Напоминание

Методическая разработка


Автор: Винокурова Любовь Петровна
Должность: Заместитель директора по воспитательной работе
Учебное заведение: МБОУ "Тюляхская СОШ им.Д.Д.Оллонова" , с.Кылайы
Населённый пункт: МР Усть-Алданский район Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Методическая разработка Модель сетевого взаимодействия дополнительного образования в школе
Тема: Методическая разработка
Раздел: полное образование





Назад




Методическая разработка

Модель сетевого взаимодействия дополнительного образования в школе

Составитель:

Заместитель директора по ВР

МБОУ «Тюляхская СОШ им.Д.Д.Оллонова»

МР «Усть-Алданский улус (район)» Республики Саха (Якутия)

Ф.И.О__Винокурова Любовь Петровна_

Подпись ______________________

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение

2. Структура и формы сетевого взаимодействия

3.Основные принципы сетевого взаимодействия.

4.Основные направления сетевого взаимодействия.

5.Развитие кадрового потенциала.

6.Финансовое обеспечение организации сетевого взаимодействия.

7.Ожидаемые результаты организации сетевого взаимодействия.

8.Заключение

Список используемых источников

Средства правового урегулирования сетевого взаимодействия: в уставе и локальных

нормативных актах образовательного учреждения должны быть закреплены положения,

связанные с особенностями обучения с использованием сетевых форм организации

образовательного процесса, в том числе:

-

о реализации образовательного процесса с использованием сетевого взаимодействия;

-

о порядке разработки рабочих образовательных программ с использованием сетевого

взаимодействия;

-

о порядке формирования сетевых планов совместных мероприятий с организациями -

партнерами;

-

о порядке и формах проведения совместных мероприятий в рамках реализации сетевых

образовательных проектов;

-

о порядке и формах промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в рамках

реализации сетевых образовательных проектов и образовательных программ с

использованием сетевого взаимодействия;

-

об условиях и порядке заключения договоров со сторонними учреждениями и

организациями.

Сетевое

взаимодействие

должно

быть

обеспечено

необходимым

комплектом

нормативных правовых документов. Взаимодействие

может быть оформлено как в

договорных формах между его участниками, так и посредством учреждения участниками

сети нового юридического лица, представляющего саму сетевую соорганизацию как

самостоятельный субъект права.

Возможность сетевого взаимодействия между образовательными организациями и

иными юридическими лицами закреплена законодательно в статье 15 27Э-ФЗ: «Сетевая

форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает

возможность освоения учащимся образовательной программы с использованием ресурсов

нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе

иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций».

Законом допускаются самые разнообразные варианты объединений субъектов сетевой

формы реализации образовательных программ. Между собой могут взаимодействовать и

осуществлять совместную деятельность:

- различные государственные и муниципальные образовательные организации;

образовательные организации дошкольного, общего, дополнительного образования,

среднего

высшего

профессионального,

дополнительного

профессионального

образования и т.п.;

- государственные и муниципальные образовательные организации с частными

(негосударственными) образовательными организациями;

- государственные и муниципальные образовательные организации с работодателями

(государственными, муниципальными, частными коммерческими организациями);

- государственные и муниципальные образовательные организации с некоммерческими

организациями и общественными объединениями и т.п.

Объектами сетевого взаимодействия в целях, предусмотренных статьей 15 273-03,

являются образовательные программы. При этом не установлено ограничений на типы и

виды образовательных программ, которые могут быть реализованы в сетевой форме.

Также к компетенции самих образовательных организаций относится возможность

решения о разделении между собой деятельности по реализации отдельных разделов,

частей, курсов, модулей и т.п. образовательной программы, реализуемой ими совместно в

сетевой форме.

Одной из важнейших задач государственной политики в сфере образования на

современном этапе является организация всестороннего партнерства, в том числе и

развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования.

Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации» (часть 1 статьи 13 и статья 15) определена возможность реализации

дополнительных образовательных программ в сетевой форме.

