Автор: Светлана Геннадьевна Ульянкина
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Бердск, Новосибирская область
Наименование материала: план-конспект урока
Тема: "Бунташный век"
Раздел: полное образование
«Бунташный век»
,
урок повторения и систематизации и подготовки к ЕГЭ по истории России
в 11А, социально – гуманитарном классе МОУ СОШ 19.02.2022
Цели и задачи урока:
Продолжить на осмыслении событий и явлений 17 века формировать
общеучебные и специальные компетентности старшеклассников;
Систематизировать знания в соответствии с сертификацией ЕГЭ
и
требованиями ФГОС СОО;
Продолжить
ориентацию обучающихся на самостоятельность и
нестандарный подход к проблемам в любом виде деятельности;
Заложить основы психологической устойчивости старшеклассников к
тестовой форме экзамена.
Оборудование урока:
КИМы разных видов, в том числе демоварианты 2022г.;
Материалы к УПК «История России» О.Н.Журавлёвой к пар.29;
Тест «Смутное время» из книги «Дни воинской славы России»;
Иллюстративный материал, наглядность (карты «Россия в 17 в.»,
«Смутное время»), таблицы – схемы «Государственный аппарат
России» и др., репродукция картины В.Сурикова «Боярыня Морозова»;
Репродукция портретов государя Алексея Михайловича;
Фрагменты
видеофильма
Ф.Разумовского
из
серии
«Кто
мы?»
«Казнить нельзя помиловать» (характеристика авторская государя
А.М.Романова, социальная обстановка в его царствование)
Учебники
Индивидуальная творческая работа учеников по подготовке к уроку:
прочитать Раздел 2, пар. 28-29, по выбору и рекомендации учителя в
соответствии с профессиональным выбором: поиск в Интернете.., написание
эссе (с. учебника 223. вопрос 3, работа с иллюстрациями, выборка из тестов
по вопросам 17 века, изучение хронологии, сравнительная аннотация
учебников по теме, «юристы» изучают Соборное уложение.
Сценарий урока
.
Вводная часть. Варианты начала урока: после приветствия - просмотр
видеофрагмента, из которого ученики могут определить смысл и цель
урока; автор, писатель и журналист Ф.Разумовский экстраполирует
события 17 века на наше время. Исторические аналогии можно также
провести
через
знакомство
с
высказываниями
М.Жванецкого
о
конфискационной политике государства и публикациями о том, как за
рубежом и в России массы реагируют на кризис. Учитель высказывает
предположение, что противостояние «власть – народ» является не только
проблемой 20 века, но и вечной в России. Предлагается использовать
термин из политологии «ресурсы».
Часть 1. Определим ресурсы А.М., используя свои.
Предполагаемые ответы:
Его личные качества
Система госуправления (повторение терминов по схемам на
печатной основе и в учебнике, с.214)
Человеческие ресурсы, окружение
Армия, церковь
В своём комментарии учитель обращается к учебнику: называются имена
Котошихина, Ордин – Нащёкина, Морозова, «Собинова друга» Никона (с.
213, 211, 216, 218). Учитель обращает внимание на взаимоотношение
государя и приближенных: Морозова «Отмолил у толпы», а Никона сослал
подальше.
Обращается
внимание
на
насыщенность
параграфа
28
смысловыми учебными единицами. Дается время сосчитать, сколько таковых
единиц на страницах 211, пункт 2 – 215 стр.
Предполагаемый ответ: от 30 и более.
Абсолютизм, самодержавие, титул, Соборное уложение, Земский Собор,
«Скоб и заговор», воеводы, Боярская Дума, «именной указ», ближняя дума,
государственная комната, Расправная палата, приказы, «поминки», служилы
по отечеству, солдаты, рейтары, драгуны,
местничество, подворное
обложение.
Отдельно обсуждается вопрос о Земских соборах, составляется таблица (стр.
212).
Часть 2.
Практическая
работа
с
тестами
в
различных
режимах:
фронтальный, работа в парах и группах. Один из тестов выполняется на
отметку, с другим строится работа по типу: Дать правильные ответы и
прокомментировать неверные варианты.
В тестах неоднократно встречается упоминание такого важного документа 17
века, как Соборное уложение Алексея Михайловича. Организуется работа с
документом на странице 215 в соответствии с памяткой № 8 учебника
Журавлевой.
«Юристы»
класса
предлагают
свое
видение
правовой
обстановки в обществе.
Часть 3
. Если в 1 части мы говорили о власти, то в этой части – о народе.
Что он собою представлял?
Опричнина, смута, война всех против всех, падение нравов, ожесточили
людей труда, связь с землей для крестьянина перестала быть абсолютной
ценностью. Ф. Разумовский отмечает, что половина всех крестьян в 17 веке –
беглые, «гулящие», о значительная часть и «лихие».
От чего бежали? Кто воевать не хотел, как старший брат Степана Разина, кто
от окончательного закрепощения, кто в поисках «Беловодья», или даже по
принципу «все побежали и я побежал».
Пришло время для выявления причин социальных движений, говорит
учитель. Ученикам предлагается изложить раскрытие этого вопроса в разных
учебниках, подчеркивается что очень хорошо они названы на стр. 216 в
учебнике Журавлевой. Два, три ученика могут привести резоны, найденные
ими в Интернете. Учитель подчеркивает, что имена участников бунтов и
восстаний слабо сохранились в литературе если они и есть, то в весьма
специальной.
И все же некоторые имена общеизвестны. Ученикам предлагается их назвать.
Конечно, это Степан Тимофеевич Разин, некоторые его сподвижники,
например, Василий Ус, Аввакум, некоторые участники раскола.
Группе специалистов по хронологии предлагается назвать основные даты
выступлений, а также сравнить между собой Соляной бунт, Медный бунт,
городские восстания и события на Волге. Называются 1648,1650, 1662, 1665,
1667, 1669, 1670. 1671, 1668- 1676 годы. Главные термины: беломестцы,
посадские люди, мятеж, бунт, восстание, «за зипунами», казачий круг, дуван.
В стандарте 2004 года курсивом помечено, что ученики обязаны знать
различные мнения о характере социальных движений 17 века, неплохо иметь
и собственное мнение.
Какой вид работы предлагает нам автор учебника на странице 223, вопрос 3?
Предполагается, что некоторые ученики написали эссе на тему «Стенька
Разин – бескорыстный борец за освобождение народа или обыкновенный
разбойник?». Если эссе выполнили несколько обучающихся, предлагают
краткую версию. Достаточно ли
Работа с документом на странице 223 и характеристика Разина может быть
проведена на основании памяток № 5, № 8.
Вопросы к документу: Кто предположительно автор данного текста? От кого
исходит «сообщение»? Почему Степан Тимофеевич назван Стенькой?
Какими
словами
автор
показывает
своё
отношение
к
Разину
как
преступнику?
Часть 4 урока
. Подведение итогов: изложить главные идеи урока как
отчёт или мини – эссе: каким вы видите лицо 17 века?
Какие технологии ЕГЭ повторили?
Какие факты вас удивили? Другие вопросы – по ситуации.
Домашнее задание изложено в раздаточном материале. Оценки выставляются
за подготовку материалов к уроку, конкретные знания и проявленную
активность.
Некоторые дополнения к содержанию:
Губной староста – это глава криминальной полиции, как правило, человек
поживший, опытный. Разбойный приказ ведал всеми криминальными
делами, туда доставляли «лихих». К сожалению, его архив сгорел, а газет
тогда не было. Объезжие головы – те же участковые.