Автор: Скляр Ольга Евгеньевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "СОШ с. Новиково"
Населённый пункт: Корсаковский городской округ, Сахалинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа с документами на уроках истории "
Раздел: полное образование
МАОУ «СОШ с. Новиково» Корсаковского городского округа
Сахалинской области
ТЕМА: « Работа с документами на уроках истории».
Выполнила: учитель истории и обществознания
Скляр О. Е.
2022 г.
Введение
Изменения, происходящие в обществе, предполагают формирование
новых направлений совершенствования образования. Большое место в этом
процессе занимает работа учащихся с источниками знаний, прежде всего с
документами. Формирование у учащихся умений работать с текстами как
источником
знаний
–
одна
из
актуальных
проблем
современной
педагогической науки, решение которой открывает возможности для
углубленного осмысления учащимися главных вопросов исторического
развития. Актуальность этой темы обусловлена назревшей необходимостью
улучшения
качественного
уровня
обучения
учащихся
в
процессе
преподавания истории, чего и требуют новые ФГОС.
В материалах ФГОС чётко обозначено место исторического знания в
образовании: “Место и роль исторического знания в образовании молодого
поколения
обусловлены
его
познавательными
и
мировоззренческими
свойствами,
вкладом
в
духовно-нравственное
становление
личности
человека. Социальные функции исторического знания осознавались и
использовались в разных обществах с давних времен до наших дней. В
современной России образование вообще и историческое образование в
частности
служит
важнейшим
ресурсом
социально-экономического,
политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI
в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире,
широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе,
глобализацией
в
различных
сферах
жизни,
частым
и
тесным
взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп
и др. Все это порождает
новые требования к общему образованию
молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы
ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески
решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в
школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с
другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в
том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.”
Работа с документом, как научная составляющая урока находится в
соответствии
с
требованиями
ФГОС
предъявляемыми
современному
историческому образованию, т.к. позволяет дифференцировать обучение,
развивает
познавательную
самостоятельность
и
заинтересованность,
совершенствует приёмы умственного труда.
В чем значение применения исторических документов? С их помощью
реализуется принцип наглядности в обучении истории, когда ученики
знакомятся с внешним видом документа. Он содействует конкретизации
исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого.
За многолетнюю педагогическую деятельность я все больше убеждаюсь,
что современный урок истории немыслим без документов, исторических
источников,
произведений
выдающихся
историков.
Их
использование
позволяет сформировать более полные и прочные знания, углубить их,
развивать мышление учащихся ( в последние годы учащиеся все чаще
стараются отвечать односложно), научить самостоятельно делать выводы,
лучше можно готовить учащихся к сдаче ЕГЭ.
В соответствии с нормативными документами ( ФГОС, Обязательный
минимум содержания основного общего образования) в ходе экзаменов( хотя
в нашей сельской школе мало учащихся сдают ЕГЭ по истории, но тем не
менее) проверяются умения учащихся работать с документами.
В своей
работе с документами на уроках истории я использую
рекомендации И. Я. Лернера. Он считает, что документ может выступать не
только в качестве иллюстрации и конкретизации мысли, сообщенной
учителем ученикам, но и как источник приобретения новой, но готовой
информации и как источник самостоятельного приобретения знаний.
Необходимо учитывать, что работа учащихся с документами, постепенно
усложняется с учетом их возраста и познавательных возможностей, а также
уровня подготовленности. Я веду уроки истории с 5 класса по 11. Так в 7-8
классах больше использую, так называемые, хозяйственные и юридические
документы, а в 9-11 классах уже шире привлекаю политические материалы.
Учащиеся 7-8 классов должны при работе с документами уметь:
- анализировать документ по плану;
- использовать документ для доказательства своего мнения;
- находить нужную информацию в одном или нескольких документах.
В 9-11 классах обучающиеся должны уметь:
-
отбирать
необходимый
материал
из
нескольких
документов
для
самостоятельного решения поставленной учителем задачи;
- сопоставлять несколько источников;
- выявлять причинно-следственные связи событий и фактов, отраженных в
документах;
- обобщать и анализировать полученную в документах информацию.
Добиться
всего
этого
можно
лишь
с
помощью
кропотливой
и
систематической работы, начиная с легкого и постепенно усложняя задания.
Основная часть.
