"Наблюдение как средство воспитания экологической культуры"
Автор: Чистюхина Елена Николаевна Должность: заведующий Учебное заведение: МДОУ "Кораблик" Населённый пункт: с. Турово, Московская область Наименование материала: Педагогический совет Тема: "Наблюдение как средство воспитания экологической культуры" Раздел: дошкольное образование
МДОУ «Кораблик»
Доклад
«Наблюдение как средство воспитания экологической культуры»
Заведующий Е.Н.Чистюхина
Февраль 2015
Экологическое образование в России является приоритетным направлением обучения и
воспитания детей.
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых
тенденций мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели
глобальный масштаб. Они затрагивают самые основы цивилизации и во многом
предопределяют возможности выживания человечества.
Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого
понимания законов природы, учёта взаимодействий о природных сообществах, осознание
того, что человек не властелин природы, а её часть и выходец. Фундаментом, истоком
должен быть развитый в каждом человеке достаточный уровень экологического сознания,
экологической культуры.
Экологическая культура включает в себя следующие компоненты:
1.
Экологические знания и умения
2.
Экологическое мышление
3.
Ценностные ориентации
4.
Экологически оправданное поведение
Наблюдение, по определению Б.Г. Ананьева, есть сложная психологическая деятельность,
в которой восприятие, мышление и речь соединяются в единый и целостный акт
умственной работы.
Наиболее эффективным, ярким, познавательным, неисчерпаемым источником
эстетических впечатлений и эмоционального воздействия, методом ознакомления детей с
природой, конечно, является наблюдение.
Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всём её
многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях.
Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей
приглядываться, подмечать её особенности и приводит к развитию наблюдательности, а
значит решению одной из важнейших задач умственного воспитания. Также наблюдения
решают одну из важнейших задач нравственного воспитания – бережное отношение к
природе.
Планирование наблюдений в детском саду – это специально устроенное воспитателями,
планомерное и целенаправленное восприятие детьми всех явлений окружающего мира.
Для того чтобы воспринимать и понимать объект наблюдения немаловажное значение
имеет опыт и знания малыша. И только правильная, грамотная организация, подготовка и
проведение наблюдений в детском саду поможет полноценно развиваться вашему крохе.
Методические требования к подготовке и проведению наблюдений
Классификация наблюдений
Наблюдения можно классифицировать по разным принципам.
1. По характеру объектов, используемых в наблюдении:
— с растениями;
— с животными;
— с объектами неживой природы;
— наблюдения, объектом которых является человек.
2. По месту проведения:
— в групповой комнате;
— на участке;
— в лесу, в поле и т.д.
3. По количеству детей:
— индивидуальные (1—4 ребенка);
— групповые (5—10 детей);
— коллективные (вся группа).
4. По причине их проведения:
— случайные;
— запланированные;
— поставленные в ответ на вопрос ребенка.
В зависимости от характера наблюдений требования к их проведению несколько
различаются. Случайные наблюдения специальной подготовки не требуют. Подготовка к
проведению запланированных наблюдений начинается с определения педагогом
текущих дидактических задач.
Случайные наблюдения
Случайные наблюдения специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом
в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в
природе, в «Уголке природы» или на участке. Однако это не значит, что случайные
наблюдения проводить просто. Чтобы воспитатель мог заметить в природе что-то
способствующее развитию познавательной активности ребенка, он должен обладать
немалыми биологическими познаниями. В противном случае интереснейшие события
пройдут мимо него непонятыми и незамеченными. Отсюда следует, что подготовкой к
случайным наблюдениям является постоянное самообразование по всем разделам
биологии, географии, землеведения, земледелия. Кроме того, от воспитателя требуется
постоянная психологическая готовность разглядеть в природе новое и интересное. Это
значит, что, гуляя с детьми и выполняя свои многообразные обязанности, следя за поведе-
нием детей и предупреждая всевозможные ЧП, он должен одновременно выискивать в
природе явления, которые могут заинтересовать детей, пополнить багаж их знаний или
просто доставить удовольствие, вызвать положительные эмоции. Безусловно, это не
просто, особенно если учесть отсутствие специальной биологической литературы,
адресованной работникам ДОУ.
Плановые наблюдения
Подготовка к проведению запланированных наблюдений начинается с определения
педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий
требованиям, изложенным выше. Воспитатель знакомится с ним заранее — и на практике,
и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему
незнакома.
