Автор: Михайлец Елена Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №3"
Населённый пункт: город Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа
Наименование материала: Статья
Тема: Системно-деятельностный подход к преподаванию геометрии как необходимое условие повышения качества математического образования
Раздел: полное образование
1
Михайлец Елена Викторовна, учитель математики МАОУ «СОШ№3»
г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа
Системно-деятельностный подход к преподаванию геометрии как необходимое
условие повышения качества математического образования
Геометрия — наиболее требовательная наука к логике ее изложения. Развитие логики
и развитие интуиции — две важнейшие равноправные функции геометрического
образования. Жюль Анри Пуанкаре, великий французский ученый, внесший большой
вклад во многие разделы математики, физики, писал: «Доказывают при помощи
логики, изобретают при помощи интуиции», и я практически на каждом уроке
геометрии вспоминаю его слова. Геометрия, как, пожалуй, никакой другой предмет,
способствует развитию обоих качеств, поскольку логический и интуитивный аспекты
в этом предмете переплетаются наиболее тесно. С другой стороны, противоречие
между «сухой логикой» и «живым воображением» является едва ли не главной
причиной
всех
методических
трудностей
во
всех
вопросах
геометрического
образования.
Мы, учителя математики, бьем тревогу по поводу качества образования в целом, и как
раз модуль «Геометрия» постоянно вызывает опасения, будь то ОГЭ или ЕГЭ.
Несколько лет назад в 9 классе отдельно выделили блок геометрии и отдельно ввели
правило: чтобы сдать ОГЭ и пройти аттестационный порог в 9 классе, обучающийся
должен набрать минимум 2 балла по геометрии. И теперь мы каждый год ждем, что
процент выполнения геометрических задач на ОГЭ и ЕГЭ начнет расти, но до сих пор
задания по геометрии остаются наиболее трудными для участников экзамена.
Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний,
навыков,
умений,
качеств,
позволяющих
успешно
выполнять
определенную
деятельность. Работая по ФГОС СОО, я реализую системно-деятельностный подход к
преподаванию геометрии. Целью обучения становится не процесс, а достижение
учащимися определенного результата, и поэтому знания выступают уже не сами по
себе, а появляются через сформированные концепции, в первую очередь, через умения
решать задачи. Учителю при высоких требованиях к качеству математического
образования необходимо ориентировать учебный процесс на решение задач.
Обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через
практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание
индивидуальных учебных траекторий, развитие самостоятельности учащихся.
Важно научить учащихся самостоятельно находить путь решения задачи, уметь
анализировать, видеть общие подходы в решении однотипных задач, развивать
творческие способности и самостоятельность мышления. При подготовке к ГИА я
выстраиваю
каждому
индивидуальный
план
подготовки,
ориентируюсь
на
определённый результат по итогам мониторинга способностей моих учеников, но хочу
заметить, что без тестовой части высоких баллов не набрать. Поэтому подготовка к
задачам повышенной сложности начинается с отработки практических навыков
тестовой части, где я организую на каждом уроке системное повторения пройденного,
2
т.е. это и есть обобщение всего теоретического материала как модуля «Геометрия»,
так и модуля «Стереометрия». Я создаю на уроках ситуации, где предполагаю
продуктивную работу учащихся в малых группах. Примером может послужить
задание
, где я прошу
каждую группу решить задачу тремя разными способами. Они уже знают это
требование, т.к. при итоговом повторении материала 9 класса сообщаю ученикам тот
факт, что мы изучили весь теоретический материал и теперь будем его рационально
использовать при решении задач. Я даю свободу в мыслеизложении, т.к. до этого
всегда им озвучивала: «Есть такой и такой способ, и еще десяток других, но вы их
пока не знаете. И будет очень здорово, если вы до них сами додумаетесь». Меня
волнует конечный результат, а не процесс, и решение задач должно развивать
уверенность учащегося в том, что его знания могут быть применены. Работа в малой
группе помогает выражать свои мысли четко и ясно перед другими учениками и
учителем, учит умению анализировать и оценивать математические заключения, к
которым
пришли
другие
ученики,
и,
конечно
же,
грамотно
использовать
математический язык для четкого выражения мыслей, а также укреплять мышление
посредством коммуникативных умений. Группы решили задачу тремя разными
способами (использовали ранее выведенную формулу высоты равностороннего
треугольника, теорему Пифагора, определение тригонометрических функций в
прямоугольном треугольнике). От учащихся ожидается их умение находить сильные и
слабые стороны любого предложенного логического обоснования, т.е. они выбирают
самый рациональный способ решения, и, если ученик не видит нерациональность
рассуждений и начинает спорить: «Какая разница, и так ответ верный», я соглашаюсь.
