Напоминание

Изучение штрихов на начальном этапе обучения в классе скрипки


Автор: Сурикова Наталия Борисовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МУДО "Центральная детская музыкальная школа"
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: Статья
Тема: Изучение штрихов на начальном этапе обучения в классе скрипки
Раздел: дополнительное образование





Назад




Н.Б.Сурикова, преподаватель МУДО «Центральная детская музыкальная школа», г.Саратов
Изучение штрихов на начальном этапе обучения

в классе скрипки
Техника правой руки требует немалой работы. Основные штрихи - деташе, стаккато, мартле, спикатто нельзя изучать мимоходом. Несовершенство правой руки тормозит работу левой, да и вообще всю игру. Раньше, чем приступить к выработке штрихов, необходимо выработать у обучающегося навыки правильного и свободного ведения смычка вверх и вниз: - параллельно подставке, с небольшим наклоном трости к грифу; - смычок не дрожит и не подпрыгивает; - рука в свободном состоянии в плече, локте, кисти. При ведении смычка от колодочки участвует вся рука от плеча, включая отчасти и локоть. Доведя смычок до середины, верхняя часть руки (от локтя до плеча) передает движение предплечью, которое разгибаясь, выпрямляется без какого-либо напряжения, особенно в локте. Смычок придерживается пальцами легко, с согнутым, но не вытянутым большим пальцем. Трость смычка находится между 1-ым и 2-ым суставом указательного пальца, мизинец круглый и свободно опирается кончиком на трость. Когда смычок доведен до конца, необходимо следить, чтобы не получился прогиб между кистью и предплечьем. Несоблюдение этого правила ведет к тому, что верхний конец смычка поворачивается тростью к играющему, что в свою очередь негативно сказывается на качестве штрихов и звука. Штрихи можно разделить на 3 основные группы: плавные, отрывистые, отскакивающие от струны. Штрих деташе – каждый звук исполняется отдельным движением смычка. При исполнении деташе следует добиваться непрерывности и напевности звучания, следя за равномерной скоростью ведения смычка по струне и плавными его сменами. Используя различные части смычка заботиться о его точном распределении, обращая внимание на ровность и качество звука.
Как только ученик освоил упражнение с карандашом (более легкая по весу, в отличие от смычка, и более простая для ученика задача), научился правильно «обнимать» пальцами и удерживать карандаш: кисть сверху, не провалена, указательный между 1-ым и 2-ым сгибом, мизинец на карандаше, большой согнут, свободен, кончиком стоит напротив 3-его пальца, карандаш не схвачен, а мягко лежит в пальцах, следующий этап – упражнения со смычком без скрипки. Поставить правильно пальцы на смычок, как и на карандаше, с помощью педагога, а потом и без помощи. Затем без звука поставить смычок у колодки, в середине, в конце смычка. Ученик должен подходить к этому осознанно, сопровождая упражнение рассказом, как «ведет» себя рука в разных частях смычка; следить за положением локтя (он работает: поднимается, опускается, на каждой струне имеет свое положение), свободой всего корпуса, головы, ног, правой руки. Когда это упражнение освоено, можно приступить к изучению штриха деташе. Начинаем осваивать штрих средней частью смычка, т.к. положение руки в этой части наиболее естественное и удобное. Вместе с педагогом ученик исполняет штрих на струне «ре» или «ля» со счетом вслух (на счет «раз» - проводит смычок, на счет «два» - пауза). Затем играем деташе в нижней половине. Для ученика проще начинать движение не от колодочки, а от середины смычка. Следим, чтобы кисть не проваливалась, была в положении «сверху» у колодочки, движение смычка вверх с постепенным опусканием кисти и локтя и выравниванием их в середине в одну линию с тростью смычка. Исполняя деташе в верхней половине, также начинаем движение от середины смычка. Раскрываем локоть при движении вниз, оставляя в руке небольшой запас, чтобы рука не вытягивалась и не напрягалась. Это позволит обеспечить плавность соединения смычков у конца. При движении вверх (от конца смычка) следим за движением кисти с постепенным и небольшим опусканием локтя. Желательно, чтобы ученик проговаривал все моменты при ведении смычка и таким образом учился их использовать в дальнейшей игре. Через несколько уроков играем деташе в разных частях смычка, исполняя подряд 2 ноты со счетом («раз», «два» - играем, «три», «четыре» - пауза). Параллельно осваиваем с учеником деташе с распределением смычка - «половинка, 2 четверти», правильно распределяя смычок: половинка – на целый, четверти – на пол смычка. Сначала помогаем ему в исполнении, затем ученик исполняет штрих самостоятельно.
В это же время разбираем пьесы из сборника Якубовской «Начальный курс игры на скрипке» «Лиса по лесу ходила», «Колыбельная» и др., в основе которых также штрих деташе с распределением «половинка, 2 четверти». Сначала исполняем пьесы на открытой струне, с пропеванием нот голосом, затем – подключаем левую руку (падение пальцев). Параллельно с деташе начинаем изучение штриха мартле. На начальном этапе исполняем на целый смычок без акцента, т.к акценты провоцируют напряжение в руке учащегося. На счет «раз» - проводим активно смычок, удерживая его в одной точке, на счет «два» - пауза. Следим за качеством звука, за полным освобождением руки в конце смычка. На счет «три» - смычок возвращается к колодке, локоть опускается, кисть идет вверх, рука и плечо – свободны. На счет «четыре» - снова пауза и полное «выключение» руки. И только тогда, когда ученик освоил эти движения и исполняет их свободной рукой, можно добавить акценты в начале звука, сократить количество используемого смычка, добавив стремительности, и исполнить штрих в верней половине. Изучение штриха стаккато начинаем с исполнения 2-х отрывистых нот на один смычок. Исполняем, опять же, без акцентов в начале звука, красивым, свободным звуком. Важно выдерживать паузу, которая по длительности должна быть равна исполненной ноте. Во время пауз проверяем освобождение руки в середине, в конце и у колодочки смычка. Необходимыми условиями успешного освоения учащимся штрихов являются: качество исполнения и ритмическая точность звучания, координация движений правой и левой руки, целесообразное распределение смычка при исполнении приемов, взаимосвязь с характером исполняемого произведения. По мере развития учащегося задачи в освоении различных штрихов существенно усложняются, тем более важным видится освоение базовых принципов исполнения технических приемов правой руки. Развитие штриховой техники должно осуществляться в процессе работы над всем изучаемым репертуаром. Необходимо развивать в ученике сознательное отношение к освоению технических приемов исполнения в представлении о той художественной цели, которой они служат. Несовершенство владения учеником правой рукой, приемами исполнения штрихов, недостаток свободы существенно тормозит освоение художественного и технического репертуара, и зачастую, становится неразрешимой задачей для учащегося в дальнейшем развитии.


В раздел образования