Автор: Домаркас Ольга Сергеевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Старо-Челнинская СОШ"
Населённый пункт: с. Старые Челны
Наименование материала: Технологическая карта урока по географии
Тема: Погода
Раздел: среднее образование
Тема урока: «Погода и климат»
Технологическая карта урока географии в 6 классе.
Домаркас Ольга Сергеевна
Тема урока
Погода и климат
Класс
6 класс
Тип урока
Комбинированный урок
Технология построения
урока
Развивающее обучение, технология исследовательской деятельности, технология развития критического
мышления
Цель урока
Содержательная: сформировать знания о погоде, причинах ее изменения и прогнозе; познакомить с синоптическими
картами; сформировать понятие «климат»; сформировать знания о климате и его влиянии на жизнь человека.
Деятельностная: научить учащихся новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Задачи урока
Образовательные:
сформировать представление о погоде и климате, причинах, влияющих на погоду и климат
,
формировать умения ориентироваться в окружающем мире; научить работать с информацией.
Воспитательные: достигать поставленной цели, воспитывать положительное отношение к совместному труду, формировать
познавательную и творческую активность, любовь к природе, воспитывать упорство, любознательность.
Развивающие: продолжить развивать умения выдвигать гипотезы, доказывать; совершенствовать навыки работы с
источниками информации; продолжить формирование навыков анализа и систематизации информации, сравнения и обобщения
фактов, умения составления и чтения схем, установления причинно-следственных связей, умения организовать работу в паре,
группе.
Информационно-
технологические
ресурсы
Презентация, мультимедийный проектор, компьютер, учебник, географический атлас, инструктивные карточки,
оценочные
листы для каждого учащегося,
рабочие карты, шаблоны для проверки
, таблица «Воздушные массы и климаты
Земли»
.
Методы и формы
обучения
Методы: наглядный, частично-поисковый
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные понятия темы
Погода, воздушные массы, метеорология, климат, синоптическая карта
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные
ученик научится:
- объяснять значение понятий
«погода»,
«воздушная
масса», «климат»;
-
называть основные
элементы климата;
-
составлять краткую
характеристику
климатического
пояса
по
Познавательные:
- умение находить информацию в различных источниках,
анализировать и оценивать ее, преобразовывать из одной
формы в другую;
-
уметь
выделять
главное,
структурировать
учебный
материал, грамотно формулировать вопросы;
- объяснять значения новых слов;
- использовать знания в новой ситуации.
Коммуникативные:
ученик научится:
- ценить здоровье свое и окружающих, осознавать его значимость,
взаимосвязь человека с окружающей средой, ученик получит
возможность научиться бережно относиться к окружающей
среде, самому
влиять
на
положительные
и
отрицательные
изменения в повседневной жизни своей и окружающих;
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому
содержанию;
-
устанавливать
связь
между
целью
деятельности
и
ее
плану;
- описывать погоду и климат
своей местности.
- определять уровень своих
знаний о погоде и климате и
закрепить
их
в
теме
«Атмосфера»;
-
выделять,
описывать
и
объяснять
существенные
признаки
географических
объектов и явлений;
-применять
приобретенные
умения
и
навыки
в
повседневной жизни;
ученик
получит
знания
о
взаимосвязи
человека
и
окружающей
среды,
зависимости
здоровья
человека
от
состояния
окружающей среды;
ученик сможет:
-
расширить
знания
о
параметрах,
характеризующих
состояние атмосферы
;
-
выявлять
причинно-
следственные связи: погода-
воздушные массы;
- объяснять роль географии в
практической
деятельности
людей.
- слушать товарища и учителя, обосновывать свое мнение;
- самостоятельно организовывать взаимодействие при работе
в группе.
Регулятивные:
-
самостоятельно
определять
цель и
задачи учебной
деятельности, искать пути решения проблемы и средства
достижения цели;
-
участвовать
в
коллективном
обсуждении
проблемы,
интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- планировать свою работу при выполнении заданий учителя,
при самостоятельном поиске, делать выводы по результатам
своей работы;
- продолжить овладевать составляющими исследовательской
деятельности:
- уметь проводить самоконтроль, самооценку и взаимооценку
деятельности и результатов работы.
Личностные:
- стремиться к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и самопознанию;
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому
содержанию
- устанавливать связь между целью деятельности и ее
результатом
- оценивать собственный вклад в работу группы;
- научиться выбирать целевые и смысловые установки в
своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, к здоровью своему и окружающих.
результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
- уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Задачи этапа
Время
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
Формируемые УУД
1.Организационный этап
Создание
благоприятного
психологического
настроя на работу,
включение
учащихся в
учебную
деятельность
1 мин
Приветствует учеников, настраивает на работу
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рад видеть вас на своем
уроке.
Готовятся к уроку,
включаются в деловой
ритм
Коммуникативные: планирование
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Регулятивные: организация своей
учебной деятельности
Личностные: мотивация учения
2. Этап мотивации к учебной деятельности учащихся
Подготовка
мышления
учащихся и
организация
осознания ими
внутренней
потребности к
построению нового
способа действий.
2 мин Мотивирует учащихся к учебной деятельности, организует
работу с оценочными листами.
- Каждый урок мы с вами убеждаемся в том, что Природа
изобретательна. У природы еще очень много тайн, о которых
вы пока не знаете. Мы продолжим познавать их. Я
предлагаю сегодня на уроке продолжить раскрывать тайны
природы. Согласны? Тогда отправляемся в новое
путешествие.
Покажите мне, с каким настроением мы отправляемся в
путешествие. Возьмите, пожалуйста, оценочные листы,
подпишите их и в графе «Начало урока» дорисуйте смайлик в
соответствии со своим настроением (Приложение 1)
Включаются в учебную
деятельность, участвуют
в беседе, заполняют
оценочные листы
Познавательные: умение осознанно и
произвольно строить речевое
высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: умение вступать
в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении вопроса.
3. Этап актуализации знаний
Актуализация
опорных знаний и
способов действий
5 мин
- Но, что нам нужно сделать прежде, чем мы отправимся в
путь? (Приобрести «проездной билет»).
1. Хитрый вопрос. Учащиеся задают друг другу вопрос,
который они придумали дома.
2. Индивидуальная работа. «Р
азгадай кроссворд».
Решают кроссворд.
Выполняют задания
Участвуют в беседе по
повторению
Познавательные: структурирование
собственных знаний.
Коммуникативные: умение слушать
учителя и отвечать на
вопросы;
умение полно и точно
1
2
3
4
5
6
Разность между самой высокой и самой низкой
температурой.
Ветер,
резко
меняющий
свое
направление
по
сезонам.
Прибор, который измеряет направление ветра.
Скопление водяных капель или кристаллов льда,
находящихся на значительной высоте над поверхностью
Земли.
Вода в жидком или в твердом состоянии, выпавшая
на землю.
Сила, с которой воздух давит на поверхность Земли и
на все находящиеся на ней тела.
В
заимопроверка.
-Оцените работу по следующим критериям:
6 правильно угаданных слов - «5»; 4-5 слов - «4»; 3
слова - «3»; 1-2 слова - «2»
Молодцы! Проездной билет мы заработали. Вперед!
выражать свои мысли;
Регулятивные: контроль и оценка
процесса и результатов деятельности.
Личностные:
формирование
интеллектуальных умений (выделять
главное, сравнивать, строить
рассуждения, обобщать).
4. Этап целеполагания
Обеспечение
выработки и
принятие
учащимися целей
урока
3 мин Вместе с учащимися определяет тему урока, его цель
и
задачи; акцентирует внимание на значимость темы.
- Откройте секретные ящички, посмотрите, что в них.
- Как вы думаете, почему эти предметы (термометр,
барометр) сегодня у нас на уроке? Зачем нам они могут
понадобиться?
(Версии учащихся).
- О чем пойдет сегодня речь на уроке?
Определяют тему и цель
урока. Записывают тему
урока в рабочую тетрадь
по географии.
Выдвигают
предположения по
поводу изучаемой темы.
Коммуникативные: умение слушать
учителя и отвечать на
вопросы; планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками; умение полно и точно
выражать свои мысли; отвечать на
поставленный вопрос,
Давайте сформулируем тему нашего урока.
Тема урока «Погода и климат»
Учитель записывает тему на доске, ребята в тетрадях.
Какова цель нашего урока?
Цель: изучить погоду и климат.
Чтобы достичь цели нужно определить …? (Задачи)
- Опишите погоду сегодняшнего дня по вашему календарю
погоды. (Дают описание погоды).
- Кто-нибудь слушал прогноз погоды на сегодняшний день?
Совпадает ли ваше описание погоды и прогноз погоды?
