Напоминание

Логопедическая работа по преодолению нарушений артикуляционной моторики у детей с дизартрией


Автор: Юдина Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОГОБУ ШИ ОВЗ №1
Населённый пункт: г. Нолинска Кировской области
Наименование материала: Публикация
Тема: Логопедическая работа по преодолению нарушений артикуляционной моторики у детей с дизартрией
Раздел: среднее образование





Назад




Логопедическая работа по преодолению нарушений артикуляционной

моторики у детей с дизартрией

Дизартрия,

как

речевое

нарушение

приводит

к

нарушению

артикуляционной моторики из-за ограничения подвижности мышц речевого

аппарата, в следствии того, что нарушена иннервация речевого аппарата,

которая в свою очередь нарушает произносительную сторону речи.

Повреждение формирования движения речевого аппарата приводит к

расстройству звукопроизношения, которое создает проблемы в освоении в

будущем школьной программы, так как страдают фонетико-фонематическая

и

лексико-грамматическая

стороны речи,

которые

трудно поддаются

коррекции. Из-за того, что ребенок не может в полной мере правильно

произносить звуки, его речь становится мало понятной, что в свою очередь

приводит к закомплексованности и затруднению общения со сверстниками и

взрослыми,

а

также

проявлению

агрессии

и

пессимистичности.

Каждодневная логопедическая коррекция позволяет сформировать развитие

артикуляционной моторики.

Существует множество разных способов коррекции данного нарушения. В

настоящее время появились новые подходы к решению данной проблемы.

Вот некоторые из них.

Биоэнергопластика это соединение движений артикуляционного аппарата

с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и

артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны,

помогают

активизировать

естественное

распределение

биоэнергии

в

организме.

Это

оказывает

чрезвычайно

благотворное

влияние

на

активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию

движений и мелкую моторику.

Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития

интеллекта методами кинезиологии (массаж кистей рук, шеи, плеч, пальцевая

моторика, артикуляционная гимнастика).

Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку

под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные

структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий

головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание,

мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных

процессов осуществляется на более высоком уровне.

Практическое использование биоэнергопластики и

поэтапное внедрение игр и упражнений по биоэнергопластике

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает

моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует

коррекции

звукопроизношения,

фонематических

процессов.Биоэнергопластика позволяет быстро убрать зрительную опору –

зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно

важно, так как в жизни дети не видят свою артикуляцию.

Биоэнергопластика должна являться неотъемлемой частью логопедической

работы, как для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания и

комплекса: речь и движение, а также для эмоционально-психического

равновесия и совершенства. Синхронизация работы над речевой и мелкой

моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже

усиливая их результативность.

Строить

коррекционную

работу

с

применением

элементов

биоэнергопластики с детьми с дизартрией надо предварительно изучив

особенности состояния нервной системы ребенка, согласно индивидуальным

возможностям.

Центром

педагогического

процесса

являются

формы

подгрупповой и индивидуальной работы с детьми. Исключительное значение

в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребенку проявлять

собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Комплекс заданий

1.Выработка правильного речевого дыхания

При выполнении упражнений нужно строго соблюдать следующие пункты:

- не поднимать плечи;

- не напрягать туловище, грудь, живот;

- количество воздуха не должно быть слишком много;

- нужно избегать больших задержек дыхания;

- каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для четкого

его выполнения сначала одним ребенком, затем небольшой подгруппой,

затем со всеми детьми, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

В работе по развитию речевого дыхания необходимо уделять внимание:

- положению туловища, плеч, подбородка;

- направленности воздушной струи;

- ее целостности;

- силы выдыхаемой струи;

- все упражнения на дыхание нужно начинать с выдоха.

Упражнение 1. Встать прямо, спины выпрямить, правую руку положить на

область диафрагмы, левую – на пояс – выдох. Вдохнуть через нос, рот

закрыт, плечи не поднимать. Выдох через рот цельной и длительной струей.

Повторить 2-4 раза.

Если не все дети выполнили подготовительное упражнение правильно, то

педагог занимается с ними отдельно. Упражнение можно выполнять и лежа.

Упражнение «Жучки» - вдох через нос, живот вытянуть вперед, выдох через

рот, живот втянуть.

Дыхательные упражнения в сочетании с речью способствуют развитию

речевого дыхания. Речевое дыхание характеризуется коротким глубоким

вдохом и длительным выдохом, во время которого происходит речевой акт.

В качестве практического материала на занятиях используются различные

нетрадиционные атрибуты: клубок ниток, катушка с нитками, карандаши

(гладкие, граненые, тонкие, толстые), природный материал – листочки,

цветок, носовой платок, надувные шары, плавательные игрушки – уточки и

многое другое.