Под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных

связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий

граждан,

вариативность

образования,

открытость

образовательных

организаций,

повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных

технологий.

При этом сетевое взаимодействие общеобразовательных организаций, организаций

дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций можно

описать как способ совместной деятельности, организаций и учреждений, имеющих

общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления ими, в результате

которой формируются совместные группы учащихся для освоения образовательных

программ определенного уровня и направленности с использованием общих ресурсов.

Организация

сетевого

взаимодействия

необходима

для

расширения

ресурсных

возможностей

организаций.

Для

образовательных

организаций,

реализующих

дополнительные общеобразовательные программы, участие в сетевом взаимодействии

позволяет удовлетворить следующие интересы и потребности:

- увеличение количества детей, охваченных дополнительным образованием

- возможность использовать новые формы работы и форматы взаимодействия (сетевые

проекты и программы, условия обмена образовательными результатами, средства для

личностного и профессионального роста);

- расширение вариативности содержания дополнительного образования детей и

возможности

личностного

выбора

деятельности,

определяющей

образовательную

траекторию;

-

повышение

эффективности

образовательной

деятельности

и

качества

образовательного результата;

- расширение ресурсных возможностей образовательной организации;

- привлечение квалифицированных специалистов;

разработка современных инновационных дополнительных

общеобразовательных

программ.

В основу проектирования сетевой организации взаимодействия образовательных

организаций

в

рамках

реализации

дополнительных

общеразвивающих

программ

положены такие принципы, как:

-

принцип соответствия - обусловливает согласование организационной модели с

образовательной моделью, представленной в ФГОС;

- принцип регионализации - обеспечивает учет особенностей

образовательного

пространства, экономических и культурных факторов развития

региона;

-

принцип ресурсного обеспечения - требует достаточного финансирования,

кадрового и материально- технического обеспечения и др.

Основная идея сетевого взаимодействия - альтернатива для будущего образования.

Первое основание – изменение самого образования, проявляющегося, прежде всего, в

смене его институционального ядра. Институциональным ядром сегодня могут быть

только сетевые структуры. Для ситуации управления это означает, что необходимо

связать сетевым образом ряд учебных заведений. Условием формирования такой сетевой

структуры является ряд содержательно-организационных ходов.

Второе основание – формирование новых структур, отвечающих за воспроизводство

человеческого

капитала.

Внедрение

и

постепенная

формализация

проектного,

программного, экспертного методов работы приводит к более ясной политики в

образовании.

В результате сетевого взаимодействия образовательной организации возрастает

качество методической работы, направленной на сопровождение системы образования.

Мониторинг

эффективности

сетевого

взаимодействия

ОУ

для

решения

задач

дополнительного и неформального образования и социализации детей состоит из групп,

критериев и показателей, которые связаны с:

1.

созданием

условий

для

повышения

качества

образования

школьников,

соответствующих потребностям сформированности ключевых компетентностей, качества

воспитания, качества образовательных программ;

2.

обеспечением доступности качественного образования для всех участников

образовательного процесса;

3.

созданием условий для организации педагогического процесса – показателя

эффективности образовательных услуг.

Особенность нашей модели: сочетание возможностей сетевого взаимодействия, в том

числе

сетевого

межведомственного

взаимодействия,

с

возможностями социального партнерства. Развитие сетевого и межведомственного

взаимодействия учреждения дополнительного образования детей может осуществляться

по

различным

направлениям

деятельности

с

образовательными

организациями,

учреждениями профессионального и дополнительного образования, с общественными

организациями,

с

учреждениями

культуры,

спорта

и

здравоохранения.

В ходе выполнения проекта мы определили наиболее оптимальную для нашей модели

форму

сетевого

взаимодействия

с

образовательными

организациями

-

сетевой

образовательный проект.

Цель

построения

инструментальной

модели

сетевого

взаимодействия

общего, дополнительного и профессионального образования по организации внеурочной

деятельности в образовательных учреждениях – создание действенного механизма

организации внеурочной деятельности на основе взаимовыгодных связей между

учреждениями общего и дополнительного образования, регламентированных нормативно-

правовыми документами в рамках обмена ресурсами и соответствующих требованиям

ФГОС

и

запросам

учащихся.