Как требуют новые ФГОС нужно научить обучающихся выявлять
специфику исторических источников, поэтому работа с историческими
источниками предполагает добывание фактов, которые не всегда лежат на
поверхности,
а
для
извлечения
их
из
текста
требуются
сложные
мыслительные операции. Документ, отобранный для работы на уроке,
обязательно требует предварительной обработки учителем. Учитель сначала
должен сам поработать с этим документом. Иногда приходится сократить
документ, учитывая подготовку учащихся класса. Ведь каждый год классы
разные и уровень знаний разный. То что давала в прошлом учебном году
может не пригодится в данном учебном году.
Работа с историческими источниками предполагает добывание фактов,
которые не всегда лежат на поверхности. Из текста их приходится извлекать,
вот поэтому и нужна предварительная работа с документом самого учителя.
Никогда нельзя забывать о поэтапном формировании учебно-
познавательных умений. Выделяются три уровня в работе с документами:
воспроизводящий, преобразующий и творчески-поисковый.
Так, например, на воспроизводящем уровне я предлагаю ребятам
выписать основные понятия, определения, выводы из источников, ответить
на поставленные вопросы, требующие пересказа или уточнения текста или
заполнить таблицу, составить простой план и т.д.
На преобразующем уровне я включаю в задания рассказ ученика по
документу, сопровождающийся анализом текста, синтезом положений
источника с другим теоретическим материалом, идеями других источников, а
также самостоятельный отбор фактов или составление уже развернутого
плана.
На творческо-поисковом уровне я даю проблемные и познавательные
задания, которые требуют не только осмыслить, но и сопоставить различные
точки зрения, идеи нескольких документов. Выявить линии сравнения
изучаемых явлений и составления таблиц, логических цепочек, применяя
положения источника для доказательства и аргументирования своей точки
зрения.
В зависимости от подготовленности класса, я при использовании
источников, применяю работу в группах, чаще в старших классах. Обычно я
раздаю группам пакет документов и задания к ним. Иногда я разделяю
группы на «сторонников» и «противников» ( это в сильных классах). При
проведении
таких
видов
работы
развивается
умение
анализировать,
используется творчески-поисковый уровень познавательной деятельности,
формируется умение высказывать и обосновывать собственные оценки и
суждения.
Я считаю, что при работе с документами учитель должен выступать как
организатор и координатор самостоятельной работы учащихся. Чаще всего
на уроках я применяю следующие приемы при работе с документами:
чтение и анализ, комментированное чтение, формулирование вопросов к
тексту, анализ аргументации автора, формулирование обобщенных выводов,
составление текстовых, сравнительно-обобщающих таблиц, тезисов.
Следует отметить, что это отмечают сами учащиеся, без работы с
документами урок не так интересен. И если это получается, то я работу с
документом подкрепляю видеосюжетом.
Насколько колоритно, например ,письмо Петра Первого к своей матери:
« Вселюбезнейшей и дражайшей нашей матушке, государыне царице,
недостойный сынишка твой Петрушка, о здравии твоем присно слышати
желаю…».
Изучая тему по внешнеполитическим взаимодействиям между СССР и
Германией в 1920е годы, интересно обратиться к документам по теме «
Рапалльский договор 1922г.», где приведены статьи этого договора,
высказывания
политиков,
вопросы
к
текстам
документов:
Какие
преимущества давал Рапалльский договор заключившим его сторонам?
Почему западные союзники по Первой мировой войне критически отнеслись
к Рапалльскому договору? И другие вопросы.
Эти примеры показывают, что документ для урока должен
соответствовать целям и задачам обучения, отражать типичные факты и
события эпохи, содействовать актуализации исторических знаний, быть
доступным по содержанию
.
На уроках в старших классах целесообразно использовать задания,
ориентированные
на
творческо-поисковый
уровень
познавательной
деятельности, на развитие у учащихся умений анализировать, сопоставлять
тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и
суждения по рассматриваемой проблеме.
В качестве примера приведу разработку урока в 11 классе по теме
«Перестройка. Экономические реформы »
Хочу сказать о формулировке вопросов, которые составляю для работы с
документами. Формулирую вопросы таким образом, чтобы ученик не просто
прочел документ и нашел в нем подтверждение чьих-то мыслей, а сам сумел
добыть как можно больше информации и на ее основе доказать свою точку
зрения, прочитал источник «вдоль и поперек» несколько раз и, наконец-то
пришел к правильному суждению.
