Напоминание

"Работа с документами на уроках истории "


Автор: Скляр Ольга Евгеньевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "СОШ с. Новиково"
Населённый пункт: Корсаковский городской округ, Сахалинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа с документами на уроках истории "
Раздел: полное образование





Назад




МАОУ «СОШ с. Новиково» Корсаковского городского округа

Сахалинской области

ТЕМА: « Работа с документами на уроках истории».

Выполнила: учитель истории и обществознания

Скляр О. Е.

2022 г.

Введение

Изменения, происходящие в обществе, предполагают формирование

новых направлений совершенствования образования. Большое место в этом

процессе занимает работа учащихся с источниками знаний, прежде всего с

документами. Формирование у учащихся умений работать с текстами как

источником

знаний

одна

из

актуальных

проблем

современной

педагогической науки, решение которой открывает возможности для

углубленного осмысления учащимися главных вопросов исторического

развития. Актуальность этой темы обусловлена назревшей необходимостью

улучшения

качественного

уровня

обучения

учащихся

в

процессе

преподавания истории, чего и требуют новые ФГОС.

В материалах ФГОС чётко обозначено место исторического знания в

образовании: “Место и роль исторического знания в образовании молодого

поколения

обусловлены

его

познавательными

и

мировоззренческими

свойствами,

вкладом

в

духовно-нравственное

становление

личности

человека. Социальные функции исторического знания осознавались и

использовались в разных обществах с давних времен до наших дней. В

современной России образование вообще и историческое образование в

частности

служит

важнейшим

ресурсом

социально-экономического,

политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI

в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире,

широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе,

глобализацией

в

различных

сферах

жизни,

частым

и

тесным

взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп

и др. Все это порождает

новые требования к общему образованию

молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы

ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески

решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в

школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с

другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в

том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.”

Работа с документом, как научная составляющая урока находится в

соответствии

с

требованиями

ФГОС

предъявляемыми

современному

историческому образованию, т.к. позволяет дифференцировать обучение,

развивает

познавательную

самостоятельность

и

заинтересованность,

совершенствует приёмы умственного труда.

В чем значение применения исторических документов? С их помощью

реализуется принцип наглядности в обучении истории, когда ученики

знакомятся с внешним видом документа. Он содействует конкретизации

исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого.

За многолетнюю педагогическую деятельность я все больше убеждаюсь,

что современный урок истории немыслим без документов, исторических

источников,

произведений

выдающихся

историков.

Их

использование

позволяет сформировать более полные и прочные знания, углубить их,

развивать мышление учащихся ( в последние годы учащиеся все чаще

стараются отвечать односложно), научить самостоятельно делать выводы,

лучше можно готовить учащихся к сдаче ЕГЭ.

В соответствии с нормативными документами ( ФГОС, Обязательный

минимум содержания основного общего образования) в ходе экзаменов( хотя

в нашей сельской школе мало учащихся сдают ЕГЭ по истории, но тем не

менее) проверяются умения учащихся работать с документами.

В своей

работе с документами на уроках истории я использую

рекомендации И. Я. Лернера. Он считает, что документ может выступать не

только в качестве иллюстрации и конкретизации мысли, сообщенной

учителем ученикам, но и как источник приобретения новой, но готовой

информации и как источник самостоятельного приобретения знаний.

Необходимо учитывать, что работа учащихся с документами, постепенно

усложняется с учетом их возраста и познавательных возможностей, а также

уровня подготовленности. Я веду уроки истории с 5 класса по 11. Так в 7-8

классах больше использую, так называемые, хозяйственные и юридические

документы, а в 9-11 классах уже шире привлекаю политические материалы.

Учащиеся 7-8 классов должны при работе с документами уметь:

- анализировать документ по плану;

- использовать документ для доказательства своего мнения;

- находить нужную информацию в одном или нескольких документах.

В 9-11 классах обучающиеся должны уметь:

-

отбирать

необходимый

материал

из

нескольких

документов

для

самостоятельного решения поставленной учителем задачи;

- сопоставлять несколько источников;

- выявлять причинно-следственные связи событий и фактов, отраженных в

документах;

- обобщать и анализировать полученную в документах информацию.

Добиться

всего

этого

можно

лишь

с

помощью

кропотливой

и

систематической работы, начиная с легкого и постепенно усложняя задания.

Основная часть.

