Автор: Левченко Наталья Ивановна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: Филиал КГБУ СО Центр семьи "Канский"
Населённый пункт: с.Карапсель, Иланский район, Красноярский край
Наименование материала: профилактика девиантного поведения несовершеннолетних
Тема: Программа "Правила жизни"
Раздел: полное образование
Программа
по профилактике девиантного поведения подростков,
«Правила жизни»
1.Актуальность программы
Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, оставшихся без
попечения родителей или находящихся в трудной жизненной ситуации и СОП, в
учреждении с постоянным проживанием- это комплекс мер, направленный на повышение
уровня психического здоровья ребенка, создания равновесия в его поведении, отвечающее
норме, адекватному возрасту и среде, в которой он находится. Он осуществляется в
рамках целенаправленного процесса возвращения ребенка, имеющего те или иные
жизненные ограничения, в продуктивную полноценную социальную жизнь, включение
его в систему общественных отношений путем организованного образования, воспитания
и создания для него комфортных условий. Все это направлено на целостное развитие
индивида, как личности.
В
рамках
такого
подхода
в
реабилитационном
процессе
социальный
педагог
взаимодействует
со
специалистами,
реализующими
иные
реабилитационные
мероприятия: воспитательные, психологические, медицинские и т.д.
Теоретической
основой
социально-педагогической
реабилитации
является
личностный подход к воспитаннику. Благодаря такому подходу ребенок может
постепенно становиться хозяином собственного «Я», субъектом деятельности и общения,
получать возможность направлять свои усилия на саморазвитие и самореализацию.
Наибольшая
целевая
группа,
которая
нуждается
в
социально-педагогической
реабилитации это несовершеннолетние в возрасте от 10-15 лет, которые переживают
переходный период и находятся в подростковом возрасте. Нужно понимать особенности
данного периода- периода кризиса и противоречий. С одной стороны, ребенок связан еще
с миром детства, а с другой с взрослой жизнью. В это время они ещё не все хорошо
владеют своими мыслями, чувствами, поступками. Подросток не успевает осознать
происходящие с ним изменения и адаптироваться к ним, и возможно нет рядом взрослого,
который мог бы ему подсказать, как надо действовать в данной ситуации. Поэтому не
понимая, что происходит и как с этим справиться у него появляется неуверенность,
недоверие к людям, повышенная конфликтность и склонность к депрессии. Это и
приводит к развитию девиантного поведения. Для детей такого поведения характерны
свои нормы, речевая культура, свои ценности, которые регулируют их поведение и
интересы. Часто такие подростки могут воплощать свое поведение в одежде, манерах,
жаргоне, увлечениях, они становятся агрессивны, вспыльчивы, отличаются грубостью или
же необычайной для данного возраста склонностью к слезам, у большинства из них
отмечается лживость и безответственность. В это время многие подростки уходят от
ответственности за свои поступки, т.к. они поступают «как все». Здесь же проявляются и
другие
отклонения
в
поведении,
такие
как
употребление
алкоголя,
наркотики,
агрессивное, противоправное поведение и пр. в этом возрасте у подростков высока
потребность в общении, отвергнутые ровесниками они остаются в одиночестве.
Наиболее значимым для таких детей является большое количество друзей из такого
же сообщества отвергнутых, создается асоциальная группа. Большинство девиантов, как
правило из неблагополучных семей, а в последнее время и из благополучных,
состоятельных семей.
Непонимание дома, грубое отношение взрослых приводит к конфликтным
отношениям дома, в школе, с родителями, педагогами и сверстниками в классе. Такие
дети чаще всего подвергаются наказаниям и оскорблениям, что способствует развитию
девиаций, в том числе агрессивному отношению подростка к обществу. Что такое
агрессия? Агрессия — одна из особых форма девиантного поведения, нацеленная на
оскорбление или причинение вреда другому, не желающему подобного обращения. Часто
агрессивное поведение подростка характеризуется демонстрацией превосходства, либо
применением силы в отношении к другому человеку слабому по силе с целью унижения,
причинения ущерба.
Гнев, как и страх, выполняет функции адаптации человека к
окружающей среде. Он, как и у животных, так и у человека направлен на устранение
преград, препятствий для достижения определенной цели. Поэтому не каждое проявление
гнева есть нарушение. Условиями перерастания реакции гнева в нарушение может быть:
- постоянное агрессивное поведение родителей, которому подражает ребенок и у которых
«заражается»;
- проявление нелюбви к ребенку, формирование у него ощущения беззащитности,
опасности, враждебности окружающего мира;
-длительная и частая неудовлетворенность, источником которых являются родители или
какие-либо обстоятельства;
-унижения,
оскорбления
ребенка
со
стороны
взрослых
(родителей,
педагогов,
воспитателей и т. д.);
-взаимодействие во время игр со сверстниками, проявляющими агрессию, от которых они
узнают преимущество такого поведения;
-сцены насилия, демонстрируемые через сети интернета, телевидения и т. д.
При анализе поступающих в учреждение большинство детей подтверждает все
причины девиантного у них поведения. В результате недостатка заботы, внимания
взрослых у данной категории детей и возникают чувства враждебности.