- Как вы думаете, почему прогнозы погоды не всегда
совпадают с реальной погодой? (Версии учащихся).
- А вам интересно об этом узнать?
Тогда нам сегодня предстоит ответить на много вопросов:
- Что такое погода и климат? Связаны ли эти понятия между
собой?
- От чего зависит погода и климат?
- Кто и как предсказывает погоду?
Почему нас интересует, какая будет погода?
Давайте
сформулируем
задачи
нашего
урока
(версии
учащихся).
Задачи:
1. Дать определение понятиям «погода» и «климат».
2. Выяснить причины изменения погоды и климата.
3. Выяснить из каких элементов состоит прогноз погоды.
4. Научиться давать характеристику погоды и климата своей
местности.
5. Выяснить влияние климата на природу и жизнь человека.
Возьмите, пожалуйста, оценочные листы, отметьте, на каком
уровне сейчас ваши знания по этой теме.
- Хотите узнать ещё больше? (да). Тогда за дело.
Отвечают на заданные
вопросы, выявляют
причины затруднений,
работают с оценочными
листами
аргументировать.
Регулятивные: целеполагание
Познавательные: самостоятельное
выделение и формулирование
познавательной цели; воспроизводить
по памяти информацию, необходимую
для решения учебной задачи;
установление причинно-следственных
связей.
5. Этап
открытия новых знаний и способов действий
Организация
работы по
поиску и
обработке
информации
7 мин
Сейчас вы поработаете в парах.
Возьмите рабочие карты. Выполните задания.
Задание .
1. Прочитайте текст на стр. 125 – 126 §30.
2. Найдите новые понятия. Найдите их определение.
Запишите эти определения в рабочую тетрадь.
3. Приём «Инсерт». В тексте простым карандашом
помечайте символами нужную информацию.
!- определение понятия «погода»; ∆ - элементы погоды; ☼ -
свойства погоды; ∞ - причины изменения погоды.
Используя расставленные в тексте символы, заполните
таблицу.
Погода и её свойства
!
∆
☼
∞
Сделайте выводы о свойствах погоды.
4. Заполните схему «Воздушные массы и их свойства»,
используя текст на стр.126. Эту работу выполните
индивидуально. Затем обменяйтесь рабочими картами и
проверьте друг друга.
Воздушные массы
В зависимости от широты
Ответьте
на
вопрос:
Чем
отличаются
друг
от
друга
воздушные массы?
В ходе работы учитель консультирует, контролирует
выполнение работы.
Исследуют условия
учебной задачи,
обсуждают
предметные способы
решения.
Осуществляют
решение учебных
задач.
Работают с текстом,
выделяют главное,
фиксируют в рабочих
картах свое
«открытие»,
изучают рисунки,
схемы, готовят
выступление.
Осуществляют
самопроверку.
Регулятивные: участвовать в
коллективном обсуждении проблемы,
интересоваться чужим мнением,
высказывать свое, определять и
принимать цели и задачи урока
,
рефлексия своих действий
Личностные: умение соблюдать
дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам.
Коммуникативные: умение слушать
учителя и отвечать на
вопросы,
осознанно строят речевые
высказывания
Учитель предлагает сверить с шаблоном.
-
Откуда мы обычно узнаем о предстоящей погоде?
(Версии
учащихся).
Сейчас
мы
прослушаем
прогноз
погоды,
используя
аудиозапись. Перед каждым из вас карточка с элементами
погоды.
Ваша задача: на карточке отметить плюсами элементы
погоды, о которых будет идти речь. Эту работу выполняете
индивидуально. Будьте внимательны!
-Итак, о каких элементах погоды шла речь? Перечислите. О
каких элементах погоды не было сказано?
-Ребята, а знаете ли вы, кто составляет прогноз
погоды?
(Версии учащихся).
- Может ли предсказать погоду не специалист?
Например, ученик 6 класса?
(Версии учащихся).
6.
Этап первичной проверки понимания изученного
Обеспечение
восприятия,
осмысления и
первичного
запоминания
знаний и способов
действий, связей и
отношений в
объекте изучения
5 мин
Сейчас мы проверим, достаточно ли у нас знаний и умений,
чтобы предсказывать и описывать погоду.
Работа в парах.
Задание 1.
Сравните данные метеослужбы для г. Мглин на 15 февраля
2017 и 2018 годов. В 4-ом столбике + отметьте изменения,
если они произошли; знаком –, если изменений нет.
