Напоминание

Погода


Автор: Домаркас Ольга Сергеевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Старо-Челнинская СОШ"
Населённый пункт: с. Старые Челны
Наименование материала: Технологическая карта урока по географии
Тема: Погода
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока: «Погода и климат»

Технологическая карта урока географии в 6 классе.

Домаркас Ольга Сергеевна

Тема урока

Погода и климат

Класс

6 класс

Тип урока

Комбинированный урок

Технология построения

урока

Развивающее обучение, технология исследовательской деятельности, технология развития критического

мышления

Цель урока

Содержательная: сформировать знания о погоде, причинах ее изменения и прогнозе; познакомить с синоптическими

картами; сформировать понятие «климат»; сформировать знания о климате и его влиянии на жизнь человека.

Деятельностная: научить учащихся новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Задачи урока

Образовательные:

сформировать представление о погоде и климате, причинах, влияющих на погоду и климат

,

формировать умения ориентироваться в окружающем мире; научить работать с информацией.

Воспитательные: достигать поставленной цели, воспитывать положительное отношение к совместному труду, формировать

познавательную и творческую активность, любовь к природе, воспитывать упорство, любознательность.

Развивающие: продолжить развивать умения выдвигать гипотезы, доказывать; совершенствовать навыки работы с

источниками информации; продолжить формирование навыков анализа и систематизации информации, сравнения и обобщения

фактов, умения составления и чтения схем, установления причинно-следственных связей, умения организовать работу в паре,

группе.

Информационно-

технологические

ресурсы

Презентация, мультимедийный проектор, компьютер, учебник, географический атлас, инструктивные карточки,

оценочные

листы для каждого учащегося,

рабочие карты, шаблоны для проверки

, таблица «Воздушные массы и климаты

Земли»

.

Методы и формы

обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные понятия темы

Погода, воздушные массы, метеорология, климат, синоптическая карта

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

ученик научится:

- объяснять значение понятий

«погода»,

«воздушная

масса», «климат»;

-

называть основные

элементы климата;

-

составлять краткую

характеристику

климатического

пояса

по

Познавательные:

- умение находить информацию в различных источниках,

анализировать и оценивать ее, преобразовывать из одной

формы в другую;

-

уметь

выделять

главное,

структурировать

учебный

материал, грамотно формулировать вопросы;

- объяснять значения новых слов;

- использовать знания в новой ситуации.

Коммуникативные:

ученик научится:

- ценить здоровье свое и окружающих, осознавать его значимость,

взаимосвязь человека с окружающей средой, ученик получит

возможность научиться бережно относиться к окружающей

среде, самому

влиять

на

положительные

и

отрицательные

изменения в повседневной жизни своей и окружающих;

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому

содержанию;

-

устанавливать

связь

между

целью

деятельности

и

ее

плану;

- описывать погоду и климат

своей местности.

- определять уровень своих

знаний о погоде и климате и

закрепить

их

в

теме

«Атмосфера»;

-

выделять,

описывать

и

объяснять

существенные

признаки

географических

объектов и явлений;

-применять

приобретенные

умения

и

навыки

в

повседневной жизни;

ученик

получит

знания

о

взаимосвязи

человека

и

окружающей

среды,

зависимости

здоровья

человека

от

состояния

окружающей среды;

ученик сможет:

-

расширить

знания

о

параметрах,

характеризующих

состояние атмосферы

;

-

выявлять

причинно-

следственные связи: погода-

воздушные массы;

- объяснять роль географии в

практической

деятельности

людей.

- слушать товарища и учителя, обосновывать свое мнение;

- самостоятельно организовывать взаимодействие при работе

в группе.

Регулятивные:

-

самостоятельно

определять

цель и

задачи учебной

деятельности, искать пути решения проблемы и средства

достижения цели;

-

участвовать

в

коллективном

обсуждении

проблемы,

интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- планировать свою работу при выполнении заданий учителя,

при самостоятельном поиске, делать выводы по результатам

своей работы;

- продолжить овладевать составляющими исследовательской

деятельности:

- уметь проводить самоконтроль, самооценку и взаимооценку

деятельности и результатов работы.

Личностные:

- стремиться к саморазвитию и самообразованию на основе

мотивации к обучению и самопознанию;

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому

содержанию

- устанавливать связь между целью деятельности и ее

результатом

- оценивать собственный вклад в работу группы;

- научиться выбирать целевые и смысловые установки в

своих действиях и поступках по отношению к живой

природе, к здоровью своему и окружающих.

результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

- уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Задачи этапа

Время

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Формируемые УУД

1.Организационный этап

Создание

благоприятного

психологического

настроя на работу,

включение

учащихся в

учебную

деятельность

1 мин

Приветствует учеников, настраивает на работу

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рад видеть вас на своем

уроке.

Готовятся к уроку,

включаются в деловой

ритм

Коммуникативные: планирование

сотрудничества с учителем и

сверстниками.

Регулятивные: организация своей

учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Этап мотивации к учебной деятельности учащихся

Подготовка

мышления

учащихся и

организация

осознания ими

внутренней

потребности к

построению нового

способа действий.

2 мин Мотивирует учащихся к учебной деятельности, организует

работу с оценочными листами.

- Каждый урок мы с вами убеждаемся в том, что Природа

изобретательна. У природы еще очень много тайн, о которых

вы пока не знаете. Мы продолжим познавать их. Я

предлагаю сегодня на уроке продолжить раскрывать тайны

природы. Согласны? Тогда отправляемся в новое

путешествие.

Покажите мне, с каким настроением мы отправляемся в

путешествие. Возьмите, пожалуйста, оценочные листы,

подпишите их и в графе «Начало урока» дорисуйте смайлик в

соответствии со своим настроением (Приложение 1)

Включаются в учебную

деятельность, участвуют

в беседе, заполняют

оценочные листы

Познавательные: умение осознанно и

произвольно строить речевое

высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение вступать

в диалог, участвовать в коллективном

обсуждении вопроса.

3. Этап актуализации знаний

Актуализация

опорных знаний и

способов действий

5 мин

- Но, что нам нужно сделать прежде, чем мы отправимся в

путь? (Приобрести «проездной билет»).

1. Хитрый вопрос. Учащиеся задают друг другу вопрос,

который они придумали дома.

2. Индивидуальная работа. «Р

азгадай кроссворд».

Решают кроссворд.

Выполняют задания

Участвуют в беседе по

повторению

Познавательные: структурирование

собственных знаний.

Коммуникативные: умение слушать

учителя и отвечать на

вопросы;

умение полно и точно

1

2

3

4

5

6

Разность между самой высокой и самой низкой

температурой.

Ветер,

резко

меняющий

свое

направление

по

сезонам.

Прибор, который измеряет направление ветра.

Скопление водяных капель или кристаллов льда,

находящихся на значительной высоте над поверхностью

Земли.

Вода в жидком или в твердом состоянии, выпавшая

на землю.

Сила, с которой воздух давит на поверхность Земли и

на все находящиеся на ней тела.

В

заимопроверка.

-Оцените работу по следующим критериям:

6 правильно угаданных слов - «5»; 4-5 слов - «4»; 3

слова - «3»; 1-2 слова - «2»

Молодцы! Проездной билет мы заработали. Вперед!

выражать свои мысли;

Регулятивные: контроль и оценка

процесса и результатов деятельности.

Личностные:

формирование

интеллектуальных умений (выделять

главное, сравнивать, строить

рассуждения, обобщать).

4. Этап целеполагания

Обеспечение

выработки и

принятие

учащимися целей

урока

3 мин Вместе с учащимися определяет тему урока, его цель

и

задачи; акцентирует внимание на значимость темы.

- Откройте секретные ящички, посмотрите, что в них.

- Как вы думаете, почему эти предметы (термометр,

барометр) сегодня у нас на уроке? Зачем нам они могут

понадобиться?

(Версии учащихся).

- О чем пойдет сегодня речь на уроке?

Определяют тему и цель

урока. Записывают тему

урока в рабочую тетрадь

по географии.

Выдвигают

предположения по

поводу изучаемой темы.

Коммуникативные: умение слушать

учителя и отвечать на

вопросы; планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками; умение полно и точно

выражать свои мысли; отвечать на

поставленный вопрос,

Давайте сформулируем тему нашего урока.

Тема урока «Погода и климат»

Учитель записывает тему на доске, ребята в тетрадях.

Какова цель нашего урока?

Цель: изучить погоду и климат.

Чтобы достичь цели нужно определить …? (Задачи)

- Опишите погоду сегодняшнего дня по вашему календарю

погоды. (Дают описание погоды).

- Кто-нибудь слушал прогноз погоды на сегодняшний день?

