Урок с использованием технологии критического мышления по теме "Вирусы"
Автор: Андронова Елена Викторовна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МАОУ СОШ № 7 Населённый пункт: город Тюмень Наименование материала: Конспект урока Тема: Урок с использованием технологии критического мышления по теме "Вирусы" Раздел: среднее образование
Урок с использованием технологии критического мышления
по теме "Вирусы"
Дидактическая цель: создать условия для расширения кругозора учащихся, усвоения
знаний об особенностях строения, жизнедеятельности вирусов, их роли как возбудителей
различных заболеваний, в т.ч., таких как грипп, СПИД, гепатит С и других.
Цели урока:
Обучающие:
o
расширить кругозор знаний учащихся о разнообразных формах жизни на
планете Земля,
o
получить представление о неклеточных формах жизни, их роли в природе и
жизни человека.
Воспитательные:
o
продолжить формирование познавательного интереса к предмету через
использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха,
o
способствовать воспитанию культуры общения.
Развивающие:
o
продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: выделять главное и
существенное, устанавливать причинно-следственные (развитие логического мышления),
o
продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять и
высказывать тезисы, пользоваться предметным языком,
o
продолжить развитие поисково-информационных умений: использовать
литературные источники,
o
продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на
выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной
деятельности.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Методы:
Организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
o
Персептивный аспект (аспект восприятия): словесно-наглядные методы.
o
Гностический аспект (познание): эвристические (частично-поисковые).
o
Логический аспект (мыслит операции при подаче и усвоении уч матер.):
дедуктивные методы (от общего к частному), синтез и анализ, классификация.
o
Управленческий аспек т (степень самостоятельности ученика):
самостоятельная работа с элементами беседы
Стимулирования и мотивации учебной деятельности
o
Стимулирование и мотивация долга и ответственности.
Убеждение, приучение, поощрение.
o
Стимулирование и мотивация познавательного интереса.
Неожиданность, новизна, ситуация успеха .
Контроля и самоконтроля учебной деятельности
o
Устные, фронтальные, групповые.
Ход урока.
Оргмомент. Класс разбивается на группы по 4 – 6 чел. (по желанию учащихся или с
использованием жеребьевки)
1. Стадия “Вызов” - прием “Ассоциации”. (2 мин.)
У.:
-Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования
угрожали серьёзные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не бряцая оружием. Враги
разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших
от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней.
Ребята, когда я готовилась к сегодняшнему уроку, среди прочей информации мне
встретилась такая, что заставила меня ужаснуться. Согласно статистическим данным на 1
июня 2007 года из 6,6 млрд. человек, живущих на Земле примерно 33 млн. заражены ВИЧ. В
Китае, например, около 85 тыс. чел больны СПИДом, а к концу года могут быть заражены
ВИЧ около 700 тыс. чел.
В России, по данным Роспотребнадзора, в период с 1.01.1987 по 1.11.2007г. выявлено
403,1 тыс.случаев ВИЧ, в том числе 2636 у детей. Из них уже умерли около 20542 чел.
Биологический объект, который вызывает это заболевание, изображен на слайде ( слайд) А
вот так выглядит объект, который вызывает заболевание, сопутствующее СПИДу – гепатит
С. (слайд) На следующем слайде объект, который ежегодно поражает миллионы людей, в
некоторых случаях со смертельным исходом . (слайд)
2. Определение темы и целей урока
У.:-
Как вы думаете, как называются эти биологические объекты? (Учащиеся называют
варианты, приходим к теме урока: ВИРУСЫ
(слайд с темой)
– Посмотрите на название темы, тема урока?
– Как вы думаете, а какие цели нам сегодня предстоит решить на уроке? (Учащиеся
называют варианты, приходим к целям урока)
3. Актуализация прежних знаний.
У.: –
Подумайте, пожалуйста, какие ассоциации возникают у вас с этим словом.
А пока, откройте тетради, запишите число и тему урока. Давайте приготовим в
тетради (и на доске) маркировочную таблицу. (учащиеся чертят в тетради таблицу)
Знаю Узнал Хочу знать
Запишите в первой колонке все ассоциации, которые у вас возникают со словом “вирусы”.
Записи должны быть краткими.
(Время выполнения задания – 3 мин.)
– Поработайте в группе, обменяйтесь сведениями и дополните свои записи
– Давайте обсудим, что у вас получилось (выступление групп)
.
Учитель спрашивает и записывает ответы в первую колонку на доске .
У.:
– Как вы считаете, это достаточная информация? Нет. Тогда давайте попробуем ее
дополнить.
4. Усвоение новых знаний.
У.:
– Поработайте с текстом учебника 1.9, проставляя карандашом пометки на полях:
“ ! ” – знакомая информация,
“ + ” – новая информация,
“ – ” – думал иначе,
“ ? ” – непонятно
– И продолжите работу с маркировочной таблицей: заполните колонки 2 и 3
(Время – 10 мин.)
