Напоминание

Программа "Правила жизни"


Автор: Левченко Наталья Ивановна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: Филиал КГБУ СО Центр семьи "Канский"
Населённый пункт: с.Карапсель, Иланский район, Красноярский край
Наименование материала: профилактика девиантного поведения несовершеннолетних
Тема: Программа "Правила жизни"
Раздел: полное образование





Назад




Программа

по профилактике девиантного поведения подростков,

«Правила жизни»

1.Актуальность программы

Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, оставшихся без

попечения родителей или находящихся в трудной жизненной ситуации и СОП, в

учреждении с постоянным проживанием- это комплекс мер, направленный на повышение

уровня психического здоровья ребенка, создания равновесия в его поведении, отвечающее

норме, адекватному возрасту и среде, в которой он находится. Он осуществляется в

рамках целенаправленного процесса возвращения ребенка, имеющего те или иные

жизненные ограничения, в продуктивную полноценную социальную жизнь, включение

его в систему общественных отношений путем организованного образования, воспитания

и создания для него комфортных условий. Все это направлено на целостное развитие

индивида, как личности.

В

рамках

такого

подхода

в

реабилитационном

процессе

социальный

педагог

взаимодействует

со

специалистами,

реализующими

иные

реабилитационные

мероприятия: воспитательные, психологические, медицинские и т.д.

Теоретической

основой

социально-педагогической

реабилитации

является

личностный подход к воспитаннику. Благодаря такому подходу ребенок может

постепенно становиться хозяином собственного «Я», субъектом деятельности и общения,

получать возможность направлять свои усилия на саморазвитие и самореализацию.

Наибольшая

целевая

группа,

которая

нуждается

в

социально-педагогической

реабилитации это несовершеннолетние в возрасте от 10-15 лет, которые переживают

переходный период и находятся в подростковом возрасте. Нужно понимать особенности

данного периода- периода кризиса и противоречий. С одной стороны, ребенок связан еще

с миром детства, а с другой с взрослой жизнью. В это время они ещё не все хорошо

владеют своими мыслями, чувствами, поступками. Подросток не успевает осознать

происходящие с ним изменения и адаптироваться к ним, и возможно нет рядом взрослого,

который мог бы ему подсказать, как надо действовать в данной ситуации. Поэтому не

понимая, что происходит и как с этим справиться у него появляется неуверенность,

недоверие к людям, повышенная конфликтность и склонность к депрессии. Это и

приводит к развитию девиантного поведения. Для детей такого поведения характерны

свои нормы, речевая культура, свои ценности, которые регулируют их поведение и

интересы. Часто такие подростки могут воплощать свое поведение в одежде, манерах,

жаргоне, увлечениях, они становятся агрессивны, вспыльчивы, отличаются грубостью или

же необычайной для данного возраста склонностью к слезам, у большинства из них

отмечается лживость и безответственность. В это время многие подростки уходят от

ответственности за свои поступки, т.к. они поступают «как все». Здесь же проявляются и

другие

отклонения

в

поведении,

такие

как

употребление

алкоголя,

наркотики,

агрессивное, противоправное поведение и пр. в этом возрасте у подростков высока

потребность в общении, отвергнутые ровесниками они остаются в одиночестве.

Наиболее значимым для таких детей является большое количество друзей из такого

же сообщества отвергнутых, создается асоциальная группа. Большинство девиантов, как

правило из неблагополучных семей, а в последнее время и из благополучных,

состоятельных семей.

Непонимание дома, грубое отношение взрослых приводит к конфликтным

отношениям дома, в школе, с родителями, педагогами и сверстниками в классе. Такие

дети чаще всего подвергаются наказаниям и оскорблениям, что способствует развитию

девиаций, в том числе агрессивному отношению подростка к обществу. Что такое

агрессия? Агрессия — одна из особых форма девиантного поведения, нацеленная на

оскорбление или причинение вреда другому, не желающему подобного обращения. Часто

агрессивное поведение подростка характеризуется демонстрацией превосходства, либо

применением силы в отношении к другому человеку слабому по силе с целью унижения,

причинения ущерба.

Гнев, как и страх, выполняет функции адаптации человека к

окружающей среде. Он, как и у животных, так и у человека направлен на устранение

преград, препятствий для достижения определенной цели. Поэтому не каждое проявление

гнева есть нарушение. Условиями перерастания реакции гнева в нарушение может быть:

- постоянное агрессивное поведение родителей, которому подражает ребенок и у которых

«заражается»;

- проявление нелюбви к ребенку, формирование у него ощущения беззащитности,

опасности, враждебности окружающего мира;

-длительная и частая неудовлетворенность, источником которых являются родители или

какие-либо обстоятельства;

-унижения,

оскорбления

ребенка

со

стороны

взрослых

(родителей,

педагогов,

воспитателей и т. д.);

-взаимодействие во время игр со сверстниками, проявляющими агрессию, от которых они

узнают преимущество такого поведения;

-сцены насилия, демонстрируемые через сети интернета, телевидения и т. д.

При анализе поступающих в учреждение большинство детей подтверждает все

причины девиантного у них поведения. В результате недостатка заботы, внимания

взрослых у данной категории детей и возникают чувства враждебности.

