Напоминание

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ


Авторы: Новопашина Екатерина Валентиновна, Артёмова Оксана Анатольевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МКДОУ №15 Детский сад "Радуга"
Населённый пункт: г. Шелехов Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Артёмова О.А., Новопашина Е.В.,

МКДОУ №15 «Радуга,

г. Шелехов

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ

В современно мире проблема экологического воспитания стала особенно

актуальной. Важный этап в развитии экологической культуры-дошкольное

детство. В это время происходит закладка основ личности, в том числе

бережное отношение к природе и живому вокруг. Эффект от работы в этом

направлении будет только при условии сотрудничества и взаимосвязи

дошкольной организации и семьи.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении

положительного примера в поведении взрослых. Здесь необходимо достичь

полного взаимопонимания. Родители должны понимать, что невозможно

потребовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если

взрослые сами не всегда ему следуют. Воспитать в детях позитивное

отношение к природе возможно лишь тогда, когда они сами обладают

экологической культурой. Дети очень восприимчивы к тому, что видят

вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые

.

Идея долгосрочного экологического проекта возникла в нашей группе не

случайно. Дети заметили в городе появление новых мусорных контейнеров

разного цвета, стали задавать вопросы своим родителям. Ребята старшего

дошкольного возраста очень любознательны и восприимчивы к воздействиям

взрослого.

Каждая семья выпустила макет агитационной листовки «Спасём планету

от мусора», которые в последствии распечатали и распространили в нашем

детском саду. Тем самым удалось дополнительно привлечь к этой проблеме

внимание родителей детей из других групп.

Мы организовали конкурс поделок из бросового материала «Вторая жизнь

вещей», в которой приняли участие большинство семей нашей группы.

Некоторые пособия пополнили развивающую предметно-пространственную

среду нашей группы.

С помощью родителей был в процессе реализации проекта был создан

мобильный экологический стенд «Эколята». Атрибуты для игр: маски и

галстуки, сказочные герои –эколята из глины.

Был приобретён наглядно–дидактический материал «Планета земля», «Какой

бывает вода», «Воздух, земля, вода», Экологические цепочки», а также

изготовлены различные пособия: «Времена года», дерево «Моя планета –

земля», атрибуты для игр сенсорная гусеница, экологические знаки «Плохо и

хорошо».

Были приобретены для детей книги, энциклопедии, плакаты. Родители так же

оказали помощь в сборе природных материалов, в создании книги своими

руками «Азбука природолюбия».

С одной из актуальных проблем современного общества – сортировке

мусора мы познакомили детей в форме настольной игры, которую также

сделали родители своими руками.

В рамках проекта были запланированы и проведены акции экологической

направленности.

В акции по сбору макулатуры «Сдай макулатуру – спаси дерево» приняли

участие все семьи детей нашей группы. Ведь в каждом доме найдётся много

бумажной продукции.

С помощью акции по сбору пластиковых крышек «Добрые крышечки»

напомнили взрослым и донесли до детей информацию о вторичном

использовании пластика.

После беседы с детьми о бездомных животных, возник вопрос о реальной

помощи приюту. Родилась идея акции «Поможем братьям нашим меньшим».

Собранный корм был доставлен в питомник К-9.

К празднику «Синичкин день» был объявлен конкурс на лучшую кормушку.

Родители и ребята проявили фантазию и выдумку при оформлении столовых

для

пернатых.

Собираясь

на

прогулку,

дети

всегда

вспоминают

о

необходимости покормить птиц.

Для пополнения экологического центра, созданного в нашей группе дети с

родителями дома посадили комнатное растение и принесли в детский сад.

Каждый ребёнок получил возможность ухаживать и наблюдать за ростом и

развитием своего растения.

Если ребёнок сам посадил растение, он всегда

будет бережно относиться к растениям и в других условиях.

Ребята с помощью родителей создали книжки – малышки на тему

«Животные нашего края», подготовили дома презентацию своего маленького

издания и выступили с ней перед сверстниками.

Педагоги познакомили дошкольников с Красной книгой России. Дети

узнали о животных и растениях, которым угрожает исчезновение, если не

остановить их уничтожение. После этого было решено выпустить свою книгу

в группе, в которую будут занесены исчезающие представители флоры и

фауны Сибири. К участию в создании нашей книги снова были привлечены

родители.

В течение года мы выходили с детьми на прогулку в парк, на экскурсию в

оранжерею, ездили на ферму в соседнее село.

Экологический опыт

закладывается в ситуациях, когда ребенок получает радость от общения с

природой. Именно семья в близком контакте со своим ребенком может

создавать такие условия, воспитывая у ребенка экологический значение.

Итогом проекта запланировано создание экологической тропы на участке

нашей группы детского сада, которое также не обойдётся без участия

родителей.

Естественно, не все родители имеют достаточный запас знаний о флоре и

фауне. После каждого выхода в природу с детьми в процессе наблюдений за

растениями или животными обычно возникает целый ряд вопросов от

маленьких «почемучек». Родителям необходимо самостоятельно пополнить и

расширить свои знания об охране природы и экологии.

Таким образом, участие воспитанников и их родителей в проектной

деятельности и акциях даёт детям новые знания, постепенно расширяя и

углубляя первоначальные представления, формируют бережное отношение к

окружающему миру. Участвуя в реализации проектов и акций, дети делают

маленькие шаги к экологической культуре здоровья.

Как бы ни старались педагоги прививать навыки экологической культуры,

без взаимодействия с семьёй этого сделать невозможно.

Решение

задач

экологического

воспитания

дошкольников

помогает

осуществить реализация познавательно-исследовательского проекта.

Ни один долгосрочный проект с детьми дошкольного возраста не может быть

реализован

без

привлечения

родителей

как

активных

участников

образовательного процесса. Поэтому родители принимали участие на каждом

этапе реализации нашего проекта.

Список литературы:

1. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников

(средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А.

Обухова. - М.: ВАКО, 2005. – 240 с.

2. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная

педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.

3. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная

педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.



В раздел образования