Элементы
погоды
15 февраля
2017 г.
15 февраля
2018 г.
Измене-
ния
+/-
Температура
воздуха
−3.1°C
−4.4°C
Облачность
Атмосферное
давление
756мм.
рт.ст.
756мм.
рт.ст.
Работают с
таблицами.
Самостоятельно
работают с
синоптической
картой. Дают
пояснения и
комментарии.
Регулятивные: участвовать в
коллективном обсуждении проблемы,
интересоваться чужим мнением,
высказывать свое, планировать свою
деятельность для достижения
цели,
осуществлять самоконтроль
Личностные: уважительно относиться
к учителю и одноклассникам.
Коммуникативные: умение слушать
учителя и отвечать на вопросы
Познавательные осознавать
неполноту знаний, проявлять интерес к
новому содержанию.
Влажность
82%
89%
Скорость ветра
4.8м/с
3.2м/с
Направление
ветра
С
В
Осадки
Почему прогнозы погоды, составленные для одного города в
один и тот же календарный день, но в разные годы не
совпадают?
Задание 2.
Работа с синоптической картой.
Представьте,
что
вы
группа
синоптиков.
Используя
синоптическую
карту,
вам
нужно
описать
погоду
в
конкретном городе. (Для каждой пары учащихся – свой
город).
Прежде,
чем
вы
приступите
к
выполнению
задания,
ознакомьтесь
с
легендой
карты:
какие
знаки
и
что
обозначают на карте?
В ходе работы учитель консультирует, контролирует
выполнение работы.
Учитель предлагает сверить с шаблоном.
7. Физкультминутка
1 мин Организует проведение физкультминутки
- Ребята, вы помните, что погоду можно предсказать,
используя народные приметы.
Я буду называть
приметы
погоды.
Если
примета
предвещает
солнечную погоду, то поднимите руки вверх к
солнышку,
если
–
дождливую,
то
присядьте,
спрячьтесь от дождя. Итак, начнем.
Облака плывут быстро и высоко (к солнечной).
Птицы низко летают (к дождливой).
Комары вечером вьются столбом (к солнечной).
Цветы издают сильный запах (к дождливой).
Участвуют в
физкультминутке.
Учащиеся сменили вид
деятельности и готовы
продолжить работу
Личностные: знание основ здорового
образа жизни.
Вечером сильно стрекочут кузнечики (к солнечной).
На небе мало звезд видно (к дождливой).
Жуки летают вечером (к солнечной).
8. Этап
открытия новых знаний и способов действий
Организация
работы по
поиску и
обработке
информации
5 мин
Организует работу в группе с учебником.
Задание в рабочей карте:
Найдите в учебнике на стр. 127-128 информацию о климате.
Ответьте на вопросы:
1. Что называют «климатом»? Дайте определение понятию.
Запишите это определение в тетради.
2. Различается ли климат в каждой местности земного шара?
Приведите аргументы.
3. Какие сведения нужны для того, чтобы дать
характеристику климата конкретной местности?
4. Оказывает ли влияние климат на природу и жизнь
человека? Приведите примеры.
В ходе работы учитель консультирует, контролирует
выполнение работы.
Учитель предлагает сверить с шаблоном.
Работают в группе с
учебником, отвечают на
вопросы.
Докладывают о
результатах работы.
Коммуникативные: умения работать
с текстом; ставить и отвечать на
вопросы; умение выражать свои
мысли, умение планировать учебное
сотрудничество.
Личностные: мотивировать свои
действия.
Познавательные: научиться
воспринимать и анализировать текст.
Осознавать неполноту знаний,
проявлять интерес к новому
содержанию, заполнять предложенные
схемы с опорой на прочитанный текст.
Предметные результаты:
формирование первоначальных
систематизированных представлений о
географических объектах;
приобретение опыта использования
методов географической науки
9. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Выявление
качества и уровня
овладения
знаниями и
способами
действий,
обеспечение их
коррекций,
п
остроение
5 мин
Организует работу в группе
1. Используя информацию учебника и дополнительные
источники информации, составьте описание климата нашей
местности.
Продемонстрируйте ваше описание с помощью
предложенных табличек, закрепив их на доске.
(Представители от группы выполняют задание у доски).
- Молодцы! Прекрасно поработали.
Итак, исследовательская часть закончена.
Работают в группе с
учебником.
