Автор: Бирюкова Кира Юрьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ Дятьковская кадетская школа имени Героя Советского Союза И.А. Кашина
Населённый пункт: город Дятьково
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: "Рефлексия на уроках истории"
Раздел: полное образование
•
Учение без размышления бесполезно, но
и размышление без учения опасно»
•
Конфуций
Что такое рефлексия?
•
Слово рефлексия происходит от
латинского reflexio – обращение назад
•
Размышление о своем внутреннем
состоянии, самоанализ
Толковый словарь русского языка
Классификация
Рефлексия
настроения
и
эмоциональ
ного состояния
Рефлексия
деятельности
Рефлексия
содержания
учебного
материала
Рефлексия настроения и
эмоционального состояния
Проведение целесообразно в начале урока с целью
установления эмоционального контакта с группой и в конце
деятельности
«Всё в твоих руках»
Рефлексия настроения и
эмоционального состояния
«Смайлики»
Обучающиеся сигнализируют о своем
эмоциональном состоянии с помощью карточки
со стилизованными рисунками.
отличное
нормальное
плохое
Какое изображение
тебе нравится больше?
С каким настроением
я начинаю урок
Рефлексия содержания учебного
материала
Используется для выявления уровня осознания содержания
пройденного материала
РЕФЛЕКСИВНЫЕ ПРИЁМЫ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Рефлексия
содержания
«Знаю-Хочу-Умею»
Кластер
«Собери образ»
Синквейн
Рефлексия
деятельности
Рефлексия
настроения
«Открытый
микрофон»
Рефлексивное
сочинение
«Благодарю»
«Поделись своим
настроением»
через
фразеологизмы
«Лестница
«+» или «-»
«Путешествие во
времени»
«Траектория
знаний»
«Заверши фразу»
«Да-нетка»
РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ
РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ
Игра «Заверши фразу» по теме
«Особенности языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
«И золотой мешок, и…»
(метит в генералы)
«Счастливые…»
(часов не наблюдают)
«В мои лета не должно…»
(сметь своё суждение иметь)
«Дома новы, а…»
(предрассудки стары)
«Служить бы рад, …»
(прислуживаться тошно)
«Чуть свет, и…»
(я у ваших ног)
«Вон из Москвы…»
(сюда я больше не ездок)
РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ
РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ
Игра «Лестница «+» или «-» по теме
«Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
Узнайте героя и расположите его на «лестнице «+» или «-» в
соответствии с нисходящей градацией. Укажите, какой принцип
положен в основу этой градации:
«В нём чересчур было
передано сахару»
«Прореха на человечестве»
«Средней величины
медведь»
«Исторический
человек»
«Дубинноголовая»
В основе градационного принципа
композиционной последовательности -
пугающая картина постепенного угасания
человеческого в человеке.
РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ
РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ
Игра «Собери образ» по теме
«Женские образы в романе Л.Толстого
«Война и мир»
Наталья Ростова
Добродушная
Рассудительная
Несдержанная
.
Искренняя
Марья Болконская
Элен Курагина
Скромная
Милосердная
Лживая
Эгоистичная
Развратная
Приёмы рефлексии содержания учебного
материала
Сегодня я узнал …
Мне было трудно …
Я выполнял задания …
Я понял, что …
Теперь я могу …
Я приобрёл …
Я научился …
Для меня было открытием то, что …
Мне показалось важным …
Материал урока был для меня …
Приём незаконченного предложения
Рефлексия деятельности
Даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с
учебным материалом, поиска наиболее рациональных
РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ
РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ
Рефлексивное сочинение «Благодарю» по теме
«Любимые герои Льва Толстого в романе «Война и мир»
Благодарю Наташу: она научила меня…
Благодарю Марию Болконскую : у неё я научился…
Благодарю Пьера Безухова: он помог мне понять, что…
Благодарю Михаила Илларионовича Кутузова: он убедил меня в том, что …
Благодарю Андрея Болконского: наблюдая за ним, я осознал …
Благодарю Платона Каратаева: я увидел, что …
Благодарю Капитана Тушина: он заставил меня увидеть то, что…
Написание стихотворения по алгоритму
Синквейн
–
стихотворение,
состоящее
из
пяти
строк,
которое
пишется
по
определённым правилам.
