Автор: Суханова Ирина Вячеславовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ Здвинский детский сад Солнышко
Населённый пункт: село Здвинск, Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Коррекционно – развивающие занятия для детей ОНР - 2 уровень
Раздел: дошкольное образование
Коррекционно – развивающие занятия
для детей
ОНР - 2 уровень
Сентябрь - Тема: Деревья
Дата
Содержание деятельности
Постановка звука (или уточнение
произношения)
Автоматизация Дифференциация
Артикуляционная гимнастика – Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной
артикуляционной гимнастики)
ЗВУК
[У]
Чёткое произнесение и характеристика звука
[У].
2. Выделение начального ударного гласного
звука
[У]: из ряда гласных, из слов.
Предметные картинки: утюг, утка, улитка,
утята
1. Игра «Поймай звук».
2. Игра «Эхо».
3. Игра «Прятки».
4. Игра «Повтори».
Развитие мелкой моторики рук - Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.
Обвести листья по точкам
Развитие дыхания - Упражнения на развитие речевого дыхания «Разноцветные флажки».
Развитие фонематического восприятия
Игра «Отгадай и назови звуки»
Выделение первого звука (У, А).
Формирование грамматического строя речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
1. Упражнение «Осенние листочки».
2. Игра «Разноцветные листья».
3. Игра «Назови ласково».
Лексика, элементы связного высказывания
Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы.
Понимать и различать
Существительные: лист, дуб, листопад, дерево, берёза, рябина, тополь, сосна, осина, ствол.
Прилагательные: жёлтый, красный, зелёный.
Глагол: опадать, желтеть, краснеть, шелестеть, вянуть.
Сентябрь - Тема: Дары осени
Дата
Содержание деятельности
Постановка звука (или уточнение
произношения)
Автоматизация Дифференциация
Артикуляционная гимнастика – Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной
артикуляционной гимнастики)
ЗВУК
[А]
1. Чёткое произнесение и характеристика звука
[А].
2. Выделение начального ударного гласного
звука
[А]: из ряда гласных, из слов.
Предметные картинки: автомат, Аня, антенна,
аист.
1. Игра «Поймай звук».
2. Игра «Эхо».
3. Игра «Прятки».
4. Игра «Повтори».
Развитие мелкой моторики рук - Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.
Мы делили апельсин.
∙
Много нас, а он — один.
∙
Эта долька — для ежа!
∙
Эта долька — для чижа!
∙
Эта долька — для утят!
∙
Эта долька — для котят!
∙
Эта долька — для бобра!
∙
А для волка — кожура!
∙
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь кто куда... И. Демьянов
Развитие дыхания - Упражнения на развитие речевого дыхания «Дыши спокойно»
Встать прямо, ноги слегка расставлены, руки внизу. Спокойно медленно дышать носом
Развитие фонематического восприятия
Игра «Хлопай, топай, не зевай». Логопед произносит ряд звуков, в котором кроме звуков А и У присутствуют и другие. Услышав звук
У, ребёнок хлопает в ладоши, а услышав звук А, топает ногами.
«Соберём овощи в корзинку» (положить названные овощи).
Формирование грамматического строя речи
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
Существительные множественного числа с окончанием Ы-И
1. Игра «Поможем клоуну Роме – фрукты, овощи».
2. Игра «Телефон».
3. Игра «Послушай-повтори».
Лексика, элементы связного высказывания
Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы.
Понимать и различать
Существительные: фрукты, яблоко, груша, слива, апельсин, сок, мандарин, дерево, косточка, кожура, варенье, повидло, клубника,
смородина, крыжовник, ягоды, лимон.
Прилагательные: сочный, вкусный, яблочное, румяное (яблоко), лимонный, вишневый, сладкий клубничное, кислый, садовод.
Глагол: собирать, варить, расти, поспевать, сушить, срывать, наливаться, краснеть, поспевать.
Сентябрь - Тема: Осенний калейдоскоп (лес, грибы, ягоды)
Дата
Содержание деятельности
Постановка звука (или уточнение
произношения)
Автоматизация Дифференциация
Артикуляционная гимнастика – Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной
артикуляционной гимнастики)
ЗВУК
[О]
Чёткое произнесение и характеристика звука
[О].
2. Выделение начального ударного гласного
звука
[О]: из ряда гласных, из слов.
Предметные картинки: обруч, окна, ослик.
1. Игра «Поймай звук».
2. Игра «Эхо».
3. Игра «Прятки».
4. Игра «Повтори».
Развитие мелкой моторики рук - Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.
Пальчиковая гимнастика:
В лес за ягодами
∙
Раз, два, три, четыре, пять.
∙
В лес идем мы погулять:
∙
(Сжимать и разжимать кулачки.)
∙
За черникой,
∙
За малиной,
∙
За брусникой,
∙
За калиной.
∙
(Соединять все пальцы с большим – «Колечки».)
∙
Землянику мы найдем
∙
И братишке отнесем.
(Сложить ладошки в форме чашки.)
Развитие дыхания - Упражнения на развитие речевого дыхания «Листопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья,
так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
Развитие фонематического восприятия
«Шумовые коробочки» (горох-греча).
Формирование грамматического строя речи
Образование формы родительного падежа имён существительных мужского и женского рода.
Употребление предлогов на.
1. Игра «Чего не стало?».
2. Игра «Прятки».
3. Игра «Разноцветные флажки».
Лексика, элементы связного высказывания
Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы.
Понимать и различать
Существительные: гриб, ножка, шляпка, лисичка, подосиновик, масленок, мухомор, белый гриб, малина, корзина, брусника, клюква,
черника, голубика.
Прилагательные: съедобный, несъедобный, кислая, сладкая, красная, чёрная, вкусная.
Глагол: расти, краснеть, прятаться, искать, находить, срезать.
Октябрь - Тема: День пожилых людей
Дата
Содержание деятельности
Постановка звука (или уточнение
произношения)
Автоматизация Дифференциация
Артикуляционная гимнастика – Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной
артикуляционной гимнастики)
ЗВУКИ [А, У]
1. Произнесение и сопоставление звуков [А, У].
2. Воспроизведение звуковых рядов: АУ, УА,
АУА, УАУ.
Предметные картинки: автомат, аист, утюг,
утка.
1. Игра «Поймай звук».
2. Игра «Эхо».
3. Игра «Прятки».
4. Игра «Повтори».
Развитие мелкой моторики рук - Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.
1. Пальчиковая игра «Пальчик о пальчик».
2. Выкладывание ручек, ножек из палочек нарисованному человечку.
Развитие дыхания - Упражнения на развитие речевого дыхания «Шторм в стакане»
Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для
коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не
надувались, губы были неподвижны.
Развитие фонематического восприятия
«Найди названные пуговки (кружочки) по цвету.
Игра «Отгадай, что звучит»
(шуршит бумага, стучит карандаш, звенит бубен и т.д.) Сначала взрослый показывает, потом воспроизводит за ширмой. Звуки должны
быть ясные и контрастные.
Формирование лексико-грамматического строя
Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: нога-ножка.
Существительные множественного числа.
Предлог У
1. Игра «Подбери слово».
2. «Один-много».
3. Игра «Капелька».
Лексика, элементы связного высказывания
Активизация глагольного словаря.
Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы.
Понимать и различать
Существительные: осень, погода, дождь, грязь, земля, сырость, ветер.
Прилагательные: хмурый, сильный, осенний, пасмурный, проливной.
Глагол: лить, дуть, моросить, срывать (листья), хмуриться.
Наречия: сыро, пасмурно.
Октябрь - Тема: Насекомые
Дата
Содержание деятельности
Постановка звука (или уточнение
произношения)
Автоматизация Дифференциация
Артикуляционная гимнастика – Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной
артикуляционной гимнастики)
ЗВУК
[И]
1. Чёткое произнесение и характеристика звука
[И].