– Во 2-ой колонке запишите несколькими словами то, что сегодня узнали нового.
В 3-ей колонке вы записываете вопросы, на которые хотели бы получить ответы, а ваших
знаний сейчас еще не хватает. Напоминаю, записи должны быть краткими.
У.:
– Давайте теперь все вместе заполним нашу общую таблицу. Работа с классом. Устно
рассказывают то, что узнали (выступление по группам, учащиеся дополняют записи в
таблице)
5. Самостоятельная работа в группах с дополнительными источниками информации
(Приложение 1). Время выполнения задания – 7 минут
Общее задание для всех групп
У.:
- Вы многое узнали, но остались вопросы, на которые хотелось бы получить более
полные ответы, попробуйте найти их в дополнительных источниках информации.
Прочитайте текст, попробуйте сгруппировать сведения и составить план рассказа о вирусах,
записать в тетрадь. Кто-то может попробовать составить опорно-логическую схему.
(Проверка плана и схем, запись на доске, корректировка в тетрадях)
План: 1. Открытие (слайд)
2. Строение
3. Классификация
4. Бактериофаги
5. Вирусные инфекции
6. Обобщение и систематизация знаний.
У.:
- Теперь, опираясь на этот план, вы можете подробно
объяснить: Что такое вирусы? или Кто такие вирусы? Как правильно спросить? Обратимся к
тексту, чтобы ответить на вопрос: Вирусы – это живое или неживое?
Упражнения на понимание и запоминание по предложенному тексту
Работа в группах (2 минуты на подготовку)
1 группа – определите черты сходства вирусов с живыми организмами (можно
выделить в тексте карандашом)
2 группа- определите отличия вирусов от живого (можно выделить в тексте
карандашом)
3 группа – определите специфические черты вирусов (можно выделить в тексте
карандашом)
По мере выступления групп на слайде высвечивается таблица по столбцам
Характерные особенности вирусов
Сходство с живыми
организмами
Отличие от живых
организмов
Специфические черты
У.:
– Проверяем результаты (представители групп высказываются, по мере
выступления оформляется слайд «Характерные особенности вирусов»)
У.:
-Сделайте вывод о природе вирусов, опираясь на данные таблицы.
4 группа закончить предложения, вставив пропущенные слова (приложение 2)
7. Подведение итогов.
У.:
-А теперь, получив некоторую информацию о вирусах, мы можем ответить на вопрос,
поставленный в начале урока: Почему человек до сегодняшнего дня не может окончательно
победить вирусные инфекции, а главное – нет лекарства от страшнейшего заболевания,
грозящего гибелью всему человечеству – от СПИДА?
(Ответы учащихся, понимание, что ещё многое неизвестно, осознание необходимости узнать
больше о вирусах)
8. Домашнее задание.
Обязательно для всех: параграф 1.9. учебника, вопросы после параграфа разобрать
устно;
На выбор что-то одно: составить синквейн, кроссворд из 10 терминов по теме,
составить опорно-логическую схему «ВИРУСЫ»
Творческое задание: подготовить доклад с презентацией о вирусных инфекциях
(СПИД, гепатит, грипп и т.д.)
9. Рефлексия.
– Посмотрите на предложения на доске и закончите их:
1.
Сегодня для меня …
2.
Так как я знаю, что такое вирусы …
3.
Я думаю, что …
4.
Если бы ученые не знали, что такое вирусы …
5.
Хорошо, что бактериофаги …
Приложение 1.
Вирусы.
Открытие
В 1852г. Русский ботаник Дмитрий Иосифович Ивановский впервые получил инфекционный
экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью. Когда такой экстракт пропустили
через фильтр, способный задерживать бактерии, отфильтрованная жидкость всё ещё сохраняла
инфекционные свойства. В 1898 г. Голландец Бейеринк придумал новое слово « вирус» (от
латинского слова, означающего «яд»), чтобы обозначить этим термином инфекционную природу
некоторых профильтрованных растительных жидкостей. Хотя, удалось достичь значительных
успехов в получении высокоочищенных проб вирусов, сами частицы всё ещё оставались
неуловимыми и загадочными, потому что они были слишком малы, чтобы их можно было увидеть с
помощью светового микроскопа. Поэтому – то вирусы и оказались в числе первых биологических
структур, которые были исследованы в электронном микроскопе сразу же после его изобретения в 30
– е годы столетия.
Свойства.
Размеры. Вирусы – это мельчайшие живые организмы, размеры которых варьируют в пределах
примерно от 20 до 300 нм; в среднем они раз в пятьдесят меньше бактерий. Как уже говорилось,
вирусы нельзя увидеть с помощью светового микроскопа, и они проходят через фильтры, которые
задерживают бактериальные клетки.
