Напоминание

Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток


Автор: Щербакова Ольга Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СКШИ г.Нерюнгри
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) г.Нерюнгри
Наименование материала: Открытый урок
Тема: Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток
Раздел: начальное образование





Назад




УРОК МАТЕМАТИКИВ ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ

«СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ПРЕДЕЛАХ 20 С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК»

Разработанное учителем МОУ СКШИ г. Нерюнгри

Щербаковой О.В.

Цель урока:закрепить знания изученных приёмов сложения и вычитания в пределах 20

с переходом через десяток, соблюдать здоровье сберегающие технологии.

Формирование универсальных учебных действий:

1.

Регулятивные УУД:

- формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- проверять результат выполнения учебного задания и вносить корректировку;

-определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

2.Познавательные УУД:

- выполнять сложение и вычитание в пределах 20, уметь обосновывать свое мнение;

- наблюдать и делать выводы;

- использовать приобретенные знания при выполнении различных заданий.

3. Коммуникативные УУД:

- комментировать учебное задание с использованием математических терминов;

- комментировать действия сложения и вычитания чисел в пределах 20;

- формулировать собственное мнение;

- работать в парах;

- согласовывать позиции и находить общее решение в рамках учебного диалога.

4. Личностные УУД:

-формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла

учебной деятельности;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий;

- осознание собственных достижений при освоении учебной темы;

- позитивное отношение к результатам обучения;

- привитие интереса к предмету.

Форма урока- закрепление.

Оборудование: картинка девушка- Осень, белка, осенние листья, веточка со снежинкой,

резиновые

мячики, резиновые массажные коврики, грибы с примерами. индивидуальные карточки-

листочки с

примерами, числовая лента, веер чисел, счёты, геометрические фигуры (круг, квадрат,

треуголь-

ник)музыкальные физ. минутки, слайды.

Ход урока:

( Звучит музыка «Песенка про осень»).

l. Орг. момент.

Мотивация к учебной деятельности:

Учитель:

Все расселись по местам, никому не тесно.

По секрету скажу вам: »Будет интересно!»

Будем считать, писать и решать задачи.

Повторим материал, закрепим умения,

Чтобы каждый мог сказать: »Это всё умею я»!

- Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее

настроение начинается с улыбки. Улыбнитесь друг другу. Поприветствуем гостей,

улыбнитесь гостям.

II. Самоопределение к деятельности:

Задание на внимание.

-Ребята, посмотрите вокруг, Что вы заметили?

- Осенние листья, веточки без листьев, первая снежинка на ветке.

-Посмотрите, на доску. (Слайд 1)

-Найдите и скажите, что здесь лишнее

(солнце, дождь, птицы, жёлтые листья, почки на деревьях).

- Почки на деревьях.

-Почему? (потому что почки на деревьях- это наступление весны).

-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

-О времени года –осень.

- В гостях у нас сегодня Осень. По календарю последний день осени. Мы прощаемся с

этим временем года. (Дети вспоминают название осенних месяцев, называют признаки,

периоды осени).

Определение темы урока.

(Слайд 2)

9+3, 8+4, 13-7,15-6.

- Посмотрите на примеры и определите тему урока.

(Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.)

- На какие две группы можно разделить примеры?

-Нахождение суммы и остатка.

- Осень принесла вам интересные задания, выполнив которые мы закрепим навыки

сложения и вычитания чисел в пределах 20 (Слайд 3)

-Ребята, что мы делаем на уроках математики?

-Мы пришли сюда учиться не лениться, а трудиться, только тот, кто много знает в жизни

что –то достигает. Начинаем мы опять: думать, рассуждать, смекать (хором)

-Давайте проверим свои предположения.

III Открытие нового знания. Работа по теме урока.

1. Устный счёт.

а) нумерация чисел в пределах второго десятка.

-Перед вами 1 задание Осени. ((Слайд 4)

-Что это? (туча).