Нельзя формулировать вопрос, который уже содержит в себе ответ или
нежелательно формулировать вопрос, в котором содержится недоверие к
документу, например « Правда ли, что в этом источнике…»
Я считаю, что большим плюсом является то, что в учебниках А.А.Данилова
и Л.Г.Косулиной по истории России в 9-11 классах в текстах параграфов
есть вопросы к данным документам. И эти вопросы даны сразу после текста
документа. Этот очень помогает в работе. Чего нет в учебниках других
авторов.
На некоторых уроках использую такой прием, когда документ используется
не только учителем, но и самими учащимися. Раздаю документы в виде
карточек на дом. Учащиеся дама работают над документом и готовят к нему
задания. ( Даю это сильным ученикам).
Что значит педагогически обработать документ? Это значит выбрать
содержание, используемое на уроке. В случае необходимости учитель
видоизменяет документ, не затрагивая его сущности и не допуская изъятий,
стараясь сохранить особенности стиля автора. Затем нужно объяснить новые
для учеников термины и понятия и разработать задания по работе с
документом.
Вначале я всегда даю краткую характеристику того или иного источника.
Объясняю, когда и кем составлен документ, для чего и что можно из него
узнать. Обязательна при работе с документами словарная работа, после
которой провожу повторное чтение и разбор источника. Главное добиваться,
чтобы ответы учащихся были полными ( как я уже говорила выше ученики
все чаще отвечают односложно, но я всегда стараюсь добиваться полных и
обстоятельных ответов).
Очень важно еще в 7-8 классах научить детей понимать разницу между
историческим источником и литературным произведением ( дети часто не
понимают разницы).
Хочется отметить, что любой документ воспринимается эффективнее, если
есть к нему наглядное приложение ( видеоролик или иллюстрация на слайде)
Заключение.
Самостоятельная работа учащихся с источниками является более
успешной, если в ее основе лежит конкретная программа действия ученика,
выстроенная в соответствии с определенной дидактической задачей и
содержанием учебного материала, с учетом подготовленности ученика к
работе
с
текстами.
Целесообразно
использовать
систему
заданий,
ориентированных
на
три
уровня
познавательной
деятельности:
воспроизводящей, преобразующей и творческо-поисковой. Выбор уровней
определяется познавательными возможностями ученика и целями обучения.
На уроках истории в старших классах целесообразнее проводить уроки-
практикумы. Они позволяют расширить, углубить и систематизировать
знания учащихся, наиболее эффективно применить их на практике.
Подбор источников ведется таким образом, чтобы они отражали различные
взгляды на проблему. Работа с документом приближает учеников к
изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Это
позволяет учащимся выработать собственное отношение к рассматриваемой
проблеме. Учебный процесс приобретает исследовательский характер.
Изменяется
и
функциональная
деятельность
учителя:
он
выступает
преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы
учащихся.
Приложение 1.
При изучении темы « Русско-турецкая война 1877-1878 г.г.» даю для
сравнения два документа: 1-й документ « Из воспоминаний С.Ю. Витте о
настроениях в русском обществе перед русско-турецкой войной» и 2-ой
документ « Мнение историка Н.А.Троицкого».
Ставлю вопрос: - сделайте выводы об особенностях русско-турецкой
войны 1877-1878 г.г. и об отношении российского общества к этой войне.
1-й документ: « Как известно, русско-турецкая война началась с сербско-
турецкой войны. Командующим сербской армией был наш известный
генерал Черняев. В это время через Одессу из России в сербскую армию
ехала масса добровольцев. В то время в Одессе было Славянское общество…
И так как мы очень увлекались « славянской идеей» - идеей взятия
Константинополя, то очень усердно занимались отправкой добровольцев…
все в это время были заражены патриотическим духом, тем патриотическим
направлением, которое … вынудило императора Александра II объявить
войну Турции. Тогда был общий подъем русского патриотического
самосознания именно в смысле славянского единения»
2-ой документ: « Чуть ли не все слои российского общества толкали
правительство к решительной поддержке славян, вплоть до силы оружия,
толкали из разных соображений. Реакционные круги жаждали войны, ибо
рассчитывали войной (конечно, победоносной) «объединить» Россию вокруг
трона и славян вокруг России. Либералы надеялись, что война за
освобождение « братьев – славян» повлечет за собой рост освободительных
настроений в самой России снизу доверху и побудит царизм согласиться на
Конституцию. Наконец, революционеры считали, что освободительный
характер войны оживит ( как в 1812) политическое самосознание нации и
стимулирует подъем революционной борьбы за свержение царизма…»
Список литературы
1. Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго
поколения. История. М. «Просвещение» . 2010 г.
2. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории. М. 2003г.
3. Запорожец Н. И. Развитие умений учащихся . ПИШ. 2011 г. №4
4. Лисова К. Использование документов на уроках истории. Народное
образование. 2001г. №5.
5. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М. 2004 г
Приложение 2. Урок в 11 классе.
Тема: Перестройка. Экономические реформы.
Цель:
познакомить учащихся с этапами перестройки, экономическими
реформами.
Задачи: Обучающая: обобщить и конкретизировать полученные знания о
развитии страны в «застойный» период, обозначить причины перестройки,
понять суть экономических реформ.
Развивающая: умение работать с текстами учебника и документами, с
таблицами, с терминологией; умение сравнивать, сопоставлять факты и
события.
Воспитательная: постепенно приучать учащихся к трудолюбию, уважению к
друг другу во время самостоятельной работы, уметь терпеливо выслушивать
точку
зрения
своих
товарищей,
сообща
работать
над
поставленной
проблемой.
Оборудование:
учебник»
История
России
XX
век.»
-
А.А.Данилов,
Л.Г.Косулина; раздаточный материал ( документы, термины, памятки)
План урока:
1. Организационный
момент.
2. Постановка цели и задач.
3. Опрос по вопросам домашнего задания.
4. Изучение новой темы.
5. Закрепление ( тест)
6. Подведение итогов и домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Постановка цели, задач урока.
Учитель: Мы начинаем изучение нового раздела « СССР на этапе
перестройки» Он охватывает период с 1985 по 1991 годы. Узнаем, что
перестройка коснулась разных сфер общественной жизни.
Вопрос: - какие сферы общественной жизни вы знаете?
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока: « Перестройка. Экономические
реформы»
Вопросы: - предположите, чем мы будем заниматься на уроке?
- чем может быть интересна эта тема?
( Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.)
3. Опрос по вопросам домашнего задания.
Учитель: начало переменам было положено 11 марта 1985 года, с избранием
на пост Генерального секретаря ЦККПСС М.С.Горбачева. ( слайд 1)
Вопрос: как вы думаете, почему личность М.С.Горбачева вызывала симпатии
со стороны общественности?
( В качестве домашнего задания учащиеся кроме чтения параграфа,должны
были расспросить дома своих родителей, бабушек, дедушек, друзей и
знакомых и назвать отрицательные итоги периода «застоя»)
Ожидаемые ответы учащихся: - В период застоя была проведена аграрная
реформа, на проведение которой было затрачено много денежных средств и
расходовались они не эффективно.
- Росли у рабочих предприятий и совхозов иждивенческие настроения.
Начинались потери сельскохозяйственной продукции, рос импорт зерна.
- Реформа в промышленности шла на убыль, ползли вниз плановые
показатели, снижались темпы роста производительности труда.
- Увеличивалось финансирование оборонных программ.
- Проводилась борьба с диссидентством.
- Усиливалась роль армии и КГБ.
- Прогресс в науке и технике на ощущался, несмотря на уникальные
разработки советских ученых.
- Обострялась ситуация с Западом из-за ввода советских войск в Афганистан.
Вопрос: и как же отражался негатив застоя на жизни общества?
Примерный ответ: Социальная сфера финансировалась по остаточному
принципу. Сокращалось жилищное строительство. Рост дефицит товаров.
Росло количество социальных иждивенцев. Жизнь становилась праздником.
4. Изучение новой темы.
( Слайд 2) Учитель: Ребята, вы перечислили отрицательные итоги периода
застоя, и как они отразились на жизни общества. На этом слайде
представлены
предпосылки
перестройки.
(
учащиеся
записывают
хронологические рамки перестройки.)
Прослушивается фонограмма речи М.С.Горбачева. ( Слайд 3 )
Работа парами. Задание: - используя текст учебника, выпишите по годам
этапы эволюции перестройки.
Примерные результаты:
Апрель 1985-первая половина 1987 г.г.