Совпадает ли ваше описание погоды и прогноз погоды?

- Как вы думаете, почему прогнозы погоды не всегда

совпадают с реальной погодой? (Версии учащихся).

- А вам интересно об этом узнать?

Тогда нам сегодня предстоит ответить на много вопросов:

- Что такое погода и климат? Связаны ли эти понятия между

собой?

- От чего зависит погода и климат?

- Кто и как предсказывает погоду?

Почему нас интересует, какая будет погода?

Давайте

сформулируем

задачи

нашего

урока

(версии

учащихся).

Задачи:

1. Дать определение понятиям «погода» и «климат».

2. Выяснить причины изменения погоды и климата.

3. Выяснить из каких элементов состоит прогноз погоды.

4. Научиться давать характеристику погоды и климата своей

местности.

5. Выяснить влияние климата на природу и жизнь человека.

Возьмите, пожалуйста, оценочные листы, отметьте, на каком

уровне сейчас ваши знания по этой теме.

- Хотите узнать ещё больше? (да). Тогда за дело.

Отвечают на заданные

вопросы, выявляют

причины затруднений,

работают с оценочными

листами

аргументировать.

Регулятивные: целеполагание

Познавательные: самостоятельное

выделение и формулирование

познавательной цели; воспроизводить

по памяти информацию, необходимую

для решения учебной задачи;

установление причинно-следственных

связей.

5. Этап

открытия новых знаний и способов действий

Организация

работы по

поиску и

обработке

информации

7 мин

Сейчас вы поработаете в парах.

Возьмите рабочие карты. Выполните задания.

Задание .

1. Прочитайте текст на стр. 125 – 126 §30.

2. Найдите новые понятия. Найдите их определение.

Запишите эти определения в рабочую тетрадь.

3. Приём «Инсерт». В тексте простым карандашом

помечайте символами нужную информацию.

!- определение понятия «погода»; ∆ - элементы погоды; ☼ -

свойства погоды; ∞ - причины изменения погоды.

Используя расставленные в тексте символы, заполните

таблицу.

Погода и её свойства

!

Сделайте выводы о свойствах погоды.

4. Заполните схему «Воздушные массы и их свойства»,

используя текст на стр.126. Эту работу выполните

индивидуально. Затем обменяйтесь рабочими картами и

проверьте друг друга.

Воздушные массы

В зависимости от широты

Ответьте

на

вопрос:

Чем

отличаются

друг

от

друга

воздушные массы?

В ходе работы учитель консультирует, контролирует

выполнение работы.

Исследуют условия

учебной задачи,

обсуждают

предметные способы

решения.

Осуществляют

решение учебных

задач.

Работают с текстом,

выделяют главное,

фиксируют в рабочих

картах свое

«открытие»,

изучают рисунки,

схемы, готовят

выступление.

Осуществляют

самопроверку.

Регулятивные: участвовать в

коллективном обсуждении проблемы,

интересоваться чужим мнением,

высказывать свое, определять и

принимать цели и задачи урока

,

рефлексия своих действий

Личностные: умение соблюдать

дисциплину на уроке, уважительно

относиться к учителю и

одноклассникам.

Коммуникативные: умение слушать

учителя и отвечать на

вопросы,

осознанно строят речевые

высказывания

Учитель предлагает сверить с шаблоном.

-

Откуда мы обычно узнаем о предстоящей погоде?

(Версии

учащихся).

Сейчас

мы

прослушаем

прогноз

погоды,

используя

аудиозапись. Перед каждым из вас карточка с элементами

погоды.

Ваша задача: на карточке отметить плюсами элементы

погоды, о которых будет идти речь. Эту работу выполняете

индивидуально. Будьте внимательны!

-Итак, о каких элементах погоды шла речь? Перечислите. О

каких элементах погоды не было сказано?

-Ребята, а знаете ли вы, кто составляет прогноз

погоды?

(Версии учащихся).

- Может ли предсказать погоду не специалист?

Например, ученик 6 класса?

(Версии учащихся).

6.

Этап первичной проверки понимания изученного

Обеспечение

восприятия,

осмысления и

первичного

запоминания

знаний и способов

действий, связей и

отношений в

объекте изучения

5 мин

Сейчас мы проверим, достаточно ли у нас знаний и умений,

чтобы предсказывать и описывать погоду.

Работа в парах.

Задание 1.