Как требуют новые ФГОС нужно научить обучающихся выявлять

специфику исторических источников, поэтому работа с историческими

источниками предполагает добывание фактов, которые не всегда лежат на

поверхности,

а

для

извлечения

их

из

текста

требуются

сложные

мыслительные операции. Документ, отобранный для работы на уроке,

обязательно требует предварительной обработки учителем. Учитель сначала

должен сам поработать с этим документом. Иногда приходится сократить

документ, учитывая подготовку учащихся класса. Ведь каждый год классы

разные и уровень знаний разный. То что давала в прошлом учебном году

может не пригодится в данном учебном году.

Работа с историческими источниками предполагает добывание фактов,

которые не всегда лежат на поверхности. Из текста их приходится извлекать,

вот поэтому и нужна предварительная работа с документом самого учителя.

Никогда нельзя забывать о поэтапном формировании учебно-

познавательных умений. Выделяются три уровня в работе с документами:

воспроизводящий, преобразующий и творчески-поисковый.

Так, например, на воспроизводящем уровне я предлагаю ребятам

выписать основные понятия, определения, выводы из источников, ответить

на поставленные вопросы, требующие пересказа или уточнения текста или

заполнить таблицу, составить простой план и т.д.

На преобразующем уровне я включаю в задания рассказ ученика по

документу, сопровождающийся анализом текста, синтезом положений

источника с другим теоретическим материалом, идеями других источников, а

также самостоятельный отбор фактов или составление уже развернутого

плана.

На творческо-поисковом уровне я даю проблемные и познавательные

задания, которые требуют не только осмыслить, но и сопоставить различные

точки зрения, идеи нескольких документов. Выявить линии сравнения

изучаемых явлений и составления таблиц, логических цепочек, применяя

положения источника для доказательства и аргументирования своей точки

зрения.

В зависимости от подготовленности класса, я при использовании

источников, применяю работу в группах, чаще в старших классах. Обычно я

раздаю группам пакет документов и задания к ним. Иногда я разделяю

группы на «сторонников» и «противников» ( это в сильных классах). При

проведении

таких

видов

работы

развивается

умение

анализировать,

используется творчески-поисковый уровень познавательной деятельности,

формируется умение высказывать и обосновывать собственные оценки и

суждения.

Я считаю, что при работе с документами учитель должен выступать как

организатор и координатор самостоятельной работы учащихся. Чаще всего

на уроках я применяю следующие приемы при работе с документами:

чтение и анализ, комментированное чтение, формулирование вопросов к

тексту, анализ аргументации автора, формулирование обобщенных выводов,

составление текстовых, сравнительно-обобщающих таблиц, тезисов.

Следует отметить, что это отмечают сами учащиеся, без работы с

документами урок не так интересен. И если это получается, то я работу с

документом подкрепляю видеосюжетом.

Насколько колоритно, например ,письмо Петра Первого к своей матери:

« Вселюбезнейшей и дражайшей нашей матушке, государыне царице,

недостойный сынишка твой Петрушка, о здравии твоем присно слышати

желаю…».

Изучая тему по внешнеполитическим взаимодействиям между СССР и

Германией в 1920е годы, интересно обратиться к документам по теме «

Рапалльский договор 1922г.», где приведены статьи этого договора,

высказывания

политиков,

вопросы

к

текстам

документов:

Какие

преимущества давал Рапалльский договор заключившим его сторонам?

Почему западные союзники по Первой мировой войне критически отнеслись

к Рапалльскому договору? И другие вопросы.

Эти примеры показывают, что документ для урока должен

соответствовать целям и задачам обучения, отражать типичные факты и

события эпохи, содействовать актуализации исторических знаний, быть

доступным по содержанию

.

На уроках в старших классах целесообразно использовать задания,

ориентированные

на

творческо-поисковый

уровень

познавательной

деятельности, на развитие у учащихся умений анализировать, сопоставлять

тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и

суждения по рассматриваемой проблеме.

В качестве примера приведу разработку урока в 11 классе по теме

«Перестройка. Экономические реформы »

Хочу сказать о формулировке вопросов, которые составляю для работы с

документами. Формулирую вопросы таким образом, чтобы ученик не просто

прочел документ и нашел в нем подтверждение чьих-то мыслей, а сам сумел

добыть как можно больше информации и на ее основе доказать свою точку

зрения, прочитал источник «вдоль и поперек» несколько раз и, наконец-то

пришел к правильному суждению.

