Автор: Попова Ольга Викторовна Должность: преподаватель русского языка и литературы Учебное заведение: Елабужское суворовское военное училище МВД России Населённый пункт: город Елабуга Наименование материала: Методическая разработка Тема: Строение высказывания на лингвистическую тему Раздел: среднее образование
МВД России
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЕЛАБУЖСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(Елабужское суворовское военное училище МВД России)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА (РЕКОМЕНДАЦИИ)
для проведения учебного занятия с обучающимися (суворовцами)
1 курса (IX класс) по теме «Строение высказывания на
лингвистическую тему»
Время: 2 часа
Тип урока: развитие речи обучающихся (суворовцев)
Тема: Строение высказывания на лингвистическую тему.
Актуальность изучения данной темы:
В соответствии с учебным планом с обучающимися (суворовцами) 1-
го
года
обучения
при
изучении
учебной
дисциплины
«Русский
язык»
предусмотрено
проведение
учебного
занятия
по
теме
«Строение
высказывания на лингвистическую тему». Формирования навыка написания
собственного
высказывания
на
лингвистическую
тему
необходимо
для
подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации (задание
15.3 КИМ по предмету «Русский язык» предусматривает выбор варианта
написания
творческой
работы,
один
из
которых
предполагает
написание
сочинения-рассуждения на заданную лингвистическую тему). Работая над
темой,
обучающиеся
продолжают
совершенствовать
навыки
работы
с
текстом, формулированием тезиса и подбором аргументов, подтверждающих
выбранный тезис.
Цели учебного занятия:
познавательная – повышение интереса к процессу обучения и активного
восприятия учебного материала;
развивающая
– формирования навыков написания текстов различных
жанров;
воспитательная –
формирование
коммуникативных
навыков
и
ответственности за знание.
Практические и образовательные задачи:
совершенствование
коммуникативной
компетенции
обучающихся
(суворовцев);
совершенствование
умения
и
навыков
правильного
составления
собственного высказывания на заданную лингвистическую тему;
развитие пунктуационной,
орфографической зоркости обучающихся
(суворовцев);
повышение мотивации изучения русского языка в контексте будущей
профессии.
Педагогические технологии
развитие критического мышления через чтение и письмо;
информационные технологии;
Методы и приемы отработки учебного материала
метод анализа уже имеющейся информации;
метод активного чтения;
прием
формирования
монологической
речи
–
реагирование
на
стимулирующую реплику;
прием, формирующий навык структурного оформления высказывания
на уровне предложения;
прием извлечения содержательно-смысловой информации из текста.
Формы проведения учебных занятий
урок
–
введение
новой
информации
и
формирования
лексических
навыков;
урок
–
совершенствования
навыков
и
развития
умений
самостоятельной
работы
и
подготовки
речевых
высказываний
различного типа.
Формы учебной деятельности учащихся
индивидуальная
парная
групповая
Средства обучения
Текст по В. Катаеву
Слайдовое (компьютерное) сопровождение материала
2
Сборник подготовки к итоговой аттестации Русский язык 9 класс.-
Л.И. Мальцева, П.И. Нелин и др./М.: Народное образование. - 2014 год.
Место проведения
кабинет русского языка
Время: 2 часа
План учебного занятия
I.Начало занятия
1. Организационный момент.
Доклад заместителя командира взвода. Приветствие.
II. Основная часть.
1.
Создание
проблемной
ситуации,
требующей
самостоятельного
(индивидуального) решения.
2. Формулировка цели и задач урока обучающимися,
в соответствии
с
поставленной проблемой урока.
3 .
Активизация
познавательной
деятельности:
чтение
высказывания
с
выделением ключевых слов-понятий.
4.
Совершенствование
навыков
чтения
с
извлечением
необходимой
информации:
1) работа с понятийным и терминологическим материалом;
5. Формирование навыков определения роли эпитета в тексте:
1) знакомство с теоретическим материалом
2) Выполнение упражнений на выявление эпитетов в предложении и
их роли
6. Формирование навыков строения текста сочинения - рассуждения
1) чтение предлагаемого для анализа текста;
2) выделение проблемы, поднимаемой автором;
3)
составление
таблицы
«Основные
структурные
части
сочинения-
рассуждения»
4) определение эпитетов в прочитанном тексте.
5) составление словосочетаний и предложений на заданную тему
7. Совершенствование навыков и развитие умений самостоятельной работы
над составлением собственного высказывания публицистического стиля
1)
Составление плана сочинения-рассуждения
2)
Подбор
необходимых
примеров
использования
эпитетов
в
прочитанном тексте
8.
Развитие
навыков
и
умений самостоятельного
написания
сочинения-
рассуждения на лингвистическую тему.