2. Выделение начального ударного гласного
звука
[И]: из ряда гласных, из слов.
Предметные картинки: индюк, ива, иголка.
1. Игра «Поймай звук».
2. Игра «Эхо».
3. Игра «Прятки».
4. Игра «Повтори».
Развитие мелкой моторики рук - Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.
Обвести жука по точкам
Развитие дыхания - Упражнения на развитие речевого дыхания «Сдуй бабочку с цветка» Цель: развитие плавного, длительного
выдоха.
Вырезать из бумаги бабочек и положить на цветок. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить,
чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
Развитие фонематического восприятия
Игра «Кто это» определить по звукоподражанию (жук, комар ) Игра «Далеко – близко»
(определить тихое – громкое звучание колокольчика).
Формирование грамматического строя речи
Образование формы множественного числа существительных.
1. Упражнение «Один - много».
2. Игра «Кто лишний».
3. Игра «Назови».
Лексика, элементы связного высказывания
Активизация глагольного словаря.
Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы.
Понимать и различать
Существительные: жук, муха, комар, пчела, лапки, голова, крылышки.
Глаголы: летает, жужжит, звенит, кусает.
Прилагательные: большой, нарядная, красивый.
Октябрь - Тема: Животные
Дата
Содержание деятельности
Постановка звука (или уточнение
произношения)
Автоматизация Дифференциация
Артикуляционная гимнастика – Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной
артикуляционной гимнастики)
ЗВУК [М]
1. Чёткое произнесение и характеристика звука
[М].
2. Выделение первого согласного звука [М]: из
ряда, из слов.
Развитие мелкой моторики рук - Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.
Пальчиковая игра «Киска, как тебя зовут?»
Пальчиковая игра «Теремок»
3. Воспроизведение слоговых рядов.
Предметные картинки: муха, малина, майка.
1. Игра «Поймай звук».
2. Игра «Эхо».
3. Игра «Прятки».
4. Игра «Повтори».
Развитие дыхания - Упражнения на развитие речевого дыхания «Ветерок» сидя стуле.
Ветер сверху набежал, Вдох.
Ветку дерева сломал: «В-В-В!» Выдох.
Дул он долго, зло ворчал Вдох.
И деревья все качал: «Ф-Ф-Ф». Выдох.
Развитие фонематического восприятия Фонетическая ритмика: МА-МО-МУ – МЯ-МЕ-МЁ-МЮ, МА-МЯ, МУ-МЮ, МО-МЁ.
Фраза: на, мама
На, мяу
На, ме
На, му
Договаривание слов:
Киска к детям подошла, молочка просила, мяу, говорила: «МЯУ! МЯУ!»
Киска как тебя зовут? – МЯУ.
Сторожишь ты мышку тут?- МЯУ.
Киска, хочеш молочка? – МЯУ.
Формирование грамматического строя речи
Употребление существительных с суффиксами
–онок, -енок, -ат, -ят.
Подготовка к составлению описательных рассказов о животных.
1. «Назови семью».
2. Игра «Расскажи о животном».
3. Игра «Кто лишний?».
Лексика, элементы связного высказывания
Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, проявления речевой активности.
Понимать и различать
Существительные: нора, заяц, берлога, лиса, белка, бельчонок, зайчонок, медведица, голова, шея, туловище, хвост.
Прилагательные: мохнатый, рыжий, серый, голодный, коричневый.
Глагол: рычать, мычать, грызть, выть, прыгать.
Октябрь - Тема: Безопасность
Дата
Содержание деятельности
Постановка звука (или уточнение
произношения)
Автоматизация Дифференциация
Артикуляционная гимнастика – Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной
артикуляционной гимнастики)
ЗВУК
[Н]
1. Чёткое произнесение и характеристика звука
[Н].
2. Выделение первого согласного звука [Н]: из
ряда, из слов.
3. Воспроизведение слоговых рядов.
Предметные картинки: нос, носок, нож.
1. Игра «Поймай звук».
2. Игра «Эхо».
3. Игра «Прятки».
4. Игра «Повтори».
Развитие мелкой моторики рук - Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.
Раз, два, три, четыре, пять, Буду я друзей считать: Ваня, Катя, Ангелина, Вот Василий и Полина. Будем пальчики сгибать, И опять начнем считать.
Развитие дыхания - Упражнения на развитие речевого дыхания «Разноцветные флажки».
«Пушок»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
На верёвочке лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку подуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а
выдох - через сложенные трубочкой губы.
Развитие фонематического восприятия
"Глазки закрывай, что звучит, отгадай?" (различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки:
колокольчик, бубен, барабан, бумага, фольга, дудка, трещотка, погремушка и т. д.)
Фонетическая ритмика: НА-НО, НУ, НЕ, НЕ-НИ, НЮ.
Фраза: на, Нина
Формирование грамматического строя речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Употребление предлогов на, под, над.
1. Игра «Подбери слово».
2. Игра «Найди маму».
3. Игра «У домика»
Лексика, элементы связного высказывания
Развитие диалогической речи, мышления, памяти.
Чтение и пересказ «Кошкин дом»
Ноябрь - Тема: Мы вместе
Дата
Содержание деятельности
Постановка звука (или уточнение
произношения)
Автоматизация Дифференциация
Артикуляционная гимнастика - Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной
артикуляционной гимнастики)
ЗВУК
[О]
1. Чёткое произнесение и характеристика звука
[О].
2. Выделение начального ударного гласного
звука
[О]: из ряда гласных, из слов. Предметные
картинки: обруч, окна, ослик.
1. Игра «Поймай звук».
2. Игра «Эхо».
3. Игра «Прятки».
Развитие мелкой моторики рук - Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.
Игра «Сложить картинку».
Пальчиковая игра : Гуси песню распевали — гагага, гагага. (смыкаем большой с остальными пальцами на руке — изображаем клюв гуся)
Посидели (кулачки сжали и положили на коленки)
Поклевали (пальцы собираем в щепотку и стучим (тыкаем) ими по коленкам)
Маму с Димой пощипали — гагага, гагага (щипаем ножки)
Но от них мы убежали. (пальчики бегут по ножкам)
4. Игра «Повтори».
Развитие дыхания - Упражнения на развитие речевого дыхания
«Игра «Кто дольше? Я или ты» По сигналу взрослого ребёнок одновременно делают глубокий вдох носом и начинают долго, на одной
ноте тянуть определенный гласный звук. Кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха, тот считается победителем.
Развитие фонематического восприятия
"Чья песенка?"
Цель. Упражнять детей в дифференциации гласных звуков.
Оборудование. Предметные картинки с изображением поезда, девочки, птички.
Формирование грамматического строя речи
Образование существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа и глаголов в форме
единственного и множественного числа изъявительного наклонения.
Понимание вопросов «что?», «у кого?».
Предлог У
1.Игра «Большой-маленький».
2. Игра «В магазине - Одежда, обувь, головные уборы»
3. Игра «У меня нет…».
Лексика, элементы связного высказывания
Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы.
Понимать и различать
Существительные: одежда, кеды, платье, брюки, юбка, кофта, колготки, косынка, шляпа, пояс, рукав, обувь, сандалии, валенки, чешки,
шорты.
Прилагательные: осенняя, летняя, теплая, вязаная, меховая, зимняя, мятый, глаженый, резиновый, нарядный, шерстяной.
Глагол: одевать, надевать, снимать, вешать, завязывать, развязывать, застегивать, расстегивать, обуваться, разуваться.
Ноябрь - Тема: Моё село
Дата
Содержание деятельности
Постановка звука (или уточнение
произношения)
Автоматизация Дифференциация
Артикуляционная гимнастика - Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной
артикуляционной гимнастики)
ЗВУК
[П]
1. Чёткое произнесение и характеристика звука
[П].
2. Выделение первого согласного звука [П]: из
ряда гласных, из слов.
Предметные картинки: паук, пальто, пушка.
