Автор: Букина Наталья Николаевна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МАУДО "Линдовская школа искусств"
Населённый пункт: Нижегородская область,г.о.г. Бор,с.Линда
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Пути формирования музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в классе фортепиано.
Раздел: полное образование
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Линдовская школа искусств городского округа город Бор
Нижегородской области»
Пути формирования музыкальных способностей у детей старшего
дошкольного возраста в классе фортепиано.
Составитель:
Букина Наталья Николаевна
2022 г.
Оглавление:
Введение…………………………………………………………………………......3
Глава 1. Психолого-педагогические условия формирования музыкальных
способностей в классе фортепиано у детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………………………....5
Глава 2. Роль учителя в формировании музыкальных способностей
в классе фортепиано у детей старшего дошкольного
возраста.......................................................................................................17
Глава 3. Педагогические условия создания интереса и любви к занятиям
музыкой на начальном этапе у детей старшего дошкольного
возраста...............................................................................................21
Заключение…………………………………………………….............................24
Список литературы………………………………..............................................25
2
Введение
С самого рождения ребенок попадает в мир, полный звуков. Это голоса
родителей, звон погремушек, шум дождя и листвы, чириканье воробья и лай
собаки, множество других самых разных различных голосов и звуков –
громких, тихих, ласковых, резких. Чрез эти звуки уже в раннем детстве
ребенок пытается понять окружающий мир.
Из огромного океана звуков особенно влекут малыша музыкальные звуки.
Н.Ветлугина, музыкант-педагог, говорила: «Чем раньше музыка войдет в
жизнь ребенка, тем глубже и прочнее она займет место в его душе».
Такие известные музыканты – педагоги как, Карл Орф, Синити Сузуки,
Морис Моренто утверждали, что «музыке нужно обучать с самого раннего
детства, превращая уроки в занимательную игру». Преподаватель музыки
Л.Мадорский писал: «Если задатки специально не развивать, они увядают,
гаснут. То, что ярко проявляется в четыре-пять лет, к девяти-десяти годам
может стушеваться». А замечательный педагог А. Артоболевская всегда
утверждала, что «музыке необходимо учить в раннем возрасте всех детей,
независимо от того, откроется ли в ребенке к четырем-пяти годам
музыкальная одаренность. Именно в этом возрасте легче всего приобщить
ребенка к музыке, чтобы она стала и понятной ему на всю жизнь…»
Желание как можно шире охватить и увлечь детей музыкой, расширить их
музыкальный кругозор, начать раньше формирование личностной культуры
заставило обратить внимание на детей дошкольного возраста.
Я прихожу к мнению, что чем раньше ребенок начнет заниматься музыкой,
тем лучше. Среди тех, кто начал заниматься музыкой после десяти лет,
выдающихся музыкантов практически нет (по крайне мере их очень и очень
мало). И даже пятилетний возраст это не лучшее время для начала занятий
3
музыкой. Пятилетний возраст уже в значительной степени является
сформированной
личностью.
Круг
его
интересов,
эмоциональные
впечатления часто уже столь многообразны, что многие ученики не в
состоянии
проявить
большой
заинтересованности,
а,
следовательно,
возникают проблемы с формированием мотивации и целей обучения.
В идеале занятия музыкой лучше всего начинать в трехлетнем возрасте.
Развитие ребенка во многом зависит от того, как рано начинается его
погружение в мир музыки. Я уверена, что занятия музыкой улучшают
характер детей и благотворно воздействуют на их психологическое
состояние. Музыка не только способствует общему развитию, но и обладает
целебными свойствами.
Ранее музыкальное обучение является эффективным средством активации
высших функций мозга и, в частности, абстрактного мышления. С его
помощью можно корректировать задержки психомоторного развития, лечить
аутизм, эпилепсию и болезнь Паркинсона.
Совершенно определенно доказано, что тренировка пальцев рук с помощью
точных координированных движений является мощным средством активации
коры головного мозга. Движения кисти рук в значительно степени ускоряют
созревание не только сенсомоторных зон коры мозга, но и центра речи, а
также способствует интеграции деятельности мозга.
Исходя из выбранной мной темы, я решила изучить и проанализировать
литературу,
а
также
углубиться
и
осветить
основные
аспекты
в
педагогической музыкальной сфере.
4
Глава 1. Психолого-педагогические условия формирования
музыкальных способностей в классе фортепиано у детей старшего
дошкольного возраста.
Что представляет собой 6-летний ребенок с точки зрения его готовности к
обучению? Физиологи считают, что к 6 годам происходит окостенение
скелета, укрепляется костно-мышечная система. Окостенение кистей рук
делает
возможным
выполнение
точных
движений
пальцами
(что,
в
частности, говорит в пользу своевременности занятий на музыкальном
инструменте с 6 лет). Происходит увеличение коры головного мозга и
дальнейшая
дифференциация
ее
клеточных
элементов.
