Напоминание

Воспитательная система класса


Автор: Петренко Елена Анатольевна
Должность: классный руководитель 7б класса
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: п. Ханымей
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитательная система класса
Раздел: среднее образование





Назад




Эпиграф:

«Орудием и посредником

воспитания должна быть

любовь, а целью –

ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ…»

В.Г.Белинский

Содержание

Информационная справка

Концепция воспитательной системы

Субъекты воспитательной системы

Целевая установка

Управление воспитательной системой

Ожидаемые результаты

Характеристика основополагающего вида деятельности

Описание дидактической и воспитательной подсистем

Направления воспитательной работы

Виды и формы деятельности

Законы классного коллектива

Достижения и результаты функционирования системы

Перспективы развития воспитательной системы

Список использованной литературы

Информационная справка

общие сведения о классе и история его формирования;

социальный паспорт класса;

характеристика успеваемости;

уровень воспитанности учащихся;

уровень сплоченности и развития классного коллектива;

характеристика занятости учащихся во внеурочное время;

уровень физического развития и здоровья детей.

Концепция

воспитательной системы

теоретическое обоснование необходимости создания воспитательной

системы класса;

предпосылки, послужившие отправной точкой и вызвавшие

необходимость создания воспитательной системы класса;

актуальность выбранного направления воспитательной системы;

новизна подхода в построении предложенной модели воспитательной

системы;

теоретическая база новой модели воспитательной системы;

Непосредственная формулировка концепции воспитательной системы.

Субъекты

воспитательной системы

учащиеся;

родители;

учителя-предметники.

Целевая установка

Цель построения воспитательной системы – создание благоприятной

среды для саморазвития и самовыражения ребенка.

Цель воспитания – личность, способная вести созидательный образ

жизни, имеющая активную гражданскую позицию, обладающая

экологической и экономической грамотностью, духовной

культурой, умеющая определиться и адаптироваться в условиях

современного информационного общества.

Задачи, решаемые

воспитательной системой

Задачи-доминанты:

формировать ценностное отношение к Природе как общему дому

человечества;

формировать ценностные отношения к нормам культурной жизни;

формировать представления о человеке как субъекте жизни и наивысшей

ценности на Земле;

формировать ценностное отношение к социальному устройству

человеческой жизни;

формировать жизненные позиции, развивать способности к

индивидуальному выбору жизненного пути.

Задачи, решаемые

воспитательной системой

Задачи-минимум:

Коллективный уровень

продолжить развивать в коллективе дружеские отношения, отношения

заботы, взаимопомощи и взаимоподдержки;

через деятельность микроколлективов показать значение норм, прав,

традиций в жизни коллектива класса, в жизни семьи, в жизни родного

края.

Групповой уровень

учить ребят вести обсуждение вопросов о роли норм и правил в жизни

человека и общества:

развивать умение работать в группе, в команде, коллективно решать

творческие задачи:

способствовать усвоению правил дискуссии, обсуждения, спора.

Индивидуальный уровень:

активизировать участие каждого в КТД, в выполнении поручений;

развивать у каждого культуру общения;

приучать каждого к порядку, организованности, жизни по правилам.

Управление

воспитательной системой

Описание идеи

воспитательной системы

Три основные функции воспитательной системы:

обустройство жизни ребенка в школе;

организация предметной деятельности ребенка и ученического

коллектива в целом;

организация духовной деятельности по осмыслению жизни.

Основополагающие идеи-принципы:

принцип ориентации на социальные и ценностные отношения (

за

событиями, действиями, словами, поступками, прежде всего, нужно

видеть человеческие отношения и ценности на уровне современной

культуры);

принцип субъектности (

необходимо содействовать развитию у ребенка

способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в

итоге - своей жизни);

принцип индивидуальности (

нужно уметь признавать права ученика

на уважение его личности, признавать особенности и уровень развития на

данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, признавать

права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).

Описание идеи

воспитательной системы

Дидактические принципы:

принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;

принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней

совместной деятельности детей и взрослых;

принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;

принцип высокой мотивированности любого вида деятельности;

принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;

принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства

видов деятельности;

принцип сотрудничества при организации и управлении различными

формами деятельности (индивидуальными, групповыми, коллективными);

принцип самоактуализации;

принцип выбора;

принцип творчества и успеха;

принцип доверия и поддержки.

Ожидаемые результаты

Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в

целом.

Ощущение себя равноправным членом общества.

Мотивация учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков.

Интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации

учащихся к новым учебным предметам.

Раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового

взаимодействия, работу творческого коллектива.

Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в

нестандартных ситуациях.

Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и

классного руководителя по всем вопросам.

