"Роль сенсорного развития на обогащение словарного запаса детей раннего возраста"
Автор: Березина Инна Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №34 "Рябинка" Населённый пункт: г.Усть-Илимск, Иркутская область Наименование материала: Статья Тема: "Роль сенсорного развития на обогащение словарного запаса детей раннего возраста" Раздел: дошкольное образование
ТЕМА: «Роль сенсорного развития на обогащение словарного запаса детей
раннего возраста»
1.
Введение
Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт,
который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Сенсорное
развитие,
с
одной
стороны,
составляет
фундамент
общего
умственного
развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как
полноценное
восприятие
необходимо
для
успешного
развития
ребенка
в
дошкольном учреждении, в школе и для многих видов труда. Выдающиеся
зарубежные
ученые
в
области
дошкольной
педагогики
(Ф.
Фребель,
М.
Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной
дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П.
Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и
др.) справедливо
считали,
что
сенсорное
развитие,
направленное
на
обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из
основных сторон дошкольного воспитания.
Исследования, проведенные отечественными психологами и
педагогами,
показали,
что
значительная
часть
трудностей,
возникающих
перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с
недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают
искажения
в
написании
букв,
в
построении
рисунка,
неточности
в
изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не
может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.
Опыт работы показывает, что важное значение для повышения качества
воспитательно–образовательной работы в детских дошкольных учреждениях,
подготовки детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них
познавательно
-
речевой
деятельности,
осуществление
сенсорного
воспитания как основы всестороннего развития ребёнка.
Сенсорное воспитание - целенаправленное совершенствование,
развитие
у
детей
сенсорных
процессов
(ощущений,
восприятий,
представлений)
и
пополнение
новыми
словами
пассивного
и
активного
словарного
запаса
детей.
Сенсорные
процессы
непрерывно
связаны
с
деятельностью органов чувств. Предмет, который ребёнок
рассматривает,
воздействует на его глаз; с помощью рук он ощущает его твердость или
мягкость, шероховатость; с помощью языка и умения произносить звуки он
может
его
называть
и
т.
д;
звуки,
издаваемые
каким-либо
предметом,
воспринимает ухо.
Таким образом, ощущения и восприятия – непосредственное,
чувственное познание действительности. В дошкольном возрасте развитие
ощущений и восприятий проходит очень интенсивно. При этом правильные
представления
о
предметах
легче
формируются
в
процессе
их
непосредственного
восприятия
и
действия
с
ними,
как
зрительного,
так
слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими
предметами, а также проговаривание ребёнком своих действий с предметами
и
название
этих
предметов
образует
речевые
навыки
у
детей
младшего
возраста.
На
этапе
раннего
возраста
ознакомление
со
свойствами,
признаками, качеством и действиями с предметами играет определяющую
роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой»
сенсорного
воспитания.
А
Мария
Мантессори
в
своё
время
заметила
(а
современная психологи подтвердили), что в младшем возрасте у ребёнка
начинается лавинообразный рост словарного запаса.
В настоящее время, с переходом на качественный уровень воспитания и
развития детей, возникает необходимость разработки нового содержания и
методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов, а также
целенаправленного развития речи, в обогащении пассивного и активного
словарного запаса детей, что является актуальным в сенсорном развитии и
обогащении словарного запаса.
Значение сенсорного развития состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-
упорядочивает
хаотичные
представления
ребёнка,
полученные
при
взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-
даёт
ребёнку
возможность
овладеть
новыми
способами
предметно-
познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребёнка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов
памяти.
Сенсорное развитие служит основой для познания мира и является
одной из важных сторон дошкольного развития.
Поэтому видными представителями дошкольной педагогики Я.Коменским,
М.Монтессори,
Е.И.Тихеевой
и
др.
были
разработаны
разнообразные
дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и
признаками предметов.
-
Формирование
представлений
о
внешних
свойствах
предметов
и
способность к подражанию действиям, словам и фразам (простым и более
сложным) развивать восприятие ребёнка.
- Проявлять
потребность к исследованию окружающего мира (хочу всё
знать).
Именно поэтому, я решила построить содержание своей работы через
–
создание условий для сенсорного развития в обогащении словарного запаса
детей
раннего
возраста
с
учетом
возрастных
особенностей
и
современных требований в воспитании и развитии детей.
Освоение образовательной области «Познание» происходит в форме
совместной образовательной деятельности.