Возрастает
регулирующая функция коры больших полушарий по отношению к
подкорковым центрам, что сказывается на большой организованности
поведения ребенка. Значительно возрастает роль второй сигнальной системы,
заметно
обогащается
словарный
запас.
У
старших
дошкольников
развиваются познавательные процессы, стремление к знаниям и усвоению
новых
навыков,
процесс
мышления
становится
планирующим
и
критическим. Образная память и воображение интенсивно обогащаются.
Воображение начинает действовать в относительной независимости от
непосредственной деятельности ребенка. Старшие дошкольники
могут
непосредственно вызывать представления и творчески их комбинировать.
Возрастает удельный вес произвольный памяти, то есть преднамеренного
заучивания и припоминания воспринятого материала. С развитием моторной
памяти
образуются
условия
для
формирования
навыков,
которые
вырабатываются в этом возрасте быстро, легко и в большом разнообразии
(как не использовать это для обучения игре на музыкальном инструменте!)В
5
этот период возникают начальные формы произвольного внимания, хотя оно
чаще поддерживается интересом не к деятельности, а к ее процессу и
результатам. Возрастает к 6 годам желание детей заниматься умственной
деятельностью, особенно если «открытия» делают они сами. Развиваются
интеллектуальные чувства, расширяется область явлений, которые вызывают
эмоциональную
реакцию.
Чувства
становятся
более
стойкими
и
дифференцированными. В дошкольном возрасте имеются оптимальные
возможности
для
развития
сложных
форм
восприятия,
наглядного
мышления, творческого воображения «…если в эту пору они не будут
надлежащим образом сформированы, то восполнить возникший недостаток
позднее окажется делом весьма трудными, а подчас и невозможным», -
А.В.Запорожец.
Исследования ученых показывают, что половина общего объема развития
умственных способностей приходиться на первые 4 года, следующие 30% -
на возраст от 4 до 8 лет, а последние 20% - от 8 до 17 лет. В 6-летнем
возрасте ребенок достигает уровня развития, соответствующего 2/3 уровня
взрослого.
В своей работе я останавливаюсь на таких индивидуальных особенностях
шестилетних детей как: темперамент, общие и музыкальные способности
ребенка.
Среди индивидуальных особенностей шестилетнего ребенка особое место
принадлежит
темпераменту.
Физиологической
основой
темперамента
человека является его тип высшей нервной деятельности.
И.П.Павлов выделил три основных свойства нервной системы (силу,
подвижность, уравновешенность) и четыре основных сочетания этих
свойств:
6
холерический темперамент – сильный, неуравновешенный, подвижный
– «безудержный» тип;
сангвистический
темперамент
–
сильный,
уравновешенный,
подвижный – «живой» тип;
флегматический
темперамент
–
сильный,
уравновешенный,
малоподвижный – «спокойный» тип;
меланхолический темперамент – слабый тип.
В классе (группе) наверняка есть представители всех темпераментов.
«Чистые» темпераменты встречаются довольно редко. Чаще всего у
человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства
какого-то одного. Кроме того, сразу все свойства темперамента
заметить трудно, да и возраст также накладывает свои отпечатки при
проявлении темперамента.
К специфическим возрастным особенностям нервной системы детей
раннего и дошкольного возраста ( до 6-7 лет) относятся: слабость
возбудительного и тормозного процессов, их неуравновешенность,
очень высокая чувствительность, более быстрое по сравнению со
взрослым восстановление сил. В связи с этим в детском возрасте
типологические свойства ярче обнаруживаются у представителей
уравновешенного, инертного и слабого типов, так как у них проявление
типа контрастирует с возрастными особенностями поведения.
Сангвиник – общий тип нервной системы: сильный, уравновешенный,
подвижный. Повышенная реактивность. по незначительному поводу
громко хохочет. Несущественный факт может сильно рассердить.
Живо и с большим возбуждением откликается на все, привлекшее его
внимание. Живая мимика и выразительные движения. По его лицу
легко угадать, каково его настроение, каково его отношение к предмету
или
человеку.
Быстро
сосредотачивает
внимание.
Пониженная
сензитивность. Высокий порог чувствительности. Очень слабые звуки
7
и световые раздражители не замечает. Повышенная активность. очень
энергичный и работоспособный, часто тянет руку на уроке, может
долго работать не утомляясь, энергично принимается за новое дело.
Активность
и
реактивность
уравновешены.
Его
легко
дисциплинировать. Он хорошо сдерживает проявление своих чувств и
непроизвольные реакции. Быстрые движения, быстрый темп речи,
быстро включается в работу. Быстрота ума, находчивость. Высокая
пластичность. Чувства, настроения, интересы и стремления очень
изменчивы. Он легко сходиться с новыми людьми. Легко привыкает к
новым требованиям и обстановке. Быстро переключается с одной
обстановки на другую. Быстро усваивает
и перестраивает свои
навыков, обладает гибким умом. Экстравертирован. В большей степени
откликается на внешние впечатления, чем на образы и представления о
прошлом и будущем.