Упражнение 2. «Намотай – размотай клубочек»

Цель: формирование длительного речевого выдоха и вдоха, развитие

внимания, пространственного представления.

Вариант 1. Дети на вдохе наматывают нитку на катушку, на выдохе –

разматывают (быстро или медленно – по заданию).

Вариант 2. Дети на вдохе наматывают нитку на катушку, на выдохе –

называют гласные (согласные) звуки.

2.Движения, сочетаемые с речью

Массаж

ладоней

эффективный

метод

терапии.

Стимулирующее

воздействие на нервные окончания на ладонях изменяет функциональное

состояние

коры

головного

мозга,

усиливает

ее

регулирующую

и

координирующую функцию.

Цель: стимулировать функциональное состояние коры головного мозга;

усиливать ее регулирующую и координирующую функции.

Упражнение «Гладь мои ладошки, еж»

Берем две массажные щетки и проводим по ладоням ребенка (его руки

должны лежать на столе ладонями вверх), делая одно движение на каждый

слог или на каждое слово.

Гладь мои ладошки, еж!

Ты колючий, ну и что ж!

Потом взрослый держит щетки щетинкой вверх, ребенок гладит ладошки

мягкой стороной со словами:

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

Упражнение «Мне дала синичка хрупкое яичко»

В руках у детей каучуковый мячик или каштан (грецкий орех) как яйцо

птички. Ребенок держит предмет – руки как гнездышко, потом катает

предмет между ладонями: одна сверху другой и наоборот.

Птичка веток набрала,

Крепко гнездышко свила

И снесла яичко

Умничка – синичка.

Ты яичко покатай,

Но из рук не выпускай:

Очень хрупкое оно –

Так у птиц заведено.

3.Развитие пальцевой моторики – это игры с пальчиками, которые

развивают центры коры головного мозга. Кроме того, они помогают

согласовать работу понятийного и двигательного центров речи.

Упражнение «Будь сильней, моя рука» - упражнение на развитие силы

кистей рук, повышает тонус коры головного мозга. Сжимать мягкий предмет

в руке на каждый слог, слово:

Я сожму свое кольцо –

Буду сильным молодцом.

Буду младших защищать,

Буду слабым помогать.

Пополам его согну

И восьмеркой заверну.

После каждой строчки – руки меняются. Темп медленный, по мере усвоения

– ускоряется.

4.Снятие напряжения мышц шеи и плеч – упражнения вызывают прилив

крови к речевым органам, являются подготовкой к артикуляционной

гимнастике.

5.Самомассаж лица и шеи

Цели: готовить мышцы лица и шеи к артикуляционной гимнастике, вызывать

прилив крови к ним, помогать ребенку лучше улавливать ощущения от

работы этих мышц и управлять ими, делать мимику выразительнее.

(9 слайд) 6.Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика проводится одновременно с движениями кисти

руки, затем обеих рук, имитирующих движения челюсти, губ, языка

(биоэнергопластика).

Занятия артикуляционной гимнастикой по своим результатам подобны

утренней зарядке:

- усиливают кровообращение,

- укрепляют мышцы языка, губ,

- развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата,

- формируют координацию движений мелкой моторики рук,

-

сочетание

движений

речевого

аппарата

и

кистей

рук

создают

предпосылки к развитию произвольности поведения, развитию внимания,

памяти, мышления, речи и других психических процессов.

Тренировка мышц языка

Подвижность и точность работы языка является одним из условий

правильного звучания гласных и согласных звуков. В образовании их большее

или меньшее участие принимают различные части языка: кончик языка,

передняя его часть, спинка языка, корень.

Упражнение 1.

Исходное положение: рот закрыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На

счет «1» язык поднимается за верхние зубы, на счет «2» язык опускается в

исходное положение (у нижних резцов).

Кисти рук работают по схеме

1.Упражнение повторяется 4-6 раз.

Упражнение 2.

Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На

счет «1» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки,

на счет «2» - внутренней стороны правой щеки.

Кисть руки – двигается только указательный палец, остальные пальцы

собраны в кулак. Эти движения повторяются 3-4 раза без перерыва, при этом

необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Упражнение 3.

Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На

счет «1» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в подъязычной

связке, затем вернуть его в исходное положение. Упражнение повторить 3-4

раза.

Кисть руки – пальцы собраны в кулак. Когда язык высовывается, пальцы

распрямляются, напряжены, ладонь параллельна столу.

Следующий прием– этобусография.

Понятие «бусография» имеет два смысловых корня: «графия» — создавать,

изображать, а первая половина слова «буса» подразумевает исполнение

замысла.

