Создание системы деятельности по развитию одаренности учащихся в учреждении дополнительного образования.
Автор: Зайнулина Эльвира Юрьевна Должность: педагог - организатор Учебное заведение: МАУ ДО "Дворец творчества детей и молодёжи" МО г. Братска Населённый пункт: г. Братск Наименование материала: статья Тема: Создание системы деятельности по развитию одаренности учащихся в учреждении дополнительного образования. Раздел: дополнительное образование
Создание системы деятельности по развитию одаренности учащихся в
учреждении дополнительного образования.
Таланты
рождаются
не
часто,
а
гениев
вообще
за
всю
историю
человечества
насчитывается
не
более
400.
Образовательные
учреждения
обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей
ребёнка. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось
бы поддержать мысль о раскрытии
всех детей, то есть о максимальном
развитии умений, навыков, их познавательных способностей.
Выдвинутая Президентом РФ национальная образовательная инициатива
«Наша новая школа» определяет приоритетные цели и задачи в построении
адекватной системы выявления и сопровождения одарённого ребенка.
Сегодня
учреждения
дополнительного
образования
в
системе
государственного
образования,
способны
выстраивать
образовательный
процесс, максимально учитывая особенности каждого ребенка, что позволяет
делать этот
процесс
благоприятным, продуктивным,
обеспечивающим
непрерывность педагогической поддержки и развитие детской одаренности.
В МАУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» МО г. Братска создана
система работы с одаренными детьми. Основой ее является целевая программа
по работе с талантливыми и одаренными детьми «Открытие».
Программа
предусматривает
создание
насыщенной,
эмоционально
богатой образовательной среды, где одаренность ребенка смогла бы проявиться
через
мотивацию
к
деятельности
с
последующим
достижением
для
его
результатов.
В
основных
направлениях
нашей
деятельности
с
одаренными
и
талантливыми детьми
прослеживается тенденция сохранения традиционных
форм работы, которые носят как индивидуальный, так и групповой характер,
и, конечно, используются инновационные технологии, которые я представлю.
В
основу
модели
программы
«Открытие»
положены
4
ступени,
по
которым учащиеся идут к открытию и развитию своих способностей.
Первый
–
начальная
ступень
–
досуговая.
Ребенок
приходит
в
учреждение
просто
провести
свое
свободное
время,
с
пользой
развлечься,
окунуться в мир творчества, где
занимаются другие дети, присмотреться и
найти дело по душе, которым можно было бы заняться.
В целях облегчения выбора, в учреждении открыта школа творческого
развития
детей
дошкольного
и
младшего
школьного
возраста
«Радуга»,
в
развивающе
–
образовательный
комплекс
входит
шесть
компонентов:
развивающее обучение, играем в английский, изобразительная деятельность,
компьютер для малышей, театрализованная деятельность, ритмика.
Основная педагогическая задача на этом этапе – создать условия для
формирования
у
детей
осознанной
мотивации
для
выбора
творческого
объединения, конкретного вида деятельности по конкретной направленности. И
здесь досуговые мероприятие: праздники, конкурсы, совместные мероприятия с
родителями имеют решающее
значение. Уже на этом этапе создаётся для
ребёнка ситуация успеха:
демонстрация природных способностей ребёнка и
первых личных результатов, развитие и поддержка интереса, желания дальше
заниматься и достигать высот.
На этой ступени психологической службой Дворца проводится начальная
диагностика
по
видам
одаренности. Методика
адресована
родителям
и
рассчитана на выполнение двух функций:
Первая
и
основная
–
диагностическая.
Она
помогает
качественно
определить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и
определить, какой вид одаренности преобладает в настоящее время.
Вторая функция – развивающая. Родители могут обратить внимание, на
то, чего может быть раньше не заметили, усилить внимание к тем сторонам,
которые им представляются наиболее ценными.
Результаты
этой
деятельности
помогут
в
дальнейшем
родителям
определить
творче ский
коллектив,
наиболее
с о от в е т с т ву ю щ и й
преобладающему у ребенка виду одаренности.
Вторая ступень – педагогическая деятельность с учащимися первого
года обучения. На этом этапе цель педагога – увлечь ребенка, закрепить и
развить
у
него
мотивацию
к
выбранной
направленности
и
творческому
объединению.
На
второй
ступени
очень
важной
является
организация
конкурсной
деятельности учащихся внутри творческого объединения. Кроме того, большое
значение имеет поддержка творческой инициативы детей – готовность, желание
участвовать в различных общественно – полезных делах, акциях…
Создание
ситуации
успеха
поддерживается
для
каждого
ребёнка
на
протяжении всего обучения. На этом этапе для детей проводятся праздники:
«Посвящения», «Дебют», где каждый ребёнок может продемонстрировать свои
начальные знания и умения.
В объединениях творческой направленности, где развитие направлено в
основном
на
творческое
мышление,
психологической
службой
проводится
первичная диагностика креативности, которая позволяет изменить все основные
характеристики мышления и оценить творческий потенциал ребёнка.
Полученные
результаты
служат
базой
для
развивающей
работы.
Выявление детей с наиболее развитыми способностями в выбранной области на
второй ступени осуществляется также педагогами через наблюдение.
По
результатам
наблюдений,
конкурсов
и
диагностики
производится
отбор
детей
с
высоким
уровнем
способностей
для
дальнейшей
работы
на
третьей ступени.
Третья ступень – работа педагогического коллектива учреждения
с
учащимися второго, третьего и последующих лет обучения.