Реализация темы предполагает решение определённых задач:
- создать условия для интенсивного развития понимания речи на основе
расширения круга предметов и явлений ближайшего окружения,
-
обогащение
словарного,
слухового,
обонятельного,
осязательного,
тактильно-двигательного чувственного
опыта детей на основе интеграции
различных игр (речевых, настольных, подвижных и т.д.)
-
формировать
у
родителей
интерес
к
воспитательно-образовательному
процессу в ДОУ через посещение занятий, клуба общения для родителей
«Ладушки», развлечений.
Занятия разрабатывала с учётом принципов:
Принцип взаимосвязи, обучения и развития.
Принцип индивидуального подхода.
Принцип интеграции, основанный на разнообразных видах детской
деятельности.
Средства выполнения основных задач:
-
Развитие памяти и внимания через дидактические, сенсорные игры.
-
Развитие речи через пальчиковые игры, сказки, «оживлялочки» стихи с
движениями.
-
Развитие коммуникативных качеств через игры-забавы и театральные
постановки.
-
Развитие координации мелкой моторики через создание простейших
картинок, сувениров и т.д.
Для наиболее успешного решения поставленной цели использую:
-
«Программу
воспитания
и
обучения
в
детском
саду»
под
ред.
М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой;
-
«Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы,
величины у детей раннего возраста» под ред. , Э. Г. Пилюгина;
-
«Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста» под
ред. Гербовой В.В.
2.
Основная часть.
Вначале ознакомилась со специальной литературой, составила план
работы,
разработала
серию
занятий,
дидактических
и
сенсорных
игр.
Учитывая положение народной педагогики о том, что путь сказки – это
ближайший
путь к уму и сердцу каждого ребенка, я составила рубрику
«Мудрые советы». В рубрику вошли сказки, потешки, стихи
для самых
маленьких.
Особое внимание при организации образовательного процесса уделяю
комфортному
состоянию
ребенка
в
разнообразных
играх,
занятиях,
упражнениях.
Как известно, внимание детей раннего возраста кратковременное,
неустойчивое, с наглядно-действенным мышлением, поэтому в работе был
сделан акцент на игровую форму деятельности. Именно игра с движением,
элементами
новизны,
яркости,
динамизма,
неожиданности
стала
для
малышей тем средством, которое стимулирует их активность, способствует
развитию сенсомоторики и интеллекта.
Дети раннего возраста в разных видах деятельности приобретают опыт
непосредственной чувствительности с предметами выделяя их цвет, форму,
величину. С помощью движений рук по предмету, поглаживания, находят
сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название
(одинаковые
лопатки;
маленький
зелёный
мяч
–
большой
желтый
мяч).
Формируется умение называть свойства предметов.
На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении
развивается понимание речи и активизируется словарь. Формируется умение
детей этого возраста по словесному указанию педагога находить предметы по
названию, цвету, размеру, месту положения.
Через игру развиваются память, внимание и образное представление.
Обогащается чувствительный опыт и умение фиксировать его в речи.
Значительное
место
в
сенсорно-интегрированной
деятельности
раннего
возраста занимает дидактическая игра.
2.1
Создание
условий
по
сенсорному
развитию
и
обогащению
словарного запаса в групповой комнате.
В своей работе я уделяю большое внимание обогащению и накоплению
сенсорного
опыта
детей
через
познавательно
–
речевые
игры
с
дидактическим и нетрадиционным материалом. В подборке и оформлении
дидактического материала опираюсь на литературу Марии Монтессори.
В познавательно – развивающей среде группы есть игрушки и игры
сделанные
руками
воспитателей
и
родителей
из
нетрадиционного,
бросового, природного материала. Для изготовлении использовали разные
технологии. Например: пластмассовая бутылка в моих руках превращается в
кубики, картонные трубочки – в конструктор.
Оформлены игры для развития тактильных, двигательных ощущений
«Просей
крупу»,
игры
с
прищепками:
«Ёжик»,
«Солнышко»;
шнуровки
«Узнай фигуру и её цвет», «Ягодка»; массажная ягодка для ног, игра «Крупы
ножками узнаем», игра «Определи на ощупь», «Узнай цвет геометрической
фигуры», и многое другое.
Дети раннего возраста в силу своих возрастных и индивидуальных
способностей не сразу усваивают программный материал, поэтому одно и то
же содержание повторяется несколько раз, но с обязательным изменением,
усложнением заданий.
