Автор: Самиева Лилия Амировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: КОУ "Школа-интернат для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск, ХМАО-Югра
Наименование материала: Рабочая программа по коррекционному курсу для обучающихся с овз (1 вариант)
Тема: "Дефектологические занятия"
Раздел: начальное образование
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИЗДОРОВЬЯ)
РАССМОТРЕНО
на заседании методического
объединения учителей
____________________________
Протокол от «___»________20__ г. № ___
УТВЕРЖДАЮ
Директор
КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для
обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»
______________М.И. Иванова
приказ от «___»______20_ г. №____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекционному курсу
«Дефектологические занятия»
Классы: 2-4
Объём: 385 ч.
Учитель-дефектолог:
Л.А.Самиева
г. Нефтеюганск-2021
Оглавление
№
Стр.
I.
Пояснительная записка
1.1
Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся
1.2
Планируемые результаты реализации программы коррекционной
работы
1.3
Создание образовательной среды
II.
Содержательный раздел
2.1
Формирование БУД
2.2.
Содержание коррекционно-развивающих занятий
(дефектологических)
2.3
Календарно – тематическое планирование
III.
Приложения к программе
I.Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного кура «Дефектологические занятия» является частью
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Нефтеюганская школа-
интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», составлена для
обучающихся
2-4
классов.
Посредством
программы
осуществляется
индивидуально-
ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического
развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).
Программа учитывает современные требования к результатам освоения адаптированной
образовательной программы, направлена на достижение обучающимися личностных и
предметных результатов.
Программа учитывает современные требования к результатам
освоения
адаптированной
образовательной
программы,
направлена
на
достижение
обучающимися личностных результатов, формирует базовые учебные действий. Личностные
результаты отражают: осознание себя как школьника, сформированность мотивации к учению,
способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью,
владение навыками сотрудничества в учебной ситуации, ориентированность на достижение
результата, проявление самостоятельности. В процессе реализации программы формируются
базовые
учебные
действия
(БУД):
личностные,
регулятивные,
познавательные
и
коммуникативные.
Результативность реализации программы определяется успешностью обучающихся в
усвоении программного материала и положительной динамикой в развитии личности ребёнка в
целом.
Для
оценки
эффективности
программы
используются
следующие
показатели
следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает педагог обучающимся на занятии: чем помощь педагога
меньше, тем самостоятельность обучающихся, следовательно, выше развивающий эффект;
- косвенным показателем эффективности данных занятий является достижение планируемых
предметных результатов по предметам учебного плана, а также поведение обучающихся в
учебной ситуации (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение
мыслительной деятельности и др.).
Система оценки достижения планируемых результатов программы базируется на принципах
индивидуального
и
дифференцированного
подходов
и
представляет
собой
систему
мероприятий по наблюдению, анализу, оценке обучаемости ребенка. Результаты диагностики в
конце года
позволяют сделать вывод о динамике развития обучающегося.
В ходе
динамического наблюдения у обучающихся выявляется:
–
темп работы, работоспособность;
–
отношение школьника к учебной работе, характер учебной мотивации;
–
отношение обучающегося к оценке учителя, сформированность самооценки;
–
обучаемость:
восприимчивость
обучающегося
к
помощи,
виды
помощи
(стимулирующая, направляющая, обучающая), способность переноса на аналогичные
задания;
–
уровень умственного развития.
Динамические
результаты
отражаются
в
дефектологическом
представлении
на
обучающегося (Приложение 1.)
1.1 Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Всего обучающихся – 15 человек
Из них:
1.С нарушением зрения – 4 человека
2. С нарушением опорно – двигательного аппарата – 1 человек
3. С РАС – 2 человек
4 С нарушением слуха –1 человек
5. Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР – 9 человек
У обучающихся с интеллектуальной недостаточностью существует ряд специфических
особенностей в их личности, познавательной, эмоционально-волевой сфере и поведении:
При письме особенности усвоения грамматики и правописания заключаются в
следующем: механическое заучивание определений или правил, их фрагментарное усвоение,
замена сложного правила простым, смешение грамматических понятий и орфографических
правил, быстрое забывание материала, неумение применять полученные знания на практике.
Овладение даже элементарными математическими понятиями требуют от ребенка
достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ,
синтез, обобщение, сравнение. Дети с ограниченными возможностями плохо ориентируются в
задаче, теряются, встречаясь с трудностями, не проверяют результаты своих действий, не
соотносят их с образцами.
Процесс формирования навыков чтения у обучающихся своеобразен: дети медленно
запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графемы, недостаточно быстро
соотносят звук с буквой. Слабая техника чтения, нарушение осознанности чтения.
Речь.
Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая.
Отмечаются трудности восприятия и понимания речи. Речь бедна, маловыразительна и
монотонна, нет логических ударений.
Нарушения деятельности анализаторов. Сенсорная сфера (ощущения, восприятия),
как правило, оказывается очень нарушенной. Отстает развитие зрительного, слухового,
тактильного
и
других
анализаторов.
При
умственном
недоразвитии
оказывается
дефектным восприятие: нарушение обобщенности и замедленный темп. Отмечается узость
объема и трудности восприятия пространства и времени. Восприятие неразрывно связано с
мышлением. Все функции мышления недостаточно сформированы у детей с нарушениями
интеллектуального развития и имеют своеобразные черты. У детей с нарушениями
интеллектуального
развития
страдает внимание: малая
устойчивость,
трудности
распределения,
замедленная
переключаемость,
сужение
объема.
