Автор: Петренко Елена Анатольевна
Должность: классный руководитель 7б класса
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: п. Ханымей
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитательная система класса
Раздел: среднее образование
Эпиграф:
«Орудием и посредником
воспитания должна быть
любовь, а целью –
ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ…»
В.Г.Белинский
Содержание
Информационная справка
Концепция воспитательной системы
Субъекты воспитательной системы
Целевая установка
Управление воспитательной системой
Ожидаемые результаты
Характеристика основополагающего вида деятельности
Описание дидактической и воспитательной подсистем
Направления воспитательной работы
Виды и формы деятельности
Законы классного коллектива
Достижения и результаты функционирования системы
Перспективы развития воспитательной системы
Список использованной литературы
Информационная справка
общие сведения о классе и история его формирования;
социальный паспорт класса;
характеристика успеваемости;
уровень воспитанности учащихся;
уровень сплоченности и развития классного коллектива;
характеристика занятости учащихся во внеурочное время;
уровень физического развития и здоровья детей.
Концепция
воспитательной системы
теоретическое обоснование необходимости создания воспитательной
системы класса;
предпосылки, послужившие отправной точкой и вызвавшие
необходимость создания воспитательной системы класса;
актуальность выбранного направления воспитательной системы;
новизна подхода в построении предложенной модели воспитательной
системы;
теоретическая база новой модели воспитательной системы;
Непосредственная формулировка концепции воспитательной системы.
Субъекты
воспитательной системы
учащиеся;
родители;
учителя-предметники.
Целевая установка
Цель построения воспитательной системы – создание благоприятной
среды для саморазвития и самовыражения ребенка.
Цель воспитания – личность, способная вести созидательный образ
жизни, имеющая активную гражданскую позицию, обладающая
экологической и экономической грамотностью, духовной
культурой, умеющая определиться и адаптироваться в условиях
современного информационного общества.
Задачи, решаемые
воспитательной системой
Задачи-доминанты:
формировать ценностное отношение к Природе как общему дому
человечества;
формировать ценностные отношения к нормам культурной жизни;
формировать представления о человеке как субъекте жизни и наивысшей
ценности на Земле;
формировать ценностное отношение к социальному устройству
человеческой жизни;
формировать жизненные позиции, развивать способности к
индивидуальному выбору жизненного пути.
Задачи, решаемые
воспитательной системой
Задачи-минимум:
Коллективный уровень
продолжить развивать в коллективе дружеские отношения, отношения
заботы, взаимопомощи и взаимоподдержки;
через деятельность микроколлективов показать значение норм, прав,
традиций в жизни коллектива класса, в жизни семьи, в жизни родного
края.
Групповой уровень
учить ребят вести обсуждение вопросов о роли норм и правил в жизни
человека и общества:
развивать умение работать в группе, в команде, коллективно решать
творческие задачи:
способствовать усвоению правил дискуссии, обсуждения, спора.
Индивидуальный уровень:
активизировать участие каждого в КТД, в выполнении поручений;
развивать у каждого культуру общения;
приучать каждого к порядку, организованности, жизни по правилам.
Управление
воспитательной системой
Описание идеи
воспитательной системы
Три основные функции воспитательной системы:
обустройство жизни ребенка в школе;
организация предметной деятельности ребенка и ученического
коллектива в целом;
организация духовной деятельности по осмыслению жизни.
Основополагающие идеи-принципы:
принцип ориентации на социальные и ценностные отношения (
за
событиями, действиями, словами, поступками, прежде всего, нужно
видеть человеческие отношения и ценности на уровне современной
культуры);
принцип субъектности (
необходимо содействовать развитию у ребенка
способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в
итоге - своей жизни);
принцип индивидуальности (
нужно уметь признавать права ученика
на уважение его личности, признавать особенности и уровень развития на
данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, признавать
права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).
Описание идеи
воспитательной системы
Дидактические принципы:
принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней
совместной деятельности детей и взрослых;
принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
принцип высокой мотивированности любого вида деятельности;
принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;
принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства
видов деятельности;
принцип сотрудничества при организации и управлении различными
формами деятельности (индивидуальными, групповыми, коллективными);
принцип самоактуализации;
принцип выбора;
принцип творчества и успеха;
принцип доверия и поддержки.
Ожидаемые результаты
Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в
целом.
Ощущение себя равноправным членом общества.
Мотивация учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков.
Интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации
учащихся к новым учебным предметам.
Раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового
взаимодействия, работу творческого коллектива.
Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в
нестандартных ситуациях.
Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и
классного руководителя по всем вопросам.