Данная программа направлена на расширение базовых социальных умений детей с
девиантным поведением и формирование у них ответственности. В процессе работы дети
должны узнать, как можно регулировать своим поведением, к каким последствиям может
привести не управляемая девиация.
Цель:
создание равновесия в поведении ребенка, снижение агрессивности, путем
обучения навыкам адаптивного и ответственного поведения, отвечающего норме,
возрасту несовершеннолетнего.
Задачи:
1.
Выявление и организация социально-педагогической реабилитации воспитанников,
склонных к девиациям, в том числе агрессиям.
2.
Формирование и восстановлении
у них
социальных качеств (социальная
адаптация,
толерантность,
мотивация
изменений,
психоэмоциональное
состояние),
умений (умение самообслуживания, трудовые (учебные) умения, коммуникативные
навыки, самоконтроль, нормативное поведение.) и отношений (отношения в семье, в
учреждении, в школе, отношение к себе (самооценка).
2.
Анализ результатов, с целью оценки эффективности программы.
Целевая группа; подростки 10-17 лет, группа 5-10 чел. (период проведения занятий: 2
раза в неделю в течение 3 месяцев)
Оборудование: листы бумаги, маркеры, ватман, ручки, карточки с надписями «наглый»,
«робкий», «уверенный», стулья, карточки с названиями видов спорта, бельевой шнур,
карточки с названиями животных, карточки с «да», «нет»
Формы, методы и приемы:
-диагностические (диагностика, анкетирование, тестирование, опрос, направленные на
выявление форм девиаций, изучение социальной среды, факторов, способствующих
проявлению девиаций, наблюдение);
-коррекционные и профилактические (коррекционные индивидуальные и групповые
занятия, ситуативные игры, беседа).
Ожидаемый результат:
- профилактика и предупреждение проявлений девиаций у воспитанников учреждения;
-мотивация подростков в достижении положительных результатов личностного роста и
развитии (контроль собственных эмоции и чувств, развитие эмпатии и адекватного уровня
самооценки, способность понимать переживания, состояния и интересы других людей)
-сформировать навыки конструктивного разрешения проблемных ситуаций.
Тематический план занятий
№
Тема занятий
Цели
Дата
проведения
1
Знакомство
Диагностика,
знакомство
с
участниками
группы,
установление
правил поведения в группе, снятие
эмоционального напряжения, создание
рабочей атмосферы
2
«Тропа доверия» квест
Установление доверительных внутри
группы взаимоотношений
3
«Я-это
я,
и
это
замечательно» беседа
Формирование адекватной самооценки
4
«Давайте
жить
дружно»
игра
Воспитание толерантного отношения
друг к другу
5
«Я среди людей» практикум
Повышение своей самооценки
6
«Наши обиды» ситуативная
игра
Коррекция детских обид
7
«Хорошее
настроение»
игровая программа
Коррекция
и
развитие
коммуникативного взаимодействия с
социальным окружением и устранение
искажений
эмоционального
реагирования и стереотипов поведения
8
«Моя ценность» беседа
Переоценка личностных качеств
9
«Наши ожидания» беседа
Повышение социального интеллекта
10
«Как справляться со своими
недостатками» практикум
Повышение самооценки, мотивация на
установление
доброжелательных
взаимоотношений
11
Итоговое занятие
Создание положительной мотивации и
заинтересованности детей
12
«Мои
права-моя
Формирование
знаний
о
правах
и
ответственности» квиз
обязанностях,
воспитание
гражданской ответственности и чувства
собственного достоинства,
13
«Я
имею
право»
мультимедийная
презентация
Формирование
основ
правовой
ответственности
14
Деловая игра «В мире права
и закона»
Закрепление
знаний
о
праве
,
использование их в разных жизненных
ситуациях
15
«Как
научиться
быть
ответственным?» практикум
Научиться
оценивать
собственное
поведения с позиций правовых знаний
16
Деловая
игра
«Тест
на
ответственность»
Умение анализировать ситуации и
определять пути решения
17
Встреча с инспектором
Профилактика правонарушений среди
несовершеннолетних
18
«Вредные привычки и их
последствия» презентация
Мотивация на ведение ЗОЖ
19
«Конфликты
и
их
разрешения»
беседа
-
практикум
сформировать
установки
на
поиск
взаимопонимания
и
социально
приемлемое разрешение конфликта;
продолжить работу над повышением
уровня психологической культуры;
способствовать
осознанию
своих
возможных ошибок в общении;
способствовать сплочению коллектива;
воспитывать толерантное отношение
друг к другу в конфликтных ситуация.
20
«Самовольные
уходы»
беседа
формированию
у
детей
жизненной
позиции
с
целью
профилактики
самовольных уходов
21
«Интернетная зависимость»
презентация
Мотивировать подростков на развитие
личностных
качеств
и
социально
ответственного поведения
22
«Терроризм,
экстремизм»
мультимедийный просмотр-
обсуждение
Воспитание толерантного поведения к
людям
других
национальностей
и
религиозных конфессий;
23
Итоговое
занятие
«Мой
выбор!»
Формирование позитивных жизненных
целей
и
развитие
положительной
мотивации к их достижению