Автор: Субботина Наталия Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ № 102 "Росинка" Населённый пункт: г. Вологда Наименование материала: конспект Тема: "Правила движения не для нарушения" Раздел: дошкольное образование
Цель:
1.
В игровой форме закрепить представления детей о правилах дорожного движения,
расширять представления о правилах поведения на улице, способствовать развитию
осторожности, внимания, осмотрительности, сосредоточенности.
Задачи :
1.
Развивать память, мышление при обобщении знаний о транспортных средствах
различного назначения, о значении сигналов светофора, пешеходного перехода.
2.
Формировать понятия «дорога», «проезжая часть», «тротуар»
3.
Развивать навыки аппликации в продуктивной деятельности.
4.
Развивать смекалку, быстроту мышления, речевую активность.
Оборудование : сцена в зале оформлена в виде улицы, панно «Зебра», дорожные знаки:
пешеходный переход, пешеходная дорожка, макет светофора.
Раздаточный материал : Заготовки светофоров двух цветов, на двух тарелочках
скрученные обрывки салфеток – красные и зеленые, клей ПВА в емкостях, маленькая
пачка влажных салфеток.
Ход занятия:
(Машенька ходит, что-то напевая. Медведь укладывает в корзину пирожки)
Медведь (Егор Утюгов): Машенька, сходи навести зайца и отнеси ему угощенье. Только
будь осторожна, на улице тебя может подстерегать много опасностей. Будь внимательна.
Машенька (Настя Рыбакова): Хорошо Миша. (про себя. Какие еще могут быть опасности
на улице? Я ведь уже большая и ничего не боюсь.)
( Машенька берет корзину и отправляется в путь. Улица. Дорога. Едут машины. Тротуар –
идут люди.)
Машенька: что это люди идут по такой узкой дорожке? Пойду-ка я по широкой.
(выходит на проезжую часть. Раздаются сигналы машин-Надя Жиделева, Егор Глебов,
Максим Летенко. Свист полицейского.)
Полицейский (Субботина Н.Н.): Кто это нарушает правила дорожного движения? Такая
красивая девочка и не знает, где должны ходит пешеходы.
Машенька: А кто такие «пе-ше-хо-ды»?
Полицейский: Ты не знаешь кто такие пешеходы?
Машенька: Нет.
Полицейский: Дети, скажите, пожалуйста Машеньке, кто такие пешеходы. Как появилось это
слово? Где они должны ходить? (по тротуару). А как называется широкая дорога? (проезжая
часть) Для кого нужна проезжая часть? (проезжают машины с изображениями «троллейбуса»,
«автобуса», «трамвая»)
Машенька: А это что? Как называется?
Полицейский: Я сейчас загадаю загадки, а ребята их отгадают и тогда ты узнаешь, как
называется эти транспортные средства.
Удивительный вагон
Посудите сами.
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. (троллейбус)
«Что за чудо синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином.» (автобус)
«Коль бензину дашь напиться,
Вмиг помчится колесница.» (автомобиль)
Полицейский: Видишь, девочка, какие ребята молодцы, все знают. Ребята, почему пешеходы не
должны ходит по проезжей части? Ну что, Машенька, поняла теперь, кто такие пешеходы и где
они должны ходить?
Машенька: Да. Я поняла. Значит я – пешеход и должна ходит по тротуару.
(Полицейский отдает честь и уходит. Машенька идет дальше. Через дорогу видит продавца
мороженого – Глеб Углецов).
Машенька: Ой, хочу мороженого.
(Машенька бросается через дорогу. Скрип тормозов. Машины сигналят и появляется
полицейский).
Полицейский: Это опять ты?
Машенька: А что это я? Я – ничего. А что они (показывает на машины) не могут остановиться,
когда я дорогу перехожу?
Полицейский: Ребята, объясните, пожалуйста, Машеньке можно ли где попало переходить
дорогу? (Нет только там, где разрешено). А как узнать это место? (по полоскам). Зачем нужны
полоски? (Чтобы пешеходы сразу заметили, где переходить улицу и чтобы водитель видел
издалека. Здесь может появиться пешеход и притормозить.) А где еще можно переходить улицу?
