"Формирование словаря признаков у детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации занятий с использованием конструктора ЛЕГО через ТРИЗ технологию"
Автор: Ширшикова Ирина Валерьевна Должность: заместитель заведующей по вмр Учебное заведение: МБУ детский сад № 43 "Гнездышко" Населённый пункт: Самарская область город Тольятти Наименование материала: методическая разработка Тема: "Формирование словаря признаков у детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации занятий с использованием конструктора ЛЕГО через ТРИЗ технологию" Раздел: дошкольное образование
«Формирование словаря признаков у детей с общим недоразвитием речи
в ходе реализации занятий с использованием конструктора ЛЕГО через
ТРИЗ технологию»
Заместитель заведующего по ВМР
МБУ д/с № 43 «Гнездышко»
г.о. Тольятти
Ширшикова Ирина Валерьевна
Согласно ФГОС ДО
содержание
образовательной
области
«Речевое
развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и
навыков
речевого
общения
с
окружающими
на
основе
владения
литературным
языком
своего
народа.
Целевые
ориентиры
дошкольного
образования
определяются
независимо
от
особенностей
развития
детей.
Поэтому в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с общим
недоразвитием речи решается задача синхронного выравнивания речевого и
психического
развития
детей
с
нарушением
речи.
Федеральные
государственные
образовательные
стандарты
раскрывают
направления
в
организации
коррекционной
деятельности.
В
качестве
приоритетов
определяются
такие
задачи,
как
развитие
всех
компонентов
устной
речи
детей: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной
стороны речи, связной речи – диалогической и
монологической форм в
различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение
воспитанниками нормами речи; развитие литературной речи, приобщение к
словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и
эстетического
вкуса.
В
последнее
время
значительно
увеличивается
количество
детей,
имеющих
нарушение
речи,
при
этом
наблюдаются
количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи
все
чаще
сопряжены
с
проблемами
неврологического,
психического
и
социального
порядка,
что
значительно
утяжеляет
речевую
симптоматику
нарушений. В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым
я в л я е т с я
п р и м е н е н и е
с о в р е м е н н ы х коррекционно-логопедических
технологий , направленных на звуковую и смысловую стороны речи, а также
связанные с речью процессы.
Цель
проекта:
совершенствовать
навыки
анализа
диагностических
данных
речевого
развития
дошкольников,
применения
результатов
диагностического
обследования
для
составления
программ
коррекции
речевых
нарушений,
владения
современными
технологиями
и
методами
коррекции с целью осуществления комплексного подхода к формированию
словаря
признаков
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
с
общим
недоразвитием речи
Задачи проекта:
1.
Изучить
состояние
сформированности
атрибутивного
словаря
у
детей
старшей группы с ОНР.
2. Сформировать словарь признаков в рамках изучаемых лексических тем у
детей старшей группы с ОНР.
3. Использовать элементы технологии ТРИЗ и ЛЕГО-конструирования для
формирования словаря признаков у детей старшей дошкольной группы ОНР.
Описание использования элементов педагогической технологии ТРИЗ в
коррекции
лексической
стороны
речи
(формирования
словаря
признаков).
Аннотация:
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и
исследователь.
Эти
заложенные
природой
задачи
особенно
быстро
реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет
неограниченную
возможность
придумывать
и
создавать
свои
постройки,
конструкции,
проявляя
любознательность,
сообразительность,
смекалку
и
творчество.
Ребёнок
на
опыте
познаёт
конструктивные
свойства
деталей,
возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как
дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты.
Детей увлекающихся конструированием отличают богатые фантазия и
воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание
экспериментировать,
изобретать;
у
них
развиты
пространственное,
логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это
является
основой
интеллектуального
развития
и
показателем
готовности
ребенка к школе.
В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии
уделяют
особое
внимание
детскому
конструированию.
Не
случайно
в
современных
программах
по
дошкольному
воспитанию
эта
деятельность
рассматривается как одна из ведущих.
Конструирование
из
LEGO
–
конструктора
полностью
отвечает
интересам
детей,
их
способностям
и
возможностям,
поскольку
является
исключительно детской деятельностью.
Благодаря
этой
деятельности
особенно
быстро
совершенствуются
навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с
хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь,
так
как
тонкая
моторика
рук
связана
с
центрами
речи.
Ловкие,
точные
движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой
письма.
В
настоящее
время
происходит
глобальный
пересмотр
принципов
дошкольного
образования.
В
системе
образования
детей
дошкольного
возраста
появились
новые
игры
и
развлечения.
Дети
легко
осваивают
информационно - коммуникативные средства, и традиционными наглядными
средствами их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идет
по
многим
направлениям,
затрагивая
главным
образом
формирование
личностных качеств дошкольника.
Интеграция гармонично объединяет
образовательные
области
в
единый
образовательный
процесс,
что
гарантирует высокие результаты в развитии и воспитании детей дошкольного
возраста.
В то же время педагог, должен искать интересные детям и в то же время
несложные способы развития вышеперечисленных качеств. Детей трудно
заинтересовать
абстрактными
понятиями
и
уж
тем
более
невозможно
заставить их выучить материал, если цель его изучения им непонятна. Мы
стремимся использовать разнообразные приемы и методы, понимая, что сами
должны
обучаться
современным
технологиям,
ведь
наши
воспитанники
живут в мире компьютеров, Интернета, электроники и автоматики. Они хотят
видеть
это
и
в
образовательной
деятельности,
изучать,
использовать,
понимать. Одним из таких современных методов мы считаем совместную
(дошкольники, педагоги и родители) интеграционную деятельность – лего -
конструирование. LEGO – уникальный конструктор: из его деталей можно
построить как башню, высота которой будет отмечена в Книге рекордов
Гиннесса,
так и робота, способного производить замеры освещенности и температуры
окружающего пространства или сортировать предметы по соответствующим
корзинам.
