Напоминание

Создание системы деятельности по развитию одаренности учащихся в учреждении дополнительного образования.


Автор: Зайнулина Эльвира Юрьевна
Должность: педагог - организатор
Учебное заведение: МАУ ДО "Дворец творчества детей и молодёжи" МО г. Братска
Населённый пункт: г. Братск
Наименование материала: статья
Тема: Создание системы деятельности по развитию одаренности учащихся в учреждении дополнительного образования.
Раздел: дополнительное образование





Назад





Создание системы деятельности по развитию одаренности учащихся в

учреждении дополнительного образования.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Образовательные учреждения обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ребёнка. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы поддержать мысль о раскрытии всех детей, то есть о максимальном развитии умений, навыков, их познавательных способностей. Выдвинутая Президентом РФ национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет приоритетные цели и задачи в построении адекватной системы выявления и сопровождения одарённого ребенка. Сегодня учреждения дополнительного образования в системе государственного образования, способны выстраивать образовательный процесс, максимально учитывая особенности каждого ребенка, что позволяет делать этот процесс благоприятным, продуктивным, обеспечивающим непрерывность педагогической поддержки и развитие детской одаренности. В МАУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» МО г. Братска создана система работы с одаренными детьми. Основой ее является целевая программа по работе с талантливыми и одаренными детьми «Открытие». Программа предусматривает создание насыщенной, эмоционально богатой образовательной среды, где одаренность ребенка смогла бы проявиться через мотивацию к деятельности с последующим достижением для его результатов. В основных направлениях нашей деятельности с одаренными и талантливыми детьми прослеживается тенденция сохранения традиционных форм работы, которые носят как индивидуальный, так и групповой характер, и, конечно, используются инновационные технологии, которые я представлю. В основу модели программы «Открытие» положены 4 ступени, по которым учащиеся идут к открытию и развитию своих способностей.
Первый



начальная
ступень – досуговая. Ребенок приходит в учреждение просто провести свое свободное время, с пользой развлечься, окунуться в мир творчества, где занимаются другие дети, присмотреться и найти дело по душе, которым можно было бы заняться. В целях облегчения выбора, в учреждении открыта школа творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Радуга», в развивающе – образовательный комплекс входит шесть компонентов: развивающее обучение, играем в английский, изобразительная деятельность, компьютер для малышей, театрализованная деятельность, ритмика. Основная педагогическая задача на этом этапе – создать условия для формирования у детей осознанной мотивации для выбора творческого объединения, конкретного вида деятельности по конкретной направленности. И здесь досуговые мероприятие: праздники, конкурсы, совместные мероприятия с родителями имеют решающее значение. Уже на этом этапе создаётся для
ребёнка ситуация успеха: демонстрация природных способностей ребёнка и первых личных результатов, развитие и поддержка интереса, желания дальше заниматься и достигать высот. На этой ступени психологической службой Дворца проводится начальная диагностика по видам одаренности. Методика адресована родителям и рассчитана на выполнение двух функций: Первая и основная – диагностическая. Она помогает качественно определить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности преобладает в настоящее время. Вторая функция – развивающая. Родители могут обратить внимание, на то, чего может быть раньше не заметили, усилить внимание к тем сторонам, которые им представляются наиболее ценными. Результаты этой деятельности помогут в дальнейшем родителям определить творче ский коллектив, наиболее с о от в е т с т ву ю щ и й преобладающему у ребенка виду одаренности.
Вторая ступень
– педагогическая деятельность с учащимися первого года обучения. На этом этапе цель педагога – увлечь ребенка, закрепить и развить у него мотивацию к выбранной направленности и творческому объединению. На второй ступени очень важной является организация конкурсной деятельности учащихся внутри творческого объединения. Кроме того, большое значение имеет поддержка творческой инициативы детей – готовность, желание участвовать в различных общественно – полезных делах, акциях… Создание ситуации успеха поддерживается для каждого ребёнка на протяжении всего обучения. На этом этапе для детей проводятся праздники: «Посвящения», «Дебют», где каждый ребёнок может продемонстрировать свои начальные знания и умения. В объединениях творческой направленности, где развитие направлено в основном на творческое мышление, психологической службой проводится первичная диагностика креативности, которая позволяет изменить все основные характеристики мышления и оценить творческий потенциал ребёнка. Полученные результаты служат базой для развивающей работы. Выявление детей с наиболее развитыми способностями в выбранной области на второй ступени осуществляется также педагогами через наблюдение. По результатам наблюдений, конкурсов и диагностики производится отбор детей с высоким уровнем способностей для дальнейшей работы на третьей ступени.
Третья ступень
– работа педагогического коллектива учреждения с учащимися второго, третьего и последующих лет обучения. Педагог на этом этапе закрепляет внутреннюю мотивацию учащегося. И здесь содержание конкурсной деятельности становится более разнообразным и приобретает творческую, профессиональную, научно – исследовательскую направленность, повышается статус конкурсов от городских до международных и формы проведения их: очные, заочные,
интернет-конкурсы. Широко развивается концертная, выставочная, проектная деятельность. Таким образом, расширяются возможности детей, их творческие горизонты. Победы, успехи не случайны, потому что, на этой ступени одаренные и талантливые дети получают продуктивную педагогическую поддержку: работа с учащимися проходит по индивидуальным программам или в «творческих группах» по специально разработанным планам, в которых обязательно планируется результат. Результаты этой деятельности и характеризуют уровень развития и творческих способностей и одаренности.
Четвертая

