Напоминание

Урок по рассказу Ф.А.Абрамова "О чём плачут лошади".


Автор: Гремитских Людмила Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Сийская СШ №116"
Населённый пункт: п.Сия Пинежского района Архангельской области
Наименование материала: разработка урока
Тема: Урок по рассказу Ф.А.Абрамова "О чём плачут лошади".
Раздел: среднее образование





Назад




Урок по рассказу Ф.Абрамова «О чём плачут лошади». Тема урока: Анализ рассказа Ф.Абрамова «О чём плачут лошади». Цель: продолжить формирование умения анализировать художественное произведение на примере рассказа Ф.Абрамова. Задачи: развивать: -умения выделять главное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли; -эмоциональную сферу учащихся через текст. Учить: -самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать; -бережному отношению к родной природе и животным. Предполагаемый результат: понимание главной темы, идеи произведения, авторского отношения к проблемам, поднятым в рассказе. Оснащение: мультимедийная презентация к уроку, тексты с рассказом Абрамова, прочитанным учащимися к уроку. Содержание урока Этап учебного занятия Содержательная деятельность педагога Содержательная деятельность обучающихся Приме чание 1 Постановк а учебной задачи. Организац ионный этап. Мотивация учебной деятельнос ти учащихся. -Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем а н а л и з и р о вать художественное произведение нашего писателя-земляка Ф.А.Абрамова. А о каком произведении мы будем сегодня г о в о р и т ь , в ы с к а ж е т е с а м и , познакомившись с эпиграфами к уроку на слайде: А)Кто не пахарь и не плотник, а первый на селе работник? (Загадка). Б) «Мы в ответе за тех, ко го приручили». (А.-С Экзюпери). В)»Деточка, мы все немного лошади, каждый из нас немного лошадь». (В.Маяковский). Г)Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней П о б е д и л а с т а л ь н а я к о н н и ц а ? (С.Есенин). - Запишите тему урока в тетради. (слайд2. Тема : Анализ рассказа Ф.А. «О чём плачут лошади».) - Исходя из темы, попытайтесь сформулировать учебные задачи. -После ответов детей вывожу задачи Ответы детей: - сегодня мы будем анализировать рассказ Ф.Абрамова «О чём плачут лошади». -Записывают т е м у урока со слайда. - Ответы детей: будем анализировать рассказ, в ы я с н и м , отчего лошади плачут. Презен тация по теме урока. Работа по содерж анию расска за.
урока на слайд3 (см. выше). 2 Основной этап. Актуализац ия знаний. Усвоение новых знаний. - В ы я вл е н и е п е р в о н ач а л ь н о г о читательского восприятия: -что чувствовали, когда читали рассказ? – Что больше всего вас затронуло? Взволновало? – Какие проблемы, на ваш взгляд, поднимает автор? - Какие слова-ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово лошадь? (на слайде фото лошадей). - Словарная работа. Вопрос классу: какие масти лошадей мы узнаём из рассказа? - Слайд4 с лексическим значением с л о в м е з е н к и ( н е к ру п н ы е , н о выносливые и неприхотливые, хорошо приспособленные к условиям Севера лошади); каурый (тёмно-коричневая масть лошади, отсюда их клички – Карьки, Карюхи); гнедой (красно- коричневый окрас с чёрной гривой и хвостом, клички – Гнедки, Гнедухи); вороной (чёрный окрас лошади. Клички – Воронки, Воронухи); чалый (светло-коричневый, палевый окрас шерсти лошади). - Дома вы должны были посмотреть лексическое значение слов бараки, дернина, Иван-чай, лесопункт, стать, угор. Заслушаем ваши ответы. - С ответами детей вывожу на слайд5 Ответы детей. В о в р е м е н а коллективизации поля стали обрабатывать т р а кто р ом , г р у з ы п е р е в о з и л и н а машинах, и лошади стали почти не нужны в сельском хозяйстве. Лошади вызывают у автора острое чувство жалости, потому что это не бездушный м е х а н и з м , к а к и м являет ся т р а к т о р . Лошадь столетиями была верным другом и помощником человека, и вот теперь лошади оставлены без ухода. Получается, что человек предал существа, которые сам же приручил. - О т в е т ы : д о б р о е , красивое, преданное животное; незаменимая помощь в хозяйстве. - Ответы детей. -Ответы: Барак – здание лёгкой
