Напоминание

"Развитие мотивации к учебной деятельности в Школе раннего развития"


Автор: Клевцова Валентина Георгиевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие мотивации к учебной деятельности в Школе раннего развития"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие мотивации к учебной деятельности в Школе раннего развития. «Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребёнку… осуществлять разные виды свободной деятельности – играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым по дому, саду… Многообразие этих видов (именно многообразие!) даёт детям достаточно много знаний, умений и даже навыков, а главное, развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми. Таким опосредованным образом и решаются в дошкольном возрасте развивающее - образовательные задачи…» В.В.Давыдов Школа раннего развития "Первые шаги" МУ ДО "Дом детского творчества открыта для детей 4-6 лет. И уже успешно работает более 15 лет. Основная ее задача – подготовка детей к обучению и адаптация детей к школе, развитие комплекса психологических качеств самостоятельной личности, необходимых для успешного обучения в школе, выравнивание стартовых возможностей. Основная цель: обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования. Реализация цели предполагает решение ряда задач:  подготовка ребёнка к успешному обучению в школе;  обеспечение непрерывности психолого-педагогического сопровождения процесса развития ребёнка;  психологическая подготовка ребёнка к обучению в школе;  разработка содержания, обеспечивающего развитие личностных качеств ребёнка, а также его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы; формирования творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребёнка;
 развитие любознательности у дошкольников как основы познавательной активности будущего ученика;  развитие коммуникативности – умения общаться со взрослыми и сверстниками;  создание развивающей среды;  охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры; Актуальность В последние годы вырос интерес к раннему обучению детей. Одной из основных причин приближения дошкольников к условиям школьного обучения является стремление учителей и родителей свести к минимуму те естественные трудности, с которыми сталкивается ребёнок на начальных этапах обучения. Поступление в школу – это переломный момент в жизни ребёнка: переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, сверстниками и т.д. И уже совсем особый тип взаимоотношений складывается между учителем и учеником. Педагог, воспитатель – не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребёнка. Он является реальным носителем общественных требований к нему и первым ценителем качества выполнения этих требований. Сама учебная деятельность в Школе раннего развития по своему содержанию и организации резко отличается от привычных для дошкольника форм деятельности. Психические качества ребёнка, его знания, умения и навыки, познавательные интересы и интеллектуальный потенциал должны соответствовать тому, что мы называем умением учиться. Современные научно – педагогические исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объём знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому главная цель занятий в

Школе раннего развития– это всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Инновационный потенциал Школы раннего развития "Первые шаги» состоит в его востребованности и реалистичности. Дети приобретают более прочные знания, умения, навыки наряду с опытом социальной
активности. Педагоги стимулируются к разработке и внедрению новых продуктивных технологий, приемов и способов взаимодействия с учащимися. олученный гарантированный результат обучения усиливает мотивацию к повышению квалификации. Родители уверены в безопасности, физической и психологической комфортности пребывания в Доме детского творчества для своего ребенка, готовы сотрудничать с нами. Занятия в Школе раннего развитияохватывают детей в возрасте 4-6 лет. Программа курса "Шаг за шагом" способствует выработке у ребенка мотивации к обучению в Доме детского творчества и позволяет осуществить органичный переход от дошкольного детства к системе школьной жизни. Посещение занятий для дошкольников предлагается в вечернее время в рабочие дни недели или в субботу и воскресенье днём. При этом родители и дети имеют право выбора удобного времени посещения занятий. Смена видов деятельности происходит через 25 минут. Каждый вид деятельности сменяется обязательными двигательными паузами (переменами). Виды деятельности: обучение грамоте развитие речи математика музыка ритмика изобразительная деятельность английский язык развивающие игры Для занятий в Школе раннего развития формируются группы детей численностью до 18 человек, общее количество детей составляет порядка 180 детей. Для полноценного функционирования Школы раннего развития «Первые шаги» созданы все необходимые условия: оборудованы кабинеты; игротека в кабинетах;
компьютеры, телевизоры, интернет; подобрана мебель, соответствующая всем гигиеническим требованиям, предъявляемым к ней, с учётом возрастных особенностей; хореографический кабинет; актовый зал; Основные методы работы с дошкольниками: интерактивные методы обучения- дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, музыкально-дидактические игры, игровые упражнения; задания занимательного и творческого характера; релаксационные упражнения; использование современных средств обучения -компьютерной техники, соответствующего программного обеспечения. Используемые методы позволяют разнообразить деятельность детей, стимулировать проявления активности, сообразительности, создают положительный эмоциональный настрой. Развитию мотивации к обучению у дошкольников способствует совместно организованная работа детей и родителей. В течение учебного года на протяжении многих лет в ШРР ведется работа с родителями, привлечение их к совместной деятельности в рамках семейного клуба «Счастливы вместе (педагог Парфенова И.Н.), клуба выходного дня «Я люблю рисовать»(педагог Рябченко О.А.). Родители обучающихся включены в учебно-воспитательный процесс, конкурсные программы. Педагоги организуют участие детей с помощью родителей во Всероссийских

дистанционных марафонах от Уникум: «Веселая математика» «Математика в загадках» Всероссийских заочных конкурсах для дошкольников «Светлячок» от Малой академии наук и других. Педагогом-организатором проводятся для детей интересные по содержанию праздники "осенний листопад","Планета детства", конкурсно – игровые программы «Сюрпризы осени», «Дорожная грамота», "Бескозырка белая...", конкурсы рисунков «Светофорик – цветные глазки», "Я с детства очень спорт люблю", "Что такое хорошо и что такое плохо"и многие другие. Дети, прошедшие курс обучения в Школе раннего развития, проявляют большую интеллектуальную активность, у них более развита мотивационная сфера. Кроме этого, они имеют «запас прочности» по
накопленным знаниям, умениям и навыкам. У этих детей легче проходит процесс адаптации к новой социальной роли ученика со всеми предписанным ей комплексом качеств. Родители имеют возможность отслеживать успехи и трудности своих детей. В этом им помогают педагоги, которые постоянно проводят индивидуальные консультации. В конце курса все родители получают рекомендации по разным направлениям, адресованные конкретному ребёнку. У родителей и детей остаётся время для коррекции выявленных недостатков. Педагоги, работающие в начальных классах Школ города, отмечают положительную роль Школы раннего развития "Первые шаги". Работа по подготовке детей к обучению помогает создать удачную ситуацию для развития ребёнка. Это необходимо для того, чтобы ребёнок научился учиться и главное - выровнялись стартовые возможности детей перед поступлением в 1-й класс общеобразовательных учреждений.


В раздел образования