Напоминание

Внеурочная деятельность по литературе в 10 классе


Автор: Алена Леонидовна Венгер
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №30
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: рабочая программа внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС
Тема: Внеурочная деятельность по литературе в 10 классе
Раздел: полное образование





Назад




Разработчик программы: Венгер Алена Леонидовна, учитель русского языка и

литературы первой категории. 2020 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе в 10 классе

"Нобелевские

лауреаты"

соответствует

положениям

Федерального

государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в

том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной

программы, Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации» и основной общеобразовательной программе ООО

МАОУ СОШ № 30. Программа отражает идеи и положения Концепции

духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

Программы

формирования

универсальных

учебных

действий

(УУД),

составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования,

выработки

коммуникативных

качеств,

целостности

общекультурного,

личностного и познавательного развития учащихся.

Рабочая программа составлена на основе Программы элективного курса

«Нобелевские

лауреаты русской словесности». 10-11

классы. /

авт.-сост.

А.И.Жданова. Волгоград: Учитель, 2009. Учебника литературы для 10

класса/ базовый и углублённый уровень в 2 частях. /авт.-сост. С.А.Зинин,

В.И.Сахаров. - Москва: Русское слово, 2018. Сроки реализации программы –

1год.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- умение чувствовать красоту и выразительность речи,

- совершенствование собственной речи;

-

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и

уважения к Отечеству, его языку, культуре;

- формирование устойчивого познавательного интереса к чтению, к ведению

диалога с автором текста, потребности в чтении;

-развитие морального

сознания и

компетентности в

решении моральных

проблем на основе личностного выбора;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественных

произведений.

Метапредметные результаты:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к

целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать,

корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять

степень успешности своей работы и работы других в соответствии с

этими критериями;

-

самостоятельно

вычитывать

все

виды

текстовой

информации:

фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать

основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,

ознакомительным;

-

извлекать

информацию,

представленную

в

разных

формах

(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- владеть различными видами аудирования

(выборочным, ознакомительным, детальным);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в

другую (составлять план, таблицу, схему);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно,

сжато, выборочно;

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в

сотрудничестве;

- уметь формулировать собственное мнение и позицию,

аргументировать её и

координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке

общего решения в совместной деятельности;

- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения

прежде, чем принимать

решения и делать выборы;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в

совместной

деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-

уметь

задавать

вопросы

необходимые

для

организации

собственной

деятельности и сотрудничества с партнёром;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве

необходимую взаимопомощь;

- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой

ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

-

адекватно

использовать

речевые

средства

для

решения

различных

коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами

речи, различными видами монолога и диалога;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть

готовым корректировать свою точку зрения;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметными результатами являются представления:

Ученик научится:

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об

объекте (явлении);

- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

- подводитьанализируемые

объекты явления) под понятия разного уровня

обобщения

(например:

предложение,

главные

члены

предложения,

второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач

в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно

достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволить еѐ

участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей;

- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути

достижения целей;

- устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечить обмен

знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных

решений;

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями

учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы,

аргументировано формулируя своѐ отношение к прочитанному;

-

создавать

собственный

текст

аналитического

и

интерпретирующего

характера;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других

искусствах;

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе

художественного текста;

- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их

художественную и смысловую функцию;

-

вести

самостоятельную

проектно-исследовательскую

деятельность

и

оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского

характера, реферат).

Ученик получит возможность научиться:

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней

отношение,

и

на

этой

основе

формировать

собственные

ценностные

ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и

вступать в диалог с другими читателями;

- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-

следственных связей;

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и

содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой

анализ;

- интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций,

отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание

автора читателю, современнику и потомку;

-

определять

для

себя

актуальную

и

перспективную

цели

чтения

художественной литературы;

- выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- владеть основными способами обработки информации и презентации.

Содержание программы

Курс внеурочной деятельности позволит привлечь внимание учащихся к

всемирно известным писателям русской литературы 20 века, в большей части

обзорно изучаемым в рамках школьной программы. Используя материал

занятий, педагог поможет учащимся открыть для себя художественный мир

мастеров русского слова, удостоенных высшей литературной премии.

РАЗДЕЛ 1. Нобелевская премия: история и современность.

Презентация. Заочная экскурсия. рассказ по схеме. Сообщение

учащегося.

РАЗДЕЛ 2.Творчество И.А.Бунина

Работа

в

творческой

группе.

Сообщение

учащегося.

Обзор

прессы.

Творческий

отзыв.

Анализ

художественного

текста,

стихотворения.

Выразительное чтение. Выявление основных образов художественного мира.

Литературные и исторические ассоциации. Сообщение учащегося. Рефлексия.

Творческий отзыв (сочинение).

РАЗДЕЛ 3.Творчество Б.А.Пастернака

Сообщение. Тестирование.

