Напоминание

Применение активных методов обучения на уроке географии


Автор: Боброва Ольга Спириродоновна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОБУГ № 2 им. И.С. Колесникова г. Новокубанска
Населённый пункт: Новокубанск
Наименование материала: статья
Тема: Применение активных методов обучения на уроке географии
Раздел: полное образование





Назад




Применение активных методов обучения на уроке географии

Боброва О.С.

МОБУГ № 2 им. И.С. Колесникова

г. Новокубанска

МО Новокубанский район

Краснодарского край

Существуют различные классификации активных методов обучения.

Это связано с тем, что пока нет общепризнанного определения этого

понятия. В некоторых случаях понятие активных методов обучения

расширяют, включив в них, например, современные формы организации

обучения – интерактивный семинар, тренинг, проблемный семинар, обучение

в сотрудничестве, обучающие игровые. Конечно же это формы организации

и проведения целого образовательного мероприятия или даже предметного

цикла (хотя, конечно, принципы данных форм обучения могут быть

использованы и для проведения отдельных частей урока).

В других случаях, педагоги ограничивают понятие активного метода

обучения, относя к ним определенные методы, решающие конкретные

задачи.

Активные

методы

обучения

это

способы

стимуляции

познавательной деятельности обучающихся. В основном это диалог, который

предполагает свободный обмен мнениями о путях разрешения тех или иных

проблем. Активные методы обучения – это высокий уровень активности

учащихся.

В

плане

активизации

учебной

и

учебно-производственной

деятельности методы обучения могут быть различными, они зависят от

природы и содержания данного метода, способов их использования,

мастерства преподавателя. Каждый метод активным делает тот, кто им

занимается. Действительно, с помощью активных методов можно успешно

решать проблемы, но это не ограничивается, и возможности активных

методов различны как в смысле «активизации учебной или учебно-

производственной деятельности», так и в смысле многообразия достигаемого

образовательных эффектов.

Для качественного результата применения активных методов обучения

необходимо наличие соответствующей подготовки учителя и желание самого

обучающегося. Исходя из вышесказанного, активные способы обучения –

это система методов, обеспечивающая активность и разнообразие мышления

и практической деятельности учащихся в процессе изучения учебных

предметов.

Более того, это практическая направленность, игровая деятельность и

творческий

характер

обучения,

интерактивность,

разнообразных

коммуникациях, диалоге с использованием знаний и опыта обучающихся,

групповой формы организации их работы, вовлечении в процессе всех

органов чувств, деятельностном подходу к обучению, движении и рефлексии.

На эффективность процесса и результатов обучения с использованием

активных форм обучения влияет то, что разработка методов базируется на

серьезной психологической и методологической базе.

В качестве активных методов используются методы, применяющиеся

внутри образовательного процесса. В каждом этапе урока используются свои

активные методы, которые позволяют эффективно решать конкретные задачи

этапа [2 с. 34].

А.Вербитский объясняет суть активного обучения следующим образом:

активное

обучение представляет собой

переход

от

преимущественно

регламентирующих,

автоматизированных,

алгоритмизированных,

программируемых форм и методов организации дидактической деятельности

к

развивающим,

проблемным,

исследовательским,

творческим,

обеспечивающим рождение познавательных мотивом и интересов, условий

для творчества в процессе обучения. Выделяются следующие особенности

активного обучения:

принудительная

активизация

мышления,

когда

обучаемому

приходится быть активным в зависимости от его желания;

регулярный характер;

высокий

уровень

самостоятельной

творческой

выработки

решений;

повышенный уровень мотивации и эмоций обучающихся.

По этой причине идея активного обучения требует теоретической

доработки. Однако сегодня в процессе обучения отсутствует четкая

теоретическая концепция, подходы и методики смешиваются под одним

названием, нет общепринятой классификации методов.

Наиболее полную классификацию активных методов обучения дал

М.Новик, выделяя их имитационные и неимитационные пассивные группы

обучения.

Отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности характерно

для имитационных занятий. Активизация учебного процесса осуществляется

посредством

установления

прямой

или

обратной

связи

между

преподавателем и обучаемыми. Отличительной особенностью имитационных

занятий

является

наличие

модели

исследуемого

процесса

(имитация

индивидуальной

или

групповой

профессиональной

деятельности).

Особенности имитационных методов разделения их на игровые и неигровые.

При

реализации

методов,

при

которых

обучаемые

должны

играть

определенные роли и выполнять определенные действия, применяются

игровые методы.

М. Новик отмечает их высокий эффект при усвоении материала

благодаря тому, что они приближают учебный материал к конкретной

практической

или

профессиональной

деятельности.

В

результате,

повышается мотивация и активность обучения.

Таким образом, можно сказать, что активные способы обучения -это те

методы, которые побуждают учащихся заниматься активной мыслительной и

практической деятельностью в процессе овладения учебным материалом.



В раздел образования