Характеристика основополагающих

видов деятельности

познавательные

(ребенок познает объекты окружающего мира);

преобразовательные

(ребенок созидает, творит и получает от этого

особенную радость, так как может осязать продукт своего творчества);

ценностно-ориентировочные

(духовная деятельность, ребенок приобретает

личностный смысл ценностей жизни);

общение

(ребенок, взаимодействуя с другим субъектом, учится принимать

ценность Другого).

Важнейшими в этом процессе станут направления деятельности в следующих сферах:

Философическое воспитание

Решаемая задача: Учить школьников искусству поиска смысла жизни.

Диалогическое

Решаемая задача: Развивать способность смотреть и видеть, слушать и слышать, чувствовать

и находить слова, чтобы говорить об этом вслух.

Этическое

Решаемая задача: Помочь ребенку овладеть набором культурных умений и навыков,

необходимых для жизни в современном обществе.

Досуговое

Решаемая задача: Формировать эмоциональный и коммуникативный опыт. Все дети от

природы наделены различными способностями. Поэтому ребенку нужно

предоставить возможность выбора из множества различных видов

деятельности

Описание дидактической

и воспитательной подсистем

Пед. технологии

и методики

Образовательная среда

Воспитательная среда

Средства

Развивающее

обучение

Все предметы учебного плана

олимпиады, экскурсии,

познавательные мероприятия

Факультатив по русскому

языку «Речь и культура

общения»

Модульная

методика

Все предметы учебного плана

конференции, театральные

сценки, устные журналы,

творческие вечера

Исследовательские

методы

Природоведение, история,

литература, английский язык

информационные часы «По страницам

газет и журналов», «Любимые теле- и

радиопередачи»

Кружок «Краеведение»

Проектные

методы

Русский язык, литература,

история, английский язык,

технология, природоведение

создание портфолио учащегося,

буклетов, творческих проектов

КТД в детской организации

«Радуга»

Игровые

технологии

Все предметы учебного плана

ролевые игры, интеллектуальные

игры, часы рефлексии.

Кружки и спортивные секции

Групповые

технологии

Все предметы учебного плана

участие в различных патриотических и

экологических акциях, в выставках,

конкурсах, тематических классных

часах

КТД, классные часы

Информационно-

коммуникационные

Русский язык, литература,

информатика, природоведение,

английский язык

книга рекордов класса «Самый-

самый», создание электронного

портфолио, создание мультимедийных

презентаций о жизни и досуге класса

Внеурочные занятия по теме

«Основы ИКТ»

Здоровье-

сберегающие

технологии

Все предметы учебного плана

физкультминутки, подвижные игры во

время перемен, неделя здоровья,

спартакиады

Школьные спортивные секции

Направления

воспитательной работы

Школа будущих академиков

Школа искусства и этикета

Школа гражданственности

Школа выживания

Школа здоровья

Школа общения

Школа формирования коллектива

Школа для родителей

Виды и формы деятельности

Виды и формы воспитательной деятельности:

Классные собрания.

Классные часы:

лекция;

беседа;

час общения;

ролевые игры;

диспуты;

мозговой штурм;

урок творчества;

Мероприятия:

конкурсы, КВН;

викторины;

экскурсии;

походы;

вечера;

акции, проекты.

Виды и формы деятельности

Диагностики:

Исследование особенностей личности:

общие сведения;

способности;

самооценка;

темперамент;

уровень воспитанности.

Исследование межличностных отношений:

социально-психологический климат в классе;

социометрия.

Виды и формы деятельности

Направления воспитательной работы:

коллектив;

общение;

здоровье;

творчество;

учение.

Работа с родителями:

анкетирование;

беседы;

консультации;

родительские собрания;

посещение семьи;

проведение совместных часов общения классного руководителя,

родителей и детей.

Достижения и результаты

функционирования системы

Критерии эффективности функционирования системы:

уровень воспитанности учащихся;

сформированность классного коллектива, межличностные

отношения;

сформированность норм и правил внутри коллектива, не

противоречащих общечеловеческим ценностям;

стремление к успешности.

Прогнозируемые основные результаты работы по данной системе:

повышение уровня воспитанности учащихся;

достижение определенных успехов в деле сплочения коллектива;

приобретение навыков уважительного отношения к людям;

увеличение уровня познавательной активности;

возрастание уровня самостоятельности: дети сами планируют

КТД, выступают с интересными предложениями о проведении

досуга, серьезно относятся к обязанностям в классе, анализируют

свою работу, совместно решают проблемы.

Успехов Вам, уважаемые

коллеги, в построении

воспитательных систем!

Спасибо за внимание.



В раздел образования