Напоминание

Развитие поисково- исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования с различными материалами


Автор: Черноокая Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №74
Населённый пункт: Ростов - на- Дону
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие поисково- исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования с различными материалами
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад № 74 города Ростова-на-Дону

Статья

по теме:

«

Опытно-экспериментальная деятельность

в ДОУ»

Выполнила:

воспитатель высшей

квалификационной

категории

Черноокая О.А.

Ростов-на-Дону

2022 год

1

Детское экспериментирование – один из методов интеллектуального

развития дошкольников. Опытно-экспериментальная деятельность позволяет

объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает

наблюдательность, пытливость ума, развивает стремление к познанию мира,

все

познавательные

способности,

умение

изобретать,

использовать

нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Целью опытно -экспериментальной деятельности является формирование и

расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы

через практическое самостоятельное познание.

И. А. Савенков определяет три уровня реализации «исследовательского

обучения» в современной педагогике:

1.Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения.

Само решение предстоит самостоятельно найти ребёнку.

2.Педагог ставит проблему, но метод её решения ребёнок ищет

самостоятельно.

3.Постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка

решения осуществляется детьми самостоятельно. Эти уровни характеризуют

последовательность этапов экспериментирования в аспекте самостоятельности

ребёнка.

Исследовательская

деятельность

начинается

в

раннем

возрасте

и

представляет собой простое, как будто бесцельное экспериментирование с

игрушками, частями своего тела, окружающими вещами. В ходе такого

экспериментирования ребёнок начинает различать предметы по цвету, форме,

назначению. Сначала происходит внешнее действие с предметами. По мере

взросления ребёнок переходит к рассуждению о связях между вещами, относит

их

к

определённой

группе,

т.

е.

происходит

внутреннее

действие

в

экспериментально-мысленное. Детское мышление переходит от наглядно –

действенного к наглядно- образному и логическому. Ребёнок начинает задавать

вопросы: зачем? Почему? Как? Педагог работает в этом направлении во время

занятий, на прогулках, экскурсиях, тематических досугах, мотивирует к

экспериментированию

в

самостоятельной

деятельности.

Для

опытных

исследований

организуется

предметно-пространственная

среда:

создаётся

уголок исследований, центр экспериментирования или мини- лаборатория.

Детское экспериментирование во многом похоже на научное, дети

испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной

работы, получение видимых результатов, новой информации.

Задачи опытно-экспериментальной деятельности:

2

- формирование способности видеть многообразие мира в системе

взаимосвязей;

-развитие

наблюдательности,

умения

сравнивать,

анализировать,

обобщать, устанавливать причинно- следственные зависимости, умения делать

выводы;

-расширение

перспектив

развития

поисково-познавательной

деятельности,

поддержание

у

ребёнка

инициативы,

сообразительности,

самостоятельности;

-создание

предпосылок

формирования

у

детей

практических

и

умственных действий.

Достоинства метода экспериментирования:

1.Дети

получают

реальные

представления

о

различных

сторонах

изучаемого объекта, о его взаимосвязи с другими объектами и со средой

обитания.

2.Идёт обогащение памяти ребёнка, активизируя его мыслительные

процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершенствовать операции

анализа, синтеза, сравнения и классификации.

3.Развивается речь ребёнка, т.к. ему необходимо давать отчёт об

увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

4.Детское

экспериментирование

важно

и

для

формирования

самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо

предметы и явления для достижения определённого результата.

Среди приёмов и методов организации опытно-экспериментальной

деятельности выделяются актуальные для использования в образовательном

учреждении.

Проблемно-поисковый метод. Педагогом создаётся проблемная ситуация,

в которой детям предстоит определить требующий решения вопрос, выдвинуть

гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и

подвести

итоги.

Проблемно-поисковый

метод

является

ведущим

для

современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с

педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и

стремление получить результат.

Наблюдение

за

объектом,

организованное

в

помещении

или

на

территории образовательного учреждения восприятие предметов и процессов

развивает

визуальные

и

аудиальные

способности

детей.

Исследования,

3

проводимые во время прогулок, погружают ребёнка в мир природы со всем

разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов.

Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование

считается ведущей

деятельностью.

Ставя

элементарные

опыты

над

предметами,

малыши

приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием

участвуют в проведении экспериментов над знакомыми вещами, углубляя свои

знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком,

камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми

младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к

желанию

самостоятельного

экспериментирования.

Этот

метод

исследовательской

деятельности

развивает

у

детей

наблюдательность,

активность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости

коллектива.

Виды занятий по экспериментированию. Игры-эксперименты. Поскольку

ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые

опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности. На

занятии присутствуют сказочные персонажи, которые дают детям задания или

просят о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровых

ситуаций, где дети будут действовать в вымышленных условиях (царство снега

и льда, в гостях у феи Воздуха и т.д.)

Моделирование. Знания о свойствах предметов дети могут получить через

изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан.

айсберг и т.д.). К моделированию в опытно – экспериментальной деятельности

способны дети 3-4 лет. Педагогу важно учитывать возрастные особенности

детей, модель должна быть понятной и доступной.

Опыты.

Проведение

опытов

позволяет

в

начальной

форме

объяснить

физические явления. Самостоятельное проведение опыта ярче откликается в

памяти ребёнка. Дети ставят опыты с водой, воздухом, разными видами почв,

магнитами; сами выдвигают гипотезы, фиксируют и оценивают результаты.

Опытно-экспериментальная

деятельность

даёт

детям

возможность

почувствовать себя исследователем, учёным, первооткрывателем, найти ответы

на все интересующие вопросы.

4

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ.

5



В раздел образования