Холерик. Общий тип нервной системы: сильный, неуравновешенный,
инертный. Как и сангвиник, отличается малой сензитивностью,
высокой реактивностью и активностью. но реактивность преобладает
над активностью. Поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив,
вспыльчив. Менее пластичен и более ригиден, чем сангвиник. Отсюда
большая
устойчивость
стремлений
и
интересов,
большая
настойчивость, затруднения в переключении внимания. Быстрый
психический темп.
Флегматик.
Общий
тип
нервной
системы:
сильный,
неуравновешенный,
инертный.
Малая
сензитивность.
Мало
эмоционален. Трудно рассмешить, разгневать или опечалить. Когда все
в классе смеются по какому- либо поводу, остается невозмутимым. при
больших
неприятностях
остается
спокойным.
Мимика
бедная.
Движения
невыразительны.
Энергичен.
Отличается
работоспособностью. Высокая активность значительно преобладает
над
малой
реактивностью.
Медленный
тем
движений
и
речи,
8
ненаходчив. Медленно сосредотачивает внимаение. Ригиден. С трудом
переключает
внимание,
с
трудом
приспосабливается
к
новой
обстановке и перестраивает навыки и привычки. Интровертирован. С
трудом сходиться с новыми людьми, с трудом откликается на внешние
впечатления.
Меланхолик.
Общий
типа
нервной
системы:
слабый.
Высокая
сензитивность. Повышенная чувствительность (невысокие пороги
ощущений). Незначительный повод может вызвать слезы на глазах.
Чрезмерно обидчив. Болезненно чувствителен. Малая реактивность.
Мимика и движения невыразительны. Голос тихий. Движения бедны.
Плачет тихо. Редко смеется во весь голос. Пониженная активность.
очень редко поднимает руку на уроке, неуверен в себе, робок,
малейшая
трудность
заставляет
опускать
руку,
неэнергичен,
ненастойчив,
легко
утомляется
и
малоработоспособен.
Легко
отвлекаемое и неустойчивое внимание. Медленный психический темп.
Ригиден, интровертирован.
При
определении
темперамента
у
детей
важно
учитывать
их
возрастные особенности, а также руководствоваться жизненными
показателями
свойств
нервной
системы.
Так,
к
жизненным
показателям силы нервного процесса возбуждения относят сохранение
высокого уровня работоспособности при длительной напряженности в
работе,
устойчивый
и
достаточно
высокий
положительный
эмоциональный тонус, смелость в разнообразных и непривычных
условиях; устойчивое внимание, как в спокойной, так и в шумной
обстановке.
К жизненным показателям уравновешенности
относят следующие:
сдержанность, усидчивость, спокойствие, равномерность в динамике и
настроении, отсутствие в них периодических резких спадов и
подъемов, ровность и плавность речи и др.
9
Жизненные показатели подвижности нервных процессов включают в
себя такие показатели, как быстрое реагирование на все новое в
окружающей
среде,
легкая
и
быстрая
выработка
и
изменение
жизненных стереотипов (привычек, навыков), быстрое привыкание к
новым людям, к новым условиям, способность «без раскачки»
переходить от одного занятия к другому, от сна к бодрствованию и.т.д.,
быстрота
запоминания
и
легкость
воспроизведения,
быстрота
возникновения и протекания чувств, проявление лабильности в речи,
моторике, темпе деятельности.
О сензитивности или чувствительности
судят по тому, какова
наименьшая сила внешнего воздействия, необходимая для того, чтобы
у человека возникла та или иная психологическая реакция. Иными
словами, какой должна быть сила воздействия, чтобы до человека, как
говорят, «дошло».
Реактивность проявляется в том, с какой силой и энергией человек
реагирует на то или иное воздействие. недаром о некоторых говорят:
«Вспыльчивый»,
«Заводится
с
полуоборта»,
а
о
других:
«Не
поймешь,обрадовался он или огорчился…» и.т.п.
Пластичность
и
противоположное
ему
качество
–
ригидность
проявляются в том, насколько легко и быстро приспосабливается
человек
к
внешним
обстоятельствам.
Пластичный
быстро
перестраивает поведение при изменении обстоятельств, ригидный
делает это с большим трудом.
Существенным
показателем
темперамента
является
экстра-
интровертированность. Экстраверты более инициативны в начальной,
организующей фазе игры, совещании при выборе темы, распределении
ролей и выборе собственной роли. Интроверты же чаще «общаются» с
игровыми атрибутами, « обращаются» к игрушке, спрашивают других,
что делать дальше, планируют свои действия без побуждения со
10
стороны других детей, чаще говорят, что они делают, какие игровые
действия выполняют.
Педагогу надо помочь развитию общительности необщительных детей.
