Автор: Фасхутдинова Эльвира Раисовна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МДОУ Д/с №6 комбинированного вида "Ласточка" Населённый пункт: город Подольск Наименование материала: Статья Тема: Изготовление пособий для музыкальных занятий Раздел: дошкольное образование
для музыкальных занятий.
Моя
история
создания
пособий
для
музыкальных
занятий
началась
с
обережной куклы без лица, принесенной коллегами- педагогами. Но я всегда
чем-то увлекалась макраме, фриволите, расписывала доски, а кукла смогла
объединить в себе все мои навыки и умения. Работа над куклой - процесс
захватывающий, всепоглощающий, который занимает все свободное время.
Вскоре я стала применять свои куклы на музыкальных занятиях, мои куклы
стали моими помощниками. Куклу из текстиля любят дети, к ней можно
прикоснуться, ее можно обнять, она мягкая и приятная на ощупь, нет страха,
что кукла может сломаться или разбиться.
В
дошкольном
возрасте
игра
является
ведущим
видом
деятельности,
а
игрушка - наглядный проводник из мира ребенка в мир взрослого. Поэтому
кукла близка как ребенку, так и взрослому. Она была рядом с ребенком во все
времена. Через игрушку можно проследить некоторые исторические линии,
моду, аксессуары, предпочтения людей того или иного времени.
Народная игрушка занимает особое место. Благодаря тому, что сохраняются
традиции,
изучаются
обряды,
связанные
с
куклой,
все
больше
людей
обращается к прошлому, изучают сами, привлекают детей. Человек, однажды
соприкоснувшись
с
куклой,
попробовав
сделать
куклу
для
дочки,
внучки,
племянницы, возвращается к этому снова и снова.
С чего все начинается? Конечно, с создания образа, который вынашивается
в
голове
долгое
время.
Образ
переносится
на
бумагу,
корректируется
и
потихонечку остается, «утверждается».Затем начинается самое интересное -
подбор материалов, цветовое решение костюма. Это еще более длительный
процесс, т.к. приходится выбирать из большого количества вариантов, иногда
одна вещь или кусок «бабушкиного» полотна решает все.
В процессе работы получаешь огромный заряд положительных эмоций,
который впоследствии передается детям. Чем больше работаешь, изучаешь
технологии,
тем
сложнее
и
совершеннее
становится
кукла.
Сочетаются
и
варьируются технологии, открываются секреты «старения» ткани, способы
набивки.Особое
место
в
коллекции
каждого
кукольника
занимают
первые
работы, куклы, с которых все начиналось. Пока шьешь, думаешь…в голове
мелодии родятся.
В детском саду ребенок узнает много нового, такого интересного и нужного,
но не всегда понятного. Давно знакомые взрослым герои сказок носят очень
необычные
имена
–
Дюймовочка,
Буратино,
Золушка…
Поэтому
важно,
рассказывая
ребенку
о
том
или
ином
персонаже
показать
малышу
иллюстрацию, фотографию из видеофильма или отвести его в Музей кукол.
А можно попробовать сделать куклу вместе. Большинство сказочных героев
имеет в основе простую конструкцию или несложную выкройку, достаточно
только захотеть. Ваш ребенок будет самозабвенно участвовать в этом процессе,
подавать
вам
инструменты,
задавать
вопросы,
выказывая
тем
самым
нетерпение и ожидая результат.
Работа
над
куклой
сравнима,
пожалуй,
с
сеансом
релаксации,
восстановлением душевного равновесия, внутренней гармонии и имеет в какой
– то степени лечебный эффект. Рождение образа происходит по- разному.
Иногда одна деталь рождает куклу, иногда подбор материалов к наряду ведет за
собой, а иногда получается совсем не то, что ожидали.
Но всегда интересно делать сказочный персонаж. Например, эльфа.
Кукла «Эльф»
Маленького, которого можно поместить на ладошке…а еще его можно
повесить на Новогоднюю елку, или поселить на замочек от сумки. Маленький
эльф будет милым подарком, например, на Новый год или на День Святого
Валентина. Ну что, готовы? Начнем?
Для работы нам понадобятся:
1.
Ножницы.
2.
Игла.
3.
Катушка ниток белого цвета.
4.
Небольшой кусок белого флиса.
5.
Небольшой кусок белого шелка.
6.
Гелевые фломастеры.
7.
Синтепон.
8.
Аксессуары: пуговка – сердечко, колокольчик.
