Напоминание

семинар-практикум "Формы организации позитивной социализации дошкольников"


Автор: Иванова Лариса Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: город Аркадак, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: семинар-практикум "Формы организации позитивной социализации дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад «Солнышко» г. Аркадака Саратовской области

Семинар-практикум

на тему:«Формы организации

позитивной социализации дошкольников».

Подготовила : Иванова Л.А.

Март

2022г.

Семинар-практикум «Формы организации позитивной

социализации дошкольников»

Семинар-практикум «Формы организации позитивной социализации

дошкольников»

Цель: создание условий в ДОУ, обеспечивающих позитивную

социализацию детей дошкольного возраста; сформировать у педагогов

мотивацию, направленную на освоение новых знаний, осмысление

необходимости и возможности применения игровых технологий как

показателя педагогической компетентности современного педагога.

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к

будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И

от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и

сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

Теоретическая часть.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся

одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка.

Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно

ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать

самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства

и отношения к миру в соответствии с культурными традициями

общества.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным

стандартом дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного

возраста в образовательном процессе должно обеспечивается целостным

процессом социализации-индивидуализации.

Социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и

ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные

ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и

сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и

саморегуляции собственных действий; развитие социального и

эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,

сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со

сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства

принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в

организации; формирование позитивных установок к различным видам

труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту,

социуме, природе.

Индивидуализация – деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка

по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено

в человеке от природы и что он приобретает в индивидуальном опыте.

Социализация – в переводе с латинского — общественный, что значит

процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных

ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно

участвовать в жизни общества.

Социализация ребенка — явление многогранное, происходящее под

влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой

ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и

саморазвития.

Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с

окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность,

учитывая потребности и интересы других.

Цели позитивной социализации:

освоение дошкольниками первоначальных представлений

социального характера и включение их в систему социальных

отношений общества. развитие положительного отношения ребёнка

к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и

социальной компетентности детей; создание условий для

формирования у ребёнка положительного самоощущения –

уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его

любят; формирование у ребёнка чувства собственного достоинства,

осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение,

выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные

вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим

людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от

социального происхождения, расовой и национальной

принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста,

личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству

собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям,

взглядам; приобщение детей к ценностям сотрудничества с

другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости

людей друг в друге, планировании совместной работы,

соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с

партнёрами по деятельности мнений и действий; развитие у детей

чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное

слово; создание коммуникативной компетентности ребёнка –

распознавание эмоциональных переживаний и состояний

окружающих, выражение собственных переживаний;

формирование у детей социальных навыков: освоение различных

способов разрешения конфликтных ситуаций, умений

договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые

контакты.

Все это должно обеспечить основу для формирования предпосылок

учебной деятельности.

Практическая часть.

Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Детские

виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту

формах работы с детьми, особое место среди которых занимает игра, как

самоценная деятельность.

Работу по позитивной социализации педагог может проводить в рамках

всех образовательных областей, но основное взаимодействие с

воспитанниками будет происходить в образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие». Да и задачи этой области

полностью совпадают с задачами позитивной социализации ребенка

(обязательно включайте эти задачи при планировании).

Позитивная социализация — это не только обеспечение

эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с

радостью и удовольствием. Понятие «позитивная социализация» следует

рассматривать намного шире: это умение взаимодействовать с

окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое

поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Следовательно, направление этой деятельности достаточно широкое и

разнообразное, поэтому форм взаимодействия педагога с детьми очень

много. Наиболее актуальными в настоящий момент являются различные

образовательные ситуации, которые включают:

1. Игровые ситуации. Педагог предлагает ситуации, которые

формируют у дошкольников умение выстраивать свое поведение и

деятельность в соответствии с социальными нормами и правилами

общества.

Например: культурное поведение в театре (в гостях, в магазине, в

общественном транспорте и т. д.); мы – друзья и помощники природы;

общаемся по телефону (вызываем врача на дом, заказываем пиццу или

такси и т. д.).

2. Проблемные ситуации. Дети не только обсуждают проблему, но и

совместно с педагогом решают ее. Подобные ситуации пробуждают

инициативу, самостоятельность, отзывчивость детей, готовность искать

правильное решение. Дошкольниками усваиваются модели социальных

отношений, а именно практической помощи, активного проявления

внимания, заботы о детях и взрослых.

Например: «Как помочь заболевшей кукле?»; «Поможем найти

потерянную вещь»; «Как помочь девочке, которая потерялась?»

3. Ситуации-иллюстрации. С помощью различных игровых материалов

и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы

социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки

эффективного общения.

Например: картинки с правилами дорожного движения; сюжетные

картинки на нравственно-этические темы; персонажи настольного или

пальчикового театра, при помощи которых разыгрываются ситуации, где

ребенку необходимо разобраться и получить представление о

правильном поведении.

