Автор: Попова Марианна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ласточка"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: "Анализ системы реабилитации заикания у детей дошкольного и младшего школьного возраста с заиканием, предложенные С.А. Мироновой, Н.А. Чевелевой, А.В. Ястребовой"
Раздел: дошкольное образование
Анализ
системы реабилитации заикания у детей дошкольного и младшего
школьного возраста с заиканием, предложенные С.А. Мироновой, Н.А.
Чевелевой, А.В. Ястребовой.
Попова Марианна Александровна
МБДОУ «Ласточка»
ЯНАО, г. Ноябрьск
№
п/п
Методика,
автор
Контингент
Содержание методики
1
С.А. Миронова
Дети дошкольного
возраста
С.А.
Миронова
предложила
систему
обучения
заикающихся детей постепенному овладению навыками
свободной речи (от простейшей ситуативной ее формы
до контекстной) в процессе прохождения ряда разделов
программы детского сада: "Ознакомление с окружающей
природой", "Развитие речи", "Развитие элементарных
математических
представлений",
"Рисование,
лепка,
аппликация, конструирование". Работа с детьми по всем
разделам
"Программы"
подчиняется
цели
перевоспитания
речи
заикающихся.
Поэтому
автор
ставит перед логопедом две задачи: программные и
коррекционные,
которые распределены по учебным
кварталам (или соответственно по четырем этапам
последовательно усложняемой коррекционной работы).
При прохождении программы с заикающимися детьми в
массовом детском саду предлагаются некоторые ее
изменения, связанные с речевыми возможностями детей.
К ним относятся: использование в начале учебного года
материала предыдущей возрастной группы, перестановка
некоторых программных задач и тем, удлинение сроков
изучения более трудных занятий и др.
Вся коррекционная и обучающая работа разделена по
кварталам:
Первый квартал: Программные задачи: развитие речи и
ознакомление с окружающей природой. Знакомство с
предметами, расширение знаний, обогащение словаря.
Усваиваются
понятия
овощи,
фрукты,
грибы.
Это
связывается с понятием Осень.
Развитие элементарных математических представлений
(счет в пределах шести, соотнесение числа с количеством
предметов). Дети упражняются в доступной ситуативной
речи.
В рисовании дети учатся передавать в рисунке простые
геометрические
формы:
круг,
овал,
прямоугольник,
треугольник, квадрат.
На занятиях по ручному труду (рисование, лепка,
аппликация, конструирование) дети также овладевают
простыми
геометрическими
формами,
учатся
их
вырезать, конструировать.
Коррекционные задачи: обучение навыкам пользования
простейшей ситуативной речью. При построении ответов
дети опираются на конкретные вопросы логопеда и
наглядный материал.
В процессе обучения в первом квартале допускаются
однословные и простые фразовые ответы. Заикающиеся
дошкольники мало пользуются речью больше слушают
короткие и точные образцы речи логопеда, усваивают
правила пользования ею и молча выполняют его задания.
Основная
задача
в
этот
период
-
научить
детей
внимательно
слушать,
запоминать
и
правильно
выполнять задания. Педагоги тактично и настойчиво
останавливают
детей
при
их
высказываниях
без
разрешения.
Второй квартал.
Программные задачи: развитие речи и ознакомление с
окружающей природой. Понятия: транспорт, птицы,
домашние животные, почта. Зима.
Развитие
математических
представлений
включает
обучение
счету
до
9,
сравнения
в
пределах
5,
формирование пространственных представлений (левая,
правая сторона тела, листа бумаги).
На занятиях по рисованию и ручному труду дети учатся
изображать различные по степени сложности предметы
(животные, птицы, узоры).
Коррекционные задачи: овладение сложными формами
ситуативной
речи.
Значительное
место
занимает
поэтапная работа над фразой: построение простой фразы,
распространение фраз, конструирование вариантов фраз
для выражения одной и той же мысли.
Уточняется правильный порядок слов в предложении,
осуществляется
переход
к
построению
сложноподчиненных
конструкций
и
составлению
рассказов.
Постепенно использование наглядной опоры в ответах
детей уменьшается. В этот период начинается развитие
элементарной контекстной речи.
Дети задают такие вопросы, при построении ответов на
которые они имеют лишь частичную опору на наглядный
материал.
Конкретные
вопросы,
относящиеся
к
последовательности выполняемой работы, способствуют
развитию у детей логического мышления. Из отдельных
ответов составляется целый логически построенный
рассказ.
Третий квартал.
Программные задачи: развитие речи и ознакомление с
окружающей
природой.
Понятия:
дикие
животные
средней полосы, перелетные птицы, профессия. Весна.
Формирование математических представлений включает
обучение сравнению в
пределах
9-10,
ответам
на
вопросы: Какой? Который? Сколько?
На занятиях по рисованию и ручному труду дети
выполняют несложные рисунки и аппликации к сказкам,
лепят животных из знакомых сказок, конструируют
предметы.