Предлагая детям тему наблюдения, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая
должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению
методики и хода наблюдения. Конечно, иногда экологическое наблюдение можно
проводить и под команду педагога, но злоупотреблять этим не следует. В подавляющем
большинстве случаев такой стиль себя не оправдывает, так как лишает детей инициативы
и свободы воли. Ссылка на экономию времени несостоятельна, поскольку постановка
наблюдения является не самоцелью, а просто одним из способов развития детского
мышления. Участие детей в планировании работы решает эту задачу эффективнее, чем
любой другой вид деятельности.
Точно так же нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется
ценное ощущение первооткрывателей.
Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением,
они должны быть раскрепощены.
Кроме того, как говорилось выше, при отсутствии возможности проговаривать свои
действия и увиденные результаты качество восприятия знаний резко ухудшается. Но,
чувствуя себя свободными, дети не должны переходить определенных границ, за
которыми начинается нарушение дисциплины.
В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения
задачи, варьирующих ход наблюдения и действия. В то же время он не выпускает из поля
зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.
Из-за этого в ходе наблюдения в работе детей периодически возникает десинхронизация.
Это — вполне закономерное явление. Оно проявляется не только в детской, но и во
взрослой аудитории. Таких ситуаций не следует избегать, но не стоит их и усугублять.
При значительной десинхронизации обстановка в группе может выйти из-под контроля.
Наблюдения как ответ на детские вопросы
Помимо запланированных и случайных наблюдений, существуют экологические
наблюдения, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. К проведению таких
наблюдений привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи.
Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить
истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, как поведет себя муравей,
если ему загородить дорогу в муравейник». Или: «Давай посмотрим, сможет ли кораблик
развернуться в узком месте ручейка», «Ребята, Коля спрашивает, будут ли голуби есть
творог; давайте проверим», «Ребята, Женя говорит, что под снегом травы нет, а я считаю,
что есть. Как это можно узнать?» В дальнейшем, если работа не сложна, она проводится
как случайное наблюдение; если же требуется значительная подготовка, ее осуществляют
в соответствии с методическими рекомендациями.
5. По характеру включения в педагогический процесс:
— эпизодические (проводимые от случая к случаю);
— систематические.
6. По продолжительности:
— кратковременные (от 5 до 15 минут);
— длительные (свыше 15 минут).
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
— однократные;
— многократные, или циклические.
8. По месту в цикле:
— первичные;
— повторные;
— заключительные и итоговые.
9. По характеру мыслительных операций:
— констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно
явление вне связи с другими объектами и явлениями);
— сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в
состоянии объекта);
— обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности
процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
10. По характеру познавательной деятельности детей:
— иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые
факты);
— поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
— решение экспериментальных задач.
11. По способу применения в аудитории:
— демонстрационные;
— фронтальные.
Демонстрационные.
Демонстрационными называются наблюдения, при которых в аудитории имеется всего
один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт
(«демонстрирует его»), а дети следят за ходом и результатами.
К сильным сторонам демонстрационных наблюдений можно отнести
нижеследующие качества.
1. Они являются менее трудоемкими. Это проявляется на всех этапах работы: во время
подготовки (один объект достать легче, чем несколько), в процессе работы и при
подведении итогов.
2. Этот способ работы более прост в методическом отношении. Проводя опыт
самостоятельно, педагог имеет возможность рационально распределить время на
различные этапы, сосредоточить внимание детей на самых существенных моментах, вы-
делить главное и второстепенное.
3. Практически исключены ошибки при проведении наблюдения.
4. При демонстрации всего одного объекта воспитателю легче распределять внимание
между объектом и детьми, установить с ними контакт, следить за качеством усвоения
знаний.
5. Во время демонстрационных наблюдений проще следить за соблюдением дисциплины.
6. Уменьшен риск нарушений правил безопасности и возникновения непредвиденных
ситуаций.
7. Проще решаются вопросы гигиены.
8. Создается возможность работы с объектами, имеющимися в единственном числе, а
также с объектами, представляющими для детей определенную опасность (ядовитые
растения и грибы, огонь и др.).
Слабые стороны демонстрационных наблюдений:
1. Объекты находятся далеко от детей, и те не могут рассмотреть мелкие детали.
2. Каждому ребенку объект виден под каким-то одним углом зрения.
3. Ребенок лишен возможности осуществлять обследовательские действия, рассматривать
объект с разных сторон.