1. Игра «Поймай звук».
2. Игра «Эхо».
3. Игра «Прятки».
4. Игра «Повтори».
Развитие мелкой моторики рук - Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.
Игра «Пересыпь» Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую.
Игра «Сложить картинку».
Развитие дыхания - Упражнения на развитие речевого дыхания «В лесу»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите
"ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
Развитие фонематического восприятия
Игра "Отгадай, кто или что это?"
Цель. Учить детей различать согласные звуки.
Формирование грамматического строя речи
1. Антонимы (широкий – узкий, далеко – близко, вверху – внизу, старый – новый).
2. Образование существительных единственного и множественного числа.
1. Упражнение «Осенние листочки».
2. Игра «Разноцветные листья».
3.Игра «Скажи наоборот».
Лексика, элементы связного высказывания
Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы.
Существительные: северный край, магазины, бассейны, банки, музеи, аэропорт, аптеки, школа, железнодорожный вокзал, детский сад,
улица, дом.
Прилагательные: чистый, большой, снежный, холодный, северный, красивый, широкий, старинный.
Глагол: строить, убирать, украшать, ремонтировать, любоваться, отдыхать.
Ноябрь - Тема: Я вырасту здоровым
Дата
Содержание деятельности
Постановка звука (или уточнение
произношения)
Автоматизация Дифференциация
Артикуляционная гимнастика - Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной
артикуляционной гимнастики)
ЗВУКИ [А, О]
1. Произнесение и сопоставление звуков [А, О].
2. Воспроизведение звуковых рядов: АО, ОА,
АОА, ОАО.
Предметные картинки: обруч, утюг, ослик,
утка, улитка.
1. Игра «Поймай звук».
2. Игра «Эхо».
3. Игра «Прятки».
4. Игра «Повтори».
Развитие мелкой моторики рук - Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.
Обвести листья по точкам
Развитие дыхания - Упражнения на развитие речевого дыхания «Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки,
соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок
произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
Вот мы шарик надуваем, А рукою проверяем. (Рука на диафрагме.)
Шарик лопнул — выдыхаем. Наши мышцы расслабляем. (Глубоко вдохнуть и на выдохе произнести: «Ма-а-а».)
Развитие фонематического восприятия
" Игра «Кто как кричит? »
«В лесу» - ребенок определяет, кто его позвал, близко или далеко;
«Три медведя» - определить, кому принадлежат реплики из сказки.
Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах: — Кто сидел на моем стуле?
— Кто ел из моей чашки?
— Кто спал в моей постели?
— Кто же был в нашем доме? И т. п
Фонетическая ритмика: ТА-ТО-ТУ
ТЯ-ТЕ-ТЕ-ТЮ
ТА-ТЯ
ТА-ДА
ДА-ДО-ДУ
ДЯ-ДЕ-ДЕ-ДЮ
ДА-ДЯ
Формирование грамматического строя речи
Называть части целого предмета.
Образование форм единственного и множественного числа имен существительных.
Работа над слоговой структурой слова.
1.Игра «Назови одним словом».
2. Игра «Один-много».
3. Игра «Телефон».
4. Игра «Что здесь нарисовано?».
Лексика, элементы связного высказывания
Договаривание последних слов строчке стихотворения. Запоминать короткие двустишия и потешки со зрительной опорой..
Ноябрь - Тема: День матери
Дата
Содержание деятельности
Постановка звука (или уточнение
произношения)
Автоматизация Дифференциация
Артикуляционная гимнастика - Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной
артикуляционной гимнастики)
ЗВУК
[Ы]
1. Чёткое произнесение и характеристика звука
[Ы].
2. Выделение начального ударного гласного
звука
[Ы]: из ряда гласных, из слов.
Предметные картинки: дым, ягоды (ягода),
панамы (панама), губы (губа), коты (кот).
1. Игра «Поймай звук».
2. Игра «Эхо».
3. Игра «Прятки».
4. Игра «Повтори».
Развитие мелкой моторики рук - Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.
Цветик - семицветик (выкладывание по контуру)
Пальчиковая гимнастика «Семья».
Развитие дыхания - Упражнения на развитие речевого дыхания дыхания «Подуй на Цветочек»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
Ребёнок стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот на цветочек
Развитие фонематического восприятия
Игра «Назови первый звук в слове.
Педагог показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки
других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить
чётко.
Формирование грамматического строя речи
Образование существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа в разных падежах.
Р.п.: Мама покупает машинки, куклы, много игрушек, карандашей.
Т.п.: я и мама рисуем карандашом, мелками.
П.п.: Рассказывать о празднике, о занятиях.
Обучение употребление предлогов (в, на, под)
Употребление в речи глаголов повелительного наклонения.
1. Игра «Подбери слово».
2. Игра «Послушай и повтори».
3. Игра «Сложить картинку».
Лексика, элементы связного высказывания
Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы.
Понимать и различать
Существительные: воспитатель, повар, продавец логопед, врач
Прилагательные: вежливая, добрая, заботливая, ая
Глагол: воспитывать, заниматься, учить, писать, считать, мыть, подметать, готовить, лечить, шить, кормить, рисовать.
Декабрь - Тема: Волшебница Зима
Дата
Содержание деятельности
Постановка звука (или уточнение
произношения)
Автоматизация Дифференциация
Артикуляционная гимнастика – упражнения статические /динамические, выполняемые активно/ пассивно.
ЗВУКИ [У, О]
1. Произнесение и сопоставление звуков [У, О].
2. Воспроизведение звуковых рядов: УО, ОУ,
УОУ, ОУО.
3. Подбор слов к сюжетным картинкам на
изучаемые звуки.
4. Вырабатывать движение губ вперёд,
подвижность.
Предметные картинки: обруч, окна, ослик
утюг, утка, улитка, апельсин, автобус, аист.
1. Игра «Поймай звук».
2. Игра «Эхо».
3. Игра «Прятки».
4. Игра «Повтори».
Развитие мелкой моторики рук - Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.
Пальчиковая гимнастика: Падал снег на порог.
Кот слепил себе пирог.
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек.
«Нарисуй снежинку»
Развитие дыхания - Упражнения на развитие речевого дыхания «Сдуть снежинки с варежки».
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Предложить ребенку сдувать "снежинки" с варежки
Развитие фонематического восприятия
Игра «Назови звуки»
Игра «Лови слово»
Взрослый показывает картинку и называет её. Ребенок хлопает в ладоши, если слышит в названии изучаемый звук. На более поздних
этапах взрослый молча показывает картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует также
Формирование грамматического строя речи
Образование и использование существительных в форме единственного числа родительного падежа.
Работа над слоговой структурой слова.
Употребление притяжательных местоимений(мой, моя)
1. Игра «У кормушки».
2. Игра «Телефон».
3. Игра «Найди птицу».
Лексика, элементы связного высказывания
Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы.
Понимать и различать
Существительные: зима, снег, лед, сугробы, снегопад, воробей, клюв, ворона, сорока, дятел, снегирь, синица, голубь, лапы, хвост, сало,
зерно, кормушка, крупа.
Прилагательные: чистый, липкий, пушистый, мягкий, холодный, ледяной, вьюжный, зимний, скользкий, зимующие (птицы).
Глагол: летать, прыгать, зимовать, клевать, чирикать, каркать, замерзать, кружиться, блестеть, дуть, покрывать, скользить.
Декабрь - Тема: Дед мороз
Дата
Содержание деятельности
Постановка звука (или уточнение
произношения)
Автоматизация Дифференциация
Артикуляционная гимнастика – упражнения статические /динамические, выполняемые активно/ пассивно
ЗВУК
[К]
1. Чёткое произнесение и характеристика звука
[К].
2. Выделение первого согласного звука [К]: из
ряда гласных, из слов.
3. Укреплять мускулатуру губ и щёк.
4. Воспроизведение слоговых рядов.
