Автор: Евинзон Вячеслав Сергеевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Кирово-Чепецкая санаторная школа-интернат» бюджетное учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Кирово-Чепецкая санаторная школа-интернат» поселок Перекоп, Кирово-Чепецкий район, Кировская область
Населённый пункт: поселок Перекоп, Кирово-Чепецкий район, Кировская область
Наименование материала: Внеклассная работа по физической культуре. "Мы - спортсмены"
Тема: Система организации и проведения секционных занятий и спортивно-массо-вых с детьми школьного возраста, нуждающимися в длительном лечении.
Раздел: среднее образование
Система организации и проведения секционных занятий и спортивно-массо-
вых с детьми школьного возраста, нуждающимися в длительном лечении.
Внеклассная и внешкольная работа
Ни для кого не секрет, что именно в школьном возрасте закладываются
основы здоровья человека и здорового образа жизни, а одним из необходи-
мых условий гармоничного развития личности школьника является доста-
точная двигательная активность. Стаж моей педагогической деятельности
(как учителя физической культуры сельской школы ) – 30 лет. Все эти годы
ведущие специалисты в области физической культуры нашей страны утвер-
ждали следующее: «В силу высокой учебной нагрузки в школе и дома, появ-
ления различных гаджетов, интернета, разнообразных телевизионных про-
грамм, непростой социально-экономической обстановки в стране у значи-
тельного большинства школьников отмечается дефицит двигательной ак-
тивности в режиме дня».
В последние годы эта проблема встала особенно остро. 2-3 урока физиче-
ской культуры, даже при наличии хорошей материальной базы явно недоста-
точно. В тех школах, где я работал, мы пытались решить эту проблему так
же, как и в большинстве других школ нашей страны. Уроки физической куль-
туры, оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня , кружки и спор-
тивные секции (школьные и в рамках дополнительного образования), спор-
тивно-массовые мероприятия.
К сожалению, в сельской местности не так много специалистов, обладаю-
щих необходимыми профессиональными компетенциями в области физиче-
ской культуры и спорта. Поэтому, в после урочное время, учитель физичес-
кой культуры становится тренером. Но, вовлечь всех учащихся школы в ак-
тивную спортивную деятельность, он физически не в состоянии. В сложив-
шейся ситуации значение внеклассных спортивно-массовых мероприятий
трудно переоценить.
Последние 14 лет я работаю в КОГОБУ для детей, нуждающихся в дли-
тельном лечении, «Кирово-Чепецкая санаторная школа-интернат». Это един-
ственное образовательное учреждение такого типа в области, с круглогодич-
ным пребыванием детей, которые уезжают домой только на каникулах. Ребя-
та собираются сюда из разных районов области. Школа основная (2-9 клас-
сы), количество - 200 человек. Наряду с учебной деятельностью, основное
направление – оздоровительное. Для этого здесь созданы следующие усло-
вия: медицинская часть ( специалисты – врачи и медицинские сестры, физи-
окабинет, солевая комната, комната психологической разгрузки, достаточ-
ное количество медицинских препаратов, витаминов); пятиразовое диети-
ческое питание; обязательные оздоровительные мероприятия в режиме дня –
утренняя гимнастика на свежем воздухе для 5-9 классов (проводит инструк-
тор по физической культуре), для 2-4 классов (проводят воспитатели); оздо-
ровительная гимнастика после второго урока на большой перемене для 2-6
классов – инструктор по физической культуре, прогулка на свежем возду-хе
для 7-9 классов, обязательные физкультминутки на каждом уроке. Вечером,
во время самоподготовки, для каждого класса проводится динамический час
(ФГОС.) Кроме этого, в обязанности инструктора по физической культуре
входит ежемесячное проведение (не менее двух) физкультурно – оздорови-
тельных мероприятий для всех учащихся.
Приступая к работе в санаторной школе я ознакомился с медицинской
статистикой, которая показала следующее: 10-15% детей имеют - основную
группу здоровья по физической культуре; 2-3% - специальную медицинскую
группу, остальные – подготовительную.
Педагогический и медицинский состав работников школы всячески при-
ветствовали физкультурно-оздоровительные мероприятия, но с большой ос-
торожностью относились к активной спортивной деятельности.
