Напоминание

Влияние питательных веществ на когнитивные способности обучающихся школы


Автор: Лавриненко Никита Сергеевич
Должность: ученик 10 «а» класса
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 им. И.В. Панфилова
Населённый пункт: посёлок имени Максима Горького
Наименование материала: Авторская диета
Тема: Влияние питательных веществ на когнитивные способности обучающихся школы
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 им. И.В. Панфилова

поселка им.М. Горького муниципального образования

Кавказский район Краснодарского края

Итоговый индивидуальный проект

по ОБЖ

Влияние питательных веществ на

когнитивные способности обучающихся

школы

Выполнил:

Лавриненко Никита,

ученик 10 «а» класса

Руководитель:

Коссов В. А.,

учитель ОБЖ

и физической культуры

2022 г.

Содержание

Введение

3

I Теоретическая часть

1.1. История развития меню в школах России 5

1.2. Исследования о влиянии пищи на когнитивные способности людей

неполовозрелого возраста. 6

1.3. Особенности обмена веществ людей не достигших половой зрелости 6

1.4. Обмен белков в человеческом организме 6

1.5. Обмен жиров и углеводов в человеческом организме 7

1.6. Потребность в жирах у людей не достигших половой зрелости 7

1.7. Потребность в углеводах у организма подростка 8

1.8. Как диета влияют на когнитивные способности 8

II. Практическая часть

2.1 Создание диеты

9

2.2 Сбор информации 12

Заключение

13

Список литературы 14

Список интернет ресурсов 15

Приложения

16

2

Введение

Часто при выполнении заданий учащимся приходится обращаться к

средствам программного вычисления. Кроме того обучающиеся часто

страдают дефицитом внимания. А возникает данная проблема из-за того, что

обучающиеся школы имеют несбалансированную диету, что зачастую

приводит к нарушению обмена веществ. Данная проблема со временем

набирает всё большие обороты так, как темп жизни неумолимо растёт. Из-за

этой проблемы люди часто лишают себя необходимых компонентов

получаемых из пищи. Кроме того мозг подростка активно развивается и

растёт тратя большое количество энергии. Так из-за новых потребностей

организма в пищевых ресурсах порции, разработанной для людей достигших

половой

зрелости

не

соответствуют

составом

для

подростков.

При

отсутствию .Для решения данной проблемы я начал работать над проектом.

Гипотеза: При получении питательных веществ специально для головного

мозга приведёт к усилению когнитивных способностей обучающихся.

Предмет исследования: Когнитивные способности.

Объект исследования: Подросток.

Цель: Выявить влияние поступающих питательных веществ на когнитивные

способности обучающиеся начальной школы

Задачи: 1. Изучение и анализ литературы

2. Изучить особенности пищеварения подростков

3. Создать диету

4. Провести исследование о влиянии диеты

5. Опубликовать проект в сеть Интернет

Методы исследования: Тестирование

Наблюдение

Практическая значимость проекта: Материал проекта может быть

использован

комбинатом

школьного

питания

для

составления

специального меню для поддержки когнитивных способностей обучающихся

правильно подобранными витаминами и минералами . Проект будет полезен

тем, кто интересуется рецептами сбалансированного питания.

3

Паспорт проекта

Название проект

Влияние питательных веществ на

когнитивные способности обучающихся

школы

Ф.И.О. руководителя проект

Коссов Валерий Александрович

Учебный предмет ,в рамках которого

выполняется проект.

Основы безлопастной жизнедеятельности

Учебные предметы, близкие к теме проекта.

Биология

Возраст учащегося

16 лет.

Ф.И.О. обучающегося

Лавриненко Никита Сергеевич

Тип проекта

Исследовательский.

Цель проекта

Выявить влияние поступающих

питательных веществ на когнитивные

способности обучающиеся начальной

школы

Задачи, вопросы проекта

1. Изучение и анализ литературы

2. Изучить особенности пищеварения

подростков.

4. Создать сбалансированную диету

5.Опубликовать проект в сеть Интернет

Необходимое оборудование

Компьютер с выходом в интернет, бумага,

принтер.

Аннотация проекта

В данном проекте рассматривается влияние

диеты на когнитивные способности

подростков

Предполагаемый продукт проекта

Сертификат о публикации проекта

Этапы работы над проектом.

1.) Подготовка.

2.) Планирование.

3.) Процесс проектирования.

4.) Итог.

5.)Защита.

4

I Теоретическая часть

1.1 История развития меню в школах

России.

История питания обучающихся в школе можно разделить на три периода:

период царской России, послереволюционный период и период Российской

Федерации.

Первое питание для обучающихся представляло собой кусок хлеба весом

100 грамм. Приём пищи проходил после 3 уроков и сопровождался

молитвой.