Предметные картинки: кот, капуста, каша.
1. Игра «Поймай звук».
2. Игра «Эхо».
3. Игра «Прятки».
4. Игра «Повтори».
Развитие мелкой моторики рук - Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.
Пальчиковая гимнастика
Дед Мороз принес подарки: Буквари, альбомы, марки, Кукол, мишек и машины, опугая и пингвина, Шоколадок полмешка
И пушистого щенка! Гав! Гав!
Развитие дыхания - Упражнения на развитие речевого дыхания «Погреем ручки»
Цель: формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.
Взрослый предлагает ребенку погреть свои ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт).
Усложнение: «греем ручки» с одновременным длительным произнесением гласных звуков «А, У, О».
Развитие фонематического восприятия
Игра «Отгадай и назови звуки»
«Выбери картинку»
Цель: формировать умение различать звук.
Материал: картинки с изображением предметов.
Логопед называет слово, а ребёнок поднимают карточку с изображением предмета. Сом, том, дом.
Суп, сук, жук
Зубы, губы, шубы.
Формирование грамматического строя речи
Существительные множественного числа.
Предлоги НА, ПОД, ЗА, У.
Обобщающее понятие «праздник».
Понятия «ёлочные игрушки».
1. Игра «Послушай и выполни».
2.Игра «У Дедушки в гостях».
3.Игра «Украсим ёлочку».
Лексика, элементы связного высказывания
Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ.
Понимать и различать
Существительные: ель, игрушки: бусы, маска, фонарик, мишура, карнавал, гирлянды, хоровод, утренник, подарок, танец, костюм, Дед
Мороз, Снегурочка.
Прилагательные: стройная, зеленая, пушистая, душистая, колючие (иголки), веселые, бумажные, стеклянные, семейный (праздник).
Глагол: наряжать, развешивать, встречать, сиять, выступать, рассказывать, петь, танцевать.
Декабрь - Тема: Игрушки
Дата
Содержание деятельности
Постановка звука (или уточнение
произношения)
Автоматизация Дифференциация
Артикуляционная гимнастика – упражнения статические /динамические, выполняемые активно/ пассивно
ЗВУКИ [Ы, И]
1. Произнесение и сопоставление звуков [Ы,
И].
2. Воспроизведение звуковых рядов: ЫИ, ИЫ,
ИЫИ, ЫИЫ.
Предметные картинки: дым, ягоды, губы, коты,
индюк, ива, иголка.
1. Игра «Поймай звук».
2. Игра «Эхо».
3. Игра «Прятки».
4. Игра «Повтори».
Развитие мелкой моторики рук - Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.
«Найди игрушку» (на, под, за)
«Чего нет?» (лапы у мишки).
Массаж лица:
Солнышко проснулось,
Детям улыбнулось,
Лучиками повело
И погладило
Развитие дыхания - Упражнения на развитие речевого дыхания «Сердитый ежик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не
отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком,
затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
Развитие фонематического восприятия
Игра «Поймай звук». Ребёнок хлопают на заданный звук.
Формирование грамматического строя речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Согласование существительных с числительными два, две.
Понимание вопросов «где?», «куда?», «откуда?», «из чего?»,
1. Игра «Большой-маленький».
2.Игра «Расскажи».
3. Игра «Подбери слово» (по теме «Игрушки»): два — ... (Мяча.); две — ... (Куклы.) И т.д.
4. Игра «Чего не стало». Логопед убирает одну игрушку, просит детей открыть глаза и назвать, какой игрушки «не стало». (Не стало
кубика. Не стало машинки.)
Лексика, элементы связного высказывания
Развитие диалогической речи. Составление описательного рассказа о предмете.
Понимать и различать.
Существительные: игрушка, мяч, машина, кубики, конструктор, пирамидка, кукла.
Прилагательные: пластмассовая, деревянная, резиновая, плюшевый, железная, красивая, соломенная.
Глагол: играть, собирать, бросать, катать, ломать.
Декабрь - Тема: Новогодний калейдоскоп
Дата
Содержание деятельности
Постановка звука (или уточнение
произношения)
Автоматизация Дифференциация
Артикуляционная гимнастика - упражнения статически е/динамические, выполняемые активно/ пассивно
ЗВУК
[Т]
1. Чёткое произнесение и характеристика звука
[Т].
2. Выделение первого согласного звука [Т]: из
ряда гласных, из слов.
Предметные картинки: танк, тапки, туфли.
1. Игра «Поймай звук».
2. Игра «Эхо».
3. Игра «Прятки».
4. Игра «Повтори».
Развитие мелкой моторики рук - Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.
Мы на елке веселились Ритмичные хлопки в ладоши
И плясали, и резвились. Ритмичные удары кулачками
После добрый Дед Мороз Дети «шагают» средним и
Нам подарки преподнес. указательным пальцами
обеих рук по столу.
Рисуют руками большой круг.
Развитие дыхания - Упражнения на развитие речевого дыхания «Мишка»
Цель: формировать направленный ротовой выдох.
Мишка очень шишки любит,
Угощу его я ей.
Благодарен он мне будет,
Сразу станет подобрей.
Нужно подуть на шишку так, чтобы она попала медведю в лапы, т.е. угостить его.
Развитие фонематического восприятия
Игра «Повтори» Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками
ТА — КА — ПА КА — НА — ПА ФА — ХА — КА БА — ДА — ГА МА — НА — ВА ПА — КА — ТА ГА — БА — ДА КА — ФА —
ХА ВА — МА — НА НА — ВА — БА
Формирование грамматического строя речи
Употребление существительных единственного числа в косвенных падежах.
3. Согласование числительных с существительными в роде и числе.
1. Упражнение «Украсим ёлочку».
2. Игра «Посчитаем».
4. Игра «Выполни поручение».
Лексика, элементы связного высказывания
Рассматривание картины «У ёлки», Беседа « Какие бывают подарки» - вовлечь в разговор. Поговорить о том, что ребёнок хотел бы
получить в подарок на Новый год от Деда Мороза.
Понимать и различать
Существительные: Дед Мороз, Снегурочка, ёлка, игрушка.
Глаголы: украшать, наряжать, плясать, петь.
Прилагательные: высокая, красивая.
Январь - Тема: Рождество
Дата
Содержание деятельности
Постановка звука (или уточнение
произношения)
Автоматизация Дифференциация
Артикуляционная гимнастика – упражнения статические /динамические, выполняемые активно/ пассивно
ЗВУКИ [А,О,У]
1. Произнесение и сопоставление звуков [У, О,
А].
2. Воспроизведение звуковых рядов: АУО,
ОАУ, УУА, ОУА.
3. Вырабатывать движение губ вперёд,
подвижность.
Предметные картинки: обруч, окна, ослик
утюг, утка, улитка, апельсин, автобус, аист.
1. Игра «Поймай звук».
2. Игра «Эхо».
3. Игра «Прятки».
4. Игра «Повтори».
Развитие мелкой моторики рук - Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.
Обвести ёлочку по точкам
Развитие дыхания - Упражнения на развитие речевого дыхания «Разноцветные флажки».
«Кто дальше загонит шарик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Сидя за столом, положите перед собой два ватных шарика. Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.
Развитие фонематического восприятия
Игра «Внимательные ушки»
Ребёнок с завязанными глазами хлопает на определённый звук, слог, слово.
Формирование грамматического строя речи
Образование существительных единственного и множественного числа, обозначающих детенышей.
Образование форм единственного и множественного числа имен существительных.
Работа над слоговой структурой слова.
1. Игра «Назови семью».
2. Игра «Один-много».
3. Игра «Что здесь
нарисовано?».
Лексика, элементы связного высказывания
Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы. Составлять описательный рассказ по
сюжетной картине «У ёлки».