Нельзя формулировать вопрос, который уже содержит в себе ответ или

нежелательно формулировать вопрос, в котором содержится недоверие к

документу, например « Правда ли, что в этом источнике…»

Я считаю, что большим плюсом является то, что в учебниках А.А.Данилова

и Л.Г.Косулиной по истории России в 9-11 классах в текстах параграфов

есть вопросы к данным документам. И эти вопросы даны сразу после текста

документа. Этот очень помогает в работе. Чего нет в учебниках других

авторов.

На некоторых уроках использую такой прием, когда документ используется

не только учителем, но и самими учащимися. Раздаю документы в виде

карточек на дом. Учащиеся дама работают над документом и готовят к нему

задания. ( Даю это сильным ученикам).

Что значит педагогически обработать документ? Это значит выбрать

содержание, используемое на уроке. В случае необходимости учитель

видоизменяет документ, не затрагивая его сущности и не допуская изъятий,

стараясь сохранить особенности стиля автора. Затем нужно объяснить новые

для учеников термины и понятия и разработать задания по работе с

документом.

Вначале я всегда даю краткую характеристику того или иного источника.

Объясняю, когда и кем составлен документ, для чего и что можно из него

узнать. Обязательна при работе с документами словарная работа, после

которой провожу повторное чтение и разбор источника. Главное добиваться,

чтобы ответы учащихся были полными ( как я уже говорила выше ученики

все чаще отвечают односложно, но я всегда стараюсь добиваться полных и

обстоятельных ответов).

Очень важно еще в 7-8 классах научить детей понимать разницу между

историческим источником и литературным произведением ( дети часто не

понимают разницы).

Хочется отметить, что любой документ воспринимается эффективнее, если

есть к нему наглядное приложение ( видеоролик или иллюстрация на слайде)

Заключение.

Самостоятельная работа учащихся с источниками является более

успешной, если в ее основе лежит конкретная программа действия ученика,

выстроенная в соответствии с определенной дидактической задачей и

содержанием учебного материала, с учетом подготовленности ученика к

работе

с

текстами.

Целесообразно

использовать

систему

заданий,

ориентированных

на

три

уровня

познавательной

деятельности:

воспроизводящей, преобразующей и творческо-поисковой. Выбор уровней

определяется познавательными возможностями ученика и целями обучения.

На уроках истории в старших классах целесообразнее проводить уроки-

практикумы. Они позволяют расширить, углубить и систематизировать

знания учащихся, наиболее эффективно применить их на практике.

Подбор источников ведется таким образом, чтобы они отражали различные

взгляды на проблему. Работа с документом приближает учеников к

изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Это

позволяет учащимся выработать собственное отношение к рассматриваемой

проблеме. Учебный процесс приобретает исследовательский характер.

Изменяется

и

функциональная

деятельность

учителя:

он

выступает

преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы

учащихся.

Приложение 1.

При изучении темы « Русско-турецкая война 1877-1878 г.г.» даю для

сравнения два документа: 1-й документ « Из воспоминаний С.Ю. Витте о

настроениях в русском обществе перед русско-турецкой войной» и 2-ой

документ « Мнение историка Н.А.Троицкого».

Ставлю вопрос: - сделайте выводы об особенностях русско-турецкой

войны 1877-1878 г.г. и об отношении российского общества к этой войне.

1-й документ: « Как известно, русско-турецкая война началась с сербско-

турецкой войны. Командующим сербской армией был наш известный

генерал Черняев. В это время через Одессу из России в сербскую армию

ехала масса добровольцев. В то время в Одессе было Славянское общество…

И так как мы очень увлекались « славянской идеей» - идеей взятия

Константинополя, то очень усердно занимались отправкой добровольцев…

все в это время были заражены патриотическим духом, тем патриотическим

направлением, которое … вынудило императора Александра II объявить

войну Турции. Тогда был общий подъем русского патриотического

самосознания именно в смысле славянского единения»

2-ой документ: « Чуть ли не все слои российского общества толкали

правительство к решительной поддержке славян, вплоть до силы оружия,

толкали из разных соображений. Реакционные круги жаждали войны, ибо

рассчитывали войной (конечно, победоносной) «объединить» Россию вокруг

трона и славян вокруг России. Либералы надеялись, что война за

освобождение « братьев – славян» повлечет за собой рост освободительных

настроений в самой России снизу доверху и побудит царизм согласиться на

Конституцию. Наконец, революционеры считали, что освободительный

характер войны оживит ( как в 1812) политическое самосознание нации и

стимулирует подъем революционной борьбы за свержение царизма…»

Список литературы

1. Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго

поколения. История. М. «Просвещение» . 2010 г.

2. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории. М. 2003г.

3. Запорожец Н. И. Развитие умений учащихся . ПИШ. 2011 г. №4

4. Лисова К. Использование документов на уроках истории. Народное

образование. 2001г. №5.

5. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М. 2004 г

Приложение 2. Урок в 11 классе.

Тема: Перестройка. Экономические реформы.

Цель:

познакомить учащихся с этапами перестройки, экономическими

реформами.

Задачи: Обучающая: обобщить и конкретизировать полученные знания о

развитии страны в «застойный» период, обозначить причины перестройки,

понять суть экономических реформ.

Развивающая: умение работать с текстами учебника и документами, с

таблицами, с терминологией; умение сравнивать, сопоставлять факты и

события.

Воспитательная: постепенно приучать учащихся к трудолюбию, уважению к

друг другу во время самостоятельной работы, уметь терпеливо выслушивать

точку

зрения

своих

товарищей,

сообща

работать

над

поставленной

проблемой.

Оборудование:

учебник»

История

России

XX

век.»

-

А.А.Данилов,

Л.Г.Косулина; раздаточный материал ( документы, термины, памятки)

План урока:

1. Организационный

момент.

2. Постановка цели и задач.

3. Опрос по вопросам домашнего задания.

4. Изучение новой темы.

5. Закрепление ( тест)

6. Подведение итогов и домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Постановка цели, задач урока.

Учитель: Мы начинаем изучение нового раздела « СССР на этапе

перестройки» Он охватывает период с 1985 по 1991 годы. Узнаем, что

перестройка коснулась разных сфер общественной жизни.

Вопрос: - какие сферы общественной жизни вы знаете?

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока: « Перестройка. Экономические

реформы»

Вопросы: - предположите, чем мы будем заниматься на уроке?

- чем может быть интересна эта тема?

( Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.)

3. Опрос по вопросам домашнего задания.

Учитель: начало переменам было положено 11 марта 1985 года, с избранием

на пост Генерального секретаря ЦККПСС М.С.Горбачева. ( слайд 1)

Вопрос: как вы думаете, почему личность М.С.Горбачева вызывала симпатии

со стороны общественности?

( В качестве домашнего задания учащиеся кроме чтения параграфа,должны

были расспросить дома своих родителей, бабушек, дедушек, друзей и

знакомых и назвать отрицательные итоги периода «застоя»)

Ожидаемые ответы учащихся: - В период застоя была проведена аграрная

реформа, на проведение которой было затрачено много денежных средств и

расходовались они не эффективно.

- Росли у рабочих предприятий и совхозов иждивенческие настроения.

Начинались потери сельскохозяйственной продукции, рос импорт зерна.

- Реформа в промышленности шла на убыль, ползли вниз плановые

показатели, снижались темпы роста производительности труда.

- Увеличивалось финансирование оборонных программ.

- Проводилась борьба с диссидентством.

- Усиливалась роль армии и КГБ.

- Прогресс в науке и технике на ощущался, несмотря на уникальные

разработки советских ученых.

- Обострялась ситуация с Западом из-за ввода советских войск в Афганистан.

Вопрос: и как же отражался негатив застоя на жизни общества?

Примерный ответ: Социальная сфера финансировалась по остаточному

принципу. Сокращалось жилищное строительство. Рост дефицит товаров.

Росло количество социальных иждивенцев. Жизнь становилась праздником.

4. Изучение новой темы.

( Слайд 2) Учитель: Ребята, вы перечислили отрицательные итоги периода

застоя, и как они отразились на жизни общества. На этом слайде

представлены

предпосылки

перестройки.

(

учащиеся

записывают

хронологические рамки перестройки.)

Прослушивается фонограмма речи М.С.Горбачева. ( Слайд 3 )

Работа парами. Задание: - используя текст учебника, выпишите по годам

этапы эволюции перестройки.

Примерные результаты:

Апрель 1985-первая половина 1987 г.г.

