Напоминание

«Использование современных информационных технологий на уроках ОБЖ в условиях введения ФГОС»


Автор: Андрей Константинович Малыгин
Должность: Учитель ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ "Читканская СОШ"
Населённый пункт: Читкан
Наименование материала: Статья
Тема: «Использование современных информационных технологий на уроках ОБЖ в условиях введения ФГОС»
Раздел: полное образование





Назад




«Использование современных информационных технологий на уроках ОБЖ в условиях

введения ФГОС»

Когда мы говорим об информационных технологиях в сфере образования, то прежде всего

имеем в виду применение новейших компьютерных технологий, что весьма условно, так

как любую педагогическую технологию справедливо называть информационной по

причине

взаимообогащения

и

обновления

информации

между

участниками

образовательного процесса. Поэтому в некоторых педагогических учебных пособиях

используется термин «новейшие информационные технологии обучения» (НИТО), с

акцентом на принципиально новые системы и методы обработки данных и отображения

информационного продукта в образовательных целях.

Новые информационные технологии обучения (НИТО) - совокупность внедряемых

(встраиваемых) в системы организационного управления образованием и в системы

обучения принципиально новых систем и методов обработки данных, представляющий

собой целостные обучающие системы, и отображение информационного продукта

(данных идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями

той среды, в которой они развиваются. Это синтез достижений педагогической науки и

средств

информационно-вычислительной

техники.

НИТО

подразумевает

научные

подходы к организации учебно-воспитательного процесса в целях его оптимизации и

повышения

эффективности,

а

также

обновления

материально-технической

базы

образовательных учреждений.

Роль современных информационных технологий в образовании

Использование ИКТ и технологий мультимедиа в образовании способно радикально

изменить существующую систему обучения. Организация учебного процесса может стать

более инновационной в том смысле, что будут широко применяться аналитические,

практические и экспериментальные принципы обучения, которые позволят ориентировать

весь процесс обучения каждого отдельного обучающегося.

Эта форма работы показала, что использование компьютерных технологий имеет

серьезные преимущества перед традиционными формами уроков потому, что обладает

большими

возможностями

предъявления

ученикам

наглядных,

звуковых

средств,

документальных

и

справочных

материалов,

позволяется

читать

информационное

воздействие с не менее важным образным и эмоциональным воздействием на учащихся.

Значительно повышается интерес, особенно у слабоуспевающих учеников, к предмету

ОБЖ, улучшается качество нового материала. Урок становится насыщенным, более

динамичным, интересным и, как следствие, помогает быстрее и глубже усвоить учебную

информацию. Снимается проблема дефицита наглядных пособий, физического и

морального их устаревания.

Пользуясь возможностями компьютера, учитель может изменить порядок и структуру

урока, исходя из уровня подготовленности класса, дополнить учебный материал

событиями своего региона, учебного заведения, образно и наглядно проиллюстрировать

отобранный дополнительный материал, в режиме реального времени получить доступ

через Интернет к интересующей информации.

Обеспечение эффективности использования информационных и коммуникационных

технологий

в

преподавании

курса

ОБЖ

связан

с

систематизацией

имеющихся

информационных ресурсов, созданием электронных учебных методических комплексов

(ЭУМК) и мультимедийных программно-методических комплексов (МПМК) в обучении

ОБЖ. Эти комплексы представляют собой совокупность учебно-методических материалов

на различных носителях, определяющих содержание дисциплины, а также методик

использования учебно-методического обеспечения, необходимого для всех видов занятий

и самостоятельной работы обучаемых.

ЭУМК и МПМК – сложные дидактические системы, функционирование которых

поддерживает образовательный процесс средствами ИТО, обеспечивает перспективнее

формы организации образовательного процесса, направленные на реализацию учебной

программы по предмету.

ЭУМК ориентирован преимущественно на самостоятельное освоение обучающимся

учебной информации, представляет собой учебные материалы, структурированные

особым образом и записанные на электронные носители или доступные через

компьютерную сеть.