Проводят
коллективное
исследование,
конструируют новый
способ действия или
формируют понятия.
Докладывают о
Коммуникативные: умения работать
с текстом; ставить и отвечать на
вопросы; умение выражать свои
мысли, умение планировать учебное
сотрудничество.
Личностные: мотивировать свои
действия.
Познавательные: научиться
воспринимать и анализировать
ориентированно
й основы нового
способа
действия.
результатах работы.
информацию, проводить исследование
Предметные результаты:
приобретение опыта использования
методов географической науки в
повседневной жизни
10. Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой по эталону
Определить
уровень усвоения
учащимися знаний
5 мин Организует самостоятельную работу с взаимопроверкой по
эталону.
А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы изучили
тему. Возьмите карточку с итоговой работой.
Выполните работу.
Задание 1. Вставьте пропущенные слова в тексте:
Характерные свойства погоды – это _______________ и
_______________. Основные элементы погоды:
_______________ ______________, ________________
_________________, ____________, _______________ и
________________ ___________. Главная причина изменения
погоды – постоянное перемещение _______________
__________. Воздушные массы отличаются друг от друга
главным образом ________________ и ________________.
Многолетний
режим
погоды
называют
_______________________________.
Далее организуется взаимопроверка по эталону.
-Давайте проверим, что у вас получилось.
-Поднимите руки те, кто справился с этим заданием.
Молодцы!
-Те из вас, кто испытал трудности во время изучения данной
темы, уделите больше внимания при подготовке Д/З.
Задание 2. Составьте фрагмент синоптической карты,
используя приведенные описания.
1. Стояла пасмурная погода. Облака были кучевые. Ветер
северо-западный. Его скорость 9-11 метров в секунду. Шел
дождь. Атмосферное давление составляло 740 мм. ртутного
столба. Температура воздуха была 15 С.
2. Стояла ясная погода. Облака были высококучевые. Ветер
Выполняют
самостоятельную работу
с взаимопроверкой по
эталону
Учащиеся заполняют и
сдают карточки
оценочные листы.
Сравнивают результаты,
участвуют в беседе с
учителем.
Регулятивные: прогнозирование –
предвосхищение результата и уровня
усвоения; оценка – выделение и
осознание учащимся того, что уже
усвоено и что еще подлежит усвоению.
Коммуникативные: умения работать
с текстом; ставить и отвечать на
вопросы
Личностные: мотивировать свои
действия.
юго-западный. Его скорость 4-6 метров в секунду. В низинах
стояли туманы. Атмосферное давление составляло 1018 мм.
ртутного столба. Температура воздуха была 22̊
С.
Далее организуется взаимопроверка по эталону.
-
Давайте проверим, что у вас получилось.
-Поднимите руки те, кто справился с этим заданием.
Молодцы!
Подводит итоги работы, организует заполнение оценочного
листа.
В оценочным листе заполняем графу «В конце урока».
Рисуем смайлик, подходящий под ваше настроение, и
оцениваем свои знания и работу на уроке. Сравниваем
результаты.
- Поднимите руку те, у кого оценка стала выше. У кого
осталась на том же уровне.
Покажите мне свою итоговую оценку за урок. (Поднимают
сигнальные карточки разного цвета).
Учитель оценивает учащихся.
11. Домашнее задание
Обеспечение
понимания
учащимися
содержания
и
способов
выполнения
домашнего задания
3 мин Задает домашнее задание, комментируя его.
Всем: Ответить на вопросы в конце п. 30 устно.
На выбор: придумать меры, которые нужно соблюдать при
штормовом ветре. Оформить в виде памятки.
Учащиеся записывают
задание, прослушивают
инструктаж
Регулятивные
Волевая саморегуляция.
Оценка своих возможностей, выбор
посильного уровня задания.
Личностные
Адекватное реагирование на
трудности.
12. Этап рефлексии учебной деятельности
Рефлексия
3 мин Благодарит учащихся за работу на уроке.
- Урок наш подходит к концу.
- Молодцы! Спасибо большое всем за работу!
Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?
Участвуют в беседе с
учителем.
Регулятивные: оценивание
собственной деятельности на уроке
Используемая литература
1.
География. Начальный курс. 6 класс. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2016. – 159 с.: ил.
2.
География. Начальный курс. 6 класс. Т.П. Громова. Методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой. - М:
Дрофа, 2018 – 148 с..