Автор: Вера Васильевна Бочарова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад «Солнышко»
Населённый пункт: Хакасия с. Таштып
Наименование материала: «ХАКАСИЯ – ЗЕМЛЯ РОДНАЯ»
Тема: Вариативная часть рабочей программы по региональному компоненту
Раздел: дошкольное образование
Вариативная часть рабочей программы по региональному компоненту воспитателя
подготовительной группы «Лучики» Бочаровой В.В.
«ХАКАСИЯ – ЗЕМЛЯ РОДНАЯ»
Цель
-
программы по национально региональному компоненту
создание условий для развития личности ребенка в процессе
взаимодействия с различными объектами окружающей его
национальной культурой и материальной средой в ее
.
многообразии Красочность восприятия окружающего мира и
,
природы увлекают и будят воображение и чувства ребенка
.
подталкивают к самостоятельному познанию и творчеству Именно
в этом возрасте дошкольник начинает осознавать и любить свою
.
,
родину Интерес к родному краю его людям формирует
,
жизнеутверждающее мировоззрение дает основу созидательной
.
деятельности
Задачи
-
использовать в системе исторический и этнографический
;
материал для воспитания у детей патриотизма
-
Формирование доброжелательного отношения детей к
;
представителям других национальностей
-
,
соблюдать нравственный этикет по отношению к языку
;
национальным обычаям и традициям хакасского народа
-
учитывать возрастные особенности детей для эффективного
-
использования работы по национально региональному
.
компоненту
-
;
гуманизация образовательного пространства
-
экологичности образовательного процесса по отношению к
;
ребенку
-
(
,
,
,
);
визуальности образа выставки экскурсии смотры праздники
-
;
сохранение национальных ценностей
-
модификация учебных планов и программ в соответствии с
;
требованиями информационных процессов
«
–
»
Для своей программы Хакасия
родная земля
мы использовали
следующие
приоритеты
:
-
;
окружающие изучаемые предметы должны быть национальными
-
(
,
,
,
использовать все виды фольклора сказки песенки считалки
,
,
,
);
пословицы поговорки тахпах хороводы
-
отводить место в приобщении детей к народной культуре
;
праздникам и традициям
-
,
,
.
знакомить с орнаментами чеканками вышивками хакасов
.
Средства обучения
-
Следует широко использовать имеющийся фонд учебно
,
,
наглядных пособий экранных и звуковых средств обучения
,
демонстрационные карточки раздаточный изобразительный
,
,
,
.
материал учебные диафильмы звуковые пособия литературу
-
Основной задачей национально регионального
компонента
является воспитание гражданина Республики Хакасия
,
,
,
через знакомство детей с бытом культурой творчеством
,
,
мировоззрением обычаями традициями и историей хакасского
.
народа
1
:
.
блок познавательная деятельность
:
Задачи
-
;
углублять представления об окружающей действительности
-
,
развивать интерес к культуре обычаям и традициям хакасского
;
народа
-
,
.
воспитывать чувство патриотизма толерантности
К концу года
дети должны
:
Знать
-
,
;
флаг герб РХ
-
,
;
достопримечательности своего города села
- 5-6
;
названий животных и растений
-
;
основные природные зоны
-
;
полезные ископаемые
- 2-3
,
«
».
животных и растения занесенных в
Красную книгу
:
Уметь
-
;
ориентироваться по карте
-
,
различать по внешнему виду и называть животных и растения
.
наиболее распространенных в данной местности
:
Иметь представление
-
.
об исторических памятниках данной местности
:
Показатели развития
-
,
проявляет познавательный интерес к символике РХ традициям и
;
обычаям хакасов
-
,
;
любит животных проявляет интерес к их жизни
-
,
-
.
делает выводы устанавливает причинно следственные связи
2
:
.
блок речевое развитие и художественная литература
:
Задачи
-
;
расширить и уточнить знания об окружающем
-
продолжать знакомство с творчеством писателей и поэтов
;
Хакасии
-
,
продолжать знакомство с устным народным творчеством
;
обогащая и активизируя словарь детей
-
,
развивать умение связно последовательно и выразительно
;
пересказывать небольшие литературные произведения
-
.
воспитывать интерес к художественной литературе
К концу года
дети должны
:
Знать
- 2-3
,
,
,
,
;
сказки пословицы поговорки считалки загадки
-
;
творчество писателей и поэтов
:
Уметь
-
;
различать русские и хакасские сказки по содержанию
-
,
,
,
уметь различать друг от друга пословицы поговорки загадки
,
потешки
;
считалки
-
.
драматизировать небольшие произведения
:
Показатели развития
-
,
;
проявляют интерес к рассказыванию знакомых сказок стихов
-
эмоционально воспроизводят по собственному выбору
,
,
;
небольшое стихотворение потешку отрывок из текста
-
,
называют несколько литературных произведений которые им
,
.
нравятся называют авторов
3
:
-
.
блок художественно эстетическое развитие
:
Задачи
-
знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного
;
искусства
-
-
;
продолжать знакомство с народно прикладным искусством
-
;
учить слушать музыку и эмоционально откликаться на нее
-
;
развивать способности к изобразительной деятельности
,
;
воображение творчество
-
-
.
воспитывать художественно эстетический вкус
К концу года
дети должны
:
Знать
-
;
элементы хакасского орнамента
-
;
хакасские народные игры
-
.