4. Восприятие осуществляется в основном с помощью одного (зрительного), реже, двух
анализаторов; не задействованы тактильный (кожный), двигательный, вкусовой и иные
анализаторы.
5. Сравнительно низок эмоциональный уровень восприятия.
6. Немаловажным недостатком является относительная пассивность детей: они только
видят, как педагог совершает действия, но сами активного участия не принимают; это тем
более важно, что у детей еще сильно выражено действенное мышление.
7. При наличии одного объекта дети не видят его других модификаций.
8. Восприятие знаний идет в ритме, навязанном педагогом; для одних он может оказаться
высоким, для других — низким.
9. Сведена до минимума личная инициатива детей.
10. Затруднена индивидуализация обучения.
Фронтальные наблюдения
Фронтальными называются такие наблюдения , при которых в аудитории имеется много
объектов, и они находятся в руках у детей. Наблюдения этого типа компенсируют
недостатки демонстрационных наблюдений . Они тоже имеют свои «плюсы» и
«минусы».
Сильные стороны фронтальных наблюдений выражаются в том, что дети могут:
— хорошо увидеть мелкие детали;
— рассмотреть объект со всех сторон;
— использовать для обследования все анализаторы;
— реализовать заложенную в них потребность к деятельности;
— познакомиться не с одной, а с несколькими модификациями изучаемого объекта;
— работать в индивидуальном ритме, уделять каждой процедуре столько времени, сколько
требуется при своем уровне подготовленности и сформированности трудовых навыков.
К сказанному можно добавить, что эмоциональное воздействие фронтальных
экспериментов намного выше, чем демонстрационных: процесс обучения
индивидуализирован.
Слабые стороны фронтальных наблюдений тоже имеют место.
1. Труднее найти много объектов, сложнее написать конспект.
2. Во время фронтального наблюдения труднее следить за ходом процесса познания, за
качеством усвоения знаний каждым ребенком.
3. Труднее установить контакт с детьми.
4. Постоянно возникает несинхронность в работе детей.
5. Повышается риск ухудшения дисциплины (хотя само ухудшение дисциплины наступает
не обязательно).
6. Повышается риск нарушений правил безопасности и возникновения различных
непредвиденных или нежелательных ситуаций.
При выборе метода обучения демонстрационным наблюдениям
отдается предпочтение
в следующих случаях:
— если объекты существуют в одном экземпляре;
— если объект в принципе не может быть дан в руки детей (гора, Солнце, дерево);
— если объект представляет для детей определенную опасность (например, ядовитые
растения и грибы, опасные животные);
— если по методическим соображениям не рационально вести работу сразу с
несколькими объектами (например, с 20 котятами);
— если понятия, намеченные к изучению, сложны и не могут быть усвоены детьми
самостоятельно;
— если педагог не уверен, что сможет в данной конкретной ситуации удержать
дисциплину.
Во всех остальных случаях следует проводить фронтальные наблюдения , так как они
более соответствуют возрастным особенностям мышления детей.
12. Этапы
Процесс наблюдения по своей структуре можно условно разделить на 4 этапа, каждый из
которых, имея конкретную цель, вместе с тем, благодаря своей связи с другими, служит
достижению общей цели всего наблюдения.
1 этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Цель: вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. На этом этапе воспитатель
указывает цель и задачи наблюдения и даёт задание к предстоящему наблюдению.
Вызвать интерес к объекту можно различными приёмами:
использование личного опыта детей (предлагается вспомнить, видели ли предмет, где
видели, каким он был тогда, что знаете о нем) ;
краткая беседа;
чтение литературного произведения;
рассматривание рисунков и иллюстраций.
На 2 этапе рекомендуется использовать приёмы фантазирования, оживления, увеличение
или уменьшения объектов. Интересен и своеобразен приём эмпатии — дети представляют
себя на месте объекта наблюдения («Представь себя на месте божьей коровки», «А если
бы ты был кустиком? »). Детям можно предложить надеть очки с цветными стёклами и
посмотреть на дождь, снег, облака. Они сделают необыкновенные открытия, если
рассмотрят муравья, гусеницу, комара, снежинку через увеличительное стекло.