Сравните данные метеослужбы для г. Мглин на 15 февраля

2017 и 2018 годов. В 4-ом столбике + отметьте изменения,

если они произошли; знаком –, если изменений нет.

Элементы

погоды

15 февраля

2017 г.

15 февраля

2018 г.

Измене-

ния

+/-

Температура

воздуха

−3.1°C

−4.4°C

Облачность

Атмосферное

давление

756мм.

рт.ст.

756мм.

рт.ст.

Работают с

таблицами.

Самостоятельно

работают с

синоптической

картой. Дают

пояснения и

комментарии.

Регулятивные: участвовать в

коллективном обсуждении проблемы,

интересоваться чужим мнением,

высказывать свое, планировать свою

деятельность для достижения

цели,

осуществлять самоконтроль

Личностные: уважительно относиться

к учителю и одноклассникам.

Коммуникативные: умение слушать

учителя и отвечать на вопросы

Познавательные осознавать

неполноту знаний, проявлять интерес к

новому содержанию.

Влажность

82%

89%

Скорость ветра

4.8м/с

3.2м/с

Направление

ветра

С

В

Осадки

Почему прогнозы погоды, составленные для одного города в

один и тот же календарный день, но в разные годы не

совпадают?

Задание 2.

Работа с синоптической картой.

Представьте,

что

вы

группа

синоптиков.

Используя

синоптическую

карту,

вам

нужно

описать

погоду

в

конкретном городе. (Для каждой пары учащихся – свой

город).

Прежде,

чем

вы

приступите

к

выполнению

задания,

ознакомьтесь

с

легендой

карты:

какие

знаки

и

что

обозначают на карте?

В ходе работы учитель консультирует, контролирует

выполнение работы.

Учитель предлагает сверить с шаблоном.

7. Физкультминутка

1 мин Организует проведение физкультминутки

- Ребята, вы помните, что погоду можно предсказать,

используя народные приметы.

Я буду называть

приметы

погоды.

Если

примета

предвещает

солнечную погоду, то поднимите руки вверх к

солнышку,

если

дождливую,

то

присядьте,

спрячьтесь от дождя. Итак, начнем.

Облака плывут быстро и высоко (к солнечной).

Птицы низко летают (к дождливой).

Комары вечером вьются столбом (к солнечной).

Цветы издают сильный запах (к дождливой).

Участвуют в

физкультминутке.

Учащиеся сменили вид

деятельности и готовы

продолжить работу

Личностные: знание основ здорового

образа жизни.

Вечером сильно стрекочут кузнечики (к солнечной).

На небе мало звезд видно (к дождливой).

Жуки летают вечером (к солнечной).

8. Этап

открытия новых знаний и способов действий

Организация

работы по

поиску и

обработке

информации

5 мин

Организует работу в группе с учебником.

Задание в рабочей карте:

Найдите в учебнике на стр. 127-128 информацию о климате.

Ответьте на вопросы:

1. Что называют «климатом»? Дайте определение понятию.

Запишите это определение в тетради.

2. Различается ли климат в каждой местности земного шара?

Приведите аргументы.

3. Какие сведения нужны для того, чтобы дать

характеристику климата конкретной местности?

4. Оказывает ли влияние климат на природу и жизнь

человека? Приведите примеры.

В ходе работы учитель консультирует, контролирует

выполнение работы.

Учитель предлагает сверить с шаблоном.

Работают в группе с

учебником, отвечают на

вопросы.

Докладывают о

результатах работы.

Коммуникативные: умения работать

с текстом; ставить и отвечать на

вопросы; умение выражать свои

мысли, умение планировать учебное

сотрудничество.

Личностные: мотивировать свои

действия.

Познавательные: научиться

воспринимать и анализировать текст.

Осознавать неполноту знаний,

проявлять интерес к новому

содержанию, заполнять предложенные

схемы с опорой на прочитанный текст.

Предметные результаты:

формирование первоначальных

систематизированных представлений о

географических объектах;

приобретение опыта использования

методов географической науки

9. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Выявление

качества и уровня

овладения

знаниями и

способами

действий,

обеспечение их

коррекций,

п

остроение

5 мин

Организует работу в группе

1. Используя информацию учебника и дополнительные

источники информации, составьте описание климата нашей

местности.

Продемонстрируйте ваше описание с помощью

предложенных табличек, закрепив их на доске.

(Представители от группы выполняют задание у доски).

- Молодцы! Прекрасно поработали.

