Урок по рассказу Ф.А.Абрамова "О чём плачут лошади".
Автор: Гремитских Людмила Геннадьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Сийская СШ №116" Населённый пункт: п.Сия Пинежского района Архангельской области Наименование материала: разработка урока Тема: Урок по рассказу Ф.А.Абрамова "О чём плачут лошади". Раздел: среднее образование
Урок по рассказу Ф.Абрамова «О чём плачут лошади».
Тема урока: Анализ рассказа Ф.Абрамова «О чём плачут лошади».
Цель: продолжить формирование умения анализировать художественное произведение на
примере рассказа Ф.Абрамова.
Задачи:
развивать:
-умения выделять главное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически
излагать свои мысли;
-эмоциональную сферу учащихся через текст.
Учить:
-самостоятельно
работать
с
материалом,
планировать
свою
работу,
корректировать
и
оценивать;
-бережному отношению к родной природе и животным.
Предполагаемый
результат:
понимание
главной
темы,
идеи
произведения,
авторского
отношения к проблемам, поднятым в рассказе.
Оснащение:
мультимедийная
презентация
к
уроку,
тексты
с
рассказом
Абрамова,
прочитанным учащимися к уроку.
Содержание урока
Этап
учебного
занятия
Содержательная деятельность педагога
Содержательная
деятельность
обучающихся
Приме
чание
1
Постановк
а
учебной
задачи.
Организац
ионный
этап.
Мотивация
учебной
деятельнос
ти
учащихся.
-Здравствуйте,
ребята!
Сегодня
на
уроке
мы
будем
а н а л и з и р о вать
художественное произведение нашего
писателя-земляка Ф.А.Абрамова. А о
каком произведении мы будем сегодня
г о в о р и т ь ,
в ы
с к а ж е т е
с а м и ,
познакомившись с эпиграфами к уроку
на слайде:
А)Кто
не
пахарь
и
не
плотник,
а
первый на селе работник? (Загадка).
Б)
«Мы
в
ответе
за
тех,
ко го
приручили». (А.-С Экзюпери).
В)»Деточка, мы все немного лошади,
каждый
из
нас
немного
лошадь».
(В.Маяковский).
Г)Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
П о б е д и л а
с т а л ь н а я
к о н н и ц а ?
(С.Есенин).
-
Запишите
тему
урока
в
тетради.
(слайд2. Тема : Анализ рассказа Ф.А.
«О чём плачут лошади».)
-
Исходя
из
темы,
попытайтесь
сформулировать учебные задачи.
-После ответов детей вывожу задачи
Ответы детей:
-
сегодня
мы
будем
анализировать рассказ
Ф.Абрамова
«О
чём
плачут лошади».
-Записывают
т е м у
урока со слайда.
- Ответы детей: будем
анализировать
рассказ,
в ы я с н и м ,
отчего лошади плачут.
Презен
тация
по
теме
урока.
Работа
по
содерж
анию
расска
за.
урока на слайд3 (см. выше).
2
Основной
этап.
Актуализац
ия
знаний.
Усвоение
новых
знаний.
-
В ы я вл е н и е
п е р в о н ач а л ь н о г о
читательского восприятия:
-что
чувствовали,
когда
читали
рассказ?
–
Что
больше
всего
вас
затронуло?
Взволновало?
–
Какие
проблемы, на ваш взгляд, поднимает
автор?
- Какие слова-ассоциации возникают у
вас, когда вы слышите слово лошадь?
(на слайде фото лошадей).
-
Словарная
работа.
Вопрос
классу:
какие
масти
лошадей
мы
узнаём
из
рассказа?
-
Слайд4
с
лексическим
значением
с л о в
м е з е н к и
( н е к ру п н ы е ,
н о
выносливые и неприхотливые, хорошо
приспособленные к условиям Севера
лошади);
каурый
(тёмно-коричневая
масть
лошади,
отсюда
их
клички
–
Карьки,
Карюхи);
гнедой
(красно-
коричневый окрас с чёрной гривой и
хвостом, клички – Гнедки, Гнедухи);
вороной
(чёрный
окрас
лошади.