Данная программа направлена на расширение базовых социальных умений детей с

девиантным поведением и формирование у них ответственности. В процессе работы дети

должны узнать, как можно регулировать своим поведением, к каким последствиям может

привести не управляемая девиация.

Цель:

создание равновесия в поведении ребенка, снижение агрессивности, путем

обучения навыкам адаптивного и ответственного поведения, отвечающего норме,

возрасту несовершеннолетнего.

Задачи:

1.

Выявление и организация социально-педагогической реабилитации воспитанников,

склонных к девиациям, в том числе агрессиям.

2.

Формирование и восстановлении

у них

социальных качеств (социальная

адаптация,

толерантность,

мотивация

изменений,

психоэмоциональное

состояние),

умений (умение самообслуживания, трудовые (учебные) умения, коммуникативные

навыки, самоконтроль, нормативное поведение.) и отношений (отношения в семье, в

учреждении, в школе, отношение к себе (самооценка).

2.

Анализ результатов, с целью оценки эффективности программы.

Целевая группа; подростки 10-17 лет, группа 5-10 чел. (период проведения занятий: 2

раза в неделю в течение 3 месяцев)

Оборудование: листы бумаги, маркеры, ватман, ручки, карточки с надписями «наглый»,

«робкий», «уверенный», стулья, карточки с названиями видов спорта, бельевой шнур,

карточки с названиями животных, карточки с «да», «нет»

Формы, методы и приемы:

-диагностические (диагностика, анкетирование, тестирование, опрос, направленные на

выявление форм девиаций, изучение социальной среды, факторов, способствующих

проявлению девиаций, наблюдение);

-коррекционные и профилактические (коррекционные индивидуальные и групповые

занятия, ситуативные игры, беседа).

Ожидаемый результат:

- профилактика и предупреждение проявлений девиаций у воспитанников учреждения;

-мотивация подростков в достижении положительных результатов личностного роста и

развитии (контроль собственных эмоции и чувств, развитие эмпатии и адекватного уровня

самооценки, способность понимать переживания, состояния и интересы других людей)

-сформировать навыки конструктивного разрешения проблемных ситуаций.

Тематический план занятий

Тема занятий

Цели

Дата

проведения

1

Знакомство

Диагностика,

знакомство

с

участниками

группы,

установление

правил поведения в группе, снятие

эмоционального напряжения, создание

рабочей атмосферы

2

«Тропа доверия» квест

Установление доверительных внутри

группы взаимоотношений

3

«Я-это

я,

и

это

замечательно» беседа

Формирование адекватной самооценки

4

«Давайте

жить

дружно»

игра

Воспитание толерантного отношения

друг к другу

5

«Я среди людей» практикум

Повышение своей самооценки

6

«Наши обиды» ситуативная

игра

Коррекция детских обид

7

«Хорошее

настроение»

игровая программа

Коррекция

и

развитие

коммуникативного взаимодействия с

социальным окружением и устранение

искажений

эмоционального

реагирования и стереотипов поведения

8

«Моя ценность» беседа

Переоценка личностных качеств

9

«Наши ожидания» беседа

Повышение социального интеллекта

10

«Как справляться со своими

недостатками» практикум

Повышение самооценки, мотивация на

установление

доброжелательных

взаимоотношений

11

Итоговое занятие

Создание положительной мотивации и

заинтересованности детей

12

«Мои

права-моя

Формирование

знаний

о

правах

и

ответственности» квиз

обязанностях,

воспитание

гражданской ответственности и чувства

собственного достоинства,

13

«Я

имею

право»

мультимедийная

презентация

Формирование

основ

правовой

ответственности

14

Деловая игра «В мире права

и закона»

Закрепление

знаний

о

праве

,

использование их в разных жизненных

ситуациях

15

«Как

научиться

быть

ответственным?» практикум

Научиться

оценивать

собственное

поведения с позиций правовых знаний

16

Деловая

игра

«Тест

на

ответственность»

Умение анализировать ситуации и

определять пути решения

17

Встреча с инспектором

Профилактика правонарушений среди

несовершеннолетних

18

«Вредные привычки и их

последствия» презентация

Мотивация на ведение ЗОЖ

19

«Конфликты

и

их

разрешения»

беседа

-

практикум

сформировать

установки

на

поиск

взаимопонимания

и

социально

приемлемое разрешение конфликта;

продолжить работу над повышением

уровня психологической культуры;

способствовать

осознанию

своих

возможных ошибок в общении;

способствовать сплочению коллектива;

воспитывать толерантное отношение

друг к другу в конфликтных ситуация.

20

«Самовольные

уходы»

беседа

формированию

у

детей

жизненной

позиции

с

целью

профилактики

самовольных уходов

21

«Интернетная зависимость»

презентация

Мотивировать подростков на развитие

личностных

качеств

и

социально

ответственного поведения

22

«Терроризм,

экстремизм»

мультимедийный просмотр-

обсуждение

Воспитание толерантного поведения к

людям

других

национальностей

и

религиозных конфессий;

23

Итоговое

занятие

«Мой

выбор!»

Формирование позитивных жизненных

целей

и

развитие

положительной

мотивации к их достижению



В раздел образования