Автор: Кузьмина Людмила Юрьевна Должность: учитель географии Учебное заведение: МАОУ СОШ № 7 Населённый пункт: город Тюмень Наименование материала: технологическая карта урока в 5 классе Тема: Значение Мирового океана для человека и природы Раздел: полное образование
Технологическая карта
1. Ф.И.О. учителя: Кузьмина Людмила Юрьевна
2. Класс: 5Б. Дата 04 .03.16 г. Предмет: география № урока по расписанию: 2
3. Тема урока: Значение Мирового океана для природы и человека
4. Место и роль урока в изучаемой теме: урок новых знаний по технологии осмысленного чтения текста
5. Цель урока: формирование представлений о значении Мирового океана для природы и человека.
Задачи урока:
1.
Вспомнить состав Мирового океана, его особенности.
2.
Рассмотреть особенности условий обитания в Мировом океане.
3.
Познакомиться с основными представителями животного и растительного мира Мирового океана.
4.
Раскрыть особенности использования Мирового океана человеком, значение Мирового океана для природы и человека.
УУД, формирующиеся на уроке:
1.
Личностные: развитие интереса к новому материалу, умения оценивать свою работу на уроке (осуществлять рефлексию) и оценивать
работу других обучающихся.
2.
Регулятивные: развитие умения самостоятельно на уроке ставить цель и задачи урока, планировать работу на уроке.
3.
Познавательные:
умение
выделять
из
текста
учебника
основные
понятия,
составлять
«бортовой
журнал»,
анализ
текста,
географических карт; выявлять причинно-следственные связи между объектами.
4.
Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения, внимательно слушать собеседника, уважать интересы других
обучающихся, корректировать свою ошибки.
6.Оборудование: учебник География. Введение в географию. 5 класс П.20 под ред. Е.М.Домогацких, атлас (изд-во «Дрофа») 5 класс,
контурная карта мира, презентации по теме.
Дидактическая
структура урока
Деятельность
учеников
Деятельность учителя Задания для учащихся,
выполнение которых
приведет к достижению
планируемых результатов
Планируемые результаты
Организационный
момент
Приветствие. Настрой
на работу.
Ученики
желают друг другу добра.
Проверка готовности
обучающихся к уроку,
их приветствие.
Думайте,
чувствуйте, любите,
фантазируйте,
анализируйте, исследуйте,
философствуйте –
живите!!!
В добрый час,
ребята!
Создание комфортной
психологической обстановки
Стадия вызова
(актуализация
опорных знаний и
способов действий)
Работа с карточками
Верю –« +»
Не верю – «-»
Сомневаюсь –«?»
Звучат звуки моря. На
экране виды пейзажей
моря.
Звучит стихотворение:
А океан, действительно,
великий,
Бескрайняя прибрежная
волна.
И отраженье солнца слепит
бликом,
И первозданной свежести
вода.
Соленый воздух, сырость и
просторы.
От края и до края океан.
/Ханжина Т./
Анализирует мнения и
чувства учеников.
Учитель предлагает ряд
проблемных вопросов
"Верите ли Вы?"
1.Жизнь в океане
встречается всюду, даже в
Марианской впадине.
2.В Океане
живут самые
крупные животные на Земле,
которые в 25 раз тяжелее слона.
3.А небольшая креветка –
криль
кормит морских гигантов.
4.Острова, протянувшиеся на 2
тыс. км вдоль берегов
Австралии сложены останками
беспозвоночных животных.
5.Огромная масса морских
обитателей не способна
активно двигаться, а лишь
переносится водными
Создается настрой на изучение новой
темы
из рубрики «Верите ли
Вы?»
течениями.
6.А морская капуста очень
полезна, т.к. содержит йод.
7.В прибрежных районах
можно увидеть леса и луга из
водорослей, служащих
пастбищем для рыб.
8.В океанических глубинах, в
полнейшей тьме, плавают
рыбы со светящимися
туловищами и «фонарями» на
голове.
9.Для 3,5 млрд. человек
океан- основной источник
их пищи.
10.В прибрежных водах Океана
добывают нефть, газ, золото и
алмазы.
Целеполагание и
постановка задач
Работа в парах.
Оформление записей в
тетради. Идет
озвучивание целей и
задач урока. Основное
условие – «Не
повторять
предыдущего !»