Главной отличительной особенностью идентичной распределенной модели сетевого

взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках

организации внеурочной деятельности является то, что она создается не просто для

обмена ресурсами, а на основе формулирования общей цели и задач ее участниками и

совместного

использования

ресурсов

для

ее

реализации.

Идентичная распределённая модель сетевого взаимодействия общего,

дополнительного

и

профессионального

образования

по

организации

внеурочной

деятельности в образовательных учреждениях дает возможности:

1.

использования при необходимости ресурсов друг друга (совместное использование

ресурсов) для достижения сформулированных общих целей и задач;

2.

обеспечения полноты предоставляемых образовательных услуг, адекватности

образовательных услуг потребностям учащихся;

3.

максимального учета индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся

во внеурочной деятельности;

4.

повышения качества образования.

Выделены

основные

направления

деятельности

в

рамках

идентичной

распределенной

модели:

1) организация и осуществление процесса обучения (оказание образовательных услуг);

2) использование ресурсов (кадры, МТБ);

3) нормативно - регулирующая деятельность;

4)

деятельность,

направленная

на

повышение

уровня

профессиональной

компетентности педагогических коллективов школ сети;

5) система управления в школах сети

6) работа с одаренными детьми и школьниками, обладающими высокой мотивацией к

обучению;

7) инновационная и опытно - экспериментальная деятельность;

8) работа с родителями.

Отличительные

особенности

модели

сетевого

взаимодействия

образовательных

организаций в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ, ее

инновационность

определяются

целевыми

ориентирами,

содержанием

и

самой

спецификой дополнительного образования детей (интеграционный и межведомственный

характер системы дополнительного

образования),

позволяют

достичь

следующих

качественных изменений в области реализации дополнительных общеразвивающих

программ:

- обновление содержания, форм и средств организации образовательного процесса на

основе

совместной

коллективной

распределенной

деятельности

участников

сети;

- обеспечение условий выявления, поддержки и развития одаренных детей;

- повышение доступности дополнительного образования для детей с ОВЗ;

-

решение

задач

интеграции

и

преемственности

дошкольного,

общего

и

дополнительного образования;

- обеспечение развития технического творчества детей;

- обеспечение удовлетворенности потребностей современных обучающихся,;

- создание и распространение лучших управленческих и педагогических практик;

- формирование условий инновационного поведения всех участников образовательного

процесса.

Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в рамках реализации

дополнительных общеразвивающих программ основана на принципах:

- проектности. Любое сетевое взаимодействие следует рассматривать как проект, т.е.

как

«взаимосвязанную

и

ограниченную

во

времени

совокупность

деятельности

(мероприятий), направленную на достижение конкретных целей и получение ожидаемых

результатов путем решения соответствующих задач, обеспеченную необходимыми

ресурсами и управляемую на основе постоянного мониторинга показателей прогресса и

учета рисков и предположений. Каждый проект сетевого взаимодействия должен быть

проанализирован с позиций пяти основных параметров: объем работ, качество, сроки,

стоимость и риски. К нему также должно применяться понятие жизненного цикла, т.е.

совокупности этапов, через которые проходит развитие проекта: формулирования целей и

задач, разработки плана выполнения проекта, реализации проекта и достижения его

результатов, проверка соответствий результатам исходным целям и задачам и завершения

проекта;

- синергетичности. Строится на том, что синергизм - кумулятивный положительный

эффект, который значительно повышает совокупные результаты нескольких учреждений в

сравнении с уровнями эффективности каждого из них по отдельности. Данный принцип

рассматривается как один из самых важных и ожидаемых результатов проекта сетевого

взаимодействия. При этом источником синергетического эффекта могут быть как

материальные, так и нематериальные ресурсы.

-

системности.