Итак, исследовательская часть закончена.

Работают в группе с

учебником.

Проводят

коллективное

исследование,

конструируют новый

способ действия или

формируют понятия.

Докладывают о

Коммуникативные: умения работать

с текстом; ставить и отвечать на

вопросы; умение выражать свои

мысли, умение планировать учебное

сотрудничество.

Личностные: мотивировать свои

действия.

Познавательные: научиться

воспринимать и анализировать

ориентированно

й основы нового

способа

действия.

результатах работы.

информацию, проводить исследование

Предметные результаты:

приобретение опыта использования

методов географической науки в

повседневной жизни

10. Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой по эталону

Определить

уровень усвоения

учащимися знаний

5 мин Организует самостоятельную работу с взаимопроверкой по

эталону.

А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы изучили

тему. Возьмите карточку с итоговой работой.

Выполните работу.

Задание 1. Вставьте пропущенные слова в тексте:

Характерные свойства погоды – это _______________ и

_______________. Основные элементы погоды:

_______________ ______________, ________________

_________________, ____________, _______________ и

________________ ___________. Главная причина изменения

погоды – постоянное перемещение _______________

__________. Воздушные массы отличаются друг от друга

главным образом ________________ и ________________.

Многолетний

режим

погоды

называют

_______________________________.

Далее организуется взаимопроверка по эталону.

-Давайте проверим, что у вас получилось.

-Поднимите руки те, кто справился с этим заданием.

Молодцы!

-Те из вас, кто испытал трудности во время изучения данной

темы, уделите больше внимания при подготовке Д/З.

Задание 2. Составьте фрагмент синоптической карты,

используя приведенные описания.

1. Стояла пасмурная погода. Облака были кучевые. Ветер

северо-западный. Его скорость 9-11 метров в секунду. Шел

дождь. Атмосферное давление составляло 740 мм. ртутного

столба. Температура воздуха была 15 С.

2. Стояла ясная погода. Облака были высококучевые. Ветер

Выполняют

самостоятельную работу

с взаимопроверкой по

эталону

Учащиеся заполняют и

сдают карточки

оценочные листы.

Сравнивают результаты,

участвуют в беседе с

учителем.

Регулятивные: прогнозирование –

предвосхищение результата и уровня

усвоения; оценка – выделение и

осознание учащимся того, что уже

усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные: умения работать

с текстом; ставить и отвечать на

вопросы

Личностные: мотивировать свои

действия.

юго-западный. Его скорость 4-6 метров в секунду. В низинах

стояли туманы. Атмосферное давление составляло 1018 мм.

ртутного столба. Температура воздуха была 22̊

С.

Далее организуется взаимопроверка по эталону.

-

Давайте проверим, что у вас получилось.

-Поднимите руки те, кто справился с этим заданием.

Молодцы!

Подводит итоги работы, организует заполнение оценочного

листа.

В оценочным листе заполняем графу «В конце урока».

Рисуем смайлик, подходящий под ваше настроение, и

оцениваем свои знания и работу на уроке. Сравниваем

результаты.

- Поднимите руку те, у кого оценка стала выше. У кого

осталась на том же уровне.

Покажите мне свою итоговую оценку за урок. (Поднимают

сигнальные карточки разного цвета).

Учитель оценивает учащихся.

11. Домашнее задание

Обеспечение

понимания

учащимися

содержания

и

способов

выполнения

домашнего задания

3 мин Задает домашнее задание, комментируя его.

Всем: Ответить на вопросы в конце п. 30 устно.

На выбор: придумать меры, которые нужно соблюдать при

штормовом ветре. Оформить в виде памятки.

Учащиеся записывают

задание, прослушивают

инструктаж

Регулятивные

Волевая саморегуляция.

Оценка своих возможностей, выбор

посильного уровня задания.

Личностные

Адекватное реагирование на

трудности.

12. Этап рефлексии учебной деятельности

Рефлексия

3 мин Благодарит учащихся за работу на уроке.

- Урок наш подходит к концу.

- Молодцы! Спасибо большое всем за работу!

Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?

Участвуют в беседе с

учителем.

Регулятивные: оценивание

собственной деятельности на уроке

Используемая литература

1.

География. Начальный курс. 6 класс. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2016. – 159 с.: ил.

2.

География. Начальный курс. 6 класс. Т.П. Громова. Методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой. - М:

Дрофа, 2018 – 148 с..



В раздел образования