лексическое толкование слов. - Какие клички лошадей мы встречаем в рассказе? О чём говорит это повсеместное увлечение небывалыми кличками? После ответов ребят п о д в о ж у и т о г : в п е р и о д коллективизации клички давались идеологизированные. Таким образом стремились запечатлеть образ новой, небывалой жизни. Новые клички выражали устремления народа в короткий срок достичь результатов («побед») ценой разрушения векового уклада русской жизни в деревне, естественного течения жизни человека в окружающем его мире. Разрушая этот мир, человек приносил страдания и самому себе, и всему живому вокруг. -Аналитическая беседа по рассказу: -Зачитайте описание луга в начале р а с с к а з а . К а к и м и м ы с л я м и и чувствами оно проникнуто? (Слайд). - Как ощущает себя рассказчик в мире п р и р о д ы ? О ч ё м г о в о р и т воспоминание о детстве, стоящее в одном ряду с воспоминанием о «мире пахучих трав, стрекоз… и лошадей»? - Как автор описывает лошадь? (Не просто как живое существо, которое дополняет пейзаж, а как живое, страдающее существо. Мы понимаем, п о с т р о й к и д л я временного жилья. Дернина – дёрн – г у с т о з а р о с ш и й травой, сплетённый корнями многолетних растений в е р х н и й слой почвы. Иван-чай – крупное травянистое растение с пурпурно- розовыми цветами. Лесопункт – пункт лесозаготовки. Стать ( з д е с ь ) – телосложение, общий склад фигуры. Угор (диалект.) – пригорок. - И д е я , З в е з д а , Победа… -Родная природа в восприятии рассказчика а с с о ц и и р у е т с я с с а м ы м ч уд е с н ы м временем жизни человека – детством. - У в а ж и т е л ь н о е отношение к природе, единство существования с нею у т в е р ж д а е т с я к а к норма жизни людей. - О т в е т ы с цитированием текста.
что кобыла Рыжуха и другие лошади и есть главные действующие герои рассказа. «Особо-лошадинная красота луга» даётся в резком контрасте с тем, как лошади «постоянно томились, умирали от жажды…», что вызывает у читателя соответствующую реакцию на отношение людей к животным.) - В чём смысл и с п о л ь з о в а н и я фантастики (разговор с лошадью) в рассказе? -После ответов детей подвожу итог: «очеловечивая» страдания лошади, герой глубже понимает с м ы с л происходящих событий, способен дать им самостоятельную оценку. Он о с о з н а ё т т р а г и ч н о с т ь п о т е р и ушедшего навсегда прошлого уклада жизни, когда человек жил в гармонии с лошадьми, со всей природой. - Почему герой чувствует вину перед лошадьми? - Какие слова помогают понять, что а вто р с оч у в с т вуе т ж и в о т н ы м ? («нелегко жилось беднягам»). -Что бы вы сказали конюху Николке? - В каком произведении показана похожая ситуация: герой обижает лошадь, после чего на землю приходит лютый холод? - Расскажите, как жилось лошадям раньше? - Поясните авторское выражение: «Всё – конь, всё – от коня: вся жизнь крестьянская с рождения до смерти». - В чём рассказчик обманул Рыжуху? (Не ответил искренне на её вопрос, то е с т ь н е с у м е л в з я т ь н а с е б я от ве т с т ве н н о с т ь з а с о д е я н н о е -Ответы детей: никто о себе, о своих думах и печалях лучше не расскажет, чем он сам. - Ответы детей. - Цитаты из текста. - Ответы.(Зачем ты издеваешься над животными? Неужели ты не видишь, что земля вокруг изгрызена и выбита дочерна? Лошади голодные, мучаются от жажды, им негде спрятаться от комаров и мошкары. - К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб». - Цитирование текста. (Лошадей лелеяли, берегли, скребли, чистили, хорошо кормили). - Ответы с подтверждением из текста. - Не смог искренне ответить на её вопрос.