Начало моей педагогической деятельности в данном учебном заведении
совпало с тем, что школа получила приглашение на участие в спартакиаде
Кирово-Чепецкого района и областной спартакиаде среди детских домов и
школ-интернатов. Быть просто статистами на этих мероприятия очень не хо-
телось. Поэтому, нами был проведен своего рода педагогический экспери-
мент по вовлечению наших воспитанников в активную спортивную жизнь.
Опытом организации и проведения спортивно-массовых мероприятий и
секционных занятий мне бы хотелось поделиться. Надеюсь, что данный опыт
может быть интересен моим коллегам, как из школ-интернатов, так и обыч-
ных общеобразовательных школ.
Матеральная база по физической культуре следующая:.
спортивный зал 18х9 м.; стадион 100х60 м. с грунтовой беговой дорожкой
300 м, 60 м., сектором для метания, ямой для прыжков в длину, двумя пло-
щадками для мини-футбола; гимнастический городок (перекладины, швед-
ские стенки); класс, переоборудованный в зал борьбы; волейбольная площад-
ка на свежем воздухе; площадка для стритбола с грунтовым покрытием.
Секционная работа была организована следующим образом. Основные
общепедагогические принципы на которых строилась секционная деятель-
ность: научность, доступность для всех желающих, учет индивидуальных
особенностей занимающихся. В отличие от ДЮСШ и школ олимпийского
резерва основная направленность наших секций – спортивно-оздоровитель-
ная, а не достижение высших спортивных результатов.
Основными специализированными принципами нашей тренировочной
работы являлись: принцип волнообразности динамики нагрузок; прин-
цип цикличности тренировочного процесса; принцип непрерывности
тренировочного процесса; принцип единства общей и специальной под-
готовки спортсмена, с приоритетом ОФП, особенно на начальном этапе.
В процессе спортивной тренировки нами использовались используются
две большие группы методов:
1) общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы;
2) практические, включающие метод строго регламентированного уп-
ражнения, игровой и соревновательный методы.
В ходе проведения секционных занятий использовались различные
формы организации школьников: фронтальная, групповая, индивиду-
альная, а также самостоятельная. На начальном этапе подготовки больше
применялись фронтальная и групповая формы занятий, по мере адаптации к
нагрузкам, повышения уровня физической подготовленности, спортивного
мастерства преимущественно использовались групповая, индивидуальная,
самостоятельная формы занятий.
Занятия проводились сезонно, в соответствии с разделами и темами
учебной программы, графиком районных и областных соревнований. Такую
форму я считаю наиболее приемлемой при ограниченном количестве кадров.
В тоже время, наличие узких специалистов всячески приветствовалось. Их
секции работали круглогодично. Еще до моего прихода, в школе был органи-
зован футбольный клуб, в котором дети занимались мини-футболом в тече-
ние все-го учебного года.
Расписание секционных занятий, проводимых мною:
Сентябрь - первая половина октября – легкая атлетика (кроссовая подготов-
ка, летний полиатлон);
Октябрь - начало декабря – баскетбол;
Декабрь – март – лыжная подготовка, зимний полиатлон ;
Декабрь - середина апреля – волейбол;
Апрель – май – подготовка к легкоатлетическому многоборью, соревновани-
ям комплекса ГТО.
Конечно, у такой формы организации занятий есть свои плюсы и мину-
сы. Минусы: такая система не подходит для групп, направленнных на до-
стижение высшего спортивного мастерства в определенном виде спорта; при
не-правильной организации может сформироваться поверхностное (несе-
рьезное отношение к занятиям) у детей, понизится мотивация у наиболее
подготовленных.
Плюсы: такая система способствует комплексному развитию физических
качеств учащихся, лучшему освоению учебной программы, успешному фор-
мированию двигательных умений и навыков; обогащает новыми знаниями;
развивает коммуникативные компетенции детей, дисциплинирует их; секци-
онные занятия становятся более массовыми и доступными.
Конечно, при дефиците кадров, даже такая форма организации секцион-
ных занятий позволяет вовлечь в секционную деятельность не более 50%
учеников. Первые 6 лет я проводил все уроки, оздоровительные, вне-
классные, спортивно-массовые мероприятия, секционные занятия (кроме
мини-футбола), вывозил детей на районные и областные соревнования. Во-
влечение в спортивную соревновательную деятельность детей, не посеща-
ющих секции, осуществлялось через спортивно - массовые мероприятия. На
их организации мы остановимся позднее.