3 этап. ОСНОВНОЙ. Цель: последовательное рассматривание предмета и осмысление
воспринятого. Успех наблюдения во многом зависит от содержания и последовательности
вопросов, продуманных заранее, от того, насколько воспитатель предвидит ответы детей и
реагирует на их активность. Этот этап по своему содержанию и роли в наблюдении,
можно условно разделить на 3 части:
обследование предмета или явлений в целом;
анализ обследуемого предмета;
обследование, раскрывающее не только чувственно воспринимаемые свойства, но и на их
основе свойства предметов и явлений в их взаимосвязях.
На 3 этапе в дошкольном возрасте применим приём имитации ребёнком движений, звуков
и явлений природы (движение крыльев птиц, звон капели, скрип снега, полет шмеля, лай
собаки и т. п.)
4 этап. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. Цель: подведение итогов и закрепление полученных
представлений и знаний о предметах и явлениях. Необходимо отмечать то новое, что дети
узнали. Закрепление, уточнение представлений, полученных во время наблюдений,
осуществляется в ходе дидактических заданий, которые в основном проходят в форме
игры. Закончить наблюдение можно чтением стихотворения, возможно пение песен (если
позволяют погодные условия, хороводы, подвижные игры.
13.Требования, предъявляемые к объектам экологических наблюдений
При организации наблюдений очень важно правильно выбрать объект. При несоблюдении
этого условия познавательная ценность экологического наблюдения снижается.
Требования, предъявляемые к объектам работы
1. Главным является требование максимального соответствия избранного объекта
целям и задачам, решаемым в ходе наблюдения. Выбирая объект, надо отдать
предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче. Например, нахохливание птиц
зимой лучше всего показать на примере воробьев, а не ворон и сорок.
2. Вторым по важности требованием является безопасность объекта для детей. Так,
категорически запрещается работать с ядовитыми растениями и грибами, со злобными
или испуганными животными. При ознакомлении с котенком или щенком надо заранее
проверить, не являются ли они агрессивными. Однако иногда создаются такие условия,
когда воспитатель силой обстоятельств вынужден знакомить детей с опасными объектами.
Например, если вокруг участка детского сада растут дурман или белена, в лесу
встречаются ядовитые грибы, воспитатель обязан познакомить детей с ними для
предотвращения несчастного случая. В данной ситуации нельзя заменять натуральные
объекты изобразительными пособиями, так как впоследствии дети могут не узнать
опасный объект в реальных условиях. Проводя такое занятие, воспитатель должен
соблюдать определенный ритуал. Он держится на расстоянии от объекта, не прикасается к
нему руками и постоянно подчеркивает это, заостряя внимание детей на такой форме
своего поведения. При необходимости указать на отдельные детали он пользуется
палочкой, которую затем демонстративно уничтожает на глазах у детей и потом сам моет
руки. Дети должны запечатлеть не только внешний вид опасного объекта, но и
правильные способы обращения с ним.
3. Категорически запрещается проводить наблюдения с незнакомыми объектами —
будь то незнакомый вид или незнакомый экземпляр. При контакте с неизвестными
объектами вероятность несчастных случаев резко возрастает.
4. Желательно, чтобы объект, выбранный для наблюдения, был типичным для данной
группы объектов и содержал все необходимые части. При знакомстве с дефективными
объектами у детей складываются неправильные представления об их строении и функ-
циях. Кроме того, дефект отвлекает внимание детей, вызывает не относящиеся к делу
вопросы и нежелательные эмоции.
Если же принесенный детьми объект не несет никакой опасности и просто дефективен,
можно провести наблюдение, постараться найти причины дефективности, чтобы извлечь
из них должный урок, и обсудить, что мы можем сделать для облегчения жизни такому
объекту. В данном примере не следует представлять себе только животных-калек. Это
могут быть сломанные веточки, растения, засыхающие от нехватки воды, проростки,
пробивающиеся из-под камня; во всех этих случаях дети, осознав причины де-
фективности, могут оказать объектам вполне реальную помощь.
5. Аналогичные требования предъявляются и к эстетической стороне объектов. Красивый
объект , оказывая положительное эмоциональное воздействие на ребенка, вызывает у него
желание общаться как можно дольше. Однако в природоведении категория «красивый»
является не только эстетической, но и биологической. Она становится синонимом понятия
«гармония в природе». Размер, форма, цвет, соотношение частей — все эти признаки
обеспечивают приспособление организмов к среде обитания. Чем ближе они к идеальному
варианту, тем более красивыми кажутся нам животные и растения.