Сильно
страдает
непроизвольное внимание. Произвольное – нецеленаправленно.
Особенности восприятия и осмысления неразрывно связаны с особенностями памяти. У детей
с нарушениями интеллекта процессы запоминания, сохранения и воспроизведения имеют
специфические особенности. Память у данных детей характеризуется сужением объема,
замедленным темпом, недостаточной осмысленностью и последовательностью.
Детям,
имеющим
нарушения
интеллектуального
развития
свойственно
нарушение
эмоционально-волевой сферы и личности в целом.
1.2 Планируемые результаты реализации программы коррекционной работы
Основной целью программы является овладение учащимися системой доступных,
практически значимых знаний, умений и навыков по общеобразовательным и коррекционным
курсам, необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.
Программа составлена с учетом основных дидактических принципов: доступности,
научности, систематичности и коррекционной направленности.
Программа включает в себя следующие общеобразовательные предметы:
- письмо;
- математика;
Программа
коррекционно-развивающих
занятий
является
компонентом
программы
коррекционной работы образовательной организации, направлена на обеспечение успешности
освоения
обучающимися
адаптированной
образовательной
программы.
Посредством
программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с
учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в
соответствии с рекомендациями ПМПК).
Результативность
реализации
программы
определяется
успешностью
усвоения
обучающимися программного материала
и положительной динамикой личностных
результатов. Личностные результаты отражают:
–
принятие и освоение социальной роли обучающегося;
–
овладение социально-бытовыми навыками на элементарном уровне;
–
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
–
ориентированность на достижение результата;
В соответствии с ПМПк от 05.2021 года определены задачи индивидуальных образовательных
маршрутов
№
п/п
Ф.И обучающегося
Задачи
2 класс
1.
Клецков Максим
Учебно – коррекционная задача:
Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного
плана
Коррекционно – воспитательная задача:
Способствовать формированию умения работать в малых
группах
Коррекционно – развивающая задача:
Коррекция восприятия пространственных представлений.
2.
Соколова Юлия
Учебно – коррекционная задача:
Способствовать формированию умения понимать и принимать
пошаговую инструкцию педагога.
Коррекционно – воспитательная задача:
Коррекция умения аккуратно оформлять записи в тетради.
Коррекционно — развивающая задача:
Коррекция восприятия пространственных представлений.
3.
Унжаков Кирилл
Учебно – коррекционная задача: Формировать общеучебные
умения и навыки (по звонку вставать
возле парты, самостоятельно готовиться к уроку).
Коррекционно – воспитательная: Воспитывать умение
выполнять правила поведения школьника
(выполнять требования учителя, правильно сидеть за партой).
Коррекционно – развивающая: Коррекция и развитие мелкой
моторики.
4.
Чечуков Данил
Учебно – коррекционная задача: Формировать умения слушать и
слышать вопросы учителя.
Коррекционно – воспитательная задача: Воспитывать умение
слушать и понимать обращенную речь.
Коррекционно – развивающая задача: Коррекция и развитие
слухового, зрительного, тактильного восприятия.
5.
Чудинов Дмитрий
Учебно – коррекционная задача: Формировать общеучебные
умения и навыки (по звонку вставать возле парты,
самостоятельно готовиться к уроку).
Коррекционно – воспитательная: Воспитывать умение
выполнять правила поведения школьника
(выполнять требования учителя, правильно сидеть за партой).
Коррекционно – развивающая: Коррекция и развитие мелкой
моторики.
3 класс
1.
Степаненко Анна
Учебно – коррекционная задача: Сформировать количественные
представления от 1 до 5
Коррекционно – воспитательная задача: Сформировать умение
готовиться к уроку до звонка с направляющей помощью учителя.
Коррекционно — развивающая: Коррекция крупной и мелкой
моторики.
2.
Керимов Мурад
Учебно – коррекционная задача: Сформировать количественные
представления от 1 до 5
Коррекционно – воспитательная задача: Сформировать умение
готовиться к уроку до звонка с направляющей помощью учителя.
Коррекционно — развивающая: Коррекция крупной и мелкой
моторики.
3.
Цибискин Аркадий
Учебно – коррекционная задача: Сформировать умение решать
простые примеры.
Коррекционно – воспитательная задача: Сформировать умение
готовиться к уроку до звонка самостоятельно.
Коррекционно — развивающая: Коррекция временных
представлений.
4.
Ковальчук Иван
Учебно – коррекционная задача: Формировать навыки
послогового чтения.
Коррекционно – воспитательная задача: Воспитать навыки
социального поведения.
Коррекционно — развивающая задача: Коррекция крупной и
мелкой моторики.
5.
4 класс
1
Коркина Жанна
Учебно – коррекционная задача:
Создать условия для формирования ЗУН по предметам учебного
плана в соответствии с психофизическими возможностями.
Коррекционно – воспитательная задача:
Способствовать формированию умения работать в малых
группах.
Коррекционно – развивающая задача:
Коррекция восприятия пространственных представлений.
2.
Нуриев Хасай
Учебно – коррекционная задача:
Создать условия для формирования ЗУН по предмету в
соответствии с психофизическими возможностями здоровья.
Коррекционно – воспитательная задача:
Способствовать формированию умения выполнять
организационные действия по рекомендации учителя с
направляющей помощью учителя.