Клички – Воронки, Воронухи); чалый
(светло-коричневый,
палевый
окрас
шерсти лошади).
- Дома вы должны были посмотреть
лексическое
значение
слов
бараки,
дернина,
Иван-чай,
лесопункт,
стать,
угор. Заслушаем ваши ответы.
- С ответами детей вывожу на слайд5
Ответы детей.
В о
в р е м е н а
коллективизации поля
стали
обрабатывать
т р а кто р ом ,
г р у з ы
п е р е в о з и л и
н а
машинах,
и
лошади
стали почти не нужны
в сельском хозяйстве.
Лошади
вызывают
у
автора острое чувство
жалости,
потому
что
это
не
бездушный
м е х а н и з м ,
к а к и м
являет ся
т р а к т о р .
Лошадь
столетиями
была верным другом и
помощником
человека, и вот теперь
лошади оставлены без
ухода.
Получается,
что
человек
предал
существа, которые сам
же приручил.
- О т в е т ы :
д о б р о е ,
красивое,
преданное
животное;
незаменимая
помощь
в хозяйстве.
- Ответы детей.
-Ответы:
Барак – здание лёгкой
лексическое толкование слов.
- Какие клички лошадей мы встречаем
в
рассказе?
О
чём
говорит
это
повсеместное
увлечение
небывалыми
кличками?
После
ответов
ребят
п о д в о ж у
и т о г :
в
п е р и о д
коллективизации
клички
давались
идеологизированные.
Таким
образом
стремились
запечатлеть
образ
новой,
небывалой
жизни.
Новые
клички
выражали
устремления
народа
в
короткий
срок
достичь
результатов
(«побед») ценой разрушения векового
уклада
русской
жизни
в
деревне,
естественного течения жизни человека
в
окружающем
его
мире.
Разрушая
этот мир, человек приносил страдания
и самому себе, и всему живому вокруг.
-Аналитическая беседа по рассказу:
-Зачитайте
описание
луга
в
начале
р а с с к а з а .
К а к и м и
м ы с л я м и
и
чувствами оно проникнуто? (Слайд).
- Как ощущает себя рассказчик в мире
п р и р о д ы ?
О
ч ё м
г о в о р и т
воспоминание
о
детстве,
стоящее
в
одном ряду с воспоминанием о «мире
пахучих трав, стрекоз… и лошадей»?
-
Как
автор
описывает
лошадь?
(Не
просто как живое существо, которое
дополняет
пейзаж,
а
как
живое,
страдающее существо. Мы понимаем,
п о с т р о й к и
д л я
временного
жилья.
Дернина
–
дёрн
–
г у с т о
з а р о с ш и й
травой,
сплетённый
корнями
многолетних
растений
в е р х н и й
слой почвы. Иван-чай
– крупное травянистое
растение с пурпурно-
розовыми
цветами.
Лесопункт
–
пункт
лесозаготовки.
Стать
( з д е с ь )
–
телосложение,
общий
склад
фигуры.
Угор
(диалект.) – пригорок.
-
И д е я ,
З в е з д а ,
Победа…
-Родная
природа
в
восприятии
рассказчика
а с с о ц и и р у е т с я
с
с а м ы м
ч уд е с н ы м
временем
жизни
человека – детством.
-
У в а ж и т е л ь н о е
отношение к природе,
единство
существования с нею
у т в е р ж д а е т с я
к а к
норма жизни людей.
-
О т в е т ы
с
цитированием текста.
что кобыла Рыжуха и другие лошади и
есть
главные
действующие
герои
рассказа. «Особо-лошадинная красота
луга» даётся в резком контрасте с тем,
как
лошади
«постоянно
томились,
умирали от жажды…», что вызывает у
читателя
соответствующую
реакцию
на отношение людей к животным.)