В разряд некрасивых («страшных», «противных») обычно попадают три категории
организмов: те, кого мы боимся (черви, пиявки, змеи); те, кого мы вынуждены уничтожать
по соображениям гигиены или как вредителей сельского хозяйства (тараканы, мухи,
пауки, клопы, крысы, мыши), и те, кто в нашем представлении ассоциируются с
отрицательными сказочными персонажами (Баба Яга ест мышей, лягушек и жаб).
На самом деле все эти животные красивы. Естественный отбор «трудился» над ними в
течение миллионов лет эволюции, и в результате сформировались существа очень
гармоничные, хорошо приспособленные к условиям своего обитания и, следовательно, с
биологической точки зрения очень красивые. Дети за время пребывания в детском саду
должны научиться видеть красоту всех живых организмов и не делить на красивых и
некрасивых.
По-иному воспринимаются нарушения внешнего вида больных и калек. Они на самом
деле некрасивы — некрасивы в том смысле, что плохо приспособлены к среде обитания,
следовательно, негармоничны. Так, растения, растущие на неудобренной почве, имеют
мелкие бледно окрашенные листья, уродливые цветы, деформированные плоды. У
больного животного слезятся глаза, выпадает шерсть, выпирают кости. Так же выглядит и
голодающее животное. По отношению к таким объектам воспитатель должен стремиться
вызвать не отвращение, а сочувствие, научить видеть за уродством страдание и, что самое
главное, должен сформировать у детей желание сделать чудо — путем заботливого ухода
превратить некрасивое в красивое.
В этом отношении показателен опыт детских учреждений Германии. Здесь широко
практикуется воспитание детей-инвалидов в обычных детских садах. После глубокого
изучения проблемы там сочли необходимым отказаться от специализированных уч-
реждений для дефективных детей. Это оказалось полезным и для инвалидов, и для
здоровых. У первых облегчается задача социальной адаптации, у вторых вырабатываются
такие качества, как заботливость, умение своевременно прийти на помощь, формируются
практические навыки по уходу за больными. В отсутствие ребенка-инвалида дети и
педагоги часто обсуждают между собой вопрос: «Хорошо ли ему с нами? Все ли мы
делаем, чтобы ему было хорошо?» Такая практическая деятельность намного полезнее,
чем десятки рассказов и бесед на морально-этические темы.
6. Часто встречающиеся представления о том, что объекты наблюдения должны
соответствовать возрастным особенностям детей, в подавляющем большинстве случаев
несостоятельны. Например, нельзя говорить, что голуби и золотые рыбки соответствуют
одному возрасту, а воробьи и гурами — другому. Программа экологического образования
дошкольников построена по концентрическому принципу. Это значит, что к одному и тому
же объекту приходится возвращаться многократно и каждый раз добавлять к известным
знаниям что-то новое. Например, ребенок первого года жизни будет с удовольствием
рассматривать голубей, сидя на руках у взрослого; в два-три года он научится отличать
голубей от других птиц; еще через год впервые начнет подкармливать крошками хлеба; в
средней и старшей группах изучит повадки и поведение; в подготовительной
заинтересуется механизмами полета, вопросами охраны природы.
Таким образом, за редким исключением, нет и не может быть никаких возрастных
ограничений в демонстрации тех или иных объектов . В прямой же зависимости от
возраста находятся понятия, которые могут быть сформированы у детей с помощью тех
или иных объектов. Чем старше ребенок, тем более сложными понятиями он способен
овладеть.
Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателем
следующих требований:
- ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;
- планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения;
- учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в
ходе наблюдения;
- высокая умственная активность и самостоятельность детей.
В процессе наблюдения рождается и крепнет бесценное свойство человеческой личности
— наблюдательность. Какую бы профессию, став взрослым, не выбрал теперешний
малыш, качество это для него всегда будет необходимым. Наблюдение предметов и
явлений природы невозможно без движений, а значит, использование этого метода при
ознакомлении с природой способствуют физическому развитию ребёнка. Наблюдения
также способствуют выработке в ребёнке самостоятельности, организованности,
дисциплинированности, инициативности. Непосредственное восприятие предметов
природы, их разнообразие эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них
удивление, радость, восторг. В процессе наблюдений ребёнок не только овладевает
определёнными знаниями и умениями, но у него развивается эмоциональная
отзывчивость, желание активно защищать, облагораживать природную среду. Ребёнок
усваивает систему знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях — а
это задачи экологического воспитания.