1)
Ознакомление
с
фразами
–
клише
для
написания
структурных
элементов сочинении - рассуждения
2)
Написание
сочинения-рассуждения
на
лингвистическую
тему
(по
данному высказыванию)
3
III. Заключительная часть занятия.
Окончание урока.
Подведение итогов.
Объяснение выполнения домашнего задания.
Распределение времени учебного занятия.
1.
Организационный момент.
Доклад заместителя командира взвода. Приветствие.
2 мин.
2.
Решение проблемной ситуации. Формулировка цели и
задач урока обучающимися, исходя из поставленной
проблемы урока.
5 мин.
3.
Чтение
высказывания
А.А.
Зеленецкого
и
выделение
ключевых слов
5 мин.
4.
Работа с терминами
10 мин.
5.
Работа
с
теоретическим
материалом
и
выполнение
упражнений
10 мин.
6.
Чтение и анализ текста В. Катаева
10 мин.
7.
Составление
плана
сочинения-рассуждения,
подбор
аргументов
15 мин
8.
Знакомство с фразами - клише
5 мин
9.
Самостоятельная работа обучающихся (суворовцев)
25 мин
10.
Подведение итогов.
Объяснение выполнения домашнего задания.
3 мин.
Ход занятия
I. Начало занятия.
1. Организационный момент.
1) доклад заместителя командира взвода.
2) приветствие
II. Основная часть занятия.
- Прочитайте текст и определите, к какому стилю текста он относится.
- Прочитанный текст - сочинение рассуждение по высказыванию А. А.
Потебни
о
роли
глаголов
условного
и
повелительного
наклонения
Определите, чем отличается данный вид сочинения от тех, с написанием
которых мы уже знакомы?
4
(Текст публицистического стиля. Тип текста - рассуждение о роли
глаголов условного и повелительного наклонения в тексте художественного
стиля. В качестве тезиса использовано высказывание русского писателя. В
основной части сочинения содержится теоретическое обоснование тезиса и
приведены аргументы (языковые единицы)
из прочитанного текста. Для
написания сочинения - рассуждения по высказыванию необходимо иметь
теоретические знания и уметь находить обозначенные языковые единицы и
определять их роль в тексте).
ЦЕЛЬ: научиться строить высказывание на лингвистическую тему,
находить примеры употребления языковых единиц в тексте и определять их
значение.
- Прочитайте высказывание А.А. Зеленецкого:
«Придание образности
словам
постоянно
совершенствуется
в
современной
речи
посредством
эпитетов». (Слайд № 2)
- Выделите ключевые слова, на которые требуют нашего разъяснения.
(придание образности посредством эпитета)
- Что такое эпитет? (Слайд № 3)
-
С
какой
целью
используют
эпитет
в
поэзии,
художественных
произведениях?
- Какой частью речи может быть выражен ? (Слайд № 4)
- Проследите, какой частью речи может быть выражен эпитет и какую
функцию выполняют. (Слайды № 5-8)
- Итак, Алексей Зеленецкий
утверждает, что придание образности
совершенствуется посредством использования эпитетов. Постараемся найти
употребление эпитетов в тексте В. Катаева и доказать, что они помогают
автору создать необходимую картину мира. (Приложение)
- Прочитав текст, мы видим, что в пейзаже автор использует большое
количество
прилагательных,
помогающих
передать
состояния
природы
и
человека. Найдите такие прилагательные. (Слайд № 12)
-
В
прямом
или
переносном
значении
использованы
данные
прилагательные? Что они позволяют передать?
- Составьте предложения, в которых вы укажите роль определенного
эпитета в тексте.
5
Мы
составили
предложения,
которые
могут
быть
использованы
в
качестве аргументов, подтверждающих высказывание Алексея Зеленецкого.
Можно
приступить
к
написанию
сочинения-рассуждения.
Вспомните
основные структурные элементы такого типа сочинения.
(Тезис - аргументы - вывод)
-
Ознакомьтесь
с
фразами
клише,
которые
помогут
оформить
сочинения-рассуждения такого типа.
-
Собрав
необходимый
материал,
вы
можете
приступить
к
самостоятельному написанию сочинения на лингвистическую тему.
III. Заключительная часть занятия.
Окончание урока.
Подведение итогов.
Объяснение выполнения домашнего задания.
6
Приложение
Текст для создания проблемной ситуации
А. А. Потебня сказал:
«Сходство между наклонением условным и
повелительным
состоит
в
том,
что
оба
они…
выражают
не
действительное
событие,
а
идеальное,
то
есть
представляемое
существующим только в мысли говорящего».
С
этой
мыслью
нельзя
не
согласиться.
Действительно,
глаголы
в
условном и повелительном наклонениях обозначают действия, возможные
или желаемые при определенных условиях или обстоятельствах.
Так, в предложении 16 глагол повелительного наклонения («не плачь»)
выражает просьбу Димки, побуждая малыша совершить указанное действие.