Коррекционно — развивающая задача:
Сформировать умение работать в малой группе.
3.
Гарифуллин Богдан
Учебно – коррекционная задача: Формировать количественные
представления от 1 до 5
Коррекционно –воспитательная задача:
Формировать умение готовиться к уроку до звонка с
направляющей помощью учителя.
Коррекционно — развивающая задача: Формировать
пространственные представления (на, под,
за, перед, возле).
4.
Оруджова Айтадж
Учебно – коррекционная задача: Сформировать умение решать
простые задачи, согласно
представленному алгоритму.
Коррекционно – воспитательная задача: Сформировать умение
работать в малых группах.
Коррекционно – развивающая задача: Коррекция
пространственных представлений.
5.
Чеснокова Настя
Учебно – коррекционная задача: Сформировать умение решать
простые примеры.
Коррекционно – воспитательная задача: Формировать умение
работать в малой группе.
Коррекционно — развивающая задача: Формировать временные
представления.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Название
раздела
Планируемые
образовательные результаты
Предметные
Личностные
БУД
Коррекция
эмоционально –
волевой сферы,
формирование
коммуникативно
й компетенции
-
умение
практически
применять
правила
самоорганизации
и
саморегуляции
личности;
-
умение
активно
слушать
окружающих,
уважать
чужое
мнение,
отстаивать
свою точку зрения;
- аргументирован-
но
оценивать
поступки
героев
одноклассников,
сверстников
и
других
людей
с
учетом
сформированных
представлений
об
этических нормах и
правилах;
- понимать личную
ответственность за
свои поступки на
основе
представлений
об
этических нормах и
правилах поведения
в
современном
обществе;
-
вести
диалог
с
учетом
наличия
разных точек зрения,
-
аргументировать
свою позицию,
-
соблюдать
этику
взаимоотношений в
процессе
взаимодействия
с
разными людьми.
- принятие и освоение
социальной
роли
обучающегося,
формирование
и
развитие
социально
значимых
мотивов
учебной деятельности;
-формирование
уважительного
отношения
к
иному
мнению;
-
развитие
познавательной
активности
и
чувства
уверенности
в
своих
силах;
-
развитие
навыков
совместной
и
самостоятельной
деятельности;
- владение
навыками
коммуникации и
принятыми нормами
социального
взаимодействия;
-осмысление
социального
окружения,
своего
места в нём, принятие
соответствующих
возрасту
ценностей
социальных ролей;
- принимать цель и
произвольно
включаться в
деятельность;
- следовать
предложенному плану
и работать в общем
темпе;
- активно участвовать в
деятельности;
- обладать готовностью
к осуществлению
самоконтроля в
процессе деятельности
(контролировать себя,
находить ошибки в
работе и
самостоятельно их
исправлять);
- развивать этические
чувства,
чувства
доброжелательности
и
эмоционально-
нравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания
чувствам
других
людей
Коррекция и
развитие
познавательной
- умение объективно
воспринимать
и
анализировать
- уметь наблюдать и
быть вниматель-ным к
окружа-ющему;
- использовать учебно -
познавательные
мотивы
овладения
деятельности
окружающую
действительность;
- умение выделять
существенные
свойства предметов,
явлений;
-
умение
обнаруживать
и
понимать
закономерности
событий, явлений;
-
умение
устанавливать
все
возможные связи и
отношения объектов
окружающего мира,
выявлять причинные
связи
между
явлениями,
событиями;
- умение сравнивать,
обобщать, делить и
классифицировать
понятия;
устанавливать связи
и отношения между
понятиями;
-
умение
образовывать
понятия
формулировать
определения
понятий;
-
умение
находить
закономерности
и
ассоциации
для
лучшего
запоминания.
- уметь удерживать и
концентрировать
внимание,
анализировать
элементы картинки,
находить отличия;
- уметь переключать
внимание и выполнять
упраж-нение в
соответст-вии с
инструкцией
-
уметь
получать
заданные
геометри-
ческие
фигуры
из
других фигур,
-
уметь
складывать
узоры
по
образцу
и
памяти;
- уметь искать и
находить новые
решения, способы
достижения требу-емого
результата, новые
подходы к
рассмотрению пред-
лагаемой ситуации.
-
уметь
выполнять
упражнения
с
ис-
пользованием
уве-
личения
объема,
сложности и време-ни
хранения
запо-
минаемой
инфор-
мации;
-
уметь
запоминать
рассказ и отвечать на
вопросы
педагога
по
тексту;
-уметь воспроизво-дить
первоначаль-ные слова
по
ассоциативному
ряду;
- уметь определять понятия,
создавать
обобщения,
устанав-ливать
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно вы-бирать
основания и критерии для
клас-сификации,
устанав-
ливать
причинно-
следственные
связи,
строить
логическое
содержанием
учебных
предметов
(знаниями,
способами
деятельности);
-
использовать
обще
учебные
интеллектуальные
умения
(ориентироваться
в
задании;
планировать
ход выполнения задания;
обобщать;
осуществлять
самоконтроль;
осуществлять
самооценку
деятельности;
-активно
включать
личностные компоненты
познавательной
деятельности
(познавательной
активности;
самостоятельности;
произвольности)
-уметь
анализировать
процесс и результаты
познавательной
деятельности;
-способность
формировать
базовые
представления и умения,
необходимые
для
успешного
усвоения
школьной программы
рассуждение,
умоза-
ключение и делать выводы;
-
уметь
создавать,
применять
и
преоб-
разовывать
знаки
и
символы,
модели
и
схемы
для
решения
учебных
и
познавательных задач.
