Автор: Боброва Ольга Спириродоновна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОБУГ № 2 им. И.С. Колесникова г. Новокубанска
Населённый пункт: Новокубанск
Наименование материала: статья
Тема: Применение активных методов обучения на уроке географии
Раздел: полное образование
Применение активных методов обучения на уроке географии
Боброва О.С.
МОБУГ № 2 им. И.С. Колесникова
г. Новокубанска
МО Новокубанский район
Краснодарского край
Существуют различные классификации активных методов обучения.
Это связано с тем, что пока нет общепризнанного определения этого
понятия. В некоторых случаях понятие активных методов обучения
расширяют, включив в них, например, современные формы организации
обучения – интерактивный семинар, тренинг, проблемный семинар, обучение
в сотрудничестве, обучающие игровые. Конечно же это формы организации
и проведения целого образовательного мероприятия или даже предметного
цикла (хотя, конечно, принципы данных форм обучения могут быть
использованы и для проведения отдельных частей урока).
В других случаях, педагоги ограничивают понятие активного метода
обучения, относя к ним определенные методы, решающие конкретные
задачи.
Активные
методы
обучения
–
это
способы
стимуляции
познавательной деятельности обучающихся. В основном это диалог, который
предполагает свободный обмен мнениями о путях разрешения тех или иных
проблем. Активные методы обучения – это высокий уровень активности
учащихся.
В
плане
активизации
учебной
и
учебно-производственной
деятельности методы обучения могут быть различными, они зависят от
природы и содержания данного метода, способов их использования,
мастерства преподавателя. Каждый метод активным делает тот, кто им
занимается. Действительно, с помощью активных методов можно успешно
решать проблемы, но это не ограничивается, и возможности активных
методов различны как в смысле «активизации учебной или учебно-
производственной деятельности», так и в смысле многообразия достигаемого
образовательных эффектов.
Для качественного результата применения активных методов обучения
необходимо наличие соответствующей подготовки учителя и желание самого
обучающегося. Исходя из вышесказанного, активные способы обучения –
это система методов, обеспечивающая активность и разнообразие мышления
и практической деятельности учащихся в процессе изучения учебных
предметов.
Более того, это практическая направленность, игровая деятельность и
творческий
характер
обучения,
интерактивность,
разнообразных
коммуникациях, диалоге с использованием знаний и опыта обучающихся,
групповой формы организации их работы, вовлечении в процессе всех
органов чувств, деятельностном подходу к обучению, движении и рефлексии.
На эффективность процесса и результатов обучения с использованием
активных форм обучения влияет то, что разработка методов базируется на
серьезной психологической и методологической базе.
В качестве активных методов используются методы, применяющиеся
внутри образовательного процесса. В каждом этапе урока используются свои
активные методы, которые позволяют эффективно решать конкретные задачи
этапа [2 с. 34].
А.Вербитский объясняет суть активного обучения следующим образом:
активное
обучение представляет собой
переход
от
преимущественно
регламентирующих,
автоматизированных,
алгоритмизированных,
программируемых форм и методов организации дидактической деятельности
к
развивающим,
проблемным,
исследовательским,
творческим,
обеспечивающим рождение познавательных мотивом и интересов, условий
для творчества в процессе обучения. Выделяются следующие особенности
активного обучения:
принудительная
активизация
мышления,
когда
обучаемому
приходится быть активным в зависимости от его желания;
регулярный характер;
высокий
уровень
самостоятельной
творческой
выработки
решений;
повышенный уровень мотивации и эмоций обучающихся.
По этой причине идея активного обучения требует теоретической
доработки. Однако сегодня в процессе обучения отсутствует четкая
теоретическая концепция, подходы и методики смешиваются под одним
названием, нет общепринятой классификации методов.
Наиболее полную классификацию активных методов обучения дал
М.Новик, выделяя их имитационные и неимитационные пассивные группы
обучения.
Отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности характерно
для имитационных занятий. Активизация учебного процесса осуществляется
посредством
установления
прямой
или
обратной
связи
между
преподавателем и обучаемыми. Отличительной особенностью имитационных
занятий
является
наличие
модели
исследуемого
процесса
(имитация
индивидуальной
или
групповой
профессиональной
деятельности).
Особенности имитационных методов разделения их на игровые и неигровые.
При
реализации
методов,
при
которых
обучаемые
должны
играть
определенные роли и выполнять определенные действия, применяются
игровые методы.
М. Новик отмечает их высокий эффект при усвоении материала
благодаря тому, что они приближают учебный материал к конкретной
практической
или
профессиональной
деятельности.
В
результате,
повышается мотивация и активность обучения.
Таким образом, можно сказать, что активные способы обучения -это те
методы, которые побуждают учащихся заниматься активной мыслительной и
практической деятельностью в процессе овладения учебным материалом.