Автор: Алпатов Андрей Викторович
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ОБПОУ "Курский автотехнический колледж"
Населённый пункт: Курск
Наименование материала: Статья
Тема: Легкая атлетика в системе физического воспитания (техника ходьбы, бега, прыжков, метаний).
Раздел: среднее профессиональное
Добрый день,уважаемые члены жюри! Я студентка группы ЧС-12, Непочатых
Алина. Руководитель моей проектной работы преподаватель физической
культуры Алпатов Андрей Викторович. Тема моего проекта Легкая атлетика
в системе физического воспитания (техника ходьбы, бега, прыжков,
метаний).
Легкая атлетика делится на пять разделов (ходьба, бег, метания и
многоборья), которые, в свою очередь, подразделяются на многие виды и
разновидности.
Легкоатлетические упражнения оказывают весьма разностороннее
влияние на организм человека. Они развивают силу, быстроту, выносливость,
улучшают подвижность в суставах, позволяют приобрести широкий круг
двигательных навыков, способствуют воспитанию волевых качеств. Такая
разносторонняя физическая подготовка особенно необходима в юном
возрасте. Широкое использование легкоатлетических упражнений в занятиях
содействует повышению функциональных возможностей организма,
обеспечивает высокую работоспособность.
Современная легкая атлетика - это вид спорта, включающий такие
упражнения, как ходьба, бег, прыжки, метания, и многоборья, составленные
из перечисленных упражнений. По многочисленным легкоатлетическим
упражнениям проводятся спортивные соревнования, организуется подготовка
спортсменов. Легкая атлетика является важным средством физического
воспитания молодежи.
Тема моего реферата актуальна в настоящее время, так как легкой
атлетикой занимаются миллионы людей. Разнообразие упражнений и их
высокая эффективность, широкие возможности для регулирования
физической нагрузки, несложное оборудование - все это позволило легкой
атлетике стать массовым видом спорта, доступным каждому человеку. Не
случайно легкую атлетику называют «королевой спорта».
Ходьба, бег, прыжки и метание воспитывают силу, выносливость,
улучшают подвижность суставов, способствуют быстроту, воспитанию
волевых качеств. Легкоатлетические упражнения повышают функциональные
возможности организма, его работоспособность. Занятия проводятся, как
правило, на открытом воздухе - на стадионе, в парке, в лесу. Отсюда
высокоэффективное оздоровительное влияние упражнений легкой атлетики.
Занятия легкой атлетикой имеют большое воспитательное значение. Они
способствуют формированию характера, привычки к здоровому режиму.
Участие в соревнованиях по легкой атлетике воспитывает у спортсменов
волю, чувства коллективизма и ответственности.
Мой проект состоит из 2 глав:
ГЛАВА 1. Система физического воспитания. Основные моменты.
Система физического воспитания — это исторически обусловленный
тип
социальной
практики
физического
воспитания,
включающий
мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и
организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование
людей и формирование здорового образа жизни.
Мировоззренческие
основы.
Мировоззрение
представляет
собой
совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой
деятельности.
Теоретико-методические основы.
Система физического воспитания
опирается на достижения многих наук.
Программно-нормативные
основы.
Физическое
воспитание
осуществляется на основе обязательных государственных программ по
физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений,
общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии
и т.д.). Эти программы содержат научно обоснованные задачи и средства
физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков,
подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований.
Организационные основы. Организационную структуру системы
физического воспитания составляют государственные и общественно-
самодеятельные формы организации, руководства и управления.
ГЛАВА 2. Легкая атлетика в системе физического воспитания.
Легкая атлетика - вид спорта, объединяющий естественные для человека
физические упражнения: ходьбу, бег, прыжки, метание. Разнообразие
легкоатлетических
упражнений
и
широкие
возможности
варьировать
нагрузку в ходьбе, беге, прыжках, метании позволяют успешно использовать
эти упражнения для занятий детей и подростков разного возраста и разной
степени физической подготовленности.
Структура и формы занятий легкой атлетикой в колледже
Секционные занятия проводятся с целью подготовки к соревнованиям
внутри колледжа, овладения техникой движений и развития физических
качеств у слабых и отстающих учащихся.
Самостоятельные занятия могут проводиться как в колледже, так и вне.
Они направлены на развитие физических качеств, изучение техники
несложных элементов, выполнение заданий учителя.
Учебно-тренировочные занятия проводятся в основном в спортзале или
на спорт площадке. Направлены они на подготовку занимающихся к
соревнованиям по легкой атлетике и повышению спортивного мастерства.