-
В
чём
смысл
и с п о л ь з о в а н и я
фантастики
(разговор
с
лошадью)
в
рассказе?
-После
ответов
детей
подвожу
итог:
«очеловечивая»
страдания
лошади,
герой
глубже
понимает
с м ы с л
происходящих событий, способен дать
им
самостоятельную
оценку.
Он
о с о з н а ё т
т р а г и ч н о с т ь
п о т е р и
ушедшего
навсегда
прошлого
уклада
жизни, когда человек жил в гармонии с
лошадьми, со всей природой.
- Почему герой чувствует вину перед
лошадьми?
- Какие слова помогают понять, что
а вто р
с оч у в с т вуе т
ж и в о т н ы м ?
(«нелегко жилось беднягам»).
-Что бы вы сказали конюху Николке?
-
В
каком
произведении
показана
похожая
ситуация:
герой
обижает
лошадь, после чего на землю приходит
лютый холод?
-
Расскажите,
как
жилось
лошадям
раньше?
- Поясните авторское выражение: «Всё
–
конь,
всё
–
от
коня:
вся
жизнь
крестьянская с рождения до смерти».
- В чём рассказчик обманул Рыжуху?
(Не ответил искренне на её вопрос, то
е с т ь
н е
с у м е л
в з я т ь
н а
с е б я
от ве т с т ве н н о с т ь
з а
с о д е я н н о е
-Ответы детей: никто
о себе, о своих думах
и
печалях
лучше
не
расскажет, чем он сам.
- Ответы детей.
- Цитаты из текста.
- Ответы.(Зачем ты
издеваешься над
животными? Неужели
ты не видишь, что
земля вокруг
изгрызена и выбита
дочерна? Лошади
голодные, мучаются
от жажды, им негде
спрятаться от комаров
и мошкары.
- К.Г.Паустовский
«Тёплый хлеб».
- Цитирование текста.
(Лошадей лелеяли,
берегли, скребли,
чистили, хорошо
кормили).
- Ответы с
подтверждением из
текста.
-
Не
смог
искренне
ответить на её вопрос.
человеком, не принял в своё сердце её
боль и беду. Лошади словно понимали,
что от них ничего не зависит, что они
никак не могут изменить своей судьбы.
И рассказчик, не сумев взять на себя
ответственность, понял, что он тоже из
тех
существ,
от
решения
которых
ничего
не
зависит.
Он
почувствовал
своё бессилие изменить жизнь, и от
этого
на
него
навалилась
«тяжёлая
л о ш а д и н а я »
т о с к а ,
т о с к а
безысходности.
- Как поведение героя характеризует
его
речь
в
последнем
диалоге
с
лошадьми? Какую роль играет лексика
этого
фрагмента?
(Герой
не
мог
искренне
ответить
на
немой
вопрос
лошадей, нужны ли они в современной
жизни, поэтому он напускает на себя
«бесшабашную
удаль»,
говорит
с
«разуда лой
б е с ш а б а ш н о с т ь ю » ,
«театрально»,
ненатурально.
В
его
р е ч и
и з о б и л у ю т
н а м е р е н н о
искажённые,
просторечные
слова
и
выражения: покель, в энтом, без банки
не разобраться. Лексика подчёркивает
противоречие,
контраст
ме жду
естественным,
искренним
миром
природы и неестественным, лживым,
бездумным
миром
современных
людей: «Хватит забивать себе голову
всякой
ерундой»,
«модные
джинсы»,
«развязной походкой».
В
этом
фрагменте
вс т реч а ют с я
эпитеты, подчёркивающие суетливость
героя,
ложность
его
поведения,
его
растерянность,
стыд,
напускную
разухабистость: «торопливо бросил…
кусок
хлеба»,
«быстро
од е л и л
хлебом»,
«быст рой,
р а з в я з н о й
походкой».