Но на следующем уроке дам задание на время, чтобы он на своем опыте увидел, что
ему не хватает времени, когда он использует нерациональный способ, а это экономия
времени на тестовой части, чтобы быстрее перейти к решению задач повышенного
уровня.
Каждый год, набирая 10 класс, уже в первых разделах стереометрии, таких как
«Параллельность в пространстве», «Перпендикулярность в пространстве», я сразу
начинаю чувствовать уныние моих учеников. Даже мотивация высокими баллами на
ЕГЭ не помогает: «Не будем даже браться, наберем нужные баллы без геометрии». И
здесь начинается сложный этап, когда содержание учебного материала подбирается
учителем
под
результат:
составление
каждому
образовательной
траектории.
Предполагается усвоение учащимися формально-логической схемы геометрии, ее
основных понятий, достаточного набора теорем и фактов, достаточно обширной
практики (самообразования) в решении геометрических задач. Я считаю, что нужно
убеждать детей сделать попытку и начать решать задачи повышенного уровня.
Каждый урок – это деятельность, направленная на конкретную задачу. В убеждении
учеников пробовать решать задачи повышенного уровня мне помогает метод
координат. В стереометрии используется два основных метода решения задач. Первый
метод основан на аксиомах, теоремах и свойствах фигур. Он требует логической
последовательности практических рассуждений. Второй — это метод координат или
координатно-векторный метод. Стоит отметить, что изучение метода координат
является неотъемлемой частью школьного курса геометрии, так как его можно
успешно применять при решении большого числа задач, и эти задания повышенной
сложности приносят учащимся хорошие баллы.
3
Почему же метод координат? Способы решения задач с помощью метода координат
единообразные. В элементарной геометрии учащимся приходится искать особый путь
решения для каждой задачи, а здесь работа идет по определенному алгоритму,
который легко подстраивается под любую задачу. Главной ценностью метода
координат считается то, что если использовать этот метод, то нам не придется
прибегать к наглядному представлению сложных пространственных изображений. В
отношении школьного курса геометрии можно сказать, что в некоторых случаях метод
координат дает возможность строить доказательства и решать многие задачи более
рационально, красиво, чем чисто геометрическими способами, поэтому при изучении
метода координат и применении его на практике (подготовка к ЕГЭ) я преследую
следующие цели:
дать учащимся новый метод решения задач и доказательства ряда утверждений
(пункты а и б);
показать тесную связь между геометрией и алгеброй с помощью метода
координат;
способствовать развитию вычислительной и графической культуры учащихся.
Я прекрасно понимаю, что я должна научить детей решать задачи геометрическим
методом – когда требуемое утверждение выводится с помощью логических
рассуждений из ряда известных теорем, но я столкнулась с рядом. Их можно
обозначить даже как основные проблемы при изучении геометрии:
1. очень большое значение придается теории. Два урока, в общей сложности 90 минут.
А тут формулы, фигуры, правила оформления задач и ночной кошмар всех детей –
теоремы и их доказательства. И зачастую из-за нехватки времени редко объясняют,
что такое определение, свойство, признак, теорема и доказательство, какая между
ними связь и какие между ними отличия. В итоге ученик совершенно не понимает
структуры изучаемого предмета, заучивает теоремы и доказательства наизусть,
совершенно не понимая их сути. А в сложных задачах, прототипах 13,16 в ЕГЭ почти
всегда надо применять при решении очень большое количество теорем и свойств,
пользоваться одновременно всеми полученными знаниями и навыками, а зачастую и
дополнительными фактами, которые есть не во всех учебниках или встречаются в виде
задачи.
2.Ученики зачастую не «видят» чертеж, не замечают на нем уже известных теорем и
закономерностей либо при неверном построении начинают использовать свои
предположения о фигуре или свойствах фигур, которых нет в данных. А ведь именно
грамотно построенный чертеж — залог успеха при решении задачи, как минимум на
1/3.
Ученикам при выходе на итоговую аттестацию я говорю: «Какой бы путь решения ни
был выбран, успешность его использования зависит, естественно, от знания теорем и
умения их применять».
Геометрия развивает способность мыслить и анализировать. И от правильной
организации поисковой деятельности на уроке (так называем попытку найти решение
задачи) зависит, раскроется ли потенциал каждого ребенка? Сможем ли мы совместно
4
с учеником повысить не только процент выполнения, но и качество выполнения задач
по геометрии повышенного уровня.
Таким образом, системно-деятельностный подход при обучении геометрии учеников
старшей школы заключается в организации аналитической работы, нацеленной на
самостоятельный поиск решения задач и достижения результата учащимся.