2.2 Организация непосредственной образовательной деятельности
Чтобы заинтересовать детей новизной предметов, я разрабатываю и
провожу непосредственно образовательную деятельность в нетрадиционной
форме:
игра - путешествие
экспериментальная - исследовательская
познавательно – развивающая образовательная деятельность
Таким образом, правильно организованная
непосредственно
образовательная
деятельность
и
п од б о р
и л л ю с т р и р о в а н н о г о
демонстрационного материала, разнообразных игрушек, дидактических игр
помогает ребёнку воспринимать качества и свойства предметов, отражать их
в речевом сопровождении.
В результате моей работы словарь детей обогащается, такими частями
речи, как:
существительными,
обозначающими
название
игрушек,
предметов
личной гигиены (полотенце, зубная щётка, носовой платок), одежды,
обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка,
простыня,
пижама),
транспортных
средств
(автомашины,
автобус),
овощей, фруктов, домашних животных и их детёнышей;
глаголами,
обозначающими
трудовые
действия
(стирать,
гладить,
поливать),
действия
противоположные
по
значению
(открывать
–
закрывать,
снимать
–
надевать,
брать
–
класть),
действия
характеризующие
взаимоотношения
людей
(помочь,
пожалеть,
подарить,
обнять),
их
эмоциональное
состояние
(плакать,
смеяться,
радоваться, обижаться);
прилагательными обозначающими цвет, величину, вкус, температуру
предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький,
холодный, горячий);
наречиями
(близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно,
жарко, скользко).
2.3 Работа с родителями
Работа по сенсорному воспитанию не имела бы таких положительных
результатов без активного взаимодействия с родителями. Взаимодействие
организую через различные формы:
родительские
собрания
«Сенсорное
воспитание:
средства,
формы,
методы»;
«Развитие
сенсорных
способностей
детей
посредством
движений и речи»;
встречи клуба «Ладушки» для родителей детей раннего возраста
семинар-практикум «Мы любим, рисовать и лепить»;
конкурс «Рисуем вместе с мамами и папами»;
выставки
литературы,
игр,
пособий
по
познавательно-практической
деятельности;
практические рекомендации «Игры с песком», «Игровые комплексы
для детей раннего возраста», «Пальчиковые игры», «Формирование
зрительно-двигательной координации», «Развитие творчества ребенка»;
на сайте Доу и личном сайте;
консультация
«Влияние
движений,
речи
на
развитие
сенсорного
восприятия малышей».
Родители стали активными участниками педагогического процесса.
Много пособий, дидактических игр мы изготовили только благодаря помощи
наших родителей. Смастерив какую – либо игру, мамы сами проводили
презентацию для детей, участвовали в игровой деятельности совместно с
детьми. Брали дидактический материал домой.
Таким образом, внедряя разнообразные формы работы с родителями,
установлен тесный контакт, вместе с ними мы добиваемся положительных
результатов по развитию у детей умений, навыков, знаний по сенсорному и
речевому развитию и воспитанию.
3.
Практическая часть
«Лучик солнца».
(на руке воспитателя игрушка «солнышко», предлагает всем
присутствующим показать ладонь.)
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
Ну-ка, лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду!
Проводится игра «Постираем одежду».
(на столе «стиральная машинка» из коробок из под сока, в них прорези для
размещения плоских шаблонов одежды разной фактуры и цвета). Вопрос к
педагогам: «С какой целью проводим эту игру?»
Интерактивная игра «Назови сенсорную игру»
На
слайде
изображения
различных
предметов,
шнуровок,
мозаики,
вкладыши
и
т.д.
Педагоги
называют
сенсорные
игры
в
которых
используются данные предметы.
Сенсорная игра «Покорми животных» (мелкая моторика) - на крышках
пластиковых
коробок
наклеены
мордочки
животных.
Предлагается
покормить животных используя горох, орешки, фасоль и т.д.
4.
Заключение
Развитие
сенсорного
восприятия
в
дошкольном
возрасте
влияет
на
мышление,
речь,
эстетические
способности
ребёнка.
Ведь
только
тонко
чувствующий,
замечающий
малейшие
оттенки
цветов
ил
звуков
ребёнок
способен
по-настоящему
насладиться
красотой
музыкального
или
художественного
произведения,
а
в
последствии
и
создать
его
самостоятельно.