"Развитие мотивации к учебной деятельности в Школе раннего развития"
Автор: Клевцова Валентина Георгиевна Должность: методист Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества" Населённый пункт: г. Нефтеюганск Наименование материала: статья Тема: "Развитие мотивации к учебной деятельности в Школе раннего развития" Раздел: дополнительное образование
Развитие мотивации к учебной деятельности в Школе раннего
развития.
«Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребёнку…
осуществлять разные виды свободной деятельности – играть, рисовать,
музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать
взрослым по дому, саду… Многообразие этих видов (именно многообразие!)
даёт детям достаточно много знаний, умений и даже навыков, а главное,
развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю,
нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми.
Таким опосредованным образом и решаются в дошкольном возрасте
развивающее - образовательные задачи…»
В.В.Давыдов
Школа раннего развития "Первые шаги" МУ ДО "Дом детского
творчества открыта для детей 4-6 лет. И уже успешно работает более 15 лет.
Основная ее задача – подготовка детей к обучению и адаптация детей к
школе, развитие комплекса психологических качеств самостоятельной
личности, необходимых для успешного обучения в школе, выравнивание
стартовых возможностей.
Основная цель:
обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и
школьного образования.
Реализация цели предполагает решение ряда задач:
подготовка ребёнка к успешному обучению в школе;
обеспечение непрерывности психолого-педагогического
сопровождения процесса развития ребёнка;
психологическая подготовка ребёнка к обучению в школе;
разработка содержания, обеспечивающего развитие личностных
качеств ребёнка, а также его мышления, воображения, памяти, речи,
эмоциональной сферы; формирования творческого воображения как
направления интеллектуального и личностного развития ребёнка;
развитие любознательности у дошкольников как основы
познавательной активности будущего ученика;
развитие коммуникативности – умения общаться со взрослыми и
сверстниками;
создание развивающей среды;
охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной
культуры;
Актуальность
В последние годы вырос интерес к раннему обучению детей. Одной из
основных причин приближения дошкольников к условиям школьного
обучения является стремление учителей и родителей свести к минимуму те
естественные трудности, с которыми сталкивается ребёнок на начальных
этапах обучения.
Поступление в школу – это переломный момент в жизни ребёнка:
переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому
положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми,
сверстниками и т.д. И уже совсем особый тип взаимоотношений
складывается между учителем и учеником. Педагог, воспитатель – не просто
взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребёнка. Он
является реальным носителем общественных требований к нему и первым
ценителем качества выполнения этих требований.
Сама учебная деятельность в Школе раннего развития по своему
содержанию и организации резко отличается от привычных для дошкольника
форм деятельности. Психические качества ребёнка, его знания, умения и
навыки, познавательные интересы и интеллектуальный потенциал должны
соответствовать тому, что мы называем умением учиться.
Современные научно – педагогические исследования показывают, что
наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые
имеют недостаточно большой объём знаний, умений и навыков, а те, которые
проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и
привычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому главная цель
занятий в Школе раннего развития– это всестороннее развитие ребёнка:
развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил,
качеств личности.
Инновационный потенциал Школы раннего развития "Первые шаги»
состоит в его востребованности и реалистичности. Дети приобретают более
прочные знания, умения, навыки наряду с опытом социальной
активности. Педагоги стимулируются к разработке и внедрению новых
продуктивных технологий, приемов и способов взаимодействия с учащимися.
олученный гарантированный результат обучения усиливает мотивацию к
повышению квалификации. Родители уверены в безопасности, физической и
психологической комфортности пребывания в Доме детского творчества для
своего ребенка, готовы сотрудничать с нами.
Занятия в Школе раннего развитияохватывают детей в возрасте 4-6 лет.
Программа курса "Шаг за шагом" способствует выработке у ребенка
мотивации к обучению в Доме детского творчества и позволяет осуществить
органичный переход от дошкольного детства к системе школьной жизни.
Посещение занятий для дошкольников предлагается в вечернее время в
рабочие дни недели или в субботу и воскресенье днём. При этом родители и
дети имеют право выбора удобного времени посещения занятий. Смена
видов деятельности происходит через 25 минут. Каждый вид деятельности
сменяется обязательными двигательными паузами (переменами).
Виды деятельности:
обучение грамоте
развитие речи
математика
музыка
ритмика
изобразительная деятельность
английский язык
развивающие игры
Для занятий в Школе раннего развития формируются группы детей
численностью до 18 человек, общее количество детей составляет порядка 180
детей.
Для полноценного функционирования Школы раннего развития
«Первые шаги» созданы все необходимые условия:
оборудованы кабинеты;
игротека в кабинетах;
компьютеры, телевизоры, интернет;
подобрана мебель, соответствующая всем гигиеническим требованиям,
предъявляемым к ней, с учётом возрастных особенностей;
хореографический кабинет;
актовый зал;
Основные методы работы с дошкольниками:
интерактивные методы обучения- дидактические, сюжетно-ролевые,
подвижные, музыкально-дидактические игры, игровые упражнения;
задания занимательного и творческого характера;
релаксационные упражнения;
использование современных средств обучения -компьютерной техники,
соответствующего программного обеспечения.
Используемые методы позволяют разнообразить деятельность детей,
стимулировать проявления активности, сообразительности, создают
положительный эмоциональный настрой.
Развитию мотивации к обучению у дошкольников способствует
совместно организованная работа детей и родителей. В течение учебного
года на протяжении многих лет в ШРР ведется работа с родителями,
привлечение их к совместной деятельности в рамках семейного клуба
«Счастливы вместе (педагог Парфенова И.Н.), клуба выходного дня «Я
люблю рисовать»(педагог Рябченко О.А.).
Родители обучающихся включены в учебно-воспитательный процесс,
конкурсные программы. Педагоги организуют участие детей с помощью
родителей во Всероссийских дистанционных марафонах от Уникум:
«Веселая математика» «Математика в загадках» Всероссийских заочных
конкурсах для дошкольников «Светлячок» от Малой академии наук и других.
Педагогом-организатором проводятся для детей интересные по
содержанию праздники "осенний листопад","Планета детства", конкурсно –
игровые программы «Сюрпризы осени», «Дорожная грамота», "Бескозырка
белая...", конкурсы рисунков «Светофорик – цветные глазки», "Я с детства
очень спорт люблю", "Что такое хорошо и что такое плохо"и многие другие.
Дети, прошедшие курс обучения в Школе раннего развития,
проявляют большую интеллектуальную активность, у них более развита
мотивационная сфера. Кроме этого, они имеют «запас прочности» по
накопленным знаниям, умениям и навыкам. У этих детей легче проходит
процесс адаптации к новой социальной роли ученика со всеми предписанным
ей комплексом качеств. Родители имеют возможность отслеживать успехи и
трудности своих детей. В этом им помогают педагоги, которые постоянно
проводят индивидуальные консультации. В конце курса все родители
получают рекомендации по разным направлениям, адресованные
конкретному ребёнку. У родителей и детей остаётся время для коррекции
выявленных недостатков. Педагоги, работающие в начальных классах Школ
города, отмечают положительную роль Школы раннего развития "Первые
шаги". Работа по подготовке детей к обучению помогает создать удачную
ситуацию для развития ребёнка. Это необходимо для того, чтобы ребёнок
научился учиться и главное - выровнялись стартовые возможности детей
перед поступлением в 1-й класс общеобразовательных учреждений.