Автор: Королёва Екатерина Николаевна Должность: учитель русского языка, литературы и МХК Учебное заведение: МАОУ "СОШ №26 с УИОП" Населённый пункт: город Сыктывкар Наименование материала: Статья Тема: "Творческие проекты на уроках МХК" Раздел: среднее образование
Творческие проекты на уроках МХК
Творческая работа — это прекрасный,
необычайно тяжелый и изумительно радостный труд.
Н. Островский
Учитель…
Наставник… Помощник… Коллега… Открыватель…
Мудрец… Творец…
Этот ряд можно продолжать и продолжать… И всё это о педагоге…
Все
эти
характеристики
как
нельзя
лучше
раскрываются
в
совместной
деятельности учителя и ученика при создании творческих проектов. Да,
именно при решении совместных творческих задач.
«Движение
–
кладовая
жизни»,
-
утверждал
древнегреческий
философ
Плутарх. А учитель всегда идёт вперёд, пусть иногда и маленькими шагами,
но вперёд. Движение – это движение мысли, движение чувства, движение
души. Это поиск, а значит неуспокоенность, интерес к жизни. А творчество,
несомненно, приносит радость. Радость узнавания нового, радость открытия,
радость творения…
Предмет «Мировая художественная культура» является частью области
искусства и по своему содержанию направлен на включение человека в мир
культуры.
Учитель
является
своеобразным
проводником
учащихся
в
мир
художественной культуры.
Вхождение
ребят в мир искусства должен
осуществляться постепенно, по ступенькам: от узнавания через удивление
к накоплению материала, умению анализировать, проводить параллели,
создавать своё.
Начиная с 5-го класса, я стараюсь формировать у учащихся умения
проектной
деятельности,
которая
ориентирована
на
моделирование
социального
взаимодействия
учащихся
с
целью
решения
определенной
задачи.Именно проектные технологии позволяют развивать у обучающихся
основные компетенции:
саморазвитие
личности
ученика,
исходя
из
выявления
его
индивидуальных
особенностей
как
субъекта
познания
и
предметной деятельности;
повышение
личной
уверенности
каждого
ученика,
его
самореализации и рефлексии;
развитие исследовательских умений;
развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества
для
получения результатов в процессе выполнения творческих заданий.
Творческий
проект
–
это
диалог ,
который
ведётся
во
времени
и
пространстве.
Ученик
проживает
определённые
чувства,
соприкасаясь
с
эпохой, проникая как бы внутрь неё. А чтобы это получилось необходим
запас знаний, умение работать с разными источниками, умение сопоставлять,
обобщать.
Открытие
нового
и
приходит в процессе
познания,
создания.
Познание - это тоже творческий процесс.
Предмет «МХК» предоставляет
широкие возможности для проектной
деятельности
учеников,
поэтому
рабочая
учебная
программа
по
МХК
построена таким образом, что в каждом классе осуществляется работа над
определённым
проектом,
содержание
которого
может
меняться
в
зависимости от интересов класса, их творческих возможностей.
Обязательными условиями реализации проекта являются следующие:
1.
Осознание учащимися цели работы.
2.
Чёткое планирование каждого этапа проекта.
3.
Соблюдение принципа преемственности.
4.
Создание доброжелательной атмосферы на протяжении всей работы
над проектом.
5.
Обязательное участие каждого ученика.
6.
Анализ проектов. Рефлексия.
Творческие
работы,
предполагают
исследование,
изучение
разных
источников, поэтому
активизируют познавательный интерес школьников,
позволяют развивать креативные способности учеников, учат постигать мир
культуры в целом.
Человек всегда стремится к чему-то новому. С помощью подобных
проектов он постигает не только мир, но и в первую очередь себя. Ученик,
представляя свой творческий проект, для меня в этот момент не просто
ученик, он открыватель чего-то нового, творец. Своей работой он предлагает
вступить
в
диалог
одноклассников,
взрослых,
мир.
Творческий
проект
расширяет для ученика мир, социум. Такие проекты позволяют творчески
относиться к жизни.
В таблице представлены творческие проекты, которые были выполнены
моими учениками.
Творческие проекты
Вид работы
Класс
Проект
Роль ученика
Создание карты.
5
«Карта подвигов Геракла».
Исследователь.
Стилизация
летописного
сказания.
6
Создание собственного сказания в
стиле древнерусской летописи.
Исследователь,
летописец,
художник.
Создание
иллюстрированного
словаря,
энциклопедии.
6
М а л е н ь к а я
э н ц и к л о п е д и я
«Искусство Древней Руси».
Исследователь,
искусствовед,
оформитель.
Заочная экскурсия.
7
«Шедевры эпохи Возрождения».
Экскурсовод.
Инсценировка.
8
Сценка «Дуэль».
Сценарист,
режиссёр,
оформитель,
артист.
Оформление
дамского альбома.
8
«Летучие листки альбома».
Героиня 19 века.
Работа в одной из
современных
техник.
9
Создание
инсталляций,
коллажей,
фюмажей, реди-мейдов.
Творец
(создание
собственного
образного
высказывания о
себе, о мире).
Фотовыставка.
10-11
Фотовыставка
«Зимний импрессионизм».
Календарь.
10-11
Календарь «Этюды о
Сыктывкаре».
Артобъект.
10-11
Любой артобъект, рассказывающий
о произведении искусства.
(Часы, на циферблате которых
произведения искусства и др.)
Выпуск новостей.
10-11
Выпуск новостей из мира
культуры.
Режиссёр,
ведущие.
Закладки.
5-11
Закладки на разные темы:
«Архитектурные памятники»;
«Шедевры живописи».
Оформитель.
Образ эпохи.
10-11
Видеоролик «Дамские грёзы».
Исследователь,
оформитель.
Озвучание
картины.
9-11
«Молчат ли письма в картине…»
Изучение картин, в которых
присутствует письмо. Воссоздание
письма, которое читают герои,
пишут, передают…
Исследователь,
творец.