Принцип техники бусография заключается в создании различных линий,

дорожек, героев сказок, предметов по 31 лексической теме, букв русского

алфавита, геометрических фигур. Эта техника кропотливая, интересная,

необычная и очень приятная. Она способствует развитию тактильных

ощущений, развивает мелкую ручную моторику, расширяет представления

детей об окружающем мире, развивает внимание, любознательность детей,

совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки,

координацию движений их точность, конструктивныйпраксис, ориентировку

в пространстве, счетные операции, подвижность артикуляционного аппарата,

просодические компоненты речи, монологическую речь…

Последовательность работы с бусинами

Дети

знакомятся

с

различными

бусинками

в

следующей

последовательности:

- Берут в руки (бусы), внимательно их осматривают и исследуют. В процессе

визуального и тактильного контроля ребенок знакомится с различными

качествами бус, связанными с материалами, из которых они сделаны

(резиновые, деревянные, пластмассовые); учатся различать предметы по

форме (круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, треугольный);

определяют величину предмета. Развивают тактильные ощущения, которые в

свою очередь являются мощной импульсацией в кору головного мозга, что

также положительно влияет на развитие речи. В старшем возрасте

используется алгоритм действия, то есть этапы выполнения.

Для начала важно определить форму и размеры предмета, линий, рассчитать,

сколько приблизительно понадобиться материала. Вторым необходимым

шагом

будет

разработка

конструкции

объекта,

предмета

и

его

художественного решения – из каких частей оно будет состоять и какие

цветовые соединения потребуются. Следует при этом посчитать необходимое

количество бусинок, провести чередование их по цвету, а также провести

правильное соединение линий, получая ту или иную геометрическую фигуру.

Каждое игровое упражнение содержит не только практические задачи, но и

коррекционно-образовательные и коррекционно-развивающие, что в целом

позволяет всесторонне развивать личность ребенка.

Игровое упражнение № 1.

«Волшебные дорожки».

Цели:

Учить

создавать

линии

различной

конфигурации,

используя

нетрадиционную технику работы – бусографию.

Развитие внимания и памяти при выполнении различных линий с опорой на

образец. Упражнять в умении чередовать и прочитывать бусы по счету.

Развитие артикуляционной и мелкой

ручной моторики.

Выработка

необходимых движений для свободного владения мышцами губ, языка.

Совершенствовать качество голоса при произнесении последовательности

гласных

звуков,

воспроизведение

удивленных

вопросов-недоумения

(восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация).

Этапы выполнения работы:

Педагог предлагает детям взять проволоку или длинные шнурки. Бусы

желтого, зеленого, черного, голубого цвета одинаковой величины. По ходу

выполнения работы поем гласные звуки (А, О, У, Э – любые на выбор).

Берем один длинный шнурок и бусы желтого и зеленого цвета, начинаем

нанизывание, чередуя бусы.

1 этап работы:

А) 4 желтых+2 зеленых+4 желтых+2 зеленых+4 желтых+2 зеленых+4

желтых+2

зеленых+4

желтых+2

зеленых+4

желтых.

Педагог

может

использовать словесную инструкцию.

Б) Берем один длинный шнурок или проволоку и бусы голубого и черного

цвета, начинаем нанизывать, чередуя бусы: 4 черных+4 голубых+4 черных+4

голубых+4 черных+4 голубых+4 черных+4 голубых.

Педагог может использовать словесную инструкцию (при затруднениях

облегчает выполнение работы)

2 этап работы: Бусография с опорой на образец, сгибание шнурков

(проволоки) «Волшебные дорожки»

3 этап работы: Когда дорожки готовы указательным пальцем правой руки

Вариант А: Ведем пальцем по желтым бусам (нисходящая информация).

Произносим тихо, длительно, любой гласный звук (А, О, У, Ы, Э), ведем

пальчик вниз до зеленых бусин. От зеленых бусин ведем пальчик вверх

«восходящая интонация», произносим любой гласный звук громко. В ходе

выполнения такого упражнения у ребенка формируется интонационная

сторона речи. Это способствует выработке необходимых движений для

свободного владения и управления мышцами языка, губ и т.д.

Игровое упражнение № 2.

«Красные и черные бусины».

Цели: Учить петь на диафрагмальном выдохе с мягкойголосоподачей (с

мягким придыханием – по три звука на выдохе АУИ, ЭОА, ЭУЫ и т.д.).

Развивать артикуляционную и мелкую моторику, ловкость пальцев рук,

быструю смену положения губ. Развивать память, внимание при чередовании

бус. Упражнять в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения

бусографии.

Воспитывать

любознательность,

инициативность,

ответственность, самостоятельность. Материал: бусы черного и красного

цвета, проволока, схемы. Этапы выполнения работы: Педагог предлагает

детям взять проволоку или длинные шнурки. Бусы красного и черного цвета,

одинаковой величины. По ходу выполнения работы поем гласные звуки. Для

работы возьмем один длинный шнурок (проволоку) и бусы красного и

черного цвета, начинаем нанизывать, чередуя бусы.

