Автор: Черноокая Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №74
Населённый пункт: Ростов - на- Дону
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие поисково- исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования с различными материалами
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад № 74 города Ростова-на-Дону
Статья
по теме:
«
Опытно-экспериментальная деятельность
в ДОУ»
Выполнила:
воспитатель высшей
квалификационной
категории
Черноокая О.А.
Ростов-на-Дону
2022 год
1
Детское экспериментирование – один из методов интеллектуального
развития дошкольников. Опытно-экспериментальная деятельность позволяет
объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает
наблюдательность, пытливость ума, развивает стремление к познанию мира,
все
познавательные
способности,
умение
изобретать,
использовать
нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Целью опытно -экспериментальной деятельности является формирование и
расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы
через практическое самостоятельное познание.
И. А. Савенков определяет три уровня реализации «исследовательского
обучения» в современной педагогике:
1.Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения.
Само решение предстоит самостоятельно найти ребёнку.
2.Педагог ставит проблему, но метод её решения ребёнок ищет
самостоятельно.
3.Постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка
решения осуществляется детьми самостоятельно. Эти уровни характеризуют
последовательность этапов экспериментирования в аспекте самостоятельности
ребёнка.
Исследовательская
деятельность
начинается
в
раннем
возрасте
и
представляет собой простое, как будто бесцельное экспериментирование с
игрушками, частями своего тела, окружающими вещами. В ходе такого
экспериментирования ребёнок начинает различать предметы по цвету, форме,
назначению. Сначала происходит внешнее действие с предметами. По мере
взросления ребёнок переходит к рассуждению о связях между вещами, относит
их
к
определённой
группе,
т.
е.
происходит
внутреннее
действие
в
экспериментально-мысленное. Детское мышление переходит от наглядно –
действенного к наглядно- образному и логическому. Ребёнок начинает задавать
вопросы: зачем? Почему? Как? Педагог работает в этом направлении во время
занятий, на прогулках, экскурсиях, тематических досугах, мотивирует к
экспериментированию
в
самостоятельной
деятельности.
Для
опытных
исследований
организуется
предметно-пространственная
среда:
создаётся
уголок исследований, центр экспериментирования или мини- лаборатория.
Детское экспериментирование во многом похоже на научное, дети
испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной
работы, получение видимых результатов, новой информации.
Задачи опытно-экспериментальной деятельности:
2
- формирование способности видеть многообразие мира в системе
взаимосвязей;
-развитие
наблюдательности,
умения
сравнивать,
анализировать,
обобщать, устанавливать причинно- следственные зависимости, умения делать
выводы;
-расширение
перспектив
развития
поисково-познавательной
деятельности,
поддержание
у
ребёнка
инициативы,
сообразительности,
самостоятельности;
-создание
предпосылок
формирования
у
детей
практических
и
умственных действий.
Достоинства метода экспериментирования:
1.Дети
получают
реальные
представления
о
различных
сторонах
изучаемого объекта, о его взаимосвязи с другими объектами и со средой
обитания.
2.Идёт обогащение памяти ребёнка, активизируя его мыслительные
процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершенствовать операции
анализа, синтеза, сравнения и классификации.
3.Развивается речь ребёнка, т.к. ему необходимо давать отчёт об
увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
4.Детское
экспериментирование
важно
и
для
формирования
самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо
предметы и явления для достижения определённого результата.
Среди приёмов и методов организации опытно-экспериментальной
деятельности выделяются актуальные для использования в образовательном
учреждении.
Проблемно-поисковый метод. Педагогом создаётся проблемная ситуация,
в которой детям предстоит определить требующий решения вопрос, выдвинуть
гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и
подвести
итоги.
Проблемно-поисковый
метод
является
ведущим
для
современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с
педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и
стремление получить результат.
Наблюдение
за
объектом,
организованное
в
помещении
или
на
территории образовательного учреждения восприятие предметов и процессов
развивает
визуальные
и
аудиальные
способности
детей.
Исследования,
3
проводимые во время прогулок, погружают ребёнка в мир природы со всем
разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов.
Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование
считается ведущей
деятельностью.
Ставя
элементарные
опыты
над
предметами,
малыши
приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием
участвуют в проведении экспериментов над знакомыми вещами, углубляя свои
знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком,
камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми
младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к
желанию
самостоятельного
экспериментирования.
Этот
метод
исследовательской
деятельности
развивает
у
детей
наблюдательность,
активность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости
коллектива.
Виды занятий по экспериментированию. Игры-эксперименты. Поскольку
ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые
опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности. На
занятии присутствуют сказочные персонажи, которые дают детям задания или
просят о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровых
ситуаций, где дети будут действовать в вымышленных условиях (царство снега
и льда, в гостях у феи Воздуха и т.д.)
Моделирование. Знания о свойствах предметов дети могут получить через
изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан.
айсберг и т.д.). К моделированию в опытно – экспериментальной деятельности
способны дети 3-4 лет. Педагогу важно учитывать возрастные особенности
детей, модель должна быть понятной и доступной.
Опыты.
Проведение
опытов
позволяет
в
начальной
форме
объяснить
физические явления. Самостоятельное проведение опыта ярче откликается в
памяти ребёнка. Дети ставят опыты с водой, воздухом, разными видами почв,
магнитами; сами выдвигают гипотезы, фиксируют и оценивают результаты.
Опытно-экспериментальная
деятельность
даёт
детям
возможность
почувствовать себя исследователем, учёным, первооткрывателем, найти ответы
на все интересующие вопросы.
4
Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ.
5