Изучение штрихов на начальном этапе обучения в классе скрипки
Автор: Сурикова Наталия Борисовна Должность: преподаватель Учебное заведение: МУДО "Центральная детская музыкальная школа" Населённый пункт: г.Саратов Наименование материала: Статья Тема: Изучение штрихов на начальном этапе обучения в классе скрипки Раздел: дополнительное образование
Н.Б.Сурикова,
преподаватель МУДО
«Центральная детская
музыкальная школа»,
г.Саратов
Изучение штрихов на начальном этапе обучения
в классе скрипки
Техника правой руки требует немалой работы. Основные штрихи -
деташе,
стаккато,
мартле,
спикатто
нельзя
изучать
мимоходом.
Несовершенство правой руки тормозит работу левой, да и вообще всю игру.
Раньше, чем приступить к выработке штрихов, необходимо выработать
у обучающегося навыки правильного и свободного ведения смычка вверх и
вниз:
- параллельно подставке, с небольшим наклоном трости к грифу;
- смычок не дрожит и не подпрыгивает;
- рука в свободном состоянии в плече, локте, кисти.
При ведении смычка от колодочки участвует вся рука от плеча, включая
отчасти и локоть. Доведя смычок до середины, верхняя часть руки (от локтя
до плеча) передает движение предплечью, которое разгибаясь, выпрямляется
без какого-либо напряжения, особенно в локте.
Смычок придерживается пальцами легко, с согнутым, но не вытянутым
большим пальцем. Трость смычка находится между 1-ым и 2-ым суставом
указательного пальца, мизинец круглый и свободно опирается кончиком на
трость.
Когда
смычок
доведен
до
конца,
необходимо
следить,
чтобы
не
получился
прогиб
между
кистью
и
предплечьем.
Несоблюдение
этого
правила ведет к тому, что верхний конец смычка поворачивается тростью к
играющему, что в свою очередь негативно сказывается на качестве штрихов и
звука.
Штрихи можно разделить на 3 основные группы: плавные, отрывистые,
отскакивающие от струны.
Штрих
деташе
–
каждый
звук
исполняется
отдельным
движением
смычка.
При
исполнении
деташе
следует
добиваться
непрерывности
и
напевности звучания, следя за равномерной скоростью ведения смычка по
струне
и
плавными
его
сменами.
Используя
различные
части
смычка
заботиться о его точном распределении, обращая внимание на ровность и
качество звука.
Как только ученик освоил упражнение с карандашом (более легкая по
весу, в отличие от смычка, и более простая для ученика задача), научился
правильно «обнимать» пальцами и удерживать карандаш: кисть сверху, не
провалена, указательный между 1-ым и 2-ым сгибом, мизинец на карандаше,
большой согнут, свободен, кончиком стоит напротив 3-его пальца, карандаш
не схвачен, а мягко лежит в пальцах, следующий этап – упражнения со
смычком без скрипки.
Поставить
правильно
пальцы
на
смычок,
как
и
на
карандаше,
с
помощью педагога, а потом и без помощи. Затем без звука поставить смычок
у колодки, в середине, в конце смычка. Ученик должен подходить к этому
осознанно,
сопровождая
упражнение
рассказом,
как
«ведет»
себя
рука
в
разных
частях
смычка;
следить
за
положением
локтя
(он
работает:
поднимается, опускается, на каждой струне имеет свое положение), свободой
всего корпуса, головы, ног, правой руки.
Когда это упражнение освоено, можно приступить к изучению штриха
деташе. Начинаем осваивать штрих средней частью смычка, т.к. положение
руки в этой части наиболее естественное и удобное. Вместе с педагогом
ученик исполняет штрих на струне «ре» или «ля» со счетом вслух (на счет
«раз» - проводит смычок, на счет «два» - пауза).
Затем играем деташе в нижней половине. Для ученика проще начинать
движение не от колодочки, а от середины смычка. Следим, чтобы кисть не
проваливалась, была в положении «сверху» у колодочки, движение смычка
вверх
с
постепенным
опусканием
кисти
и
локтя
и
выравниванием
их
в
середине в одну линию с тростью смычка.
Исполняя деташе в верхней половине, также начинаем движение от
середины смычка. Раскрываем локоть при движении вниз, оставляя в руке
небольшой
запас,
чтобы
рука
не
вытягивалась
и
не
напрягалась.
Это
позволит обеспечить плавность соединения смычков у конца. При движении
вверх
(от
конца
смычка)
следим
за
движением
кисти
с
постепенным
и
небольшим опусканием локтя. Желательно, чтобы ученик проговаривал все
моменты при ведении смычка и таким образом учился их использовать в
дальнейшей игре.
Через
несколько
уроков
играем
деташе
в
разных
частях
смычка,
исполняя подряд 2 ноты со счетом («раз», «два» - играем, «три», «четыре» -
пауза).
Параллельно осваиваем с учеником деташе с распределением смычка -
«половинка, 2 четверти», правильно распределяя смычок: половинка – на
целый, четверти – на пол смычка. Сначала помогаем ему в исполнении, затем
ученик исполняет штрих самостоятельно.
В это же время разбираем пьесы из сборника Якубовской «Начальный
курс игры на скрипке» «Лиса по лесу ходила», «Колыбельная» и др., в основе
которых также штрих деташе с распределением
«половинка, 2 четверти».
Сначала исполняем пьесы на открытой струне, с пропеванием нот голосом,
затем – подключаем левую руку (падение пальцев).
Параллельно
с
деташе
начинаем
изучение
штриха
мартле.
На
начальном этапе
исполняем на целый смычок без акцента, т.к акценты
провоцируют
напряжение
в
руке
учащегося.
На
счет
«раз»
-
проводим
активно смычок, удерживая его в одной точке, на счет «два» - пауза. Следим
за качеством звука, за полным освобождением руки в конце смычка. На счет
«три» - смычок возвращается к колодке, локоть опускается, кисть идет вверх,
рука
и
плечо
–
свободны.
На
счет
«четыре»
-
снова
пауза
и
полное
«выключение» руки.
И только тогда, когда ученик освоил эти движения и исполняет их
свободной
рукой,
можно
добавить
акценты
в
начале
звука,
сократить
количество используемого смычка, добавив стремительности, и исполнить
штрих в верней половине.
Изучение штриха стаккато начинаем с исполнения 2-х отрывистых нот
на
один
смычок.
Исполняем,
опять
же,
без
акцентов
в
начале
звука,
красивым,
свободным
звуком.
Важно
выдерживать
паузу,
которая
по
длительности
должна
быть
равна
исполненной
ноте.
Во
время
пауз
проверяем освобождение руки в середине, в конце и у колодочки смычка.
Необходимыми
условиями
успешного
освоения
учащимся
штрихов
являются:
качество
исполнения
и
ритмическая
точность
звучания,
координация движений правой и левой руки, целесообразное распределение
смычка при исполнении приемов, взаимосвязь с характером исполняемого
произведения.
По мере развития учащегося задачи в освоении различных штрихов
существенно усложняются, тем более важным видится освоение базовых
принципов исполнения технических приемов правой руки.
Развитие
штриховой
техники
должно
осуществляться
в
процессе
работы над всем изучаемым репертуаром. Необходимо развивать в ученике
сознательное отношение к освоению технических приемов исполнения в
представлении о той художественной цели, которой они служат.
Несовершенство
владения
учеником
правой
рукой,
приемами
исполнения штрихов, недостаток свободы существенно тормозит освоение
художественного
и
технического
репертуара,
и
зачастую,
становится
неразрешимой задачей для учащегося в дальнейшем развитии.