•
Первая строка - имя существительное, тема синквейна
•
Вторая строка - два имени прилагательных, раскрывающих тему
•
Третья строка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна
•
Четвёртая строка - фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью
которых высказывается своё отношение к теме
•
Пятая
строка
-
слово-резюме,
дающее
новую
интерпретацию
темы,
позволяющее
выразить к ней личное отношение
Труд
Упорный, усердный
Воспитывает, помогает, кормит
Что посеешь – то и пожнёшь
Удовлетворение
Прием рефлексии “Светофор”
Надо повторить ещё раз
Совсем не понятно
Всё легко и просто
Приём рефлексии
«Одним словом»
Учащимся необходимо
выбрать 3 слова из 12, которые
наиболее точно передают их
состояние на уроке:
•
Раздражение
•
Злость
•
Радость
•
Равнодушие.
•
Удовлетворение
•
Вдохновение
•
Скука.
•
Тревога.
•
Покой.
•
Уверенность
•
Неуверенность.
•
Наслаждение.
«Дерево успеха»
– зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист
– 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
П
РЕДЛАГАЮ ОПРЕДЕЛИТЬ
,
НА КАКОМ
УРОВНЕ ВЫ НАХОДИТЕСЬ
:
1
•не знаю
2
•сомневаюсь, что знаю
3
•знаю
4
•знаю и объясню другому
Техника «рефлексивная мишень»
На доске рисуется мишень,
которая делится на сектора.
Обучающийся ставит метки
в сектора соответственно
оценке результата: чем
ближе к центру мишени,
тем результат выше. Затем
проводят её краткий
анализ.
упражнение «Комплимент»
(Комплимент-похвала, Комплимент деловым
качествам, Комплимент в чувствах)
Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и
благодарят друг друга и учителя за
проведенный урок.
Такой вариант окончания урока дает
возможность удовлетворения потребности
в признании личностной значимости
каждого.
РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ
РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ
Игра «Да-нетка» по теме «Творческая биография А.Н. Некрасова»
- Интересен ли был рассказ о детстве Николая Некрасова?
- Да.
-
Вызывают ли у вас чувство сострадания стихотворения раннего периода?
-
Да.
-
Верите ли вы в жестокость помещика – отца Некрасова по отношению к родным
и крепостным крестьянам?
-Да.
-
Оправдываете ли вы жестокость отца Н.А. Некрасова?
-
Нет.
-
Следовало ли Некрасову по наказу отца поступить на военную службу?
-
Нет.
-
Согласны
ли
вы
с
мнением
В.Г.
Белинского,
что
Некрасов
«поэт
и
поэт
истинный»?
-
Да.
-Хотели бы вы поблагодарить друг друга за работу на уроке?
-
Готовы ли вы написать свои отзывы об уроке и своей работе в группах в одно
предложение?
-Да. (Далее учащиеся записывают отзывы в рабочих тетрадях).
«Плюс-минус-интересно»
Приём «Расскажи по схеме: Я знаю, я
запомнил, я смог»
«П»
«М»
«И»
Всё, что
понравилось на
уроке
Всё, что не
понравилось на
уроке
Все любопытные
факты и вопросы
учителю
РЕФЛЕКСИЯ – самоанализ
деятельности и её результатов.
«Что я сделал?»
«С какой целью?»
«Почему именно так?»
«Какой результат я получил?»
«Какой вариант лучше?»
РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ
РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ
Игра «Поделись своим настроением через фразеологизмы» по теме
«Катерина – луч света в «тёмном царстве»
(по драме А.Н. Островского «Гроза»)
Моё настроение на уроке отражает фразеологизм
«______________», потому что…
«На седьмом небе от
счастья»
«работал засучив рукава», хорошо усвоил тему,
готов к написанию сочинения
«Считал ворон»
«ума палата» - хорошо знаю текст, критику, усвоил
тему, уже написал сочинение
моих знаний «с гулькин нос» - текст читал в
сокращении, не знаком со статьёй Добролюбова
«Повесил нос»
«работал спустя рукава», не знаю текст, не читал
критику, к сочинению не готов
Возможны свои варианты
РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ
РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ
.
«Открытый микрофон» по теме
«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
(по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)
1.
Тема урока интересна тем, что ...
2.
Меня всегда восхищают люди, которые ...
3.
Хочу быть похожей на _______, потому что ...
4.
Моё мнение о назначении человека совпадает с идеей
Льва Толстого в том, что ...
5.
Я согласен с автором в том, что подлинная красота и
счастье заключается ...
6.
Мне понравилась работа группы _____, потому что ...
7.
Особенно мне понравились размышления ______ о том,
что ...
8.
Мне было интересно наблюдать за _______, так как ...
ВЫВОД:
РЕФЛЕКСИЯ– ЭТО:
совместная деятельность;
осознание пройденного пути;
фиксация результата;
построение смысловой цепочки;
оценка себя с самим собой,
с другим учеником
РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