Напоминание

Формирование критического мышления на уроках английского языка


Автор: Савинкова Юлия Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 11
Населённый пункт: город Абакан республика Хакасия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование критического мышления на уроках английского языка
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование

критического

мышления при

работе с текстами

На примере УМК Форвард, 6 класс

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО

МЫШЛЕНИЯ, КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ,

ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, ТОЧНО ТАК ЖЕ КАК

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

-МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ДЕЙСТВИЙ,

ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И ИКТ НАВЫКОВ,

ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ,

ЗАБОТА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАЖДОГО

ПЕДАГОГА

Критическое мышление

подразумевает:

- Определение границ своего знания и незнания;

- Понимание, что за этими границами есть вопросы,

ответы на которые еще предстоит получить;

- Умение формулировать эти вопросы.

Стадии развития

критического мышления:

1. Вызов, позволяющий актуализировать и обобщить

уже имеющиеся знания по исходному вопросу и

побудить к активной деятельности.

2. Осмысление, которое позволяет получить новую

информацию и соотнести ее с имеющимися данными.

3. Рефлексия, предполагающая обобщение

полученной информации и формирование собственного

отношения к ней.

Как органично вписать стадии

развития критического мышления в

структуру урока?

Проблемную ситуацию на стадии «Вызов»

постарайтесь создать таким образом, чтобы ученик

испытал чувство удивления или затруднения,

испытал противоречие;

Здесь необходимо соблюдать одно важное правило:

вся предварительная работа над текстом не должна

касаться его содержания, иначе школьникам будет

неинтересно его читать, поскольку ничего нового для

себя они в этом тексте уже не найдут.

Практические примеры

-Знаете ли вы, где находятся эти

достопримечательности?

-Как они называются?

-Что в них находится сейчас, что было

раньше?

При осмыслении нового материала

обращайтесь к жизненному опыту

учащихся: им будет понятнее и

интереснее; (Где видели такие

изображения?, с какой страной

ассоциируются?,,,)

Дети строят догадки, Задание учебника

сопровождается упражнениями из

Практикума и Рабочей тетради

Практические примеры

На уроке раскрывается 1 объект, в д/з можно попросить

детей подготовить сообщение о любом другом

объекте. Задание можно разделить по уровням:

средний – сообщение- презентация на родном

языке,

высокий- сообщение – презентация на английском

языке.

Есть задания идеально подходящие для

развития навыков критического

мышления

Практические примеры

Наиболее употребляемые на данном этапе работы

упражнения:

1.Прочтите заглавие и скажите, о чём (ком) будет идти речь в данном тексте.

2.Скажите, о чем, судя по заглавию, рисункам, графикам и концовке, может идти речь в данном

тексте. Прочтите текст, найдите подтверждение или опровержение вашему предположению.

3.Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться

в данном тексте.

4.Прочтите последний абзац текста и скажите, какое содержание может предшествовать

данному выводу.

5.Ознакомьтесь с новыми словами и словосочетаниями. (Слова и словосочетания даны с

переводом.) не читая текст, скажите, о чем может идти в нем речь.

6.Подчеркните в тексте слова и словосочетания, которые можно выделить в качестве

ключевых.

7.Прочтите абзац и постарайтесь понять его, не обращая внимания на незнакомые слова.

8.Сократите предложения (абзацы) текста, оставляя лишь слова несущие основную смысловую

нагрузку.

9.Найдите и подчеркните конструкции предложений, перевод которых даётся под чертой.

10.В каждом абзаце текста определите ключевое предложение. Найдите абзац, который

содержит основную мысль всего текста.

11.Прочтите текст до указанного места и скажите как, по вашему мнению, завершились

события. Прочитайте текст до конца, чтобы выяснить, правы ли вы.,,,,,,,,

Практические примеры

Формирование языковой догадки тоже есть элемент

ТРКМ

Любое задание с лексикой можно рассматривать как

вызов имеющемуся опыту детей.

О значении каких слов можно догадаться?

О чем будет этот текст?

найти в словаре значение и произношение слов

в чем оказались правы, на какие моменты (слова-

ловушки) обратить внимание?

, В чем отличие от русских эквивалентов?

На этапе Осмысления

Предлагаю детям найти в тексте

Новые слова, перевести предложения с ними

Найти подтверждение/опровержение своих догадок

Ключевые слова в соответствие с заглавием или

изучаемой темой

На этапе Рефлексии

- Для повышения личностной значимости каждого

ученика на этапе Рефлексии используйте различные

способы и приемы оценочной деятельности –

например, самооценку и взаимооценку;

- Рефлексия – мостик к следующему уроку. Поэтому

после подведения итогов урока можно анонсировать

тему следующего урока поставить перед учащимися

новые цели.

После выполнения, на стадии Рефлексия узнать, какая

информация новая, по каким признакам догадались, О

чем хотелось узнать, где найти нужную информацию



В раздел образования