Предлагаю
сформулировать тему,
цели и задачи урока.
Работаем в парах.
Оформляем записи в тетради
Поставлены цели и задачи урока
каждым учеником. Все разногласия,
возникшие в парной работе,
снимаются при обсуждении
Изучение нового
материала
(стадия осмысления
содержания)
Работа с текстом по
оформлению
«бортового
журнала»,
приема
обучающего письма,
согласно которому
учащиеся во время
изучения темы
записывают свои
Учитель определяет
задание с текстом
параграфа, предлагая
форму бортового
журнала
Форма «бортового журнала»
Что мне
известно по
данной теме?
Что нового я
узнал из
темы?
1.Кто-кто в
океане живёт
-
-
-
Активное конструирование новой
информации в виде «бортового жур-
нала», работая с текстом учебника.
Критерии
оценивания
работы:5
баллов
–
в
таблице
полно стью
заполнено
2
столбика,
4
балла
–
в
таблице
заполнен
полностью
1
столбик,
3
балла
–
заполнены
не
мысли.
2.Как
человек
использует
океан
-
-
-
3.Значение
океана в
жизни
планеты
-
-
-
полностью,
допущены
ошибки.
Аккуратность
(ответы
записаны
без
исправлений) – добавляется 1 балл..
Скорость выполнения – 1 балл.
Итог: 6-7 баллов – оценка «5»
5-4 балла – оценка «4»
3 балла – оценка «3»
Физпауза
А над морем чайки
кружат,
Полетим за ними
дружно.
Брызги пены, шум
прибоя,
А над морем - мы с
тобою!
(машут руками)
Мы теперь плывем по
морю
И резвимся на
просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(плавательные
движения руками)
Поглядите: чайки
важно
Ходят по морскому
пляжу.
(ходьба на месте)
Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.
Закрепление нового
материала
Работа в группах по 4
человека.
Распределение ролей
по типу руководитель-
координатор –
оформитель –
хранитель времени
Предлагает выполнить
задание на контурной
карте мира с
использованием атласа.
Следит за временем.
Проверяет правильность
оформления работы.
Оценивает группу.
1.Подписать океаны.
2.Подписать район добычи
алмазов.
3.Отметить полуостров, у
берегов которого ведётся
добыча золота.
4.Подписать страну, у берегов
которой ведётся добыча газа.
Объекты берутся из текста
учебника
Результат выполнения работы –
выполненные по правилам
оформления контурной карты задания
Проставляется оценка группы.
Контроль
Выполняют тестовое
задание.
Ориентирует ребят на
выполнение теста.
Тестовое задание типа «Да-
нет»
.
1.Жизнь в океане встречается
всюду.
2.Наиболее плотно заселены
глубинные зоны океана.
3.Мелкие организмы,
переносимые потоками воды,
образуют планктон.
4.Морскую капусту ещё
называют ламинарией.
5.На дне океанов вести добычу
полезных ископаемых
невозможно.
6.Из водорослей изготавливают
бумагу.
7.Мировой океан - холодный.
Поэтому он охлаждает нашу
планету.
Оценивание
«7» - 5
«5-6» - 4
«4» - 3
Рефлексия
Ребята высказывают
свои мнения ,
выражают свои
чувства. Оценивают
урок ( понравился- не
понравился- заставил
задуматься)
Просмотр презентации
«Значение Мирового
океана»
Интерактивный прием
«Микрофон».
Учитель предлагает
решить творческие
задания, высказав своё
мнение по «микрофону»
В заключении звучат
слова, которые должны
стать девизом
сегодняшнего урока:
Будем, ребята, беречь
доброту,
Будет, ребята, беречь
красоту,
Будем дерзать, будем
творить,
Улыбку познанья миру
дарить!
Сохраним нашу планету !
Интерактивный прием
«Микрофон :
1.
Существует точка
зрения, согласно
которой будущее
человеческой
цивилизации самым
тесным образом связано
с Мировым океаном.
Подтвердите или
опровергните эту точку
зрения . Ответ
обоснуйте.
2.
Предложите свои
варианты защиты
Мирового океана и
рационального
использования его
богатств.
Домашнее задание
П.20. Опираясь на
текст учебника,
составьте схему
«Значение Мирового
океана для природы и
человека»