Благодаря усилиям администрации школы удалось привлечь к работе
тренеров-преподавателей по волейболу, самбо. По программе «Самбо в шко-
ле», зал ЛФК был переоборудован в зал борьбы, организована секция «Сам-
бо». Один из новых специалистов стал также проводить часы ФГОС. В ре-
зультате, спортивно-массовая работа школы получила новый импульс. Осво-
бодившееся время позволило мне увеличить количество секционных заня-
тий. Расширилась география видов спорта. Процент занимающихся значи-
тельно вырос.
Основной принцип работы всех наших секций – массовость и доступ-
ность. Занятия проводятся по возрастным группам (2-3 , 4-5 , 6-7, 8-9 кл.) -
1 раз в неделю. На начальном этапе, особенно в младших классах основная
направленность – О.Ф.П. (общая физическая подготовка). По мере взросле-
ния, адаптации детского организма к нагрузкам, увеличивается процент
С.Ф.П .(специальная физическая подготовка) , совершенствования техниче-
ских и тактических действий. Из наиболее подготовленных формируется
сборная школы, занятия с которыми проводятся 2-3 раза в неделю.
Уже в первые годы моей работы в школе, по согласованию с админи-
страцией мы перестроили работу спортивных часов (ФГОС). Их работа, по
выбору учащихся, была построена на основе спортивных игр (мини-футбол –
сентябрь, начало октября, май; баскетбол – октябрь - декабрь; волейбол – ян-
варь - апрель). Раньше их посещение было обязательно для всех школьников.
Но для детей, которые посещали секции 2 или больше раз в неделю, готови-
лись к участию в районных или областных соревнованиях физическая на-
грузка является достаточной. Небольшие размеры спортивного зала не пово-
ляют привлечь к секционным занятиям баскетболом и волейболом всех же-
лающих, а дети 2-5 классов редко попадают в состав сборных школы.
Поэтому, график проведение спортивных часов был составлен следую-
щим образом: ученики 2-5 классов посещали занятия в полном составе, в 6-
9 классах в обязательном порядке занимались только те, кто не посещал
спортивные секции по этим видам спорта, ученики старших классов объеди-
нялись в группы по параллелям, по половому признаку. Форма проведения
этих часов – учебно-тренировочное тренировочное занятие. Специалист, ра-
ботающий после меня поддержал содержание и график проведения занятий.
При таком способе организации секционной работы количество учеников по-
сещающих секционные занятия хотя бы 1 раз в неделю приблизилось к 95-
100%, 65-70% тренировались 2-4 раза в неделю.
Помимо секционных занятий, важнейшими элементами вовлечения в
спортивную деятельность являются спортивно-массовые мероприятия.
Как уже упоминалось выше, в обязанности инструктора по физической куль-
туре входит проведение не менее (1 физкультурно-оздоровительного и 1
спортивно-массового мероприятия) каждый месяц для всей школы.
Основная форма проведения внеурочных физкультурно-оздо-
ровительных мероприятий – День здоровья. Приоритетным считалось их
проведение на свежем воздухе. Варианты: различные виды «Веселых
стартов», «Школа выживания», туристический слет, полоса препятствий, фе-
стиваль подвижных игр т.д. Основные правила при их организации и прове-
дении: участвует весь класс, кроме освобожденных по состоянию здоровья,
все мероприятия, в той или иной степени, носят соревновательный характер.
Например, при прохождении полосы препятствий рассчитывается среднее
время класса, штрафные баллы, полученные каждым участником переводят-
ся в секунды и минуты, рассчитывается среднее штрафное время класса,
сумма двух этих показателей определяет общее время класса. Общее время
умножается на возрастной коэффициент. 2кл.- на 1, 3 кл.- на 1.1, 4 кл.- на 1.2,
5- на 1.3 и т.д. Класс, имеющий наименьший показатель этого произведения
выигрывает. Победители определяются в 2 группах: 2-4 классы, 5-9 классы.
Часто, при проведении этих мероприятий формируются разновозрастные ко-
манды, что способствует формированию коммуникативных компетенций
учащихся.
Важнейшая форма работы, на которой мне хотелось бы остановиться
более подробно – это внеклассные спортивно-массовые мероприятия. В
течении всего учебного года проходит школьная олимпиада. Первый День
здоровья в сентябре традиционно – спортивный праздник открытия школь-
ных Олимпийских игр. Спортивным соревнованиям предшествует красочное
открытие, как правило, в актовом зале. Формы его проведения несколько ви-
доизменяются каждый учебный год. Неизменными остаются ритуалы: подня-
тие флага; клятвы спортсменов и судей, зажжение олимпийского огня. Вто-
рая половина спортивного праздника – олимпийские эстафеты либо олим-
пийская полоса препятствий.
