Автор: Щербакова Ольга Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СКШИ г.Нерюнгри
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) г.Нерюнгри
Наименование материала: Открытый урок
Тема: Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток
Раздел: начальное образование
УРОК МАТЕМАТИКИВ ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ
«СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ПРЕДЕЛАХ 20 С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК»
Разработанное учителем МОУ СКШИ г. Нерюнгри
Щербаковой О.В.
Цель урока:закрепить знания изученных приёмов сложения и вычитания в пределах 20
с переходом через десяток, соблюдать здоровье сберегающие технологии.
Формирование универсальных учебных действий:
1.
Регулятивные УУД:
- формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- проверять результат выполнения учебного задания и вносить корректировку;
-определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
2.Познавательные УУД:
- выполнять сложение и вычитание в пределах 20, уметь обосновывать свое мнение;
- наблюдать и делать выводы;
- использовать приобретенные знания при выполнении различных заданий.
3. Коммуникативные УУД:
- комментировать учебное задание с использованием математических терминов;
- комментировать действия сложения и вычитания чисел в пределах 20;
- формулировать собственное мнение;
- работать в парах;
- согласовывать позиции и находить общее решение в рамках учебного диалога.
4. Личностные УУД:
-формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла
учебной деятельности;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий;
- осознание собственных достижений при освоении учебной темы;
- позитивное отношение к результатам обучения;
- привитие интереса к предмету.
Форма урока- закрепление.
Оборудование: картинка девушка- Осень, белка, осенние листья, веточка со снежинкой,
резиновые
мячики, резиновые массажные коврики, грибы с примерами. индивидуальные карточки-
листочки с
примерами, числовая лента, веер чисел, счёты, геометрические фигуры (круг, квадрат,
треуголь-
ник)музыкальные физ. минутки, слайды.
Ход урока:
( Звучит музыка «Песенка про осень»).
l. Орг. момент.
Мотивация к учебной деятельности:
Учитель:
Все расселись по местам, никому не тесно.
По секрету скажу вам: »Будет интересно!»
Будем считать, писать и решать задачи.
Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: »Это всё умею я»!
- Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее
настроение начинается с улыбки. Улыбнитесь друг другу. Поприветствуем гостей,
улыбнитесь гостям.
II. Самоопределение к деятельности:
Задание на внимание.
-Ребята, посмотрите вокруг, Что вы заметили?
- Осенние листья, веточки без листьев, первая снежинка на ветке.
-Посмотрите, на доску. (Слайд 1)
-Найдите и скажите, что здесь лишнее
(солнце, дождь, птицы, жёлтые листья, почки на деревьях).
- Почки на деревьях.
-Почему? (потому что почки на деревьях- это наступление весны).
-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
-О времени года –осень.
- В гостях у нас сегодня Осень. По календарю последний день осени. Мы прощаемся с
этим временем года. (Дети вспоминают название осенних месяцев, называют признаки,
периоды осени).
Определение темы урока.
(Слайд 2)
9+3, 8+4, 13-7,15-6.
- Посмотрите на примеры и определите тему урока.
(Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.)
- На какие две группы можно разделить примеры?
-Нахождение суммы и остатка.
- Осень принесла вам интересные задания, выполнив которые мы закрепим навыки
сложения и вычитания чисел в пределах 20 (Слайд 3)
-Ребята, что мы делаем на уроках математики?
-Мы пришли сюда учиться не лениться, а трудиться, только тот, кто много знает в жизни
что –то достигает. Начинаем мы опять: думать, рассуждать, смекать (хором)
-Давайте проверим свои предположения.
III Открытие нового знания. Работа по теме урока.
1. Устный счёт.
а) нумерация чисел в пределах второго десятка.
-Перед вами 1 задание Осени. ((Слайд 4)
-Что это? (туча).
- Это не просто туча, а математическая туча.
-Назовите числа на капельках дождя. ( дети называют по цепочке, а )
учитель записывает на доске)
12,8,16,17,20,19,11,10.
-Ребята, яхочу у вас спросить : какое число лишнее?
(8 -почему? Однозначное.)
-Как называются остальные числа? (двузначные).
-Расставьте числа в порядке увеличения от 10 до 20.
(ученик записывает на доске)
10,11,12,16,17,19,20
-Ребята, а давайте спросим : какое самое большое число (20), самое маленькое число (10)
-Из каких разрядов состоят двузначные числа. (десятки и единицы).
-Оцените работу. (Самооценка)
-Справились без ошибок?
- Были ли трудности?
б) задание на смекалку.
(работа с числовым веером).
Учитель: - Решаем задачу, а ответ показываем.
Десять листьев Вася сам собрал,
Два листика ему ещё Алёша дал.
Скажите, сколько у него
Листиков всего? (12).
Учитель: - Это задание Осени выполнили.
-Оцените работу. (Самооценка)
-Справились без ошибок?
- У кого это задание вызвало трудности?
в) работа с числовым рядом.
-Сосчитайте от 1 до 10 (Жанна А.), от 5 до 15 (Наташа К.), от 9 до 18 (Ева И), от 13 до
20 (весь класс)
-Какой это был счёт? (вперёд, увеличиваем на 1)
-Сосчитайте от 10 до 1 ( Катерина Г.), от 15 до 7 (Максим М).
-А какой это был счёт ? (обратный, уменьшаем на 1)
- Ребята, что мы делаем на уроках математики? (Задаём вопросы и отвечаем на них).
- Какие вопросы по числовому ряду вы хотите задать одноклассникам?
- Назовите соседей следующих чисел: 6,10,17,19 (учащиеся спрашивают по команде
учителя)
-Оцените свою работу. (Самооценка)
- Кто выполнил задание верно и не допустил ни одной ошибки ?