Категории
обучающихся
Ожидаемый результат
Обучающиеся с лёгкой
умственной отсталостью
-
овладеют
базовыми
учебными
действиями,
мыслительными
операциями:
сравнение,
обобщение,
анализ, синтез, классификация, выделение главного и др.;
- будут способны переключаться с одной умственной
операции на другую по словесной инструкции учителя;
-
овладеют
навыками
адекватного
поведения
в
общественных местах, умениями саморегуляции;
Обучающиеся с умеренной
умственной отсталостью
-
будут
поддерживать
ситуативный
контакт
с
окружающими,
в
процессе
взаимодействия
способны
принимать
помощь
разъясняющего
и
обучающего
характера;
- будут понимать обращенную к ним речь;
- с помощью взрослого смогут переносить
усвоенные
способы действий, способны выполнять практические
действия
- овладеют на доступном уровне элементами учебной
деятельности
1.3 Создание образовательной среды
№
п.п
Нозологии
Формы, методы и приемы
работы с обучающимися
1
Обучающиеся с
легкой
умственной
отсталостью
Решение наглядно-практических задач
Простейшие логические операции анализа и синтеза
(дописывание незаконченных предложений, сравнение понятий,
моделирование и анализ заданных ситуаций, решение
занимательных задач, проблемных ситуаций)
Введение задачи в игру, в практическую деятельность.
Предметно – игровая деятельность, направленная на
побуждение интереса и мотивации (игры – этюды, дидактические
игры, сюжетно – ролевые игры, игра – интервью, игра - ситуация).
Постановка вопроса или ориентировка в условиях задач,
создание гипотез возможного решения, осуществления решения и
проверка правильного решения.
Элементы арттерапии: элементы изотерапии (рисуночные
методы), психогимнастика, музыкальная релаксация, игры и
психотехнические упражнения.
Элементы песочной терапии
2
Обучающиеся с
легкой
умственной
отсталостью,
с
нарушением
зрения
Метод
наглядности
(большие
размеры
предметов,
насыщенность и контрастность цветов, используются красный,
желтый, зеленый, оранжевый цвета);
Метод дистанционного управления (управление действиями
ученика на расстоянии посредством команд);
Метод
слова
(беседа,
описание,
объяснение,
инструктирование,
замечание,
исправление
ошибок,
устное
оценивание);
Метод практических упражнений (многократное повторение
изучаемых движений (больше, чем нормально видящим)
Метод стимулирования двигательной активности (создание
ситуации успеха)
3
Обучающиеся с
легкой
умственной
отсталостью,
с
нарушением
опорно
–
двигательного
аппарата
Щадящий индивидуальный двигательный режим
Практические методы и приемы обучения:
-многократное повторение практических и умственных действий;
-наглядно-действенный
показ
(способа
действия,
образца
выполнения);
-подражательные упражнения; дидактические игры;
Наглядные методы:
- обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое,
слуховое, комбинированное);
- наблюдения за предметами и явлениями окружающего;
- рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.
4
Обучающиеся с
легкой
умственной
отсталостью,
дети РАС
Подсказки (вербальная, жестовая или физическая помощь);
Положительное поощрение;
Визуальная поддержка;
5
Обучающиеся с
легкой
умственной
отсталостью,
с
нарушением
слуха
Требования к речи учителя,
формам и условиям ее
предъявления:
-хорошее освещение лица говорящего;
-
четкость,
выразительность,
плавность
речи,
соблюдение
орфоэпических норм произношения, исключение утрированной
артикуляции;
- постепенное наращивание темпа и приближение его к темпу
нормальной разговорной речи.
Наглядные методы:
-показ способа действий (должен быть точным, выразительным,
разделенным на части, может быть полным или частичным)
Методические приемы, усиливающие словесные методы
(сравнение, повторение, интонация)
6
Обучающиеся с
умеренной
умственной
отсталостью,
ТМНР
Игровые методы и приемы (игра не как развлечение, а как
средство обучения);
Предметно-действенный метод (организация постоянной
активной
практической
деятельности
детей
с
конкретными
предметами);
Постепенное усложнение самостоятельных действий детей:
переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по
речевой инструкции.
Большая повторяемость материала, применение его в новых
ситуациях;
Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке.
Эмоциональная положительная оценка учителем малейших
достижений ребёнка.
II.Содержательный раздел
2.2.1. Формирование БУД.
Содержание коррекционного курса
Содержание дефектологической программы интегрировано с содержанием учебных
предметов русский язык, письмо и развитие речи, математика, направлено на оказание помощи
в освоении адаптированной образовательной программы (коррекцию пробелов в знаниях по
данным предметам), в соответствии с рекомендациями ПМПК.
Дефектологическая
направленность
программы
реализуется
через
предметно-
практическую
деятельность
и
систему
специальных
упражнений,
корригирующих
на
познавательную деятельности обучающихся:
Развитие аналитико-синтетической сферы
Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать. Анализ и синтез
на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных
признаков.
Упражнения,
требующие
сравнения,
абстрагирования
от
несущественных
признаков,
выделения
существенных
признаков
с
последующим
использованием
проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения заданий: продолжение
ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности. Упражнения на поиск
недостающей фигуры с нахождением 2-3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск
признака отличия одной группы фигур (или понятий) от другой. Построение простейших
умозаключений, их проверка и уточнение.