Образовательное

учреждение

как

любая

другая

организация

представляет собой комплекс семи взаимосвязанных сущностных элементов - миссия,

стратегия, структура, люди, функции, процессы, физические средства. Исходя из данного

принципа, эффективность сетевого взаимодействия будет обеспечиваться вовлечением

соответствующих

сущностных

элементов

образовательной

организации.

- полицентризма. Характеризует множественную структуру сетевой организации,

отношения в которой должны регулироваться на основе равноправия и взаимных

интересов всех организаций и главную роль в которых играет баланс интересов ведущих

организаций,

обладающих

более

развитыми

ресурсами.

- непрерывности образования. Современный мир характеризуется переходом к

глобальным процессам, важнейшую роль в которых будут играть знания человека и

основанные на них компетенции. Непрерывное образование человека в течение всей его

жизни является фактором мобильности общества, его готовности к прогнозируемым

изменениям.

- инновационности сетевого взаимодействия. Необходимы постоянное осуществление

внедрения новых технологий в обучение, выработка новых идей и решений, их

распространение.

- многообразия. Многообразие это: - расширение количества образовательных

возможностей для обучающихся и организаций. Это может быть расширение различных

форм обучения, применение различных методов, различных видов образовательной

деятельности и т.д.

Структура и формы сетевого взаимодействия

Основу сети, как конструкции, составляют:

-

система

отношений

(включая

управление,

распределение/присвоение

ответственности, отношений собственности, предметов ведения, регламентов принятия

решений, схемы финансирования);

- распределённость работ по участникам сети - перечень задач, за которые

ответственны звенья сети;

- узлы сети - структуры, от которых осуществляется дальнейшее разветвление сети,

либо участники - непосредственные исполнители деятельности.

Успех любой сети и сетевого взаимодействия во многом определяют четыре параметра:

1.Размер сети, который характеризуется охватом вида деятельности и представления

данной сети на определенной территории и в определенном виде деятельности;

2. Композиция сети. Конкурентные преимущества сети и ее результативность вытекают

также из объединения различных возможностей участников.

3. Внутренняя конкуренция. Партнерская сеть создает барьеры внешним конкурентам и

одновременно усиливает конкуренцию между своими членами, от которых требуется

инновационная активность, повышенная гибкость и гарантия безопасности обеспечения.

4. Совместное управление. Партнерство в сети не предполагает управляющего органа с

правами принятия решения каждым участником.

В рамках сетевого взаимодействия его участники могут выступать:

-

субъектами

внутриведомственного

взаимодействия

(общеобразовательные

организации,

организации

дополнительного

образования,

профессиональные

образовательные организации), организующие инновационную интегрированную среду,

направленную на создание необходимых условий развития научно- технического

творчества,

обновление,

совершенствование

образовательных

практик,

апробацию

активных форм и передовых образовательных технологий;

- субъектами межведомственного взаимодействия, когда наряду с образовательными

организациями в сетевом взаимодействии участвуют юридические лица, физические лица,

автономные некоммерческие организации, промышленные предприятия с различными

формами государственного и государственно-частного партнерства.

Условно

все

многообразие

организационных

форм

сетевого

взаимодействия

общеобразовательных

организаций,

организаций

дополнительного

образования,

профессиональных образовательных организаций

можно объединить в следующие

группы:

1) формы «социального партнерства», предусматривающего «вертикальные» связи

между участниками сетевого взаимодействия, когда субъектами сетевого взаимодействия

выступают

общеобразовательные

организации,

организации

дополнительного

образования,

учреждения

профессионального

образования

(начального,

среднего,

высшего).

2) формы «горизонтальной сети» (когда партнерами сетевого взаимодействия

выступают несколько образовательных учреждений). Наиболее распространенный тип

«горизонтальной

сети»

-

муниципальная

сеть

(система

сетевого

взаимодействия

образовательных учреждений одного муниципального образования).

Основные принципы сетевого взаимодействия.

