Напоминание

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ


Автор: Платонова Ирина Николаевна
Должность: Учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа 57"
Населённый пункт: Город Ульяновск
Наименование материала: Научная статья
Тема: КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
Раздел: среднее образование





Назад




КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ

И. Н. Платонова*, И. Т. Гусева**

*Магистрант кафедры «Биология и химия» Ульяновского государственного

педагогического университета им. И. Н. Ульянова,

г. Ульяновск

**

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Биология и химия»

Ульяновского государственного педагогического университета

им. И. Н. Ульянова, г. Ульяновск

Аннотация: В статье рассмотрены методы контроля знаний, используемые на

уроках химии, для определения уровня освоенности материала.

Ключевые слова: учебный контроль знаний, методы контроля, виды контроля,

формы контроля.

Контроль знаний учащихся – важная часть процесса обучения. Это очень

сложный, многоступенчатый и многогранный процесс, имеющий большое

значение, как для учителя, так и для ученика. Контроль знаний несет в себе

множество функций: стимулирует постоянную работу над пройденным

материалом для повышения уровня обученности; позволяет увидеть статистику

доступности материала, а также отдельные моменты, вызывающие затруднения

в изучении пройденной темы [4].

Используя регулярно контрольно-измерительные материалы,

выполняющие в совокупности или по отдельности перечисленные выше

функции, учитель сможет значительно повысить результативность обучения.

Вид учебного контроля знаний учащихся на уроке полностью зависит от этапа

обучения. В связи с этим выделяют:

Предварительный контроль – используется педагогом при переходе к

изучению новой темы или раздела, для определения какими знаниями и

умениями уже владеет обучающийся.

Текущий контроль - выявление пробелов в знаниях на любом из этапов

образовательного процесса для своевременного их устранения.

Тематический контроль – проводится после изучения новой темы или

раздела, в основном на уроках контроля или коррекции знаний.

Итоговый контроль – проводится в конце учебного года после окончания

определенной ступени обучения и включает в себя все пройденные ранее темы,

может содержать также в себе элементы всех видов контроля

(предварительного, текущего и тематического) [2].

Для проведения контроля знаний учащихся на уроках химии можно

предложить форму контроля, различающуюся по способу организации и подаче

информации от учащихся к учителю, а именно:

По способу организации:

Индивидуальные – каждому ученику предоставляется свое задание, которое

сформировано для самостоятельного выполнения. Данный способ контроля

проводится с целью определения глубины усвоения знаний отдельным,

конкретным учеником. Например: указать, с какими из выделенных веществ

будет реагировать гидроксид натрия: оксид кальция, хлорид железа (II), цинк,

медь, серная кислота, оксид меди (II), углекислый газ. Написать уравнения всех

возможных реакций.

Групповые – каждая группа учащихся получает собственное задание, после

выполнения, которого предоставляет отчет другим группам. Данная форма

подходит для развития коммуникативных характеристик обучающихся,

формирования лидерских качеств, умения работать в команде, слушать,

анализировать и делать самостоятельные выводы на основе общих фактов.

Например: первая группа – сформулируйте вопросы по теме, начинающиеся со

слов: «Что…», «Почему…», «Где…»; вторая группа – придумайте игру «Да –

нет», «Крестики - нолики»; третья группа – составьте цепочки превращения,

состоящие из пяти звеньев.

Фронтальные – задание дается всему классу, ответы принимаются с места.

Чаще всего вопросы несут связанный между собой логический характер,

который должен быть выстроен между ответами разных обучающихся. Ответы

должны быть лаконичными, четкими, структурированными,

отфильтрованными от лишней информации. Достоинством данного метода

является возможность единовременно опросить несколько обучающихся для

экономии времени и поддержания концентрации учеников на теме, так как

вопрос может достаться любому в классе. Недостатком данного метода

является невозможность проверки глубоких знаний учащихся, невозможно

проведение дискуссии или высказывание собственного мнения по

поставленному вопросу, а также ответ может быть случайным или нести лишь

поверхностные знания, не связанные с предметом.

Комбинированные - включают в себя все формы контроля (фронтальную,

групповую, индивидуальную). Данный метод контроля может быть представлен

как наилучший вариант совмещения индивидуальной и фронтальной методик.

Например: при проведении практических работ слабому ученику дать подробную

инструкцию или план проведения опыта; сильному ученику - обосновать опыт

теоретически [5

].

По способу подачи информации:

Устные – форма работы, при которой строится монолог ученика при ответе на

поставленный вопрос или диалог обучающегося с учителем, с возможностью

рассмотрения личного мнения или внесения комментариев для более

развернутого ответа с углублением в тему.

Письменные – могут быть представлены в различных форматах: химический

диктант, практический отчет по проделанной работе, тест, контрольная или

лабораторная работа.

Экспериментальные – проведение демонстрационных опытов для изучения

нового материала, а также проведение лабораторных и практических работ для

закрепления материала и контроля уровня его освоенности [3].

Компьютерные – использование ИКТ при формировании тестовых заданий,

онлайн – лаборатории. Они популярны сейчас, так как несут в себе ряд

достоинств:

- экономия времени для составления, так как имеется база данных, несущая в

себе задания по различным темам;

- экономия времени для проверки, так как система запрограммирована

автоматически выявлять верные ответы и подсчитывать их количество по

отношению к максимальному количеству;

- происходит активизация интереса обучающегося, так как ему наиболее

близка такая форма работы;

- использование различных анимированных изображений для более яркого и

полного наглядного формирования задания [1].

Современные методики преподавания начинают все чаще использовать

технические средства обучения, позволяющие более полно рассмотреть

материал, более наглядно и красочно его предоставить ученику, а также и

уменьшить нагрузку преподавателя по проверке уровня освоенности

изученного материала.

Таким образом, благодаря различным видам контроля знаний школьников

реализуется контакт между учеником и учителем, позволяющий оперативно и с

большой долей вероятности собрать адекватную обратную связь по методам и

уровню ведения обучающего процесса.

Список использованной литературы

1.

Данилова А.Г. Оценка качества знаний в системе тематического

контроля. //Химия в школе, 2008, №2. - С. 16-20.

2.

Иванова Р.Г., Каверина А.А., Корощенко А.С. Контроль знаний

учащихся по химии. 8-9 классы. М.: Дрофа, 2003 - 192 с.

3.

Коваленко JI.B. Об организации уроков контроля и коррекции знаний и

умений учащихся. //Химия в школе, 2002, №8. - С.35-40.

4.

Худорожкова О.Н. Контроль знаний учащихся. //Химия в школе, 2001,

№6. - С.48-50.

5.

Яковлева И.Н. Система разноуровневого контроля и учета знаний по

химии. //Химия: методика преподавания в школе, 2002, №2. - С.64-74.



В раздел образования