Педагог
на
этом
этапе
закрепляет
внутреннюю
мотивацию
учащегося.
И здесь содержание конкурсной деятельности становится более
разнообразным
и
приобретает
творческую,
профессиональную,
научно
–
исследовательскую
направленность,
повышается
статус
конкурсов
от
городских до международных
и формы проведения их:
очные, заочные,
интернет-конкурсы. Широко развивается концертная, выставочная, проектная
деятельность.
Таким
образом,
расширяются
возможности
детей,
их
творческие
горизонты.
Победы,
успехи
не
случайны,
потому
что,
на
этой
ступени
одаренные
и
талантливые
дети
получают
продуктивную
педагогическую
поддержку: работа с учащимися проходит по индивидуальным программам или
в
«творческих
группах»
по
специально
разработанным
планам,
в
которых
обязательно
планируется
результат.
Результаты
этой
деятельности
и
характеризуют уровень развития и творческих способностей и одаренности.
Четвертая
ступень
–
высший
уровень
самостоятельности
-
«Возвышенная деятельность» - созидание, творчество, демонстрация.
Интерес
у
учащегося
становится
творческим,
возникает
потребность
сделать что- то свое, этап развития личности – рефлексивно – созидающий.
Уровень коммуникации педагога и воспитанника в образовательном процессе –
креативный,
происходит
выражение
собственного
«Я»
ребенка
в
процессе
сотворчества
его
и
педагога.
Работа
проводится
в
творческих
группах
с
учащимися
последнего
года
обучения
и
выпускниками
творческих
объединений. Перечислю некоторые из них: вокальный ансамбль «Гармония»
эстрадной школы с одноименным названием, творческая мастерская Школы
дизайна,
редакция
газеты
«Откровение»
творческого
объединения
«Школа
начинающих
журналистов»,
хореографическая
группа
«Звездный
дождь»
одноименной
хореографической
студии,
творческая
группа
объединения
«Дизайн интерьеров».
Результат этой деятельности – создание самостоятельного творческого
продукта: концертной программы, выставки, дизайн – проекта, выпуск газеты
и.т.д. Содержание работы с учащимися на этой ступени имеет много общего с
содержанием
работы
на
третьей
ступени:
педагогическая,
материальная,
организационная поддержка, организация конкурсной деятельности (конкурсы
городского, регионального, федерального, международного уровня).
Во Дворце творчества детей и молодёжи сложилась система конкурсной
деятельности. Дети активно демонстрируют свои творческие достижения в
конкурсах Дворца и за его пределами. Только за последние пять лет 1864
учащихся Дворца приняли участие в 247 конкурсах разного уровня.
Общее количество победителей за период с 2010 по 2016 год:
Гран – при: 53 учащихся
Диплом 1 степени: 138 учащихся
Диплом 2 степени:151 обучающийся
Диплом 3 степени: 147 учащихся
Диплом победителя: 84 учащихся
Лауреат: 40 учащихся
Географическая
карта
конкурсной
деятельности
учащихся
Дворца
обширна: Это города России - Москва, Санкт – Петербург, Оренбург, Обнинск,
Пенза, Челябинск, Омск, Томск, Красноярск, Новосибирск, Кемерово, Иркутск,
Ангарск,
Северобайкальск,
Ярославль,
Калининград,
Курган,
Челябинск,
Магнитогорск. А так же ближнее и дальнее зарубежье – Италия, Сербия, Рига,
Минск.
В ходе данной деятельности данной деятельности учащимся оказывается
материальная поддержка в виде: выплаты Единовременного и периодического
специального
денежного
поощрения
«Учреждения»,
предоставления
документов лучших учащихся на стипендию мэра города Братска и документов
лучших учащихся на стипендию Губернатора Иркутской области.
К сожалению, одаренные дети не всегда являются сильными личностями.
Поэтому,
они
нуждаются
в
поддержке,
в
формировании
у
них
высокой
самооценки. Да, успех – это результат не только таланта, но и великого труда.
Поэтому очень важно проявлять к победителю внимание, придавать его успеху
большое значение, выразить это публично.
С этой целью во ДТДиМ активно используются формы публичных презентаций
достижений
учащихся:
персональные
выставки
достижений
стипендиатов
творческих объединений как на уровне Дворца, так и за его пределами, мини –
концерты стипендиатов.
С
целью
поддержки
создания
ситуации
успеха
и
поощрения
лучших
учащихся
Дворца
–
участников
олимпиад,
конкурсов,
фестивалей
разного
уровня ежегодно проводятся следующие мероприятия: Церемония чествования
лучших обучающихся ДТДиМ по итогам текущего года «Стипендиат года»,
церемония награждения
лучших конкурсантов «Парад звезд», достигших
высоких результатов в олимпиадах, конкурсах, фестивалях разного уровня;
церемония чествования двадцати пяти лучших обучающихся ДТДиМ по итогам
текущего года, участников фотогалереи почета «Я + Дворец = Успех!».
Важно помнить «Наградой за творчество является само творчество», а не
дипломы и медали. Творчески можно отнестись к любому делу, главное развить
инициативу и
желание у ребёнка. Самостоятельность, поиск, инициатива,
ответственность за результат – вот составляющие творчества.
В результате
системной
и
планомерной
работы с
одаренными
детьми,
они
становятся
успешными,
счастливыми
людьми,
в
будущем,
гармонично
сочетающими
деловую карьеру и личную жизнь.