Автор: Нуртдинова Алина Аугадиевна
Должность: Студентка
Учебное заведение: Елабужский институт ФГАОУ ВО " Казанский (Приволжский) федеральный университет" город Елабуга
Населённый пункт: Г. Елабуга
Наименование материала: Статья
Тема: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Раздел: дошкольное образование
Тема: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Аннотация. Формирование нравственного воспитания у детей происходит
под влиянием объективных условий жизни, воспитания и воспитания, в
процессе разнообразной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры.
Поэтому воспитательная работа
должна
содержать нравственные идеи,
осуществляться в разнообразных и действенных формах, осмысленно и с
соответствующей эмоциональной насыщенностью, и, конечно же, в этом
поможет дидактическая игра. Игра – это реальная социальная практика ребенка,
его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь важной и
актуальной в наше время является использование игры в целях всестороннего
развития личности ребенка.
Ключевые
слова.
Средство,
дидактические
игры,
нравственность,
воспитание, дошкольники, нравственное воспитание.
В
соответствии
с
ФГОС
дошкольного
образования
социально-
коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие
общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление
самостоятельности,
целенаправленности
и
саморегуляции
собственных
действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости,
сопереживания,
формирование
готовности
к
совместной
деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и
чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [5, с. 47]
По И. А. Каирову, нравственность — это совокупность требований, правил и
норм, которым люди следуют в своем поведении. Мораль играет роль
незаменимого
для
человека
«компаса»
поведения,
позволяющего
ориентироваться в общественной жизни.
Нравственные нормы являются выражением определенных отношений,
предписываемых моралью общества, к поведению и деятельности личности в
различных сферах.
Дошкольник активно изучает сферу человеческих отношений, учится
взаимодействовать с людьми разного уровня, стремится узнать, как устроен
этот мир, и главное во всем этом – пример взрослых.
В дошкольном возрасте очень важно иметь действительные примеры,
которые ребенок может воспринимать как идеал, к которому нужно стремиться.
Рассмотрим
условия,
необходимые
для
нравственного
развития
дошкольников[6, с. 58]
Нравственное воспитание сегодня является одним из самых востребованных
понятий.
Нравственность
есть
высшая
ценность,
качество,
наполнение
человека.
Практика работы над решением этих задач показала, что в дошкольном
возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется
личность,
обогащается
ее
внутреннее
содержание.
Основное
значение
дидактической игры, связанной с деятельностью воображения, заключается в
том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей
действительности, умение создавать новое.
Дидактическая игра помогает:
1. Воспитывать у детей дружеские отношения, привычку играть, работать,
заниматься совместными делами; развивать умение договариваться, помогать
друг другу; стремление порадовать старших добрыми делами.
2. Воспитывать уважительное отношение к другим людям. Объясните детям,
что они не должны вмешиваться в разговоры взрослых; научиться слушать
другого человека и не перебивать его без необходимости.
3. Воспитывать бережное отношение к малышам, пожилым людям;
научиться им помогать.
4. Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и
скромность.
5. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания,
преодолевать
препятствия,
мешающие
достижению
цели,
подчиняться
требованиям взрослых и уважать установленные нормы поведения, брать в
своих действиях положительный пример.
6. Обогатить словарь фразами вежливости: «здравствуйте», «до свидания»,
«пожалуйста», «извините», «спасибо» и т. д.
7. Развивать у мальчиков и девочек качества, характерные для их пола (у
мальчиков - стремление помочь девочкам уступить, уступить стул, пропустить
себя в дверь; у девочек - скромность, забота об окружающих).
8. Вызывать желание познавать культуру своего народа (через сказки,
пословицы, поговорки, произведения декоративно-прикладного творчества),
формировать бережное отношение к ней.
9. Сохранять уважительное отношение к культуре других народов. [1, с. 87]
Поэтому нравственное воспитание представляет собой сложный процесс,
требующий постоянного педагогического вмешательства взрослых. Поэтому
можно утверждать, что обучение ребенка в игровой деятельности особенно
эффективно, где одновременно происходит познание нравственных норм и
раскрытие их внутреннего смысла. В процессе игровой деятельности ребенок
приобретает новый опыт, который воплощает в жизнь.