Школьная олимпиада проводится по следующим видам спорта:
1) кубок школы по мини-футболу – (сентябрь-октябрь).
В розыгрыше кубка принимают участие команды всех классов (2-9).
От каждого класса участвуют по 2 команды юношей и девушек; Группы со-
ревнующихся команд формируются по уровню подготовленности. Первая
команда 4 класса может играть со второй командой 6 класса , 7 с 9 классом и
т.д. Места всех 4 команд суммируются. Класс , набравший наименьшую сум-
му, становится победителем.
2) Легкоатлетический кросс (2- 3 классы-500 м., 4-9 классы-1000 м.) –
(сентябрь).
В кроссе участвуют все ученики класса, кроме освобожденных по состоянию
здоровья. Результат каждого переводится в очки, определяется среднее коли-
чество очков всего класса. Этот показатель умножается на возрастной коэф-
фициент ( 9 кл.-1; 8 кл.-1.1 и т.д.) . Победители и призеры в личном зачете
определяются в 4 возрастных группах (2-3 кл.; 4-5 кл.; 6-7 кл.; 8-9 кл.)
В эстафете принимают участие сборные классов.
3) Первенство школы по баскетболу под девизом «Играют все» -
(октябрь-ноябрь).
Начинается с «Веселых стартов с элементами баскетбола» между классами,
заканчивается праздником баскетбола, который включает в себя (конкурс
снайперов, конкурс на самый красиво заброшенный мяч «сверху», комиче-
ские конкурсы и т.д.).
В первенстве школы по баскетболу 2 и 3 классы играют в игру «10 передач»,
4-9 классы играют в баскетбол, по 2-3 команды юношей и девушек от класса.
Более подробно систему розыгрыша и определения победителей я хотел бы
изложить в отдельной статье.
4) Первенство школы по силовой гимнастике и видам комплекса ГТО -
(декабрь).
Включает в себя: подтягивание, отжимание, упражнение на пресс, наклон на
гибкость, прыжок в длину с места. Участвуют все, кроме освобожденных, оч-
ки начисляются по таблице коэффициентов, рассчитывается среднее коли-
чество очков класса.
5) Лыжный марафон (ход классический) - (январь).
Место проведения – школьный стадион (Круг – 300 м.). Участвуют все, кро-
ме освобожденных по состоянию здоровья. Время марафона для каждого
класса – 40 минут. Каждый ребенок выбирает комфортный для себя темп.
Судьи из числа учеников и воспитателей считают количество кругов, прой-
денных каждым школьником за это время. Определяются победители в лич-
ном и командном зачете. В командном зачете рассчитывается средняя ди-
станция, пройденная всеми учениками класса, умноженная на возрастной ко-
эффициент.
6) «Быстрая лыжня» (ход классический) – (февраль).
2 - 5 кл. – дистанция 1 км.; 5 - 9 классы – 2 км. Участвуют все, кроме освобо-
жденных по состоянию здоровья. Результат каждого переводится в очки,
очки начисляются по таблице коэффициентов, рассчитывается среднее коли-
чест-во очков класса. Этот показатель умножается на возрастной коэффици-
ент. В тех же возрастных группах что и в лыжном марафоне, определяются
победи-тели в личном и командном зачете.
7) Коньковый марафон (ход свободный) – (февраль).
Место проведения, участники, время, система проведения и определения по-
бедителей такая же, как и в классическом марафоне.
8) Первенство школы по лыжным гонкам – (март).
2-4 классы - 2 км., 5-9 классы – 3 км. Место проведения, участники, время,
си-стема проведения и определения победителей такая же, как и в соревнова-
ниях «Быстрая лыжня».
9) Первенство школы по волейболу, пионерболу, американке – (апрель).