Часто задают вопрос: «А являются ли вирусы живыми?» Если живой считать такую структуру,
которая обладает генетическим материалом (ДНК или РНК) и которая способна воспроизводить себя,
то можно сказать, что вирусы живые. Если же живой считать структуру, обладающую клеточным
строением, то ответ должен быть отрицательным. Следует также отметить, что вирусы не способны
воспроизводить себя вне клетки - хозяина. Они находятся на самой границе между живыми и
неживыми, и это лишний раз напоминает нам, что существует непрерывный спектр все
возрастающей сложности, который начинается с простых молекул и кончается сложнейшими
замкнутыми системами клеток.
Поведение. Вирусы могут воспроизводить себя только внутри живой клетки, поэтому они
являются облигатными паразитами. Обычно они вызывают явные признаки заболевания. Попав
внутрь клетки – хозяина, они «выключают» (инактивируют) хозяйскую ДНК и, используя свою
собственную ДНК или РНК, дают клетки команду синтезировать новые копии вируса. Вирусы
передаются из клетки в клетку в виде инертных частиц. Итак, вирусы – это неклеточные формы
жизни, паразиты на генетическом уровне.
Строение. Вирусы устроены очень просто. Они состоят из фрагментов генетического
материала, либо ДНК, либо РНК, составляющей сердцевину вируса, и окружающей эту сердцевину
защитной белковой оболочки, которую называют капсидом. Полностью сформированная
инфекционная частица называется вирионом. У некоторых вирусов, таких, как вирусы герпеса или
гриппа, есть еще и дополнительная липопротеидная оболочка, которая возникает из плазматической
мембраны клетки- хозяина. В отличие от всех остальных организмов вирусы не имеют клеточного
строения. Вирусы бактерий называются бактериофагами.
Геном вирусов может быть представлен как однонитчатыми, так и двунитчатыми
молекулами ДНК и РНК. Так, двунитчатая ДНК встречается у вирусов оспы человека, овец, свиней,
аденовирусов человека, двунитчатая РНК служит генетической матрицей у некоторых вирусов
насекомых и других животных. Широко распространены вирусы, содержащие однонитчатую РНК
(вирусы энцефалита, краснухи, кори, бешенства, гриппа и др.). Оболочка вирусов часто бывает
построена из и идентичных повторяющихся субъединиц- капсомеров. Из капсомеров образуются
структуры с высокой степенью симметрии, способные кристаллизоваться. Это позволяет получить
информацию об их строении как с помощью кристаллографических методов, основанных на
применении рентгеновских лучей, так и с помощью электронной микроскопии.
Вирусные заболевания передаются двумя путями: при непосредственном контакте
(контагиозно) и воздушно – капельным.
В результате непосредственного физического контакта с больными людьми или животными
передаются сравнительно немногие болезни. К контагиозным вирусным болезням относится трахома
(болезнь глаз, очень распространенная в тропических странах), обычные бородавки и обыкновенный
герпес – «лихорадка» на губах.
Капельная
инфекция
–
самый
обычный
способ
распространения
респираторных
заболеваний. При кашле и чихании в воздух выбрасываются миллионы крошечных капелек жидкости
(слизи и слюны). Эти капли вместе с находящимися в них живыми микроорганизмами могут
вдохнуть другие люди, особенно в местах большого скопления народа, к тому же еще и плохо
вентилируемых.
Стандартные
гигиенические
приемы
для
защиты
от
капельной
инфекции
–
правильное пользование носовыми платками и проветривание комнат.
Некоторые микроорганизмы, такие, как вирус оспы или туберкулезная палочка, очень
устойчивы к высыханию и сохраняются в пыли, содержащей высохшие остатки капель. Даже при
разговоре изо рта вылетают микроскопические брызги слюны, поэтому подобного рода инфекции
очень трудно предотвратить, особенно если микроорганизм очень вирулентен.
Приложение 2.
I.
Закончите предложения, вставив пропущенные слова.
1.
Неклеточная форма жизни, паразит на генетическом уровне, способная проникнуть в живую
клетку и размножаться внутри нее называется - ...
2.
В геном вируса может входить как однонитчатая, так и двунитчатая молекула ...
3.
Вирусы состоят из фрагментов генетического материала (либо ДНК, либо РНК),
составляющей ... вируса.
4.
Сердцевина вируса окружена защитной белковой оболочкой, которая называется ...
5.
Вирусы бактерий называются - ...
б. Один из путей передачи вирусной инфекции контагиозный, т. е. при непосредственном ...
7.
Стандартные гигиенические приемы для защиты от ... инфекции - правильное пользование
носовыми платками и проветривание комнат.
II. Выскажите свое мнение по поводу высказываний:
- Вирусы - это плохие новости в упаковке из белка.
- Ум и здоровье дороже всего.
- Вирусы проявляют признаки жизни только в клетке.