1 этап работы: А) 3 красных+3 черных+3 красных+3 черных+3 красных+3

черных+3 красных 3 черных+3 красных+3 черных+3красных. Педагог может

использовать словесную инструкцию. В ходе выполнения делается вдох – на

выдохе нанизываем 3 бусины и поем 3 звука АУИ.

В ряду различных методик, представляющих систему работы по

коррекции дизартрии, определённое место занимает логопедическая

ритмика.

Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой

целостный воспитательно-коррекционный процесс. У детей с дизартрией при

проведении логоритмических занятий, учитывается состояние речи и

моторики. Занятия с движениями для детей с дизартрией имеют особое

значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь

мозг, подвижность нервных процессов

Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко

выраженным ритмом. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с

динамикой звучания музыки.

Основные

виды

упражнений,

использующихся

на

занятиях

логопедической ритмики для детей с дизартрией, направлялись на регуляцию

мышечного тонуса, развитие речевого дыхания и голоса, развитие дикции и

артикуляции, статической и динамической координации движений и речи,

мелкой и мимической моторики переключаемости движений, чувства ритма.

Для

полноценного

развития

речи

и

моторики

при

использовании

логопедической ритмики важно проводить работу в системе, для этого был

разработан тематический план, позволяющий скоординировать работу всех

специалистов: логопеда, воспитателей, музыкального работника. Система

коррекционной

деятельности

предусматривает

индивидуальные,

подгрупповые и фронтальные занятия. Элементы логопедической ритмики

использовались

на

занятиях: развитие

речи,

лепка,

конструирование,

музыкальные занятия.

Подготовка к логоритмическому занятию имеет ряд особенностей:

• подбор речевого материала осуществляется с учетом лексической темы

недели;

• подбор музыкального материала согласовывается с планированием

музыкального руководителя;

• перед занятием проводится предварительная работа по разучиванию

игр;

• при подборе двигательных упражнений необходимо учитывать группу

здоровья детей.

Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме.

Оно длится от 15 до 35 минут в зависимости от возраста детей. Занятие

состоит из трёхчастей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть продолжается от 3 до 7 минут. Данное время

необходимо для подготовки организма ребёнка к моторной и речевой

нагрузкам. Используются такие упражнения как повороты и наклоны

корпуса, различные виды ходьбы и бега с движениями руками, с изменением

направления и темпа движения, с перестроениями. Спомощью этих

упражнений

дети

учатся

ориентироваться

в

пространстве,

в

право-

левостороннем направлении движения и т. д. Вводные упражнения дают

установку на разнообразный темп движения и речи с помощью музыки. Для

улучшения координации движений, для тренировки устойчивости широко

используются упражнения с перешагиванием через гимнастические палки,

кубики, обручи. Они направлены на тренировку внимания, памяти и

ориентировки, тормозных реакций.

Основная часть занимает от 10 до 25 минут и включает в себя следующие

видыупражнений:

• Ходьба и маршировка в различных направлениях;

• Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

• Упражнения регулируемые мышечный тонус;

• Упражнения, активизирующие внимание;

• Упражнения на развитие координации движения;

• Упражнения на координацию речи с движением;

• На координацию пения с движением;

•Слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения;

• Счетные упражнения;

• Речевые упражнения без музыкального сопровождения;

• Упражнения формирующие чувства ритма;

• Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

• На развитие мелкой моторики;

• На развитие речевых и мимических движений;

Ритмические упражнения;

• Пение;

• Игра на музыкальных инструментах;

• Музыкальная самостоятельная деятельность;

• Игры (статические, малоподвижные, подвижные);

• Упражнения для развития творческой инициативы.

Заключительная часть занимает от 2 до 7 минут. В неё входят упражнения

на

восстановление

дыхания,

снятие

мышечного

и

эмоционального

напряжения, спокойная ходьба, релаксационные упражнения.

Перевоспитание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных

функций

требуют

от

ребенка

собранности,

внимания,

конкретности

представлений, активности мысли и развития памяти: эмоциональной, если

процесс обучения вызывает заинтересованность и связанный с этим

эмоциональный отклик; образной – при восприятии наглядного образца

движений; словесно-логической – при осмысливании задачи и запоминании

последовательности выполнения логоритмических заданий; двигательно-

моторной – в связи с практическим выполнением заданий;произвольной – без

которой

невозможно

сознательное,

самостоятельное

выполнение

упражнений.

Таким образом, логоритмические игры и упражнения являются ценной

неотъемлемой частью коррекционного процесса, позволяющей добиться

положительного и устойчивого результата в коррекции дизартрии.



В раздел образования