- Это не просто туча, а математическая туча.

-Назовите числа на капельках дождя. ( дети называют по цепочке, а )

учитель записывает на доске)

12,8,16,17,20,19,11,10.

-Ребята, яхочу у вас спросить : какое число лишнее?

(8 -почему? Однозначное.)

-Как называются остальные числа? (двузначные).

-Расставьте числа в порядке увеличения от 10 до 20.

(ученик записывает на доске)

10,11,12,16,17,19,20

-Ребята, а давайте спросим : какое самое большое число (20), самое маленькое число (10)

-Из каких разрядов состоят двузначные числа. (десятки и единицы).

-Оцените работу. (Самооценка)

-Справились без ошибок?

- Были ли трудности?

б) задание на смекалку.

(работа с числовым веером).

Учитель: - Решаем задачу, а ответ показываем.

Десять листьев Вася сам собрал,

Два листика ему ещё Алёша дал.

Скажите, сколько у него

Листиков всего? (12).

Учитель: - Это задание Осени выполнили.

-Оцените работу. (Самооценка)

-Справились без ошибок?

- У кого это задание вызвало трудности?

в) работа с числовым рядом.

-Сосчитайте от 1 до 10 (Жанна А.), от 5 до 15 (Наташа К.), от 9 до 18 (Ева И), от 13 до

20 (весь класс)

-Какой это был счёт? (вперёд, увеличиваем на 1)

-Сосчитайте от 10 до 1 ( Катерина Г.), от 15 до 7 (Максим М).

-А какой это был счёт ? (обратный, уменьшаем на 1)

- Ребята, что мы делаем на уроках математики? (Задаём вопросы и отвечаем на них).

- Какие вопросы по числовому ряду вы хотите задать одноклассникам?

- Назовите соседей следующих чисел: 6,10,17,19 (учащиеся спрашивают по команде

учителя)

-Оцените свою работу. (Самооценка)

- Кто выполнил задание верно и не допустил ни одной ошибки ?

- Кто допустил 1 ошибку ?

- Кто больше одной ошибки - Стараемся работать лучше.

Учитель :

-И с этим заданием справились!

2. Работа в тетрадях.

-Учитель:

-Прежде, чем начать писать, надо руки нам размять. (учащиеся разминку делают с

помощью резиновых мячиков)

а) Каллиграфическая минутка.

Учитель:

- Сядьте ровно. Всё в порядке? Открывайте-ка тетрадки и какой сегодня день все

запишут… Нам не лень!

Слова ученика:

-Я тетрадочку открою и наклонно положу. Я друзья от вас не скрою ручку я, вот так

держу. Сяду ровно, не согнусь, за уроки я возьмусь. (один ученик показывает, а все

остальные выполняют).

- Запишем сегодняшнее число (30 ноября).

-Что о нём можно сказать? (однозначное, двухзначное). Классная работа.

-Повторим написание цифры 5.

-Цифра 5 перед тобой!

Научись ее писать,

Чтоб пятерки получать!

(Учитель демонстрирует и проговаривает последовательность написания цифры 5).

- Начинаем писать с середины верхней линии, ведем наклонную линию, немного не

доходя до центра клетки, пишем полуовал, касаясь нижней линии клетки. Сверху пишем

горизонтальный хвостик.

- Напишите в тетрадях цифру 5 целую строчку.

(Слайд 5.)

Физ.минутка

(«Осень»)

(физ. минутку учащиеся выполняют на массажных ковриках).

3.Практичкая работа.

а) (решение примеров у доски )

Учитель: А примеры-то, примеры

Ждут давно уж нас они

Их решайте побыстрее

Все мы будем молодцы!

-Но прежде, я хочу у вас спросить, а как осенью себя ведут животные, что они делают?

(делают запасы, готовятся к спячке, линяют, птицы улетают). Осень пригласила к нам на

урок Белку. Давайте и мы поможем белочке сделать запасы, собрав математические

грибы.