-Как вы понимаете слова последнего
абзаца: «И вскоре я уже сам казался
себе
каким-то
нелепым,
отжившим
существом.
Существом
из
той
же
лошадиной породы». (Герой рассказа
ощущает
страдания
лошадей.
Он
чувствует
единство
всего
живого
в
мире,
а
значит,
не
способен
на
жестокость.
Нов
современной
жизни
не нужны не только лошади, но и люди
искренние,
любящие,
близкие
к
-Присутствуют
просторечные
слова,
и с к а ж е н и я
с л о в ;
показана
напускная
развязность героя.
- Ответы детей.
природе
–
об
этом
т ревожит ся
писатель).
-
Какое
нравственное
содержание
имеет
история
гибели
Карька
«на
лесном
фронте»?
(Подчёркивается
е д и н с т в о
с уд ь б ы
ч е л о в е к а
и
окружающей
его
природы,
которая
продолжает
нести
ему
помощь
и
поддержку).
- Как вы понимаете слова писателя: «В
каждом из нас, должно быть, живёт
пушкинский
вещий
Олег»?
(Автору,
вернувшемуся в деревню в 1947 году,
захотелось
увидеть
Карька,
который
с п а с а л
м н о г о д е т н у ю ,
р а н о
осиротевшую их семью от голода, но
услышал в ответ: «На лесном фронте
Богу душу отдал. Ты думаешь, только
люди в эту войну воевали». Три года
назад автор в Россохах, где когда-то
была
лесозаготовка,
искал
останки
коня, но не нашёл).
- Почему автор назвал рассказ «О чём
плачут лошади»?
- В каком из изученных произведений
автор
ставит
перед
чит ателями
подобную проблему?
- Какова идея рассказа?
- В трудные военные и
послевоенные
годы
гибли не только люди,
но и животные.
- Эти слова говорят о
том,
что
мы
хотим
у в и д е т ь
хо т я
б ы
останки тех, кто нам
помогал
ко гд а - т о ,
поклониться
памяти
животных,
которые
вечно служили нам.
-
Та ко е
н а з в а н и е
привлекает
внимание
читателей
к
главной
проблеме
рассказа
–
проблеме
ответственности
человека
за
живые
с у щ е с т в а ,
« м ы
в
ответе
за
тех,
кого
приручили».
- Л.Андреев «Кусака».
-
Рассказ
Абрамова
о б р а щ ё н
к
н а м ,
живущим
с е год н я .
Автор
хочет
сказать,
что
каждый
человек
на Земле отвечает за
будущее мира. Строки
рассказа,
возможно,
говорят
о
том,
что
человечество
погибнет, если бросит
на
произвол
судьбы
т е х
ж и в о т н ы х ,
к о т о р ы е
в е р н о
служили ему, и шире –
е с л и
н е
б у д е т
заботиться о будущем
Земли.
3
Рефлексия.
-Итак, вспомните, какие задачи были
поставлены
нами
в
начале
урока?
( С л а й д ) .
Уд а л о с ь
л и
н а м
и х
реализовать?
-
О
чём
этот
рассказ?
Как
нам
помогают в его восприятии эпиграфы?
(См. слайд выше).
- Мы самостоятельно
работали
с
текстом,
находили
гл а в н о е ,
логически
излагали
свои мысли, пришли к
пониманию
идейного
содержания рассказа и
авторской позиции.
-Обсуждения
эпиграфов к уроку.
Самооценк
а
учащихся.
- Всё ли вам было понятно при анализе
рассказа?
Что
вам
понравилось?
В ы с ка ж и т е
с в о и
в п е ч а т л е н и я ,
замечания, пожелания.
- Высказывания детей.
Выставление
оценок
за урок.
Домашнее
задание.
-
Подведение
итогов
учителем.
Выставление
оценок
за
работу
на
уроке.
Домашнее
задание:
о
чём
заставил меня задуматься этот рассказ?
(Письменный ответ на вопрос).
РР
творче
ская
письме
нная
работа
.