Начинается
работа
с
выкраивания
туловища
из
кусочка
белого
шелка,
который
может
быть
заменен
любой
другой
по
качеству
тканью,
но
непременно белого цвета. Я выкраиваю руки одновременно с туловищем, хотя
кому – то легче руки вшить отдельно. Прошив выкройку туловища иголкой
вперед, оставляем сбоку место для набивки и еще раз прошиваем выкройку.
Затем, выворачиваем получившуюся деталь на другую сторону.
Набиваем ее не плотно, прошиваем отверстие, оставленное для набивки.
Прошиваем плечи и колени, обеспечивая тем самым подвижность рук и ног.
Затем слегка стягиваем деталь в районе шеи, формируя голову.
Волосы делаются из двух или трех кружков, вырезанных из флиса. Края
кружков прорезаются, образуя лепестки. Круги накладываются один на другой
и подшиваются к голове. Теперь дело за малым. Крылья.
Из
флиса
вырезается
квадрат
и
сгибается
по
диагонали,
образуя
треугольник, который мы присбираем по центру. Можно шить крылья и из
более легкой ткани, но тогда их необходимо накрахмалить.
Остается нарисовать лицо гелевыми фломастерами, подшить под крылышки
колокольчик и «дать» в руки пуговку – сердечко.
Кукла «На чайник»
Работа
с
детьми
требует
от
педагога
постоянного
поиска
различных
приемов для решения обучающих задач, приемов для удержания внимания,
которые в целом ведут к возникновению и росту познавательного интереса.
А проблема объединения предметов художественно – эстетического цикла,
проблема целостности, неделимости всех видов искусства стоит достаточно
остро. Художественно – прикладное направление является одним из ведущих, в
котором
использование
произведений
ручного
труда
является
наиболее
действенным и наглядным.
Зрительное
воздействие
достаточно
сильное
по
своему
влиянию,
а
поскольку в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра,
то игровые приемы становятся ведущими, и на первый план выходит игрушка.
А
игрушка,
сделанная
своими
руками
–
еще
более
значима
и
важна
для
ребенка.
Кукла
«На
чайник»
является
классическим
атрибутом
деревенского
чаепития, обрядовых посиделок. Но у каждой хозяйки свое видение этой
куклы. Ведь кроме практической цели («На чайник») кукла привносит еще и
эстетический смысл, она должна сочетаться с дизайном кухни, соблюдая и
цветовую гамму и определенное «свое» место.
Кроме
того,
педагоги
по
фольклору
часто
декорируют
свой
кабинет
авторскими работами, которые помогают создать ощущение дома, тепла, уюта.
Для работы понадобится:
1.
Ситец цветной и однотонный.
2.
Глина
3.
Шило, нить №40, шерстяная нить для головы.
4.
Синтепон.
5.
Краски гуашь.
6.
Бесцветный лак.
7.
Элементы декорирования(пуговицы, тесьма).
Порядок изготовления:
1 этап. Начинается работа с моделирования головы. Часто для этой цели
используется готовая глина для ручного труда. Лепится голова, формируется
лицо, которое «видит» автор. В глазные проемы вставляются две бусины.
Формируется шея, через которую сбоку и спереди шилом проделываем 2
сквозных отверстия, с помощью которых прикрепляется голова к сарафану.
Сушим голову при комнатной температуре 2 – 3 дня.
2 этап. Роспись лица. Наносим грунтовку и даем хорошо просохнуть. Затем
тонируем лицо розовой краской. В области щек тон краски сгущаем. На губы
наносим контур и прорисовываем глазницы. После высыхания наносим слой
бесцветного лака.
3 этап. Сарафан изготавливается из куска прямоугольной ткани, которая с
лицевой
стороны
декорируется
рюшами
и
карманами.
Вторым
слоем
укладывается синтепон и сверху (изнаночная сторона) подшивается таким же
по размеру куском однотонного ситца. Эти три слоя сшиваются по длине
сарафана и собираются на нитку по ширине.
4 этап. На этом этапе происходит моделирование прически из шерстяной
нити
естественных
цветов.
Можно
заплести
две
косы,
середину
клеем
укрепить на голове и из косичек свернуть «гули» и так же, клеем укрепить.
5 этап. Головной убор – чепец как и сарафан может быть многослойным,
так как пышность формы придает голове объем. Вырезается круг или 3 круга и
по краю собирается на нитку. Стягивать нужно по объему головы.
6 этап. Соединяем голову с сарафаном крепкой нитью через отверстия на
шее и прячем зону соединения под декоративный элемент – заплатку.
7 этап. Декорирование. Пригодится может все: пуговицы, тесьма, бисер и
т.д.)