человеком, не принял в своё сердце её боль и беду. Лошади словно понимали, что от них ничего не зависит, что они никак не могут изменить своей судьбы. И рассказчик, не сумев взять на себя ответственность, понял, что он тоже из тех существ, от решения которых ничего не зависит. Он почувствовал своё бессилие изменить жизнь, и от этого на него навалилась «тяжёлая л о ш а д и н а я » т о с к а , т о с к а безысходности. - Как поведение героя характеризует его речь в последнем диалоге с лошадьми? Какую роль играет лексика этого фрагмента? (Герой не мог искренне ответить на немой вопрос лошадей, нужны ли они в современной жизни, поэтому он напускает на себя «бесшабашную удаль», говорит с «разуда лой б е с ш а б а ш н о с т ь ю » , «театрально», ненатурально. В его р е ч и и з о б и л у ю т н а м е р е н н о искажённые, просторечные слова и выражения: покель, в энтом, без банки не разобраться. Лексика подчёркивает противоречие, контраст ме жду естественным, искренним миром природы и неестественным, лживым, бездумным миром современных людей: «Хватит забивать себе голову всякой ерундой», «модные джинсы», «развязной походкой». В этом фрагменте вс т реч а ют с я эпитеты, подчёркивающие суетливость героя, ложность его поведения, его растерянность, стыд, напускную разухабистость: «торопливо бросил… кусок хлеба», «быстро од е л и л хлебом», «быст рой, р а з в я з н о й походкой». -Как вы понимаете слова последнего абзаца: «И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы». (Герой рассказа ощущает страдания лошадей. Он чувствует единство всего живого в мире, а значит, не способен на жестокость. Нов современной жизни не нужны не только лошади, но и люди искренние, любящие, близкие к -Присутствуют просторечные слова, и с к а ж е н и я с л о в ; показана напускная развязность героя. - Ответы детей.
природе – об этом т ревожит ся писатель). - Какое нравственное содержание имеет история гибели Карька «на лесном фронте»? (Подчёркивается е д и н с т в о с уд ь б ы ч е л о в е к а и окружающей его природы, которая продолжает нести ему помощь и поддержку). - Как вы понимаете слова писателя: «В каждом из нас, должно быть, живёт пушкинский вещий Олег»? (Автору, вернувшемуся в деревню в 1947 году, захотелось увидеть Карька, который с п а с а л м н о г о д е т н у ю , р а н о осиротевшую их семью от голода, но услышал в ответ: «На лесном фронте Богу душу отдал. Ты думаешь, только люди в эту войну воевали». Три года назад автор в Россохах, где когда-то была лесозаготовка, искал останки коня, но не нашёл). - Почему автор назвал рассказ «О чём плачут лошади»? - В каком из изученных произведений автор ставит перед чит ателями подобную проблему? - Какова идея рассказа? - В трудные военные и послевоенные годы гибли не только люди, но и животные. - Эти слова говорят о том, что мы хотим у в и д е т ь хо т я б ы останки тех, кто нам помогал ко гд а - т о , поклониться памяти животных, которые вечно служили нам. - Та ко е н а з в а н и е привлекает внимание читателей к главной проблеме рассказа – проблеме ответственности человека за живые с у щ е с т в а , « м ы в ответе за тех, кого приручили». - Л.Андреев «Кусака». - Рассказ Абрамова о б р а щ ё н к н а м , живущим с е год н я . Автор хочет сказать, что каждый человек на Земле отвечает за будущее мира. Строки рассказа, возможно, говорят о том, что человечество погибнет, если бросит на произвол судьбы т е х ж и в о т н ы х , к о т о р ы е в е р н о служили ему, и шире – е с л и н е б у д е т заботиться о будущем
Земли. 3 Рефлексия. -Итак, вспомните, какие задачи были поставлены нами в начале урока? ( С л а й д ) . Уд а л о с ь л и н а м и х реализовать? - О чём этот рассказ? Как нам помогают в его восприятии эпиграфы? (См. слайд выше). - Мы самостоятельно работали с текстом, находили гл а в н о е , логически излагали свои мысли, пришли к пониманию идейного содержания рассказа и авторской позиции. -Обсуждения эпиграфов к уроку. Самооценк а учащихся. - Всё ли вам было понятно при анализе рассказа? Что вам понравилось? В ы с ка ж и т е с в о и в п е ч а т л е н и я , замечания, пожелания. - Высказывания детей. Выставление оценок за урок. Домашнее задание. - Подведение итогов учителем. Выставление оценок за работу на уроке. Домашнее задание: о чём заставил меня задуматься этот рассказ? (Письменный ответ на вопрос). РР творче ская письме нная работа .


В раздел образования