- антиалкогольная компания;
- госприемка;
- закупка импортного оборудования;
- сокращение закупок ширпотреба за рубежом.
Вторая половина 1987- первая половина 1989 г.г.
- расширение самостоятельности гос. предприятий на принципах хозрасчета
и самоокупаемости;
- разрешение индивидуальной трудовой деятельности;
- разрешение аренды земли;
- сокращение отраслевых министерств;
Вторая половина 1989 – первая половина 1991г.г.
- экономические программы: Абалкина, «500дней», Павлова, Президентская.
- «Закон о государственном предприятии» - госзаказ.
Учитель: давайте разберемся с новыми для вас терминами.
Работа с рабочим листом: ознакомление с терминами « перестройка»,
«хозрасчет», «самофинансирование ».
Работа с документами. Класс делится на 3 группы.
1 группа. Вопрос: звучит в названии документа.
Документ « Главный вопрос…в том, как и за счет чего страна может
добиться экономического развития» Из доклада М.С.Горбачева на Пленуме
ЦК КПСС 23 апреля 1985 г.
2 группа. Вопрос: Сделайте выводы на основании таблиц и найдите в
учебнике подтверждение своим выводам.
Таблица 1. «Сравнительная производительность труда в СССР и США»
( производительность труда в США – 100%)
1960-1969г.г.
1970-1979г.г.
1980-1986г.г.
В промышленности 44% В промышленности53 % В промышленности 55%
Таблица 2. « Экономическое развитие СССР»
Среднегодовые
показатели в %
1986 г.
1987 г.
1988 г.
1989 г.
1990г.
Темпы
прироста
производительности
труда
2,1
1,6
4,8
2,2
-3
3 группа. Вопрос: Проанализировать отрывок из программы «500 дней»
При ответе использовать имеющуюся памятку ( записана в тетрадях) для
анализа исторического документа.
Возможные ответы учащихся после работы над источниками:
1 группа.
« Страна может добиться ускорения экономического развития, если
поставить интенсификацию экономики и ускорение научно-технического
прогресса,
перестроить
управление
и
планирование,
структурную
и
инвестиционную политику, повсеместно повысить организованность и
дисциплину, коренным образом улучшить стиль деятельности. Сравнительно
быструю отдачу можно получить, если привести в действие организационно-
экономические и социальные резервы, и в первую очередь, активизировать
человеческий фактор, добиться того, чтобы каждый на своем месте работал
добросовестно и с полной отдачей.»
2 группа.
« Из таблицы первой видно, что производительность труда в США принята
за 100% тогда как производительность труда в промышленности СССР за
последние годы составляет 55% - это почти в 2 раза меньше. Если оценивать
сельское хозяйство, то производительность труда в СССР в 4 раза меньше,
чем в США.
« Из второй таблицы видим, что реформы в области экономики в 1988 году
достигли наивысшего показателя, но в последующие годы наблюдается спад.
Очевидно, эти реформы носили не завершенный или непродуманный
характер.
В
учебнике
говорится,
что
мероприятия
не
носили
последовательного
характера,
большинство
проводимых
реформ
откладывались или растягивались на неопределенный период. Ни одна из
реформ, по мнению А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной, не была доведена до
логического
завершения,
а
значит,
не
могла
дать
положительных
результатов.»
3 группа.
« В программе «500 дней» идет речь о личной заинтересованности в своем
труде, чтобы каждый на своем месте работал добросовестно и с полной
отдачей. Эта программа предусматривала переход к рыночной экономике.
Нужно провести приватизацию государственных предприятий, чтобы создать
реальную основу для экономического союза республик, повысить жизненный
уровень граждан и преодолеть отставание от других стран. Эта программа
значительно урезала власть Центра. Под давлением консерваторов М.
Горбачев отказался от проведения этой реформы.»
Учитель: Ребята, экономические реформы сопровождались сопутствующими
факторами, которые отрицательно повлияли на экономику нашей страны,
они отражены на слайде. (Слайд 4)
Вопрос:
Какие же результаты в социально-экономической сфере мы
получили в ходе перестройки? Посмотрите на ( Слайд 5 )
5. Закрепление ( тест)
6. Домашнее задание:
1. Спросите своих родителей и старших родственников:
-
Стало
ли
население
жить
лучше
после
этих
экономических
преобразований.
2. Знать новые термины.
3.Подготовится отвечать по записям в тетрадях.