Это качество поможет ребенку адаптироваться в новой социальной
среде, найти друзей, преодолеть робость, неуверенность в себе, снизить
тревожность
–
качество,
нередко
сопутствующие
этим
детям.
Коррекцию удается осуществить, если предложить таким детям роль,
основной смысл которой
- общение с куклой или с другими
игрушками. Учтем и то обстоятельство, что экстраверты успешнее
организуют игру – для них предпочтительнее роли, предполагающие
активное общение с другими детьми.
Важными
параметрами
темперамента
являются
активность
и
эмоциональность. Об активности судят по тому, с какой энергией
человек воздействует на окружающий мир, по его настойчивости,
сосредоточенности внимания и.т.д. Об эмоциональной возбудимости
судят по тому, воздействие какой силы необходимо для возникновения
эмоциональной реакции.
Каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные
стороны. При любом темпераменте имеется опасность развития
нежелательных свойств: у флегматика – вялости, безучастности к
окружающему; у холерика – несдержанности, резкости; у меланхолика
–
замкнутости,
неуверенности,
застенчивости;
у
сангвиника
–
распыленности и.т.д. Помня, что любое свойство темперамента имеет
свои плюсы и минусы, надо, опираясь на положительные стороны,
ослаблять отрицательные.
Не обходимо выделить общие способности шестилетних детей.
Гармоничное
развитие
детей
старшего
дошкольного
возраста
теснейшим образом связано с их способностями – особенностями
личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности,
11
определяют
пригодность
человека
к
тому
или
иному
виду
деятельности. К числу таковых относят познавательные способности,
включающие в себя сенсорные (восприятие предметов и их внешних
свойств) и интеллектуальные способности.
Последние
обеспечивают
относительно
легкое
и
продуктивное
овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами.
Познавательные способности ребенка
проявляются,
например, в
точности, чувствительности его восприятия к различиям предметов,
умении вычленить наиболее характерные их свойства, отличия друг от
друга, умении разбираться в сложных ситуациях, задавании вопросов,
уверенном использовании в речи логико-грамматических конструкций(
причина – следствие, противопоставление и.т.д.), наблюдательности,
смекалке. Важным условием развития этих способностей является тяга
к умственным усилиям, отсутствие равнодушия или нежелания
умственного напряжения.
Немало шестилетних детей проявляют способности к изобразительной
деятельности. В шестилетнем возрасте дети начинают сочинять сказки,
стихи, рассказы.
плоды литературного творчества шестилетних детей, как по форме, так
и по содержанию в бошей части примитивны, подражательны, но они
имеет огромное значение для развития психики ребенка в целом. В
первые годы жизни (включая 6-7 лет) особенно важно развитие
способности к подлинному восприятию и пониманию поэзии, умения
наслаждаться художественной литературой.
к шести годам зарождается и такой вид способностей, как способность
к художественно-театральной деятельности.
В шестилетнем возрасте можно наблюдать проявление практических
способностей,
таких,
как
организаторские,
конструктивно
–
технические. Дети с организаторскими способностями выступают
12
инициаторами игр, распределяют роли, оценивают игру других,
меняют сюжет игры.
Способности к конструктивной деятельности проявляются, например, в
умении легко устанавливать пространственные отношения между
элементами предмета, в быстром выделении опорных деталей, узлов
конструкции, в умении внести изменения в решении конструкторско –
технической задачи.
Роль творчества во всесторонне развитии личности столь велика, что
дает основание рассматривать ее как универсальную способность,
которая обеспечивает успешное выполнение самых разнообразных
видов деятельности. В какой степени оно будет сформировано у наших
шестилетних детей, во многом зависит от воспитателя, учителя,
родителей, их внимания к развитию творческих способностей.
Вот основные из них:
1. показатели, характеризующие отношение детей к творчеству:
искренность,
непосредственность
переживаний;
увлеченность,
захваченность
деятельностью,
активизации
волевых
усилий;
способность к «вхождению» в изображаемые обстоятельства, условные
ситуации;
специальные
художественные
способности
(образное
видение, поэтический и музыкальный слух), позволяющие успешно
решать творческие задачи.
2. Показатели качества творческих действий: дополнения, изменения,
вариации, преобразования уже знакомого материала, создание новой
комбинации усвоенных старых элементов, применение известного в
новых
ситуациях;
самостоятельные
поиски,
пробы
наилучшего
решения задания, нахождение новых приемов решения, когда старых
уже недостаточно; быстрота реакций, находчивость в действиях,
хорошая ориентировка в новых условиях; нахождение адекватных
выразительных приемов решения творческих заданий.
13
3.
Показатели
качества
продукции
детского
художественного
творчества:
нахождение
адекватных
выразительных
средств
для
воплощения образов
в рисунке,
игре-драматизации,
своеобразие
манеры исполнения и выражения своего отношения; соответствие
детской продукции элементарным художественным требованиям.
Особое значение в работе с детьми имеют музыкальные способности.