Январь - Тема: Зимние забавы
Дата
Содержание деятельности
Постановка звука (или уточнение
произношения)
Автоматизация Дифференциация
Артикуляционная гимнастика – упражнения статические /динамические, выполняемые активно/ пассивно
ЗВУК
[Б]
1. Чёткое произнесение и характеристика звука
[Б].
2. Выделение первого согласного звука [Б]: из
ряда гласных, из слов.
3. Укреплять мышцы языка и развивать его
подвижность.
4. Воспроизведение слоговых рядов.
Предметные картинки: булочка,
бант, бусы, бабочка.
1. Игра «Поймай звук».
2. Игра «Эхо».
3. Игра «Прятки».
4. Игра «Повтори».
Развитие мелкой моторики рук - Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.
Собери снеговика, ёлочку из геометрических фигур
Развитие дыхания - Упражнения на развитие речевого дыхания «Каша кипит»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и
выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
Развитие фонематического восприятия
Игра «Подними флажок»
Используются флажки красного, синего и зелёного цветов.
Взрослый называет изолированный звук, слог или слово с заданным звуком.
Перед ребёнком ставится задача: поднять флажок соответствующего цвета (гласный звук – красный, твёрдый – синий, мягкий – зелёный)
Формирование грамматического строя речи
Употребление предложно-падежных конструкций с простыми предлогами.
1. Игра «Послушай и назови».
2. Игра «Помоги мне».
3. Игра «Сложить картинку».
Лексика, элементы связного высказывания
Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы. Сюжетные картинки по теме «Зимние забавы».
«Продолжи предложение»
У меня есть… (Лыжи, санки, коньки, горка)
У меня нет (Лыж, санок, коньков, горки)
Я иду к (лыжам, санкам, конькам, горке)
Я увлекаюсь.. (лыжами, санками, коньками, катанием на горке)
Я мечтаю о (лыжах, санках, коньках, горке)
Январь - Тема: Музыкальные инструменты
Дата
Содержание деятельности
Постановка звука (или уточнение
произношения)
Автоматизация Дифференциация
Артикуляционная гимнастика – упражнения статические /динамические, выполняемые активно/ пассивно
ЗВУКИ [У, И]
1. Произнесение и сопоставление звуков [У, И].
2. Воспроизведение звуковых рядов: УИ, ИУ,
ИУИ, УУИ.
Предметные картинки: усы, улица, улитка,
индюк.
1. Игра «Поймай звук».
2. Игра «Эхо».
3. Игра «Прятки».
4. Игра «Повтори».
Развитие мелкой моторики рук - Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.
Обвести листья по точкам
Развитие дыхания - Упражнения на развитие речевого дыхания «Разноцветные флажки».
«Трубач»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.
Развитие фонематического восприятия
Игра «Назови первый звук в слове.
Педагог показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки
других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить
чётко.
Формирование грамматического строя речи
Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.
Употребление родительного падежа существительного.
Образование существительных единственного и множественного числа.
1. Игра «Скажи наоборот».
2. Игра « Какой? Какие? Какая?».
3. Игра «Один-много».
Лексика, элементы связного высказывания
Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы.
Предметные картинки по теме «Музыкальные инструменты»
Понимать и различать
Существительные: скрипка, аккордион, гитара, бубен, треугольник, рояль, барабан, труба, арфа, пианино; оркестр; скрипач, гитарист,
роялист, барабанщик, трубач, пианист, дирижёр, ноты
Февраль - Тема: Семья
Дата
Содержание деятельности
Постановка звука (или уточнение
произношения)
Автоматизация Дифференциация
Артикуляционная гимнастика - упражнения статические /динамические, выполняемые активно/ пассивно
ЗВУК
[Г]
1. Чёткое произнесение и характеристика звука
[Г].
2. Выделение первого согласного звука [Г]: из
ряда гласных, из слов.
3. Удерживать язык в распластанном
положении.
4. Воспроизведение слоговых рядов.
5. Развитие слухового внимания.
Предметные картинки: гусь,курочка, губы
газета.
1. Игра «Поймай звук».
2. Игра «Эхо».
3. Игра «Прятки».
4. Игра «Повтори».
Развитие мелкой моторики рук - Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.
Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке», «Семья»
Развитие дыхания - Упражнения на развитие речевого дыхания «Курочка»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха.
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе
наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.
Развитие фонематического восприятия
Игра «Повтори»
взрослый называет слияния звуков, слогов, слов.
Например: иуа, ап, ма, кот и т. п.
Ребенку повторяет последовательность слогов (слов).
Формирование грамматического строя речи
Согласование существительных с прилагательными.
Образование существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа и глаголов в форме
единственного и множественного числа изъявительного наклонения.
1. Игра «Мама».
2. Игра «Один-два».
Лексика, элементы связного высказывания
Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы.
Понимать и различать
Существительные: бабушка, прабабушка, мама, папа, брат, дедушка, сестра, прадед, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, сын, дочь.
Прилагательные: родная, любимая, заботливая, взрослая, маленькая, добрая, строгая трудолюбивая, вежливая, старая, молодая.
Глагол: заботиться, любить, уважать, стараться, помогать, убирать, стирать, мыть, работать, растить.
Февраль - Тема: Профессии
Дата
Содержание деятельности
Постановка звука (или уточнение
произношения)
Автоматизация Дифференциация
Артикуляционная гимнастика - упражнения статические /динамические, выполняемые активно/ пассивно
ЗВУК
[В]
1. Чёткое произнесение и характеристика звука
[В].
2. Выделение первого согласного звука [В]: из
ряда гласных, из слов.
3. Укреплять произвольные движения языка.
4. Воспроизведение слоговых рядов.
5. Развитие слухового внимания.
Предметные картинки: вата, вагон, волк.
1. Игра «Поймай звук».
2. Игра «Эхо».
3. Игра «Прятки».
4. Игра «Повтори».
Развитие мелкой моторики рук - Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.
Пальчикова гимнастика «Дятел»
Развитие дыхания - Упражнения на развитие речевого дыхания
Игра «Вьюга».
Цель: Учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому. Изменение силы голоса.
Развитие фонематического восприятия
Игра «Считаем звуки»
Оборудование. Пуговицы или фишки
Ход игры. Педагог называет слово, ребенок считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее количество фишек.
Формирование грамматического строя речи
Образование названий профессий с помощью суффиксов –чик, -ист.
Согласование существительных с прилагательными.
Работа над слоговой структурой слова.
1. Игра «Кто кем работает?».
2. Игра «Кому что нужно?».
3. Игра «Телефон».
Лексика, элементы связного высказывания
Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы.
Понимать и различать
Существительные: строитель, водитель, дворник, садовник, сапожник, художник, маляр, доктор.
Прилагательные: вежливый, строгий, добросовестный, заботливый.
Глагол: строить, ремонтировать, водить, красить, чинить, водить, подметать, охранять.
Февраль - Тема: Защитники Отечества
Дата
Содержание деятельности
Постановка звука (или уточнение
произношения)
Автоматизация Дифференциация
Артикуляционная гимнастика - упражнения статические /динамические, выполняемые активно/ пассивно
ЗВУКИ [М, Н]
1. Произнесение и сопоставление звуков [М,
Н].
2. Воспроизведение звуковых рядов: МА-НА,
НА-МА-НА..
3. Развитие слухового внимания.
4. Укреплять мышцы языка.
Предметные картинки: мышь, мыло, мост, нос,
носок, нога.
Схема обозначения согласных
1. Игра «Поймай звук».
2. Игра «Эхо».
3. Игра «Прятки».
4. Игра «Повтори».
Развитие мелкой моторики рук - Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.
Пальчиковая игра «Вышли танки на парад»
Развитие дыхания - Упражнения на развитие речевого дыхания «Вырасти большой»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх,
хорошо потянуться, подняться на носки – вдох,
опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох.
На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
Развитие фонематического восприятия
Игра «Убежал звук»
Взрослый называет слова с недостающим звуком.