На основании поставленной проблемы было проведено исследование на базе
МБДОУ детский сад №44 была проведена диагностика на выявление уровня
нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
В данном исследовании приняло участие 20 человек в возрасте 5-7 лет.
Цель
данного
исследования:
замерить
когнитивный,
эмоциональный
идеятельностный компоненты нравственной воспитанности детей старшего
дошкольного возраста с помощью методики кандидата психологических наук
И. Б. Дермановой.
На основании данной диагностики, можно сделать вывод, что поведение
ребенка в ситуации морального выбора имеет зависимость от настроения,
состояния в период проведения игры. Из ответов видно, что 55% старших
дошкольников в большей степени делятся с удовольствием.
По
данным
анализа
нравственной
воспитанности
детей
старшего
дошкольного возраста мы видим, что уровень нравственного воспитания
находится на низком уровне, чем хотелось бы.
Конечно,
есть
старшие
дошкольники,
у
которых
нравственная
воспитанность не имеет отрицательных сторон. Но все же, мы видим из
выявленных результатов, что есть те, кому необходимо изменить свой уровень
нравственной воспитанности.
Для изучения сформированности нравственной воспитанности у старших
дошкольников
мы
провели
диагностическую
методику
«Сюжетные
картинки»(эмоционально-ценностный аспект нравственности), где воспитатель
показывает картинки с изображением положительных и отрицательных
поступков
сверстников
и
ребенок
должен
дать
моральную
оценку
изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей
к нравственным нормам.
В данной диагностике приняли участие 28 человек, в возрасте 5-7 лет, где из
рисунка 2 видно, что 65% старших дошкольников показали средний уровень
сформированности эмоционального отношения к нравственным нормам, 15%
имеют низкий уровень и 25% старших дошкольников имеют высокий уровень,
что показывает необходимость в повышении полученного уровня у старших
дошкольников, а именно у тех, кто имеет низкий и средний уровни.
Для более полного анализа нравственной воспитанности мы провели беседу
со старшими дошкольниками по методике Г. А. Урунтаевой «Закончи
историю» (когнитивный компонент нравственной воспитанности).
Целью данной методики является изучение понимания детьми старшего
дошкольного возраста нравственных норм (щедрость - жадность, трудолюбие -
лень, правдивость - лживость, внимание к людям - равнодушие).
Из рисунка 3 видно, что 60% старших дошкольников имеют средний
уровень сформированности нравственных норм, 30% детей имеют низкий
уровень и 10% старших дошкольников показали высокий уровень, что
показывает необходимость проведения дополнительных мероприятий по
повышению уровня нравственной воспитанности.
Данный результат показывает, что со старшими дошкольниками должна
проводиться
работа,
которая
имеет
дополнительные
мероприятия
по
повышению
уровня
сформированности
эмоционального
отношения
к
нравственным нормам.
Таким образом, в МБДОУ ЦРР д\с № 44 «Росинка» реализуется примерная
основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От
рождения до школы», так же действуют дополнительные образовательные
программы и платные дополнительные образовательные услуги.
После анализа учебного годового плана мероприятий по нравственному
воспитанию старших дошкольников было выявлено, что все перечисленные
мероприятия,
направлены
на
нравственное
воспитание
детей
старшего
дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации, но в связи с
тем, что их количество не большое для достижения хорошего результата, был
предложен
разработанный
комплекс
мероприятий
по
нравственному
воспитанию старших дошкольников педагогам и методисту дошкольной
образовательной организации.
Для диагностики нравственной воспитанности старших дошкольников мы
использовали
методику
И.
Б.
Дермановой
«Подели
игрушки»,
методику«Сюжетные
картинки»,
методику
Г.
А.
Урунтаевой
«Закончи
историю» и анкетирование родителей «Нравственное воспитание в ДОУ».