ступень
– высший уровень самостоятельности - «Возвышенная деятельность» - созидание, творчество, демонстрация. Интерес у учащегося становится творческим, возникает потребность сделать что- то свое, этап развития личности – рефлексивно – созидающий. Уровень коммуникации педагога и воспитанника в образовательном процессе – креативный, происходит выражение собственного «Я» ребенка в процессе сотворчества его и педагога. Работа проводится в творческих группах с учащимися последнего года обучения и выпускниками творческих объединений. Перечислю некоторые из них: вокальный ансамбль «Гармония» эстрадной школы с одноименным названием, творческая мастерская Школы дизайна, редакция газеты «Откровение» творческого объединения «Школа начинающих журналистов», хореографическая группа «Звездный дождь» одноименной хореографической студии, творческая группа объединения «Дизайн интерьеров». Результат этой деятельности – создание самостоятельного творческого продукта: концертной программы, выставки, дизайн – проекта, выпуск газеты и.т.д. Содержание работы с учащимися на этой ступени имеет много общего с содержанием работы на третьей ступени: педагогическая, материальная, организационная поддержка, организация конкурсной деятельности (конкурсы городского, регионального, федерального, международного уровня). Во Дворце творчества детей и молодёжи сложилась система конкурсной деятельности. Дети активно демонстрируют свои творческие достижения в конкурсах Дворца и за его пределами. Только за последние пять лет 1864 учащихся Дворца приняли участие в 247 конкурсах разного уровня.
Общее количество победителей за период с 2010 по 2016 год:
Гран – при: 53 учащихся Диплом 1 степени: 138 учащихся Диплом 2 степени:151 обучающийся Диплом 3 степени: 147 учащихся Диплом победителя: 84 учащихся Лауреат: 40 учащихся Географическая карта конкурсной деятельности учащихся Дворца обширна: Это города России - Москва, Санкт – Петербург, Оренбург, Обнинск, Пенза, Челябинск, Омск, Томск, Красноярск, Новосибирск, Кемерово, Иркутск, Ангарск, Северобайкальск, Ярославль, Калининград, Курган, Челябинск,
Магнитогорск. А так же ближнее и дальнее зарубежье – Италия, Сербия, Рига, Минск. В ходе данной деятельности данной деятельности учащимся оказывается материальная поддержка в виде: выплаты Единовременного и периодического специального денежного поощрения «Учреждения», предоставления документов лучших учащихся на стипендию мэра города Братска и документов лучших учащихся на стипендию Губернатора Иркутской области. К сожалению, одаренные дети не всегда являются сильными личностями. Поэтому, они нуждаются в поддержке, в формировании у них высокой самооценки. Да, успех – это результат не только таланта, но и великого труда. Поэтому очень важно проявлять к победителю внимание, придавать его успеху большое значение, выразить это публично. С этой целью во ДТДиМ активно используются формы публичных презентаций достижений учащихся: персональные выставки достижений стипендиатов творческих объединений как на уровне Дворца, так и за его пределами, мини – концерты стипендиатов. С целью поддержки создания ситуации успеха и поощрения лучших учащихся Дворца – участников олимпиад, конкурсов, фестивалей разного уровня ежегодно проводятся следующие мероприятия: Церемония чествования лучших обучающихся ДТДиМ по итогам текущего года «Стипендиат года», церемония награждения лучших конкурсантов «Парад звезд», достигших высоких результатов в олимпиадах, конкурсах, фестивалях разного уровня; церемония чествования двадцати пяти лучших обучающихся ДТДиМ по итогам текущего года, участников фотогалереи почета «Я + Дворец = Успех!». Важно помнить «Наградой за творчество является само творчество», а не дипломы и медали. Творчески можно отнестись к любому делу, главное развить инициативу и желание у ребёнка. Самостоятельность, поиск, инициатива, ответственность за результат – вот составляющие творчества. В результате системной и планомерной работы с одаренными детьми, они становятся успешными, счастливыми людьми, в будущем, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь.


В раздел образования