Коррекционные
задачи:
закрепление
навыков
пользования ситуативной речью, переход к контекстной
речи. Дети учатся составлять рассказы по сюжетным
картинкам и вопросам логопеда, затем без помощи
вопросов
логопеда.
Все
меньше
места
отводится
наглядной опоре. К концу третьего квартала дети
самостоятельно составляют вопросы, относящиеся не
только к происходящему действию в данный момент, но
и к тому, что происходило или будет происходить.
Используются новые формы занятий: беседа, анализ
различных видов работ детей. Изучение тем охватывает
как можно больше предметов. Дети дают полные
разнообразные ответы.
Четвертый квартал.
Программные задачи: развитие речи и ознакомление с
окружающей природой. Лето.
Формирование математических представлений включает
изучение состава чисел 4-5, закрепляются навыки счета
предметов обихода.
На занятиях по рисованию и ручному труду дети
выполняют рисунки по замыслу и узоры в аппликации,
лепят героев из сказок, конструируют из природного
материала игрушки.
Коррекционные
задачи:
закрепление
навыков
пользования
ситуативной
и
контекстной
речью
различных форм сложности. Дети учатся выразительно
пересказывать прочитанный текст и сказки, составлять
рассказы без помощи вопросов, рассказы по картине с
элементами
творчества,
проводятся
беседы
обобщающего
характера
по
знаниям,
полученными
детьми
за
год.
Наглядный
материал
почти
не
используется.
Вся коррекционная работа с заикающимися детьми в
течение года осуществляется логопедом и воспитателем.
Исходя
из
вышесказанного,
можно
подвести
итог,
методика
С.А.
Мироновой
строятся
на
обучении
заикающихся детей постепенному овладению навыками
свободной речи от простейшей ситуативной ее формы до
контекстной
(идея
предложена
профессором
Р.Е.
Левиной).
2
Н.А. Чевелева
Дети дошкольного
и младшего
школьного
возраста
Н.А.
Чевелева
предложила
систему
коррекционной
работы с заикающимися дошкольниками в процессе
ручной деятельности. Эта методика основывается на,
принципе
последовательного
усложнения
речевых
упражнений в процессе одного из видов деятельности
ребенка-дошкольника.
Система преодоления заикания включает 5 периодов:
1) Пропедевтический (4 занятия). Основная цель -
привить
детям
навыки
организованного
поведения.
Одновременно
дети
приучаются
слышать
немногословную, но логически четкую речь логопеда, ее
нормальный ритм. У самих детей временное ограничение
речи;
2) Сопровождающая речь (16 занятий). В этом периоде
допускается собственная активная речь детей, но только
по поводу одновременно совершаемых ими действий.
Постоянная зрительная опора при этом обеспечивает
наибольшую ситуативность речи. При этом идет и
постоянное усложнение речи детей в связи с изменением
характера
вопросов
логопеда
и
соответствующим
подбором
поделок
(одинаковые,
многократно
проговариваемые ответы, вариантные ответы детей,
односложные, краткие и полные, развернутые ответы);
3) Завершающая речь (12 занятий). На всех занятиях
этого периода дети пользуются сопровождающей и
завершающей речью (в последнем случае они описывают
уже выполненную работу или часть ее). Регулируя
(постепенно
увеличивая)
интервалы
между
деятельностью
ребенка
и
его
ответом
по
поводу
сделанного, достигается разная сложность завершающей
речи. При этом, постепенно уменьшая зрительную опору
на
выполненную
работу,
появляется
возможность
осуществить постепенный переход к контекстной речи;
4) Предваряющая речь (8 занятий). Здесь наряду с
сопровождающей и завершающей речью активизируется
более сложная форма речи - предваряющая, когда
ребенок рассказывает, что он делает. В этом периоде от
них
требуется
умение
логически
мыслить,
последовательно и грамматически правильно излагать
свою мысль, употреблять слова в их точном значении;
5)
Закрепление
навыков
самостоятельной
речи
(5
занятий). В этот период предусматривается закрепление
полученных
ранее
навыков
самостоятельной,
развернутой, конкретной речи. Дети рассказывают о
процессе изготовления той или иной поделки, задают
вопросы,
отвечают на вопросы, высказываются
по
собственному желанию и т. д.
Н.А.
Чевелева
основывается
на
психологической
концепции развития связанной речи ребенка, которая
идет от речи ситуативной (непосредственно связанной с
практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к
контекстной,
(обобщенной,
связанной
с
событиями
прошедшими,
с
отсутствующими
предметами,
с
будущими действиями).
Также Н.А. Чевелева предлагает систему исправления
речи у заикающихся школьников 1-4 классов в процессе
ручной
деятельности.
Данная
система
повторяет
предложенную ранее систему логопедических занятий с
заикающимися
детьми
-
дошкольниками.