К шести годам развиваются и специальные способности, например,
музыкальные,
представляющие
собой
совокупность
качеств,
обеспечивающие успех и развивающихся в процессе музыкальной
деятельности. Они включают в себя ладовое чувство (способность
эмоционально откликнуться на музыку) и тонкое, дифференцированное
восприятие
(слуховой
компонент
музыкальности).
Музыкальные
способности ребенка выражаются и в способности к слуховому
представлению.
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес
известный советский психолог Б.М.Теплов. Способности человека,
считал он, могут существовать не иначе как в постоянном процессе
развития. Способность, которая не развивается, которой на практике
человек перестает пользоваться, со временем теряется. Н. А. Ветлугина
подчеркивает
в
своих
работах,
что
музыкальные
способности
проявляются у детей ранее других. Постепенно ребенок приобретает
музыкальный
опты.
Способы
усвоения
этого
опыта,
а
также
способности, выступающие как результат усвоения детьми некоторых
видов музыкальной деятельности, объединены в комплекс, называемый
музыкальностью.
Известный немецкий ученый Г. Ревеш объяснял музыкальность, как
единое целостное явление, не поддающееся никакому анализу и не
допускающее его. В известном исследовании К. Сишора «Психология
музыкального
таланта»
приведена
тщательная
классификация
14
многочисленных музыкальных способностей. Эта классификация дает
картину структуры музыкальности и позволяет определить ее у детей
путем применения тестов. А советский педагог и музыковед А. Д.
Алексеев
говорил:
«Музыкальным
следует
назвать
человека,
чувствующего
красоту
и
выразительность
музыки,
способного
воспринимать в звуках произведения определенного художественного
содержания». Наиболее развернутая характеристика музыкальных
способностей
дана
психологом
Б.
М.
Тепловым
в
его
книге
«Психология музыкальных способностей». Б.М.Теплов выделяет в
качестве основных музыкальных способностей три: ладовое чувство,
способность к слуховому представлению, музыкально – ритмическое
чувство. Детей с музыкально – двигательными способностями отличает
передача
игрового
образа,
произвольность
движений
(умение
подчинять
их
ритму
музыки,
«укладывать»
во
времени
и
пространстве), инициатива.
В
музыкально
–
педагогической
практике
под
основными
музыкальными
способностями
подразумеваются
следующие:
музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память. Музыкальный
слух, в свою очередь, предполагает развитие двух его основных форм:
мелодический и гармонический слух. В отношении музыкальной
памяти А. Д. Алексеев подчеркивает: «Действительно важно, чтобы у
пианиста были развиты, по крайне мере, три вида памяти – слуховая,
логическая и двигательная».
в
определении
музыкальных
способностей
мне
близко
мнение
Картавцевой М.Т. ,которая считает, что музыкальные способности
начинают формироваться в дошкольном возрасте. Они включают в
себя ряд компонентов: музыкальный слух ( мелодический, тембровый,
звуковысотный),
музыкальную
память
(
кратковременную
и
долговременную), чувство метроритма, воображение ( воссоздающее и
творческое).
15
таким
образом,
все
вышеперечисленное
еще
раз
доказывает
необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном
возрасте, поскольку именно этот период является самым сенситивным
и если не руководить развитием ребенка, то эти спонтанные
проявления останутся нереализованными.
Музыкальные способности можно обнаружить уже в раннем возрасте.
Но бывает и так, что у некоторых шестилетних детей они еще
незаметны. Однако не следует этих ребят относить сразу к числу
бездарных в области музыки. Исследования показывают, что ход
развития музыкальных способностей очень индивидуален и слабое
развитие одной из музыкальных способностей может тормозить
проявление других. Удаление же этого тормоза влечет развитие и
других способностей, если, конечно, ребенок включен в музыкальную
деятельность.
Далеко не всегда способности ребенка лежат на поверхности. Не редко
приходиться их «раскапывать», отыскивать их. Это нелегкий труд,
однако, необходим, ибо каждый человек может проявить дарование в
одной,
или
нескольких
видах
деятельности
при
правильном
определении его интересов и развитии его способностей. Не обходимо
изучить внутренний мир маленького человека, его склонности,
интересы, познать возможности, силы ребенка в разных видах
деятельности. Это поможет обнаружить ту область знаний, вид
деятельности, к которому наиболее способен ребенок, поможет найти
адекватные методы развития способности каждого. В работе по
изучению интересов, способностей детей должны объединить свои
усилия все: и учитель, и воспитатель, и родители. Каждый из них
имеем возможность наблюдать ребенка в разных ситуациях, разных
видах
деятельности.
Результатами
своих
наблюдений
следует
обязательно обмениваться, обсуждать их совместно. Тогда и границы
16
видения каждого из взрослых, причастных к воспитанию, расширятся,
и личность ребенка представится в более полном виде.
Глава 2: Роль учителя в формировании музыкальных
способностей у детей старшего дошкольного возраста в классе
фортепиано.
