Автор: Боброва Елена Викторовна
Должность: учиель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ школа № 645 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Современная школа ( мысли вслух)
Раздел: среднее образование
«Современная школа»
(мысли вслух)
Ни для кого не секрет, что первые школы появились еще в Древнем Египте.
И с тех пор в каждой стране, в каждом историческом периоде они
продолжали и продолжают существовать. Но остались ли они прежними,
такими, какими они зародились? Однозначный ответ - нет. Общество не
стоит на месте и постоянно развивается, изменяется количество информации,
а вместе с этим изменяются и потребности человека в знаниях. Если в
древнерусских
школах
XI–XV
веков
изучали
грамматику,
риторику,
диалектику, арифметику, геометрию, музыку, астрономию, то в настоящее
время у учащихся школ гораздо больше предметов в самых разных областях:
добавились
иностранные
языки,
естественнонаучный
цикл.
Раньше
полноценное образование получали в основном дети дворян и богачей, на
текущий момент в России образование является обязательным. Образование
и школы в частности подстраиваются под требования того или иного
исторического периода.
Сейчас на дворе XXI век. Перестроилась ли система образования с новым
столетием, соответствует ли она эре глобализации и информатизации?
Частично - да, частично - нет. Активно внедряются различные технологии,
меняются программы обучения, но это, к сожалению, не дает должного
эффекта и выглядит, словно современное образование опаздывает на
полшага от требований общества. В чем же причина?
Если проанализировать текущую ситуацию в стране и мире и сопоставить с
тем, какие школы сейчас, то можно выделить несколько проблем, которые не
дают нынешним школам перейти из разряда "почти современные"
в
"современные".
Первая причина заключается в том, что в текущий момент средний возраст
педагогов колеблется в районе 45-55 лет. То есть люди, получившие
советское образование преподают так же, как учили их. Нет, несомненно, в
этой ситуации есть и плюсы - опыт, но взрослые люди в большинстве своем
сложнее приспосабливаются к постоянным изменениям в современном мире.
Новые научные разработки и исследования, модификации языков, изменение
в политической сфере, за всем этим необходимо успевать. Нынешнее
поколение не понимает, как может быть по-другому, поэтому не чувствует
себя дискомфортно. Возникает необходимость постоянно держать "руку на
пульсе", что вызывает проблемы у старшего поколения. К сожалению, работа
в школе потеряла свою привлекательность для молодых специалистов, что
приводит к малому количество новых кадров в профессии.
Второй причиной, тесной связанной с первой, является профессиональное
выгорание педагогов. Так по исследованию Общероссийского профсоюза
образования, проведенного в 2014 году среди педагогов до 35 лет, даже у
молодых учителей наблюдают сложившуюся стадию психологического
выгорания. Что говорить про людей, отработавших в школе больше 10 лет?
При возникновении выгорания у педагога страдает не только он, но и дети.
Ведь если ему не интересно их учить, у них не появится интереса учиться.
Эту проблему решить не просто, требуется системный подход к решению не
только на уровне работодателя и профсоюза, но и на уровне государства.
Нельзя не выделить проблему, уже упомянутую ранее - отсутствие у
учащихся желания воспринимать информацию. Обычно главной причиной
называют неумение педагога заинтересовать предметом, но ведь это не все.
Вокруг множество источников информации, откуда можно черпать знания
самостоятельно, если не устраивает учитель. Дело не в этом. Как школа
может заставить учиться того, кто не хочет? Никак. Причин в нежелании
учиться много, это и несвоевременно раннее и неадекватное обучение детей,
и неучет возрастных и индивидуальных возможностей, и невозможность
формирования познавательных интересов, и другие. И пока устранением
этих причин никто не занимается, большинство учащихся продолжают
приходить в школу, чтобы пообщаться с товарищами или потому что надо.
Одну из причин предыдущей проблемы, стоит выделить как отдельное
препятствие формированию современной школы, отвечающей запросам
общества.
Это
стремление
к
стандартизации
обучения.
Под
этим
подразумевается
не
приведение
его
к
мировым
и
общероссийским
стандартам, а обучение и требование от детей одного и того же, не оставляя
места для творчества и размышлений. Да, это позволяет оценивать всех детей
независимо от сторонних факторов, таких как поведение и личное
отношение, но они загоняют в рамки, не дают развивать творческую часть
человека. Итоговые аттестации вынуждают мыслить по определенному
шаблону, например, сочинение по русскому языку должно быть составлено
по определенному плану, с использованием определенных ключей, каждый
вариант составлен из групп типовых заданий на определенные темы. В
результате ученики заранее знают, что этот вопрос будет на такую-то тему,
этот - на такую, и при изменении условий задач теряются. На практике
видно, что дети, не умеют выполнять творческие задания. Они не понимают,
как это, потому что умеют только следовать ранее установленному шаблону,
их не учат мыслить критически отстаивать свою точку зрения. Уже сейчас
заметно сокращение количества открытий, новых разработок, а так же
творческих людей в нашей стране, что может привести к застою и
уменьшение конкурентоспособности России на мировой арене, а в следствии
зависимости от других стран.
Еще одна проблема школы на текущий момент - излишний бюрократизм.
Слишком много времени в текущий момент педагоги тратят на заполнение
различных бумаг, написание отчетов и справок, вместо того, чтобы лучше
подготовится к уроку и сделать его интереснее для учеников, заняться
поиском информации, которая может подстегнуть их любопытство, или даже
отдохнуть, чтобы не терять желания учить.
Современная школа, на мой взгляд - это современный мир, где ребенку
комфортно и интересно. Это школа, обучение в которой направлено не
только на передачу знаний, но и личностное развитие детей, раскрытие их
индивидуальности. Воспитание интеллектуальное, физическое, эстетическое,
нравственное, всегда было и остается задачей школы, но методы достижения
должны меняться вместе со временем, вместе с детьми, растущими в этом
времени. Современная школа - это не то место, куда дети приходят, потому
что нужно, а потому что хотят и понимают, что такая школа нужна им. Дети
хотят учиться, а учителя - учить. И всего этого возможно достичь. Да,
проблем много и решать их необходимо комплексно, но возможно. И
постепенно сейчас ищутся пути устранения, правда, каждой в отдельности.
Для того, чтобы школа прошла путь от "почти современно" до "современной"
необходимо просто объединить и систематизировать те шаги, что делаются
для этого сейчас.