Система проведения: 2-4 классы – играют в пионербол; 5-6 классы –пионер-
бол, американка; 7-9 классы – пионербол, американка, волейбол. От каждо-
го класса выставляется не менее 2 команд мальчиков и девочек. Группы со-
ревнующихся команд формируются по уровню подготовленности. Сильней-
шие команды младшего возраста могут соревноваться со 2 или 3 командами
старшего возраста (например, 4 класс с 6 и т.д.). Наиболее подготовленные
команды 5-6 классов играют в американку, остальные в пионербол. Лучшие
команды 7-9 классов играют в волейбол, вторые в американку, третьи в пио-
нербол. Командное место определяется по сумме мест 4 лучших команд клас-
са. Класс с наименьшей суммой мест и становится победителем. Первенству
предшествуют «Веселые старты с элементами волейбола». По окончанию со-
ревнований проводятся товарищеские игры между сборными школы (юно-
шей и девушек) и командами сотрудников школы.
10 ) Легкоатлетическое многоборье «Шиповка юных» - (май).
Виды: спринт 2-5 классы 30 м., 6-9 классы 60 м.; прыжок в длину с разбега;
метание мяча с разбега (вес мяча 150 гр.), кросс (девочки -600 м., мальчики-
800 м.). Результаты каждого ученика, в каждом виде многоборья переводят-
ся в очки (по таблице многоборья «Шиповка юных» для всех возрастных
групп), определяется сумма очков. Участники, набравшие наибольшую сум-
му очков, становятся победителями в своих возрастных группах. Победители
среди классов определяются по показателю ( средняя сумма очков класса ум-
ноженная на возрастной коэффициент – 9 кл.-1.0; 8 кл.-1.1, 7 - 1.2 и т.д.).
11) Первенство школы по мини-футболу – (май).
Система розыгрыша (количество команд, состав групп, определение победи-
телей) аналогична кубку школы.
Проводились также соревновния по видам спорта, не входящим в зачет
олимпиады (шахматы, шашки, дартс, настольный теннис, армреслинг). Боль-
шой интерес у школьников вызывали ежегодные пробеги до столицы бли-
жайших Олимпийских игр (кроссовые - весной и осенью, лыжные -зимой). В
выходные дни, в свободное от уроков время в учебные дни дети часто, под
руководством воспитателей, а иногда и вместе с ними участвовали в пробеге.
Для лыжных прогулок был составлен специальный график. Так как ко-
личество лыжного инвентаря в школе позволяло полноценно проводить уро-
ки и секции, но поставить одновременно на лыжи всех желающих не пред-
ставлялось возможным.
Пробеги организовывались следующим образом По карте рассчитыва-
лось расстояние от Перекопа до Олимпийской столицы. В каждом классе на-
значался ответственный, который фиксировал количество километров каж-
дого ученика класса за неделю, месяц, весь сезон. На школьном стенде еже-
недельно отображалось общее количество километров каждого класса. По
окончанию пробега рассчитывалось среднее количество километров класса,
умноженное на возрастной коэффициент, определялись победители в лич-
ном и командном зачете.
В обычных общеобразовательных школах, где я работал ранее, в общий
зачет километража класса шли километры, набранные родственниками
учени-ков (мамами, папами, бабушками, дедушками, сестрами, братьями),
что способствовало приобщению всех членов семьи к ЗОЖ.
Класс победитель школьной олимпиады в командном зачете опре-
делялся по сумме мест всех 11 видов, входящих в программу олимпиады.
Чем-пионы и призеры соревнований школьного, районного, областного уров-
ня в личном зачете награждались медалями, грамотами, кубками, призами,
подарками. Но, в нашей школе, наиболее престижной считалась победа в ко-
мандном зачете.
Ежегодно в нашем учреждении в конце учебного года проводится
праздник «День чести школы», на котором подводятся итоги деятельности
школы и классов по различным направлениям ( учеба, художественная само-
деятельность, проектная и трудовая деятельность, спорт и т.д.). Именно здесь
награждаются классы - победители и призеры школьной олимпиады, лучшие
спортсмены. Но самая престижная награда – самый спортивный класс шко-
лы (определяется по следующим показателям: выступление в олимпиаде,
днях здоровья, пробегах , представительство в сборных командах школы, от-
сутствие вредных привычек, самостоятельные занятия, помощь в организа-
ции спортивно-массовых мероприятий, в судействе.).