От

платы

за

завтраки

освобождались

лишь

беднейшие

гимназисты.

14 сентября 1918 года Совет Народных Комиссаров принял декрет «Об

усилении детского питания». Он обеспечивал детей диетическим питанием.

После Великой Отечественной войны в фонд защиты детей было выделено

около 1млрд рублей, что позволило через некоторое время обеспечить всех

обучающихся горячими завтраками, а занимающихся в группах продлённого

дня обедами.

Начало периода РФ для школьных обучающихся был трудным из-за

кризиса 1998 года. На территории Российской Федерации функционировало

от 30% до 50% школьных столовых. По причине малого финансирования

обучающиеся школ не получали полноценного питания в связи с нехваткой

пищевой продукции.

Рацион питания по данным Минздрава РФ не

соответствовал потребностям растущего организма школьника. В школьных

рационах

практически

отсутствовали

продукты

питания,

являющиеся

источниками аминокислот, витаминов и микроэлементов. По данным РАМН

в 1998 году число детей с дефицитом массы тела увеличилось в 1,5 раза,

частота выявления функциональных отклонений возросла на 20%., более чем

у 25% школьников-подростков отмечается задержка полового созревания, а у

75% девушек окончили школу с хроническими заболеваниями. Так же

процент заболевания у детей от 15 до 17 лет вырос на 22%.[5.18] По данным

РАО в 2000 году около 90% детей имели отклонение в физическом и

психическом развитии. По данным Госсанэпиднадзора только в 2004 году

процент обучающихся в школах достиг 7% , где горячее питание получало

около 80% обучающихся начальных

классов и 52% обучающихся 5-11

5

классов. По данным Госсанэпиднадзора уже 2007 году процент детей

получающих горячее питание составил 69%, и данная ситуация сохранялась

до 2020 года. Новое направление развития качества системы питания в

образовательных организациях получило развитие

связи с поручением

Президента России Владимира Владимировича Путина и

последующим

принятием в 2020 году закона

об обеспечении бесплатным

горячим

здоровым питанием всех учеников начальной школы. По последним данным

процент обучающихся получающих горячее питание составил около 2%.

1.2 Исследования о влиянии пищи на

когнитивные способности людей

неполовозрелого возраста.

Последнее на данный момент исследование о влиянии поступающих

питательных веществ в организм проводится на территории Соединённых

Штатов Америки в с 2016 и продолжится до 2026 года. В эксперименте

приняли участие 11875 детей в возрасте от 9 до 10 лет. Данное исследование

изучает влияние состава грудного молока на когнитивные способности детей

до окончательного формирования организма. В данном исследовании дети

проходят

тесты

PCA

“PCA-это

метод

уменьшения

размерности,

используемый для группировки сильно коррелировавших переменных в

меньшее количество компонентов для улучшения интерпретации “. [3.18]

1.3 Особенности обмена веществ людей не

достигших половой зрелости

Главное отличие обмена веществ у неполовозрелых детей состоит в более

интенсивном усваиванием пищи и в более высоком уровне затрат энергии.

Онтогенез

подростков

выражается

в

многократном

превосходстве

пластических процессов над процессами разрушения, что приводит к

резкому увеличению размеров тела ребёнка. Химический состав клеток

подростка составляют: 30% воды, 11% белков, 7% жиров 1,5 минеральных

солей и 0,42 углеводов. [4.18] Ускоренные процессы синтеза и распада

требуют постоянного поступления пищи.

1.4 Обмен белков в человеческом организме.

[3,4,5.18]- список использованных интернет – ресурсов

6

Белки составляют около 25% от общей массы тела. Это самая сложная его

составная часть. Белки представляют собой полимерные соединения,

состоящие из аминокислот. Белковый набор каждого человека является

строго уникальным, специфичным. В организме белок пищи под действием

пищеварительных соков расщепляется на свои простые составные части –

пептиды и аминокислоты, которые затем всасываются в кишечнике и

поступают в кровь. Из 20 аминокислот только 8 являются незаменимыми для

человека. [6.17] К ним относятся: триптофан, лейцин, изолейцин, валин,

треонин, лизин, метионин и фелиланин. Для растущего организма необходим

также гистидин. Отсутствие в пище любой из незаменимых аминокислот

вызывает серьезные нарушения жизнедеятельности организма, особенно

растущего. Белковое голодание приводит к задержке, а затем и к полному

прекращению роста и физического развития. Ребенок становится вялым,

наблюдается резкое похудание, обильные отеки, понос, воспаление кожных

покровов,

малокровие,

снижение

сопротивляемости

организма

к

инфекционным заболеваниям и так далее Это объясняется тем, что белок

является основным пластическим материалом организма, из которого

образуются различные клеточные структуры. Кроме того, белки входят в

состав ферментов, гормонов, нуклеопротеидов, образуют гемоглобин и

антитела крови

1.5 Обмен жиров и углеводов в

человеческом организме.

