Автор: Белан Ирина Петровна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МКДОУ Детский сад №18 "Веснянка" Населённый пункт: Ставропольский край Красногвардейский район с. Красногвардейское Наименование материала: статья для родителей Тема: "Научите ребёнка слушать музыку" Раздел: дошкольное образование
«Научите ребенка слушать музыку»
Взаимодействие с родителями, приобщение их к процессу музыкального развития
детей – важная составляющая работы музыкального руководителя. Природа наградила
человека щедро: она дала ему все для того, чтобы видеть, чувствовать, ощущать
окружающий мир, позволила ему слышать многообразие существующих вокруг звуков.
Все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому
взрослому, так как именно от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как
он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства – хороший
воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Подружите с ней малыша!
Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если он не
проявляет к ней особого интереса. Они надеются, что наличие у малыша предпосылок
музыкального развития само по себе обеспечивает ему любовь к музыке. Мнение это
ошибочно. Не случайно, композитор Д.Д. Шостакович говорил, «что любителями и
знатоками не рождаются, а становятся». Поэтому любого ребенка необходимо учить
слушать музыку. Первый опыт такой деятельности малыш получает в семье, слушая
радио, пение взрослых, видео и аудио записи. Конечно, нельзя отрицать положительного
влияния самостоятельной деятельности ребенка на развитие его музыкальности. Ребята,
как известно, часто обращаются к взрослым с просьбой принять участие в совместной
деятельности: настойчиво призывают что – то вместе послушать, спеть, а то и сплясать. К
сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми. В большинстве случаев они
ссылаются на свою занятость или активность самого ребенка: «Да он и сам слушает
музыку», или «Она и так поет без конца». А между тем давно замечено, что музыка –
самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми.
Также считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого
рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в
формировании его музыкальности. Ранее проявление музыкальных способностей говорит
о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Если не
заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное
здание. Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не стоит
огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что - нибудь спеть или станцевать, или
его исполнение далеко от совершенства.
Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь вначале
самостоятельно почувствовать то произведение, которое подобрали для малыша. Всем
известно, что в отличие от такой области знаний, как литература, музыка не рассказывает,
а передает настроение и мысли композитора, адресуясь, прежде всего к чувствам
слушателя. Поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо
выраженным характером, настроением, с яркой мелодией. С интересом слушают дети
музыку в исполнении оркестра народных инструментов. После окончания музыки
завяжите беседу с малышом. Обсуждая прослушанный материал, не стремитесь
вооружить ребенка только сведениями о жизни композитора. Безусловно, такие сведения
нужны, но главное добиться, чтобы предложенное произведение нашло у ребенка
эмоциональный отклик. Известный ученый в области музыкального развития
дошкольников Н.А. Ветлугина, например, считает: «Что эмоциональное сопереживание
произведению благоприятно влияет на музыкальное развитие ребенка».
Как же учить ребенка слушать музыку? Существуют самые разные способы. К слову
сказать, большинство родителей считают наилучшим из них обучение в музыкальной
школе или у педагога. В какой-то мере они правы: ребенок, умеющий играть, и слушает
музыку по – другому. Но это не единственный путь приобщения малыша к миру музыки.
По мнению специалистов в области музыкального развития ученых, композиторов,
педагогов, чем раньше в жизнь человека войдет музыка, тем большее влияние она окажет
на становление его духовных качеств. Однако на первых этапах восприятия малышом
музыки ему нужен помощник. И очень важно, когда таким помощником становится
близкий ему взрослый человек. Очень интересны такие проявления музыкальности у
дошкольников, слушающих музыку вместе со сверстниками. У них возрастает
эмоциональная отзывчивость: ребята стремятся как можно ярче передать товарищу свои
впечатления от музыки, выразить их в двигательной активности. При этом они заражают
друг друга единым настроением и соревнуются в максимальной выразительности
«исполнения музыки». Ребенок совершает под музыку разнообразные действия:
пританцовывает, двигается в такт, покачивает корпусом или головой, дирижирует руками.
Движения помогают ему «петь» музыку, хотя бы и не голосом, а руками, ногами, всем
телом – как малышу удобнее. Известно, что дети начинают правильно петь мелодию
довольно поздно, а вот движения под музыку очень характерны даже для самых
маленьких из них. Присутствие сверстников делает детей более инициативными и
раскованными.
Постарайтесь:
* создать дома фонотеку записей классической, народной, современной детской
музыки;
* приобретать музыкальные игрушки ( погремушки, гармошки, дудки и др.) и
изготавливать их самостоятельно;
* поощрять любое проявление песенного и танцевального творчества малыша, петь и
танцевать вместе с ним;
* если вы владеете игрой на музыкальном инструменте, как можно чаще
музицировать, аккомпанировать своему малышу, когда он танцует, или поет.
* находить звуки музыки везде: дома, в лесу, на берегу реки и моря, в деревне, городе.
* посещать со своим ребенком музыкальные спектакли для детей, концерты.
Как слушать музыку с ребенком?
Как долго?
* Внимание ребенка к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 1- 2.5 минут,
а с небольшими перерывами – в течение 5-7 минут. Слушание может быть более или
менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. его
физического состояния;
Как?
* Заранее приготовьте музыкальный центр, диски, найдите пьесу, которую вы будете
слушать, определите силу звука. Музыка не должна звучать громко! Пригласите ребенка
слушать музыку, можно позвать также и кого – то из членов семьи. И дети, и взрослые
слушают музыку сидя.
Когда?
* Выберите удобное для ребенка и взрослого время в течение дня (когда ребенок не
увлечен игрой, не возбужден приходом кого – либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше
всего после завтрака или дневного сна.
* Необходимо, чтобы взрослые терпеливо и бережно поддерживали интерес ребенка к
«его кассетам».
* Слушать записи песен и подпевать ребенок может стоя, сидя, играя.
Ребенок воспринимает музыку по – своему. Не навязывайте малышу ваше толкование
той или иной пьесы. Музыка – самый субъективный вид искусства. Ведь и мы, взрослые,
воспринимаем одну и ту же пьесу по - разному. Давайте предоставим такое право и
детям. Да, ребенок мал, но практика доказала: он слышит, слушает и хочет слушать.
В душе каждого ребенка есть искорка любви к прекрасному – от вас во многом
зависит, разгорится она ярким пламенем, освещая и согревая жизнь растущего человека,
или погаснет.