Автор: Фомина Ирина Ворошиловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ВО "Высшая школа музыки РС(Я) им.В.А.Босикова
Населённый пункт: Республика Саха(Якутия) г.Якутск
Наименование материала: Здоровьесберегающие технологии в формировании здорового образа жизни
Тема: Здоровьесберегающие технологии в формировании здорового образа жизни
Раздел: полное образование
Фомина Ирина Ворошиловна,
воспитатель
ГБОУ ВО «Высшая школа музыки РС(Я)
(институт) им. В.А.Босикова»
г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
Здоровьесберегающие технологии в формировании
здорового образа жизни школьников
Аннотация: Здоровьесберегающая технология – это целостная система
воспитательных, оздоровительных, коррекционных и профилактических
мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка,
педагога, родителя. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить
ребенку
возможность
сохранения
здоровья,
сформировать
у
него
необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить
использовать полученные знания в повседневной жизни.
Ключевые слова: Здоровьесберегающие технологии, здоровый образ
жизни, технологии обучения.
Проблема сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни у
школьников актуальна во всем мире. Школьный возраст является решающим
этапом в формировании фундамента общего физического и психического
здоровья детей. На данный момент наблюдается тенденция снижения уровня
здоровья учащихся, что вызывает опасение не только со стороны работников
здравоохранения, но и педагогов и воспитателей. В связи с этим большое
внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, как педагогической
технологии, обеспечивающей необходимым багажом знаний, умений и
навыков, которые необходимы для ведения здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательных,
оздоровительных, профилактических мероприятий, савокупность форм,
методов
и
приемов,
способных
обеспечить
школьнику
возможность
сохранения, укрепления здоровья.
Приоритетной задачей воспитания мальчиков в нашем коттедже является
сохранение,
укрепление
физического
и
психического
здоровья
и
формирование
у
них
навыков
здорового
образа
жизни.
Нашими
воспитанниками являются мальчики 9-14 лет из разных улусов, которые
начинают вступать в ответственную пору своего развития – подростковый
период. В этом возрасте в организме у детей происходят большие
физиологические и психологические изменения, формируется самосознание,
происходит переосмысление ценностей, начинает формироваться свой
индивидуальный образ жизни. И задача воспитателей - помочь мальчикам
сформировать ответственное отношение к своему здоровью, закрепить в
сознании принципы и навыки здорового образа жизни.
Цель работы:
1.
Информировать детей о вредных и опасных для здоровья факторах, об
основных
понятиях
здорового
образа
жизни,
о
правилах
здоровьесбережения.
2.
Создание условий для сохранения физического и психического
здоровья детей.
3.
Проводить групповую и индивидуальную пропаганду ЗОЖ.
4.
Профилактика возникновения и развития факторов риска различных
заболеваний.
5.
Обучить мальчиков гигиеническим навыкам, повысить двигательную
активность ребят с помощью физических упражнений, добиться
выполнения правил здоровьесбережения.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
- привитие негативного отношения к курению, алкоголю и наркотикам;
- рациональное питание;
- оптимальный двигательный режим;
- личная гигиена;
- закаливание;
- комфортная среда для обучения и воспитания;
- рациональный режим учебы и отдыха;
- полноценный сон.
В работу по воспитанию у мальчиков здорового образа жизни мы
включаем все вышеперечисленные компоненты ЗОЖ. Большое внимание
уделяем расширению знаний учащихся о вреде курения, алкоголя и
наркотиков. С этой целью проводим различные беседы, мероприятия.
Побывали на Анатомическом музее Мединститута, где ознакомились
разрушительными последствиями вредных привычек на здоровье человека.
В работе по пропаганде ЗОЖ подключаем медицинских работников, которые
проводят беседу о вреде курения, алкоголя и наркомании. Ежегодно
участвуем в конкурсе стенгазет на тему ЗОЖ, который организовывает
медицинский центр нашего образовательного учреждения.
Для сохранения здоровья, роста и развития детям необходимо
полноценное питание. Дети в школьной столовой получают полноценное
сбалансированное питание, есть возможность дополнительного приема пищи
в
коттедже,
родители
снабжают
их
натуральными
продуктами.
Воспитателями проводятся беседы по рациональному питанию, главной
задачей которых является привитие у детей правильных пищевых привычек,
о влиянии тех или иных продуктов на здоровье человека.
Важнейшим условием здорового образа жизни является двигательная
активность. В коттедже ежедневно проводится утренняя зарядка, в теплое
время года зарядка проводится на свежем воздухе. Зимой в свободное время
вечером
посещают
ЛФК
в
спортзале
школы.
По
воскресеньям
с
воспитателями выезжают в город на стадион заниматься легкой атлетикой.
Мальчики с удовольствием посещают тренажерный зал в спортивном
комплексе
«
Триумф».
Ежегодно
проводим
«Веселые
старты»,
соревнования,
походы,
такие
совместные
мероприятия
воспитывают
коллективизм,
взаимовыручку,
развивают
ловкость,
силу,
быстроту,
выносливость. Физическому воспитанию мальчиков большую помощь
оказывают родители, особенно отцы и старшие братья, они активно
участвуют в проводимых воспитателями спортивных мероприятиях.
Следующий фактор здорового образа жизни – закаливание. Закаливание
повышает стойкость организма простудным заболеваниям, положительно
влияет на весь организм в целом, придает бодрость и телу и духу.
В коттедже мальчики обливаются водой, в выходные дни посещали бассейн
«Долгун», затем бассейн «Чолбон», весной катаются на лыжах, выезжают с
воспитателями на каток «Теплое озеро». Эти факторы положительно влияют
на здоровье детей, в коттедже снизился процент количества детей, болеющих
простудными заболеваниями.
Большое значение в охране и укреплении здоровья детей принадлежит
гигиеническому
обучению
и
воспитанию.
Мы
постоянно
проводим
профилактическую работу по привитию у мальчиков навыков личной
гигиены, приучаем детей правильно ухаживать за своей одеждой и обувью,
соблюдать режим дня,
установили дежурство в коттедже, с целью
поддержания чистоты и порядка в коттедже. В своей работе привлекаем
медиков, так состоялись беседы врача стоматолога Александровой А.К. о
гигиене полости рта, массажист Котина З.Н. научила приемам самомассажа
для профилактики разных болезней.
На психическое и физическое здоровье детей влияют положительные
эмоции. В коттедже мы стараемся создать теплые дружеские отношения с
мальчиками, воспитывать в детях веру в себя, а в случае неудачи поддержать
и подбадривать. Всем коттеджем ездили во все музеи города, посетили
кинотеатры,
зоопарк
Орто
Дойду,
ПКиО.
Коллективные
выходы
способствуют сплочению коллектива.
Таким
образом,
целенаправленная
и
систематическая
здоровьесберегательная
деятельность
формирует
у
детей
осознанное
отношение к своему здоровью, потребность в ЗОЖ, обеспечивает целостное
физическое и психическое развитие детей.
Список использованной литературы:
1.
Алферов А.Д. Психология развития школьника. Ростов-на-Дону,
изд. Феникс, 2000.
2.
Под редакцией Баль Л.В., Барканова С.В. Формирование здорового
образа жизни российских подростков. М., 2002.
3.
Седых Т.Н. Нравственность – залог ЗОЖ. Якутск, 2004.