Меняется
сложность работы. Соответственно учебным четвертям
автор
выделяет
четыре
периода
последовательных
логопедических занятий:
1) сопровождающей речи;
2) завершающей речи;
3) предварительной речи;
4) закрепления навыков самостоятельной речи.
Период сопровождающей речи.
На всех занятиях этого периода дети говорят (отвечая на
вопросы учителя) только о том, что они делают в данный
момент, говорят по поводу совершаемого ими какого-то
отдельного элемента работы (“Я приклеиваю... ”, “Я
вырезаю... ”, “Я раскрашиваю... ” и т. д.). Такая речь
носит название сопровождающей.
На протяжении всего первого периода сопровождающая
речь постепенно усложняется.
Период завершающей речи.
Во второй период занятий с заикающимися детьми
следует перейти к более сложному виду речи. Этот вид
носит название завершающей действие речи. Учащиеся
описывают уже выполненную работу или какую-то часть
ее.
Использование новой, более сложной, формы речи -
завершающей - не исключает возможности пользования и
прежним, уже усвоенным видом речи - сопровождающей.
Период предваряющей речи.
В этот период дети начинают пользоваться еще более
сложной формой речи. Переход к ней становится
возможным после того, как учащиеся начинают свободно
пользоваться сопровождающей и завершающей речью.
На этой основе в третьем (периоде вводится новая,
наиболее сложная форма речи - предваряющая. В этом
случае ребенок рассказывает о том, что он намеревается
делать.
К концу третьего периода дети овладевают развернутой
повествовательной контекстной речью.
Период закрепления навыков самостоятельной речи.
На протяжении четвертого периода мы рекомендуем
проводить свободную “речевую практику”. Учащиеся на
занятиях должны отвечать на всевозможные вопросы,
сами
задавать
вопросы
учителю
и
товарищам,
разговаривать по любому поводу, пояснять, советоваться.
Итак,
каждая
из
форм
речи
(сопровождающая,
завершающая и предваряющая) проходит несколько
стадий усложнения: от самых элементарных, коротких
ответов, связанных с конкретной, наглядной ситуацией,
до
развернутых,
контекстных
повествований,
не
опирающихся на деятельность школьников.
3
А.В. Ястребова
Дети младшего
школьного (1-4 кл)
В основе системы
А.Я. Ястребовой лежит идея о
преодолении заикания путем работы над интонацией, над
развитием
умения
вслушиваться
в
чужую
речь
и
передавать в своей речи соответствующую интонацию.
Выразительная речь требует от заикающегося умения
владеть разным речевым темпом и модуляциями голоса.
А.В.
Ястребова,
исследовав
состояние
устной
и
письменной речи заикающихся школьников 1-4 классов
массовых школ, выделила две категории детей. К первой
категории автор отнесла заикающихся детей с высоким и
нормальным речевым развитием. Во вторую категорию
вошли заикающиеся с элементами общего недоразвития
речи, когда у них имело место недостаточное фонетико-
фонематическое и лексико-грамматическое развитие, т.
е., речь таких детей, помимо расстройства темпа,
сопровождалось
ограниченным
запасом
слов,
представлений,
понятий,
недостаточным
навыком
звукового состава слова, специфическими недостатками
произношения, явлениями аграмматизма в устной и
письменной речи.
Система
логопедических
занятий
А.В.
Ястребовой
составлена
для
заикающихся
школьников
второй
категории. Автор выделяет 3 периода обучения.
Первый период: уточнение и расширение пассивных
знаний детей в области языка, осуществляемое как путем
организации целенаправленных наблюдений учащихся
над звуковой стороной речи, так и в процессе активных
упражнений в упорядочении ее темпа и плавности.
Содержание логопедических занятий первого периода
составляют
различного
рода
упражнения,
способствующие:
1) упорядочению темпа, ритма и плавности речи;
2) расширению и уточнению словарного состава и запаса
представлений и понятий;
3) овладению грамматическим строем речи;
4)
развитию
и
закреплению
навыков
звукового
и
морфологического анализа слова.
Во втором периоде занятий активизируются полученные
учащимися знания в области языка и закрепляется навык
плавной, ритмичной и выразительной речи на более
сложном речевом материале, с использованием более
сложных видов упражнений. Логопедическая работа
строится с целью дальнейшего расширения словарного
состава, запаса представлений и понятий в области языка.
В третьем периоде занятий происходит закрепление
навыка
правильной,
свободной
речи.
Так
же,
продолжается работа над звуковой и интонационной
стороной языка, осознанным использованием учащимся
знаний в области фонетико-фонематического, лексико-
грамматического и интонационного состава языка и
навыка плавной, выразительной речи.
Таким образом, система логопедических занятий А.В.
Ястребовой заключается во всестороннем развитии всех
компонентов
речи
(фонетика,
лексика,
грамматика)
наряду с работой над плавностью и темпом у детей
второй категории.