4. Ситуации, обращенные к личному опыту ребенка. Очень важно,

чтобы содержание ситуации совпадало с опытом детей, их жизненными

впечатлениями.

Например:

«Наша забота всем нужна», «Украшаем детский сад к празднику»;

сажаем огород на подоконнике; готовим пособия для занятий

(вырезаем, клеим и т. д.); научим детей младшей группы «лепить

пирожки» в песочнице.

5. Творческие ситуации. В игровой, театральной, художественно-

изобразительной, музыкальной деятельности формируются позитивные

установки к различным видам творчества.

Например: рисуем свою семью; лепим морковку для зайчика; сочиняем

стихотворение к празднику 8 Марта.

6. Социальные акции бывают различной направленности

помощь другим людям («Детский дом», «Будем помнить»,

«Помоги другому»); экология («Вредная батарейка», «Покормим

птиц зимой», «Вредный целлофан», «Украсим планету цветами»);

окружающий социальный мир («Чистый двор», «Чистые дорожки»,

«Безопасная дорога», «Книжка заболела», «За безопасность

дорожного движения – все вместе»); значимые даты и праздники

(«Женский день», «День города», «День Победы», «Добрые дела к

Новому году»)

При проведении акции следует учитывать возрастные и индивидуальные

особенности детей, которые участвуют в акции. Им должны быть

понятны цель, смысл мероприятия и конечный результат.

Игры-путешествия - призвана помочь детям узнать себя, накопить

знания о том, как прекрасен окружающий мир и что такое духовное

богатство. Цели игры: создание условий для творческого

самовыражения личности. «Прогулка в зимнем лесу», «Мы поехали на

поезде», «Пираты », «Зоопарк»,

Игры-эксперименты: «Нам водичка добрый друг», «Может ли воздух

быть сильным»; Беседы-обсуждения, мини-диспуты «Полезные и

вредны привычки», «Моя семья»; «Для чего нам нужна вода», «Что

такое дружба», «Кто твой друг»

Коллекционирование – развитие познавательно - исследовательской

деятельности у детей дошкольного возраста, направлено на

самовыражение индивидуализации ребёнка : «Самодельных игрушек»,

«Фантики», «Открытки», «Машинки»; Организация познавательно-

исследовательской деятельности, проектной деятельности,

сочинительской деятельности, культурно-досуговой деятельности;

Кроме того, обогащают представления дошкольников о социальной

действительности:

Посещение музеев, выставок: «Национальный костюм»,

«Ботанический сад»,

Осознавая, что по-старому работать просто нельзя, т. к. современные

исследования показывают, что становление субъективной позиции

ребёнка в деятельности, общении и познании обеспечивает развитие

таких важнейших качеств личности, как активность, самостоятельность,

коммуникабельность, творческое начало.

Сегодня мы с вами попробуем свои ощущения в данных играх.

Игра – это не только развитие, но и наше общение с детьми. Для них

счастье – это когда взрослые уделяют им внимание, играют ними.

Поэтому играя с ними, мы выполняем сразу несколько задач: развиваем,

обучаем общаться и просто делаем детей счастливее. …

1. «Буква по воздуху»- игра-задание для рабочего настроя. Дети

выбирают ведущего. Он, стоя спиной к игрокам, пишет по воздуху

крупную букву, остальные отгадывают. Буквы можно писать рукой,

плечом, головой, ногой, коленкой и т. п., в зеркальном отражении.

В этой игре хорошо прослеживается один из принципов социо-игровой

технологии : воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно

играть, организует игры, выдумывает их.

. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения

которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми,

и детей друг с другом. Спор предлогами. Воспитатель предлагает детям

по картинке между 2-3 группами разыграть спор: между предлогом и

словами (1 гр. – девочка в пальто, 2 гр. – девочка в сапогах, 3 гр. –

девочка в лесу); между разными предлогами: 1 гр. – книга на столе, 2 гр.

- книга под лампой, 3 гр. - книга у меня, 1 гр. - книга над полом, 2 гр. -

книга в комнате, 3 гр. - книга перед глазами и т. д.). Дети выполняют

задания по одному из группы, по порядку (эстафета). Каждое

высказывание связано с предыдущим интонацией оспаривания или

интонацией подтверждения. В этой технологии также действует

принцип: свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений

и навыков. Но свобода не означает вседозволенность. Это подчинение

своих действий общим правилам.

3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью,

быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным

выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически

эффективного отдыха. «Руки-ноги».Играющие сидят (на стульях, на

ковре). Воспитатель (ребёнок) хлопает 1 раз – команда рукам (поднять,

опустить, на пояс, за голову и т. п., хлопает 2 раза – команда ногам

(встать, сесть, скрестить и т. п.). Последовательность движений

(хлопков, темп могут меняться.

4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение

которых подразумевает художественно-исполнительский результат.