Характеристика основополагающих
видов деятельности
познавательные
(ребенок познает объекты окружающего мира);
преобразовательные
(ребенок созидает, творит и получает от этого
особенную радость, так как может осязать продукт своего творчества);
ценностно-ориентировочные
(духовная деятельность, ребенок приобретает
личностный смысл ценностей жизни);
общение
(ребенок, взаимодействуя с другим субъектом, учится принимать
ценность Другого).
Важнейшими в этом процессе станут направления деятельности в следующих сферах:
•
Философическое воспитание
Решаемая задача: Учить школьников искусству поиска смысла жизни.
• Диалогическое
Решаемая задача: Развивать способность смотреть и видеть, слушать и слышать, чувствовать
и находить слова, чтобы говорить об этом вслух.
•
Этическое
Решаемая задача: Помочь ребенку овладеть набором культурных умений и навыков,
необходимых для жизни в современном обществе.
•
Досуговое
Решаемая задача: Формировать эмоциональный и коммуникативный опыт. Все дети от
природы наделены различными способностями. Поэтому ребенку нужно
предоставить возможность выбора из множества различных видов
деятельности
Описание дидактической
и воспитательной подсистем
Пед. технологии
и методики
Образовательная среда
Воспитательная среда
Средства
Развивающее
обучение
Все предметы учебного плана
олимпиады, экскурсии,
познавательные мероприятия
Факультатив по русскому
языку «Речь и культура
общения»
Модульная
методика
Все предметы учебного плана
конференции, театральные
сценки, устные журналы,
творческие вечера
Исследовательские
методы
Природоведение, история,
литература, английский язык
информационные часы «По страницам
газет и журналов», «Любимые теле- и
радиопередачи»
Кружок «Краеведение»
Проектные
методы
Русский язык, литература,
история, английский язык,
технология, природоведение
создание портфолио учащегося,
буклетов, творческих проектов
КТД в детской организации
«Радуга»
Игровые
технологии
Все предметы учебного плана
ролевые игры, интеллектуальные
игры, часы рефлексии.
Кружки и спортивные секции
Групповые
технологии
Все предметы учебного плана
участие в различных патриотических и
экологических акциях, в выставках,
конкурсах, тематических классных
часах
КТД, классные часы
Информационно-
коммуникационные
Русский язык, литература,
информатика, природоведение,
английский язык
книга рекордов класса «Самый-
самый», создание электронного
портфолио, создание мультимедийных
презентаций о жизни и досуге класса
Внеурочные занятия по теме
«Основы ИКТ»
Здоровье-
сберегающие
технологии
Все предметы учебного плана
физкультминутки, подвижные игры во
время перемен, неделя здоровья,
спартакиады
Школьные спортивные секции
Направления
воспитательной работы
Школа будущих академиков
Школа искусства и этикета
Школа гражданственности
Школа выживания
Школа здоровья
Школа общения
Школа формирования коллектива
Школа для родителей
Виды и формы деятельности
Виды и формы воспитательной деятельности:
Классные собрания.
Классные часы:
лекция;
беседа;
час общения;
ролевые игры;
диспуты;
мозговой штурм;
урок творчества;
Мероприятия:
конкурсы, КВН;
викторины;
экскурсии;
походы;
вечера;
акции, проекты.
Виды и формы деятельности
Диагностики:
Исследование особенностей личности:
общие сведения;
способности;
самооценка;
темперамент;
уровень воспитанности.
Исследование межличностных отношений:
социально-психологический климат в классе;
социометрия.
Виды и формы деятельности
Направления воспитательной работы:
коллектив;
общение;
здоровье;
творчество;
учение.
Работа с родителями:
анкетирование;
беседы;
консультации;
родительские собрания;
посещение семьи;
проведение совместных часов общения классного руководителя,
родителей и детей.
Достижения и результаты
функционирования системы
Критерии эффективности функционирования системы:
уровень воспитанности учащихся;
сформированность классного коллектива, межличностные
отношения;
сформированность норм и правил внутри коллектива, не
противоречащих общечеловеческим ценностям;
стремление к успешности.
Прогнозируемые основные результаты работы по данной системе:
повышение уровня воспитанности учащихся;
достижение определенных успехов в деле сплочения коллектива;
приобретение навыков уважительного отношения к людям;
увеличение уровня познавательной активности;
возрастание уровня самостоятельности: дети сами планируют
КТД, выступают с интересными предложениями о проведении
досуга, серьезно относятся к обязанностям в классе, анализируют
свою работу, совместно решают проблемы.
Успехов Вам, уважаемые
коллеги, в построении
воспитательных систем!
Спасибо за внимание.