӧбӧк, я изучила литературу по данному вопросу, побеседовала с информаторами старшего поколения из рода кӧбӧк, узнало о своем роде полезную информацию для себя. Думаю, что каждому современному человеку необходимо хорошо знать о своих корнях-истоках, славных предках и их истории. В коренных традициях и образе жизни кобоков, в единстве с природой заключается самая естественная форма экологического воспитания поколения. 11

Литература:
1. Б. Бедюров «Слово об Алтае» Г-А, 1990г. Стр.51-56 2. Б. Бедюров «Слово об Алтае Г-А,, 2003 г. Стр 110. 3. Б. Бедюроов «Озогы тӱӱкилер» Г-А, 2011г.Стр.209-212. 4. К. А. Бидинов, В.К.Майхиев «Эрjинелӱ Эре- Чуй» Г-А, 2000 г. Стр.37-38 5. А. Г. Кокпоева, В.К.Татина «Тӧрӧл jеримнин ар- бӱткени» Г-А, 2007 г.с4 6. В. И. Вербицкий «Алтайские инородцы» М, 1893 г.Стр.98-99 7. В. А. Муйтуева, М.А.Чочкина «Алтай jаҥ» Г-А, 2006 г.Стр33 8. Н. Тенгереков. 9. Журнал «Мой Алтай № 1,2. 3.4»Г-А, 2010г.Стр.6 10.Н.В.Екеев «Алтайцы» Г-А, 2014г.Стр.206-207 11.Н.Бухтуева «Учение предков- бережное отношение к природе».Барнаул, 2013г. Стр.17-35
Информаторы.
1. Енчинов Торык – сӧӧк кӧбӧк 84 лет. село Курай, Кош-Агачский район, Республика Алтай. 2. Соня Павловна Токтошева –сӧӧк кӧбӧк, 78 лет. село Курай, Кош- Агачский район, Республика Алтай. 3. Тудаева Мария Яргаковна- сӧӧк кӧбӧк, 66лет. село Курай, Кош-Агачский район, Республика Алтай. 4. Каланакова Кычык Сергеевна-сӧӧк сагал, 83 лет. . село Курай, Кош- Агачский район, Республика Алтай. 12
13


В раздел образования