Из
проведенного
нами
анализа
видно,
что
уровень
нравственной
воспитанности у старших дошкольников необходимо повышать, а также
уровень понимания необходимости нравственной воспитанности дошкольников
у их родителей нужно также поднимать с помощью круглых столов, бесед,
презентационных встреч, где будут приведены убеждающие факты.
Выявлены следующие проблемы: не все дети умеют делиться игрушками
(деятельностный компонент), не все могут объяснить и различить плохие и
хорошие
поступки
(эмоциональный
компонент);
малая
часть
старших
дошкольников имеет представление о нравственных нормах(когнитивный
компонент).
Для того, чтобы повысить данную результативность и уровень нравственной
воспитанности
в
целом,
был
разработан
комплекс
мероприятий.
Эти
мероприятия мы проведем на базе МБДОУ – детский сад №1.
После
выявления
уровня
нравственной
воспитанности
старших
дошкольников был разработан комплекс занятий, который включает в себя:
игру – путешествие «Мир вокруг нас», игру «В стране вежливых», игру «Кто
больше знает добрых слов», игру «Нужно- нельзя», игру «Объясни- зачем»,
игру «Как можно?», игру «Пирамида любви», развлечение «День любви и
дружбы».
Для того, чтобы нравственное воспитание проходило не только в садике, но
и дома, для родителей были также предложены мероприятия по нравственному
воспитанию: родительское собрание «Правила поведения в обществе», беседа
«Хорошие и плохие поступки», просмотр фильма о том, какие вежливые слова
нужно употреблять в лексиконе с детьми для того, чтобы они также их знали и
использовали.
Данный комплекс мероприятий посредством дидактических игр направлен
на повышение уровня нравственной воспитанности старших дошкольников в
детской образовательной организации, позволит расширить представление
старших дошкольников о понятии нравственность, нравственное воспитание,
способам данного воспитания, искать и находить новые решения для
формирования нравственной воспитанности.
С помощью данных мероприятий у старших дошкольников формируется
позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому
себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание
оптимистической детской картины мира; потребность и готовность проявлять
сострадание; воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном
служении на благо Отечества; знакомство с формами традиционного семейного
уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних
делах; деятельное отношение к труду; ответственность за свои дела и поступки.
Таким образом, после проведения повторной диагностики нравственной
воспитанности
старших
дошкольников
на
контрольном
этапе
после
проведенных мероприятий на формирующем этапе эксперимента, мы видим,
что данный комплекс мероприятий повысил нравственную воспитанность
старших
дошкольников,
позволил
расширить
представление
старших
дошкольников о понятии нравственность, нравственное воспитание, способам
данного воспитания. У детей сформировалось позитивное отношение к
окружающему миру, другим людям и самому себе, дети научились чувствовать
потребность
к
состраданию
и
проявлять
его,
у
детей
повысилась
ответственность за свои дела и поступки.
Список литературы:
1.
Белякова Е.А. Формирование и воспитание социальных качеств у детей
дошкольного возраста //Журн. Детский сад от А до Я.— 2017. –№3. — С.
124.
2.
Борзиева З. М. Нравственное воспитание дошкольников / Молодой ученый.
— 2018. — № 50 (236). — С. 514.
3.
Васильева Л. Н. Роль дидактических игр в развитии детей старшего
дошкольного возраста // Теория и практика образования в современном
мире: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь
2019 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2019. — С. 112.
4.
Давыдова Е.Н. Кобозева И.С. Дидактическая игра: сущность и содержание//
Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1. – С. 372
5.
Погулич Т.М. Воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе
духовно–нравственных и социокультурных ценностей// Журн. Детский сад
от А до Я. – 2017. –№5. - С. 175.
6.
Тураева С. Х. Нравственное воспитание личности // Молодой ученый. —
2018. — № 17 (203). — С. 397.
7.
Усова А.П. Игра – форма организации жизни и деятельности детей //Журн.
Дошкольное воспитание. – 2016. – №1.
8.
Чернышова И. А. Психолого-педагогическая характеристика дидактических
игр как средства развития детей дошкольного возраста// Инновационные
педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г.
Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 340.