ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ И СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСАК ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Автор: Иваницкая Светлана Петровна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МОУ "ТШИС ОО" Населённый пункт: с.Толька Наименование материала: Статья Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ И СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСАК ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Раздел: полное образование
УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МОУ «ТШИС ОО»
ИВАНИЦКАЯ СВЕТЛАНА ПЕТРОВНА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ И СОВРЕМЕННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСАК ИЗУЧЕНИЮ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Разнообразие - основная черта любого хорошего обучения. Это способствует
поддержанию
интереса
к
учёбе.
В
целях
повышения
уровня
владения
иностранным
языком у обучаемых учителю необходимо постоянно вести активный поиск эффективных
средств и приёмов работы, как на уроке, так и во внеклассной работе. Вместе с тем,
овладение
иностранным
языком
в
школе
предполагает
и
интенсивную
активность
обучаемого.
Очень
важно,
чтобы
школьник
проявлял
интерес
к
процессу
овладения
иностранным языком, был активным участником этого процесса, учился с удовольствием.
Поэтому возникает проблема , как сделать урок интересным и увлекательным, добиться
того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали языковой материал. Меня как учителя,
постоянно
стремящегося
к
новому
и
интересному,
заинтересовало
использование
информационно-коммуникационных
технологий
на
уроках
английского
языка,
эти
технологии позволяют организовать учебный процесс таким образом, что это вызывает
высокую
мотивацию
и
обеспечивает
активность
учащихся
на
уроке,
а
также
дает
возможность
для
индивидуализации
и
дифференциации
обучения.
Использование
компьютерных технологий на уроках позволяет в увлекательной форме решить основные
задачи
урока,
осуществляя
обучающую,
познавательную
и
коммуникативную
деятельностью. Таким образом, актуальность темы «Использование ИКТ на уроках
английского языка» становится очевидной.
Используя ИКТ на уроках английского языка, я ставлю перед собой следующие цель
Цель:
Повышение
эффективности
обучения
через
использование
ИКТ,
формирование
интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным
языком
Специфика
предмета
«Иностранный
язык»
заключается
в
формировании
коммуникативных
компетенций,
то
есть
обучению
различным
видам
речевой
деятельности: говорению, чтению, аудированию. Таким образом, учитывая специфику
преподаваемого мною предмета «Английский язык», определила основные аспекты своей
р а б о т ы
с
И К Т :
- с е м а н т и з а ц и я
л е к с и ч е с к и х
и
г р а м м а т и ч е с к и х
м а т е р и а л о в ;
- о с у щ е с т в л е н и е
н а г л я д н о й
и
о п о р н о й
п о д д е р ж к и ;
- п р о в е д е н и е
п р о м е ж у т о ч н о г о
и
и т о г о в о г о
к о н т р о л я ;
- использование презентации Power Point в творческой деятельности учащихся.
Чаще всего в учебном процессе использую следующие средства ИКТ:
электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и
мультимедийного проектора,
электронные энциклопедии и справочники,
тренажеры и программы тестирования,
образовательные ресурсы Интернета,
DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
видео и аудиотехника,
Таким образом, говоря о преимуществах работы с применением средств ИКТ, следует
назвать их бесспорные достоинства:
общекультурное развитие обучающихся;
совершенствование языкового уровня;
создание благоприятного психологического климата;
повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;
большие возможности наглядного предъявления материала;
совершенствование процесса проверки работ учащихся;
сочетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий
учащихся;
активизация навыков самостоятельной работы.
Ресурсные
возможности
Толькинской
школы
позволяют
мне,
как
учителю,
организовать
преподавание
иностранного
языка
на
качественно
новом
уровне.
В
соответствии
с
требованиями
к
оснащению
образовательного
процесса
оборудован
современный
лингафонный
кабинет
английского
языка
с
мультимедийной
системой,
установлена смарт доска. Использование компьютерных программ и пособий позволяет
осуществлять подбор заданий и тестов.
