Автор: Савинкова Юлия Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 11
Населённый пункт: город Абакан республика Хакасия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование критического мышления на уроках английского языка
Раздел: среднее образование
Формирование
критического
мышления при
работе с текстами
На примере УМК Форвард, 6 класс
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО
МЫШЛЕНИЯ, КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ,
ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, ТОЧНО ТАК ЖЕ КАК
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
•
-МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ДЕЙСТВИЙ,
•
ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И ИКТ НАВЫКОВ,
•
ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ,
ЗАБОТА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАЖДОГО
ПЕДАГОГА
Критическое мышление
подразумевает:
•
- Определение границ своего знания и незнания;
•
- Понимание, что за этими границами есть вопросы,
ответы на которые еще предстоит получить;
•
- Умение формулировать эти вопросы.
Стадии развития
критического мышления:
1. Вызов, позволяющий актуализировать и обобщить
уже имеющиеся знания по исходному вопросу и
побудить к активной деятельности.
2. Осмысление, которое позволяет получить новую
информацию и соотнести ее с имеющимися данными.
3. Рефлексия, предполагающая обобщение
полученной информации и формирование собственного
отношения к ней.
Как органично вписать стадии
развития критического мышления в
структуру урока?
•
Проблемную ситуацию на стадии «Вызов»
постарайтесь создать таким образом, чтобы ученик
испытал чувство удивления или затруднения,
испытал противоречие;
•
Здесь необходимо соблюдать одно важное правило:
вся предварительная работа над текстом не должна
касаться его содержания, иначе школьникам будет
неинтересно его читать, поскольку ничего нового для
себя они в этом тексте уже не найдут.
Практические примеры
-Знаете ли вы, где находятся эти
достопримечательности?
-Как они называются?
-Что в них находится сейчас, что было
раньше?
При осмыслении нового материала
обращайтесь к жизненному опыту
учащихся: им будет понятнее и
интереснее; (Где видели такие
изображения?, с какой страной
ассоциируются?,,,)
Дети строят догадки, Задание учебника
сопровождается упражнениями из
Практикума и Рабочей тетради
Практические примеры
На уроке раскрывается 1 объект, в д/з можно попросить
детей подготовить сообщение о любом другом
объекте. Задание можно разделить по уровням:
•
средний – сообщение- презентация на родном
языке,
•
высокий- сообщение – презентация на английском
языке.
Есть задания идеально подходящие для
развития навыков критического
мышления
Практические примеры
Наиболее употребляемые на данном этапе работы
упражнения:
1.Прочтите заглавие и скажите, о чём (ком) будет идти речь в данном тексте.
2.Скажите, о чем, судя по заглавию, рисункам, графикам и концовке, может идти речь в данном
тексте. Прочтите текст, найдите подтверждение или опровержение вашему предположению.
3.Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться
в данном тексте.
4.Прочтите последний абзац текста и скажите, какое содержание может предшествовать
данному выводу.
5.Ознакомьтесь с новыми словами и словосочетаниями. (Слова и словосочетания даны с
переводом.) не читая текст, скажите, о чем может идти в нем речь.
6.Подчеркните в тексте слова и словосочетания, которые можно выделить в качестве
ключевых.
7.Прочтите абзац и постарайтесь понять его, не обращая внимания на незнакомые слова.
8.Сократите предложения (абзацы) текста, оставляя лишь слова несущие основную смысловую
нагрузку.
9.Найдите и подчеркните конструкции предложений, перевод которых даётся под чертой.
10.В каждом абзаце текста определите ключевое предложение. Найдите абзац, который
содержит основную мысль всего текста.
11.Прочтите текст до указанного места и скажите как, по вашему мнению, завершились
события. Прочитайте текст до конца, чтобы выяснить, правы ли вы.,,,,,,,,
Практические примеры
•
Формирование языковой догадки тоже есть элемент
ТРКМ
•
Любое задание с лексикой можно рассматривать как
вызов имеющемуся опыту детей.
•
О значении каких слов можно догадаться?
•
О чем будет этот текст?
•
найти в словаре значение и произношение слов
•
в чем оказались правы, на какие моменты (слова-
ловушки) обратить внимание?
•
, В чем отличие от русских эквивалентов?
На этапе Осмысления
Предлагаю детям найти в тексте
•
Новые слова, перевести предложения с ними
•
Найти подтверждение/опровержение своих догадок
•
Ключевые слова в соответствие с заглавием или
изучаемой темой
На этапе Рефлексии
•
- Для повышения личностной значимости каждого
ученика на этапе Рефлексии используйте различные
способы и приемы оценочной деятельности –
например, самооценку и взаимооценку;
•
- Рефлексия – мостик к следующему уроку. Поэтому
после подведения итогов урока можно анонсировать
тему следующего урока поставить перед учащимися
новые цели.
•
После выполнения, на стадии Рефлексия узнать, какая
информация новая, по каким признакам догадались, О
чем хотелось узнать, где найти нужную информацию