Данная форма организации физкультурно-оздоровительной, сек-
цион-ной, спортивно-массовой работы принесла нам следующие ре-
зультаты :
- анкетирования, проводимое в конце каждого учебного года со всеми учащи-
мися школы, показало: из года в год, внеклассные спортивно-массовые ме-
роприятия, спортивные секции занимают лидирующее положение в рейтин-
ге самых популярных мероприятий, проводимых в учебном заведении;
- за эти годы изменилась медицинская статистика (65% - основная группа по
физкультуре, 2-3% - специальная, остальные учащиеся –подготовительная);
- предложенная форма организации секционной, спортивно-массовой рабо-
ты позволила нам вовлечь в активную спортивную деятельность фактически
100% учеников школы.
Анализируя результаты выступления школы в районных и областных
соревнованиях хотелось бы внести небольшое пояснение. Кирово-Чепецкий
район, единственный район области, где нет ДЮСШ, а вся спортивная рабо-
та организуется через Дом детского творчества. Но, географически район
расположен так, что многие поселения, а значит и школы находятся недалеко
от областного центра города Кирова и второго по величине города области
Кирово-Чепецка. Многие учащиеся этих школ занимаются в различных сек-
циях ДЮСШ этих городов, становятся победителями и призерами област-
ных, окружных, всероссийских соревнований по различным видам спорта
(единоборствам, лыжным гонкам, легкой атлетике, баскетболу, волейболу,
мини-футболу, хоккею, современному пятиборью, гиревому спорту и т. д.),
а воспитанники детских домов и областных школ-интернатов часто становят-
ся победителями и призерами окружных и всероссийских соревнований, со-
ревнуясь с воспитанниками учреждений данного типа из других регионов
России и также имеют возможность посещать секционные занятия в ДЮСШ,
в тех населенных пунктах, где они расположены.
К сожалению, из-за ковидных мероприятий, последние 2 года районная
и областная спартакиада, в которых мы принимали участие, не проводились.
А за 12 предыдущих лет результаты выступления в районных и област-
ных соревнованиях следующие:
- Спартакиада Кирово-Чепецкого района (виды спорта: кросс; мини-футбол
(2 возрастные группы – 10-11 кл., 9 и младше); баскетбол – юноши, девушки,
также в 2 возрастных группах; лыжные гонки; волейбол – аналогично баскет-
болу; л/а многоборье «Шиповка юных»; спартакиада допризывной молоде-
жи; «Старты надежд» - 5кл. и младше).
Наша школа 10 последних лет подряд становилась победителем район-
ной спартакиады в общем зачете, кроссе, лыжных гонках, баскетболе (юно-
ши), «Шиповке юных»; победителем и призером соревнований по баскетбо-
лу (девушки), мини-футболу, спартакиаде допризывной молодежи, «Стартам
надежд», призером по волейболу.
- Областная спартакиада среди детских домов и школ-интернатов (виды
спорта: летний полиатлон, шашки, дартс, зимний полиатлон, настольный тен-
нис, мини-футбол, стрельба).
Наши результаты – школа многократно становилась призером и победи-
телем соревнований в общем зачете, победителем и призером соревнований в
летнем полиатлоне, мини-футболе, настольном теннисе, дартсе, стрельбе;
призером в зимнем полиатлоне, шашках.
Заканчивая наше учебное заведение многие выпускники продолжают ак-
тивно заниматься спортом, защищают честь своих новых учебных заведений
на районном, областном и даже всероссийском уровне. Некоторым из них
удалось выполнить нормативы мастеров спорта и кандидатов в мастера спор-
та
по полиатлону и лыжным гонкам. Многие наши бывшие ученики про-дол-
жают заниматься спортом самостоятельно, выступают в любительских со-
ревнованиях, приобщают к ценностям ЗОЖ своих близких.
Резюмируя все вышеизложенное можно сделать следующие выводы:
- При правильной организации и проведении, спортивные секции и внеклас-
сные спортивно-массовые мероприятия - важнейшие составляющие процес-
са физического воспитания учащихся;
- Спортивные секции и школьные соревнования – одна из самых действен-
ных мер повышения физической подготовленности учеников;
- Секционные занятия и внеклассные спортивно-массовые мероприятия поз-
воляют успешно решать задачи по пропаганде физической культуры и спор-
та, способствуют формированию ценностных ориентиров ЗОЖ, приобщения
учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями, различ-
ными видами спорта;
- Данная форма организации и проведения секционных занятий и спортивно-
массовых мероприятий создает хорошую базу для дальнейших занятий из-
бранным видом спорта, реализации спортивного потенциала наших воспи-
танников.