Соревнования как форма занятий легкой атлетикой являются венцом
всевозможных занятий. Здесь занимающийся проявляет свои возможности,
способности, получает соревновательный опыт, показывает, чего он достиг
за время подготовки к ним.
Эпизодические формы занятий могут быть однократными (например,
пробежки и походы в лесу или в парке для улучшения восстановительных
процессов организма при перетренировке) и систематическими (утренняя
зарядка, гигиенические прогулки).
Техника бега на короткие, средние и длинные дистанции.
Бег на короткие дистанции (спринт). Эстафетный бег
Бег на короткие дистанции (спринт) характеризуется выполнением
кратковременной работы максимальной интенсивности. К нему относится бег
на дистанции от 30 до 400 м. Для удобства изучения технику бега принято
условно подразделять на четыре части: начало бега (старт), стартовый разбег,
бег по дистанции и финиширование.
Эстафетный бег
Эстафетный бег - командный вид соревнований, в котором участники
поочередно пробегают отрезки дистанции, передавая друг другу эстафетную
палочку.
Техника прыжков в высоту, длину различными способами
Прыжок - это способ преодоления горизонтальных или вертикальных
препятствий. Прыжки выполняются с места или с разбега. В легкой атлетике
широкое распространение получили прыжки в высоту с разбега, в длину с
разбега, тройной и с шестом. Цель занятий прыжками - научить спортсмена
прыгать возможно выше и дальше. Для этого учащиеся знакомятся с
теоретическими основами техники прыжков вообще и на основе этих знаний
овладевают техникой избранного прыжка.
В прыжках четко просматриваются четыре последовательные фазы -
разбег, отталкивание, полет и приземление. Результативность всех прыжков
задается скоростью разбега и силой отталкивания.
Прыжки в высоту с разбега
В практике сложилось несколько способов прыжков, в высоту с разбега:
«перешагивание»,
«перекат»,
«волна»,
«перекидной»,
«фосбери-флоп».
Наиболее эффективными в спорте считаются «перекидной» и «фосбери-
флоп».
Прыжки в длину с разбега
Значительную трудность при выполнении прыжков в длину представляет
сочетание быстрого разбега с мощным отталкиванием.
Метание снарядов
Метания спортивных снарядов в легкой атлетике производятся на
дальность. Результат метаний зависит от умений спортсмена, силы и
быстроты его движений. Метания выполняются различными способами: из-
за головы (мяч, граната, копье), с поворотом (диск, молот), толканием (ядро).
Спортивные снаряды для метаний имеют определенную массу и форму,
применяются с учетом пола и возраста занимающихся.
На дальность полета снарядов влияют следующие факторы: начальная
скорость вылета снаряда; угол вылета; высота точки, в которой снаряд
покидает руку; сопротивление воздушной среды.
Метание гранаты
Метание гранаты выполняется с места или с разбега. Наибольшая
дальность броска достигается при метании с разбега.
Толкание ядра
Толкание ядра выполняется одной рукой от плеча с места или со скачка.
В наши дни активный и здоровый образ жизни довольно часто
ассоциируется с бегом. Именно данное упражнение обладает самой большой
популярностью, причем во всем мире. Те кто постарше наверняка помнят
американскую тенденцию 90х годов, согласно которой бегать должен был
каждый. Все привыкли говорить о пользе бега, но никто толком не
задумывается о его минусах и плюсах. Все привыкли считать бег полезным
занятием, а на вопрос: почему? - нет ответа. Постараемся провести
детальный анализ. Прежде всего, следует отметить текущее положение вещей
- большая часть населения ведет сидячий образ жизни, именно у них
отмечается повышенный риск получения сердечно-сосудистых заболеваний.
Этот довод в свое время заставил тысячи американцев выйти на свежий
воздух и проводить различные марафоны. Уже тогда стали отмечаться
отрицательные последствия от длительной пробежки. Посмотрите на
чемпионов марафонцев, неужели они выглядят здоровыми людьми? Совсем
нет. И ведь это профессионалы, что уж говорить о любителях, которые надев
утром пару кроссовок, бегут сломя голову, свято веря в похудение и пользу от
таких действий. Именно в тот период за анализ бега взялись многие
зарубежные спортивные институты. Выяснилось, что наиболее рационально
заниматься подобной аэробикой не более тридцати минут 4-5 раз в неделю.
Меньшее время не произведет желаемого эффекта, так как жировые
хранилища останутся нетронутыми, как и уровень метаболизма. В то же
время более длительные беговые сессии организм воспринимает как стресс, и
отнюдь не положительный. Надпочечники начинают выделять гормоны в
аварийном режиме. Безусловно, тело человека рассчитано на такие нагрузки,
однако ваш организм не выдержит таких условий долгое время.
Спасибо за внимание!