Автор: Иванова Лариса Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: город Аркадак, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: семинар-практикум "Формы организации позитивной социализации дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад «Солнышко» г. Аркадака Саратовской области
Семинар-практикум
на тему:«Формы организации
позитивной социализации дошкольников».
Подготовила : Иванова Л.А.
Март
2022г.
Семинар-практикум «Формы организации позитивной
социализации дошкольников»
Семинар-практикум «Формы организации позитивной социализации
дошкольников»
Цель: создание условий в ДОУ, обеспечивающих позитивную
социализацию детей дошкольного возраста; сформировать у педагогов
мотивацию, направленную на освоение новых знаний, осмысление
необходимости и возможности применения игровых технологий как
показателя педагогической компетентности современного педагога.
«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к
будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И
от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и
сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
Теоретическая часть.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся
одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка.
Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно
ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать
самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства
и отношения к миру в соответствии с культурными традициями
общества.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного
возраста в образовательном процессе должно обеспечивается целостным
процессом социализации-индивидуализации.
Социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и
сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий; развитие социального и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со
сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в
организации; формирование позитивных установок к различным видам
труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту,
социуме, природе.
Индивидуализация – деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка
по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено
в человеке от природы и что он приобретает в индивидуальном опыте.
Социализация – в переводе с латинского — общественный, что значит
процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных
ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно
участвовать в жизни общества.
Социализация ребенка — явление многогранное, происходящее под
влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой
ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и
саморазвития.
Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с
окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность,
учитывая потребности и интересы других.
Цели позитивной социализации:
освоение дошкольниками первоначальных представлений
социального характера и включение их в систему социальных
отношений общества. развитие положительного отношения ребёнка
к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и
социальной компетентности детей; создание условий для
формирования у ребёнка положительного самоощущения –
уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его
любят; формирование у ребёнка чувства собственного достоинства,
осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение,
выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные
вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим
людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от
социального происхождения, расовой и национальной
принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста,
личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству
собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям,
взглядам; приобщение детей к ценностям сотрудничества с
другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости
людей друг в друге, планировании совместной работы,
соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с
партнёрами по деятельности мнений и действий; развитие у детей
чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное
слово; создание коммуникативной компетентности ребёнка –
распознавание эмоциональных переживаний и состояний
окружающих, выражение собственных переживаний;
формирование у детей социальных навыков: освоение различных
способов разрешения конфликтных ситуаций, умений
договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые
контакты.
Все это должно обеспечить основу для формирования предпосылок
учебной деятельности.
Практическая часть.
Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Детские
виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту
формах работы с детьми, особое место среди которых занимает игра, как
самоценная деятельность.
Работу по позитивной социализации педагог может проводить в рамках
всех образовательных областей, но основное взаимодействие с
воспитанниками будет происходить в образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие». Да и задачи этой области
полностью совпадают с задачами позитивной социализации ребенка
(обязательно включайте эти задачи при планировании).
Позитивная социализация — это не только обеспечение
эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с
радостью и удовольствием. Понятие «позитивная социализация» следует
рассматривать намного шире: это умение взаимодействовать с
окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое
поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
Следовательно, направление этой деятельности достаточно широкое и
разнообразное, поэтому форм взаимодействия педагога с детьми очень
много. Наиболее актуальными в настоящий момент являются различные
образовательные ситуации, которые включают:
1. Игровые ситуации. Педагог предлагает ситуации, которые
формируют у дошкольников умение выстраивать свое поведение и
деятельность в соответствии с социальными нормами и правилами
общества.
Например: культурное поведение в театре (в гостях, в магазине, в
общественном транспорте и т. д.); мы – друзья и помощники природы;
общаемся по телефону (вызываем врача на дом, заказываем пиццу или
такси и т. д.).
2. Проблемные ситуации. Дети не только обсуждают проблему, но и
совместно с педагогом решают ее. Подобные ситуации пробуждают
инициативу, самостоятельность, отзывчивость детей, готовность искать
правильное решение. Дошкольниками усваиваются модели социальных
отношений, а именно практической помощи, активного проявления
внимания, заботы о детях и взрослых.
Например: «Как помочь заболевшей кукле?»; «Поможем найти
потерянную вещь»; «Как помочь девочке, которая потерялась?»
3. Ситуации-иллюстрации. С помощью различных игровых материалов
и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы
социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки
эффективного общения.
Например: картинки с правилами дорожного движения; сюжетные
картинки на нравственно-этические темы; персонажи настольного или
пальчикового театра, при помощи которых разыгрываются ситуации, где
ребенку необходимо разобраться и получить представление о
правильном поведении.
4. Ситуации, обращенные к личному опыту ребенка. Очень важно,
чтобы содержание ситуации совпадало с опытом детей, их жизненными
впечатлениями.