Развитие внимания
Развитие переключения внимания, формирование навыков произвольности.
Упражнения на поиски ходов в сложных лабиринтах с опорой на план и составление детьми
собственных планов к лабиринтам, игра “Муха” — 3-й уровень (работа в умозрительном
плане), игра “Кто быстрее и точнее”, основанная на диагностическом тесте “Корректурная
проба”, поиск ошибок в тексте.
Развитие воображения
Развитие творческого воображения и элементов конструктивного мышления.
Упражнения
аналогичные,
применяемые
на
2-м
этапе,
составление
плоскостных
геометрических фигур и предметов с использованием специальных наборов “Волшебный
круг” и др.
Развитие памяти
Развитие
визуальной,
аудиальной
и
тактильной
памяти
(увеличение
объема,
устойчивости, эффективности перевода информации из кратковременной в долговременную
память). Упражнения аналогичные, используемые на 2-м этапе, с увеличением объема и
сложности запоминаемой информации, а также упражнение “Зрительный диктант”, игра
“Волшебный мешочек”.
Развитие личностно-мотивационной сферы
Развитие навыков совместной деятельности.
Упражнения, развивающие навыки совместной деятельности и чувство ответственности за
принятое решение.
2.1 Содержание коррекционного курса
№
п/п
Раздел
Формы
организац
ии
учебных
(коррекци
онных)
занятий
Формируемые БУД
Коррекционно-
развивающая работа
1.
Коррекция
эмоционально –
волевой сферы,
формирование
коммуникативной
компетенции
Специальн
ые
коррекцио
нные
занятия
-индивиду-
альные
Учебная
экскурсия
Практическ
ие
исследоват
ельские
занятия
- принимать цель и
произвольно включаться в
деятельность;
- следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе;
- активно участвовать в
деятельности;
- обладать готовностью к
осуществлению
самоконтроля в процессе
деятельности
(контролировать себя,
находить ошибки в работе
и самостоятельно их
исправлять);
-
развивать
этические
чувства,
чувства
доброжелательности
и
эмоционально-
нравственной
отзывчивости,
Узнавание предметов
по описанию: ученики
должны определить
предмет, спрятанный
за ширмой, задавая
учителю вопросы
относительно свойств
и качеств предмета по
образцу (см. схему
описания выше). Либо:
детям предлагают
определить предмет по
описанию в виде
готовой книжной
загадки или
придуманной самими
детьми.
Сравнение
предметов: предлагают
сравнивать предметы,
противопоставляя их
один-другому пол ряду
признаков (грач
-Ориентировка в
пространстве,
плоскости и
времени.
индивидал
ь-ные
занятия
Домашняя
учебная
работа
Занятие-
закреплени
е
Занятие-
зачёт
понимания
и
сопереживания чувствам
других людей
- создать условия для
развития умения
ориентироваться в
расположении частей
своего тела (голова,
ноги, глаза, уши, спина и
др.) и в соответствии с
ними различать прост-
ранственные
направления от себя:
впереди - сзади (позади),
вверху - внизу, справа
(направо) - слева
(налево). Различать
правую и левую руки.
- уметь наблюдать и быть
внимательным к
черный, а воробей - …;
грач крупная птица, а
воробей - …; грач –
перелетная птица, а
воробей - …). Либо
дети самостоятельно
находят признаки,
сравнивая предметы
попарно (роза-василек,
платье-туфли, тетрадь-
книга).
Группировка
предметов по их
основным
свойствам: детям
предлагаются карточки
с изображением 4-х
предметов, три из
которых принадлежат
одной группе, а 4-ый -
лишний. Это можно
провести как на
геометрическом
материале, так и на
буквах (гласные-
согласные), словах и
т.д.
2.
Коррекция
и
развитие
познавательной
деятельности
окружающему;
- уметь удерживать и
концентрировать
внимание, анализировать
элементы картинки,
находить отличия;
-уметь
переключать
внимание и выполнять
упражнение
в
соответствии
с
инструкцией
-
уметь
получать
заданные
геометрические фигуры
из других фигур,
-уметь складывать узоры
по образцу и памяти;
- уметь искать и находить
новые решения, способы
достижения
требуемого
результата,
новые
подходы к рассмотрению
предлагаемой ситуации.
-
уметь
выполнять
упражнения
с
использованием
увеличения
объема,
сложности
и
времени
хранения запоминаемой
информации;
-
уметь
запоминать
рассказ и отвечать на
вопросы
педагога
по
тексту;
- уметь воспроизводить
первоначальные слова по
ассоциативному ряду;
- уметь определять
понятия, создавать
обобщения, устанавливать
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно выбирать
основания и критерии для
классификации,
устанавливать причинно-
следственные связи,
строить логическое
рассуждение,
умозаключение и делать
выводы;
-
уметь
создавать,
применять
и
преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы
для решения учебных и
познавательных задач.
2.2 Тематическое планирование
2 класс
Название
раздела
Кол-во
заняти
й
Планируемые образовательные
результаты
Формируемые базовые
учебные действия
Математика
Первый
десяток
-Знать числовой ряд от 1 до 10
(прямой, обратный порядок)
- понимать смысл арифметических
действий сложения и вычитания
-слушать и понимать
инструкцию к учебному
заданию;
- работать с учебными
принадлежностями и
организовывать рабочее
место
Сравнение
чисел.