МПМК представляет собой комплекс материалов, позволяющий учителю оптимизировать

образовательный процесс по предмету на основе использования разнообразных ТСО и

мультимедиа технологий.

Другим направлением ИКТ учителями ОБЖ может служить составление авторских

программно-педагогических средств в условиях введения ФГОС.

Под педагогическими программными средствами понимается компьютерная программа

многократного

применения,

специально

разработанная

или

адаптированная

для

реализации педагогической функции учения или обучения при взаимодействии с

обучаемым .

Самостоятельно учителя в основном составляют презентации оригинальных уроков с

использованием программы редактора презентаций и тиражируют их для использования

коллегами.

Преимущества использования ИКТ на уроках ОБЖ

Применение мультимедийной техники в современном уроке расширяет возможности

творчества учителя и его участия в процессе обновления образования, формирует

компетенции различного уровня как учителя, так и ученика.

В условиях введения ФГОС необходимость применения компьютера на уроке ОБЖ,

считается оправданным использование ИКТ, если применение других средств обучения не

эффективно в сравнении с ним.

Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул

в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся:

восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит

возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет

глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный

анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных

технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется

интерес, желание узнать и увидеть больше.

Подход к каждому ученику должен быть индивидуальным, поэтому некоторым ученикам

предлагается творческие задания, выполнение которых предполагает использование

информационно-коммуникационных технологий и освоение проектно-исследовательской

деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций как результат

самостоятельной

исследовательской

деятельности.

Лучшие

работы

учащихся

используются в качестве учебного пособия при проведении занятий по соответствующей

тематике. При этом обязательно называется автор работы.

Таким образом, использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ

переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из

средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать

познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.

Вариант

урока

с

применением

классической

компьютерной

презентации.

Выступление с опорой на мультимедиа презентацию.

Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении учителя и

содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и

подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликации).

Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса

за счёт:

· активизации восприятия учащихся за счёт использования звуковых и зрительных

демонстраций, выделения главных мыслей;

· во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом не теряет

контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;

· большой объём информации может быть получен из интернета и с компакт дисков и

воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;

· учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на экране план

выступления.

Рассмотрим применение презентации в преподавании «ОБЖ» на примере урока

Вся презентация состоит из слайдов. Каждый слайд фактически является или графически-

текстовой формой конспекта лекции, или заданием, которое учитель и учащиеся должны

разобрать в ходе урока. Для визуализации содержания урока используются графические и

заложенные

в Power Point анимационные

возможности.

По

ходу

урока

поэтапно

выводится необходимый материал на экран и организуется работа класса по усвоению

основных вопросов данной темы. В случае использования слайда-задания, организуется

обсуждение поставленного вопроса.

Заключение

1.

Применение ИКТ в обучении способствует раскрытию, сохранению и развитию

индивидуальных

способностей

у

школьников,

присущего

каждому

человеку

уникального

сочетания

личностных

качеств;

формированию

у

учащихся

познавательных

способностей,

стремление

к

совершенствованию;

обеспечению

комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи

между

естествознанием,

техникой,

гуманитарными

науками

и

искусством;

постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов процесса

обучения и воспитан

2.

Использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании

ОБЖ – это назревшая необходимость, ИКТ являются одним из существенных средств

реализации целей и задач процесса обучения в школе.

3.

Проведенный урок с использованием ИКТ заинтересует учеников и у них появится

рост познавательного интереса. Проверка контроля уровня знаний с использованием

тестовых заданий в ИКТ даст учащимися дополнительную информацию о пройденной

теме.

4.

Изучение предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности» должно

обеспечить: эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности

обучающихся с учётом исторической, общекультурной и ценностной составляющей

предметной области; формирование и развитие установок активного, экологически

целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; понимание личной и

общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

овладение

основами

современной

культуры

безопасности

жизнедеятельности,

понимание ценности экологического качества окружающей среды, как естественной

основы

безопасности

жизни;

понимание

роли

государства

и

действующего

законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения.



В раздел образования