Выразительное чтение. Анализ стихотворного

текста.

Сочинение.

Осмысление

сюжета

романа

"Доктор

Живаго",

изображенных в нем событий,

характеров, реалий.

Ответы на вопросы

репродуктивного характера.

Выразительное чтение художественных текстов.

Сочинение.

Осознанное чтение. Проведение информационно-смыслового

анализа текста. Использование различных видов чтения ( просмотровое,

поисковое). Слово учителя. Заочная экскурсия. Выразительное чтение. Анализ

стихотворного текста. Сочинение.

РАЗДЕЛ 4.Творчество М.Шолохова

Слово учителя.

Использование различных видов чтения (просмотровое,

поисковое). Сообщение учащихся.

Просмотр кинофильма (отрывков). Обзор

мнений.

Творческий отзыв( сочинение).

Сопоставление произведений

художественной литературы и

своеобразных черт. Творческая работа. Слово

учителя.

Заочная

экскурсия.

Использование

различных

видов

чтения

(просмотровое, поисковое).

Ролевая игра.

Анализ художественного текста.

Сочинение.

РАЗДЕЛ 5.Творчество А.И.Солженицына

Слово учителя.

Использование различных видов чтения (просмотровое,

поисковое). Сообщение учащихся.

Обзор мнений.

Групповая работа по

анализу фрагментов романа.

РАЗДЕЛ 6.Творчество И.Бродского

Сообщение. Выразительное чтение. Анализ стихотворений. Слово учителя.

Заочная экскурсия. Использование различных видов чтения (просмотровое,

поисковое). Групповая работа по анализу стихотворений. Творческий отчёт.

РАЗДЕЛ 7.Рекомендации к чтению . Слово учителя.

Тематическое планирование

№пп

Тема

Теория

Практика

РАЗДЕЛ 1. Нобелевская премия: история и современность.

1

Обзор наиболее значимых

1

литературных премий.

Нобелевская премия: история и

современность

РАЗДЕЛ 2.Творчество И.А.Бунина

2

Бунин-это и есть Россия. Жизнь

и

1

судьба первого русского

Нобелевского лауреата

3

Особенности бунинской

поэтики.

1

Космос Бунина

4

Поэт и его музы

1

РАЗДЕЛ 3.Творчество Б.А.Пастернака

5

«Всё изменяется под нашим

1

зодиаком, но Пастернак

остался Пастернаком».

6

«Половодье образов и чувств в

1

жизни и творчестве Б.А.

Пастернака».

7

Роман «Доктор Живаго».

История

создания в

воспоминаниях и документах

1

8

Роман «Доктор Живаго».

1

9

Роман «Доктор Живаго».

1

10

1

Отношения Пастернака и власти

(«Дело

Пастернака».)

11

Последние годы жизни мастера

1

Поэт и память о нем

12

Поэтическое мировоззрение

1

Пастернака

РАЗДЕЛ 4.Творчество М.Шолохова

13

Сын тихого Дона.

1

На шолоховской земле.

14

«Автобиография»

1

15

Главный труд жизни

1

16

Главный труд жизни

1

17

Главный труд жизни

1

18

Сталин-Шолохов-Горький.

Треугольник противоречий.

1

19

Сталин-Шолохов-Горький.

Треугольник противоречий.

1

20

Шолохов – лауреат

Нобелевской

премии.

1

21

Поэтика Шолохова

1

РАЗДЕЛ 5.Творчество А.И.Солженицына

22

«Автобиография»

Масштабы Солженицына.

Жизнь. Судьба. Творчество.

«Один

день Ивана Денисовича»

1

23

«Автобиография»

Масштабы Солженицына.

Жизнь. Судьба. Творчество.

«Один

день Ивана Денисовича»

1

24

Нобелевский лауреат. История

вопроса. Ростропович-

Солженицын-Сахаров

1

25

Проблематика творчества

( обзор

романов «В круге первом»,

«Раковый корпус», «Архипелаг

ГУЛАГ»)

1

26

Проблематика творчества

( обзор

романов «В круге первом»,

«Раковый корпус», «Архипелаг

ГУЛАГ»)

1

РАЗДЕЛ 6.Творчество И.Бродского

27

Бродский-голос поколения.

Жизнь

и поэзия.

1

28

Бродский-голос поколения.

Жизнь

и поэзия.

1

29

Поэт и власть. Письмо

Брежневу

1

30

Поэт и власть. Письмо

Брежневу

1

31

В эмиграции. Бродский –

нобелевский лауреат.

1

32

В эмиграции. Бродский –

нобелевский лауреат.

1

33

Пространство и время

Бродского

1

34

«Орлы и ястребы» русской

словесности. (Отчёт

творческих групп)

1

РАЗДЕЛ 7.Рекомендации к чтению

35

Рекомендации к чтению

1

Итого: 35 часов

25

10



В раздел образования