Перед детьми ставится задача: определить какого звука не хватает в слове и произнести слово полностью. Например: (.пельсин, .нанас)
Формирование грамматического строя речи
Согласование существительных с прилагательными.
Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.
Развитие зрительного восприятия и внимания.
Работа над слоговой структурой слова.
1. Игра «Какой герой?».
2. Игра «Армия».
3. Игра «Назови военную технику».
4. Игра «Телефон».
Лексика, элементы связного высказывания
Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы.
Понимать и различать
Существительные: солдат, моряк, матрос, капитан, мир, война, герой, фуражка, автомат, пулемет, танк, граница, подводная лодка,
летчик.
Прилагательные: военный, смелый, храбрый, сильный, закаленный, отважный.
Глагол: охранять, защищать, прыгать с парашютом, стоять на посту.
Февраль - Тема: Малая Родина
Дата
Содержание деятельности
Постановка звука (или уточнение
произношения)
Автоматизация Дифференциация
Артикуляционная гимнастика - упражнения статические /динамические, выполняемые активно/ пассивно
ЗВУКИ [М, Н]
1. Произнесение и сопоставление звуков [М,
Н].
2. Воспроизведение звуковых рядов: МА-НА,
НА-МА-НА..
3. Развитие слухового внимания.
4. Укреплять мышцы языка.
Предметные картинки: мышь, мыло, мост, нос,
носок, нога.
1. Игра «Поймай звук».
2. Игра «Эхо».
3. Игра «Прятки».
4. Игра «Повтори».
Развитие мелкой моторики рук - Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.
Обвести дерево по точкам
Развитие дыхания - Упражнения на развитие речевого дыхания «Часики»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.
Развитие фонематического восприятия
Игра «Дятел»
Взрослый карандашом простукивает о стол определённый ритм. Задача ребёнка: отстукивание ритма, заданного взрослым.
(по принципу игры «Эхо»)
Формирование грамматического строя речи
Антонимы (широкий – узкий, далеко – близко, вверху – внизу, старый – новый).
Образование существительных единственного и множественного числа.
1. Игра «Скажи какой».
2. Игра «Один-много».
Лексика, элементы связного высказывания
Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы.
Понимать и различать
Существительные: магазины, банки, музеи, аптеки, школа, вокзал, детский сад, улица, дом.
Прилагательные: чистый, большой, снежный, холодный, северный, красивый, широкий
Глагол: строить, убирать, украшать, ремонтировать, любоваться, отдыхать.
Март - Тема: Весна
Дата
Содержание деятельности
Постановка звука (или уточнение
произношения)
Автоматизация Дифференциация
Артикуляционная гимнастика – специальные упражнения, имитационные игры
ЗВУК
[Х]
1. Чёткое произнесение и характеристика звука
[Х].
2. Выделение первого согласного звука [Х]: из
ряда гласных, из слов.
3. Удерживать язык в распластанном
положении.
4. Воспроизведение слоговых рядов.
Предметные картинки: хвост, халат, хомяк.
1. Игра «Поймай звук».
Развитие мелкой моторики рук - Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.
Выложи картинку о весне (по образцу).
Развитие дыхания - Упражнения на развитие речевого дыхания «Дерево на ветру»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Стоя, спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при
этом в туловище, будто гнется дерево.
Развитие фонематического восприятия
Игра «Лови слово»
Взрослый показывает картинку и называет её. Ребенок хлопает в ладоши, если слышит в названии изучаемый звук. На более поздних
этапах взрослый молча показывает картинку, а ребенок проговаривает название картинки.
2. Игра «Эхо».
3. Игра «Прятки».
4. Игра «Повтори».
Формирование грамматического строя речи
Уточнение глагольного словаря.
Развитие зрительного восприятия и внимания.
Антонимы.
Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
1. Игра «Солнышко».
2. Игра «Что делает?».
3. Игра «Скажи наоборот».
4. Игра «Назови ласково».
Лексика, элементы связного высказывания
Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы. . Беседа по сюжетной картине «Приметы весны».
Понимать и различать
Существительные: весна, природа, капель, сосулька, ручей, почка, лужа, льдина.
Прилагательные: весенний, прохладный, яркий, солнечный, ясное (небо), рыхлый, липкий.
Глагол: пришла, капать, оживает, припекает (солнце), сходит (снег), журчат, бегут, звенят (ручьи), пригревать.
Наречия: высоко, тепло, холодно
Март - Тема: 8 марта
Дата
Содержание деятельности
Постановка звука (или уточнение
произношения)
Автоматизация Дифференциация
Артикуляционная гимнастика – специальные упражнения, имитационные игры
ЗВУКИ [П, Б]
1. Произнесение и сопоставление звуков [П, Б].
2. Воспроизведение звуковых рядов: ПА-БА,
БУ-ПУ-БУ.
3. Способствовать растяжке подъязычной
связки-уздечке
Предметные картинки: пушка, палка, помидор,
блин, банка, бант.
1. Игра «Поймай звук».
2. Игра «Эхо».
3. Игра «Прятки».
4. Игра «Повтори».
Развитие мелкой моторики рук - Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.
1. «Найди половинки»
2. «Солнышко и лучики»
Развитие дыхания - Упражнения на развитие речевого дыхания «Надуй шарик» Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.Ребёнок
сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони
перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит:
«шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
Развитие фонематического восприятия
Игра «Отгадай загадку»
Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку, а затем назвать последний (первый) звук в слове-отгадке.
Например: Мягкие лапки,
А в лапках царапки (кот)
Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп да ложки (стол).
Формирование грамматического строя речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Согласование имени существительных с прилагательными.
Согласование числительных с существительным
Игра «Подбери признак»
Мама (какая?) — добрая, красивая, терпеливая, веселая, скромная, ласковая, нежная, умная, требовательная.
Бабушка — старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная.
Сестра — веселая, задорная, непоседливая, старшая, младшая.
Игра «1-2-5» цветок, букет.
Лексика, элементы связного высказывания
Заучивание
Папа маме торт принес,
Бабушке — конфеты.
И игрушек целый воз —
Для сестренки Светы.
Март - Тема: Комнатные растения
Дата
Содержание деятельности
Постановка звука (или уточнение
произношения)
Автоматизация Дифференциация
Артикуляционная гимнастика – специальные упражнения, имитационные игры
ЗВУК
[Ф]
1. Чёткое произнесение и характеристика звука
[Ф].
2. Выделение первого согласного звука [Ф]:
из ряда гласных, из слов.
3. Укреплять мышцы языка, отрабатывать его
подвижность.
4. Воспроизведение слоговых рядов.
Предметные картинки: фонарь, флаг, фант.
1. Игра «Поймай звук».
2. Игра «Эхо».
3. Игра «Прятки».
4. Игра «Повтори».
Развитие мелкой моторики рук - Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.
Обвести листья по точкам
Развитие дыхания - Упражнения на развитие речевого дыхания «Парящие бабочки» Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом
следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
Развитие фонематического восприятия
Игра «Чудесный мешочек»
Ребенок берет из мешочка мелкий предмет, называет его, определяет и называет первый звук в слове.
Формирование грамматического строя речи
Согласование имени существительных с прилагательными.
1. Игра «Сложить картинки».
2. Игра «Какой? Какие?».
3. Игра «Один-много».
Лексика, элементы связного высказывания
Развитие связной речи. Беседа по сюжетной картине «В уголке природы».
Понимать и различать
Существительные: фиалка, лист, кактусы, лейка, земля, стебель, бутон, герань, запах, букет, горшок, лепесток.
Прилагательные: красивый, приятный, нежный, колючий.
Глагол: расти, расцветать, ухаживать, сажать, протирать, поливать.
Март - Тема: Мебель
Дата
Содержание деятельности
Постановка звука (или уточнение
произношения)
Автоматизация Дифференциация
Артикуляционная гимнастика – специальные упражнения, имитационные игры
ЗВУКИ [Г, Х]
1. Произнесение и сопоставление звуков [Г, Х].