Учителем, тем более детским, может стать далеко не каждый. Для
этого
мало
быть
искусным
мастером,
прекрасным
пианистом.
Педагогический
талант
не
всегда
сопутствует
таланту
исполнительскому.
И. Гофман говорил: «…можно взять какого-нибудь исключительного
учителя
с
отличной
репутацией,
который
будет
превосходным
преподавателем для продвинутого ученика, но может оказаться
неспособным
заложить
доброкачественный
фундамент
у
начинающего». Отзвук детских впечатлений, связанный с миром
музыкальных звуков, неотъемлем от образа педагога. От того, кто
будет
первым
учителем,
зависит
музыкальная
судьба
ребенка.
Впечатления музыкального детства сохраняются в памяти навсегда.
Ошибки, дефекты преподавания, особенно в раннем, первоначальном
этапе обучения музыки могут нанести (и наносят!) непоправимый
ущерб ученику.
Обучение
игре
на
фортепиано
–
протяженный
во
времени,
многогранный и очень сложный процесс, требующий многих усилий.
Результаты его проявляются далеко не сразу.
Учитель должен обладать целым комплексом различных дарований, он
должен многое знать и многое уметь. Однако самое главное, что
требуется от него это безграничная любовь к детям. Композитор
Гретри по этому поводу писал: «Без дара снискать любовь ученика все
17
остальные таланты педагога окажутся бесполезными». Лишь когда
ученик «заражается» настоящей и безграничной любовью к своему
педагогу, можно надеяться на успех в творчестве. Всякое насилие,
крик, жесткость с его стороны внушают ребенку иррациональный
ужас, калечат психику, тормозят развитие личности, притупляют ум и
волю. Жесткий педагог может лишь убить любовь к музыке – зародить
эту любовь он не может. Если учитель в несдержанной форме
высказывает
свое
мнение
о
способностях
ученика
или
дает
отрицательную оценку его природным данным, это может привести к
психологическому
срыву
ребенка.
Он
не
только
потеряет
самоуважение и веру в свои силы, зачастую при этом дети вообще
отказываются от занятий, не желают ни играть, ни слушать музыку,
особенно классическую, которая долгое время или даже всю жизнь
будет ассоциироваться с тяжелыми душевными переживаниями.
Следует отметить, что, прежде всего надо ликвидировать «спешащую»
педагогику. Решающее значение имеет правильное понимание задач и
методов первоначального обучения. Начальный период правильно
было бы считать периодом подготовительным, так сказать, периодом
инструментального воспитания: подготовкой слуха и исполнительского
аппарата к будущим действиям на инструменте. Надо уделять
внимание
гимнастическим
упражнениям
–
играм
(сначала
без
инструмента),
подготавливающим
правильное
развитие
будущих
пианистических навыков. Упражнения, обеспечивающие свободу,
гибкость аппарата, взаимодействие его частей (плечевого пояса,
предплечья, кисти, пальцев), независимость пальцев, проводятся в
форме гимнастики и игр с мячом. Они приучают к свободе, ловкости,
подвижности,
смелости
движений.
Постепенно
переходят
к
упражнениям на инструменте, придавая решающее значение звучанию,
приучая этим к вниманию и самоконтролю.
18
Очень ответственный момент – первое прикосновение к клавишам
инструментам.
Как
уже
сказано,
этому
предшествует
подготовительный период – гимнастический, игровой. От недооценки
педагогом значения первого прикосновения, из-за отсутствия у ученика
навыков вдумчивого вслушивания в качество извлекаемого звука и
рождается одно из самых уязвимых звеньев в работе педагогов ДМШ –
бесцветное, однообразное, лишенное красок и художественности
звучания у многих воспитанников наших школ.
Внутренний слух способствует различению звуковых красок, причем,
как отметил С. Майкапар, под звуковой краской, «разумеется не только
отличие звучания одного инструмента от другого, но и все мельчайшие
особенности и отличия в качестве даже одного и того же звука у тоже
инструмента и тоже же исполнителя». Г. Нейгауз подчеркивал
важность
воспитания
ощущения
динамических
градаций
звука,
помещающихся в пределах «еще не звук – уже не звук».
С первого прикосновения к клавишам необходимо поставить задачу
внимательного вслушивания в длительность, протяженность звука,
слушания, по возможности, до конца звучания, умения различать и
реагировать на качество извлекаемого звука. Необходимо объяснить
ученику связь результатов звучания с целесообразными движениями
рук. В этот период и намечается приспособление рук к игре на рояле,
зарождается способность «слышащей руки» (С. Савшинский). Таким
путем подводят к подбиранию отдельных звуков, мелодий, песен.
Правильное
построенное
подбирание
по
слуху
является
на
первоначальном этапе обучения основой музыкального развития,
поскольку требует наличия музыкально – слуховых представлений и
умения оперировать ими.
