Напоминание

"Научите ребёнка слушать музыку"


Автор: Белан Ирина Петровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад №18 "Веснянка"
Населённый пункт: Ставропольский край Красногвардейский район с. Красногвардейское
Наименование материала: статья для родителей
Тема: "Научите ребёнка слушать музыку"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Научите ребенка слушать музыку» Взаимодействие с родителями, приобщение их к процессу музыкального развития детей – важная составляющая работы музыкального руководителя. Природа наградила человека щедро: она дала ему все для того, чтобы видеть, чувствовать, ощущать окружающий мир, позволила ему слышать многообразие существующих вокруг звуков. Все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как именно от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Подружите с ней малыша! Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если он не проявляет к ней особого интереса. Они надеются, что наличие у малыша предпосылок музыкального развития само по себе обеспечивает ему любовь к музыке. Мнение это ошибочно. Не случайно, композитор Д.Д. Шостакович говорил, «что любителями и знатоками не рождаются, а становятся». Поэтому любого ребенка необходимо учить слушать музыку. Первый опыт такой деятельности малыш получает в семье, слушая радио, пение взрослых, видео и аудио записи. Конечно, нельзя отрицать положительного влияния самостоятельной деятельности ребенка на развитие его музыкальности. Ребята, как известно, часто обращаются к взрослым с просьбой принять участие в совместной деятельности: настойчиво призывают что – то вместе послушать, спеть, а то и сплясать. К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми. В большинстве случаев они ссылаются на свою занятость или активность самого ребенка: «Да он и сам слушает музыку», или «Она и так поет без конца». А между тем давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Также считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности. Ранее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание. Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не стоит огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что - нибудь спеть или станцевать, или его исполнение далеко от совершенства. Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь вначале самостоятельно почувствовать то произведение, которое подобрали для малыша. Всем известно, что в отличие от такой области знаний, как литература, музыка не рассказывает, а передает настроение и мысли композитора, адресуясь, прежде всего к чувствам слушателя. Поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением, с яркой мелодией. С интересом слушают дети музыку в исполнении оркестра народных инструментов. После окончания музыки завяжите беседу с малышом. Обсуждая прослушанный материал, не стремитесь вооружить ребенка только сведениями о жизни композитора. Безусловно, такие сведения нужны, но главное добиться, чтобы предложенное произведение нашло у ребенка эмоциональный отклик. Известный ученый в области музыкального развития
дошкольников Н.А. Ветлугина, например, считает: «Что эмоциональное сопереживание произведению благоприятно влияет на музыкальное развитие ребенка». Как же учить ребенка слушать музыку? Существуют самые разные способы. К слову сказать, большинство родителей считают наилучшим из них обучение в музыкальной школе или у педагога. В какой-то мере они правы: ребенок, умеющий играть, и слушает музыку по – другому. Но это не единственный путь приобщения малыша к миру музыки. По мнению специалистов в области музыкального развития ученых, композиторов, педагогов, чем раньше в жизнь человека войдет музыка, тем большее влияние она окажет на становление его духовных качеств. Однако на первых этапах восприятия малышом музыки ему нужен помощник. И очень важно, когда таким помощником становится близкий ему взрослый человек. Очень интересны такие проявления музыкальности у дошкольников, слушающих музыку вместе со сверстниками. У них возрастает эмоциональная отзывчивость: ребята стремятся как можно ярче передать товарищу свои впечатления от музыки, выразить их в двигательной активности. При этом они заражают друг друга единым настроением и соревнуются в максимальной выразительности «исполнения музыки». Ребенок совершает под музыку разнообразные действия: пританцовывает, двигается в такт, покачивает корпусом или головой, дирижирует руками. Движения помогают ему «петь» музыку, хотя бы и не голосом, а руками, ногами, всем телом – как малышу удобнее. Известно, что дети начинают правильно петь мелодию довольно поздно, а вот движения под музыку очень характерны даже для самых маленьких из них. Присутствие сверстников делает детей более инициативными и раскованными.
Постарайтесь:
* создать дома фонотеку записей классической, народной, современной детской музыки; * приобретать музыкальные игрушки ( погремушки, гармошки, дудки и др.) и изготавливать их самостоятельно; * поощрять любое проявление песенного и танцевального творчества малыша, петь и танцевать вместе с ним; * если вы владеете игрой на музыкальном инструменте, как можно чаще музицировать, аккомпанировать своему малышу, когда он танцует, или поет. * находить звуки музыки везде: дома, в лесу, на берегу реки и моря, в деревне, городе. * посещать со своим ребенком музыкальные спектакли для детей, концерты.
Как слушать музыку с ребенком?

Как долго?


* Внимание ребенка к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 1- 2.5 минут, а с небольшими перерывами – в течение 5-7 минут. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. его физического состояния;
Как?
* Заранее приготовьте музыкальный центр, диски, найдите пьесу, которую вы будете слушать, определите силу звука. Музыка не должна звучать громко! Пригласите ребенка
слушать музыку, можно позвать также и кого – то из членов семьи. И дети, и взрослые слушают музыку сидя.
Когда?
* Выберите удобное для ребенка и взрослого время в течение дня (когда ребенок не увлечен игрой, не возбужден приходом кого – либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего после завтрака или дневного сна. * Необходимо, чтобы взрослые терпеливо и бережно поддерживали интерес ребенка к «его кассетам». * Слушать записи песен и подпевать ребенок может стоя, сидя, играя. Ребенок воспринимает музыку по – своему. Не навязывайте малышу ваше толкование той или иной пьесы. Музыка – самый субъективный вид искусства. Ведь и мы, взрослые, воспринимаем одну и ту же пьесу по - разному. Давайте предоставим такое право и детям. Да, ребенок мал, но практика доказала:
он слышит, слушает и хочет слушать.
В душе каждого ребенка есть искорка любви к прекрасному – от вас во многом зависит, разгорится она ярким пламенем, освещая и согревая жизнь растущего человека, или погаснет.


В раздел образования