2. Воспроизведение звуковых рядов: ГА-ХА,
ХУ-ГУ-ХУ.
3. Удерживать язык за верхними зубами.
Предметные картинки: хомяк, хвост, халат,
гном, гвоздь, гриб.
1. Игра «Поймай звук».
2. Игра «Эхо».
3. Игра «Прятки».
4. Игра «Повтори».
Развитие мелкой моторики рук - Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.
Сложи картинку
Развитие дыхания - Упражнения на развитие речевого дыхания «Ветряная мельница»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки
Развитие фонематического восприятия
Игра «Внимательные глазки»
Взрослый предлагает ребенку в окружающей обстановке (сюжетной картинке) найти предметы, в названии которых есть заданный
звук, определить его место в слове.
Формирование грамматического строя речи
Образование форм единственного и множественного числа имен существительных.
Образование относительных прилагательных.
Употребление предложно-падежных конструкций с простыми предлогами
1. Игра «Поварёнок».
2. Игра «Маленькая хозяйка».
3. Игра «В гости к мышке».
Лексика, элементы связного высказывания
Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы.
Понимать и различать
Существительные: мебель, шкаф, полка, спинка, сиденье (стула), стол, стул, кровать, диван, кресло, ножка.
Прилагательные: детская, игрушечная, круглый, квадратный, прямоугольный, обеденный, деревянный, пластмассовая.
Глагол: сидеть, лежать, спать, задвигать, раздвигать (диван).
Март - Тема: Неделя здоровья
Дата
Содержание деятельности
Постановка звука (или уточнение
произношения)
Автоматизация Дифференциация
Артикуляционная гимнастика – специальные упражнения, имитационные игры
ЗВУК
[Д]
1. Чёткое произнесение и характеристика звука
[Д].
2. Выделение первого согласного звука [Д]: из
ряда гласных, из слов.
3. Укреплять кончик языка, развивать
подвижность языка.
4. Воспроизведение слоговых рядов.
Предметные картинки: дом, дым, дыня.
1. Игра «Поймай звук».
2. Игра «Эхо».
3. Игра «Прятки».
4. Игра «Повтори».
Развитие мелкой моторики рук - Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.
Найди птичку (на дереве, на дорожке, под деревом, под скамейкой).
Развитие дыхания - Упражнения на развитие речевого дыхания «Качели» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый
произносит рифмовку: Качели вверх (вдох), Качели вниз (выдох), Крепче ты, дружок, держись.
Развитие фонематического восприятия
Игра «Отбери картинки»
Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, предлагает назвать их, а потом отобрать только те, в названии которых есть заданный
звук, например звук [м].
Формирование грамматического строя речи
Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.
Образование форм единственного и множественного числа имен существительных.
1. Игра «Расскажи».
2. Игра «Посчитаем».
3. Игра «Один-много».
Лексика, элементы связного высказывания
Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы.
Понимать и различать
Существительные: бег, лыжи, фигурное катание, боксер, лыжник, пловец, тяжелоатлет, конькобежец, велосипедист, велосипед, мяч,
штанга, обруч, боксерские перчатки.
Прилагательные: сильный, смелый, отважный, быстрый.
Глагол: бегать, прыгать, бросать, метать, плавать.
Апрель - Тема: Водный мир
Дата
Содержание деятельности
Постановка звука (или уточнение
произношения)
Автоматизация Дифференциация
Артикуляционная гимнастика – специальные упражнения, имитационные игры
ЗВУКИ [К, Х]
1. Чёткое произнесение и характеристика звука
[К, Х].
2. Выделение первого согласного звука [К, Х]:
из ряда гласных, из слов.
3. Укреплять мускулатуру щёк.
4. Воспроизведение слоговых рядов.
Предметные картинки: хвост, халат, хомяк.
1. Игра «Поймай звук».
2. Игра «Эхо».
3. Игра «Прятки».
4. Игра «Повтори».
Развитие мелкой моторики рук - Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.
Пальчиковая игра «Аквариум»
Развитие дыхания - Упражнения на развитие речевого дыхания «Разноцветные флажки».
Развитие фонематического восприятия
Игра «Подними флажок» Используются флажки разных цветов. Взрослый называет изолированный звук или слог с заданным звуком.
Формирование грамматического строя речи
Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.
Употребление родительного падежа существительного.
Образование существительных единственного и множественного числа.
1. Игра « Какой? Какие? Какая?».
2. Игра «Один-много».
Лексика, элементы связного высказывания
Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы. Предметные картинки по теме «Водный мир».
Понимать и различать
Существительные: рыба, туловище, голова, хвост, плавник, жабры, аквариум, море, дельфин, акула, улитка.
Прилагательные: проворный, красивый, золотой, маленький.
Глагол: плавать, дышать, есть, ловить, прятаться.
Апрель - Тема: Космос
Дата
Содержание деятельности
Постановка звука (или уточнение
произношения)
Автоматизация Дифференциация
Артикуляционная гимнастика – специальные упражнения, имитационные игры
ЗВУК
[С]
1. Чёткое произнесение и характеристика звука
[С].
2. Выделение первого согласного звука [С]: из
ряда гласных, из слов.
3. Укреплять кончик языка, развивать
подвижность языка.
4. Воспроизведение слоговых рядов.
Предметные картинки: суп, сок, сова.
1. Игра «Поймай звук».
2. Игра «Эхо».
3. Игра «Прятки».
Развитие мелкой моторики рук - Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.
1. «Деревья и ветерок»
2. Выкладывание дерева из палочек по контуру.
Развитие дыхания - Упражнения на развитие речевого дыхания
«Спутник»
Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спутник» поднимется выше?
Развитие фонематического восприятия
Игра «Отгадай и назови звуки»
Выделение первого звука (У, А). утка, астра, аист, Аня .
Формирование грамматического строя речи
Образование форм единственного и множественного числа имен существительных.
Игра «Один-много».
4. Игра «Повтори».
Лексика, элементы связного высказывания
Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы. Предметные картинки по теме «Космос».
Понимать и различать
Существительные: Земля, Луна, Солнце, космос, звезда, ракета, космонавт, телескоп.
Прилагательные: солнечный, лунный, земной, звездный, космический.
Глагол: лететь, взлетать, приземляться, отражать.
Наречия: далеко - близко, высоко – низко, темно – светло, ярко – тускло.
Апрель - Тема: Домашние животные и птицы
Дата
Содержание деятельности
Постановка звука (или уточнение
произношения)
Автоматизация Дифференциация
Артикуляционная гимнастика – специальные упражнения, имитационные игры
ЗВУКИ [Т, Д]
1. Чёткое произнесение и характеристика звука
[Т, Д].
2. Выделение первого согласного звука [Т, Д]:
из ряда гласных, из слов.
3. Подготавливать язычок к вибрации.
4. Воспроизведение слоговых рядов.
Предметные картинки: духи, дым, дом, танк,
туфли, тополь.
1. Игра «Поймай звук».
2. Игра «Эхо».
3. Игра «Прятки».
4. Игра «Повтори».
Развитие мелкой моторики рук - Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.
1. «Наши яркие цветы»
2. Выкладывание птички из овалов
Развитие дыхания - Упражнения на развитие речевого дыхания Образные упражнения «вдыхать аромат цветка»;
«дуть на чай» («на бабочку»);
«дуть на предмет» (ленточка) и т. д.
Развитие фонематического восприятия
Игра «Отгадай и назови звуки»
Выделение первого звука (У, А). утка, астра, аист, Аня .
Формирование грамматического строя речи
Употребление существительных с суффиксами
–онок, -ок.
1.Игра «Кто какую пользу приносит?».
2. Игра «У кого кто?».
Лексика, элементы связного высказывания
Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы. Предметные картинки по теме «Домашние птицы и животные».