Список используемой литературы:
1. Аникин А.П., Ванеев В.И., Коленько Е.Н., Степанов Е.Н. Подготовка
юных лыжников. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 324 с.
2. Арямов, И.А. Особенности детского возраста/ И.А.. Арямов. -М.:
Физкультура и спорт,2008. - 87 с.
3. Афанасьев, В.А. Методика тренировки в летнем полиатлоне
[Текст] /В.А. Афанасьев.- Тамбов.: Основа, -1989 - 20 с.
4. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми: Методическое
пособие. - М.: АСТ-Астрель, 2003.
5. Башкин, С. Г. Уроки по баскетболу. - М., 2006. - 128с.
6. Белоножкин О.В. Спортивно – оздоровительные мероприятия в шко-
ле, Волгоград, Изд-во «Учитель» 2007г.
7. Беляев А.В.. Волейбол на уроке физической культуры. - 2-е изд. - М.:
Физкультура и спорт, 2005. - 144 с.
8. Беляев А.В., Булыкина Л.В. Волейбол: теория и методика трениров-
ки. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 184 с.
9. Белякова Р.Н. Физическое воспитание учащихся подготовительной
медицинской группы: Пособие для преп. физ. воспитания и мед. работ-
ников / Белякова Р.Н., Овчаров В.С. - Минск: Полымя, 1998. - 61с.
10. Блинов В.М. Оптимальное чередование упражнений в тренировке. -
М.: Проспект, 2012. - 336 с.
11. Богданов Г.П. Специальная физическая подготовка лыжников-гон-
щиков младших разрядов. - М.: Просвещение, 2013. - 192 с.
12. Бойченко С.Д. Программирование спортивной тренировки/С.Д.
Бойченко, Ю. Войнар // Мир спорта. - 2001. - №1. - 9-12.
13. Брыксина, 3. Г. Анатомия и физиология детей и подростков : учеб-
ное пособие для студентов педагогических вузов / 3. Г. Брыксина, М. Р.
Сапин. — Москва : Академия, 2004.
14. .Буйлов, Ю. Ф., Портных, Ю. И. Мини-баскетбол в школе. - М.,
2006. - 130с.
15. Васильков, Г.А. Гимнастика в режиме дня школьника / Г.А. Василь-
ков. - М.: Физкультура и спорт,2005. - 118 с.
16. Васютин, Н. В. Физкультурные праздники школьников / Н.В. Васю-
тин. - М.:
17. Ведении В.П. С чего начинается лыжная подготовка. - М.: Физ-
культура и спорт, 2013. - 316 с.
18. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. - М. : Терра-
Спорт, 2000. - 168с.
19.. Внеурочная деятельность: теория и практика. 1—11 классы / соста-
витель А. В. Енин. — 2-е изд. — Москва : ВАКО, 2017.
20. Видякин М.В. Внеклассные мероприятия по физической культуре в
средней школе Волгоград, Изд-во «Учитель» 2004г.
21. Водяницкая О.И. О занятиях с детьми, имеющими отклонения в со-
стоянии здоровья // Физическая культура в школе. - 2006. - №3. - С.7-
11.
22. Железняк Ю. Д. 120 уроков по волейболу.—М.: Физкультура и
спорт, 1970.Физкультура и спорт, 1993. - 79 с
23. 8. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. Волейбол: У истоков мастерства
/Под ред. Ю.В. Питерцева. - М., 1998. - 144 с.
24. Жилкин, А. И. Легкая атлетика : учебное пособие для студентов
высших педагогических учебных заведений / А. И. Жилкин, В. С. Кузь-
мин, Е. В. Сидорчук. — Москва : Академия, 2003.
25. Зельдович, Т. А., Кераминас, С. А. Подготовка юных баскетболи-
стов. -М.,2006. - 114с.
26. Каинов, А. Н. Организация работы спортивных секций в школе:
программы, рекомендации / автор-составитель А. Н. Каинов. — 3-е
изд., перераб. и доп. — Волгоград : Учитель, 2018
27. Набатникова, М. Я. Основы управления подготовкой юных спорт-
сменов. - М., 2009. - 66с.
28. Попов, В. Б. 555 специальных упражнений в подготовке легкоатле-
тов / В. Б. Попов. — 2-е изд., стер. — Москва : Человек, 2011.
29. Уваров, В.А. Полиатлон: Учебное пособие /В.А. Уваров, Т.С. Гиль-
мутдинов. - Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2003. - 120 с.