Основными принципами сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций,

организаций

дополнительного

образования,

профессиональных

образовательных

организаций, являются:

- наличие объединяющей цели, предполагающей конкурентное сотрудничество,

основанное на индивидуальном прогрессе каждого участника сетевого взаимодействия,

недостижимом за его пределами. Такая объединяющая цель основана, как правило, на

заинтересованности участников в использовании совместных ресурсов сети;

- взаимная выгода - решение участниками сетевого взаимодействия собственных задач,

без ущемления интересов других участников;

- инновационность, предполагающая постоянное внедрение новых технологий в

организацию научно-технического творчества (в том числе робототехники), выработку

новых идей и решений, их распространение;

- экономическая целесообразность, определяемая необходимостью решать не только

образовательные задачи конкретной образовательной организации, но и реализовывать

стратегию социально-экономического развития региона и страны в целом;

- множественность уровней взаимодействия: сетевое взаимодействие возникает

непосредственно по линиям актуальной потребности в сотрудничестве. Каждый член сети

может осуществлять контакты как с членами своей ячейки (уровня) сети, так и с

представителями других уровней;

- добровольность - участники сетевого взаимодействия самостоятельно определяют

объемы и структуру своего участия по конкретным проектам;

- независимость членов сети - определенная степень свободы участников сетевого

взаимодействия, достаточная для возможности расставлять приоритеты по характеру и

направленности собственной деятельности и нести ответственность за конечный

результат;

- формирование норм сетевого взаимодействия «снизу», посредством процессов

самоорганизации и саморегулирования;

- широкая специализация участников;

- синергия - кумулятивный положительный эффект, который значительно повышает

совокупные результаты нескольких учреждений в сравнении с уровнями эффективности

каждого из них по отдельности. При этом источником синергетического эффекта могут

быть как материальные (например, использование одних и тех же помещений, общих

служб), так и нематериальные (идеи, стратегии, научно-образовательные продукты,

услуги) ресурсы и др.

Основные направления сетевого взаимодействия.

Направления

сетевого

взаимодействия

общеобразовательных

организаций,

организаций

дополнительного

образования,

профессиональных

образовательных

организаций, целесообразно разделить на два основных блока, связанные с:

-созданием широкого спектра условий, необходимых для эффективной реализации

сетевого взаимодействия;

-модернизацией содержания научно-технического творчества, осуществляемой в

рамках реализации сетевого взаимодействия.

Будут апробированы сетевые модульные и комплексные программы дополнительного

образования

детей:

«Легоконструирование

и

мехатроника»,

«Конструирование,

программирование и управление роботами», «Геоинформатика», «IT-специалист», «Web-

дизайн», «Технологии издательской деятельности», «3D: моделирование и анимация»,

«Создание

медиа-ресурсов»,

«Инженерное

моделирование

и

конструирование»,

«Энергосберегающие технологии», «Дизайн среды», «Моделирование схем и устройств»,

«Агробиотехнология». Программы будут реализованы не только в очной форме, но и с

использованием дистанционных технологий, в сетевом формате, что позволит включить в

работу детей с ограниченными возможностями здоровья.

С целью комплексного решения задач обучения, развития, воспитания и социализации

в процессе реализации перечисленных программ планируется:

- использование вариативных форм организации дополнительного образования детей:

стажировка на профильных предприятиях; модульная летняя интенсивная школа;

специализированные профильные смены «Юные журналисты», «Юные дизайнеры»,

«Легопарк»;

- обеспечение психолого-педагогического сопровождения, педагогической поддержки

профессиональной ориентации, профессионального самоопределения обучающихся;

-

проведение

конкурсов

технического

творчества

и

учебно-исследовательской

деятельности обучающихся: межрегионального конкурса технического творчества и

исследовательской

естественнонаучной

деятельности

обучающихся

«Технологии.

Инновации. Творчество. Профессии»;

- привлечение к реализации программ кадров инженерной, технологической, научно-

технической подготовки, специалистов по новым информационным технологиям, что

обеспечит удовлетворение разнообразных интересов обучающихся.

