Напоминание

Вариативная часть рабочей программы по региональному компоненту


Автор: Вера Васильевна Бочарова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад «Солнышко»
Населённый пункт: Хакасия с. Таштып
Наименование материала: «ХАКАСИЯ – ЗЕМЛЯ РОДНАЯ»
Тема: Вариативная часть рабочей программы по региональному компоненту
Раздел: дошкольное образование





Назад




Вариативная часть рабочей программы по региональному компоненту воспитателя

подготовительной группы «Лучики» Бочаровой В.В.

«ХАКАСИЯ – ЗЕМЛЯ РОДНАЯ»

Цель

-

программы по национально региональному компоненту

создание условий для развития личности ребенка в процессе

взаимодействия с различными объектами окружающей его

национальной культурой и материальной средой в ее

.

многообразии Красочность восприятия окружающего мира и

,

природы увлекают и будят воображение и чувства ребенка

.

подталкивают к самостоятельному познанию и творчеству Именно

в этом возрасте дошкольник начинает осознавать и любить свою

.

,

родину Интерес к родному краю его людям формирует

,

жизнеутверждающее мировоззрение дает основу созидательной

.

деятельности

Задачи

-

использовать в системе исторический и этнографический

;

материал для воспитания у детей патриотизма

-

Формирование доброжелательного отношения детей к

;

представителям других национальностей

-

,

соблюдать нравственный этикет по отношению к языку

;

национальным обычаям и традициям хакасского народа

-

учитывать возрастные особенности детей для эффективного

-

использования работы по национально региональному

.

компоненту

-

;

гуманизация образовательного пространства

-

экологичности образовательного процесса по отношению к

;

ребенку

-

(

,

,

,

);

визуальности образа выставки экскурсии смотры праздники

-

;

сохранение национальных ценностей

-

модификация учебных планов и программ в соответствии с

;

требованиями информационных процессов

«

»

Для своей программы Хакасия

родная земля

мы использовали

следующие

приоритеты

:

-

;

окружающие изучаемые предметы должны быть национальными

-

(

,

,

,

использовать все виды фольклора сказки песенки считалки

,

,

,

);

пословицы поговорки тахпах хороводы

-

отводить место в приобщении детей к народной культуре

;

праздникам и традициям

-

,

,

.

знакомить с орнаментами чеканками вышивками хакасов

.

Средства обучения

-

Следует широко использовать имеющийся фонд учебно

,

,

наглядных пособий экранных и звуковых средств обучения

,

демонстрационные карточки раздаточный изобразительный

,

,

,

.

материал учебные диафильмы звуковые пособия литературу

-

Основной задачей национально регионального

компонента

является воспитание гражданина Республики Хакасия

,

,

,

через знакомство детей с бытом культурой творчеством

,

,

мировоззрением обычаями традициями и историей хакасского

.

народа

1

:

.

блок познавательная деятельность

:

Задачи

-

;

углублять представления об окружающей действительности

-

,

развивать интерес к культуре обычаям и традициям хакасского

;

народа

-

,

.

воспитывать чувство патриотизма толерантности

К концу года

дети должны

:

Знать

-

,

;

флаг герб РХ

-

,

;

достопримечательности своего города села

- 5-6

;

названий животных и растений

-

;

основные природные зоны

-

;

полезные ископаемые

- 2-3

,

«

».

животных и растения занесенных в

Красную книгу

:

Уметь

-

;

ориентироваться по карте

-

,

различать по внешнему виду и называть животных и растения

.

наиболее распространенных в данной местности

:

Иметь представление

-

.

об исторических памятниках данной местности

:

Показатели развития

-

,

проявляет познавательный интерес к символике РХ традициям и

;

обычаям хакасов

-

,

;

любит животных проявляет интерес к их жизни

-

,

-

.

делает выводы устанавливает причинно следственные связи

2

:

.

блок речевое развитие и художественная литература

:

Задачи

-

;

расширить и уточнить знания об окружающем

-

продолжать знакомство с творчеством писателей и поэтов

;

Хакасии

-

,

продолжать знакомство с устным народным творчеством

;

обогащая и активизируя словарь детей

-

,

развивать умение связно последовательно и выразительно

;

пересказывать небольшие литературные произведения

-

.

воспитывать интерес к художественной литературе

К концу года

дети должны

:

Знать

- 2-3

,

,

,

,

;

сказки пословицы поговорки считалки загадки

-

;

творчество писателей и поэтов

:

Уметь

-

;

различать русские и хакасские сказки по содержанию

-

,

,

,

уметь различать друг от друга пословицы поговорки загадки

,

потешки

;

считалки

-

.

драматизировать небольшие произведения

:

Показатели развития

-

,

;

проявляют интерес к рассказыванию знакомых сказок стихов

-

эмоционально воспроизводят по собственному выбору

,

,

;

небольшое стихотворение потешку отрывок из текста

-

,

называют несколько литературных произведений которые им

,

.

нравятся называют авторов

3

:

-

.

блок художественно эстетическое развитие

:

Задачи

-

знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного

;

искусства

-

-

;

продолжать знакомство с народно прикладным искусством

-

;

учить слушать музыку и эмоционально откликаться на нее

-

;

развивать способности к изобразительной деятельности

,

;

воображение творчество

-

-

.

воспитывать художественно эстетический вкус

К концу года

дети должны

:

Знать

-

;

элементы хакасского орнамента

-

;

хакасские народные игры

-

.