-выполнять устные и письменные
действия сложения и вычитания в
пределах 10
- уметь сравнивать числа
-делать простейшие
обобщения, сравнивать
-наблюдать
- классифицировать на
наглядном материале
Второй
десяток
- знать состав чисел (таблицу
сложения)
- уметь считать до 20
- умение выполнять
инструкцию педагога
- использование по
назначению учебных
материалов с помощью
взрослого
Сложение
и
вычитание
без
перехода
через
десяток
-Научить изображать двузначные
количества в виде суммы разрядных
слагаемых
-осознанно действовать на
основе разных видов
инструкций для решения
практических и учебных
задач;
Сложение
с
переходом
через
десяток.
- знать таблицу сложения с переходом
через десяток
-взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
-адекватно использовать
ритуалы школьного
поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за
парты
Вычитание
с
переходом
через
десяток.
- знать состав двузначных чисел
-входить и выходить из учебного
помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве
класса
Русский язык
Название
раздела
Кол-во
заня-
тий
Планируемые образовательные
результаты
Формируемые базовые
учебные действия
Предложение и
слово
списывать с печатного и рукописного
текстов, прочитанные и разобранные
слова и предложения
входить и выходить из
учебного помещения со
звонком
Звуки и буквы
-писать строчные и прописные буквы
- различать гласные и согласные
адекватно использовать
ритуалы школьного
поведения (поднимать
руку, вставать выходить
из-за парты )
Слог
- уметь делить слова на слоги
работать с учебными
принадлежностями и
организовывать рабочее
место
Парные
звонкие и
глухие
согласные
- уметь дифференцировать звонкие и
глухие согласные
выделять
существенные, общие и
отличительные свойства
предметов;
наблюдать
Гласные буквы
е, ё, ю, я в
начале слова
или слога
- уметь выделять первый звук в слове
ориентироваться в
пространстве класса
Твердые и
мягкие
согласные
Уметь отличать твердые согласные
от мягких
вступать в контакт и
работать в коллективе
(учитель - ученик, ученик
- ученик, ученик - класс,
учитель-класс)
Названия
предметов
Уметь задавать вопрос к названиям
предметов
осознать себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением
Названия
действий
Уметь находить в тексте слова,
обозначающие названия действий
осознанно действовать на
основе разных видов
инструкций для решения
практических и учебных
задач
Предлог
Уметь правильно употреблять слова-
предлоги в речи
делать простейшие
обобщения, сравнивать,
классифицировать на
наглядном материале
Слова с
непроверяемы
ми гласными
Запоминание и заучивание слов с
непроверяемыми гласными
адекватно использовать
ритуалы школьного
поведения (поднимать
руку, вставать выходить
из-за парты )
Предложение
Знать правила написания слов,
обозначающих имена людей,
фамилии, клички животных
Умение слушать и
понимать других
3 класс
Русский язык
Раздел
Панируемые образовательные результаты
обучающихся по разделу
Формируем
ые базовые
учебные
действия.
Предметные
Личностные
Пропедевтика
Выработка
навыка
правильного
письма
и
списывания с постепенным
ускорением темпа письма.
Четкое
и
графически
правильное
написание
строчных
букв
и
их
соединений.
- осознание себя
как
обучающегося,
заинтересованног
о
посещением
школы,
обучением,
занятиями,
как
члена
семьи,
одноклассника,
друга;
- способность к
осмыслению
социального
окружения,
своего
места
в
нем,
принятие
соответствующих
социальных
ролей.
Познаватель
ные
Личностные
Регулятивные
Алфавит
Гласные и
согласные.
4 класс
Раздел
Количес
тво
часов
Панируемые образовательные результаты
обучающихся по разделу
Формируемые
базовые
учебные
действия.
Предметные
Личностные
Повторение.
10
Выработка
навыка
правильного
письма
и
списывания с постепенным
ускорением темпа письма.
Четкое
и
графически
правильное
написание
строчных
букв
и
их
соединений.
-осознание
себя
как
обучающегося,
заинтересованног
о
посещением
школы,
обучением,
занятиями,
как
члена
семьи,
одноклассника,
друга;
-способность
к
осмыслению
соци-ального
Познавательны
е
Личностные
Регулятивные
Звуки
и
буквы.
118
Повторение
пройденного.
8
окружения, своего
места
в
нем,
принятие
соответствующих
возрасту
ценностей
и
социальных
ролей.
Математика
Раздел
Коли
честв
о
часов
Панируемые образовательные результаты
обучающихся по разделу
Формируемые
базовые
учебные
действия.
Предметные
Личностные
Повторение
8
Сложение, вычитание,
умножение и деление
неотрицательных целых
чисел. Названия
компонентов
арифметических действий,
знаки действий. Таблица
сложения. Таблица
умножения и деления.
Арифметические действия
с числами 0 и 1.
Взаимосвязь
арифметических действий.
Нахождение неизвестного
компонента
арифметического
действия. Числовое
выражение. Скобки.
Порядок действий.
Нахождение значения
числового выражения.
Использование свойств
арифметических действий
в вычислениях
(переместительное
свойство сложения и
умножения). Алгоритмы
письменного сложения,
вычитания, умножения и
деления. Способы
проверки правильности
вычислений.