Итак, содержание занятий в донотный период представляется в
следующем виде: ознакомление с
музыкой; развитие внутренних
музыкальных
представлений;
способность
непосредственной
19
двигательной реакции на них; приспособление рук к целесообразным
движениям при игре на рояле (скрипке); упражнения на подбирание по
слуху знакомых мелодий. Ознакомление с нотами, практика записи
внутренне представляемо звучания закрепляется по методу: вижу
(ноты) – слышу – играю.
О значении начального этапа обучения как фундамента, на котором
возводится постройка, пишут крупнейшие музыканты и педагоги К.
Мартинсен, И. Гофман, Л. Ауэр, М. Лонг, А. Корто. «Родители, обычно
полагают, что для начального обучения на фортепиано хороша любая
старая гувернантка или съевший зубы флейтист; нет, именно для
первоначального
обучения главное, - пишет Мартинсен, - это
высококультурный, высокообразованный музыкант и педагог…Вести
первоначальное обучение – это высокая обязанность, во всяком случае,
столь же ответственная, как и в классах мастерства».
Учитывая характерную для дошкольников непосредственность и
чуткость, можно с уверенностью сказать, что без умения создать
контакт, атмосферу тепла и доверия не может быть успеха в работе с
ними. Обстановка, в которой ребенок испытывает настоящий интерес к
музыке, имеет решающее значение. Это отмечается как психологами,
так и музыкантами – практиками. Профессор Б. Рейнгбальд, педагог Э.
Гилельса, обучавший его в детстве, пишет: «Залог успехов учеников –
их интерес к занятиям. Этот интерес надо поддерживать всегда. Важно
увлечь ученика, научить его дорожить музыкой, ценить все лучшее в
гениальных творениях, научить любить процесс работы». Музыкальная
практика дает и отрицательные примеры: немало детей, которых не
сумели заинтересовать, отошло от музыки навсегда из-за скучных
занятий.
Прежде всего, ученику должна быть ясна цель: для чего он должен
добиваться плавного перехода от звука к звуку, ровности, красивого
звучания. Зная, какова цель каждого задания, ученик будет более
20
осознанно
к
нему
относиться,
имея
побудительный
стимул
к
выполнению упражнения, которое в противном случае может оказаться
скучным, монотонным.
Поэтому, при тщательно продуманной методике, «неторопящейся»
педагогике,
создании
творческой,
заинтересовывающей
детей
обстановки можно с успехом воспитывать и обучать на инструменте
детей старшего дошкольного возраста.
Глава 3: Педагогические условия создания интереса и любви к
занятиям музыкой на начальном этапе у детей старшего
дошкольного возраста.
Важную роль в создании условий, поддержании интереса и любви у детей
старшего дошкольного возраста играют родители, семья. Все хотят, чтобы их
дети выросли способными, развитыми, чуткими ко всему окружающему;
стремятся вырастить не только здорового и крепкого ребенка, но и обогатить
его духовный мир, развить музыкальные способности. В значительной
степени это зависит от его интересов и примера со стороны старших.
Каждый взрослый член семьи, даже не имея музыкальной подготовки, может
принять участие в пробуждении у малыша интереса к музыке.
Моя практика показывает, что родители допускают ошибки, которые не
способствуют формированию у детей правильных исполнительных навыков.
По мере того, как ребенок растет, взрослые нередко переоценивают его
способности, в частности музыкальные: излишне демонстрируют перед
посторонними его достижения, чрезмерно хвалят и.т.д. Захваливание может
повредить
правильному
формированию
характера,
повлечь
за
собой
зазнайство, переоценку своих способностей. Привыкнув любоваться собой,
ребенок уже не захочет серьезно трудиться, изменится его отношение к
музыке. Наблюдаются и другие крайности: когда родителям кажется, что
ребенок неверно поет, и, не будучи компетентными, они берут на себя
21
смелость
утверждать,
что
их
сын
или
дочь
лишены
музыкальных
способностей. Такие реплики, как: «Ему медведь на ухо наступил» или «Из
него все равно ничего не выйдет, пускай учится для себя». Не которые
родители позволяют это говорить в присутствии ребенка. Такое поведение
может оказаться вредным для музыкального развития ребенка. Слова,
произнесенные авторитетными для него взрослыми, западают в сознание,
остаются в памяти на всю жизнь; появляется робость, неуверенность в себе,
скованность в музыкальных проявлениях, которые нелегко устранятся
впоследствии. Ошибочность суждений взрослых состоит в том, что
неправильное пение не всегда свидетельствует об отсутствии музыкального
слуха. Одна из причин неверного пения - ограниченный, неразвитый
диапазон детского голоса. Расширению диапазона способствует, прежде
всего, пение: чем больше ребенок поет, тем скорее разовьется диапазон.
Ребенку надо разрешать петь так, как он может, по возможности не
ограничивая
его.
