Автор: Тюрнина Нина Рафаиловна Должность: учитель физики Учебное заведение: МОБУ "Агалатовская СОШ" Населённый пункт: д. Агалатово, Ленинградская область Наименование материала: статья Тема: "Проектная деятельность учащихся" Раздел: среднее образование
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Проект
–
слово
иноязычное,
происходящее
от
латинского
«projects».
Его
буквальный перевод – «брошенный вперед» - толкуется в современных словарях как
«прототип,
прообраз
какого-либо
объекта,
вида
деятельности».
А
проектирование
определяется как деятельность, направленная на «промысливание того, что должно быть».
В педагогической практике под проектом чаще всего понимается учебный замысел
на появление конкретного продукта, а под учебным проектированием – деятельность по
реализации замысла (со своими этапами, шагами, логикой движения к результату).
Проектирование в целом складывается из трех этапов:
замысел – реализация – рефлексия.
В качестве источника замысла чаще всего называется проблема – научная, социальная,
практическая,
а
проектный
замысел
имеет
право
начинаться
(и
часто
начинается)
с
нормального человеческого «хочу».
Этап реализации проекта – это этап «делания».
Рефлексивный этап позволяет не только соотнести замысел с результатом, но и выделить
те способы проектной деятельности, которые были использованы.
Способность проектировать расширяет возможности человека. Осваивая способы
проектирования, обучаясь проектированию как виду жизнедеятельности – пусть через
простые учебные образцы и формы, - человек становиться свободнее и ответственнее.
Помимо этого, развиваются многие общеучебные умения и сложные комплексные
компетентности:
- умение работать с информацией,
- умение размышлять, делать выводы,
- умение принимать самостоятельные решения,
- умение работать в команде и др.
Приступая к организации ситуаций проектной деятельности для учеников, мы можем
преследовать как минимум две цели:
- научить проектированию как способу жизни и ее выстраивания;
-
развить
за
счет
психологических
ресурсов
проектной
работы
качества
человека
культурного, образованного, современного.
У
учебного
проекта
есть
еще
одна
образовательная
возможность.
А
именно:
проектная форма организации урока повышает мотивацию к учению.
Дидактические цели проектной деятельности
Универсальные
компетентности
Общеучебные навыки
Проектные умения
Мыслительные
Деятельностные
Коммуникативные
Информационные
Интеллектуальные
Организационные
Коммуникативные
Проблематизация
Целеполагание
Планирование
Осуществление деятельности
(реализация плана)
Самоанализ и рефлексия
Алгоритм работы над проектом
Этап работы над проектом
Деятельность в группе
1. Проблематизация: выделение,
формулировка и «присвоение» участниками
проблемы
У нас есть проблема: ………
Сможем ли мы сделать…….
2.Целеполагание и ожидаемый результат
(достижение цели должно способствовать
решению проблемы проекта)
Наша цель - ……..
Ресурсы -……..
Это позволит решить имеющуюся проблему
3.Планирование
А) постановка задач,
исходящих из цели
Что делать: какие шаги необходимо
осуществить на пути к конечной цели
Б) определение
последовательности
предстоящих шагов
Когда делать: в какой последовательности
будут осуществляться эти шаги
В) выбор способов
работы (технологии)
Как делать: какие потребуются «детали»,
как они будут соединяться между собой.
Распределение ролей.
4.Реализация плана
Осуществление намеченных шагов в
установленном порядке. Внесение по ходу
работы изменений.
5. Рефлексия
Оценивание, удалось ли решить имевшуюся
проблему, достичь поставленной цели.
Анализ хода работы (какие возникали идеи,
почему от них пришлось отказаться, что не
удалось и почему, какие имеются
перспективы работы).
Самооценка( как проявили свои личностные
качества участники проекта, какие
испытали эмоции, какие приобрели новые
знания и умения)
6.Презентация
Демонстрация проектного продукта и
доказательство того, что цель проекта
достигнута, проблема решена.
Самопрезентация приобретенного
участниками нового опыта.
Общеучебные умения и навыки и учебная деятельность
Виды навыков
Умения и
навыки
Виды учебной деятельности
Организационные
Планирование
учебной
деятельности
Осознание учебной задачи,
Постановка целей,
Выбор рационального и оптимального пути их
достижения,
Определение последовательности и
продолжительности этапов деятельности
Построение модели (алгоритма) деятельности
Организация
учебной
деятельности
Организация рабочего места,
Организация режима работы,
Организация самостоятельной работы,
Определение порядка и способов умственной
деятельности
Общеинтеллектуальные
Восприятие
информации
Библиографический поиск,
Чтение и конспектирование
Работа со справочниками, словарями
Слушание речи, запись прослушанного
Осознанное восприятие информации,
Управление вниманием
Наблюдение, избирательное запоминание
Мыслительная
деятельность
Осмысление учебного материала, выделение
главного
Анализ и синтез
Абстрагирование и конкретизация
Индукция – дедукция
Классификация, обобщение, систематизация
доказательств
Построение рассказа, ответа, речи,
аргументирование
Оценка и
осмысление
результатов
своей
деятельности
Самоконтроль и взаимоконтроль результатов
учебной деятельности
Оценка достоверности изложения, верности
решения
Умение проверить правильность и прочность
своих теоретических знаний и практических
навыков
Рефлексивный анализ учебной деятельности
Коммуникативные
Общение в
ходе учебной
деятельности
Умение понятно, точно, корректно излагать
свои мысли;
Умение кратко излагать свои мысли
Умение полно и развернуто излагать свои
мысли
Умение задавать вопросы
Умение отвечать на вопросы
Умение корректно возражать
Умение слышать собеседника и встать на его
точку зрения
Умение отстаивать свою позицию
Умение адаптироваться к меняющимся
обстоятельствам
Типы учебных проектов и ведущая деятельность учащихся
Тип проекта
Цель проекта
Проектный
продукт
Тип
деятельности
учащегося
Формируемая
компетентност
ь
Практико-
ориентированн
ый
Решение
практических
задач заказчика
проекта
Учебное пособие,
макеты и модели,
инструкции,
памятки,
рекомендации
Практическая
деятельность в
определенной
учебно-
предметной
области
деятельностная
Исследовательс
кий
Доказательство
или
опровержение
какой – либо
гипотезы
Результат
исследования,
оформленный
установленным
способом
Деятельность,
связанная с
экспериментирова
нием,
логическими и
мыслительными
операциями
мыслительная
Информационн
ый
Сбор
информации о
каком-либо
объекте или
явлении
Статистические
данные, результаты
опросов
общественного
мнения, обобщение
высказываний
различных авторов
по какому-либо
вопросу
Деятельность,
связанная со
сбором,
проверкой,
ранжированием
информации из
различных
источников;
общение с
людьми, как
источниками
информации
информационна
я
Творческий
Привлечение
интереса
публики к
проблеме
проекта
Произведения
литературы,
изобразительного
или декоративно-
прикладного
искусства,
видеофильмы,
плакаты, газета,
альбом и др.
Творческая
деятельность,
связанная с
получением
обратной связи от
публики
коммуникативна
я
Игровой или
ролевой
Предоставлени
е публике
опыта участия
в решении
проблемы
проекта
Мероприятие(игра,
состязание,
викторина,
экскурсия, выставка
и т.п.)
Деятельность,
связанная с
групповой
коммуникацией
коммуникативна
я