Развитие
этических чувств,
добро-
желательности и
эмоционально-
нравственной
отзывчивости,
понимания и
сопереживания
чувствам других
людей
Формирование
эстетических
потребностей,
ценностей и
чувств
Развитие
этических чувств,
добро-
желательности и
эмоционально-
нравственной
отзывчивости,
понимания и
сопереживания
чувствам других
людей
Познавательны
е
Личностные
Регулятивные
2.1 Содержание коррекционного курса
№
п/п
Раздел
Формы
организации
учебных
(коррекцион
ных) занятий
Формируемые БУД
Коррекционно-
развивающая
работа
1.
-Ориентировка
в пространстве,
плоскости и
времени.
Специальные
коррекцион-
ные занятия
Учебная
экскурсия
Занятия-
конкурсы
Практические
исследователь
ские занятия
Домашняя
учебная
работа
Урок-
закрепление
Урок-зачёт
Ориентировка в
пространстве
Ориентировка в
пространстве помогает
ориентироваться в
расположении частей
своего тела (голова,
ноги, глаза, уши, спина
и др.) и в соответствии
с ними различать
пространственные
нааправления от себя:
впереди - сзади
(позади), вверху -
внизу, справа (направо)
- слева (налево).
Различать правую и
левую руки.
Схема своего тела
Определение правой,
левой стороны,
понятия «верх»,
«низ», «посередине»,
предлоги НА, В, ПОД,
ЗА, НАД.
Определение
направления
местонахождения
предметов по
отношению к себе
«Что где находится?»
(количество
предметов 2-6).
Передвижение в
заданном
направлении. «Куда
пойдёшь и что
найдёшь?», «Найди
предмет».
Расположение
предметов на
плоскости в
указанном
направлении (вверху,
внизу, слева, справа).
Разрезные картинки,
пазлы.
Времена года
(определение по
картинкам,
словесному
описанию, стишкам).
Д./И. « Продолжай».
«Кто скажет
правильно?»
«Что изменилось?»
«Угадай, что где
находится?»
«Составь такой же
узор» «Где
звенит колокольчик?»
«Кто ушел и где
стоял?» «Куда
бросили мяч?»
2.
Развитие
анализаторов:
слуховых,
кожно-
осязательных,
кожно-
мышечных.
Специальные
коррекцион-
ные занятия
Урок-сказка
Практические
исследователь
ские занятия
Формировать умения
идти по указанию
взрослого по
направлению к
предмету.
Игры и упражнения на
развитие умения
находить знакомые
предметы по их
словесному
обозначению.
Упражнения на
развитие умения
выделять из фона и
узнавать объекты на
ощупь.
Упражнения на
развитие умения
выделять из фона и
узнавать объекты
зрительно, на слух и
на ощупь. Игры
«Чудесный мешочек»,
«Узнай предмет»,
«Что изменилось» и
т.д.
Д/И «Чей это домик?»
(учить осуществлять
пробы тактильно-
двигательно, с
закрытыми глазами;
находить правильное
решение путём проб).
Игра: «Холодно –
тепло – горячо».
3.
Развитие
познавательных
процессов
- Развитие
наблю-
дательности при
восприятии
(цвета, формы,
времени)
различного
материала.
Учебная
экскурсия
Занятие-зачёт
Урок-конкурс
-формировать умение
фиксировать взгляд на
неподвижном
предмете;
- формировать умение
узнавать и различать
цвет объектов.
-формировать умение
различать свойства
материалов.
- анализировать и
сравнивать предметы
по одному из
указанных признаков:
форма, цвет, различать
и называть эталоны
формы (круг,
квадрат…)
«Что изменилось?».
Составление узоров из
фигур, чередующихся
по форме, цвету,
величине; «парадов»
из изображений
предметов.
Нахождение и
выделение в тексте
(наборе значков)
заданной буквы,
цифры, формы.
Таблицы с
изображением
предметов с
недостающими
деталями.
Классификация
предметов по форме,
цвету, величине.
Выкладывание
изображений из
геометрических фигур
и счётных палочек.
4.
- Развитие
памяти
Урок-
Формировать умение
прислушиваться к
Игра «Что
изменилось?».
- Овладение
общими
понятиями,
мыслительными
операциями
(анализ, синтез,
сравнение,
обобщение).
путешествие
Спектакль
(сказка)
Практические
исследователь
ские занятия
речевым звукам,
соотносить их с
предметами; учить
звукоподражанию.
-Узнать предмет в
рисунке.
-Определять направ-
ления звука в прост-
ранстве (справа – слева
– спереди – сзади).
Игра на развитие
слуховой памяти
«Чудесные слова».
«Кто позвал тебя,
узнай» (умение
узнавать по голосу
своего сверстника
Д/И «Четвёртый
лишний»
Назови одним словом.
Что лишнее?
Продолжи ряд.
Картинки с изображе-
нием нелепых ситу-
аций. «Что не пра-
вильно?».
Дорисовывание
геометрических фигур
до изображения «На
что это похоже».
5.
Бытовая
ориентировка и
социальная
адаптация
Практическая
исследователь
ская
деятельность
Коррекционн
ое занятие
Учебная
экскурсия
Урок-
закрепление
-расширять представ-
ления об окружающей
действительности;
-формировать
представления о
предметах и явлениях
окружающего мира;
-формирование моти-
вации к целенаправлен-
ной познавательной
деятельности;
Формировать умение
узнавать и различать
продукты по вкусу и
виду.
Практические
действия с
предметами.
