Напоминание

"Рефлексия на уроках истории"


Автор: Бирюкова Кира Юрьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ Дятьковская кадетская школа имени Героя Советского Союза И.А. Кашина
Населённый пункт: город Дятьково
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: "Рефлексия на уроках истории"
Раздел: полное образование





Назад




Учение без размышления бесполезно, но

и размышление без учения опасно»

Конфуций

Что такое рефлексия?

Слово рефлексия происходит от

латинского reflexio – обращение назад

Размышление о своем внутреннем

состоянии, самоанализ

Толковый словарь русского языка

Классификация

Рефлексия

настроения

и

эмоциональ

ного состояния

Рефлексия

деятельности

Рефлексия

содержания

учебного

материала

Рефлексия настроения и

эмоционального состояния

Проведение целесообразно в начале урока с целью

установления эмоционального контакта с группой и в конце

деятельности

«Всё в твоих руках»

Рефлексия настроения и

эмоционального состояния

«Смайлики»

Обучающиеся сигнализируют о своем

эмоциональном состоянии с помощью карточки

со стилизованными рисунками.

отличное

нормальное

плохое

Какое изображение

тебе нравится больше?

С каким настроением

я начинаю урок

Рефлексия содержания учебного

материала

Используется для выявления уровня осознания содержания

пройденного материала

РЕФЛЕКСИВНЫЕ ПРИЁМЫ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Рефлексия

содержания

«Знаю-Хочу-Умею»

Кластер

«Собери образ»

Синквейн

Рефлексия

деятельности

Рефлексия

настроения

«Открытый

микрофон»

Рефлексивное

сочинение

«Благодарю»

«Поделись своим

настроением»

через

фразеологизмы

«Лестница

«+» или «-»

«Путешествие во

времени»

«Траектория

знаний»

«Заверши фразу»

«Да-нетка»

РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ

РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ

Игра «Заверши фразу» по теме

«Особенности языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

«И золотой мешок, и…»

(метит в генералы)

«Счастливые…»

(часов не наблюдают)

«В мои лета не должно…»

(сметь своё суждение иметь)

«Дома новы, а…»

(предрассудки стары)

«Служить бы рад, …»

(прислуживаться тошно)

«Чуть свет, и…»

(я у ваших ног)

«Вон из Москвы…»

(сюда я больше не ездок)

РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ

РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ

Игра «Лестница «+» или «-» по теме

«Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Узнайте героя и расположите его на «лестнице «+» или «-» в

соответствии с нисходящей градацией. Укажите, какой принцип

положен в основу этой градации:

«В нём чересчур было

передано сахару»

«Прореха на человечестве»

«Средней величины

медведь»

«Исторический

человек»

«Дубинноголовая»

В основе градационного принципа

композиционной последовательности -

пугающая картина постепенного угасания

человеческого в человеке.

РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ

РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ

Игра «Собери образ» по теме

«Женские образы в романе Л.Толстого

«Война и мир»

Наталья Ростова

Добродушная

Рассудительная

Несдержанная

.

Искренняя

Марья Болконская

Элен Курагина

Скромная

Милосердная

Лживая

Эгоистичная

Развратная

Приёмы рефлексии содержания учебного

материала

Сегодня я узнал …

Мне было трудно …

Я выполнял задания …

Я понял, что …

Теперь я могу …

Я приобрёл …

Я научился …

Для меня было открытием то, что …

Мне показалось важным …

Материал урока был для меня …

Приём незаконченного предложения

Рефлексия деятельности

Даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с

учебным материалом, поиска наиболее рациональных

РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ

РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ

Рефлексивное сочинение «Благодарю» по теме

«Любимые герои Льва Толстого в романе «Война и мир»

Благодарю Наташу: она научила меня…

Благодарю Марию Болконскую : у неё я научился…

Благодарю Пьера Безухова: он помог мне понять, что…

Благодарю Михаила Илларионовича Кутузова: он убедил меня в том, что …

Благодарю Андрея Болконского: наблюдая за ним, я осознал …

Благодарю Платона Каратаева: я увидел, что …

Благодарю Капитана Тушина: он заставил меня увидеть то, что…

Написание стихотворения по алгоритму

Синквейн

стихотворение,

состоящее

из

пяти

строк,

которое

пишется

по

определённым правилам.