Например:
«Наша забота всем нужна», «Украшаем детский сад к празднику»;
сажаем огород на подоконнике; готовим пособия для занятий
(вырезаем, клеим и т. д.); научим детей младшей группы «лепить
пирожки» в песочнице.
5. Творческие ситуации. В игровой, театральной, художественно-
изобразительной, музыкальной деятельности формируются позитивные
установки к различным видам творчества.
Например: рисуем свою семью; лепим морковку для зайчика; сочиняем
стихотворение к празднику 8 Марта.
6. Социальные акции бывают различной направленности
помощь другим людям («Детский дом», «Будем помнить»,
«Помоги другому»); экология («Вредная батарейка», «Покормим
птиц зимой», «Вредный целлофан», «Украсим планету цветами»);
окружающий социальный мир («Чистый двор», «Чистые дорожки»,
«Безопасная дорога», «Книжка заболела», «За безопасность
дорожного движения – все вместе»); значимые даты и праздники
(«Женский день», «День города», «День Победы», «Добрые дела к
Новому году»)
При проведении акции следует учитывать возрастные и индивидуальные
особенности детей, которые участвуют в акции. Им должны быть
понятны цель, смысл мероприятия и конечный результат.
Игры-путешествия - призвана помочь детям узнать себя, накопить
знания о том, как прекрасен окружающий мир и что такое духовное
богатство. Цели игры: создание условий для творческого
самовыражения личности. «Прогулка в зимнем лесу», «Мы поехали на
поезде», «Пираты », «Зоопарк»,
Игры-эксперименты: «Нам водичка добрый друг», «Может ли воздух
быть сильным»; Беседы-обсуждения, мини-диспуты «Полезные и
вредны привычки», «Моя семья»; «Для чего нам нужна вода», «Что
такое дружба», «Кто твой друг»
Коллекционирование – развитие познавательно - исследовательской
деятельности у детей дошкольного возраста, направлено на
самовыражение индивидуализации ребёнка : «Самодельных игрушек»,
«Фантики», «Открытки», «Машинки»; Организация познавательно-
исследовательской деятельности, проектной деятельности,
сочинительской деятельности, культурно-досуговой деятельности;
Кроме того, обогащают представления дошкольников о социальной
действительности:
Посещение музеев, выставок: «Национальный костюм»,
«Ботанический сад»,
Осознавая, что по-старому работать просто нельзя, т. к. современные
исследования показывают, что становление субъективной позиции
ребёнка в деятельности, общении и познании обеспечивает развитие
таких важнейших качеств личности, как активность, самостоятельность,
коммуникабельность, творческое начало.
Сегодня мы с вами попробуем свои ощущения в данных играх.
Игра – это не только развитие, но и наше общение с детьми. Для них
счастье – это когда взрослые уделяют им внимание, играют ними.
Поэтому играя с ними, мы выполняем сразу несколько задач: развиваем,
обучаем общаться и просто делаем детей счастливее. …
1. «Буква по воздуху»- игра-задание для рабочего настроя. Дети
выбирают ведущего. Он, стоя спиной к игрокам, пишет по воздуху
крупную букву, остальные отгадывают. Буквы можно писать рукой,
плечом, головой, ногой, коленкой и т. п., в зеркальном отражении.
В этой игре хорошо прослеживается один из принципов социо-игровой
технологии : воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно
играть, организует игры, выдумывает их.
. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения
которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми,
и детей друг с другом. Спор предлогами. Воспитатель предлагает детям
по картинке между 2-3 группами разыграть спор: между предлогом и
словами (1 гр. – девочка в пальто, 2 гр. – девочка в сапогах, 3 гр. –
девочка в лесу); между разными предлогами: 1 гр. – книга на столе, 2 гр.
- книга под лампой, 3 гр. - книга у меня, 1 гр. - книга над полом, 2 гр. -
книга в комнате, 3 гр. - книга перед глазами и т. д.). Дети выполняют
задания по одному из группы, по порядку (эстафета). Каждое
высказывание связано с предыдущим интонацией оспаривания или
интонацией подтверждения. В этой технологии также действует
принцип: свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений
и навыков. Но свобода не означает вседозволенность. Это подчинение
своих действий общим правилам.
3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью,
быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным
выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически
эффективного отдыха. «Руки-ноги».Играющие сидят (на стульях, на
ковре). Воспитатель (ребёнок) хлопает 1 раз – команда рукам (поднять,
опустить, на пояс, за голову и т. п., хлопает 2 раза – команда ногам
(встать, сесть, скрестить и т. п.). Последовательность движений
(хлопков, темп могут меняться.
4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение
которых подразумевает художественно-исполнительский результат.
