Напоминание

Проектная технология как одна из наиболее эффективных в активизации познавательной деятельности школьников


Автор: Боброва Ольга Спириродоновна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОБУГ № 2 им. И.С. Колесникова г. Новокубанска
Населённый пункт: Новокубанск
Наименование материала: статья
Тема: Проектная технология как одна из наиболее эффективных в активизации познавательной деятельности школьников
Раздел: полное образование





Назад




Проектная технология как одна из наиболее эффективных в

активизации познавательной деятельности школьников

Боброва О.С.

МОБУГ №2 им. И.С. Колесникова

г. Новокубанска

В современной педагогической науке часто встречается понятие

«технология».

С

точки

зрения

педагогической

научной

мысли,

педагогическая технология – некое направление в педагогике, ставящее

своей целью повышение эффективности образовательного процесс. Более

того,

она

направлена

на

гарантированность

достижений

учащимися

прогнозируемых

результатов

обучения.

Можно

сказать,

что

это

исследование, нацеленное на выявление и оптимизацию образовательного

процесса через анализ факторов, которые повышают образовательную

эффективность путем выстраивания и применения приемов и методов. По

мнению многих педагогов, как теоретиков, так и прикладников, для

активизации

познавательной

деятельности

учащихся,

необходимо,

применение различных современных педагогических технологий, в том

числе и проектной, не только в урочной, но и во внеурочной деятельности.

Понятно,

что

уже

само

внедрение

педагогических

технологий

способствуют развитию, как образовательного процесса, так и личности

обучающегося. К одной из таких эффективных педагогических технологий

относится проектная.

В данном контексте проектная педагогическая технология, в первую

очередь,

реализует

деятельностный

подход,

создает

условия,

стимулирующие обучающихся самостоятельно приобретать, необходимые

знания по средствам поисковой учебной и внеурочной работы. Более того, в

данной технологии педагог – это не просто источник информации для

обучающихся, это в большей степени энтузиаст-консультант, умеющий

«зажечь» детей своим «огнем» в области исследовательской работы.

Для

более

эффективного

рассмотрения

применения

проектной

технологии в изучении географии во внеурочное время, необходимо

определиться с самим понятием «проект». Проект – это законченная

исследовательская

работа

обучающегося,

выраженная

в

изучении

теоретического материала, разработки практической части, подтверждающей

теорию, итогом, которого является проектный продукт. При этом целью

ученического проекта, как возможности изучения географии во внеурочной

деятельности, является стимулирование интереса обучающихся к выбранной

им

проблематики,

а

также

овладение

новыми

для

них

знаниями,

формированием у обучающихся связи с реальной жизнью, то есть

обучающийся реально осознает, что он «решает» реально, стоящую перед

ним научную проблему.

По оценкам специалистов результативность такой работы растет

кратно, более того, обучающийся осваивает азы исследовательской работы,

учится аргументировать и защищать собственную точку зрения на то или

иное

явление,

в

процессе

проектной

деятельности

у

обучающегося

формируются

и

развиваются

такие

качества

как:

самостоятельность,

инициативность, творческое мышление, коммуникабельность и т.д. Более

подробно рассмотрим проектную педагогическую технологию в изучении

геогрфии во внеурочной деятельности. Сама внеурочная деятельность имеет

особенности в освоении учениками дополнительного материала. Каким же

образом возможно организовать проектную деятельность обучающихся во

внеурочной деятельности?

Во-первых, через приобщения ребят к научно-поисковой работе,

изучению дополнительной научной литературы. Этот аспект внеурочной

деятельности дает серьезную теоретическую базу ученику в процессе его

исследовательско-поисковой работы.

Во-вторых, заинтересовать темами по географии обучающихся по

средствам художественных и документальных фильмов. Так как современное

поколение сложно представить вне кино и видеоматериалов, то данный

аспект дает возможность ученику сформировать «начальный» образ той или

иной проблематики.

В-третьих, организовать работу учеников, работающих над проектами

по географии, совместно с школьным музеем. Это, несомненно, даст

значительный результат в поисково-исследовательской проектной работе

обучающихся,

помогая

им

осознать

ценность

фото-фоно-кино-аудио-

документов, а также повысить уровень гражданственности и патриотизма.

В-четвертых,

внеурочная

деятельность

дает

больше

свободы

в

реализации проектов через моделирование. Данный аспект дает возможность

прочувствовать той или иной ситуации, касающейся тем по географии.

В-пятых, через экскурсии, причем как реальные, так и виртуальные.

Конечно же для стимулирования интереса обучающийся к изучению тем по

географии, необходимо организовывать экскурсии по памятным местам,

проводить виртуальные экскурсии (а возможно и создание учащимися таких

виртуальных экскурсий).

Понятно,

что

выше

обозначены

только

некоторые

варианты

организации

внеурочной

деятельности

обучающихся,

способствующие

активизации

познавательной

деятельности

обучающихся

в

процессе

обучения географии. Важно отметить и то, что для эффективной проектной

деятельности среди обучающихся, стимулировании самостоятельной и

поисковой

работы

детей

во

время

внеурочной

деятельности,

важно

организовать внеурочную и кружковую деятельность. Данное направление

даст возможность ученику такого кружка раскрыться, проявить себя,

предложить свою тему исследования и т.д.

Проектная деятельность обучающихся в процессе изучении тем по

географии может быть организована и при помощи различных военно-

патриотических и гражданско-патриотических клубов, так как работа

подобных организаций развивает у учеников патриотические чувства.

Подобные клубы эффективно создавать в образовательных организациях и

выстраивать работу совместно со спортивными клубами. Именно подобные

клубы могут систематически осуществлять поисковую и исследовательскую

деятельность, помогать ребятам в организации проектов не только научной

направленности, но и волонтёрской, организации массовых мероприятий

патриотической направленности.

Но самое интересное и в тоже время сложное – это системная

организация

работы

проектной

деятельности

обучающихся

учителем-

наставником, так как именно он должен: организовать саму внеурочную

деятельность;

выбрать

наиболее

эффективные

варианты

внеурочной

деятельности; разработать, предложить, объяснить темы проектов ученикам;

принять и скорректировать инициативные темы самих учеников; обучить

методам исследования (эмпирическим и теоретическим); объяснить значение

научно-теоретической подготовки по проекту; направлять деятельность

ученика; помогать в оформлении и представлении проекта и его продукта и

пр.

Таким образом, проектная деятельность в изучении тем по геогафии –

эффективная, интересная, но достаточно сложная работа. Вместе с тем

именно такой тип работы дает возможность стимулировать познавательную

активность обучающихся.



В раздел образования