Понимать и различать
Существительные: пёс, кошка, бык, птенец, детёныш, селезень, утка, петух, перо, шерсть, пух, когти, нога, лапа, свинья, овца.
Прилагательные: забавный, маленький, большой, жёлтый.
Глагол: поить, чистить, ухаживать, кормить.
Апрель - Тема: Водный транспорт
Дата
Содержание деятельности
Постановка звука (или уточнение
произношения)
Автоматизация Дифференциация
Артикуляционная гимнастика – специальные упражнения, имитационные игры
ЗВУК
[З]
1. Чёткое произнесение и характеристика звука
[З].
2. Выделение первого согласного звука [З]: из
ряда гласных, из слов.
3. Направлять воздушную струю по середине
языка и вверх.
4. Воспроизведение слоговых рядов.
Предметные картинки: зонт, коза, зубы.
1. Игра «Поймай звук».
2. Игра «Эхо».
3. Игра «Прятки».
4. Игра «Повтори».
Развитие мелкой моторики рук - Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.
Обвести кораблик
Развитие дыхания - Упражнения на развитие речевого дыхания Игра «Фокус с предметами»
Цель: тренировать силу и направленность выдоха.
Оборудование: любая ровная поверхность (пол, стол и т. д.), легкие деревянные или пластмассовые предметы (ручка,
карандаш, катушка, бусинка и т. п.)
Взрослый кладет любой легкий предмет на стол, а ребенок делает глубокий вдох носом я сильно, длительно дует на него.
Предмет должен откатиться от исходной точки в направлении воздушной струи.
Развитие фонематического восприятия
Игра «Договори слово»
Оборудование: предметные картинки с изображением слов, которые должны получиться.
Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и начинает произносить первый слог слова, а ребенок должен найти подходящую
картинку и договорить недостающий слог в этом слове. Например, вил(ка), ар(буз), зме(я), ли(са) и т. д.
Формирование грамматического строя речи
Называть части целого предмета.
Образование форм единственного и множественного числа имен существительных.
Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.
1. Игра «Части и целое».
2. Игра «Путешествие».
3. Игра Один-много».
Лексика, элементы связного высказывания
Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы. Предметные картинки по теме «Водный транспорт».
Понимать и различать
Существительные: катер, парус, корабль, теплоход, яхта.
Прилагательные: водный, длинный, красивый, короткий.
Глагол: идти, плывёт, гудеть.
Май - Тема: День Победы
Дата
Содержание деятельности
Постановка звука (или уточнение
произношения)
Автоматизация Дифференциация
Артикуляционная гимнастика – специальные упражнения, имитационные игры
ЗВУКИ [В, Ф]
1. Чёткое произнесение и характеристика звука
[В, Ф].
2. Выделение первого согласного звука [В, Ф]:
из ряда гласных, из слов.
3. Удерживать язык узким.
4. Воспроизведение слоговых рядов.
5. Развитие слухового внимания.
Предметные картинки: вода, вата, волк,
фонарь, флаг, фант.
1. Игра «Поймай звук».
2. Игра «Эхо».
3. Игра «Прятки».
4. Игра «Повтори».
Развитие мелкой моторики рук - Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.
«Я весёлый майский жук»
Бабочка на…, под…, за…
Развитие дыхания - Упражнения на развитие речевого дыхания Игра «Вертушка»
Цель: развить выдох, укрепить мышцы губ.
Оборудование: бумажная или пластмассовая вертушка.
Описание. Ребенок делает глубокий вдох носом, затем сильный выдох на подвижные части игрушки, чтобы привести их в
движение
Развитие фонематического восприятия
Игра «Повтори за мной слоги» Взрослый произносит ряд слогов - ряд из двух.
Формирование грамматического строя речи
Согласование существительных с прилагательными.
Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.
Работа над слоговой структурой слова.
1. Игра «Какой герой?».
2. Игра «Армия».
3. Игра «Назови военную технику».
4. Игра «Телефон».
Лексика, элементы связного высказывания
Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы. Предметные картинки по теме «Армия».
Понимать и различать
Существительные: солдат, моряк, матрос, капитан, мир, война, герой, фуражка, автомат, пулемет, танк, граница, подводная лодка,
летчик.
Прилагательные: военный, смелый, храбрый, сильный, закаленный, отважный.
Глагол: охранять, защищать, прыгать с парашютом, стоять на посту.
Май - Тема: Неделя детской книги
Дата
Содержание деятельности
Постановка звука (или уточнение
произношения)
Автоматизация Дифференциация
Артикуляционная гимнастика – специальные упражнения, имитационные игры
ЗВУКИ [Г, Д]
1. Чёткое произнесение и характеристика звука
[Г, Д].
2. Выделение первого согласного звука [Г, Д]:
из ряда гласных, из слов.
3. Укреплять мышцы языка, отрабатывать его
подвижность.
4. Воспроизведение слоговых рядов.
5. Развитие слухового внимания.
Предметные картинки: гусь, губы, душ, дуб.
1. Игра «Поймай звук».
2. Игра «Эхо».
3. Игра «Прятки».
4. Игра «Повтори».
Развитие мелкой моторики рук - Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.
Построй дом (из фигур геометрических)
Развитие дыхания - Упражнения на развитие речевого дыхания «Кто дальше загонит шарик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Сидя за столом, положите перед собой два ватных шарика Дуть на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.
Развитие фонематического восприятия
Игра «Повтори за мной слоги» Взрослый произносит ряд слогов, ряд из двух, а затем трех слогов: са’ - са; са – са’; ла’ - ла – ла’; ла – ла
- ла’
Формирование грамматического строя речи
Образование форм единственного и множественного числа имен существительных.
Работа над слоговой структурой слова.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
1.Игра «Один-много».
2.Игра «Что здесь нарисовано?».
3. Игра «Назови ласково».
Лексика, элементы связного высказывания
Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы. Беседа «Что за сказка»
Май - Тема: Здравствуй, лето!
Дата
Содержание деятельности
Постановка звука (или уточнение
произношения)
Автоматизация Дифференциация
Артикуляционная гимнастика – специальные упражнения, имитационные игры
ЗВУК
[С]
1. Чёткое произнесение и характеристика звука
[С].
2. Выделение первого согласного звука [С]: из
ряда гласных, из слов.
3. Укреплять кончик языка, развивать
подвижность языка.
Развитие мелкой моторики рук - Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.
Выложи картинку лето
Развитие дыхания - Упражнения на развитие речевого дыхания Игра «Надуй игрушку»
Цель: развить сильный, длительный, непрерывный выдох.
Оборудование: неплотные воздушные шарики или надувные игрушки небольшого размера.
Ребенок должен надуть шарик или игрушку, плавно, длительно выдыхая воздух в отверстие. Вдох проводится через нос, губы
трубочкой.
4. Воспроизведение слоговых рядов.
5. Развитие слухового внимания.
Предметные картинки: суп, сок, сова.
1. Игра «Поймай звук».
2. Игра «Эхо».
3. Игра «Прятки».
4. Игра «Повтори».
Развитие фонематического восприятия
Игра «Топни - хлопни» на заданный звук
Формирование грамматического строя речи
Согласование существительных с прилагательными.
Употребление простых предлогов.
Уточнение глагольного словаря.
1. Игра «Какой? Какая? Какие?».
2. Игра «Прятки».
3. Ира «Назови слово».
Лексика, элементы связного высказывания
Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы. Предметные картинки по теме «Цветы. Насекомые».
Понимать и различать
Существительные: одуванчик, стебель, жук, букет, ромашки, мак, василёк, оса, комар, пчела, улей, кузнечик, стрекоза, муравей, гусеница,
муравейник, бабочка, крылья, туловище, усики, лапки, глаза, хоботок.
Прилагательные: красивый, нежный, полезный, быстрый, маленький, полосатая (стрекоза, оса).
Глагол: цвести, пахнуть, летает, распускаться, стрекочет, пищит, жужжит, порхает, ползает.