Напевая,
дети
часто
фантазируют,
придумываю
одновременно и слова. Проявлению фантазии ребенка лучше не мешать.
Родителям, не обладающими хорошими музыкальными данными, не следует
делать отрицательных выводов о музыкальности ребенка, исходя их
отсутствия музыкального слуха у них самих. Взгляд самих родителей в корне
не верен, потому что потенциальными наклонностями к музыке обладает
большинство детей; не имеют их, пожалуй, только дети, родившиеся
глухими, или такие, которые не пытались петь. Следовательно, задача
родителей – поддерживать развитие музыкальных способностей ребенка и не
дать им угаснуть, если они как-то проявляются. В тех же случаях, когда
внимание к музыкальным звучаниям никак не проявляется, его необходимо
стимулировать, способствовать развитию интереса к музыке. Приобщать к
музыке
необходимо
всех
детей
с
младенческого
возраста.
Развитие
музыкальных
способностей,
начавшееся
рано
и
продолжающееся
непрерывно, даст положительные результаты: даже при ограниченных
22
природных данных ребенок не будет безразличен к музыке, а при неустанном
внимании родителей музыкальные способности могут достичь довольно
высокого уровня.
Итак, желательно своевременно приобщаться ребенка к музыке. Не следует
запрещать ребенку, уже заинтересовавшемуся музыкой, свободно общаться с
инструментом – искать, подбирать. Надо всегда стремиться передавать детям
радость общения с музыкой, а для этого повышать, по мере возможности, и
собственный уровень музыкального развития: чаще слушать музыку и
лекции о ней, посещать концерты, читать книги о музыке и композиторах.
Родителям нужно объяснять, что игра на музыкальном инструменте помогает
формировать у ребенка такие качества как: усидчивость, заинтересованность,
трудолюбие, эмоциональную отзывчивость, волю, стремление к успеху,
умение добиваться конечного результата, борьба с ленью и другие. Именно
эти качества влияют на формирование личности ребенка, помогают в
будущем правильно определиться с выбором профессии.
23
Заключение
Теоретическое
изучение
проблемы
исследования
показало,
что
пути
формирования музыкальных способностей у детей старшего дошкольного
возраста ориентированы на возрастные и психолог0438еские особенности
развития ребенка.
1. Конкретизировано понятие «музыкальные способности»№,которое было
выбрано в качестве рабочего.
2. Определен круг музыкальных способностей для дальнейшей работы
3. Определены показатели и уровни развития компонентов музыкальных
способностей.
4.Разработана
технология
развития
музыкальных
способностей
детей
старшего дошкольного возраста.
Свою работу над формированием музыкальных способностей я строила,
опираясь на исследования Зеньковского В. В., Шмидт – Шкловской А. А.,
Кирнарской Д. К., Юдовиной – Гальпериной Т. Б. и др. Рассматривала и
применяла предлагаемые ими методы и упражнения, благодаря чему, были
достигнуты определенные результаты.
Поэтому можно сделать вывод, что благодаря индивидуальной работе с
дошкольниками по формированию музыкальных способностей на начальном
этапе,
можно
найти
оригинальные
пути
по
освоению
музыкальным
24
инструментом.
Заложенный
«фундамент»
дает
хороший
толчок
всей
последующей работе. Главная задача педагога – музыканта это удержать
интерес детей к данному виду искусства в современных условиях.
Список литературы
1. Абдуллин Э. Б. Методологическая культура педагога – музыканта:
учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений 2002 – 272 с.
2. Алекссев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М, 1978.
3. Годфруа Ж. Что такое психология в 2 – х т. Т. 1: - М.: Мир, 1996 – 496 с.
4. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. – М.: Знание, 1986 – 96 с.
5. Детская психология: учеб. пособие под ред. Я. Л. Коломинского, Е.А,
Панько. – 1988. – 399 с.
6. Зеньковский В. В, Психология детства. – М.: Школа – пресс, 1996. – 336 с.
7. Кирнадская Д. К, Психология специальных способностей. Музыкальные
способности – М.: Таланты – XXI век, 2004, 496 с.
8. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей
шестилетнего возраста: Кн. Для учителя, - М.: Просвещение, 1988. – 190 с.
9. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов/Д 2002. – 288 с.
10. Психологическое развитие младших школьников: Экспериментальное
психологическое исследование/ под ред. В. В. Давыдова. – М.:
Педагогика, 1990. – 160 с.
25
11. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Сб.
Статей/Сост. и ред. А. Готсиндер. – Л.: Музыка, 1980. – 104 с.
12. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие для студ.
высш. учеб. Заведений /Под общ. ред. А.Г. Каузовой, А.И. Николаевой. –
ВЛАДОС, 2001. – 368 с.
13. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М. 1985.
14. Шмидт – Шкловская А. А, О воспитании пианистических навыков. Л.,
1971.
15. Юдовина – Гальпериа Т. Б. За роялем без слез или я – детский педагог
2002.
26