С учащимися среднего и старшего звена применение средств ИКТ на уроке и во
внеурочной деятельности получает наибольшее развитие, так как основные технические и
языковые умения и навыки уже сформированы. Наиболее интересной становится работа с
применением сети Интернет. С дидактической точки зрения преимущество Интернета
перед традиционными средствами обучения заключается, прежде всего, в доступности и
актуальности аутентичных материалов, а также в облегчении и ускорении
межнациональной коммуникации.
Возможность применения ИКТ средств в обучении иностранному языку необычайно
широка. Включение
обучающихся
в
образовательную
деятельность
осуществляю
на
основе системно-деятельностного подхода.
В данной системе выделяются три типа
уроков
в
зависимости
от
их
целей: уроки
Урок «открытия» нового звания
В
своей
практике
использую
созданные
специально
для
конкретных
уроков
мультимедийные конспекты-презентации
Хотелось бы отметить, что создание и использование мультимедийных презентаций
дает высокий уровень наглядности - иллюстрации учебного материала (таблицы, фото,
картинки, схемы, видео-фрагменты и т.д.). Известно, что некоторые дети воспринимают
лучше информацию зрительно, а другие на слух, при использовании мультимедийных
презентаций восприятие информации увеличивается в два раза (одновременно и зрительно
и
на
слух).
Опыт
показывает,
что
особенно
это
актуально
для
учащихся
коренной
национальности,
учащихся
с
низкой
мотивацией,
учащихся
с
низким
уровнем
произвольного внимания.
Видеоролики, песни и сайты, описывающие реалии англоязычных стран, помогают в
знакомстве с иноязычной культурой. Например, одним из любимых уроков детей 8-9
классов
по
теме
“Страноведение”
является
“Путешествие
по
Лондону”
с
опорой
на
сайт visitlondon.
Этот
урок
является
уроком
повторения
и
закрепления
страноведческого материала.
В ходе урока каждый ребенок зашел на заданный сайт и самостоятельно путешествовал по
городу, осматривая достопримечательности, читая небольшие тексты и надписи, находя
подтверждение
знаниям,
полученным
на
предыдущих
уроках,
либо
пополняя
страноведческие и лексические знания.
Урок закрепления знаний
В практике работы я использую мультимедийные учебники , которые наглядно
представляют
материал,
обеспечивают
быструю
обратную
связь
.Мультимедийные
учебники “State Exam”, “Practice tests for the Russian State Exam” позволяют обеспечить
качественную и индивидуальную подготовку к ЕГЭ.
Урок систематизации и обобщения знаний
На данных уроках непосредственно обращаемся к различным источникам информации,
которая
интересна
ученикам
и
способствует
получению
жизненного
опыта.
Самостоятельный поиск необходимой информации на англоязычных и тематических
сайтах
помогает
формировать
социокультурную
компетенции,
развивает
умение
организовать
самостоятельную
работу.
Разнообразные
виды
деятельности
формируют
межпредметные
навыки. Творческие работы учащиеся выполняют как в виде буклетов,
презентаций, интерактивных плакатов
Урок развивающего контроля
Считаю, что использование компьютерного тестирования повышает эффективность
учебного
процесса,
активизирует
познавательную
деятельность
школьников.
Разрабатываемые мною тесты представляют собой варианты карточек с вопросами, ответы
на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов.
Проектная деятельность обучающихся.
Использую многогранные возможности образовательных ресурсов сети Интернет в
проектной деятельности.
В практике работы на уроках обобщения и систематизации знаний и способов
деятельности предлагаю обучающимся выполнить проектные и творческие работы в виде
компьютерных
презентаций.
Затем
эти
работы
представляются
и
защищаются
перед
учащимися класса в виде PowerPoint презентации, буклеты.
Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся,
повышают их активность, способствуют приобретению навыков, которые весьма полезны
в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся:
плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная
перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной
деятельности в группах или индивидуально.
В
рамках
дополнительного
образования
учащиеся
могут
углублять
свои
знания
английского языка и страноведческого материала
Учащиеся участвуют в исследовательской деятельности по предмету, результаты которой
оформляют с применением изученных ими технологий.