- антиалкогольная компания;

- госприемка;

- закупка импортного оборудования;

- сокращение закупок ширпотреба за рубежом.

Вторая половина 1987- первая половина 1989 г.г.

- расширение самостоятельности гос. предприятий на принципах хозрасчета

и самоокупаемости;

- разрешение индивидуальной трудовой деятельности;

- разрешение аренды земли;

- сокращение отраслевых министерств;

Вторая половина 1989 – первая половина 1991г.г.

- экономические программы: Абалкина, «500дней», Павлова, Президентская.

- «Закон о государственном предприятии» - госзаказ.

Учитель: давайте разберемся с новыми для вас терминами.

Работа с рабочим листом: ознакомление с терминами « перестройка»,

«хозрасчет», «самофинансирование ».

Работа с документами. Класс делится на 3 группы.

1 группа. Вопрос: звучит в названии документа.

Документ « Главный вопрос…в том, как и за счет чего страна может

добиться экономического развития» Из доклада М.С.Горбачева на Пленуме

ЦК КПСС 23 апреля 1985 г.

2 группа. Вопрос: Сделайте выводы на основании таблиц и найдите в

учебнике подтверждение своим выводам.

Таблица 1. «Сравнительная производительность труда в СССР и США»

( производительность труда в США – 100%)

1960-1969г.г.

1970-1979г.г.

1980-1986г.г.

В промышленности 44% В промышленности53 % В промышленности 55%

Таблица 2. « Экономическое развитие СССР»

Среднегодовые

показатели в %

1986 г.

1987 г.

1988 г.

1989 г.

1990г.

Темпы

прироста

производительности

труда

2,1

1,6

4,8

2,2

-3

3 группа. Вопрос: Проанализировать отрывок из программы «500 дней»

При ответе использовать имеющуюся памятку ( записана в тетрадях) для

анализа исторического документа.

Возможные ответы учащихся после работы над источниками:

1 группа.

« Страна может добиться ускорения экономического развития, если

поставить интенсификацию экономики и ускорение научно-технического

прогресса,

перестроить

управление

и

планирование,

структурную

и

инвестиционную политику, повсеместно повысить организованность и

дисциплину, коренным образом улучшить стиль деятельности. Сравнительно

быструю отдачу можно получить, если привести в действие организационно-

экономические и социальные резервы, и в первую очередь, активизировать

человеческий фактор, добиться того, чтобы каждый на своем месте работал

добросовестно и с полной отдачей.»

2 группа.

« Из таблицы первой видно, что производительность труда в США принята

за 100% тогда как производительность труда в промышленности СССР за

последние годы составляет 55% - это почти в 2 раза меньше. Если оценивать

сельское хозяйство, то производительность труда в СССР в 4 раза меньше,

чем в США.

« Из второй таблицы видим, что реформы в области экономики в 1988 году

достигли наивысшего показателя, но в последующие годы наблюдается спад.

Очевидно, эти реформы носили не завершенный или непродуманный

характер.

В

учебнике

говорится,

что

мероприятия

не

носили

последовательного

характера,

большинство

проводимых

реформ

откладывались или растягивались на неопределенный период. Ни одна из

реформ, по мнению А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной, не была доведена до

логического

завершения,

а

значит,

не

могла

дать

положительных

результатов.»

3 группа.

« В программе «500 дней» идет речь о личной заинтересованности в своем

труде, чтобы каждый на своем месте работал добросовестно и с полной

отдачей. Эта программа предусматривала переход к рыночной экономике.

Нужно провести приватизацию государственных предприятий, чтобы создать

реальную основу для экономического союза республик, повысить жизненный

уровень граждан и преодолеть отставание от других стран. Эта программа

значительно урезала власть Центра. Под давлением консерваторов М.

Горбачев отказался от проведения этой реформы.»

Учитель: Ребята, экономические реформы сопровождались сопутствующими

факторами, которые отрицательно повлияли на экономику нашей страны,

они отражены на слайде. (Слайд 4)

Вопрос:

Какие же результаты в социально-экономической сфере мы

получили в ходе перестройки? Посмотрите на ( Слайд 5 )

5. Закрепление ( тест)

6. Домашнее задание:

1. Спросите своих родителей и старших родственников:

-

Стало

ли

население

жить

лучше

после

этих

экономических

преобразований.

2. Знать новые термины.

3.Подготовится отвечать по записям в тетрадях.



В раздел образования