9+3, 8+4, 13-7,15-6. (1 ученик работает у доски, берёт гриб, на котором написан

пример. Зачитывает, записывает на доске, а все остальные в тетрадях).

Самооценка.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу :

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

4. Самостоятельная работа.

а) работа с учебником. (стр №. )

- решаем первый столбик, используя счёты, числовой ряд..

- индивидуальная работа. А. Жанна, Наташа К. -работают по индивидуальным

карточкам (задание даётся на осенних листьях.).

Работа и оценивание проводится в парах:

1 Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.

2. Чётко высказывай своё мнение.

3. Умей слушать других.

3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся

вежливыми фразами.

4. Не смейся над чужими ошибками.

-Если все примеры решили верно, то ставим +

- Если допущена ошибка, ставим -

Учитель:

-Ещё выполнили одно задание. Очень хорошо.

Зарядка для глаз «Осень» ( под музыку, видеозапись (Слайд №6 ),

( работа с тренажёром для глаз Базарного)

б) решение задачи.

-. Прочитаем пословицу:

Весна красна, да голодна, а осень дождлива, да сыта.( Слайд №7 )

-Осенью собирают богатый урожай. И мы тоже собрали урожай, да не простой,

математический. (показ корзины с овощами). На обратной стороне корзины записана

задача.

Учитель: Прежде, чем мы познакомимся с задачей, давайте вспомним, что главное в

задаче? (схема на доске):

Условие

Вопрос

Решение

Ответ

Учитель: (учитель знакомит учащихся с условием задачи) (Слайд № 8).

В магазине было 16 тыкв. 6 продали. Сколько тыкв осталось в магазине?

- О чём говорится в задаче? (о тыквах)

-Где была тыква? (в магазине)

- Сколько было тыкв в магазине? (16).

-Сколько продали? (6)

-Какой вопрос в задаче? (сколько осталось?)

-Кто понял, как решается эта задача?

-Каким действием будем решать задачу? (« - «)

- Из 16 вычтем 6

-Оформляем условие задачи в тетради.

Было- 16 т.

Продали-6 т.

Осталось-?

16т.-6т.=10 (т).

-Ответили на вопрос задачи (да)

-Записываем ответ

Ответ:10 тыкв.

Учитель:

-Ещё выполнили одно задание. Молодцы!

в) геометрическое задание.

- Ещё одно задание Осени.

Учитель: Отгадайте –ка загадку:

Шелестящим шепотком

Гонит листья кувырком. (ветер)

Подул сильный ветер и перепутал геометрические фигуры. Вы подумайте вначале, а

потом мне отвечайте, какой фигуры не хватает в строчках? ( на доске таблица с

геометрическими фигурами. Учащиеся вставляют недостающую фигуру).

?

?

Учитель: -И это задание выполнили. Очень хорошо.

IV. Рефлексия.

-Молодцы, оцените свою работу. Откройте конверты, достаньте листья.

-Если вы считаете, что все задания Осени выполнили правильно, работали активно -

возьмите красный листок.

- Если испытывали затруднения -возьмите жёлтый листок.

-Если вам нужно ещё потрудиться – возьмите зелёный листок.

-Поднимите вверх- у нас осенний листопад.

V.Итог урока.

-Ребята, какая тема была сегодня на уроке? (Сложение и вычитание в пределах 20)

-Чем занимались на уроке? (складывали , вычитали в пределах 20)

-Что для этого делали? (считали устно, решали примеры на сложение и вычитание,

решали задачи).

-Какое время года мы провожали?

- Осень.

- Осень очень довольна вами. Говорим: - Осень, до свидания!

VI. Выставление оценок за урок.

Учитель:

Спасибо всем за урок.

Вы отлично отвечали

И друг другу помогали.

Всех я вас благодарю!

И оценки говорю.

(учитель комментирует оценки).



В раздел образования