«LEGO Education», созданные не только для строительства различных
моделей, но и для развития умственных способностей детей. Их немало:
конструкторы для детей от 3 лет, дающие возможность строить не только
модели, с помощью которых можно обыгрывать бытовые сюжеты.
В дошкольном учреждении требования к LEGO - конструированию
достаточно просты. Мы учим детей создавать конструкции с опорой на
схемы.
Но
даже
это
позволяет
не
только
развивать
у
детей
навыки
конструирования,
но
и
решать
задачи
других
образовательных
областей,
предусмотренные
программой.
Используя
конструктор,
мы
ставим
перед
детьми простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые
они, сами того не замечая, обучаются.
Развитие
способностей
к
конструированию
а кт и в и з и руе т
мыслительные процессы ребенка, рождает интерес к творческому решению
поставленных
задач,
формирует
изобретательность,
самостоятельность,
инициативность,
стремление
к
поиску
нового
и
оригинального,
волевые
качества.
Наглядные модели создаются детьми в ходе разных видов
деятельности. Это рисование, конструирование, сюжетно - ролевая игра и др.
Программа
включает
такие
виды
занятий,
как
«Ознакомление
с
пространственными
отношениями»,
«Познавательно-
речевое
развитие»
«Конструирование»,
«Логика»,
«Математика»,
обеспечивающие
развитие
способностей к конструированию.
Если деятельность ребенка носит творческий характер, она заставляет
его
думать
и
становится
привлекательной.
Такая
деятельность
связана
с
созданием нового, открытием нового знания, обнаружением в самом себе
новых возможностей , а это сильный и действенный стимул к занятиям по
LEGO
-
конструированию,
к
приложению
необходимых
усилий,
направленных на преодоление возникающих трудностей.
Главной задачей LEGO - конструирования является процесс, в ходе
которого дети учатся
подбирать соответствующие детали и, выстраивая конструкции, изменять их.
Эта деятельность осуществляется в пространстве образовательной области
«Познание».
Любая образовательная деятельность немыслима без развития речевых
навыков,
поэтому
LEGO
-
конструирование
интегрируется
с
областью
образования «Коммуникация»: беседа, разъяснение различных явлений или
описание объектов. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают
об их назначении, но и отвечают на вопросы по ходу строительства, причем
на вопросы не только сверстников, но и педагогов, и, естественно, сами их
задают.
Это
развивает
коммуникативные
навыки,
так
как
в
совместной
деятельности дети могут не только поинтересоваться тем, что и как делают
другие, но и получить или дать совет о способах крепления, обменяться
деталями
или
даже
объединить
свои
модели
для
более
масштабной
конструкции.
Перед началом конструктивной деятельности дети обсуждают, что именно
они
будут
моделировать,
каково
назначение
той
или
иной
конструкции,
помогает ли она человеку в решении тех или иных задач. Так у детей
развиваются
социальные
навыки:
самостоятельность,
инициативность,
ответственность,
взаимопонимание,
необходимые
для
взаимодействия
с
другими детьми.
В
LEGO
-
конструировании
предусматривается
участие
родителей,
которые способны повлиять на развитие способностей детей и выявление их
талантов.
Дети
стремятся
соблюдать
технику
безопасности.
К
тому
же
они
постоянно следят за тем, чтобы на их рабочем столе был порядок, а все
детали конструктора в нужном количестве лежали по своим ячейкам. Эти
навыки
способствуют
развитию
областей
образования
«Социализация»,
«Труд», «Безопасность».
Художественно-эстетическое
направление
образовательной
деятельности в LEGO -
конструировании реализуется при оформлении и
преобразовании уже готовых моделей, когда может использоваться не только
конструктор,
но
и
бумага,
карандаши,
бросовый
материал
для
создания
целостного образа произведения.
Из всего вышеперечисленного мы можем сделать вывод, что LEGO -
конструирование
легко
интегрируется
практически
со
всеми
областями
образовательной деятельности.
Список литературы
1.
Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Издательство «Лань»,
2003.
2.
Выготский
Л.С.
Принципы
воспитания
физически
дефективных
детей. /Собр. соч. в 6 т. Т.5. Основы дефектологии / под.ред. Т.А.
Власовой. М.,1983.
3.
Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения:
пособие для вузов. М.: Дрофа, 2008.
4.
Коноплева
А.Н.
Интегрированное
обучение
детей
с
особенностями
психофизического
развития:
монография
/
А.Н.Коноплева,
Т.Л.
Лещинская. Мн.: НИО, 2003.
5.
Малофеев
Н.Н.,
Шматко
Н.Д.
Интеграция
и
специальные
образовательные учреждения: необходимость перемен // Дефектология.
2008. N 2. с. 86-94.
6.
Актуальные
проблемы
интегрированного
обучения.
М.:
Права
человека, 2001.
7.
Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений
и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.:
«ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
8. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Практическое пособие для
логопедов, воспитателей и родителей. -М.: Вента-граф, 2005.