творчество композитора и художника

:

Уметь

-

,

,

украшать изделия хакасским орнаментом украшать пого

чеканить на

;

фольге

-

(

,

различать народные музыкальные инструменты хакасов чатхан

);

хомыс

-

.

выполнять элементы народных танцев

:

Показатели развития

-

проявляет интерес и потребность в общении с прекрасным в

;

окружающем мире и произведениях искусства

-

самостоятельно создает индивидуальные художественные

;

образы в различных видах изобразительной деятельности

-

эмоционально и увлеченно слушает музыку и охотно

;

высказывается о ней

-

;

владеет определенным объемом танцевальных движений

.

охотно играет в народные игры

,

,

ТЕМА ЗАНЯТИЯ СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

1.«

Символика Республики

».

Хакасии

,

,

Знакомство с гербом флагом

.

/ «

».

гимном Д и Узнай свой флаг

2.«

»

Города Хакасии

,

Рассказ о городах Хакасии чем они

.

славятся Художественное

.

.

«

».

слово В Торосов

Абакан

3.«

».

Чем богата Хакасия

:

,

Знакомство с полезными ископаемыми каменный уголь

железная

,

,

.

руда золото мрамор и т

.

.

:

д Свойства и применение Опыт

сравнить

.

.

.

«

песок и глину С Н Султреков

Родная

»,

. 11-17

Хакасия

с

4.«

».

Заповедники Хакасии

Знакомство с заповедником

«

».

.

Хакасский

Охрана природы

«

Прокофьев

Природа

»,

Хакасии

буклет

Государственный

природный

«

».

заповедник Хакасский

5.«

».

Красная книга

Беседа об исчезающих по вине

человека растений и

,

животных

.

занесенных в Красную книгу

«

»

Красная книга Хакасии

«

Красная книга красноярского

».

края

6.«

,

».

Край лесов степей и гор

:

Знакомство с основными зонами

,

,

,

степи смешанные леса тайга

.

горы

/ «

».

Д и Кто где живет

Расселение

животных по природным

,

зонам

.

образ жизни и питание

«

Прокофьев

Природа

»,

. 84-93

Хакасии

с

7.«

Кто живет в воде

.

Узнавание обитателей водоемов

«

».

Сказка Лягушка и журавль

.

«

АН Балгазина Моя

»,

Хакасия

. 14

С

8.«

-

Кедр зеленое золото

».

Хакасии

,

Беседа о кедре его пользе и

.

.

назначении Кого кормит кедр

Сказка

«

»

Белка и кедровка

.

,

.

Л Катаева М Капсаргина

«

».

.

Таежный хоровод

А Н

«

Балгазина Моя

»,

.

Хакасия

с

65

9.«

».

Экскурсия в музей

,

Знакомство детей с курганами

, «

менгирами

Оленьи

»,

камни

.

личины

10.«

,

Человек без родины что

».

соловей без песни

,

-

(

Беседа о прошлом родного края о героях земляках Катя

).

Перекрещенко

11.«

,

Старших почитай

».

младших оберегай

,

Знакомство с пословицами о добре

,

.

трудолюбии дружбе

12.«

».

Птенец Турпана

«

»

Чтение сказки Птенец Турпана

Знакомство с

топонимическими

.

названиями

«

»

Хакасские народные сказки

. 59

с

13.«

».

Пою Хакасию мою

Знакомство с творчеством

.

.

хакасских поэтов Н Г

,

.

.

Доможаковым М Е

Кильчичаковой

.

.

«

А Н Балгазина Моя

»

Хакасия

. 38-39

С

14.«

Почему меня так зовут

.

Знакомство с хакасскими именами

/ «

?

Д и Что Тарине Что Кариму

Тема занятия

Содержание

Литература

1

"

Живые

"

борометры

Беседа о характерных

изменениях в поведении

животных и растениях при

.

изменении погоды

. "

Кн

Природный

"

календарь

2

"

-

Пого это

радость и

"

счастье

Знакомство с женским

украшениеми Пришивание

.

пуговиц на него

.

.

В Я Бутонаев

"

Традиционная

культура и быт

.

хакасов

3

"

Золотая кисть

"

художника

Знакомство с творчеством

-

.

.

художника живописца А А

.

Топоева Рассматривание

"

"

картин Свадьба в ауле

.

.

А Н Балгазина

"

"

Моя Хакасия

4

"

Волшебный

"

чатхан

"

Чтение сказки Волшебный

.

чатхан Знакомство с

музыкальными

инструментами чатханом и

.

хомысом

Литература

5-9

.

Хакасии

кл

5

"

,

"

Пой хайджи

.

Слушание Хая в записи

Чтение стихотворения

.

.

"

"

Н Е Тиникова Пой Хайджи

Литература

Хакасии

6

"

-

Мы умелые

"

мастера

Знакомство с народными

-

промыслами художником

резчиком по дереву

.

.

А Н Балгазина

"

"

Моя Хакасия

.

.

Н Б Ачитаевым Чеканка на

.

фольге

7

"

"

Хоозычах

Раскрашивание альбомов

по мативам хакасских

.

нгародных орнаментов

.

.

Е Н Аева

"

"

Хоозычах Альбом

раскраска по

мативам хакаских

народных

орнаментов

8

"

Мелодии

"

Хакасии

Знакомство с творчеством

.

.

.

композитора Н В Катаевой

.

.

А Н Балгазина

"

"

Моя Хакасия



В раздел образования