Напоминание

Здоровьесберегающие технологии в формировании здорового образа жизни


Автор: Фомина Ирина Ворошиловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ВО "Высшая школа музыки РС(Я) им.В.А.Босикова
Населённый пункт: Республика Саха(Якутия) г.Якутск
Наименование материала: Здоровьесберегающие технологии в формировании здорового образа жизни
Тема: Здоровьесберегающие технологии в формировании здорового образа жизни
Раздел: полное образование





Назад




Фомина Ирина Ворошиловна,

воспитатель

ГБОУ ВО «Высшая школа музыки РС(Я)

(институт) им. В.А.Босикова»

г. Якутск, Республика Саха (Якутия)

Здоровьесберегающие технологии в формировании

здорового образа жизни школьников

Аннотация: Здоровьесберегающая технология – это целостная система

воспитательных, оздоровительных, коррекционных и профилактических

мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка,

педагога, родителя. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить

ребенку

возможность

сохранения

здоровья,

сформировать

у

него

необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить

использовать полученные знания в повседневной жизни.

Ключевые слова: Здоровьесберегающие технологии, здоровый образ

жизни, технологии обучения.

Проблема сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни у

школьников актуальна во всем мире. Школьный возраст является решающим

этапом в формировании фундамента общего физического и психического

здоровья детей. На данный момент наблюдается тенденция снижения уровня

здоровья учащихся, что вызывает опасение не только со стороны работников

здравоохранения, но и педагогов и воспитателей. В связи с этим большое

внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, как педагогической

технологии, обеспечивающей необходимым багажом знаний, умений и

навыков, которые необходимы для ведения здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательных,

оздоровительных, профилактических мероприятий, савокупность форм,

методов

и

приемов,

способных

обеспечить

школьнику

возможность

сохранения, укрепления здоровья.

Приоритетной задачей воспитания мальчиков в нашем коттедже является

сохранение,

укрепление

физического

и

психического

здоровья

и

формирование

у

них

навыков

здорового

образа

жизни.

Нашими

воспитанниками являются мальчики 9-14 лет из разных улусов, которые

начинают вступать в ответственную пору своего развития – подростковый

период. В этом возрасте в организме у детей происходят большие

физиологические и психологические изменения, формируется самосознание,

происходит переосмысление ценностей, начинает формироваться свой

индивидуальный образ жизни. И задача воспитателей - помочь мальчикам

сформировать ответственное отношение к своему здоровью, закрепить в

сознании принципы и навыки здорового образа жизни.

Цель работы:

1.

Информировать детей о вредных и опасных для здоровья факторах, об

основных

понятиях

здорового

образа

жизни,

о

правилах

здоровьесбережения.

2.

Создание условий для сохранения физического и психического

здоровья детей.

3.

Проводить групповую и индивидуальную пропаганду ЗОЖ.

4.

Профилактика возникновения и развития факторов риска различных

заболеваний.

5.

Обучить мальчиков гигиеническим навыкам, повысить двигательную

активность ребят с помощью физических упражнений, добиться

выполнения правил здоровьесбережения.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

- привитие негативного отношения к курению, алкоголю и наркотикам;

- рациональное питание;

- оптимальный двигательный режим;

- личная гигиена;

- закаливание;

- комфортная среда для обучения и воспитания;

- рациональный режим учебы и отдыха;

- полноценный сон.

В работу по воспитанию у мальчиков здорового образа жизни мы

включаем все вышеперечисленные компоненты ЗОЖ. Большое внимание

уделяем расширению знаний учащихся о вреде курения, алкоголя и

наркотиков. С этой целью проводим различные беседы, мероприятия.

Побывали на Анатомическом музее Мединститута, где ознакомились

разрушительными последствиями вредных привычек на здоровье человека.

В работе по пропаганде ЗОЖ подключаем медицинских работников, которые

проводят беседу о вреде курения, алкоголя и наркомании. Ежегодно

участвуем в конкурсе стенгазет на тему ЗОЖ, который организовывает

медицинский центр нашего образовательного учреждения.

Для сохранения здоровья, роста и развития детям необходимо

полноценное питание. Дети в школьной столовой получают полноценное

сбалансированное питание, есть возможность дополнительного приема пищи

в

коттедже,

родители

снабжают

их

натуральными

продуктами.

Воспитателями проводятся беседы по рациональному питанию, главной

задачей которых является привитие у детей правильных пищевых привычек,

о влиянии тех или иных продуктов на здоровье человека.

Важнейшим условием здорового образа жизни является двигательная

активность. В коттедже ежедневно проводится утренняя зарядка, в теплое

время года зарядка проводится на свежем воздухе. Зимой в свободное время

вечером

посещают

ЛФК

в

спортзале

школы.

По

воскресеньям

с

воспитателями выезжают в город на стадион заниматься легкой атлетикой.

Мальчики с удовольствием посещают тренажерный зал в спортивном

комплексе

«

Триумф».

Ежегодно

проводим

«Веселые

старты»,

соревнования,

походы,

такие

совместные

мероприятия

воспитывают

коллективизм,

взаимовыручку,

развивают

ловкость,

силу,

быстроту,

выносливость. Физическому воспитанию мальчиков большую помощь

оказывают родители, особенно отцы и старшие братья, они активно

участвуют в проводимых воспитателями спортивных мероприятиях.

Следующий фактор здорового образа жизни – закаливание. Закаливание

повышает стойкость организма простудным заболеваниям, положительно

влияет на весь организм в целом, придает бодрость и телу и духу.

В коттедже мальчики обливаются водой, в выходные дни посещали бассейн

«Долгун», затем бассейн «Чолбон», весной катаются на лыжах, выезжают с

воспитателями на каток «Теплое озеро». Эти факторы положительно влияют

на здоровье детей, в коттедже снизился процент количества детей, болеющих

простудными заболеваниями.

Большое значение в охране и укреплении здоровья детей принадлежит

гигиеническому

обучению

и

воспитанию.

Мы

постоянно

проводим

профилактическую работу по привитию у мальчиков навыков личной

гигиены, приучаем детей правильно ухаживать за своей одеждой и обувью,

соблюдать режим дня,

установили дежурство в коттедже, с целью

поддержания чистоты и порядка в коттедже. В своей работе привлекаем

медиков, так состоялись беседы врача стоматолога Александровой А.К. о

гигиене полости рта, массажист Котина З.Н. научила приемам самомассажа

для профилактики разных болезней.

На психическое и физическое здоровье детей влияют положительные

эмоции. В коттедже мы стараемся создать теплые дружеские отношения с

мальчиками, воспитывать в детях веру в себя, а в случае неудачи поддержать

и подбадривать. Всем коттеджем ездили во все музеи города, посетили

кинотеатры,

зоопарк

Орто

Дойду,

ПКиО.

Коллективные

выходы

способствуют сплочению коллектива.

Таким

образом,

целенаправленная

и

систематическая

здоровьесберегательная

деятельность

формирует

у

детей

осознанное

отношение к своему здоровью, потребность в ЗОЖ, обеспечивает целостное

физическое и психическое развитие детей.

Список использованной литературы:

1.

Алферов А.Д. Психология развития школьника. Ростов-на-Дону,

изд. Феникс, 2000.

2.

Под редакцией Баль Л.В., Барканова С.В. Формирование здорового

образа жизни российских подростков. М., 2002.

3.

Седых Т.Н. Нравственность – залог ЗОЖ. Якутск, 2004.



В раздел образования