«Картинка» Цель: Научить ребёнка выступать в двух ролях –
приглашенного и приглашающего, учить выбору партнёра по симпатии,
умению выражать в рисунке образ своего персонажа. Договариваемся с
детьми о том, что будем рисовать картину, например пейзаж, и каждый
задумывает персонаж для картины. Выбирается ведущий, который и
начинает игру: «Я – солнышко, хочу взять в картину тебя (берёт того,
кто нравится). Скажи, кто ты?» Ребёнок отвечает, например: «Я
облачко». Далее они берутся за руки и ребёнок – «облачко» приглашает
другого в пейзаж, и так до тех пор, пока все дети не войдут в картину.
После игры дети самостоятельно подбирают изобразительный материал,
рисуют своего персонажа и рассказывают о его качествах. Как видите,
ребенок в игре достаточно самостоятелен, принимает решения, однако
подчиняется правилам.
«Знаки препинания» Воспитатель предлагает детям озвучить знаки
препинания, отличая вопросительную интонацию от утвердительной,
восклицательной, повествовательной в данном предложении (В лесу
родилась ё лочка:, , .). Вариант: не читающим детям предлагается
картинный материал, чистоговорки, строки стихотворения (символы).
Все эти игры придерживаются правил социо-игровой технологии : -
преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и просто,
а что трудно – то интересно. - снятие судейской роли с педагога и
передача её детям, что предопределяет снятие страха ошибки у детей. -
смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в
разных уголках группы.
«Пишущая машинка» Все участники игры выполняют синхронно ряд
движений: -хлопают перед собой в ладоши, -двумя руками хлопают по
коленям (правая рука - по правой, левая - по левой, -выбрасывать вверх
правую руку вправо, щёлкая пальцами, - выбрасывать вверх левую руку
влево, щёлкая пальцами. Вариант: -изменять темп движений, -вводить
речевое сопровождение, -передавать эстафету глазами, голосом.
«Тень». Целью этой игры является: Развитие наблюдательности, памяти,
коммуникативных способностей, внутренней свободы и раскованности.
Звучит фонограмма спокойной музыки. Дети по желанию выбирают себе
пару. Один из пары – «путник», другой – «тень». Тень» старается точно
скопировать движения «путника». Игры в командах. Команда
выполняет задание. Когда ответ готов, все поднимают над головой руки
«домиком»
«Чемодан». Цель: развитие способности к установлению
положительных взаимоотношений с другими людьми. Воспитатель
предлагает детям воображаемую ситуацию: они едут отдыхать без
взрослых. Накануне сами складывают свой чемодан. Чтобы ничего не
забыть, надо составить список необходимого и того, что поможет
быстрее познакомиться с другими детьми. Список нужно составить с
помощью схем, рисунков, значков. Командам необходимо приготовить
материалы, обсудить и зарисовать, что нужно взять для путешествия.
Для этого вам отводиться 5 минут (ставятся песочные часы). По
истечении времени, ведущий предлагает поменяться списками –
зарисовками и отгадать, что же другая команда берет с собой в
путешествие. Организуя данную игру, мы с вами использовали правила
социо – игровой технологии : работа в малых группах, смена лидера,
смена мизансцен, интеграция видов деятельности (социализация,
коммуникация, продуктивная, поисковая и др.).
«Ловить зверюшку» Играющие по очереди берут «билетики» с
заданием: кого они должны ловить (кузнечика, бабочку, чужую кошку,
своего котёнка и т. п.). Играющий выполняет задание, остальные
встают в том случае, если превращение произошло и «зверушку
поймали». Воспитатель просит назвать «отгаданную» зверушку и
сравнивает с заданием в «билетике». Вариант: выполнение задания
парами, тройками и т. п.
«Тело в деле» Воспитатель предлагает детям придумать определённую
позу (фотографию) какого-нибудь дела (рассматриваю картину,
читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т. п.). Играющий
демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают,
комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают
«фотографии».
Игра «Заводные человечки» Воспитатель предлагает детям картинки-
символы (заводные человечки, которые делают зарядку). Каждая поза
имеет свой номер. Дети, глядя на карточку, выполняют упражнение,
несколько раз повторяя движения. Вариант: -выполнение упражнений на
счёт, на хлопки – смена движений, -изменение темпа выполнения, -
выполнение парами, тройками, стоя шеренгой, в ряд, полукругом и т. п.
Рассказать потешку с такой интонацией, какое настроение у смайлика.
Придумать и нарисовать из капелек картину.
Применение социо - игровой технологии способствует реализации
потребности детей в движении, сохранению их психологического
здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у
дошкольников. В результате этой работы у детей развивается
любознательность, реализуются познавательные потребности, дети
знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами
жизни природы и необходимостью их учёта в собственной
жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается
воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень
познавательных и творческих способностей.