Первая строка - имя существительное, тема синквейна

Вторая строка - два имени прилагательных, раскрывающих тему

Третья строка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна

Четвёртая строка - фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью

которых высказывается своё отношение к теме

Пятая

строка

-

слово-резюме,

дающее

новую

интерпретацию

темы,

позволяющее

выразить к ней личное отношение

Труд

Упорный, усердный

Воспитывает, помогает, кормит

Что посеешь – то и пожнёшь

Удовлетворение

Прием рефлексии “Светофор”

Надо повторить ещё раз

Совсем не понятно

Всё легко и просто

Приём рефлексии

«Одним словом»

Учащимся необходимо

выбрать 3 слова из 12, которые

наиболее точно передают их

состояние на уроке:

Раздражение

Злость

Радость

Равнодушие.

Удовлетворение

Вдохновение

Скука.

Тревога.

Покой.

Уверенность

Неуверенность.

Наслаждение.

«Дерево успеха»

– зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист

– 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

П

РЕДЛАГАЮ ОПРЕДЕЛИТЬ

,

НА КАКОМ

УРОВНЕ ВЫ НАХОДИТЕСЬ

:

1

•не знаю

2

•сомневаюсь, что знаю

3

•знаю

4

•знаю и объясню другому

Техника «рефлексивная мишень»

На доске рисуется мишень,

которая делится на сектора.

Обучающийся ставит метки

в сектора соответственно

оценке результата: чем

ближе к центру мишени,

тем результат выше. Затем

проводят её краткий

анализ.

упражнение «Комплимент»

(Комплимент-похвала, Комплимент деловым

качествам, Комплимент в чувствах)

Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и

благодарят друг друга и учителя за

проведенный урок.

Такой вариант окончания урока дает

возможность удовлетворения потребности

в признании личностной значимости

каждого.

РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ

РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ

Игра «Да-нетка» по теме «Творческая биография А.Н. Некрасова»

- Интересен ли был рассказ о детстве Николая Некрасова?

- Да.

-

Вызывают ли у вас чувство сострадания стихотворения раннего периода?

-

Да.

-

Верите ли вы в жестокость помещика – отца Некрасова по отношению к родным

и крепостным крестьянам?

-Да.

-

Оправдываете ли вы жестокость отца Н.А. Некрасова?

-

Нет.

-

Следовало ли Некрасову по наказу отца поступить на военную службу?

-

Нет.

-

Согласны

ли

вы

с

мнением

В.Г.

Белинского,

что

Некрасов

«поэт

и

поэт

истинный»?

-

Да.

-Хотели бы вы поблагодарить друг друга за работу на уроке?

-

Готовы ли вы написать свои отзывы об уроке и своей работе в группах в одно

предложение?

-Да. (Далее учащиеся записывают отзывы в рабочих тетрадях).

«Плюс-минус-интересно»

Приём «Расскажи по схеме: Я знаю, я

запомнил, я смог»

«П»

«М»

«И»

Всё, что

понравилось на

уроке

Всё, что не

понравилось на

уроке

Все любопытные

факты и вопросы

учителю

РЕФЛЕКСИЯ – самоанализ

деятельности и её результатов.

«Что я сделал?»

«С какой целью?»

«Почему именно так?»

«Какой результат я получил?»

«Какой вариант лучше?»

РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ

РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ

Игра «Поделись своим настроением через фразеологизмы» по теме

«Катерина – луч света в «тёмном царстве»

(по драме А.Н. Островского «Гроза»)

Моё настроение на уроке отражает фразеологизм

«______________», потому что…

«На седьмом небе от

счастья»

«работал засучив рукава», хорошо усвоил тему,

готов к написанию сочинения

«Считал ворон»

«ума палата» - хорошо знаю текст, критику, усвоил

тему, уже написал сочинение

моих знаний «с гулькин нос» - текст читал в

сокращении, не знаком со статьёй Добролюбова

«Повесил нос»

«работал спустя рукава», не знаю текст, не читал

критику, к сочинению не готов

Возможны свои варианты

РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ

РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ

.

«Открытый микрофон» по теме

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»

(по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

1.

Тема урока интересна тем, что ...

2.

Меня всегда восхищают люди, которые ...

3.

Хочу быть похожей на _______, потому что ...

4.

Моё мнение о назначении человека совпадает с идеей

Льва Толстого в том, что ...

5.

Я согласен с автором в том, что подлинная красота и

счастье заключается ...

6.

Мне понравилась работа группы _____, потому что ...

7.

Особенно мне понравились размышления ______ о том,

что ...

8.

Мне было интересно наблюдать за _______, так как ...

ВЫВОД:

РЕФЛЕКСИЯ– ЭТО:

совместная деятельность;

осознание пройденного пути;

фиксация результата;

построение смысловой цепочки;

оценка себя с самим собой,

с другим учеником

РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ



В раздел образования