Авторы: Новопашина Екатерина Валентиновна, Артёмова Оксана Анатольевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МКДОУ №15 Детский сад "Радуга"
Населённый пункт: г. Шелехов Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование
Артёмова О.А., Новопашина Е.В.,
МКДОУ №15 «Радуга,
г. Шелехов
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ
В современно мире проблема экологического воспитания стала особенно
актуальной. Важный этап в развитии экологической культуры-дошкольное
детство. В это время происходит закладка основ личности, в том числе
бережное отношение к природе и живому вокруг. Эффект от работы в этом
направлении будет только при условии сотрудничества и взаимосвязи
дошкольной организации и семьи.
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении
положительного примера в поведении взрослых. Здесь необходимо достичь
полного взаимопонимания. Родители должны понимать, что невозможно
потребовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если
взрослые сами не всегда ему следуют. Воспитать в детях позитивное
отношение к природе возможно лишь тогда, когда они сами обладают
экологической культурой. Дети очень восприимчивы к тому, что видят
вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые
.
Идея долгосрочного экологического проекта возникла в нашей группе не
случайно. Дети заметили в городе появление новых мусорных контейнеров
разного цвета, стали задавать вопросы своим родителям. Ребята старшего
дошкольного возраста очень любознательны и восприимчивы к воздействиям
взрослого.
Каждая семья выпустила макет агитационной листовки «Спасём планету
от мусора», которые в последствии распечатали и распространили в нашем
детском саду. Тем самым удалось дополнительно привлечь к этой проблеме
внимание родителей детей из других групп.
Мы организовали конкурс поделок из бросового материала «Вторая жизнь
вещей», в которой приняли участие большинство семей нашей группы.
Некоторые пособия пополнили развивающую предметно-пространственную
среду нашей группы.
С помощью родителей был в процессе реализации проекта был создан
мобильный экологический стенд «Эколята». Атрибуты для игр: маски и
галстуки, сказочные герои –эколята из глины.
Был приобретён наглядно–дидактический материал «Планета земля», «Какой
бывает вода», «Воздух, земля, вода», Экологические цепочки», а также
изготовлены различные пособия: «Времена года», дерево «Моя планета –
земля», атрибуты для игр сенсорная гусеница, экологические знаки «Плохо и
хорошо».
Были приобретены для детей книги, энциклопедии, плакаты. Родители так же
оказали помощь в сборе природных материалов, в создании книги своими
руками «Азбука природолюбия».
С одной из актуальных проблем современного общества – сортировке
мусора мы познакомили детей в форме настольной игры, которую также
сделали родители своими руками.
В рамках проекта были запланированы и проведены акции экологической
направленности.
В акции по сбору макулатуры «Сдай макулатуру – спаси дерево» приняли
участие все семьи детей нашей группы. Ведь в каждом доме найдётся много
бумажной продукции.
С помощью акции по сбору пластиковых крышек «Добрые крышечки»
напомнили взрослым и донесли до детей информацию о вторичном
использовании пластика.
После беседы с детьми о бездомных животных, возник вопрос о реальной
помощи приюту. Родилась идея акции «Поможем братьям нашим меньшим».
Собранный корм был доставлен в питомник К-9.
К празднику «Синичкин день» был объявлен конкурс на лучшую кормушку.
Родители и ребята проявили фантазию и выдумку при оформлении столовых
для
пернатых.
Собираясь
на
прогулку,
дети
всегда
вспоминают
о
необходимости покормить птиц.
Для пополнения экологического центра, созданного в нашей группе дети с
родителями дома посадили комнатное растение и принесли в детский сад.
Каждый ребёнок получил возможность ухаживать и наблюдать за ростом и
развитием своего растения.
Если ребёнок сам посадил растение, он всегда
будет бережно относиться к растениям и в других условиях.
Ребята с помощью родителей создали книжки – малышки на тему
«Животные нашего края», подготовили дома презентацию своего маленького
издания и выступили с ней перед сверстниками.
Педагоги познакомили дошкольников с Красной книгой России. Дети
узнали о животных и растениях, которым угрожает исчезновение, если не
остановить их уничтожение. После этого было решено выпустить свою книгу
в группе, в которую будут занесены исчезающие представители флоры и
фауны Сибири. К участию в создании нашей книги снова были привлечены
родители.
В течение года мы выходили с детьми на прогулку в парк, на экскурсию в
оранжерею, ездили на ферму в соседнее село.
Экологический опыт
закладывается в ситуациях, когда ребенок получает радость от общения с
природой. Именно семья в близком контакте со своим ребенком может
создавать такие условия, воспитывая у ребенка экологический значение.
Итогом проекта запланировано создание экологической тропы на участке
нашей группы детского сада, которое также не обойдётся без участия
родителей.
Естественно, не все родители имеют достаточный запас знаний о флоре и
фауне. После каждого выхода в природу с детьми в процессе наблюдений за
растениями или животными обычно возникает целый ряд вопросов от
маленьких «почемучек». Родителям необходимо самостоятельно пополнить и
расширить свои знания об охране природы и экологии.
Таким образом, участие воспитанников и их родителей в проектной
деятельности и акциях даёт детям новые знания, постепенно расширяя и
углубляя первоначальные представления, формируют бережное отношение к
окружающему миру. Участвуя в реализации проектов и акций, дети делают
маленькие шаги к экологической культуре здоровья.
Как бы ни старались педагоги прививать навыки экологической культуры,
без взаимодействия с семьёй этого сделать невозможно.
Решение
задач
экологического
воспитания
дошкольников
помогает
осуществить реализация познавательно-исследовательского проекта.
Ни один долгосрочный проект с детьми дошкольного возраста не может быть
реализован
без
привлечения
родителей
как
активных
участников
образовательного процесса. Поэтому родители принимали участие на каждом
этапе реализации нашего проекта.
Список литературы:
1. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников
(средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А.
Обухова. - М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
2. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная
педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.
3. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная
педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.