творчество композитора и художника
:
Уметь
-
,
,
украшать изделия хакасским орнаментом украшать пого
чеканить на
;
фольге
-
(
,
различать народные музыкальные инструменты хакасов чатхан
);
хомыс
-
.
выполнять элементы народных танцев
:
Показатели развития
-
проявляет интерес и потребность в общении с прекрасным в
;
окружающем мире и произведениях искусства
-
самостоятельно создает индивидуальные художественные
;
образы в различных видах изобразительной деятельности
-
эмоционально и увлеченно слушает музыку и охотно
;
высказывается о ней
-
;
владеет определенным объемом танцевальных движений
.
охотно играет в народные игры
,
,
ТЕМА ЗАНЯТИЯ СОДЕРЖАНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
1.«
Символика Республики
».
Хакасии
,
,
Знакомство с гербом флагом
.
/ «
».
гимном Д и Узнай свой флаг
2.«
»
Города Хакасии
,
Рассказ о городах Хакасии чем они
.
славятся Художественное
.
.
«
».
слово В Торосов
Абакан
3.«
».
Чем богата Хакасия
:
,
Знакомство с полезными ископаемыми каменный уголь
железная
,
,
.
руда золото мрамор и т
.
.
:
д Свойства и применение Опыт
сравнить
.
.
.
«
песок и глину С Н Султреков
Родная
»,
. 11-17
Хакасия
с
4.«
».
Заповедники Хакасии
Знакомство с заповедником
«
».
.
Хакасский
Охрана природы
«
Прокофьев
Природа
»,
Хакасии
буклет
Государственный
природный
«
».
заповедник Хакасский
5.«
».
Красная книга
Беседа об исчезающих по вине
человека растений и
,
животных
.
занесенных в Красную книгу
«
»
Красная книга Хакасии
«
Красная книга красноярского
».
края
6.«
,
».
Край лесов степей и гор
:
Знакомство с основными зонами
,
,
,
степи смешанные леса тайга
.
горы
/ «
».
Д и Кто где живет
Расселение
животных по природным
,
зонам
.
образ жизни и питание
«
Прокофьев
Природа
»,
. 84-93
Хакасии
с
7.«
?»
Кто живет в воде
.
Узнавание обитателей водоемов
«
».
Сказка Лягушка и журавль
.
«
АН Балгазина Моя
»,
Хакасия
. 14
С
8.«
-
Кедр зеленое золото
».
Хакасии
,
Беседа о кедре его пользе и
.
.
назначении Кого кормит кедр
Сказка
«
»
Белка и кедровка
.
,
.
Л Катаева М Капсаргина
«
».
.
Таежный хоровод
А Н
«
Балгазина Моя
»,
.
Хакасия
с
65
9.«
».
Экскурсия в музей
,
Знакомство детей с курганами
, «
менгирами
Оленьи
»,
камни
.
личины
10.«
,
Человек без родины что
».
соловей без песни
,
-
(
Беседа о прошлом родного края о героях земляках Катя
).
Перекрещенко
11.«
,
Старших почитай
».
младших оберегай
,
Знакомство с пословицами о добре
,
.
трудолюбии дружбе
12.«
».
Птенец Турпана
«
»
Чтение сказки Птенец Турпана
Знакомство с
топонимическими
.
названиями
«
»
Хакасские народные сказки
. 59
с
13.«
».
Пою Хакасию мою
Знакомство с творчеством
.
.
хакасских поэтов Н Г
,
.
.
Доможаковым М Е
Кильчичаковой
.
.
«
А Н Балгазина Моя
»
Хакасия
. 38-39
С
14.«
?»
Почему меня так зовут
.
Знакомство с хакасскими именами
/ «
?
?»
Д и Что Тарине Что Кариму
№
Тема занятия
Содержание
Литература
1
"
Живые
"
борометры
Беседа о характерных
изменениях в поведении
животных и растениях при
.
изменении погоды
. "
Кн
Природный
"
календарь
2
"
-
Пого это
радость и
"
счастье
Знакомство с женским
украшениеми Пришивание
.
пуговиц на него
.
.
В Я Бутонаев
"
Традиционная
культура и быт
.
хакасов
3
"
Золотая кисть
"
художника
Знакомство с творчеством
-
.
.
художника живописца А А
.
Топоева Рассматривание
"
"
картин Свадьба в ауле
.
.
А Н Балгазина
"
"
Моя Хакасия
4
"
Волшебный
"
чатхан
"
Чтение сказки Волшебный
.
чатхан Знакомство с
музыкальными
инструментами чатханом и
.
хомысом
Литература
5-9
.
Хакасии
кл
5
"
,
"
Пой хайджи
.
Слушание Хая в записи
Чтение стихотворения
.
.
"
"
Н Е Тиникова Пой Хайджи
Литература
Хакасии
6
"
-
Мы умелые
"
мастера
Знакомство с народными
-
промыслами художником
резчиком по дереву
.
.
А Н Балгазина
"
"
Моя Хакасия
.
.
Н Б Ачитаевым Чеканка на
.
фольге
7
"
"
Хоозычах
Раскрашивание альбомов
по мативам хакасских
.
нгародных орнаментов
.
.
Е Н Аева
"
"
Хоозычах Альбом
раскраска по
мативам хакаских
народных
орнаментов
8
"
Мелодии
"
Хакасии
Знакомство с творчеством
.
.
.
композитора Н В Катаевой
.
.
А Н Балгазина
"
"
Моя Хакасия