Они имеют более простое строение чем белки и состоят лишь из трёх

химических элементов: углерода кислорода и водорода, что позволяет

организму конвертировать из жиров углеводы и наоборот.

растущего организма необходим также гистидин.

1.6 Потребность в белках у людей не

достигших половой зрелости

Отсутствие в пище любой из незаменимых аминокислот вызывает

серьезные нарушения жизнедеятельности организма, особенно растущего.

Белковое голодание приводит к задержке, а затем и к полному прекращению

роста и физического развития. Ребенок становится вялым, наблюдается

резкое похудание, обильные отеки, понос, воспаление кожных покровов,

малокровие,

снижение

сопротивляемости

организма

к

инфекционным

заболеваниям и так далее Это объясняется тем, что белок является основным

пластическим материалом организма, из которого образуются различные

7

клеточные структуры.

[5.17]

Кроме того, белки входят в состав ферментов,

гормонов, нуклеопротеидов, образуют гемоглобин и антитела крови

[5.17] - список использованной литературы

1.7 Потребность в углеводах у организма

подростка

Углеводы в организме расщепляются до глюкозы, фруктозы, галактозы и

так далее и затем всасываются в кровь. Содержание глюкозы в крови

взрослого человека постоянно и равно в среднем 0,1%. При повышении

количества сахара в крови до 0,11-0,12% глюкоза поступает из крови в

печень и мышечные ткани, где откладывается в запас в виде животного

крахмала – гликогена. При дальнейшем увеличении содержания сахара в

крови до 0,17% в его выведение из организма включаются почки, в моче

появляется сахар. Это явление называют глюкозурией.

[5.17]

1.8 Как диета влияют на когнитивные

способности

Ряд эпидемиологических исследований и моделирование на животных

выявили связь между питанием и возрастными когнитивными нарушениями,

в том числе деменцией.

Известно, что соблюдение диеты средиземноморского типа связано с более

медленным снижением когнитивных функций и снижением риска развития

болезни Альцгеймера у пожилых людей. Фрукты и овощи являются важными

компонентами средиземноморской диеты. Они содержат большое количество

антиоксидантов, витаминов и фолата. Эти вещества ученые связывают с

поддержанием

функции

головного

мозга.

Большое

разнообразие

потребляемых фруктов и овощей благотворно влияет на разные когнитивные

сферы, такие как исполнительная функция, память и внимание.

[5.17] - список использованной литературы

Эпидемиологические исследования и исследования на животных

подтверждают защитный эффект фруктов и овощей от когнитивных

нарушений и деменции.

Их секрет заключается в большом количестве

8

антиоксидантов, которые в свою очередь защищают мозг от окислительных

повреждений. Так же большую роль в работе мозга имеют мясные блюда.

Ведь благодаря переходу на мясную диету наших древних предков позволил

им многократно увеличить объём головного мозга. [4.17] Жиры позволяют

мозгу полноценно функционировать. Они являются главным топливом мозга

замедляющим его деградацию.

Так полноценная диета человека представляет из себя 100 грамм

животных белков и 350 грамм овощей и фруктов. Так данная диета позволит

получать человеку суточную норму калорий витаминов в сутки.

II. Практическая часть

2.1 Создание диеты

Для решения данной проблемы мною было проведено исследование. Для

получения исходных данные и данные тестов, я проведу тестирование с

помощью онлайн сервиса для подсчёта IQ.(приложение 1, 62, 63, 64, 65, 66,

67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86)

Исходными данными для проведения моей работы были: результаты

серии тестов, в ходе которых я не сменил свой рацион.

[3.17] - список использованной литературы

9

1

2

3

4

5

6

7

0

20

40

60

80

100

120

IQ до принятия диеты

показатель IQ

(Таблица 1)

Для

создания

диеты

были

выбраны

продукты

питания

с

большим

содержанием белков и глюкозы.