Каждая из предлагаемых моделей дополнительного образования, требует более

широкой апробации, насыщения содержанием, разработки спектра форм взаимодействия,

нормативно-правовых механизмов, позволяющих обеспечить эффективность развития

технического творчества.

Совместно участниками сетевого взаимодействия могут проводиться следующие виды

мероприятий:

-

региональные конкурсы исследовательских, научно-исследовательских работ и

проектов;

предметные олимпиады и конкурсы;

- летние образовательные лагеря технической направленности;

- «аукционы идей» и грантовые региональные конкурсы - ярмарки технических и

технологических инноваций;

- круглые столы, научно- практические семинары и выставки, в т.ч. проводимые

дистанционно с использованием информационных технологий;

-

научно-практические

конференции

одаренных

детей,

талантливой

молодежи

«Инновации - молодежи»;

- региональные молодежные форумы;

- семинары и «круглые столы» по вопросам изобретательской, и инновационной

деятельности;

- проектные сессии по разработке инновационных бизнес-планов; лектории, рабочие

встречи, пресс-конференции по проблемам: «Инновационное предпринимательство и

управление технологиями проектов», «Технология создания молодежного бизнеса»,

«Защита авторских прав» и др.

Развитие кадрового потенциала.

Данное направление должно предусматривать:

- привлечение, в том числе за счет участников сетевого взаимодействия, специалистов

необходимой

квалификации,

готовых

к

формированию

сетевого

взаимодействия

относительно организации технического творчества, наличие потенциала развития,

инновационности и креативности мышления, готовности к переменам, уступкам,

сотрудничеству;

- объединение усилий для создания целенаправленной и планомерной системы

обучения, подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических

кадров и других специалистов дополнительного образования, которая должна включать

знакомство с новыми технологиями, инновациями, привлечение к реализации проектов и

организации мероприятий.

Финансовое обеспечение организации сетевого взаимодействия.

Организация сетевого взаимодействия предполагает многоканальное финансирование

дополнительного образования:

- финансирование государственных (муниципальных) организаций дополнительного

образования

и

общеобразовательных

организаций

на

основе

государственного

(муниципального) задания на принципах нормативного подушевого финансирования;

- персонифицированное финансирования (на основе сертификата) организаций всех

форм собственности и индивидуальных предпринимателей, выбранных потребителем;

-

со-финансирование (частично платные услуги) со стороны потребителей,

кредитование граждан, обучающихся по дополнительным образовательным программам;

- субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям, реализующим

проекты в сфере дополнительного образования;

- косвенное финансирование (льготы по налогам и др.).

Вопрос о финансировании оказания образовательных услуг в рамках сетевого

взаимодействия может быть решён в условиях нормативно-бюджетного финансирования,

если за основу норматива принимается стоимость бюджетной образовательной услуги (в

соответствии со стоимостью стандартной образовательной программы и числом

обучающихся по этой программе в муниципальной образовательной сети),

что

обеспечивает возможность передачи финансирования из организации в организацию

(«деньги следуют за учеником»).

Ожидаемые результаты организации сетевого взаимодействия.

Развитие сетевого взаимодействия в обеспечит следующие результаты:

- увеличение охвата детей дополнительными образовательными программами;

- создание условий и формирование компетенций для использования детьми ресурсов

в целях саморазвития, профессионального самоопределения и продуктивного досуга;

-

формирование механизмов финансовой поддержки прав детей на участие в

дополнительном образовании;

-

формирование

эффективных

механизмов

государственно-общественного

и

межведомственного управления дополнительным образованием детей;

- реализация моделей адресной работы с детьми с ограниченными возможностями

здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, одаренными детьми;

-

обеспечение

высокого

качества

и

обновляемости

дополнительных

общеобразовательных программ за счет создания конкурентной среды, привлечения

квалифицированных

кадров,

сочетания

инструментов

государственного

контроля,

независимой оценки качества и саморегулирования;

- внедрение эффективных механизмов стимулирования и поддержки непрерывного

профессионального развития педагогических и управленческих кадров;

- создание благоприятных условий для деятельности организаций негосударственного

сектора, государственно-частного партнерства, инновационной активности, научно-

производственной

- создание комплексной инфраструктуры современного детства, удовлетворяющей

общественные

потребности

в

воспитании,

образовании,

физическом

развитии

и

оздоровлении.