«Картинка» Цель: Научить ребёнка выступать в двух ролях –

приглашенного и приглашающего, учить выбору партнёра по симпатии,

умению выражать в рисунке образ своего персонажа. Договариваемся с

детьми о том, что будем рисовать картину, например пейзаж, и каждый

задумывает персонаж для картины. Выбирается ведущий, который и

начинает игру: «Я – солнышко, хочу взять в картину тебя (берёт того,

кто нравится). Скажи, кто ты?» Ребёнок отвечает, например: «Я

облачко». Далее они берутся за руки и ребёнок – «облачко» приглашает

другого в пейзаж, и так до тех пор, пока все дети не войдут в картину.

После игры дети самостоятельно подбирают изобразительный материал,

рисуют своего персонажа и рассказывают о его качествах. Как видите,

ребенок в игре достаточно самостоятелен, принимает решения, однако

подчиняется правилам.

«Знаки препинания» Воспитатель предлагает детям озвучить знаки

препинания, отличая вопросительную интонацию от утвердительной,

восклицательной, повествовательной в данном предложении (В лесу

родилась ё лочка:, , .). Вариант: не читающим детям предлагается

картинный материал, чистоговорки, строки стихотворения (символы).

Все эти игры придерживаются правил социо-игровой технологии : -

преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и просто,

а что трудно – то интересно. - снятие судейской роли с педагога и

передача её детям, что предопределяет снятие страха ошибки у детей. -

смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в

разных уголках группы.

«Пишущая машинка» Все участники игры выполняют синхронно ряд

движений: -хлопают перед собой в ладоши, -двумя руками хлопают по

коленям (правая рука - по правой, левая - по левой, -выбрасывать вверх

правую руку вправо, щёлкая пальцами, - выбрасывать вверх левую руку

влево, щёлкая пальцами. Вариант: -изменять темп движений, -вводить

речевое сопровождение, -передавать эстафету глазами, голосом.

«Тень». Целью этой игры является: Развитие наблюдательности, памяти,

коммуникативных способностей, внутренней свободы и раскованности.

Звучит фонограмма спокойной музыки. Дети по желанию выбирают себе

пару. Один из пары – «путник», другой – «тень». Тень» старается точно

скопировать движения «путника». Игры в командах. Команда

выполняет задание. Когда ответ готов, все поднимают над головой руки

«домиком»

«Чемодан». Цель: развитие способности к установлению

положительных взаимоотношений с другими людьми. Воспитатель

предлагает детям воображаемую ситуацию: они едут отдыхать без

взрослых. Накануне сами складывают свой чемодан. Чтобы ничего не

забыть, надо составить список необходимого и того, что поможет

быстрее познакомиться с другими детьми. Список нужно составить с

помощью схем, рисунков, значков. Командам необходимо приготовить

материалы, обсудить и зарисовать, что нужно взять для путешествия.

Для этого вам отводиться 5 минут (ставятся песочные часы). По

истечении времени, ведущий предлагает поменяться списками –

зарисовками и отгадать, что же другая команда берет с собой в

путешествие. Организуя данную игру, мы с вами использовали правила

социо – игровой технологии : работа в малых группах, смена лидера,

смена мизансцен, интеграция видов деятельности (социализация,

коммуникация, продуктивная, поисковая и др.).

«Ловить зверюшку» Играющие по очереди берут «билетики» с

заданием: кого они должны ловить (кузнечика, бабочку, чужую кошку,

своего котёнка и т. п.). Играющий выполняет задание, остальные

встают в том случае, если превращение произошло и «зверушку

поймали». Воспитатель просит назвать «отгаданную» зверушку и

сравнивает с заданием в «билетике». Вариант: выполнение задания

парами, тройками и т. п.

«Тело в деле» Воспитатель предлагает детям придумать определённую

позу (фотографию) какого-нибудь дела (рассматриваю картину,

читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т. п.). Играющий

демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают,

комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают

«фотографии».

Игра «Заводные человечки» Воспитатель предлагает детям картинки-

символы (заводные человечки, которые делают зарядку). Каждая поза

имеет свой номер. Дети, глядя на карточку, выполняют упражнение,

несколько раз повторяя движения. Вариант: -выполнение упражнений на

счёт, на хлопки – смена движений, -изменение темпа выполнения, -

выполнение парами, тройками, стоя шеренгой, в ряд, полукругом и т. п.

Рассказать потешку с такой интонацией, какое настроение у смайлика.

Придумать и нарисовать из капелек картину.

Применение социо - игровой технологии способствует реализации

потребности детей в движении, сохранению их психологического

здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у

дошкольников. В результате этой работы у детей развивается

любознательность, реализуются познавательные потребности, дети

знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами

жизни природы и необходимостью их учёта в собственной

жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается

воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень

познавательных и творческих способностей.



В раздел образования