Для создания диеты мною был использован онлайн ресурс для подсчёта

калорий и питательных веществ,

находящихся в продуктах питания. (приложение 61)

Мною была создана следующая диета:

Понедельник:

Гречневая крупа -300г

Творог-150г

Мясо курицы -250г

Хлеб белый-100г

Фрукты жёлтого цвета -370г

Овощи -200г

Вторник:

Мясо курицы -270г

Гречневая крупа -140г

Овощи-400г

10

Хлеб белый-100г

Печень коровы-150г

Среда:

Гречневая крупа -300г

Мясо курицы -370г

Хлеб белый -100г

Фрукты жёлтого цвета-250г

Четверг:

Мясо курицы -180г

Гречневая каша -140г

Овощи на пару -400г

Хлеб белый -100г

Печень коровы -100г

Пятница:

Мясо курицы -200г

Гречневая крупа -140г

Овощи -400г

Хлеб белый -200г

Суббота:

Мясо курицы -200г

Гречневая крупа -140г

Овощи -400г

Хлеб белый -200г

Воскресенье:

Рыба -240г

Картофель -300г

Овощи -200г

Хлеб белый-180г

Данная диета основана на том, что в подростковый период человеческому

организму требуется большое количество строительного материала в виде

белков, а также глюкозы для снабжения головного мозга энергии. Основным

источником белков является куриное мясо и печень коровы так, как оно

содержит наибольшее количество халика. Халик согласно исследованием

учёных из Школы медицины Бостонского университета замедляет процесс

старения головного мозга и улучшает память.

11

2.2 Сбор информации

Придерживаясь данной диеты мне получилось получить следующие

результаты:

(Таблица 2)

Для частоты эксперимента я отказался от диеты и проведя серию тестов

получил следующий результат:

12

(Таблица 3)

Заключение

Основываясь на данных полученных в результате исследования можно

однозначно заявить о том, что диета оказывает большое влияние на

когнитивные способности обучающихся школ в подростковом возрасте.

Для создания данного проекта мне пришлось выполнить следующие задачи:

1. Изучение и анализ литературы

2. Изучить особенности пищеварения подростков.

3. Создать диету

Данное исследование показывает как важно поддерживать здоровую диету

для хорошей учёбы и личностному росту в будущем.

Вывод: Литература о пищеварительной системе распространена, но в ней

отсутствует упоминания о следованиях с участием людей подросткового

возраста. Пищеварительная система подростков имеет ряд особенностей

отличающих её от пищеварительной системы половозрелых людей. В

процессе создания исследования мне удалось создать диету, которая

подтверждает мою гипотезу.

13

Список литературы

1.

Божена Кропка: Твой второй мозг– кишечник. Книга-компас по

невидимым связям нашего тела, издательство: Эскмо, 2020 – 272стр.

2.

Второй

мозг.

Как

микробы

в

кишечнике

управляют

нашим

настроением, решениями и здоровьем: Эмеран Майер, издательство:

Альпина нон-фикшн, 2021 – 200стр.

3.

Джулия

Эрнест

:Очаровательный

кишечник.

Как

самый

могущественный орган управляет нами, издательство: Бомбора, 2015 –

352стр.

4.

Дэвид

Перлматтер: Кишечник и мозг. Как кишечные бактерии

исцеляют и защищают ваш мозг, издательство: Манн, Иванов и

Фербер, 2021 – 336стр.

5.

Робин Чаткан: Жизнь кишечника. Борьба за бактерии, издательство:

Питер, 2016 – 352стр.

6.

Парамонов А. Д.: Кишечник с комфортом, желудок без проблем,

издательство: Эскмо, 2019 – 160стр.

14

Список интернет ресурсов

1.

«Основы рационального питания»

2.

«Здоровое питание»

3.

«Когнитивные способности детей связали с продолжительностью

грудного вскармливания»

4.

«Обмен веществ у детей и подростков»

5.

«История системы школьного питания в России »

Приложение

15

приложение

1

приложение

2

приложение

3

приложение

4

приложение

5

приложение

6

приложение

7

приложение

8

16

приложение

9

приложение

10

приложение

11

приложение

12

приложение

13

приложение

14

приложение

15

приложение

16

17

приложение

17

приложение

18

приложение

19

приложение

20

приложение

21

приложение

22

приложение

23

приложение

24

приложение

25

приложение

26

18

приложение

27

приложение

28

приложение

29

приложение

30

приложение

31

приложение

32

приложение

33

приложение

34

19

приложение

35

приложение

36

приложение

37

приложение

38

приложение

39

приложение

40

приложение

41

приложение

42

приложение

43

приложение

44

20

приложение

45

приложение

46

приложение

47

приложение

48

приложение

49

приложение

50

приложение

47

приложение

48

21

приложение

49

приложение

50

приложение

51

приложение

52

приложение

53

приложение

54

приложение

55

приложение

56

приложение

57

приложение

58

22

приложение

59

приложение

60

приложение

61

приложение

62

приложение

63

приложение

64

приложение

65

приложение

66

23

приложение

69

приложение

70

приложение

72

приложение

73

приложение

74

приложение

75

приложение

76

приложение

78

24

приложение

79

приложение

80

приложение

81

приложение

82

приложение

83

приложение

84

приложение

85

приложение

86

25



В раздел образования