Формирование речевых умений средствами ИКТ
Обучение аудированию
Каждый УМК снабжен аудио и CD приложениями.
Работая над аудированием, сталкиваюсь с проблемой отсутствия раздаточного
материала
с
целевыми
заданиями.
Эту
проблему
также
решаю
с
помощью
мультимедийных
презентаций:
видеоряд-подсказка,
дополнительная
информация,
текстовые задания, диаграммы.
Важный положительный результат использования презентаций при обучении
аудированию - это более быстрый темп урока, заинтересованность обучающихся. Еще
большую заинтересованность можно вызвать, предложив некоторым ученикам под своим
руководством подготовить презентацию к уроку.
Тексты для аудирования и аудиоприложения к ним размещены на сайтах в поддержку
УМК по английскому языку. Например, использование аудиоматериалов к к учебнику
М.З. Биболетовой, Н.В.Добрыниной «Английский с удовольствием» расположены на сайте
издательства «Титул».
Обучение говорению
Для подготовки к высказыванию на уроке использую Интернет-ресурсы, которые
помогают
составить
информативное
сообщение,
полный
ответ
по
заданной
теме
(
например,
сообщения
по
теме
«США»,
«Неформальные
молодежные
движения»).
Высказывания (монологические, диалогические) с опорой на информацию, взятую из
сети, отличаются более полным ответом и повышенным интересом учащихся к теме.
Использование
ИКТ
и
современных
технологий
позволяет
расширить
работу
с
одаренными детьми, которая ведётся через проведение различных олимпиад,
конкурсов, чемпионатов и исследовательских работ. Способствовать
получению дополнительного образования одаренными учащимися через элективные и
факультативные курсы,
Предметные недели иностранных языков е является составной частью учебно-
воспитательной работы, тем самым способствует более глубокому овладению
иностранным языком, совершенствованию знаний, умений и навыков учащихся.
Выводы:
Об эффективности
использования средств ИКТ
свидетельствует то, что с 2009 года
наблюдается:
- позитивная динамика интереса к предмету, всё большее количество детей принимает
участие
в
творческих
конкурсах,
молодёжном
чемпионате
по
английскому
языку,
в
конкурсах,
в
заочных
конкурсах-олимпиадах
Всероссийского
уровня,
в
предметных
неделях,
проявляют
интерес
и
инициативу
в
проведении
массовых
мероприятий
театрализованного характера.
2010-2011 уч. год
2011-12 уч. год
2012-2013
10 учащихся
15 учащихся
25 учащихся
Учащаяся
9
класса
Магзумьянова
Линара
заняла
второе
место
в
муниципальной
конференции «Ступень в будущее». 2010г
Учащаяся 11 класса Магзумьянова Линара стала лауреатом Всероссийского заочного
конкурса «Познание и творчество» и заняла 9 место. 2012г.
Учащаяся
8
класса
Мелешенко
Наталья
стала
лауреатом
Всероссийского
заочного
конкурса «Познание и творчество» и заняла 4 место. 2012г
Учащаяся 9 класса Шкиль Александра стала лауреатом Всероссийского заочного конкурса
«Познание и творчество» и заняла 7 место. 2012г
Учащаяся 8 класса Мелешенко Наталья стала дипломантом III степени во Всероссийском
«Молодёжном чемпионате по английскому языку» 2012 г.
- рост качества обученности по предмету (см.диаграмму)
2010-2011
2011-2012
2012-2013 2013-2014 I полугодие
0
10
20
30
40
50
60
Ряд 1
В современной системе образования сложилась ситуация, когда устоявшиеся методы,
приемы и формы обучения требуют осмысления, коррекции и новых педагогических
решений.
Это
обусловлено,
прежде
всего,
повсеместным
внедрением
и
широким
использованием информационно-коммуникационных технологий.
Изучив
состояние
проблемы
использования
средств
ИКТ
в
сфере
обучения
иностранным языкам, можно сделать вывод о том, что эффективность применения ИКТ
зависит от способов и форм применения этих технологий.
И в одном я убеждена – только творчески работающий учитель может воспитать
творчески работающего ученика.