Но оно возможно лишь в том случае, если мальчишка согреется и успокоится.
И в предложении 23 глагол условного наклонения «шёл бы (ты)» также
содержит побуждение к действию. В скрытой форме Дима порекомендовал
своему
однокласснику
не
напрашиваться
на
неприятности,
однако
неизвестно, осуществит ли этот совет подросток, обидевший Таню.
Эти примеры помогают понять, что глаголы в повелительном и
условном
наклонениях
обозначают
не
реальные
действия,
а
требуемые,
желаемые или возможные, которые, однако, могут и не совершиться.
Текст для чтения и анализа
(1)Низкое солнце ослепительно било в глаза. (2)Море под ним во
всю ширину горело, как магний.
(3)Серебряные кусты дикой маслины, окруженные кипящим воздухом,
дрожали над пропастью.
(4)Крутая дорожка вела зигзагами вниз. (5)Ноги
бежали сами собой, их невозможно было остановить.
(6)До первого поворота Петя еще кое-как боролся с силой земного
притяжения. (7)Он хватался
за
сухие
нитки
корней, повисших над
дорожкой. (8)Но гнилые корни
рвались.
(9)Из-под
каблуков
сыпалась
глина. (10)Мальчик был окружен облаком пыли, тонкой и коричневой, как
порошок какао.
(11)Пыль набивалась в нос, в горле першило. (12)Пете это надоело.
(13)Он закричал во все горло, взмахнул руками и очертя голову ринулся
вниз.
(14)Шляпа, полная ветра, колотилась за спиной. (15)Матросский
воротник развевался. (16)И мальчик, делая страшные прыжки по громадным
ступеням естественной лестницы, вдруг со всего маху вылетел на сухой и
холодный, еще не обогретый солнцем песок берега. (17)Песок этот был
удивительной
белизны
и
тонкости.
(18)Вязкий
и
глубокий,
сплошь
7
истыканный
ямками
вчерашних
следов,
оплывших
и
бесформенных,
он
напоминал манную крупу самого первого сорта.
(19) Он полого, почти незаметно сходил в воду. (20) И крайняя его
полоса, ежеминутно покрываемая широкими языками белоснежной пены,
была сырой, лиловой, гладкой, твердой и легкой для ходьбы.
(21)Чудеснейший в мире пляж, растянувшийся под обрывами на сто
верст, казался диким и совершенно безлюдным в этот ранний час.
(22)Чувство одиночества с новой силой охватило мальчика. (23)Но теперь
это было совсем особое, гордое и мужественное одиночество Робинзона на
необитаемом острове.
(24)Между тем солнце еще немножко поднялось над горизонтом. (25)
Теперь море сияло уже не сплошь, а лишь в двух местах: длинной
полосой на самом горизонте и десятком режущих глаза звезд, попеременно
вспыхивающих в зеркале волны, осторожно ложащейся на песок.
(26)На всем же остальном своем громадном пространстве море
светилось такой нежной, такой грустной голубизной августовского штиля,
что невозможно было не вспомнить:
(27)Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом...
(28) Петя залюбовался морем. (29)Оно меняется на глазах каждый час.
(30)То
оно
тихое,
светло-голубое,
местами
покрытое
почти
белыми
дорожками штиля. (31)То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. (32)То
оно играет барашками. (33)То под свежим ветром становится вдруг темно-
индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. (34)То налетает буря,
и оно грозно преображается.
(35)Штормовой ветер гонит крупную зыбь. (36)По грифельному небу
летают с криками чайки. (37)Взбаламученные волны волокут и швыряют
вдоль
берега
глянцевитое
тело
дохлого
дельфина.
(38)Резкая
зелень
горизонта
стоит
зубчатой
стеной
над
бурыми
облаками
шторма.
(39)Малахитовые доски
прибоя,
размашисто
исписанные
беглыми
зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег.(40) Эхо звенит
бронзой в оглушенном воздухе. (41)Тонкий туман брызг висит кисеей во всю
громадную высоту потрясенных обрывов.
(42) Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне,
которую оно всегда хранило в своих пространствах.
(43)Разве не тайной было его
фосфорическое
свечение,
когда
в
безлунную июльскую ночь рука, опущенная в черную теплую воду, вдруг
озарялась,
вся осыпанная голубыми искрами? (44)Или движущиеся огни
невидимых судов и бледные медлительные вспышки неведомого маяка?
(45) Или число песчинок, недоступное человеческому уму?
(46)Сколько бы ни смотреть на море - оно никогда не надоест.
(47)Оно всегда разное, новое, невиданное.
(По Катаеву В.)
8
Слайд № 2
Слайд № 3
9
Слайд №4
Слайд № 6
10
Слайд № 7
Слайд № 8
11
Слайд № 12
12