- Кто допустил 1 ошибку ?
- Кто больше одной ошибки - Стараемся работать лучше.
Учитель :
-И с этим заданием справились!
2. Работа в тетрадях.
-Учитель:
-Прежде, чем начать писать, надо руки нам размять. (учащиеся разминку делают с
помощью резиновых мячиков)
а) Каллиграфическая минутка.
Учитель:
- Сядьте ровно. Всё в порядке? Открывайте-ка тетрадки и какой сегодня день все
запишут… Нам не лень!
Слова ученика:
-Я тетрадочку открою и наклонно положу. Я друзья от вас не скрою ручку я, вот так
держу. Сяду ровно, не согнусь, за уроки я возьмусь. (один ученик показывает, а все
остальные выполняют).
- Запишем сегодняшнее число (30 ноября).
-Что о нём можно сказать? (однозначное, двухзначное). Классная работа.
-Повторим написание цифры 5.
-Цифра 5 перед тобой!
Научись ее писать,
Чтоб пятерки получать!
(Учитель демонстрирует и проговаривает последовательность написания цифры 5).
- Начинаем писать с середины верхней линии, ведем наклонную линию, немного не
доходя до центра клетки, пишем полуовал, касаясь нижней линии клетки. Сверху пишем
горизонтальный хвостик.
- Напишите в тетрадях цифру 5 целую строчку.
(Слайд 5.)
Физ.минутка
(«Осень»)
(физ. минутку учащиеся выполняют на массажных ковриках).
3.Практичкая работа.
а) (решение примеров у доски )
Учитель: А примеры-то, примеры
Ждут давно уж нас они
Их решайте побыстрее
Все мы будем молодцы!
-Но прежде, я хочу у вас спросить, а как осенью себя ведут животные, что они делают?
(делают запасы, готовятся к спячке, линяют, птицы улетают). Осень пригласила к нам на
урок Белку. Давайте и мы поможем белочке сделать запасы, собрав математические
грибы.
9+3, 8+4, 13-7,15-6. (1 ученик работает у доски, берёт гриб, на котором написан
пример. Зачитывает, записывает на доске, а все остальные в тетрадях).
Самооценка.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу :
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
4. Самостоятельная работа.
а) работа с учебником. (стр №. )
- решаем первый столбик, используя счёты, числовой ряд..
- индивидуальная работа. А. Жанна, Наташа К. -работают по индивидуальным
карточкам (задание даётся на осенних листьях.).
Работа и оценивание проводится в парах:
1 Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.
2. Чётко высказывай своё мнение.
3. Умей слушать других.
3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся
вежливыми фразами.
4. Не смейся над чужими ошибками.
-Если все примеры решили верно, то ставим +
- Если допущена ошибка, ставим -
Учитель:
-Ещё выполнили одно задание. Очень хорошо.
Зарядка для глаз «Осень» ( под музыку, видеозапись (Слайд №6 ),
( работа с тренажёром для глаз Базарного)
б) решение задачи.
-. Прочитаем пословицу:
Весна красна, да голодна, а осень дождлива, да сыта.( Слайд №7 )
-Осенью собирают богатый урожай. И мы тоже собрали урожай, да не простой,
математический. (показ корзины с овощами). На обратной стороне корзины записана
задача.
Учитель: Прежде, чем мы познакомимся с задачей, давайте вспомним, что главное в
задаче? (схема на доске):
Условие
Вопрос
Решение
Ответ
Учитель: (учитель знакомит учащихся с условием задачи) (Слайд № 8).
В магазине было 16 тыкв. 6 продали. Сколько тыкв осталось в магазине?
- О чём говорится в задаче? (о тыквах)
-Где была тыква? (в магазине)
- Сколько было тыкв в магазине? (16).
-Сколько продали? (6)
-Какой вопрос в задаче? (сколько осталось?)
-Кто понял, как решается эта задача?
-Каким действием будем решать задачу? (« - «)
- Из 16 вычтем 6
-Оформляем условие задачи в тетради.
Было- 16 т.
Продали-6 т.
Осталось-?
16т.-6т.=10 (т).
-Ответили на вопрос задачи (да)
-Записываем ответ
Ответ:10 тыкв.
Учитель:
-Ещё выполнили одно задание. Молодцы!
в) геометрическое задание.
- Ещё одно задание Осени.
Учитель: Отгадайте –ка загадку:
Шелестящим шепотком
Гонит листья кувырком. (ветер)
Подул сильный ветер и перепутал геометрические фигуры. Вы подумайте вначале, а
потом мне отвечайте, какой фигуры не хватает в строчках? ( на доске таблица с
геометрическими фигурами. Учащиеся вставляют недостающую фигуру).
?
?
Учитель: -И это задание выполнили. Очень хорошо.
IV. Рефлексия.
-Молодцы, оцените свою работу. Откройте конверты, достаньте листья.
-Если вы считаете, что все задания Осени выполнили правильно, работали активно -
возьмите красный листок.
- Если испытывали затруднения -возьмите жёлтый листок.
-Если вам нужно ещё потрудиться – возьмите зелёный листок.
-Поднимите вверх- у нас осенний листопад.
V.Итог урока.
-Ребята, какая тема была сегодня на уроке? (Сложение и вычитание в пределах 20)
-Чем занимались на уроке? (складывали , вычитали в пределах 20)
-Что для этого делали? (считали устно, решали примеры на сложение и вычитание,
решали задачи).
-Какое время года мы провожали?
- Осень.
- Осень очень довольна вами. Говорим: - Осень, до свидания!
VI. Выставление оценок за урок.
Учитель:
Спасибо всем за урок.
Вы отлично отвечали
И друг другу помогали.
Всех я вас благодарю!
И оценки говорю.
(учитель комментирует оценки).