Заключение

Будет разработана инновационная модель сетевого взаимодействия дополнительного

образования,

способствующая

существенному

расширению

образовательного

пространства и реализации разных образовательных запросов; будет разработан пакет

научно-методических

и

нормативно-правовых

материалов,

реагирующих

и

обеспечивающих реализацию модели. В ходе реализации модели будут созданы такие

компоненты информационной образовательной среды как: виртуальная библиотека,

виртуальные

методические

объединения

педагогов,

электронные

образовательные

ресурсы, цифровая школа. Результаты могут быть использованы в практике решения

вопросов модернизации содержания основного и дополнительного образования, стратегий

развития образовательных систем.

Деятельность

учреждений

дополнительного

образования

детей

регулируется

нормативными документами федерального и регионального уровня, которые отражают их

функции, задачи, организацию их образовательной деятельности и управления

.

Обеспечение доступности, качества и эффективности дополнительного образования

детей, соответствующего требованиям современного общества, является сегодня одним из

приоритетных направлений российской образовательной политики.

В результате изучения проблем и перспектив развития системы дополнительного

образования детей были рассмотрены понятие, структура системы дополнительного

образования детей, определено нормативно- правовое обеспечение функционирования

системы

дополнительного

образования

детей,

а

также

рассмотрены

проблемы

современного состояния системы дополнительного образования детей.

Результатом поставленных задач в системе сетевого взаимодействия дополнительного

образования детей являются следующие показатели:

- доступность дополнительного образования для всех групп детского населения и

учащейся молодежи, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей

«группы риска» и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

-

качество,

эффективность

дополнительного

образования

детей

за

счет

совершенствования содержания, организационных форм и технологий дополнительного

образования детей, разработка инновационных образовательных программ, в том числе

технического профиля, обеспечивающих гибкость, вариативность, внутреннее развитие

дополнительного образования;

-

современная

инфраструктура

системы

дополнительного

образования

детей,

удовлетворительная материально-технической база, сформированные экономические

отношения;

-профессионализм педагогических и руководящих кадров системы дополнительного

образования детей, эффективное управление системой дополнительного образования.

Таким образом, модель сетевого взаимодействия дополнительного образование детей в

общеобразовательном учреждении является той сферой, которая, обладая самоценностью,

в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и

формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований

по реализации образовательного стандарта нового поколения и создание условий для

развития индивидуальных интересов и потребностей личности.

Подводя итог вышесказанному добавим, что дополнительное образование детей

должно выстраиваться на образовательных программах, способных удовлетворить на

высоком

профессиональном

уровне

потребность

в

получении

образования

по

направлению, которая наилучшим образом покрывает эту потребность. При реализации

таких программ необходимо учитывать различия этих потребностей у разных учащихся.

Таким образом, согласно статьи 26 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

процессы стандартизации услуг в дополнительном образовании должны быть связаны,

прежде всего, с условиями предоставления этих услуг, а также должны касаться

структуры и содержания образовательных программ дополнительного образования детей

в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества,

государства.

Список используемых источников:

1.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.

— М.: Юрист, 2010.

2.Декларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи

ООН от 20 ноября 1959 года)

3.Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20

ноября 1989 г.)

4.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации» // Российская газета. № 5976, 31.12.2012.

5.Федеральный Закон РФ от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав

ребенка в Российской Федерации» (ред. от 03.12.2011 г.) //

6.Федеральный закон РФ «О дополнительном образовании» от 12.07.2001 (принят

Постановлением ГД ФС РФ от 12.07.2001

7.Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в

Российской Федерации до 2020 года

8.Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации

до 2010 года (одобрена решением коллегии Минобрнауки России от 6 октября 2004 г.



В раздел образования