Развивающие игры по
теме «Фрукты».
Развивающие игры по
теме «Овощи».
Развивающие игры.
Вещи вокруг нас.
Развивающая игра на
обучение
классифицировать и
объединять объекты в
пары «Найди пару».
Развивающая игра
«Дары природы».
Лото «Мир вокруг
нас».
1 класс
№
п/п
Раздел
Формы
организации
учебных кор-
рекционных
Планируемы
е
образователь
ные
Коррек-
ционно-
развивающая
Формирование
базовых учебных
действий.
занятий
результаты
работа
1.
Знакомство
с
пред-
метом
«Русский
язык».
Предметные
уроки
Урок-
путешествие
Формировани
е
навыков
соблюдения
орфографичес
кого режима в
тетради.
Распознавани
е
и
различение
рабочей
строки
междустрочно
го
пространства.
Упражнения
на регуляцию
мышечного
тонуса рук
Коммуникативные:
- принимать новый
статус «ученик»,
внутреннюю
позицию
школьника на
уровне
положительного
отношения к
школе, принимать
образ «хорошего
ученика»
2.
Штри-
ховка.
Урок-конкурс
Специальные
коррекцион-
ные занятия
Умение
рисовать
вертикальные,
наклонные,
горизонтальн
ые
линии.
Умение
работать
с
раздаточным
материалом.
Выполнение
частой
и
редкой
штриховки
предметов
различными
линиями.
Знание
основных
цветов
спектра.
Упражнения на
развитие
кинестетическо
й основы
движений рук.
Регулятивные:
-правильно сидеть
при письме,
держать ручку,
применять эти
знания при
выполнении
письменного
задания, правильно
ориентироваться
на странице
прописей и тетради
Урок-зачёт
Практические
занятия
Домашняя
учебная
работа
Умение
обводить
по
шаблонам
треугольник,
круг.
Выполнять
раскрашивани
е
и
штриховку.
Умение
работать с
раздаточным
Упр. на
развитие
динамической
координации
- Ориентировка
в пространстве,
плоскости и
времени.
Упражнения на
развитие
динамической
координации
Коммуникативные:
- вступать в диалог
(отвечать на
вопросы, задавать
вопросы, уточнять
непонятное).
рук в
процессе
выполнения
последователь
но
организованн
ых движений.
материалом.
Различение
основных
геометрическ
их фигур.
Рисование
геометрическ
их
фигур с
помощью
линейки.
Составление
из
геометрическ
их
фигур
предметов.
рук в процессе
выполнения
последовательн
о
организованных
движений.
3.
Написание
линий.
Урок-
исследование
Выполнение
упражнений в
написании
прямых линий
разной длины,
разного цвета.
Выполнение
упражнений в
написании
линий
с
закруглением
вверху
и
внизу.
Определение
правой, левой
стороны,
понятия «верх»,
«низ»,
«посередине»,
предлоги НА, В,
ПОД, ЗА, НАД.
Регулятивные:
- Осуществлять
контроль в форме
сличения своей
работы с заданным
эталоном
4.
Овал.
Специально-
коррекционн
ые занятия
Рисование
овала,
бордюра
из
овалов
с
чередующими
ся цветами.
Рисование
полуовалов
разного цвета
и
разной
величины.
Передвижение в
заданном
направлении.
«Куда пойдёшь
и что
найдёшь?»,
«Найди
предмет».
Коммуникативные:
- вступать в
контакт и работать
в коллективе
(учитель – ученик,
ученик – ученик,
ученик – класс,
учитель – класс);
5.
Элементы
букв.
Урок
взаимообучен
ия
Рисование
петелек
с
чередующими
ся цветами.
Рисование
элементов
Разрезные
картинки,
пазлы.
Познавательные:
- наблюдать;
работать с
информацией
(понимать
изображение,
Урок-
путешествие
Урок
закрепления
ЗУН
буквы
е
бордюры,
петелька.
Выполнение
штриховки
разного цвета.
Написание
линий разной
длины
и
в
разном
направлении.
Игры и
упражнения на
развитие умения
находить
знакомые
предметы по их
словесному
обозначению.
текст, устное
высказывание,
элементарное
схематическое
изображение,
таблицу,
предъявленные на
бумажных,
электронных и
других носителях)
под руководством
и с помощью
учителя.
Урок-
праздник
Урок-зачёт
Умение
списывать
буквы
с
букваря.
Конструирова
ние
букв
из
отдельных
элементов.
Написание
изученных
букв.
Познавательные:
-выделять
существенные,
общие и
отличительные
свойства
предметов;
6.
Написание
слогов.
Контрольная
работа
Урок-сказка
Урок-игра
Присутствие
мотивации к
изучению
новых букв.
Выполнение
учебных зада-
ний,
поручений,
договореннос
тей с
помощью
учителя и
самостоятель-
но;
Рассматриван
ие иллюст-
раций к
тексту,
картинам;
Уметь соотно-
сить звуки с
соответству-
ющими буква-
ми, определять
местонахожде-
ние звуков в
словах.
Уметь
разли-
чать
при
составлении
и
чтении
слоговых
структур
гласные
и
согласные
звуки и буквы.
Умение списывать
буквы с букваря.
Конструирование
букв из отдельных
элементов.
Написание
изученных букв.
Выполнение
упражнений
на
составление
и
письмо слогов.
Умение работать с
раздаточным
материалом,
по
картинкам.