(по подземному переходу, надземному переходу) Поняла, Машенька.
1-е соревнование «Дорожные знаки».
(под музыку)
Дети по одному подбегают к столу, на котором выложены разные дорожные знаки. Им надо
выбрать знак, нужный для пешехода, и вернуться к команде. Когда прибежит последний игрок,
все дети поднимают знаки вверх.
Полицейский: Вот Машенька посмотри, эти знаки нужны для пешеходов, вот так обозначен
пешеходный переход (показывает еще раз нужный знак)
Машенька: Да. Я все поняла. (побежала к «зебре»)
Полицейский: Стой, Машенька.
Машенька: Ну что еще?
Полицейский: Ребята, скажите Машеньке, можно ли сразу переходит дорогу по «зебре»? А как
правильно переходить дорогу? (берет ее за руки и ведет к «зебре»)
Машенька, подойди и внимательно посмотри на дорогу, не сходя с тротуара. Сначала посмотри
налево. Свободна ли дорога? Потом иди быстро, но не беги. Посередине дороги остановись и
посмотри направо. Если нет машин, то иди. (полицейский переводит Машеньку через дорогу.
Машенька покупает мороженое и идет дальше).
И вот снова препятствие, Машеньке снова нужно перейти дорогу…но не может перейти дорогу.
Машины едут, не останавливаясь.
(Машенька плачет): Ну что делать? Где эта зебра?
(появляется полицейский)
Полицейский: Что случилось Машенька? Почему ты плачешь?
Машенька: Машины все едут и едут и никакой «зебры» не видят.
Полицейский: Я знаю как тебе помочь. Бывают в городах улицы, по которым машины все едут и
едут. Можно стоять с утра до ночи. Но здесь помогает…. Отгадай загадку и узнай, что тебе
поможет.
Он для нас совсем не строгий -
Он помощник на дороге
(светофор)
Машенька: Помогите мне, ребята.
(дети помогают отгадать загадку. Полицейский подводит Машеньку к светофору)
Полицейский:
Если цвет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно.
Цвет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Игра на внимание «Сигналы светофора»
Ведущий показывает вразбивку сигналы светофора, при зеленом свете дети топают ногами, при
красном ничего не делают. Ведущий хвалит детей.
Полицейский: Вот смотри, Машенька, загорелся зеленый, можешь идти.
Машенька: Спасибо большое!
(Машенька идет дальше. Навстречу заяц, весь перебинтованный, хромает – Руслан Гладков)
Машенька: Что с тобой случилось?
Заяц: Да вот перебегал дорогу в не положенном месте.
Машенька: Все понятно, ты не знаешь правила дорожного движения.
Заяц: а, ты, конечно же, знаешь.
Машенька: Теперь кое-что знаю. А если что-то забуду или что-то не буду знать, то спрошу у
взрослых… я теперь поняла, что на дороге подстерегает очень много опасностей. Чтобы не
попасть в неприятные ситуации, надо знать правила дорожного движения. И тебе, заяц, советую
их изучить.
Заяц: Хорошо, теперь я их изучу.
Машенька: (заглядывая в корзинку, достает записку): «Маша, ты молодец, что прошла такой
трудный путь и встретила отличных помощников ребят, сделайте для меня в подарок
светофорчики и я подарю их лесным жителям, чтоб они тоже учили правила дорожного
движения»
Аппликация «Светофор»
(музыка «Дорогою добра»)
Оборудование: Заготовки светофоров двух цветов, на двух тарелочках скрученные обрывки
салфеток – красные и зеленые, клей ПВА в емкостях, маленькая пачка влажных салфеток.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: С заданием справились, молодцы. Поднимите свои светофорчики и покажите
гостям и друг другу.
Машенька: А теперь давай, заяц, пошли, я буду тебя лечить…А по дороге я расскажу тебе, как
надо вести себя на дороге.
(Машенька и Заяц прощаются и уходят под песню «По дороге с облаками»).
Рефлексия (кому понравилось на занятии зеленые кружочки, кому нет -
красные).
Выводы.
Конец.